Ребенок не разговаривает в 2 года: советы доктора Комаровского, что делать

Речевая функция у детей начинает своё развитие еще с 1-го года жизни. Сначала ребёнок гулит, потом произносит слоги, а затем слова. К 2 годам постепенно появляются маленькие предложения.

Если к 2-летнему возрасту малыш не разговаривает, родители начинают сильно переживать и водить его к логопеду и неврологу.

Что думает по этому поводу доктор Комаровский? Стоит ли сразу начинать заниматься с ребёнком и мучить его обследованиями?

Нормальное речевое развитие ребенка

Ребенок не разговаривает в 2 года: советы доктора Комаровского, что делать

Во сколько малыш начинает разговаривать? В первые месяцы жизни у ребенка нет речи. Малыш проявляет желание к общению улыбкой и плачем. Ко второму месяцу у грудничка появляется гуление. Этот этап развития является очень важным. Гуление позволяет подготовить и развить мускулатуру органов артикуляции.

К 7-9-месячному возрасту малыш начинает лепетать. В речи появляются слоги, которые не несут осознанности. Ребенок просто бормочет ба-ба-ба, ма-ма-ма и другие наборы букв. В 9-11 месяцев он уже хорошо понимает разговор и интонацию окружающих.

На слух знает около 50-100 слов. В 11-14-месячном возрасте грудничок начинает произносить слова. В словарном запасе уже имеются слова: «мама», «папа», «баба», «дядя», «гав-гав» (собака), «бо-бо» (больно), «би-би» (машина) и другие.

К году должно быть 10 слов.

Годовалый ребенок внимательно следит за движениями губ родственников во время разговора, пытается повторить слова и артикуляцию взрослых. Если постоянно с грудничком разговаривать, он быстро научится повторять слова, правильно их воспроизводить.

Девочки начинают говорить раньше мальчиков на 2-4 месяца. Это происходит из-за отличий в структуре мозга. У мальчиков связь между полушариями менее развита, что незначительно затрудняет проведение нервных импульсов. Поэтому мальчики начинают разговаривать немного позже, что является нормой.

В полтора года ребенок уже формирует фразы по 2 слова. Он говорит в повелительном наклонении: «Папа. Дай», «Мама. Иди». К 18-месячному возрасту произносит слова во множественном числе.

К двум годам ребенок уже знает около 1000 слов. В этом возрасте дети начинают задавать вопросы: «Что это?», «Кто там?», «Почему?». У малыша 2-х лет можно услышать небольшие предложения: «Это собака», «Это стул», «Дай мишку», «Где папа?».

Комаровский о развитии речевой функции

Ребенок не разговаривает в 2 года: советы доктора Комаровского, что делать

Доктор Комаровский является врачом педиатром, который стал известным благодаря своим передачам. В них он дает рекомендации родителям по детскому здоровью и воспитанию. В телевизионных выпусках доктор не один раз рассказывал о развитии речи.

Комаровский говорит о важности общения ребенка с родителями и окружающими людьми. По его словам, малыш правильно развивается, когда во время игры присутствуют родители. Взрослые помогают ему познавать мир. Во время общения мама или папа учат, как нужно кидать мячик, что делать с пирамидкой и так далее, дают задание (инструкцию). Пример: «Возьми мяч, и принеси его маме», «Кидай мячик папе».

Во время совместной игры малыш учится слушать, анализировать речь родителей. У него появляется желание учиться говорить, правильно произносить слова, строить фразы и предложения. Это очень важно, особенно на этапе перехода от понимания устной речи окружающих к воспроизведению ее самостоятельно.

Этиологические причины отсутствия речи у малышей 2-летнего возраста

Причин отсутствия речи может быть множество. Большое значение для речевой активности имеет внимание родителей, здоровье ребенка, матери и отца. Также задержку речевого развития (ЗРР) провоцируют стрессы.

Этиология задержки речевого развития:

  • Травмы в родах, отягощенный анамнез беременности.
  • Неврологические патологии.
  • Снижение слуха, глухота.
  • Общее недоразвитие речевой функции.
  • Задержка психического развития, умственная отсталость.
  • Аутизм, детский церебральный паралич.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Недостаточное внимание со стороны родственников.

Ребенок не разговаривает в 2 года: советы доктора Комаровского, что делать

Речь может задерживать отягощенный анамнез беременности и родов. Плохо влияет на речевое развитие гипоксическое поражение головного мозга.

Оно возникает по причине отслойки плаценты, сильного тонуса матки на протяжении всей беременности, позднего токсикоза (эклампсии). Эклампсия является серьезной проблемой во время вынашивания плода, так как она сильно повреждает сосуды плаценты.

При этом кровоток затрудняется, ребенок испытывает дефицит питательных веществ и особенно кислорода.

При сильном тонусе матки происходит спазм кровеносных сосудов. Кровоток частично перекрывается, малыш испытывает гипоксию. При частичной отслойке плаценты происходит то же самое. Гипоксическое поражение мозга сильно затрудняет его развитие. В мозговой ткани начинается образование очагов ишемии, которые в дальнейшем проявляются речевыми расстройствами.

На работу мозга сильно влияют способы оказания помощи в родах, плохая родовая деятельность. Поражение нервной системы провоцирует использование при родовспоможении вакуум-экстрактора, акушерских щипцов. Также нежелательно применять прием изгнания ребенка путем нажатия на живот.

Впоследствии задержку речевого развития вызывают аспирация околоплодными водами, обвитие пуповиной (особенно двойное). Ребенок при этом испытывает гипоксию. Длительные роды более 12 часов опасны для ребенка гипоксическим поражением мозговой ткани.

Гипоксические состояния несут за собой задержку нервно-психического развития, умственную отсталость, детский церебральный паралич, аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивность.

Отрицательно влияет на развитие речевой функции курение, употребление спиртных напитков, наркотиков во время вынашивания плода.

Эти привычки способны привести к глухоте (врожденной), постепенному снижению слуха, гипоксическому повреждению мозговой ткани.

Курение, алкоголь, наркотики провоцируют нарушение развития мозга, недоношенность, угрозу прерывания беременности, инфекционные болезни раннего возраста, аутоиммунные патологии.

Задержка речи возможна при аутизме. Ребенок-аутист не способен нормально общаться с родителями и детьми. Отсутствие взаимодействия с окружающими приводит к запоздалому речевому развитию или отсутствию речи.

Ребенок не разговаривает в 2 года: советы доктора Комаровского, что делать

Этиология отсутствия речевой функции по Комаровскому

Доктор Комаровский, помимо основных причин задержки речевого развития, выделяет еще и другие. Основной проблемой у современных родителей является повышенное внимание к развитию речи.

Если ребенок не начал говорить до 2-летнего возраста, родственники сильно переживают, нервничают, водят малыша к логопеду, неврологу, отоларингологу.

Такое повышенное внимание заставляет ребенка, наоборот, продолжать молчать.

Многие родители торопят малыша говорить. Начинают усиленно с ним заниматься, что снижает скорость развития речи. Ребенок хочет играть, а его заставляют сидеть над книжками, рисунками, карточками.

Малыши в 1,5-годовалом возрасте испытывают трудности с вниманием, поэтому им быстро надоедают занятия. Задачи не по возрасту, длительное сидение только отталкивают дошкольника от занятий.

Он может вообще отказаться говорить.

Комаровский часто говорит о современной проблеме – гаджеты. Родители не хотят заниматься с ребенком. Большее количество времени они посвящают компьютеру, планшету, телевизору.

Родственники рано приучают ребенка к играм на планшете, к телефонам, просмотру мультфильмов, мало читают книг. Игры, мультипликация не позволяют развиваться речи и воображению. Особенно вредно давать пользоваться гаджетами дошкольнику от 1,5 лет. В это время идет скачок речевого развития. Если пропустить ранний период формирования речевой функции, у ребенка будет сильное отставание.

Следующей проблемой, по мнению Комаровского, считается большая занятость взрослых. Родители, живущие в городах, постоянно на работе. Некоторые из них работают допоздна.

В выходные дни горожане стараются отдыхать: ходить в клубы, рестораны, ездить на рыбалку, ходить по магазинам, смотреть телевизор, посещать тренажерный зал. Ребенок по этой причине не успевает общаться с родственниками.

Он либо с няней, либо в детском саду, а этого недостаточно для полноценного речевого развития. Дошкольник может запротестовать и совсем замолчать.

Одна из причин молчания – отсутствие мотивации к речи со стороны родителей. Если дошкольник молчит − это не всегда означает, что он не умеет разговаривать.

Ребенка не мотивировали родители к формированию речи. Он адекватно реагирует на просьбы, задания, не применяя речи, поэтому не видит смысла в освоении речевых навыков.

Малыш часто просто мычит, кивает, показывает на предмет или родственника.

Рекомендации Комаровского

Беспокоящимся родителям, у которых малыш к 2-летнему возрасту не заговорил, доктор Комаровский советует прийти на прием к врачу.

Обследование включает консультации невролога, логопеда, психолога, отоларинголога. ЛОР-врач необходим, чтобы исключить глухоту или снижение слуха.

Для этого специалист направляет на аппаратное исследование, которое называется аудиограммой. Она определит уровень слуха, диапазон звуков.

Невролог – это основной специалист, работающий с дошкольниками, которые имеют отставание в речевой функции. Он поможет выявить причины отклонений речи.

Врач проведет необходимое обследование (анамнез, осмотр), назначит дополнительные методики: нейросонографию, электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию и другие.

Читайте также:  Обучение чтению дошкольников в игровой форме: игры и задания для детей 6-7 лет

При необходимости порекомендует терапию (Энцефабол, Пантогам и другие препараты), которая даст толчок к появлению речевой функции.

Невролог на осмотре выяснит:

  • Общее развитие малыша (когда начал улыбаться, гулить, понимать разговор окружающих).
  • Навыки на момент обследования.

После обследования невролог направляет на консультацию к логопеду. Специалист проводит осмотр, специальные тесты на речевую функцию. После первого посещения логопед пишет заключение, составляет план занятий. Во время работы с ребенком педагог развивает речевую функцию: учит произносить должным образом звуки, слова, предложения.

Распространенные патологии, которые обнаруживает логопед:

  • Укороченная уздечка.
  • Повышенный тонус мускулатуры артикуляционного аппарата.

Консультация психолога необходима всем детям с нарушениями речи. Специалист оценит состояние речевой функции, выявит патологию. Психолог необходим также для исключения или подтверждения психологических травм, хронических стрессов и других состояний. По результатам обследования назначается лечение (беседы, арт-терапия, тренинги, дельфинотерапия и пр.), если таковое требуется.

Ребенок не разговаривает в 2 года: советы доктора Комаровского, что делать

Совет доктора:

  • Больше времени проводить с малышом.
  • Постоянно проговаривать все свои действия и намерения.
  • Не давать дошкольнику телефоны, планшеты, ограничить просмотр мультфильмов.
  • Больше читать, заучивать потешки, стихи, песенки.
  • Не ругать ребенка, когда он отказывается что-то сказать.
  • Задавать вопросы малышу, а именно: «Что ты видишь на картинке?», «Кто пришел?», «Какого цвета шапочка?» и так далее.
  • Организовать общение малыша со сверстниками и детьми постарше.
  • Оградить от стрессовых ситуаций и конфликтов в семье.

Заключение

При задержке речевого развития Комаровский советует сильно не паниковать. Если имеются отклонения, родителям нужно привести малыша к педиатру, который направит его к узким специалистам. Доктор уверяет, что при создании благоприятных условий, дошкольник обязательно заговорит.

Ребёнок в 2 года не разговаривает: советы Комаровского

Любые родители надеются, что их чадо будет умным и талантливым. Они с волнением следят за развитием крохи и очень беспокоятся, если ребёнок в 2 года не разговаривает. Известный педиатр Комаровский советует не паниковать. Сначала нужно определить причины происходящего – обычно они не столь страшны, как предполагают близкие малыша.

По общепринятым нормам, к завершению первого года жизни ребенок должен произносить несложные слова: «мама», «папа», «дай» и т. д.

К 2-2,5 годам словарный запас пополняется, и появляется умение соединять слова в короткие предложения, например: «Дай ручку!», «Где мишка?», «Купи куклу!».

Но статисты утверждают, что в современном мире нередки случаи, когда 2-летний малыш молчит или вместо предложений произносит невнятные звуки. Доктор Комаровский успокаивает: чаще всего это обстоятельство не является признаком серьезного отклонения в развитии.

Почему малыш молчит? Разгадка может быть проста

Ребенок не разговаривает в 2 года: советы доктора Комаровского, что делать

По мнению Комаровского, если ребенок в 2-2,5 года не разговаривает, то прежде, чем искать тяжелые физиологические или психологические нарушения, стоит проверить, не кроется ли секрет молчаливости чада в следующих причинах.

Проблемы с органами слуха

Возможно, малыш слышит недостаточно хорошо или не слышит вовсе. Естественно, в такой ситуации он не может понимать и запоминать слова. Есть ли у вашего сынишки или доченьки слуховые проблемы, легко выяснить, посетив отоларинголога.

Наследственность

Обязательно поинтересуйтесь у своих родителей, в каком возрасте начали говорить вы. Если папа или мама в детстве долго были «молчаливы», не надо удивляться, что их ребёнок не разговаривает в 2,5 года. Обращайтесь к специалистам лишь при условии, что мальчик или девочка не говорят по достижении 3 лет.

Чрезмерная опека или недостаток внимания

Бывает, близкие настолько опекают маленького члена семьи, что каждое его желание угадывается без лишних слов и выполняется незамедлительно. Конечно, кроха быстро поймет, что в озвучивании просьб нет нужды. Противоположная ситуация тоже чревата задержкой речи. Ребенок, на которого зачастую попросту не обращают внимания, не станет активно учиться говорить.

Психологическая травма

Если в раннем возрасте малыш сильно испугался, это может негативно отразиться на его речевом развитии.

Слабый организм

Легкая простуда или другая болезнь, кажущаяся неопасной, могут повредить детскую нервную систему. Убедиться в том, что вы имеете дело с осложнениями недугов, можно на приеме у невролога.

Подарите крохе речь

Ребенок не разговаривает в 2 года: советы доктора Комаровского, что делать

Все хотят знать, что делать, даже если ребёнок в 2 года не разговаривает в силу не слишком тревожных причин. «Разговорить» любимое чадо поможет выполнение таких правил.

Окружите малыша вниманием

Маленький человек должен чувствовать свою значимость, ощущать любовь со стороны родителей, ведь они для него центр мира. Стремление папы и мамы к общению – лучший стимул для попыток заговорить. Но следите за тем, чтобы не нарушить тонкую грань между опекой и гиперопекой.

Пытайтесь вести диалог

Перефразируя известную пословицу об аппетите, можно сказать: желание участвовать в разговоре появляется в процессе разговора. Описание окружающих предметов, природы, погоды, поведения людей и животных стимулирует ребенка высказать свой взгляд на вещи.

Читайте иллюстрированные книги

Сказки с большими яркими рисунками обязательно заинтересуют малыша. Не забывайте о второй составляющей: кроме чтения текста, нужно описывать картинки. При этом стоит создавать обстановку, благоприятную для разговора.

Затевайте развивающие игры

Примените фантазию, чтобы чаду захотелось комментировать свои действия. При данной проблеме лучше всего выбрать упражнения для развития мелкой моторики рук, а также игры, во время которых нужно проявить воображение и внимание.

Поощряйте малыша и сохраняйте спокойствие

Ребенок должен заметить: когда он пробует говорить, мама и папа радуются, и таким образом можно заслужить похвалу. Это усилит стремление запоминать и произносить фразы.

Помните, настроение родителей отражается на поведении их наследников.

Замените раздражительность и переживания из-за задержки речи уверенностью, что ничего страшного не происходит, и эмоциональное состояние подрастающего карапуза тоже улучшится, что, безусловно, способствует развитию.

Педиатры старой закалки привыкли укладывать развитие детей в строго установленные рамки.

Они утверждают, что ограничение речи 2-летних малышей невнятными звуками – повод для срочного обследования, и нередко склонны быстро ставить диагноз «задержка психического развития».

Но многие врачи не столь категоричны, ведь современная медицина признает наличие огромного количества индивидуальных особенностей человека. К таким специалистам относится доктор Комаровский.

Если ребёнок в 2 года не разговаривает, не стоит бить тревогу и допускать, чтобы окружающие приписывали вашему чаду патологии, которых у него нет. Не делайте поспешных выводов, прислушайтесь к советам доктора Комаровского. Вероятней всего, приблизившись к 3-летнему рубежу, дитя порадует вас беседой. Будьте не только внимательны, но и мудры, ухаживая за самым маленьким членом семьи!

Почему ребенок в 2 года не разговаривает: доктор Комаровский

Как известно, все родители считают своего ребенка самым лучшим, с отменными способностями и высшей степенью одаренности. Однако, это только на первый взгляд так.

Когда ребенок развивается не по общепринятым меркам, все, без исключения, родители, где-то в душе тревожатся, не обязательно демонстрируя эти переживания окружающим. Страхи и опасения особенно велики в том случае, если ребенок долго «молчит», не хочет, или не может разговаривать в том возрасте, когда бы уже «должен».

Об этой деликатной теме пойдет речь в данной статье. Почему ребенок в 2 года не разговаривает: доктор Комаровский рекомендует не паниковать, а почему узнаем вместе.

Возможные причины молчаливости малыша

Когда мы говорим о задержке в речевом развитии, очень важным обстоятельством считается определение причины такого поведения. Они могут быть самыми разнообразными — от банальной «упертости и характера» до серьезных физиологических и психологических нарушений.

Возможные причины молчаливости малыша часто заводят родителей в ступор — они-то думали, что вот с кем-кем, а с их ребенком ничего плохого случиться не могло. Но, родители, можете облегченно вздохнуть, ведь чаще всего причины оказываются не настолько серьезными, какими кажутся на первый взгляд.

Читайте также:  Части тела картинки для детей детского сада: развивающие карточки, плакаты, раскраски

Вот несколько из них:

  1.  Слуховые проблемы — ребенок не слышит вообще, либо слышит частично. Подтвердить или опровергнуть этот вариант очень легко — сходить к отоларингологу.
  2.  Наследственность. Если родители молчаливы, то чего ждать от малыша? Спросите у своих родителей — а когда вы полноценно заговорили в детстве?
  3.  Эмоциональные причины — психологическая травма, гиперопека, либо, наоборот, гипоопека. Все эти, казалось бы, мелочи, имеют огромное влияние на развитие маленького организма.
  4.  Общая слабость организма — даже легкая простуда может нанести вред ещё не окрепшей нервной системе детеныша, обращайтесь к неврологу.

Что предпринимать, если ребенок не говорит в 2 -3 года?

Как уже говорилось выше, первым делом стоит определить причины, а уж потом браться за «исправление ситуации».

Тем не менее родители, часто на эмоциях и с повышенным уровнем адреналина в крови прибегают к доктору и первый вопрос, который задают — Что предпринимать, если ребенок в 2 года не разговаривает? И это в корне неправильно, поскольку они не дают своему чаду ни малейшего шанса — а как же индивидуальность, а как же личность, хоть и маленького — но человека?

Ребенок не разговаривает в 2 года: советы доктора Комаровского, что делать

И всё-таки, дадим некоторые рекомендации на тему — «А что делать?»:

Это для взрослых оно ерунда, а мама и папа для малыша — центр Вселенной, и их внимание (и время!) бесценно для юной личности. Но не стоит перегибать палку!

Что за банальности — спросите вы? А вот и нет: даже описание окружающих предметов, даже рассказ о том, как птичка летает, даже мяуканье и гавканье существенно стимулируют дитя к разговору. Ведите диалоги с малышом как можно чаще!

Лучше, если это будут яркие книги с рисунками, сказки (вы ведь помните второй пункт — все картинки нужно описывать, проговаривать).

Тут нужно делать то, на что хватает фантазии у взрослых, но лучше всего себя зарекомендовали упражнения на развитие мелкой моторики рук, воображения и внимания у ребенка.

Как научить ребенка разговаривать

Ребенок не разговаривает в 2 года: советы доктора Комаровского, что делать

Главное — спокойствие! Если мама с папой будут дергаными, нервными и взволнованными по той причине, что молчит, есть большая вероятность, что он так и будет продолжать. Давно известен тот факт, что дети тонко чувствуют настроение и различают все эмоциональные ноты нашего поведения.

Как научить ребенка разговаривать — на этот вопрос у каждого доктора разные ответы. Психологи скажут — срочно вести на специализированные занятия; неврологи ответят — тут все дело в голове, необходимо сделать УЗИ головы; педиатры старой закалки могут и в список «недоразвитых» записать.

Если ребенок в 2 года не разговаривает: доктор Комаровский утверждает — не нужно ничему учить, когда придет время, и малыш будет готов — он сам заговорит, удивив этим всех вокруг.

Не нужно так глубоко вникать в понятия норм и сроков, а нужно помнить, что ваш детеныш — личность, не смотря на то, что личности этой два года отроду.

Что делать, если ребенок не говорит

Авторы: Коваль Ирина

Когда родители приходят на консультацию к логопеду, часто задают вопрос: ребёнку уже 2 или 3 года, но он не говорит или говорит совсем мало — это нормально? Есть ли повод для волнения — может, нужно просто подождать, и все само наладится? Давайте обсудим этот вопрос.

Выделяют две группы факторов, обусловливающих задержку в формировании речи:

1) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки, т.е.

неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых либо, наоборот, в гиперопеке.

Итог — у ребенка не формируется мотивация речевого общения: в первом случае ему не к кому обращаться, во втором — незачем, его и так поймут, и всё будет сделано так, как он хочет, максимально быстро;

2) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка. В данной ситуации требуются не только изменения условий воспитания, но и помощь специалистов — невролога, детского психолога, логопеда, сурдолога или сурдопедагога. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больше сил и внимания.

К тому же если родители малыша, у которого отмечаются проблемы с развитием речи, постоянно просят его «скажи», «повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма, который может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Также проявления недоразвития речи усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, — это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги и слова. Поэтому родители обычно получают совет больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Что же делать?

Нужно начинать заниматься развитием речи у ребенка как можно раньше. Самым эффективным периодом считается возраст от полутора до 5 лет, когда идет активное становление речевой функции.

Важно обратить внимание родителей на тот факт, что в общении с ребёнком, особенно раннего и младшего дошкольного возраста, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?»; «Ляля хочет бай-бай?»), сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст — «детская речь» будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.

Отрицательно сказывается на речи малыша также частое употребление взрослым слов с уменьшительным или ласкательными суффиксами, слов, недоступных для его понимания или сложных в звукослоговом отношении.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс формирования речевого аппарата еще не закончен.

Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребёнка, т.е. развивается речь — развивается интеллект.

Необходимо помнить и о тесной связи функций речи и рук. Ведь движения пальцев рук, мелкая моторика коррелируют с речевой функцией.

На кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Поэтому начинать тренировку пальцев рук ребёнка необходимо с раннего возраста. Приемы могут быть самыми разнообразными, но важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно точными и энергичными.

Упражнения для развития мелкой моторики

Рвать на мелкие кусочки бумагу (дети делают это с удовольствием).

Перебирать или нанизывать крупные бусины, складывать деревянные пирамидки, вкладыши. Движения, при этом, осуществляются двумя-тремя пальцами.

В дальнейшем задания усложняются: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Хорошо бы регулярно делать массаж пальчиков и ладошек, используя специальные колечки су-джок и мячик-ёжик.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками (например, «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Прилетели гули» и т.п..). Начинать лучше с самых простых, постепенно усложняя задания.

Занятия по развитию речи

Также хорошо работают песни и потешки. Если необходимо пропеть потешку — не стесняйтесь! Малыш будет с интересом прислушиваться к мелодии и скоро сам попытается воспроизвести её. Вначале он может протягивать одну гласную, а в дальнейшем будут добавляться согласные, слоги, слова и фразы.

Читайте и рассказывайте детские сказки и стихи. Ваше чтение должно быть настолько эмоциональным и выразительным, чтобы ребёнку хотелось вслушиваться в вашу интонацию.

Читайте также:  Поделки на 23 февраля своими руками в детский сад и школу

В дальнейшем старайтесь больше говорить с ребенком, озвучивайте («оречевляйте») все свои действия, комментируйте то, что видите в окружающем мире, произносите слова четко, внятно, разборчиво и терпеливо.

Если есть ощущение тревоги по поводу медленного формирования речи, обратитесь за консультацией к узкопрофильным специалистам — логопеду, детскому психологу, неврологу. Скорее всего, если никаких нарушений состояния здоровья специалисты не найдут, то логопеды вам порекомендуют артикуляционную гимнастику.

И напоследок самый главный совет: не раздражайтесь и не стесняйтесь того, что ваш ребенок до сих пор не разговаривает. Ваша любовь и ваше терпение обязательно помогут преодолеть эту проблему.

  • Удачи вам, любящие и заботливые родители!

Ребенок в 2 года не разговаривает

В 2 года ребенок уже должен говорить. Читайте статью, чтобы знать причины, почему малыш не болтает в 2 года, а только мычит, но все понимает.

Молодые родители всегда переживают, когда у их ребенка возникает проблема своевременного формирования речи. Часто бывает так, что малыш просто растет в своем темпе и спустя некоторое время он начинает разговаривать не меньше своих сверстников.

  • Но проблемы речи могут быть намного глубже и важно своевременно распознать их и попытаться устранить.
  • Начинать коррекцию нужно в возрасте 1,5-2-х лет, чтобы можно было добиться хороших результатов.
  • В этой статье вы сможете найти информацию о том, почему возникают такие расстройства и как разговорить ребенка.
  • К какому специалисту нужно обратиться и что говорят об этой проблеме ведущие педиатры разных стран?

Ребенок не говорит в 2 года, только мычит, но все понимает: причины

Ребенок не говорит в 2 года, только мычит, но все понимает: причины

Часто родители 2-х летнего малыша не обращают внимание на то, что их кроха не разговаривает.

Но, если у него хорошо развит интеллект, он понимает взрослых и выполняет их просьбы, поддерживает контакт с родителями, активно общается жестами и нет проблем со слухом, но при этом ребенок в 2 года не разговаривает — это не норма.

Такое состояние называется расстройством экспрессивной речи.

Педиатры и логопеды выделяют два вида причин, почему ребенок не говорит в 2 года, а только мычит, но все понимает:

  1. Социальные
  2. Физиологические

Ребенок не говорит в 2 года, только мычит, но все понимает

С этими двумя видами проблем могут быть связаны такие причины, почему малыш не разговаривает:

  • Внешние причины. У крохи нет мотивации. Он чувствует большую заботу и поэтому нет стимула к речи. С малышом нужно разговаривать. Если он будет только слышать голоса из телевизора или планшета, то разговаривать такой ребенок не будет.
  • Внутренние причины. Сюда следует отнести наследственный фактор, неврологические проблемы и нарушение развития органов артикуляции. Если кто-то из родителей в детстве начал поздно говорить, то и их сын или дочь может повторить ситуацию, но с каждым поколением проблема может усугубляться. Поэтому будьте настороже. Ребенок не сможет произносить звуки, если у него короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица или были перенесены травмы в раннем возрасте.

Важно: Часто проблема с речевым аппаратом у ребенка возникает, если в семье все взрослые говорят на разных языках. Двуязычие родственников приводит к тому, что малыш не может вычленить лексемы того или иного языка.

Совет: Также не проявляйте излишнюю требовательность и не требуйте от ребенка, чтобы он разговаривал. Нужно создать мотивацию, а не давить на малыша.

Как научить разговорить ребенка в 2 года: упражнения, игры, развивающие занятия

Как разговорить ребенка в 2 года: упражнения, игры, развивающие занятия

В 2 года у малыша отличное представление об окружающем мире, но не все дети в этом возрасте используют свой словарный запас.

Как говорилось выше, у многих детей могут быть проблемы с речью как внутренние, так и внешние.

Поэтому, если ваш малыш не говорит в 2 года, следует с ним выполнять специальные эффективные упражнения, играть в игры, и проводить развивающие занятия:

  • Игра с карточками. Сделайте карточки и нарисуйте или наклейте на них животных или транспорт. Попросите ребенка достать одну карточку и назвать, что изображено на ней. Пусть малыш подумает, не торопите его. Если ребенок растерялся и не может назвать слово, то через 15 секунд назовите слово сами, четко выговаривая по слогам.
  • Детские стихи-прибаутки. «Ладушки-ладушки» и другие стишки помогают отлично развить речь. Можно использовать любые интересные стихи из любимой детской книги ребенка.
  • Игра «Кто как говорит». Попросите ребенка повторить звуки животных. Сначала спросите его: «Как говорит собачка?», «Как говорит киска?». Если ребенок сам не произносит слова, тогда через 10-15 секунд нужно произнести правильные ответы.
  • Глупый взрослый. Если ваш ребенок жестами или отдельными звуками показывает, что хочет, к примеру, яблоко, то вы сделайте вид, что не понимаете, и спросите у него: «Ты хочешь лопатку? Нет? А может тебе дать ведерко?» Долго ребенка не мучайте, 3 «неправильных» ответа будет достаточно, иначе малыш может расплакаться.
  • Кто сидит в мешке? В небольшой тряпичный мешок сложите несколько любимых игрушек-животных ребенка. Чуть приоткрывая мешок, показывайте только голову одной игрушки, и попросите кроху назвать животное.
  • Кто как разговаривает? Для двух лет нормально, если малыш будет не называть животное или предмет, а будет повторят звуки, которые они издают. Вы можете только спрашивать: «Как капает дождик? — Кап-Кап», «Как звенит колокольчик? — Дзинь-дзинь» и так далее.
  • Упражнения для развития мышц лица. Артикуляционная гимнастика поможет развить речь. Но маленького ребенка сложно заставить делать какие-либо упражнения. Самый лучший вариант — это кривлянье перед зеркалом. Попросите малыша показать обезьянку и высунуть язык или пусть он изобразит льва и покажет зубы.
  • Развиваем мелкую моторику рук. В области подушечек пальцев расположены рецепторы, которые влияют на мозговой центр моторики. Он расположен рядом с речевым отделом мозга. Для развития мелкой моторики подходят все игры с перебиранием небольших предметов, а также лепка или обычный массаж пальцев. Только выбирайте игры с не слишком мелкими предметами, иначе малыш их может засунуть в рот, нос или ухо.

Как разговорить ребенка в 2 года: упражнения, игры

Многие родители отмечают, что после того как они отдали своего ребенка в детский сад, малыш начал говорить. Находясь вместе с другими детьми, ребенок быстро учится всем жизненным навыкам, в том числе и речевым. Если к 2,5-3 годам ваш кроха так не заговорил, следует обратиться к логопеду-дефектологу и неврологу. Возможно, причина все-таки находится слишком глубоко.

Видео: Логопед для непосед: 5 игр на запуск речи [Любящие мамы]

Ребенок в 2 года не разговаривает: Комаровский

Многие врачи старой закалки утверждают, что ребенок в 2 года должен уметь говорить предложения из 2-3-х слов, выговаривать союзы в предложениях. Если этого умения у ребенка нет, значит, они торопятся ставить диагноз «задержка психического развития».

  • Но современные педиатры не такие категоричные, ведь они берут во внимание индивидуальные особенности ребенка.
  • Например, доктор Комаровский уверен, что если ребенок в 2 года не разговаривает, то родители должны уделить больше внимания своему малышу. Важен не просто результат, а тенденция к нормальному развитию.
  • Если ребенок в 2 года знает 10-15 слов, и в 3 года он также знает всего 15 слов, то это повод для волнения. Если ребенок к 3-м годам повторяет уже 30 слов, хоть это и мало, но у него есть тенденция к развитию, значит, волноваться не стоит.

Подробно об этом посмотрите видео с доктором Комаровским:

Видео: Когда и что делать, если ребенок не говорит? — Доктор Комаровский

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector