Ребенок не разговаривает в 2 года: причины, как научить ребенка говорить

Ребенок не говорит в 2 года. Беспокойство мам и пап по этому поводу вполне объяснимо. Ведь здоровье и нормальное развитие малыша — это важная составляющая родительского счастья. И любое отклонение от нормы неизменно влечет сомнения, тревогу, страх.

Развеять напрасные переживания и дать рекомендации по развитию речи ребенка в 2 года, либо убедить в необходимости безотлагательных действий мы постараемся в этой статье.

Что должен уметь говорить ребенок в 2 года

Ребенок не разговаривает в 2 года: причины, как научить ребенка говорить

Ориентируясь на среднестатистические данные речевого развития, можно сказать, что в норме речь ребенка в 2 года выглядит так:

  • активный словарь состоит из 200-300 слов, в нем кроме названий предметов и обозначения действий есть уже и прилагательные, местоимения, предлоги;
  • предложения состоят из 3-4 слов;
  • появляется монологическая речь;
  • осваивается грамматический строй языка, структура простого предложения;
  • услышанная речь запоминается и анализируется;
  • вместе с накоплением активного и пассивного словарного запаса происходит усвоение звуков;
  • речь используется для общения, выражения просьб, пожеланий или протеста.

Подчеркнем, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Его речь может и даже будет отличаться от общеустановленных норм.

Поэтому, сравнивая свои достижения со статистикой или с другими детьми, важно соблюдать золотую середину. Что это значит? Не беспокоиться понапрасну и не игнорировать очевидное.

Как могут выглядеть серьезные нарушения со здоровьем у ребенка

Обратите внимание, если ваш малыш в 2-2,5 года:

  • плохо понимает обращенную к нему речь, говорит мало слов, да и те — на своем непонятном языке;
  • не выполняет просьбы что-то показать, принести;
  • не откликается на свое имя;
  • не показывает пальчиком и не умеет жестами обратить внимание взрослого на желаемый предмет, а только мычит;
  • неуклюж, неповоротлив, не способен выполнять точные мелкие движения пальчиками рук;
  • подолгу совершает монотонные, однообразные движения;
  • не играет в простые ролевые игры, например, покормить куклу, уложить ее спать;
  • безразличен к реакциям окружающих на происходящие события и сам не делится ни с кем своим эмоциональным настроем;
  • испытывает тремор ручек и подбородка;
  • не участвует в совместных развлечениях.

Если вы замечаете такое поведение у своего ребенка, не теряйте времени и обращайтесь за медицинской помощью. Когда имеет место задержка не только речи, но и психического развития, начатое своевременно лечение более эффективно.

Причинами такого патологического состояния, когда ребенок 2 года не разговаривает, могут быть нарушения в работе головного мозга, вызванные неправильным течением беременности и родов, интоксикацией, инфекционными заболеваниями и их осложнениями.

Когда ребенок плохо слышит или видит, у него также может произойти задержка речи.

Ребенок не разговаривает в 2 года: причины, как научить ребенка говорить

Если же малыш отлично вас понимает, готов выполнять ваши несложные поручения, выражает свои желания посредством мимики и жестов, жизнерадостен, энергичен, сообразителен, но пока ленится, не хочет или говорит только слоги — запасайтесь терпением и принимайтесь интенсивно учить ребенка говорить.

А если в вашей команде будет еще и логопед, то результат придет значительно быстрее. И проблема, звучащая как “ребенок не разговаривает в 2 года”, перестанет быть таковой.

Как развивать речь ребенка в 2 года

Полезные советы

Так что же делать, если ребенку два года, а он не разговаривает? Учим разговаривать и создаем дома благоприятную речевую среду. Как?

Вот несколько советов:

  1. Превратитесь в радио. О чем говорить? Обо всем. Что делаете, что собираетесь сделать, о своем настроении, о том, что происходит вокруг. Озвучивайте каждое свое действие.
  2. Показывайте малышу разные игрушки и предметы домашнего быта. Четко называйте их, давайте потрогать, опишите их цвет, размер и другие качества. Например, это мячик, на нем нарисованы зверушки, потрогай, какой он гладкий и тугой, он умеет прыгать, хочешь попрыгать вместе с ним?
  3. Вовлекайте ребенка в разговор. Задавайте вопросы, не спешите подсказывать ответы; создавайте ситуации, когда ему надо что-то говорить; притворитесь, что вы чего-то не знаете и вам нужна помощь.
  4. Много читайте. Сказки, потешки, стишки по возрасту включают воображение и как нельзя лучше способствуют тому, чтобы развить речь у ребенка.
  5. Рассматривайте яркие иллюстрации, сочиняйте на ходу сюжеты к ним, подключайте к обсуждению маленького молчуна или молчунью. Где спрятался дятел, покажи? А у ежика что на иголках? Грибочки. Где же он их насобирал? Давай тоже поищем!
  6. Тренируйте пальчики. Для этого выполняйте специальную гимнастику или играйте. Как вам закручивание-завинчивание крышек, строительство пирамид, развешивание носовых платков с использованием прищепок, перекладывание макарон из одной миски в другую, лепка, рисование?
  7. Почаще бывайте с ребенком на природе. Собирайте камешки, шишки, желуди, пересыпайте песок, смотрите на облака, любуйтесь цветами, слушайте, как ветер шумит в кронах деревьев и поют птицы. Эмоциональное восприятие окружающего мира расширяет возможности человека в преодолении многих проблем.
  8. Организуйте общение с ровесниками. Ходите на детские площадки, приглашайте ребятишек в гости, делайте визиты сами, чтобы стимулировать речь ребенка.
  9. Защитите малыша от воздействия стрессов. Возьмите в этом ответственность на себя.
  10. Не торопите события, не раздражайтесь из-за молчания и, тем более, не пытайтесь заставить ребенка говорить. Так можно только осложнить ситуацию. Наберитесь терпения. Всему свое время.
  11. Разрешайте познавать малышу окружающий мир, находясь рядом. Подстраховывая, помогая, подсказывая. Любопытство, неподдельный интерес, неравнодушие запускают глубинные созидательные процессы.

Ребенок не разговаривает в 2 года: причины, как научить ребенка говорить

Всем известный детский врач Е.О. Комаровский советует мамам и папам максимально ограничивать время, которое ребенок проводит с телефоном или компьютером, подчеркивая при этом важность его общения с родителями.

Ну что — учимся говорить дальше?

Эффективные упражнения

  • Попробуйте выполнить несложные упражнения для развития речи у детей 2 лет, чтобы губки, щечки, язычок стали подвижными и перестали лениться:
  • Ребенок не разговаривает в 2 года: причины, как научить ребенка говорить
  • Разомните пальчики и поиграйте с улиткой:
  • Ребенок не разговаривает в 2 года: причины, как научить ребенка говорить
  • Назовите мам и их детенышей, составьте предложения из 3-4 слов:
  • Ребенок не разговаривает в 2 года: причины, как научить ребенка говорить
  • Опишите все, что здесь нарисовано:
  • Ребенок не разговаривает в 2 года: причины, как научить ребенка говорить
  • Если следующее задание покажется сложным, просто составьте предложения по картинкам, например, зайчик обходит куст с цветами, зайчик уходит из дома:
  • Ребенок не разговаривает в 2 года: причины, как научить ребенка говорить
  • Придумайте рассказ:
  • Ребенок не разговаривает в 2 года: причины, как научить ребенка говорить

Все эти игры и упражнения, развивающие речевую активность, подойдут и тем деткам, которым почти 2 года, и тем, которые в 2 и 9 не говорят. Занимайтесь с удовольствием!

Важная роль общения

Обобщая сказанное, можно сказать: если ребенок не говорит в 2 года, или в 2 года и 3 месяца, или в 2 года и 7 месяцев, — не попадайте под власть эмоций, обследуйте малыша и создайте дома благоприятную развивающую среду.

Общение ребенка с близкими, сверстниками играет решающую роль в решении проблемы говорения. Это как раз та волшебная таблетка, которую надо не просто выпить, но и изрядно потрудиться, чтобы получить эффект. И заметьте, потрудиться с душой!

Общение — это душевное тепло. А душевное тепло — это мощная сила, способная решить гораздо более сложные жизненные задачи.

Почему ребенок не разговаривает в 2 года и что делать Ссылка на основную публикацию Ребенок не разговаривает в 2 года: причины, как научить ребенка говорить

Ребенок 2 лет не разговаривает, в чем причина? Как научить ребенка говорить в 2 года :

Первые слова, произнесенные малышом, вызывают особый трепет у родителей. С этой поры они начинают верить, что их чадо вот-вот начнет связно разговаривать. Однако происходит так далеко не всегда.

Случается так, что даже когда ребенку почти 2 года, не разговаривает малыш, а выдает окружающим только несвязные звуки. При этом он может лишь мычать, показывая на нужный ему предмет пальцем.

Когда же родителям начинать беспокоиться при возникшей ситуации и вести свое чадо на прием к специалисту? В каких ситуациях достаточно просто подождать — и ребенок начнет разговаривать сам?

Этапы развития речи

От того, насколько ребенок способен оперировать понятиями своего родного языка, можно судить об уровне его развития, а также об успеваемости в будущем.

Именно поэтому речь малыша стоит развивать с самого рождения, следя за правильностью произношения (в соответствии с возрастом) и своевременным расширением словарного запаса.

При этом родителям не стоит терять зря времени, действуя вслепую. Прежде всего им нужно понять, каковы этапы развития речи малыша.

Ребенок не разговаривает в 2 года: причины, как научить ребенка говорить

Первый из них проходит от самого рождения до года жизни. Данный этап называется довербальным. До трехмесячного возраста малыш только воспринимает речь близких ему людей. Однако уже и в этот период у него существует потребность общения.

Чем чаще родители будут разговаривать со своим чадом, тем больше у него появится предпосылок перехода к следующему этапу развития речи. При этом произноситься слова должны нежно и ласково, четко и с улыбкой на лице.

Это важно для становления будущей дикции ребенка.

К полугодовалому возрасту малыш начинает осваивать искусство диалога. Вначале он произносит слоги, понятные только ему. Ими маленький человечек обозначает те предметы, которые нужны для игры. По-своему называет малыш и близких ему людей, а несколько позже и некоторые действия. Родителям важно не переходить на язык своего чада, называя предметы правильно.

От года до трех лет длится следующий этап развития, когда начинает возникать речь. Малыш учится составлять из слогов слова и понимать их значение. Теперь ему не обязательно видеть тот предмет, который он решил попросить. Он уже сам может назвать нужную ему вещь. На данном этапе ребенок способен ответить на вопрос взрослого человека, так как ему понятен смысл уже целого предложения.

В возрасте от 3 до 7 лет малышу предстоит пройти этап, который характеризуется развитием речевого общения. В этот период родной язык ребенок осваивает самостоятельно во время игр и познания нового.

Взрослым стоит помнить о том, что на данном этапе от них требуется правильно оперировать словами и стараться отвечать на возникающие у малыша вопросы. При этом разъяснения должны быть не однозначными, а красноречивыми, со множеством примеров.

Если родители способствовали правильному развитию своего ребенка, то в будущем он отблагодарит их хорошей успеваемостью по всем школьным предметам.

Проведение своевременной диагностики

На каждом из этапов развития речи родители должны внимательно следить за поведением малыша. Проведение своевременной диагностики явится первым шагом на пути к выздоровлению их чада. Что должно насторожить мам и пап? Они должны забить тревогу в том случае, если:

  • новорожденный не проявляет никакой реакции при громких звуках и не поворачивает голову на голос матери;
  • малыш не начинает гулить в период от 2 до 4 месяцев и не высказывает активную реакцию на появление около него близких людей;
  • у ребенка наблюдается малая активность речи или полное отсутствие лепета в возрасте от девяти месяцев до одного года;
  • малыш не произносит в 12 месяцев самые простые слоги и не выполняет элементарные устные просьбы (к примеру, показать животное на картинке);
  • маленький человечек в 1,5 года не говорит простые слова («мама», «баба» и т. д.), а также не проявляет никакой реакции при произношении взрослыми его имени;
  • ребенок 2 лет не разговаривает или плохо произносит слова при невнятной и односложной речи;
  • малыш старше трех лет не способен составить самое простое предложение, знает менее тридцати слов и нередко путает их окончания.
Читайте также:  Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе по ФГОС

Ребенок не разговаривает в 2 года: причины, как научить ребенка говоритьЛюбой из вышеперечисленных признаков является поводом для обращения к специалисту. Это даст возможность исключения патологии или ее своевременного лечения.

Неврологические проблемы

Бывает, что ребенок 2 года не разговаривает, мычит и только показывает пальцем на нужный ему предмет. Такая ситуация может быть следствием неврологического заболевания. Отмахиваться от проблемы, ожидая, что все образуется само собой, не стоит. Чем раньше родители приведут свое чадо к специалисту и начнут лечение патологии, тем лучше это будет для малыша.

Если ребенок не разговаривает в 2 года, причины могут крыться в:

  • поражении или недоразвитии мозга, а также ЦНС как в период внутриутробного развития, так и во время и после родов;
  • длительном токсикозе или угрозе выкидыша в период беременности;
  • хронических заболеваниях и вредных привычках матери;
  • затяжных или стремительных родах;
  • приеме противопоказанных во время беременности лекарств;
  • гипоксии плода;
  • переношенности или недоношенности;
  • несовместимости крови матери и плода;
  • родовых травмах;
  • черепно-мозговых травмах и инфекционных заболеваниях малыша;
  • приеме антибиотиков, способных повлиять на развитие маленького человечка.

Физиологические проблемы

Речь у детей развивается постепенно. Начинается все с артикуляции, укрепления мышц. Это подготавливает речевой аппарат.

Только после его укрепления малыш пытается общаться с близкими ему людьми, используя простые звуки, и учится понимать произнесенные слова. От года до полутора активный словарь ребенка постоянно расширяется.

Для второго года жизни характерен своеобразный «лингвистический прорыв». В этот период то количество слов, которые произносит маленький человечек, увеличивается с каждым днем.

Ребенок не разговаривает в 2 года: причины, как научить ребенка говоритьЕсли ребенок не разговаривает в 2 года, причины такого состояния нередко кроются в физиологии его развития. Это могут быть:

  1. Проблемы со слухом. Такая патология приводит к задержке в интеллектуальном развитии и, конечно же, речи. Ребенок, у которого наблюдается глухоухость или полностью отсутствует слух, не способен нормально разговаривать. Данные проблемы могут быть либо врожденными, либо приобретенными. При этом они и явятся причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Но если в 3 года малыш не произносит слов, несмотря на то что до этого времени его речь соответствовала существующим нормам, то родителям нужно сводить свое чадо на консультацию к отоларингологу.
  2. Нарушение артикуляции и недоразвитие речевого аппарата. Это может быть еще одной причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Слабо развитые челюстные и лицевые мышцы приводят к трудностям локализации звуков. Такая патология возникает в случае раннего отлучения от груди или при короткой уздечке под языком. О нарушении артикуляции свидетельствует сильное слюнотечение, постоянно приоткрытый рот и рвотный рефлекс, который вызывает твердая пища. Данная патология также приводит к тому, что ребенок 2 лет не разговаривает.
  3. Генетическая предрасположенность. Почему ребенок не разговаривает в 2 года, не имея при этом никаких физических отклонений? Возможно, в роду у малыша есть родственники, которые в свое время также не спешили произносить слова. Причина этого кроется в незрелости нервной системы, что замедляет рост тех клеток, которые отвечают за речевую деятельность.
  4. Задержка в интеллектуальном развитии. На речи ребенка, без всякого сомнения, отражаются такие генетические патологии, как метаболические дефекты и синдром Дауна. Негативно влияют на освоение родного языка и различные вирусные заболевания, перенесенные в утробе матери.

Аутизм

Бывают случаи, что ребенок 2 лет не разговаривает в связи с нарушением развития головного мозга. Такая патология приводит к аутизму. Внешние ее проявления можно увидеть в нарушении социального общения, ограничении интереса и повторяющихся действиях.

Детский аутизм протекает устойчиво и стабильно. Его симптомы наблюдаются даже во взрослом состоянии. Но для того, чтобы убедиться в правильности диагноза, необходимо подтверждение таких признаков патологии, как:

  • нарушение общения малыша с окружающими его людьми;
  • низкое социальное взаимодействие;
  • стереотипность в поведении и узкий круг интересов.

Ребенок не разговаривает в 2 года: причины, как научить ребенка говоритьС такой патологией долго ребенок не хочет разговаривать. 2 года – это возраст, в котором он способен лишь повторить услышанное прежде слово. Молчать такой ребенок может и в пять лет. При этом он будет категорически отказываться от общения и с истерикой протестовать против всякого нарушения его режима.

Социальные причины

Почему ребенок не разговаривает в 2 года, хотя у него нет никаких проблем со здоровьем? На это могут влиять определенные социальные причины, среди которых:

  1. Невостребованность речи. Некоторые родители жалуются на то, что их ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает. Причиной этому может быть либо педагогическая распущенность, либо гиперопека над малышом. Первый случай касается такой ситуации, когда ребенок предоставлен самому себе. При этом родители мало разговаривают с ним, не стимулируя речевую активность своего чада. На первый взгляд кажется, что такой малыш отстает в своем развитии. Ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает и у чересчур заботливых родителей. Чрезмерная опека взрослых приводит к тому, что у малыша отсутствует надобность в озвучивании своих желаний. Ему достаточно указать на нужный предмет пальцем.
  2. Испуги и стрессы. Ребенку 2 года 4 месяца? Не разговаривает, если находится в неблагоприятной обстановке. В этом возрасте у малыша появляются сильные эмоциональные переживания, если родители часто ссорятся, срываясь при этом на маленьком человечке. Стрессы сопровождают детей при смене семьей места жительства и при многих других факторах, снижающих психологический комфорт.
  3. Билингвизм. Многие родители беспокоятся, что их чадо молчит, несмотря на то что ребенку 2 года 5 месяцев. Не разговаривает такой малыш в тех случаях, когда в семье для общения используются два языка. Все сказанное он воспринимает с трудом. Ему сложно отделить один язык от другого и понять нужные значения слов.
  4. Синдром госпитализации. Иногда у детей развиваются случаи физической и умственной отсталости, когда их отлучают от матери по причине длительного нахождения в больничном стационаре. В таких случаях у малышей начинает формироваться отстраненность от окружающего мира. Маленький ребенок, находясь в больнице, не может говорить элементарных слов даже в возрасте полутора лет. Такой же синдром наблюдается и у тех деток, в жизни которых мать присутствует только формально.
  5. Негативное отношение к речи. Если ребенок обладает упрямым и независимым характером, то упорство и настойчивость родителей способны привести к отрицательному результату. Постоянные просьбы взрослых произнести то или иное слово становятся причиной того, что их чадо замыкается в себе и отказывается разговаривать.

Что предпринять?

Многие мамы и папы начинают бить тревогу, когда их малыш, несмотря на то что исполнилось ребенку 2 года, не разговаривает.

Что делать в таких ситуациях? В первую очередь необходимо исключить патологии слухового аппарата. Ведь случается так, что до двухлетнего возраста родители и не предполагают о том, что у малыша есть проблемы.

Необходимо также обратиться к специалисту для выявления неврологических заболеваний.

Ребенок не разговаривает в 2 года: причины, как научить ребенка говоритьЕсли физически малыш здоров, но при этом ребенку 2 года, не разговаривает. Что делать? В этом случае можно просто подождать. Многие неврологи и логопеды отмечают все возрастающую тенденцию того, что в целом детки начинают говорить несколько позже, чем даже 10-15 лет назад. Именно поэтому специалисты советуют не бить тревогу даже тогда, когда ребенок 2,5 года не разговаривает. Они рекомендуют просто подождать, пока он вырастет до 3 лет. Только после этого врачи начинают заниматься с малышом.

Как должны вести себя родители

Разумеется, если ребенок 2,5 года не разговаривает, подождать можно. Однако многие родители предпочитают, чтобы их малыш разговаривал так же, как и соседский. А для этого понадобится создание благоприятных условий.

Ребенок начнет озвучивать все происходящее вокруг в том случае, когда для этого будут существовать определенные бытовые условия, а именно:

  • выключенные радио, телевизор и компьютер;
  • внимание родителей.

Однако взрослые не должны предугадывать желания своего чада и выполнять его указания по одному только взгляду. Нужно создавать такие ситуации, когда малыш вынужден попросить о чем-либо, а взрослые делают вид, что не понимают его намеков и мычаний.

Развитие мелкой моторики

Еще Павловым было отмечено использование мышечных ощущений, ведущих от речевого органа к коре головного мозга. Так происходит и у ребенка, который начинает говорить, подражая мимике матери.

После семимесячного возраста эта способность у малышей начинает ослабевать. Именно поэтому в дальнейшем необходимо пользоваться другими методами. Специалистами было подмечено, что с речевым развитием совпадает развитие движений пальцев на руках.

Именно поэтому их моторику необходимо развивать для скорейшего освоения родного языка.

Ребенок не разговаривает в 2 года: причины, как научить ребенка говорить

Работа по тренировке детских пальчиков должна начаться уже с семи месяцев. Для этого малышу надо давать катать шарики из пластилина или использовать в качестве игрушки крупные бусы из дерева. В полтора года задания должны быть усложнены. Малыша нужно занимать застегиванием пуговиц или завязыванием узелков.

Советы логопедов

Если ребенок не разговаривает в два года, то ему нужно не просто читать стихи или петь песни, а научить помогать взрослому. Малыш должен вставлять нужные по смыслу слова.

Ребенок не разговаривает в 2 года: причины, как научить ребенка говоритьБольшое значение для детей имеет их общение со сверстниками. Неудивительно то, что именно в садике малыши начинают разговаривать намного быстрее. Они берут пример с других детей.

Читайте также:  Билингвизм у детей: плюсы, минусы, виды, таблица

У многих малышей стремление что-либо рассказать появляется после того, как они увидят что-либо новое, удивившее их. Это должны учесть родители в процессе воспитания. Для новых познаний важно ходить с детьми в цирк и посещать игровые комнаты, а также ездить в деревню, где показывать им домашних животных. В таком случае малыш будет стремиться поведать всему миру о своих ярких впечатлениях.

Ребенок плохо говорит в 2 года. Как ему помочь?

Нормы формирования разговорных навыков

Важно отметить, что нормативные показатели – это достаточно обобщенные и сухие данные. В них не учитываются индивидуальные физиологические и психологические особенности ребенка, которые в большинстве случаев играют решающую роль. Во многих случаях только специалисты могут определить наличие каких-либо сложностей или отклонений у малыша.

Как бы то ни было, официальными нормами развития речевого аппарата у детей принято считать:

  • до 5-6 месяцев – период гуления, когда малыш издает звуки, интонационно схожие с привычными словами;
  • 7-8 месяцев – 1 год 2 месяца – подражание животным, повторение односложных слов («дай», «ма», «ба», «мяу», «гав»);
  • 1 год 2 месяца – 2 года 6 месяцев – расширение словаря, составление первых словосочетаний, фраз и предложений;
  • 2 года 7 месяцев – 3 года 5 месяцев – закрепление и четкая формулировка предложений, словесные игры, сочинение историй в слух.

При этом следует также учитывать, что девочки начинают говорить гораздо раньше, нежели мальчики. Они активно подражают взрослым, быстро копируют их слова, интонацию и произношение. В свою очередь, мальчикам проще составлять грамматически правильные предложения.

Почему может молчать или плохо говорить ребенок в 2 года?

Безусловно, причины, по которым малыш может не разговаривать или делать это с большим трудом в таком возрасте, могут быть вызваны травмами, заболеваниями или задержками в развитии. Однако специалисты выделяют еще 2 причины, не связанные с вышеперечисленными проблемами, по которым малыш может испытывать трудности с формированием речи:

  • Отсутствие достаточного количества разговорного общения. Логопеды утверждают, что говорить с малышом необходимо с первых дней его жизни. Делать это нужно не только для того, чтобы он слышал слова и предложения, но и для пробуждения в нем интереса к речи. Впоследствии это поможет увлечь ребенка, и он сам будет стремиться быстрее освоить разговорные навыки.
  • Нечеткая, беглая или быстрая речь взрослых. Если окружение ребенка общается слишком непонятно для малыша, он просто не будет в состоянии понимать и повторять за взрослыми слова. Родителям следует говорить медленнее, сделать четче и выразительнее, и не только в прямом общении с крохой, но и когда просто находится рядом.

Что такое клаттеринг и как его исправить?

Какая обстановка положительно поможет ребенку быстрее сформировать правильную речь?

Если двухлетний ребенок не говорит или плохо проявляет речевые способности, следует обратить внимание на такие параметры окружающей среды, как:

  • активное общение между членами семьи;
  • наличие достаточной коммуникации между ребенком и его сверстниками (или детками немного старше);
  • отсутствие постоянно отвлекающего шума (громко работающий телевизор, компьютер и проч.).

Необходимо в первую очередь обеспечить качественную языковую среду, в которой малыш сможет доступно воспринимать речь окружающих, понимать ее и, соответственно, самостоятельно воспроизводить.

Как стимулировать ребенка разговаривать много и грамотно?

Многие малыши склонны в процессе формулировки фраз или даже одиночных слов замыкаться в себе и не произносить их вслух. Для активного развития речевого аппарата у двухлетних детей специалисты советуют:

  1. Не бранить ребенка за молчание или ошибки. Это может сформировать негативное отношение малыша к разговорам, и он совсем не захочет ничего делать в этом направлении.
  2. Поощрять малыша за произношение слов, хвалить за новые речевые проявления.
  3. Многократно повторять наименования предметов во время игр, прогулок и других занятий.
  4. Задавать вопросы и дожидаться, пока ребенок ответит. Важно не перебивать малыша и не заканчивать за него слова и предложения.
  5. Дожидаться, пока кроха словами выскажет свои желания. Так, если ребенок показывает пальцем на стакан, родители могут делать вид, что не понимают его, пока он не произнесет слово «пить».
  6. Читать много сказок, рассказов и историй, петь вместе песни и проговаривать простые стишки.
  7. Общаться с ребенком много и правильно, не сюсюкая и не искажая слова. Для лучшего восприятия, родителям следует четко артикулировать и упростить собственную речь до коротких фраз и слов.

Чтобы отследить наличие прогресса, можно завести отдельную тетрадку, в которой родители смогут отмечать появление новых звуков и слов у малыша.

Какие упражнения помогут ребенку преодолеть речевые барьеры?

Безусловно, для решения сложностей с формированием речи следует обратиться к логопеду, а в некоторых случаях также к психологу. Специалисты помогут малышу стабилизовать речевой аппарат и правильно поставить воспроизведение звуков.

При этом, для достижения положительного результата следует проводить комплексную работу и дополнять логопедические и психологические занятия домашним развитием.

Ниже представлены примеры упражнений на развитие речевых навыков у двухлетних малышей, которые специалисты рекомендуют практиковать в домашней обстановке.

Ребенок плохо говорит в 4 года. Причины

Пример №1 «Не понимаю».Упражнение проводится в игровой форме. Родители делают вид, что совершенно не понимают, чего хочет малыш. Если он указывает на печенье – следует подать ему любой другой предмет. При этом, не стоит ругать малыша, а лишь эмоционально проявлять искреннее непонимание.

Аналогично можно поступать с игрушками, располагая их на недосягаемой для крохи высоте. Когда он будет жестами просить определенную вещь – подавать абсолютно иную. При этом, каждая игрушка должна быть обозначена простым словом («мяч», «кукла», «машинка» и др.). Следует подольше не давать желанный предмет, чтобы дождаться от крохи словесного выражения желания.

Когда родитель будет давать малышу ту игрушку, которую он хотел – следует несколько раз повторять «Ты хочешь куклу? Вот тебе кукла. Держи куклу». Очень скоро ребенок станет повторять эти слова и будет сразу называть предмет, который он хочет получить, чтобы не терять время с «непонятливыми» родителями.

Пример №2 «Важное поручение».Малыши с раннего возраста любят, когда их делают ответственными за «важные» дела. Следует почаще просить ребенка что-то принести или узнать у других членов семьи какую-либо информацию.

При этом важно объяснить крохе, на сколько незаменимой является его помощь, и что только ему под силу справиться с этим заданием.

Это будет стимулировать малыша, ведь для того, чтобы оправдать возложенные на него надежды, ему нужно будет объясниться словами.

Пример №3 «Договори слово». Родитель произносит начальный слог слова, а малыш – заканчивает его. Коллективное произношение позволяет детям избежать боязни совершить ошибку, расслабляет и стимулирует к более активному проявлению речевых навыков.

При этом, не стоит пренебрегать помощью грамотных специалистов. Опытный логопед позволит не только развить активную и правильную речь, но и высшие психические функции малыша.

13 причин, почему ребенок может не говорить в 2 года – мнение психологов

Каждый 14-й ребенок имеет выраженную задержку речевого развития (ЗРР). Проблемы с развитием речи уже становятся заметны с 2 лет.

В статье собран материал о причинах и признаках ЗРР у малышей двухлетнего возраста, нормы развития речи у детей и мнения врачей по этой проблеме.

Признаки задержки речевого развития у детей в таблице – когда стоит бить тревогу?

Показатели благополучного и неблагополучного развития речи у малышей

Признаки благополучного развития речи Признаки неблагополучного развития речи
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. Физическое развитие не соответствует возрасту, задержка развития.
Заболевания неврологического профиля отсутствуют. Присутствуют заболевания неврологического профиля.
В разговоре ребенок слушает себя и самостоятельно исправляет свои ошибки. В анамнезе есть тяжелые общие болезни.
Он свободно разговаривает с близкими, стеснительно себя ведет с незнакомцами. Игнорирует просьбы повторить только-что сказанное.
С интересом повторяет ваши речи. Не стремится повторять речь родителей.
Ребенок решает свои проблемы с помощью речи. Все свои проблемы решает самостоятельно без родительского вмешательства.
Показывает предметы, которые ему называют. Не чувствует дискомфорта и стеснения при разговоре с незнакомцами.
Знает и понимает разницу между «большой» и «маленький». Не стремится разговаривать понятливо для окружающих, ему безразлично понимают ли его или нет.
Отстает от одногодок в речевом развитии.
Не реагирует на замечания повторить сказанное, только лучше.

Когда ребенок должен начать говорить — нормы развития речи у малышей в таблице

Специального органа, который отвечает конкретно за речь у человека, нет. Формируют речь и слова такие анатомические аппараты как жевательный, дыхательный, глотательный. Но прежде чем слово или словоформа будет сформировано, в процесс задействуется кора головного мозга.

У детей процесс формирования речи имеет несколько этапов:

  1. Первый этап начинается от рождения и продолжается до достижения возраста 6-10 месяцев. Он включает в себя крик, лепет и гуление. Этими, так называемыми «сигналами», малыш оповещает родителей, что он голоден, ему холодно или жарко, некомфортно или он чувствует боль. Далее, прислушиваясь к разговорам окружающих, у него начинают формироваться простые слоги «ма», «па», «ба» и т.д.
  2. Второй этап начинается в 8-10 месяцев и продолжается до 2 лет. В этот период малыш начинает понимать элементарные фразы, которые говорят родители и может жестом отвечать на вопрос (наприм. «где мама?»). Интонацией он выражает радость, недовольство, страх. По достижению 1 года ребенок начинает называть слова звукоподражательным выражениями (напр. машина – би-би, кот – кис-кис, игрушка – ляля).
  3. С 2 лет начинается 3 период, когда малыш четко понимает речь взрослого, выполняет поручения, с легкостью указывает на называемые предметы. Ребенок уже может называть словосочетания из двух-четырех слов, произносит все звуки родного языка, его словарный запас в среднем состоит из 300 слов.

Таблица №1. Нормальное развитие речи у детей по возрасту

Форма речи Возраст
1. Крик с интонацией недовольства или радости. 1-2 мес.
2. Ребенок гулит и пытается произнести простые слоги. 2-3 мес.
3. Ребенок пытается повторять слова за вами и выговаривает их посредством одинаковых слогов. 4-5 мес.
4. Начинает выговаривать первые слова, состоящие со слогов (ма-ма, ба-ба, па-па, ля-ля) или называет вещи звукоподражающими названиями (кот-киса, корова – му-му). 8 мес. – 1 год 2 мес.
5. Ребенок начинает объединять по 2-4 слова и формирует логические словосочетания. 1 год 6 мес. – 2 года 2 мес.
6. Начинает часто задавать вопросы «что это?». 1 год 9 мес. – 2 года 6 мес.
7. Речь малыша начинает приобретать правильное грамматическое значение (использует числа, род слова). 2 года 4 мес. – 3 года 6 мес.
8. Ребенок начинает активно говорить, рассказывает, что он делает, где и как, разговаривает со своими игрушками. 2 года 6 мес. – 3 года 5 мес.
Читайте также:  Аппликация «Божья коровка» из цветной бумаги для детей 3-4, 5-6 лет

Почему ребенок не разговаривает в 2 года – все социальные, психологические и физиологически причины задержки речевого развития у детей в таблице

В норме, по достижению двухлетнего возраста, малыш должен активно общаться с родителями и близкими, называть вещи своими именами, рассказывать различные истории.

Но случается так, что ребенок в 2 года еще не произносит никаких слов или же делает это очень плохо, но при этом у него нет задержки психологического развития.

Причин этому может быть множество, их воссоединяют в три основные группы – социальные, психологические и физиологические.

Причины задержки или отсутствия речи у ребенка в 2 года

Физиологические Психологические Социальные
Слабость мышц лица и рта. Испуг. Отсутствие внимания к ребенку со стороны родителей.
Проблемы со слухом, глухота, тугоухость. Постоянные родительские скандалы, ссоры. Постоянный доступ ребенка к компьютеру, телевизору, планшету.
Врожденные аномалии развития губ, неба, языка, лицевых мышц. Неблагоприятная обстановка в семье (неполная семья, отсутствие родителей, асоциальные родители). Повышенная опека над ребенком, когда ему нет необходимости что-либо понимать и над чем-то задумываться.
Патологии головного мозга и нервной системы. Высокие требования родителей к малышу, насильственные попытки научить его говорить.
Наследственные болезни.
Психические заболевания. Аутизм.

Общее недоразвитие речи – формы речевой патологии:

  1. Дизартрия.
  2. Афазия.
  3. Моторная алалия.
  4. Сенсорная алалия.
  • Дизартрия
  • Дизартрия проявляется в средней, тяжелой и стертой формах.
  • Характерные черты этой патологии:
  • У ребенка страдает вся произносительная система речи.
  • Ритм дыхания нарушен.
  • Голос приобретает гнусавый оттенок.
  • Все звуки произносятся смазано и нечетко, как бы «в нос».

При тяжелых формах дизартрии заметны нарушения тонуса лицевых мышц — они или слишком расслаблены, или чересчур напряжены.

Ребенок не может поднять вверх язык, высунуть его или достать до уголка рта. Язык постоянно дрожит, при попытках удержать его в одном положении – синеет, появляется чрезмерное слюноотделение.

У малыша страдает и крупная и мелкая моторика, он неловок, не умеет прыгать, стоять на одной ноге, не любит рисовать или вырезать, с трудом удерживает равновесие.

Причины развития дизартрии:

  1. Асфиксия или травма при родах.
  2. Влияние несовместимости с матерью по резус-фактору.
  3. Травмы и опухоли головного мозга.
  4. Наследственные патологии ЦНС.
  1. Афазия
  2. При нормальном слухе и развитых органах артикуляции у детей происходит распад уже начавшейся формироваться речи.

Характерная черта афазии – ребенок говорил и вдруг замолчал, появились нарушения в произношении звуков, потеря смысла высказываний. Это нарушение речевого развития ведет к задержке развития интеллекта.

  • Причины афазии – травмы, опухоли и воспалительные заболевания головного мозга.
  • Моторная алалия

Речевая патология, имеющая широкий диапазон нарушений: от полного отсутствия речи до незначительных проблем типа неправильного употребления окончаний слов или склонения по родам и числам.

Характерная черта тяжелой формы моторной алалии – ребенок понимает то, что ему говорят, но его собственная устная речь практически не развивается. Дети с такими проявлениями не в состоянии самостоятельно поставить губы, язык в нужное положение, они неуклюжи в выполнении простейших движений.

  1. Мелкая моторика пальцев рук у таких детей почти не развита, страдают и память, и мышление.
  2. Причины развития моторной алалии – повреждение клеток речевых зон головного мозга или запаздывающее их развитие вследствие родовой травмы, инфекций, воздействия токсинов на плод во время внутриутробного развития.
  3. Сенсорная алалия
  • При этой патологии дети не понимают смысла обращенной к ним речи, или понимают слова по отдельности, но не могут вникнуть в смысл целой фразы или высказывания.
  • Иногда у ребенка с сенсорной алалией наблюдается логоррея (бессмысленное и бессвязное произнесение отдельных слов).
  • Может наблюдаться задержка интеллекта, негативные проявления со стороны нервной системы: раздражительность, негативизм, нарушения крупной и мелкой моторики.
  • Нужно отличать эти стойкие и тяжелые патологии речевого развития (ОНР) от темповой задержки развития речи (ЗРР), когда некоторое отставание в этом отношении от сверстников вызвано особенностями развития малыша, наследственными особенностями, нехваткой общения с родителями.
  • Это может сделать только специалист: психоневролог, логопед, психолог для детей с отклонениями в развитии.

Мнение специалиста

Доктор Комаровский:

Большинство детей начинает произносить звуки, имеющие какое-то значение, около года. Но есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Похоже, что это зависит главным образом от темперамента и особенностей натуры ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше.

Спокойный ребенок, склонный к созерцательности, долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание высказать и свое мнение.
Атмосфера, в которой растет ребенок, и отношение к нему окружающих также играют важную роль.

Если из-за нервного напряжения, вызванного чем-либо, мать все время молчит в обществе ребенка, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается в себе. Взрослые иной раз впадают в другую крайность: постоянно разговаривают с ребенком и командуют им, лишая его всякой инициативы.

Такой ребенок будет чувствовать себя неловко с людьми и замыкаться в себе. Он еще не дорос до того возраста, когда он может поспорить со взрослым либо просто уйти. Считается, что поздно начинают говорить те дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно и рукой шевельнуть, предупреждая каждое их желание.

 Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям, это не отстает ли их ребенок в умственном развитии. Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные дети.

Факты доказывают, что огромное большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными.

Я думаю, нетрудно догадаться, что делать, если ребенок долго не начинает говорить. Не сердитесь на него за это и не торопитесь делать вывод, что он глуп. Будьте нежны с ним и постарайтесь не слишком сдерживать его инициативу.

Дайте ему возможность бывать среди других детей, где он будет чувствовать себя естественнее. Разговаривайте с ним дружелюбным тоном, употребляя простые слова. Поощряйте его называть вещи, когда они ему нужны.

Но не требуйте от него, чтобы он заговорил, и не выражайте свое недовольство.

Из книги «Родителям о речи ребенка» Н.В. Нищева:

Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи.

Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша.

В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания.

Возможна первичная задержка речевого развития в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.

Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение, и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Н. С. Ильина, логопед-дефектолог:

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формирования речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения.

В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.

Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

При задержке речевого развития наиболее эффективной оказывается ранняя коррекция, т.е. в возрасте до трех лет. Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки.

В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический характер.

Успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые под руководством специалистов могут организовать правильное общение с ребенком.

Поделитесь с друзьями:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector