Псевдобульбарная дизартрия у детей: характеристика, симптомы, лечение

Псевдобульбарная дизартрия у детей: характеристика, симптомы, лечение

Псевдобульбарная дизартрия – это расстройство речи, связанное с нарушение иннервации артикуляционных мышц. Возникает из-за поражения кортико-бульбарных проводящих трактов.

При появлении патологии у человека наблюдается замедление речевой функции, нечленораздельность слов, малоподвижность лицевых мышц. Может измениться тембр и громкость голоса.

При возникновении первых симптомов понадобится обратиться к врачу для прохождения диагностики. По результатам обследований врач назначит правильное лечение, благодаря которому появится шанс улучшить самочувствие.

Содержание

  • 1. Причины
  • 2. Симптомы
  • 3. Методы диагностики
  • 4. Терапия

Причины

При псевдобульбарной дизартрии наблюдается поражение проводящих путей, которые соединяют ядра бульбарных нервов. Подобное состояние может возникнуть по разным причинам. Человеку следует рассмотреть наиболее распространённые провоцирующие факторы, из-за которых можно столкнуться с серьёзным заболеванием.

Псевдобульбарная дизартрия у детей: характеристика, симптомы, лечение

Основные причины:

  • Черепно-мозговые травмы. Из-за них нередко появляется дизартрия, при этом она наблюдается как у детей старше 1 года, так и у взрослых людей. Повреждение может появиться при сотрясении и ушибе головного мозга. Его сопровождают гематомы внутри мозга, а также размозжение церебрального вещества. Перечисленные изменения приводят к компрессии, а также к проблемам с кровоснабжением кортико-бульбарных трактов.

Псевдобульбарная дизартрия у детей: характеристика, симптомы, лечение

  • Дегенерации церебрального характера. Может наблюдаться прогрессирующий паралич либо лейкодистрофия. Проблемы с речью связаны с тем, что возникла дегенерация и гибель двигательных волокон, связывающих кору головного мозга и бульбарные ядра.
  • Цереброваскулярные расстройства. Проблемы с речевой функцией могут появиться при образовании тромба в головном мозге и при обширном ишемическом инсульте, имеющим двухсторонний характер. Псевдобульбарные расстройства будут прогрессировать в той ситуации, если у человека наблюдается хроническая мозговая ишемия, атеросклероз и ангиопатия.

Псевдобульбарная дизартрия у детей: характеристика, симптомы, лечение

  • Перинатальная патология. Это может быть гипоксия плода в период внутриутробного развития, сложные роды, внутриутробные инфекции и асфиксия новорожденного. Даже родовая травма приводит к повреждению структур головного мозга. Как итог, у ребёнка можно обнаружить первые симптомы псевдобульбарной дизартрии в течение 1 года жизни.
  • Нейроинфекции. Воспалительные изменения диффузного характера наблюдаются при нейросифилисе и энцефалите. Человек может столкнуться с тем, что болезнь приведёт к развитию дизартрии.

Вне зависимости от причины понадобится незамедлительно начать лечение, чтобы можно было улучшить своё самочувствие. Псевдобульбарная дизартрия значительно ухудшает качество жизни, по этой причине требует незамедлительного лечения. Лишь в этой ситуации будет возможность нормализовать состояние и восстановить речевую функцию.

Симптомы

При псевдобульбарной дизартрии у человека будут наблюдаться характерные признаки патологии. Нельзя однозначно сказать, с какими проявлениями придётся столкнуться. Всё зависит от того, насколько тяжёлая форма болезни у человека. Можно рассмотреть примерный перечень симптомов, при возникновении которых необходимо будет незамедлительно обратиться к медицинскому специалисту.

Признаки псевдобульбарной дизартрии:

  • Человек начинает гнусавить, то есть, он произносит звуки «в нос».
  • Наблюдается напряжение языка, его тяжело поворачивать в ротовой полости. При этом мышечная атрофия данного органа отсутствует.
  • Темп речи становится аномально медленным, произношение слов тихое и неотчётливое. Пациент разговаривает так, будто он пытается выдавить из себя слова.
  • Разговор монотонный, связано это с общей малоподвижностью гортанных мышц. Человек не имеет возможности изменять высоту тона, за счёт чего речь могла бы быть эмоциональной.
  • Для того чтобы полностью закрыть рот, необходимо приложить усилия. Из-за этого можно наблюдать повышенное слюноотделение.
  • Могут присутствовать неожиданные проявления аффектного поведения. Например, человек начинает резко смеяться или плакать.
  • Понижается или полностью пропадает возможность управлять мимическими мышцами в области лица. Допустим, улыбка может выглядеть как оскал.

Псевдобульбарная дизартрия: характеристика, причины и симптомы, коррекция у логопеда в Москве

Псевдобульбарная дизартрия – это нарушение речи, которое связано с патологией иннервации мышечных волокон артикуляционных мышц. Заболевание возникает из-за патологии проводящих путей, в частности корково-бульбарного.

При псевдобульбарной дизартрии наблюдается изменение голоса, речь становится непонятной, медленной, затрудненной. Речь нарушается из-за патологии функции гортани, рта, языка, щек.

Пациентам проводится тщательное обследование, которое включает как объективные, так и субъективные методы.

Псевдобульбарная дизартрия – довольно распространённое нарушение, требующее логопедической коррекции с параллельным лечением основного заболевания и реабилитационным лечением. Псевдобульбарная дизартрия у взрослых чаще всего связана с перенесенным в анамнезе острым нарушением мозгового кровоснабжения, а у детей – это один из симптомов ДЦП.

Характеристика псевдобульбарной дизартрии кроме отсутствия или ослабления выразительности артикуляционной мускулатуры дополняется так же расстройством акта жевания и глотания.

Псевдобульбарная дизартрия у детей: характеристика, симптомы, лечение

Лечение псевдобульбарной дизартрии достаточно длительное и включает терапию основного заболевания, реабилитацию и симптоматическую терапию.

Юсуповская больница, как ведущее медицинское учреждение Москвы, успешно занимается терапией основного заболевания и коррекционной работой при псевдобульбарной дизартрии.

В Юсуповской больнице работают специалисты высшей категории максимально заинтересованные в наилучшем результате. Персонал больницы со всей возложенной на них ответственностью работает в круглосуточном режиме.

Подход к лечению комплексный и всесторонне направленный на максимально благоприятный прогноз. Записаться на консультацию можно по телефону и в online режиме.

Во время консультации доктора Юсуповской больницы ответят на все интересующие вопросы о бульбарной и псевдобульбарной дизартрии, разъяснят их различия, расскажут о методах и подходах к лечению. Единственное правильное решение – неотлагательный прием у врача Юсуповской больницы.

Причины псевдобульбарной дизартрии

Поскольку псевдобульбарная дизартрия, это только симптом поражения проводящей системы, то причин ее очень много.

Определенные этиологические факторы нарушают проводящие пути, которые соединяют двигательную кору головного мозга с ядрами девятой, десятой и двенадцатой парами черепно-мозговых нервов, находящиеся в продолговатом мозге.

Псевдобульбарная дизартрия возникает только при двухстороннем поражении, одностороннее поражение — выраженное нарушение речевой функции не вызывает.

Псевдобульбарная дизартрия возникает при следующих патологических состояниях:

  • Травматические поражения головного мозга. Нарушения кровоснабжения путей и ядер языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и как следствие — их компрессия, повреждение, возникают при ушибах и сотрясениях головного мозга. При этом могут формироваться гематомы внутри мозгового вещества, разрываются связи между клетками, нарушается структура мозга. Эта причина превалирует у пациентов молодого возраста и детей.
  • Инфекционные поражения головного мозга. Как специфические, так и неспецифические инфекции центральной нервной системы вызывают изменения воспалительного характера и могут затрагивать как собственно ядра, так и участки прохождения путей, что и приводит к возникновению псевдобульбарной дизартрии.
  • Сосудистые катастрофы головного мозга. Двусторонние ишемические инсульты обширные характеризуются мгновенным развитием дизартрии. При длительных заболеваниях, которые приводят к кислородному голоданию мозга, такие как атеросклероз, сахарный диабет, гипертоническая болезнь, расстройство речи развиваются постепенно, параллельно с прогрессированием основного заболевания.
  • Патология внутриутробного развития и родов. Кислородное голодание, инфекции, патологические роды, родильный травматизм могут стать причиной развития псевдобульбарной дизартрии. Может нарушаться строение, функция, связи между структурами и как следствие – развитие дизартрии.
  • Дегенеративные заболевания центральной нервной системы. Гибель моторных волокон, их дегенерация, приводят к быстрому или постепенному развитию дизартрии из-за нарушения связи между корой и ядрами бульбарных нервов.

Большинство вышеперечисленных причин – общие для бульбарной и псевдобульбарной дизартрии, их различием является — нарушением каких структур вызывается каждая. При псевдобульбарной дизартрии нарушается корковая связь с бульбарными ядрами, при бульбарной дизартрии – поражаются собственно бульбарные нервы.

Симптомы псевдобульбарной дизартрии

Неврологи и логопеды все еще оспаривают существующие классификации, но наиболее распространенная делит псевдобульбарную дизартрию на следующие степени в зависимости от выраженности нарушений моторики:

  • Стертая псевдобульбарная дизартрия – довольно частое явление у дошкольников. Нарушается не только произношение, но и есть дефекты ударения в словах. Речь маловыразительная.
  • Легкая псевдобульбарная дизартрия – проявляется замедлением артикуляции при отсутствии грубой патологии. Речь остается понятной, но дефекты слышны. Жестикуляция не нарушена.
  • Средняя псевдобульбарная дизартрия – присутствуют грубые нарушения. Речь непонятна, мимика нарушена, наблюдаются дефекты глотания и жевания.
  • Тяжела псевдобульбарная дизартрия – утрата способности воспроизводить звуки. Речь и мимика отсутствует. Функции жевания и глотания нарушены.
Читайте также:  Ребенок не разговаривает в 2 года: причины, как научить ребенка говорить

У маленьких детей первыми симптомами псевдобульбарной дизартрии выступает нарушение сосания и глотания, поперхивание, скудная мимика и слюнотечение.

При достижении определенного возраста, когда сверстники начинают говорить, у ребенка с псевдобульбарной дизартрией возникают сложности, и он предпочитает молчать.

В дальнейшем это приводит к малому словарному запасу и нарушениям коммуникации ребенка.

Как у детей, так и у взрослых, нарушение артикуляции при псевдобульбарной дизартрии приводит к искажению как гласных, так и согласных звуков. Речь становится медленной и смазанной. Нарушена не только мимика, но и интонация. Голос становится осиплым, хриплым. Пациенты предпочитают говорить несложными короткими предложениями.

Выражение лица при тяжелой степени псевдобульбарной дизартрии характеризуется либо выраженным недовольством, либо насильственной улыбкой, а слюнотечение возникает вследствие не смыкания рта и нарушения контроля глотания.

Крайне редко псевдобульбарная атаксия является единственным симптомом. Чаще всего она сочетается с общемозговыми симптомами, парезами, параличами, нарушениями памяти и др.

Диагностика псевдобульбарной дизартрии

Диагностика псевдобульбарной дизартрии включает не только определение степени нарушения речевой функции, но и исследование основного заболевания. Для установления обширности патологии головного мозга проводится неврологический осмотр, лабораторные и инструментальные методы исследования.

Осмотр неврологом подразумевает сбор жалоб, анамнеза, осмотр, проведение проб и тестов, проверка рефлексов. Данные процедуры помогают предположить локализацию очага.

У пациентов устанавливается собственно наличие псевдобульбарной дизартрии, повышения тонуса мышц, определяются некоторые патологические рефлексы и повышаются нормальные.

Предпочтительными методами визуализации считаются магниторезонансная томография, при противопоказаниях к ней – компьютерная томография.

Благодаря этим диагностическим методам определяется локализация и характер поражающих процессов (новообразование, воспаление, дегенерация, травма, ишемия, гематома и т.д.).

Метаболизм тканей головного мозга можно оценивать с помощью позитронно-эмиссионной компьютерной томографии.

Люмбальная пункция при псевдобульбарной дизартрии проводится в случае подозрения на инфекционную этиологию для установления возбудителя, проведения дальнейшей диагностики и подбора медикаментов для лечения.

Чтобы оценить церебральный кровоток при псевдобульбарной дизартрии в случае хронического недостатка кровообращения необходимо проводить магниторезонансное и/или дуплексное исследование церебральных сосудов, УЗДГ.

Речевую функцию при псевдобульбарной дизартрии оценивает логопед. Его задача — не только исследовать состояние мышц и органов, но и диагностировать устные речевые дефекты, дефекты памяти и письма. У детей, к сожалению, псевдобульбарная дизартрия характеризуется патологией внутренней речи. Часто у них диагностируют задержку речевого развития, фонетико-фонематическое недоразвитие и т.д.

Данная патология требует тщательной диагностики, лечения и соответственной квалификации специалистов. Поэтому при выборе медицинского учреждения нужно быть максимально дотошным и выбор должен пасть на больницу, в которой есть все необходимое оборудование и высококвалифицированные врачи, такую как Юсуповская больница.

Лечение псевдобульбарной дизартрии

Как при лечении практически любого заболевания, таи и при псевдобульбарной дизартрии, первым этапом является устранение причины заболевания.

Возможно применение как медикаментозных методов, так и хирургических. Если причиной псевдобульбарной дизартрии послужила опухоль, гематома и т.п. – возникает необходимость в радикальном методе лечения и привлечении нейрохирурга. В случае инфекционной этиологии псевдобульбарной дизартрии – медикаментозная терапия антибактериальными, противовирусными и другими группами препаратов.

Лечение инсультов головного мозга зависит от его вида. При геморрагическом возникает необходимость в гемостатическом лечении, ишемический – требует немедленной тромболитической терапии. Но в любом случае, чем раньше диагностирован инсульт и начато лечение, тем благоприятней прогноз.

Лечение псевдобульбарной дизартрии комплексное, поэтому требует привлечения специалистов разных направлений для получения всесторонне положительного результата. Кроме невролога к лечению псевдобульбарной дизартрии подключаются логопед, реабилитолог, врач-физиотерапевт, нейрохирург и др.

Коррекционная работа при псевдобульбарной дизартрии – достаточно длительное и энергозатратное занятие. Нередко возникает необходимость в привлечении психолога. Коррекция псевдобульбарной дизартрии проводится посредством выполнения дыхательных упражнений, гимнастики, рефлексотерапии, логопедического массажа, лечебной физкультуры и т.д.

Логопедический массаж при псевдобульбарной дизартрии – одна из наиболее действующих методик, так как его применение позволяет устранить гипертонус мышц, улучшается произношение слов, активизируется кислородный обмен и растут возможности функций артикуляции.

Массаж выполняется только по назначению врача. Длительность процедуры минимальна во время первого приема, но растет с последующим. Выполняет массаж при псевдобульбарной дизартрии только специалист при отсутствии противопоказаний.

Наилучшую эффективность показывает зондовый массаж.

Формированию артикуляционного праксиса при псевдобульбарной дизартрии способствует так же пальчиковая гимнастика, поскольку находится с ней в тесной связи. Для нормализации тонуса мышц при псевдобульбарной дизартрии рекомендованы так же общие физические упражнения и плаванье.

Все вышеперечисленные подходы применяются на фоне медикаментозной терапии витаминов, в частности группы В, ноотропных препаратов и т.п., так необходимо делать для достижения максимального результата и активации нервной системы при псевдобульбарной дизартрии.

Коррекция речи при псевдобульбарной дизартрии состоит в вычленении дефектных звуков, автоматизации их в слогах, а затем – в словах и предложениях. Так же ведется работа над правильной расстановкой ударений в словах, над интонацией и т.д. Занятия необходимо проводить регулярно. Курс может длиться и несколько лет.

Юсуповская больница в круглосуточном режиме работает для оказания помощи по мере необходимости. Пациенты с псевдобульбарной дизартрией могут пройти диагностику заболевания и начать лечение в любой момент.

Врачи занимаются коррекцией псевдобульбарной дизартрии достаточно продолжительное время и высокоэффективно. Комплексный подход, адаптированный для каждого конкретного пациента, разрабатывается в максимально короткие сроки.

В Юсуповской больнице работают специалисты разных профилей и, если возникает необходимость, их привлекают для диагностики и лечения в любое время. Оборудование больницы современное и качественное. Палаты обустроены максимально комфортно. Записаться на консультацию можно по телефону.

Во время индивидуального приема можно выяснить всю необходимую информацию, обсудить план обследования и дальнейшее лечение. Не стоит откладывать устранение псевдобульбарной дизартрии – решите проблему немедленно.

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • «Диагностика». — Краткая Медицинская Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 1989.
  • «Клиническая оценка результатов лабораторных исследований»//Г. И. Назаренко, А. А. Кишкун. г. Москва, 2005 г.
  • Клиническая лабораторная аналитика. Основы клинического лабораторного анализа В.В Меньшиков, 2002 .

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Скачать прайс на услуги

Псевдобульбарная дизартрия: симптомы, причины развития, лечение и прогнозы

Описание заболевания

Псевдобульбарная дизартрия – это нарушение речевого аппарата, причиной которому является паралич, поражающий артикуляционные мышцы. Они постоянно находятся либо в гипотонусе – расслаблены, либо в гипертонусе – чрезмерно напряжены. Это происходит из-за разрыва пирамидного пути, поэтому влияние коры головного мозга на сегменты спинного мозга нарушается.

Нарушение связи речевого аппарата с ЦНС приводит к сбою работы мышц, отвечающих за воспроизведение звуков. Проблемы с речедвигательным анализатором возникают при двухстороннем поражении корково-ядерных путей, соединяющих ядра бульбарных нервных окончаний.

Говоря простым языком – это заболевание, при котором ребенок физически не может выговаривать отдельные звуки и даже слова, полноценно выражать свои эмоции. Обычно это проявляется следующим образом:

  • быстрая или слишком медленная речь;
  • неразборчивое произношение;
  • недоговаривание окончаний слов;
  • искаженное произнесение звуков либо замена их другими;
  • неестественная малоподвижность мышц нижней части лица;
  • приоткрытый рот
  • непроизвольное вытекание слюны.

Развивается патология при общих поражениях ЦНС различной тяжести, к примеру, детском церебральном параличе. Изменения проявляются у малышей раннего возраста, главным образом, в расстройствах сосания, жевания, глотания, нарушениях дыхательной функции. Это зависит от формы заболевания.

Характерным дифференциальным признаком развития псевдобульбарной дизартрии является именно двухстороннее паралитическое поражение мышц языка, неба, гортани. Как результат, наблюдается ограничение движений, артикуляции и фонации.

Причины развития

Как правило, псевдобульбарная (или стертая) дизартрия развивается при органических поражениях мозга ребенка. Произойти они могут в период внутриутробного развития плода, во время родов или же в раннем детстве.

Читайте также:  Дыхательная гимнастика для детей по Стрельниковой: упражнения в картинках, видео

Основные причины:

  1. Перинатальные патологии. К ним относят внутриутробные инфекции, гипоксию плода, а также асфиксию новорожденного. Тяжелые роды могут спровоцировать длительное кислородное голодание мозга, вследствие которого погибают нервные клетки. Потребуется довольно длительный период времени, чтобы сформировать все необходимые навыки и умения. Недоношенные дети имеют намного больше предпосылок к развитию псевдобульбарной дизартрии, чем младенцы, родившиеся в срок.
  2. Родовая травма. В большинстве случаев она ведет к повреждению головного мозга в целом или его отдельных структур. В их числе могут оказаться нервные окончания, провоцирующие развитие дизартрии.
  3. Недоношенная беременность или преждевременные роды.
  4. Резус-конфликт матери и ребенка.
  5. Гидроцефалия, запущенная стадия отита среднего уха.
  6. Черепно-мозговые травмы. Они могут стать причиной развития псевдобульбарной дизартрии не только у детей, но и взрослых людей.
  7. Перенесенные нейроинфекции, такие как энцефалиты, менингиты. Эти заболевания вызывают необратимые изменения нейронных связей и импульсов и также не зависят от возраста пациента.
  8. Наследственный фактор. Поскольку тип нервной системы передается по наследству, то вероятность развития дизартрии намного выше у тех людей, чьи родители тоже страдали этим недугом.

Больше половины случаев псевдобульбарной дизартрии фиксируется у детей с детским церебральным параличом. Оба эти заболевания имеют схожие причины возникновения.

Симптомы расстройства

Чувствительность отдельных групп лицевых мышц утрачивается из-за поражения следующих пар нервов:

  • 5-ая – лицевой. Контролирует мимическую мускулатуру;
  • 7-ая – тройничный. Его спектр действия распространяется на большую часть лицевых мышц;
  • 9-ая – языкоглоточный. Отвечает за работу корня и спинки языка, глотки, гортани, мягкого неба;
  • 10-ая – блуждающий. Его функция – регуляция речевого аппарата, дыхательной системы и диафрагмы;
  • 11-ая – добавочный. Сфера действия – шея, мышцы плечевого пояса;
  • 12-ая – подъязычный. Контроль над слюноотделением, работой нижней челюсти, подъязычной связкой и кончиком языка.

Как у взрослых, так и у детей, дифференциальным и главным признаком стертой дизартрии является нарушение речи. Независимо от стадии заболевания, мимика у больного нарушается. Дополнительно может присутствовать целый ряд сопутствующих симптомов:

  • отсутствие плавных движений в мимической и общей моторике;
  • тремор языка или рта в целом;
  • гиперсоливация;
  • псевдоскандированность;
  • отклонение языка в одну сторону;
  • гнусавость;

Что такое диагноз дизартрия и как с ним бороться

Дизартрия у детей – сложный диагноз, который ставится не только педиатром. Для диагностики требуется провести ряд мероприятий: собрать анамнез, провести исследования, пациента должен осмотреть невропатолог, провести консультацию логопед, психиатр. Кропотливая работа над звукопроизношением при дизартрии включает занятия с логопедом, массаж, самомассаж, ЛФК, медикаментозное лечение.

Диагноз дизартрия у детей: что это такое

Дизартрия – это заболевание, которое характеризуется расстройством речи: нарушены артикуляция, фонация, речевое дыхание, темп, ритм, интонация речи. Она становится невнятной и неразборчивой. Процент детей, у которых могут выявить эту болезнь, раньше равнялся 3-6, теперь это значение увеличивается.

Логопедами дизартрия выделена в числе первых трех самых распространенных типов расстройства устной формы речи. Происхождение заболевания находится в поражении органов ЦНС и ПНС, поэтому его изучают узкие специалисты – неврологи и психиатры. Код дизартрии по мкб 10 R47.1. Основное описание дизартрии: что это такое, ее формы и классификация — представлены ниже.

Бульбарная

Данный вид расстройства речи выражается в атрофии или параличе мышц языка и глотки, также снижен мышечный тонус, слабая мимика. Звуки произносятся замедленно, невнятно, неразборчиво. Бульбарная дизартрия – это нарушения, выраженные при разных заболеваниях продолговатого тела мозга (опухоли, воспалительные процессы), следствием которых разрушаются ядра нервов.

Псевдобульбарная

Псевдобульбарная дизартрия у детей диагностируется чаще всего. Различают спастическую (спазматическая скованность мышц), паретическую (полная неподвижность мышц), и смешанную форму – спастико паретическую дизартрию. Причины этого заболевания могут быть разными:

  • родовая травма;
  • энцефалит;
  • интоксикация и многое другое.

Псевдобульбарная форма заболевания различается по степени: бывает легкой, средней и тяжелой. Характеристика псевдобульбарной дизартрии определяет расстройство речи как последствие нейродегенеративного нарушения, обычно еще в перинатальном периоде жизни малыша либо в раннем детстве.

Лечение псевдобульбарной дизартрии у детей требует огромного терпения от близких. В первую очередь нужно устранить причину пареза (спастических явлений лицевых мышц и языка). При раннем начале терапии возможно восстановление речевых функций, но оно редко бывает полным.

Подкорковая

Эта форма развивается вследствие поражения подкорковых узлов головного мозга. Симптоматика: медленная неразборчивая речь, непроизвольность мимики или неконтролируемое движение артикуляционных мышц, поэтому появляются спазмы мышц лица и вырываются выкрики из гортани. Также может быть изменен темп и тембр речи, нарушена интонация.

Мозжечковая

Данный вид встречается нечасто. Для речи при мозжечковой дизартрии характерны колебания громкости, выкрикивание слов и отдельных звуков, неуверенная, неловкая походка, нарушение равновесия.

Корковая

Логопедия классифицирует дизартрию еще по показателю ясности речи и выделяет следующие формы заболевания:

  1. Нарушения в речи не могут быть замеченными окружающими, их может выявить только специалист. Данную форму заболевания по-другому еще называют стертой или дизартрическим компонентом.
  2. Окружающие уже замечают отклонения в речи, но она понятна.
  3. Четко заметна дефектность речи, только близкие понимают ее.
  4. Речь неясна или вовсе ее нет.

Для корковой дизартрии характерно нарушение артикуляции. Если слоги правильно произносятся, воспроизведение их затруднено. Расстройства в умении читать и писать нет.

Причины

Чаще всего дизартрию диагностируют у детей с ДЦП (60-85%). В основе заболевания лежат те же причины: поражение ЦНС в утробе матери, во время родов или в ранний период жизни (до 2-х лет). Чтобы понять, что такое дизартрия, нужно изучить частые околородовые факторы, указывающие на заболевание:

  • токсикоз;
  • кислородное голодание плода;
  • несовместимость резус-фактора матери и плода;
  • хронические соматические заболевания беременной женщины;
  • осложнение и травмы в послеродовом периоде;
  • ядерная форма желтухи у новорожденного;
  • роды ранее 35 акушерской недели.

Уровень проявления заболевания зависит от тяжести двигательных реакций при ДЦП. В возрасте до 2-х лет может возникнуть дизартрия после перенесения других заболеваний.

Это менингит, гнойный отит среднего уха, гидроцефалия, черепно-мозговая травма, тяжелая форма обезвоживания организма. Возникнуть дизартрия может и у взрослых после инсульта, травмы головы, операции в области нейрохирургии, встречается при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона, церебральным атеросклерозом.

Симптомы

Дизартрия это расстройство речи которое выражается в затрудненном движении артикулярного аппарата. Характерны признаки, которые заметны еще в раннем возрасте.

Малыш позже сверстников держит голову (около 5-7 месяцев), навыки сидеть, ползать приобретаются в 8-11 месяцев. Первые навыки ходьбы появляются после 1,5 лет. Во младенчестве слабый сосательный рефлекс ведет к быстрой утомляемости.

Захват соска неправильный из-за слабости артикуляционных мышц.

Малыш позже установленной нормы начинает произносить звуки, слова (они однообразны, артикуляция слабая, невыраженная). Нет реакции на действия родителей (отсутствие улыбки, гуления, двигательной активности рук и ног, проявления чувства радости). Из более поздних симптомов дизартрии можно выделить следующие:

  1. Нечленораздельная речь.
  2. Нарушение ритма речи, дыхания, поэтому произносятся слова с разной интонацией и громкостью.
  3. Гнусавость.
  4. Слова произносятся по слогам, некоторые слоги проглатываются.

Материал к теме  Причины дисграфии и методы коррекции

Повышенный тонус мышц речевого аппарата, в результате чего говорящий быстро устает. Или возникает гипотензия (вялые язык, губы, щеки, повышенное слюноотделение).

В дальнейшем такие отклонения в неврологии проявляются в слишком сильном или слабом захвате, действия нескоординированные.

Отмечаются нарушения в области зрительного и пространственного восприятия (неправильно определяется форма, размер предметов, их расположение).

Устные задания, физические упражнения, танцевальные, подражательные движения выполняются трудно, лепка из пластилина или глины тоже не удается. Неполноценно сформированы графо-моторные навыки (не получается правильно держать пишущий предмет, провести прямую, нарисовать фигуру).

Вторично при дизартрии нарушаются следующие компоненты речи: фонематика и фонетика, лексика, грамматика. Повышенный тонус лицевых мышц и речевого аппарата приводит к слабой артикуляции, появляются произвольные движения (тремор, миоклония). Отмечается небогатый словарный запас, амимичность, иногда встречается и отсутствие эмоций.

Читайте также:  Овощи картинки для детей детского сада: цветные и раскраски

Дети с дизартрией не могут самостоятельно преодолеть возникшие трудности при произнесении звуков. Чтобы подобрать верную методику лечения, необходимо правильно диагностировать заболевание, возможные симптомы с проблемами произношения звуков связаны с другим расстройством.

По внешним проявлениям дизартрия может быть похожа на алалию. Но причины речевых расстройств различные. Если при алалии подвижность артикуляционных мышц не задета, то у детей с дизартрией наоборот, в первую очередь страдает речевой аппарат.

Симптомы стертой дизартрии

Дизартрия стертая это последствие поражения головного мозга. Произношение слабо нарушено, речевая патология заметна близким ребенка далеко не сразу. Выделяется следующая симптоматика при стертой форме дизартрии:

  1. Плохое произношение звуков в слове и фразе.
  2. Речь невнятна, невыразительна, размыта, смазана.
  3. Звуки заменяются и искажены.
  4. Нет навыков самообслуживания.
  5. Нарушена крупная моторика.
  6. Рот всегда открыт, так как мышцы челюсть вялые.

Если у родителей есть предположение о наличии такого заболевания, необходимо проконсультироваться у невропатолога. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста хорошо поддается коррекции.

Мелкая моторика у детей с дизартрией

Мелкая моторика — точные, скоординированные движения кистями и ступнями, пальцами. Существует прямая взаимосвязь между развитием мелкой моторики и становлением речи, психического восприятия. У детей с дизартрией общая и мелкая моторика тела скована, тонкие действия даются с большим трудом.

Причина кроется в недостаточности двигательного отдела мозга, первые признаки которой дают о себе знать с младенчества. В раннем возрасте малыш не проявляет интерес к игрушкам над колыбелью, к предметам в руках у родителей. Этот интерес необходим для перехода к общению на основе совместных действий, для развития жестовой формы общения.

В последующий период развития индикатором дизартрии служит отсутствие предметных действий. Для дизартрии характерно отставание от сверстников в хватании, восприятии предметов. Пинцетный захват пальцами не появляется или дается с большим трудом. Манипуляции с игрушками неадекватны, либо характерны для нормально развивающихся детей более младшего возраста.

Неадекватные действия с предметами, неумение соотнести формы и размеры – явный индикатор диагноза дизартрия. Последовательность действий малыша не познавательна: большой мячик он пытается протолкнуть через маленькое отверстие, не понимает, как нанизывать кольца на пирамиду, в игрушку-сортер пытается поместить неподходящие фигурки.

Через сформированность движений пальцев стимулируется развитие речи детей.

Общая моторика тела может быть в норме, но, если развитие тонких и точных движений пальцев рук отстает, речевое развитие чаще всего задерживается.

Легче всего поддается коррекции отставание развития мелкой моторики при стертой форме дизартрии. Минимальные дизартрические расстройства очень распространены в практике логопедов и дефектологов.

Обратите внимание! Под влиянием коррекционно-воспитательной работы недостатки мелкой моторике при стертой форме дизартрии успешно корректируются и сглаживаются, особенно в младшие и средние дошкольные годы.

Способы коррекции мелкой моторики у детей с дизартрией

Страдающих дизартрией детей часто называют неуклюжими – они не могут четко выполнять двигательные упражнения, стоять или прыгать на одной ноге. Развитие мелкой моторики должно проводиться задолго до школьного возраста, чтобы решить следующие задачи:

  • занятия благоприятно сказываются на общем интеллектуальном развитии малыша;
  • некоторые проблемы школьного обучения можно избежать, развивая навыки письма, изобразительные действия.

Сначала занятия носят пассивный характер – в младенческом периоде жизни кисти рук осторожно поглаживаются, пальчики массируются, сгибаются и разгибаются, соприкасаются друг с другом. По мере роста ребенка упражнения усложняются.

Развитие мелкой моторики при дизартрии

Начиная с первого года жизни показаны простейшие занятия логопедической ритмикой. В более позднем возрасте логоритмические упражнения усложняются. С 2-3 лет постепенно развивается ручная умелость, пальчиковая гимнастика выполняется от простых к более сложным движениям:

  1. Пальчики сжимаются в кулачок. Выполняются круговые движения от запястья по 5 раз попеременно в обе стороны.
  2. Пальчики с силой сжимаются в кулак и разжимаются 5 раз.
  3. Раскрываются ладони, пальчики выпрямляются. Большие пальчики отводятся в стороны, выполняют круговые движения по 5 раз влево и вправо.
  4. По пять раз сгибаются и разгибаются первые две фаланги пальцев.
  5. Выпрямить пальчики, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 — 6 раз.
  6. Сгибается и разгибается каждый палец по отдельности, остальные пальчики должны быть сжаты в кулак. Ребенок сидит, уперевшись локтями в стол. Начинать с малого количества повторений, довести постепенно до 15 раз.
  7. По завершению гимнастики расслабить кисти рук, помахать ими и несколько раз энергично встряхнуть.

Материал к теме  Что такое аграфия: ее виды, формы и коррекция

Помимо специальной пальчиковой гимнастики простор возможных видов занятий неограничен, это и прополка грядок на огороде, и сбор ягод, перебирание крупы, чистка и нарезка овощей (не требующая острого ножа!). Важно привлекать ребенка к любой доступной для него деятельности. Систематическое разнообразие позволит набрать силу рук и улучшит дифференцированность движений.

Диагностика

Внимательные родители могут заметить симптомы дизартрии у ребенка в первый год жизни. Дети в грудном возрасте дают понять своим родным что их что-то беспокоит, чего они хотят с помощью громкого и звонкого крика.

Если этого нет или крик глухой и слабый, можно предположить недостаточное развитие нервно-мышечной системы артикуляционного аппарата.

Также маму должны насторожить: слабый сосательный рефлекс и неправильный захват груди, трудности при глотании жидкости (постоянно вытекает молоко изо рта и носа во время кормления).

Если помимо симптомов отсутствует интерес к окружающему миру, есть проблемы с дыханием, с пережевыванием пищи, питьем из чашки – это говорит о псевдобульбарном синдроме, который проявляется в раннем возрасте.

Дети с тяжелым анамнезом фетального, перинатального и родового периода наблюдаются у невролога в течение первого года жизни. Если отсутствуют выраженные отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, то с учета ребенка могут снять, контроль и ответственность за жизнь, здоровье и развитие малыша лежит на родителях.

Во время постепенного развития навыка речи проблемы могут проявиться, поэтому следует обратиться к логопеду, который может отправить на дополнительную консультацию невропатолога, он и определит причину отклонения, но диагноз еще поставить не может. Возможно многие патологии скорректируются к 4-5 годам с помощью компенсаторных функций головного мозга.

Если восстановление артикуляции не произошло, выявлены дополнительные отклонения в речи и моторике, которые не дают возможность нормальному обучению в общеобразовательном учреждении, врач ставит диагноз «дизартрия» и дает рекомендации по лечению. Специалист занимается с ребенком, корректируя его речь. Родители и дефектолог помогают малышу выработать недостающие навыки с помощью логопедического массажа при дизартрии.

Скачать опросник для контроля речи ребенка
Для удобства контроля развития речи логопеды советуют удобный и простой дневник, куда стоит записывать все новые слова малыша. Этот опросник можно скачать, заполнить и продолжать далее. Обязательно захватите с собой на прием к специалисту — с его помощью быстро сложится общее впечатление о речевых навыках ребенка

Степени дизартрии

Классифицировал дизартрию по степеням тяжести французский невропатолог Тардье. Эта работа была проведена им в 1968 году. Он выделил четыре степени тяжести этого заболевания:

  • Первая– имеющиеся нарушения может заметить исключительно специалист в области детской неврологии или логопед.
  • Вторая– речевые нарушения ребенка заметны всем окружающим.
  • Третья дизартрии – речь могут понять только родные ребенка, иногда окружающие, но лишь частично.
  • Четвертая – речь отсутствует полностью либо она непонятна никому. Это самая тяжелая форма заболевания, называемая анартрией.

При четвертой степени происходит абсолютная неподвижность мускулатуры, отвечающей за артикуляцию. Она может быть иметь три степени тяжести.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector