- Пальчиковые игры по теме «Лето»
- “ЛЕТО”
- Вот за что люблю я лето?
(Загибаются пальцы по одному на каждый счет)Раз — Лето солнышком согрето.Два – в лесу растет трава.Три – ромашки – посмотри!А четыре – это лес,Полный сказок и чудес.Пять – купались мы опять.Шесть – пора грибов поесть.Семь – малины я поем.Восемь – сено мы покосим.Девять – бабушка идет,Землянику нам несет.Десять – все вокруг в листву одето.
- Вот за что люблю я лето!
- “Я РИСУЮ ЛЕТО”
- Я рисую лето: (Рисуют пальчиком по столу)Красной краской –Солнце, (Рисуют в воздухе «солнце»)На газонах розы, (Сжимают и разжимают пальцы)На лугах покосы,Синей краской – небо (Рисуют в воздухе «облака»)И ручей певучей. (На столе рисуют пальцем «ручей»)
- “ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ДОЖДИКА?”
- Что делать после дождика?
(Соединяем по очереди все пальцы с большими)По лужицам скакать! (Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой)Что делать после дождика? (Соединяем все пальцы рук с большими)Кораблики пускать! (Рисуем обеими руками восьмёрку)Что делать после дождика? (Соединяем все пальцы с большими)На радуге кататься! (Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу)Что делать после дождика? (Соединяем все пальцы с большими)Да просто улыбаться! (Улыбаемся)
- «Насекомые»
- Осы любят сладкое, К сладкому летят,
- И укусят осы, Если захотят
- Прилетела к нам вчера
- На каждое название насекомого загибают пальчик.
- Полосатая пчела.
- А за нею шмель-шмелек
- И веселый мотылек,
- Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков,подносят к глазам.
Пожужжали, полетали, Машут ладошками.
От усталости упали. Роняют ладони на стол.
- «Цветок»
- Утром рано он закрыт,
- Кисти рук плотно сомкнуты.
- Но к полудню ближе
- Ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных кисти рук напоминают бутон.
- Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок.
- Раскрывает лепестки, красотуих вижу.
- Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся цветок.
- К вечеру цветок опять закрываетвенчик,
- Кисти рук возвращаются в исходное положение.
- И теперь он будет спать
- Кистями рук имитируют сон.
- До утра, как птенчик.
- «За ягодами»
- Раз, два, три, четыре, пять,
- В лес идем мы погулять.
- За черникой,
- За малиной,
- За брусникой,
- За калиной.
- Землянику мы найдем
- И братишке отнесем.
- Здравствуй, полянка большая!
- Здравствуй, трава – мурава!
- Здравствуй, ягодка лесная!
- Ты поспела и вкусна.
- Мы корзиночку несём –
- Всю тебя мы соберём.
- Пальчики обеих рук здороваются,
- начиная с большого.
- Обе руки идут по столу.
- Загибают пальчики, начиная сбольшего.
- Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.
- «Грибы»
- Вот грибок, какой,
- Левую ладонь ставят на указательный палец правой руки.
- Вот грибок большой.
- Меняют местами.
- Вот грибочек маленький,
- Показывают указательным и большим пальцами.
- Сидит, как на завалинке,
- Шляпкою качает
- Качают головой.
- С ребятами играет.
- Хлопают в ладоши.
- «Фрукты»
- На базар ходили мы,
- Много груш там и хурмы,
- Есть лимоны, апельсины,
- Дыни, сливы, мандарины,
- Но купили мы арбуз –
- Это самый вкусный груз!
- Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;
- При этом ладони не соприкасаются.
- -мизинцы
- -безымянные
- -средние
- -указательные
- -большие
- -пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх
- «Апельсин»
- Мы делили апельсин;
Много нас, а он один. На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.
- Загибание пальчиков, начиная с большего.
- Эта долька – для ежа,
- Эта долька – для стрижа,
- Эта долька – для утят,
- Эта долька – для котят,
- Эта долька – для бобра,
- А для волка – кожура.
Он сердит на нас беда!!! Бросательное движение правой рукой.
Сжимают кулаки и прижимают их к груди.
Разбегайтесь кто куда!!! Бегут пальцами по столу.
- ЖУК (пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)
- Жук летит, жук жужжитИ усами шевелит.
- ЗДРАВСТВУЙ
Здравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ветерок!Здравствуй, маленький дубок!Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)
- ЦВЕТОК
- Набухай скорей, бутон, (подушечки пальцев обеих рук сомкнуть; ладошки немного округлые — получается «бутон»;)Распусти цветок — пион!(нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть — получается большой раскрытый «цветок»)
- БАБОЧКА
- Бабочка-коробочка,Улетай под облачко.Там твои детки
- На берёзовой ветке.
(скрестить запястья обеих рук и прижать
- ладони тыльной стороной друг к другу,
- пальцы прямые — «бабочка» сидит;
- ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать;
- лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки)
- ПТИЧКИ
- Птички прилетали,Крыльями махали.
- Сели.
Посидели.И дальше полетели.(пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз)
- ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ
- Улетела птица- матьМалышам жучков искать.Ждут малютки-птицы
- Мамины гостинцы.
(все пальцы правой руки
- обхватить левой ладонью — получается «гнездо»;
- шевеленье пальцами правой руки создаётся впечатление живых птенцов в гнезде)
Подборка пальчиковых игр на тему времен года
В настоящее время психологи, неврологи и педиатры неустанно твердят о необходимости развития пальчиковой активности: ведь это не только поможет вашему малышу быстрее освоить речь, но и даст мощный стимул для развития всех заложенных в него способностей. Поэтому так важно постоянно развивать мелкую моторику детских ручек.
Делать это необходимо в игровой форме — тогда ребенок, сам того не замечая, будет легко и с удовольствием осваивать новые для него понятия. А чтобы заинтересовать кроху, нужно сопровождать развивающие упражнения короткими стихотворениями или потешками. Сегодня мы расскажем, как проводить для детей пальчиковую гимнастику в стихах.
Очень распространенные упражнения — пальчиковые гимнастики на тему времен года «Двенадцать месяцев». Они знакомят детей с названиями месяцев и сезонов, рассказывают о характерных для отдельного времени года явлениях. Например, зимняя пальчиковая гимнастика, закрепит у малыша ассоциации со снегом, снежками, снеговиком и другими зимними забавами и т.д.
Помимо этого такие упражнения помогут развить координацию движений, так как стимулируют работу пальцев под ритм стихотворения. Обязательно выполняйте их вместе с ребенком: крутите кулачками, соединяйте пальцы — кроха должен видеть, какие именно движения он должен повторять.
Но не перестарайтесь: проводить гимнастику следует не более пяти минут, чтобы внимание малыша не притупилось и он не начал скучать.
- 12 месяцев
Двенадцать месяцев в году, я вам, ребята, назову:
Круглый год, круглый год, - (пальцы зажаты в кулак, вращаем кулачками)
- (поочередно соединяем на название каждого месяца большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем на правой руке)
- (соединяем большой палец с мизинцем правой руки, далее большой палец с указательным на левой руке)
- (соединяем большой палец левой руки со средним, безымянным и мизинцем на левой руке)
- (продолжаем с правой руки: поочередно соединяем большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем на правой руке)
- (соединяем большой палец правой руки с мизинцем на правой руке)
- Времена года
Зимние месяцы: декабрь, январь
К ним не забудем добавить февраль - (руки расставлены в стороны, имитируем падение снежинок)
- (руки подняты вверх над головой, изображаем легкий ветерок)
- (руки перед собой, ладони прижаты друг к другу, имитируем движение «рыбка плывет»)
- (имитируем сбор ягод в корзинку)
- Снежок
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили. - (показываем, как лепили в ладошках)
- (поднимаем руки вверх)
- (прижимаем руки к груди, как будто поймали мяч)
- (опускаем руки вниз)
Январь, февраль, и март идет,
А там апрель, а следом май,
Июнь, июль, нам август дай!
Сентябрь, октябрь, а дальше ноябрь
И не забудем добавить декабрь!
Весне отдаем март, апрель, теплый май
Для лета — июнь, июль, август давай
А если к нам в гости осень придет,
Сентябрь, октябрь, ноябрь принесет!
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим.
Два – поймаем.
Три – уроним.
И… сломаем.
Зимние забавы
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пришли гулять!
Бабу снежную лепили.
- (показываем, как лепили снежок)
- (имитируем движения, как будто набрали щепотку крошек и насыпаем птичкам)
- (показываем, как едим ложкой, затем подкладываем обе руки, сложенные ладонями внутрь, под щечку)
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались.
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
Снеговик
Тра-та-та! Тра-та-та!
- (хлопают в ладоши)
- («лепят» снежки)
- (соединяют руки, поднимают вверх)
- (соединяют пальцы, приставляют к глазам)
- (приставляют к носу кулачки)
- (кладут ладони на голову)
- (ставят руки на пояс)
- (качают головой вправо-влево)
- Снежинка
Стою и снежинки в ладошку ловлю. - (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
- (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
- (на вопрос сжать кулаки)
- (разжать)
- (на первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать)
- (мелкие потряхивания расслабленными ладонями)
Рада снегу детвора!
Тра-та-та! Тра-та-та!
Лепим мы снеговика!
Ком на ком поставим,
Глазки подведем,
Нос-морковку вставим,
Шапочку найдем.
Вот какой снеговичок,
Снежный белый толстячок!
Я зиму, и снег, и снежинки люблю,
Но где же снежинки?
В ладошке вода,
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи…
Как видно, ладошки мои горячи.
Капель
Всюду слышен звон капели:
«Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!»
Надоели нам метели!
«Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!»
Это капели запели
Песенку свою.
Так они встречают
Красавицу-весну.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап
- (стучат пальчиком правой руки об ладошку левой руки)
- (встряхивают кисти обеих рук)
- (стучат пальчиком левой руки об ладошку правой руки)
- (встряхивают кисти обеих рук)
- (стучат пальчиком об ладошку)
- (бегут на месте)
- (руки поднимают кверху)
- Его весёлый голосок.
- Клен
За окном сосулька тает, - (сжимать и разжимать ладошки)
- (сжимать и разжимать ладошки)
- (пальцы в «замочек», с усилием тянуть руки в разные стороны)
- (пальчики «здороваются» с большим по два раза каждый, начиная с указательного)
- (трясти кистями рук, пальцы вверх)
- Лето наступает
Вот и лето наступает - (последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев)
- (соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)
- (круговые движения кистями, «солнце»)
- (делаем из ладошек «домик»)
- Лето
Вот за что люблю я лето? - (загибаются пальцы по одному на каждый счет)
- Вот за что люблю я лето!
- Речка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись. - (трем ладонями лицо)
- (делаем плавательные движения)
- (выбрасываем одновременно обе руки вперед)
- (выбрасываем руки вперед поочередно)
- (руки в замок и осуществляем движение «волну»)
- (стряхнули руки)
- Я рисую лето
Я рисую лето: - (рисуют пальчиком по столу)
- (рисуют в воздухе «солнце»)
- (сжимают и разжимают пальцы)
- (рисуют в воздухе «облака»)
- (на столе рисуют пальцем «ручей»)
- Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать. - (сжимать и разжимать кулачки)
- (загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)
- Маме осенний букет отнесём.
- Осень
Ветер северный подул, - (подуть на пальцы)
- (подуть на пальцы)
- (ладони зигзагами плавно опустить на стол)
- (постучать пальцем по столу)
- (постучать кулачками по столу)
- (плавные движения вперед-назад кистями)
- (плотно прижать ладони к столу)
- Раскидала листья осень
Раскидала листья осень, - (дети имитируют движение волн)
- (плавно двигают ладонями, имитируя рисование кистью)
- (делают движения в виде шагов пальцами по столу)
- (имитируют собирание листьев скрещиванием растопыренных пальцев)
- (делают руками движения, как будто пересчитывают листья в ладонях)
- (хлопают в ладоши)
Капает тихонько.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап
Капли пляшут звонко.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап
Капли побежали.
Потому что солнышко капли увидали.
Капель слетает с крыши,
И небосвод высок.
Бежит ручей, я слышу,
Ветер тучи рвёт в клочки.
Разжимает, разжимает
Клён тугие кулачки.
Прислонился он к окошку.
И, едва растает снег,
Мне зелёную ладошку
Клён протянет раньше всех.
Всех на отдых приглашает
Будем плавать, загорать
И на даче отдыхать.
Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре – это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывём,
Как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Красной краской — солнце,
На газонах розы,
На лугах покосы,
Синей краской – небо
И ручей певучий.
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберём,
все листочки с липы сдул.
Полетели, закружились и на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап, кап-кап-кап
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.
Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,
Одеялом их накрыл.
Разукрасила их кистью.
Мы в осенний лес пойдем,
Букет листьев соберем.
Клена лист и лист осинки,
Дуба лист и лист калинки,
Рыжий рябиновый лист
На тропинку прыгнул вниз.
Тема "Лето"
Пальчиковая гимнастика «Лето»
(загибаются пальцы по одному на каждый счет) Вот за что люблю я лето?
Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре — это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я лето!
П.г.»Я рисую лето»
Я рисую лето: (рисуют пальчиком по столу)
Красной краской – (рисуют в воздухе «солнце»)
Солнце, На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы) На лугах покосы, Синей краской – небо (рисуют в воздухе «облака») И ручей певучий. (на столе рисуют пальцем «ручей»)
Лексическая тема
Дидактический материал
лото с загадками
Прописи с летней тематикой
Полезный журнал о природе- наблюдения в природе, конспекты развивающих занятий, задания, литературный материал, лето в природе, музыке и культуре.
Презентации:
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ ЛЕТОМ (со звуком). Народные приметы о комарах, рыбе, закате, росе, пчёлах, ягодах, туманах, лягушках, ласточках, стрекозах, пузырях на лужах, одуванчиках и другие.
ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ЛЕТОМ (со звуком). Природные явления: пение птиц, летнее солнцестояние, созревание ягод, гроза, радуга, слепой дождь, град, роса…
Лексическая тема для подготовки к школе
1. Назовите основные приметы лета. День длинный. Солнце светит ярко. Погода жаркая. Небо высокое, голубое; облака легкие, пушистые. Летние дожди теплые, обильные, бывают грозы.
2. Назовите природные явления, которые встречаются только летом: гроза, радуга, град. Объясните причину этих явлений.
3. Вспомните названия летних месяцев.
4. Расскажите, как изменяется растительный мир летом. Цветут цветы, кустарники, вырастают высокие травы. Колосится рожь, пшеница и др. зерновые культуры. В лесу созревают грибы, ягоды, орехи. В парке рассмотрите и назовите цветы, деревья, травы.
5. Как люди одеваются летом? Расскажите, какой должна быть летняя одежда: легкая, светлая, свободная; из каких материалов ее делают: изо льна, хлопка, шелка… Назовите летнюю одежду: сарафан, юбка, платье, футболка, шорты, бриджи, кепка, панамка, косынка… Расскажите, почему нельзя долго находиться под прямыми лучами солнца, почему надо прикрывать голову.
6. На прогулке в лесу, в парке понаблюдайте за птицами, насекомыми. Рассмотрите и назовите их. Что делают летом птицы, животные, насекомые? 7. Расскажите, как люди проводят время летом: купаются, загорают, играют в волейбол, бадминтон, катаются на велосипедах, самокатах, ходят на прогулки в лес, в парк. 8. Подберите прилагательные Лето (какое?) — теплое, жаркое, веселое, короткое, прекрасное, долгожданное; цветок (какой?) – красивый, пахучий, нежный, лекарственный, ароматный, луговой; море (какое?), погода (какая?) и т.д. 9. Назови букет: Из маков — маковый Из васильков — васильковый Из одуванчиков — одуванчиковый Из лютиков — лютиковый Из ромашек — ромашковый Из фиалок — фиалковый Из ландышей — ландышевый Из черемухи – черемуховый. 10. Подберите родственные слова: Цветок — цветочек, цветовод, цветник, цветочница, первоцвет, цветочный; роза — розовый, розарий, розовеет, розочка; море — морской, моряк, приморский, заморский, мореплаватель, морепродукты; отдых – отдыхать, отдыхающий; трава – травка, травинка, травушка, травоядный; солнце – солнечный, солнышко, солнцезащитный. 11. Объясните значение выражения. «Лето собериха, а зима поедиха.» «Что летом родится, зимой пригодится» «Готовь сани летом, а телегу зимой» «Летний день стоит зимней недели»
Шаблон для стенгазеты «Лето»
песенка о лете для деда Мороза из мультфильма
Снеговик Олаф и его песня про лето
Смотрите в этом блоге
Пальчиковая гимнастика. Лето
«Игра с песком»
- Педагог.
- Все, что только захотим,
- Из песка мы смастерим.
- Хлопки в ладоши.
- Коля лепит колобок
- Ладошки сложить «ковшиком» и как бы лепить колобок.
- А Иринка — теремок,
- Соединить прямые ладони над головой («крыша»).
- Люба лепит разных рыб,
- Прижать ладони друг к другу и двигать ими вправо-влево.
- Ну а Вера — белый гриб.
Одну руку сжать в кулак и сверху прикрыть ее ладонью
другой руки («шляпка грибка»).Имена
детей можно заменить именами детей данной группы.
- «Мячик»
- Педагог.
- Раз-два-три —
- Три хлопка.
- Беру я мяч.
-
Соединяют большие и указательные пальцы рук, показывая
мячик. - Раз-два-три —
- Три хлопка.
- Онмчится вскачь.
Руки согнуть в локтях, ладонями вниз. Поочередно поднимать
и опускать руки.
- Раз-два-три —
- Три хлопка.
- Бегу за ним,
Руки согнуть в локтях, пальцы сжать в кулаки.
Поочередно поднимать и опускать руки.
- Красно-желто-голубым.
- (В. Степанов)
- «Насекомые»
- Дружно пальчики считаем-
- Насекомых называем:
- Сжимать и разжимать кулачки.
- Бабочка, кузнечик, муха,
- Это жук с зелёным брюхом.
- Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
- Это кто же тут звенит?
- Ой, сюда комар летит!
- Вращать мизинцем.
- Прячьтесь!
- Спрятать руки за спину.
- Цветы
- Наши алые цветки
- Распускают лепестки.
- Ветерок чуть дышит,
- Лепестки колышет.
- Наши алые цветки
- Закрывают лепестки,
- Головой качают, Тихо засыпают.
-
Медленно разжимать пальцы из кулачков,
покачивать кистями рук вправо – влево, медленно сжимать пальцы в кулаки,
покачивать кулаки вперёд – назад. - Лето
- В прятки пальчики играют
- Сжимать и разжимать пальцы рук.
- И головки убирают,
- Открывать и закрывать глаза.
- Словно синие цветки,
- Распускают лепестки
- Сводить и разводить пальцы «веером».
- Наверху качаются,
- Низко наклоняются.
- Качание и наклоны кистей вправо-влево.
- Колокольчик голубой
- Поклонился, повернулся
- К нам с тобой.
- Круговые движения кистями.
- Колокольчики-цветы
- Очень вежливы, а ты?
- Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол.
- Лето
- Что делать после дождика?
- Соединяем по очереди все пальцы с большими.
- По лужицам скакать!
- Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.
- Что делать после дождика?
- Соединяем все пальцы рук с большими.
- Кораблики пускать!
- Рисуем обеими руками восьмёрку.
- Что делать после дождика?
- Соединяем все пальцы с большими.
- На радуге кататься!
-
Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает
дугу. - Что делать после дождика?
- Соединяем все пальцы с большими.
- Да просто улыбаться!
- Улыбаемся.
- «Паучок»
- Пау – пау – паучок,
- Паутиновый бочок,
- Паучок всё вверх ползёт,
- Паутинку он плетёт.
- Паутинка хоть тонка –
- Крепко держит мотылька.
Образовать пальцами рамку. Затем соединить пальцы обеих рук в
замок. Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками
Ягодки
(Чуть
приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась
приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.)
С ветки ягодки снимаю
(Пальцами другой руки поглаживаете каждый
пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую
ягодку.)
И в лукошко собираю.
(Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко.
(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной
ладошкой.)
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть.
(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем
воображаемые ягодки и отправляем их в рот.)
Легким будет к дому путь!
(Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают»
как можно дальше).
-
Корзина с
ягодами - Вот корзина – так корзина!
-
(изображают удивление, разводят руки в
стороны) -
В ней крыжовник,
в ней малина, - И лесная земляника,
- И садовая клубника,
- Там брусника и черника!
- (загибают пальцы, начиная с большого,
- одновременно на правой и левой руках)
- К нам ты в гости приходи-ка!
- (делают приглашающий жест –
- движение руками на себя)
- Ягод, что найдем мы в ней,
- Нет полезней и вкусней!
- (поочередно ритмично ударяют
- кулак о кулак и ладонь о ладонь)
- Грибы
- Я корзину в лес беру,
-
(указывают на себя, делают ладошки
корзинкой) - Там грибы я соберу.
-
(разводят ладошки в стороны и снова
соединяют) - Удивляется мой друг:
-
(показывают удивление, поднимая плечи
вверх)
«Сколько здесь грибов вокруг?!»
- Подосиновик, масленок,
- (поочередно сгибают пальцы,
- начиная с мизинца правой руки)
- Подберезовик, опенок,
- Боровик, лисичка, груздь,
- Не играют в прятки пусть!
- Рыжики, волнушки
- Найду я на опушке.
- Возвращаюсь я домой,
- Все грибы несу домой.
- А мухомор не понесу,
- (грозят указательными пальцами)
- Пусть останется в лесу!
- (машут, прощаясь)
Пальчиковая гимнастика (картотека )
- «Здравствуй, детский сад!»
- Дружат в нашей группе
- Девочки и мальчики.
- Мы с тобой подружим
- Маленькие пальчики.
- (Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз).)
- Раз, два, три, четыре, пять
- Начинаем мы считать.
- (Соединяют поочередно друг с другом одноименные пальчики, начиная с мизинчиков.)
- Раз, два, три, четыре, пять
- (Разъединяют пальчики.)
- Мы закончили считать
- (Руки вниз, встряхивают кистями.)
- «Путешествие в страну дорожных знаков и правил»
- Дорожных правил очень много!
- (Сжимают и разжимают кулачки.)
- Раз — внимание дорога!
- Два — сигналы светофора.
- Три — смотри, дорожный знак,
- А четыре — переход.
- (Последовательно соединяют пальчики с большим на обеих руках.)
- Правила все надо знать
- И всегда их выполнять.
- (Разжимают и сжимают кулачки.)
- Если листья пожелтели,
- (Сжимают и разжимают кулачки.)
- Дождь холодный моросит,
- (Делают легкие колебательные движения вытянутыми пальчиками.)
- Птицы к югу полетели,
- (Ладошки повернуты к себе, большие пальчики переплетены – «птичка», остальные пальчики совершают движения вверх – вниз.)
- Значит, осень к нам спешит.
- (Хлопок, кулачок.)
- Приглашаем в огород.
- Приглашаем народ:
- -Заходите в огород!
- (Разводят руки в стороны перед собой.)
- Проходите между гряд-
- (Указательные и средние пальчики обеих рук как ножки «шагают» по столу.)
- Там огурчики лежат,
- (Изображают огурец: складывают пальчики в форме овала.)
- Помидоры висят,
- Прямо в рот хотят.
- (Изображают помидор: складывают пальчики в форме круга.)
- Рядом зреет репка
- Ни густа, ни редка.
- (Изображают репку: складывают пальчики в форме сердечка.)
- Наберем мы овощей
- Для себя и для друзей.
- (Округляют левую руку как лукошко, а правой рукой «кладут» в него воображаемые овощи.)
- 5 «Сад. Фрукты»
- «Компот»
- Будем мы варить компот,
- (Левую ладошку держать «ковшиком»)
- Фруктов нужно много. Вот:
- (Указательным пальчиком правой руки «мешают».)
- Будем яблоки крошить,
- Грушу будем мы рубить,
- Отожмем лимонный сок,
- Слив положим и песок.
- (Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
- Варим, варим мы компот.
- (Опять «варят» и «мешают».)
- Угостим честной народ!
- (Руки вытягивают вперед ладошками вверх и разводят в стороны.)
- Ветер по лесу летал,
- Ветер листики считал:
- (Плавные, волнообразные движения ладошками.)
- Вот дубовый,
- Вот кленовый,
- Вот рябиновый резной,
- Вот с березки – золотой,
- Вот последний лист с осинки
- (Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
- Ветер бросил на тропинку.
- (Поднимают руки вверх, а затем плавно опускают ладошки на стол или колени.)
- Дикие животные водятся в лесу.
- (Последовательно соединяют одноименные пальчики правой руки с левой, начиная с больших.)
- Здесь увидеть можешь ты
- (Вытягивают руки вперед ладошками вверх.)
- Волка и лису,
- Зайца и медведя,
- Белку и ежа,
- Оленя и лося.
- (Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)
- Прячет всех надежно
- (Зажимают пальчики в кулачок.)
- Лесная тишина.
- (Подносят указательный пальчик к губам.)
- Знаю я, что у меня
- Дома дружная семья:
- (Поднимают руки ладошкой к себе и прижимают к груди.)
- Это – мама,
- Это – я,
- Это – бабушка моя,
- Это – папа,
- Это – дед.
- (В соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальчики: сначала безымянный, затем мизинец, указательный пальчик, средний и большой.)
- И у нас разлада нет.
- (Вытягивают вперед руки ладошками вверх.)
- «Мамочка любимая, родная!»
- «Дружно маме помогаем –
- Пыль повсюду вытираем.
- Мы белье теперь стираем
- Полощем, отжимаем.
- Подметаем все кругом –
- И бегом за молоком.
- Маму вечером встречаем,
- Двери настежь открываем,
- Маму крепко обнимаем».
- (Выполняют движения по тексту.)
- «Тише, тише не шумите»
- Этот пальчик хочет спать
- (Загибают большие пальчики на обеих руках.)
- Этот пальчик лег в кровать
- (Загибают указательные пальчики.)
- Этот пальчик чуть вздремнул
- (Загибают средние пальчики.)
- Этот пальчик уж уснул
- (Загибают безымянные пальчики.)
- Этот крепко-крепко спит
- (Загибают мизинчики.)
- Тише, тише, не шумите…
- (Подносят указательный пальчик к губам.)
- Солнце красное взойдет,
- Утро ясное придет,
- (Поднимают руки и делают «солнышко».)
- Будут птицы щебетать,
- (Машут сложенными накрест ладонями.)
- Будут пальчики вставать!
- (Сжимают и разжимают кулачки.)
- «Здравствуй, зимушка-зима!»
Весело зимой! Не хочется домой!
- (Хлопают в ладоши.)
- Но ветер приближается-
- (Разводят руки в стороны.)
- Вьюга начинается.
- (Покачивают над головой руками из стороны в сторону.)
- Крепчает мороз-
- (Сжимают с усилием кулачки.)
- Щиплет щеки, щиплет нос
- (Пощипывают пальчиками слегка щеки и нос.)
- Руки стали замерзать-
- (Трут ладони.)
- Надо их согревать.
- (Дышат на ладони.)
- Вечер приближается-
- (Разводят руки в стороны.)
- Темнота сгущается.
- (Закрывают руками глаза.)
- Нам домой идти пора.
- (Пальчики «шагают».)
-До свидания! До утра!
- (Машут рукой на прощание.)
- Прилетайте, птички!
- Сала дам синичке.
- («Зовущие» движения пальчиков.)
- Приготовлю крошки-
- Хлебушка немножко.
- (4 раза-«режущие» движения одной ладошкой по другой.)
- Эти крошки – голубям,
- Эти крошки – воробьям.
- (Пальцы щепоткой – «крошат хлеб».)
- Галки да вороны, Ешьте макароны!
- (Одна ладошка скользит по другой по кругу — «катая из хлеба макароны», вытягивают вперёд руки с раскрытой ладонью.)
- Приходили к ёлке
- (Пальчики рук переплетены, из больших пальчиков–верхушка «ёлочки».)
- Зайцы,
- («Ушки» из указательного и среднего пальчика.)
- Белки,
- (Указательный и средний пальчики чуть согнуть.)
- Волки,
- (Большие пальчики подняты вверх, указательные согнуты, остальные пальчики прижаты и вытянуты вперед.)
- Новый год встречали
- (Попеременно хлопают ладошками и сжимают кулачки.)
- И подарков ждали.
- (Вытягивают вперед руки ладошками вверх.)
- «Мой дом. Мебель. Электрические приборы»
- Мебель я начну считать:
- (Показывают ладошки обеих рук.)
- Кресло, стол, диван, кровать,
- Полка, тумбочка, буфет,
- Шкаф, комод и табурет.
- (Поочередно загибают пальчики в кулачок, начиная с мизинца.)
- Много мебели назвали,
- (Разжимают кулачки и показывают ладошки.)
- Десять пальчиков зажали.
- (Сжимают кулачки и поднимают их вверх.)
- Раз, два, три, четыре,
- (Чередуют удар кулачками друг о друга с хлопком в ладоши.)
- Мы посуду перемыли:
- (Одна ладошка скользит по другой по кругу.)
- Чайник, чашку, ковшик, ложку
- И большую поварешку.
- (Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
- Мы посуду перемыли,
- (Одна ладошка скользит по другой.)
- Только чашку мы разбили,
- Ковшик тоже развалился,
- Нос у чайника отбился.
- Ложку мы чуть-чуть сломали,
- Поварешку потеряли.
- (Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
- Так мы маме помогали.
- (Чередуют удар кулачками друг о друга с хлопком в ладоши.)
- Много есть профессий знатных,
- И полезных, и приятных.
- (Сжимают и разжимают кулачки.)
- Повар, врач, маляр, учитель,
- Продавец, шахтер, кондитер и строитель …
- (Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)
- Сразу всех не называю,
- (Сжимают и разжимают кулачки.)
- Вам продолжить предлагаю.
- (Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)
- «День Защитников Отечества»
- Пальцы эти – все бойцы.
- Удалые молодцы.
- (Сжимают пальчики в кулак, потом растопыривают пальцы на обеих руках.)
- Два больших и крепких малых
- И солдат в боях бывалых.
- (Приподнимают два больших пальчика, другие крепко сжать в кулак.)
- Два гвардейца – храбреца!
- Два сметливых молодца!
- (Приподнимают указательные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)
- Два танкиста-удальца!
- (Приподнимают средние пальчики, другие крепко сжать в кулак.)
- Два героя безымянных,
- Но в работе очень рьяных!
- (Приподнимают безымянные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)
- Два мизинца – коротышки –
- Очень славные мальчишки!
(Приподнимают мизинцы. Хлопают в ладоши.)
- «Весенние перемены в природе»
- Весёлые льдинки
- Под самым карнизом,
- Над самым оконцем
- (Сжимают и разжимают кулачки.)
- Забралось в сосульки
- (Стучат пальчиками по столу.)
- Весеннее солнце.
- (Поднимают руки и делают «солнышко»)
- Сверкая, бегут
- По сосулькам слезинки…
- (Сжимают и разжимают кулачки.)
- И тают сосульки –
- Весёлые льдинки.
- (Стучат пальчиками по столу.)
- 1 «С днем 8 марта! С праздником весенним!»
- Огромный букет
- Нарисую я маме.
- (Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
- И с праздником женским
- Поздравлю ее.
- (Обе ладошки соединяют «бутончиком» и раскрывают «цветком».)
- Пусть мамочку солнце
- Согреет лучами,
- (Складывают обе ладошки вместе, пальчики врозь – «солнце».)
- И радостно птицы
- Поют для нее.
- (Ладошки повернуты к себе, большие пальчики выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальчиками совершают колебательные движения.)
- 1.«Ботинки»
- Всюду, всюду мы вдвоем
- Неразлучные идем.
- (Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.)
- Мы гуляем по лугам,
- По зеленым берегам,
- Вниз по лестнице сбегали,
- Вдоль по улице шагали,
- После лезем под кровать,
- (Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
- Будем там тихонько спать.
- (Кладут ладошки на стол.)
- Раз, два, три, четыре, пять –
- (Последовательно соединяют пальчики одной руки с пальчиками другой руки.)
- Будем вещи мы стирать:
- (Кулачки имитируют стирку.)
- Платье, брюки и носочки,
- Юбку, кофточку, платочки,
- Сарафанчик и халат,
- Шарф и шапку не забудем –
- (Поочередно загибают пальчики на обеих руках в кулачки.)
- Их стирать мы тоже будем.
- (Кулачки имитируют стирку.)
- Есть игрушки у меня:
- (Хлопок, кулачок)
- Паровоз и два трамвая,
- Серебристый самолет,
- Три ракеты, вездеход,
- Самосвал, подъемный кран-
- Настоящий великан.
- (Поочередно загибают соответствующее количество пальчиков.)
- Сколько вместе, как узнать?
- Помогите сосчитать!
- (Сжимают и разжимают пальчики.)
- Если в жаркую страну
- Я случайно попаду,
- (Сжимают и разжимают пальчики.)
- То увижу там
- (Соединяют все пальчики с большим на обеих рук, образуя «бинокль», подводят к глазам.)
- шакала, бегемота, носорога,
- Кенгуру, гиппопотама,
- Обезьяну, тигра, льва,
- Крокодила и слона.
- (Разгибают по очереди пальчики на правой и левой руках, начиная с большого.)
- Хорошо живется им –
- (Хлопают в ладоши, разводят руки в стороны.)
- Не бывает снежных зим.
- (Указательным пальчиком двигают влево-вправо.)
- «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
- «На ракете»
- Раз, два, три, четыре, пять —
- (Загибают одноименные пальчики рук, начиная с мизинчиков.)
- В космос полетел отряд.
- (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)
- Командир в бинокль глядит,
- Что он видит впереди?
- (Пальчики обеих рук соединяют с большими, образуя «бинокль».)
- Солнце, планеты, спутники, кометы,
- Большую желтую луну.
- (Разгибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
- «В деревне»
- Я в деревне отдыхаю,
(Руки на столе ладошками вниз. Разводят и соединяют пальцы правой руки.)
- Всех зверей домашних знаю:
- (Разводят и соединяют пальчики левой руки.)
- Кролик, лошадь,
- Кот, корова и свинья,
- (Называя животное, поднимают и удерживают на весу каждый пальчик левой руки, начиная с большого.)
- И коза с козлом,
- А еще баран с овцой,
- Да верный пес –
- (Поднимают и удерживают на весу каждый пальчик правой руки, начиная с большого.)
- Помощник мой.
- (Большой пальчик правой руки поднимают вверх, указательный сгибают, остальные вытягивают вперед и прижимают друг к другу – «собака», левая рука лежит на столе ладошкой вниз.)
- Во дворе стоит забор,
- За забором птичий двор.
- (Руки на столе: правая – ладошка вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняют положение рук.)
- Тут галдеж и суета
- Начинается с утра:
- (Ударяют правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняют положение.)
- Кукарекают, гогочут,
- Громко крякают, болбочут
- (Последовательно соединяют пальчики обеих рук с большими.)
- Гуси, утки, индюки,
- Курицы и петухи.
- (Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
25.. «Луг. Насекомые»
- «На лугу»
- Вырос высокий цветок на поляне,
- (Соединяют запястья, разводят ладошки в стороны, пальчики немного округляют.)
- Утром весенним раскрыл лепестки.
- (Раскрывают пальцы рук, будто раскрывается бутон.)
- Всем лепесткам красоту и питание
- (Ритмично двигают пальчиками вместе-врозь.)
- Дружно дают под землей корешки.
- (Опускают ладошки вниз, тыльной стороной прижимают друг к дружке, пальчики разводят.)
- Что такое день победы?
- (Рисуют вопрос пальчиками в воздухе.)
- Это праздник!
- (Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)
- Ордена и награды боевые.
- (Кулачки прижимают к груди.)
- И салюты золотые,
- (Поднимают руки вверх, пальчики растопырив на обеих руках.)
- И тюльпанчики цветные,
- (Показывают руками бутон.)
- И чистая земля.
- (Рисуют большой круг в воздухе).
27.. «Скоро в школу»
- «Школа»
- В школу осенью пойду.
- («Шагают» пальчиками по столу. )
- Там друзей себе найду.
- (Соединяют пальчики рук в замок.)
- Научусь писать, читать,
- Быстро, правильно считать.
- (Загибают большие пальчики, затем загибают по два пальчика одновременно на обеих руках.)
- Я таким учёным буду!
- (Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)
- Но свой садик не забуду.
- (Двигают указательным пальчиком влево-вправо.)
- Я по городу хожу, Ходьба на месте
- Я про город расскажу.
- Поликлинники, аптеки, (Сгибают пальцы на обеих руках)
- Магазины, заводы и библиотеки.
- Много здесь жилых домов (Разжимать по очереди пальцы)
- И деревьев, и цветов.
- ЦУП, ракета и музей, (Стучать пальчиком о пальчик)
- Город нужен для людей. (Хлопки)
- Вот и лето наступает,
- (Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)
- Всех на отдых приглашает.
- (Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших. )
- Будем плавать, загорать
- (Делают круговые движения кистями; складывают ладошки вместе, пальчики врозь – «солнышко».)
- И на даче отдыхать.
- (Показывают «домик».)