- ПАМЯТКА
- Русский алфавит содержит 33 буквы.
- 10 букв предназначены для обозначения гласных звуков и называются гласными (а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е),
- и 21 буква служит для обозначения согласных звуков и называется согласной (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ).
- Буквы Ъ и Ь сами по себе никаких звуков не обозначают.
- Всего звуков в русском языке 42, гораздо больше, чем букв:
Различие количества согласных букв и звуков связано с тем, что мягкость парных согласных звуков обозначается не согласной буквой, а гласной буквой (Е, Ё, Ю, Я, И) или Ь.
Как же отличить согласные звуки от гласных?
Согласные звуки произносятся с шумом. Воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде языка, зубов или губ.
А вы знаете, почему согласные так зовутся?
Потому что они любят быть рядом с гласными. Одиночные согласные – слабые, короткие. А когда за ними стоят гласные, они обретают силу и уверенность, звучат громко и отчетливо. Сравните: [с] и [са]. Вот мы и называем их согласными, то есть такими звуками, которые хотят быть вместе с гласными.
Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. При образовании мягких звуков язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу. Например, [б’], [в’], [г’], [д’].
Запись произношения, или фонетическая запись, выполняется в квадратных скобках [ ]. Мягкость согласного обозначается апострофом [ ’ ].
Согласные звуки различаются по нескольким признакам. Наиболее четко они противопоставлены друг другу по признакам звонкости/глухости и твердости/мягкости, что важно при различении слов на слух.
Например: пруд – прут; мел – мель.
Чем же отличаются звонкие согласные от глухих? Тем, что звонкие произносятся с голосом и шумом, а глухие состоят только из шума.
Часть звонких и глухих согласных образует пары. В нашей таблице мы разместили звонкие согласные вверху, а глухие – внизу. Их ещё называют парными согласными.
Всего выделяют по признаку звонкости/глухости 11 пар согласных звуков.
Парные согласные настолько дружны, что иногда при произношении мы путаем звуки и не знаем какую букву писать. Послушайте, в слове ду [п] мы слышим звук [п], но значит ли это, что напишем букву п? Нет. Следует только поиграть со словом – дубы, дубочек, как расшалившиеся парные согласные сразу выдают свой секрет стоящим рядом гласным.
Чтобы проверить парный согласный, нужно изменить слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная. Например, гри[п] – грибы, грибочек.
Давайте попробуем проверить расшалившиеся парные согласные в следующих словах:
Однако есть и такие согласные, которые ни с кем не хотят дружить по признаку звонкости/глухости. Их называют непарными:
Согласные звуки дружат и по признаку твердости/мягкости. Таких друзей-пар мы насчитали 15. Давайте проверим!
Но есть в русском языке и такие согласные, которые ни с кем не хотят дружить по признаку твердости/мягкости. Их называют непарными:
- Важно запомнить!
- В русском языке 21 согласная буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ , но 36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
- Причиной такого несоответствия является то, что мягкость парных согласных звуков обозначается гласной буквой (Е, Ё, Ю, Я, И ) или Ь.
Согласные звуки произносятся с шумом и голосом. Воздух, выходящий изо рта, встречает преграду.
- Согласные звуки образуют 15 пар по признаку твердости/мягкости.
- Непарными твердыми согласными звуками являются: [ж], [ш], [ц].
- Непарными мягкими согласными звуками являются: [й’], [ч’], [щ’].
- Согласные звуки образуют 11 пар по признаку звонкости/глухости.
- Непарными звонкими согласными являются: [й], [л], [л’], [м], [м’],[н], [н’], [р], [р’].
- Непарными глухими согласными являются: [ч’], [ц], [щ’], [х], [х’].
- Чтобы проверить парную согласную, нужно изменить слово так, чтобы после согласной появилась гласная.
Мягкие согласные
Знакомство школьников с согласными буквами и звуками происходит в 1 классе. В данной статье говорится о мягких согласных и буквах, их обозначающих.
- Мягкими могут быть лишь согласные звуки, термина «мягкие согласные буквы» в русском языке не существует, так как буква – это всего лишь символ алфавита.
- Согласные звуки называют мягкими, потому что при произнесении таких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу, чтобы вызывает так называемую мягкость.
- Чтобы понять, как определить мягкость согласного звука, нужно следить за движением языка при произнесении конкретного слова.
Мягкость как элемент транскрипции имеет свое обозначение: ’.
На письме мягкость выражается двумя способами:
- с помощью гласных букв я, е, ё, и, ю, которые указывают на мягкость предыдущих согласных звуков;
- с помощью мягкого знака (ь).
Согласный звук является мягким не из-за того, что после него стоят показатели мягкости, наоборот, после согласного звука ставятся показатели мягкости, если этот согласный звук является мягким.
- Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие согласные звуки: [й‘], [ч‘], [щ‘].
- Здесь действует следующее правило: данные мягкие согласные остаются мягкими всегда, независимо от последующей гласной буквы.
- Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут обозначать и твердые, и мягкие согласные звуки. Это отражается в следующей таблице:
Буквы | Звуки |
б | [б], [б’] |
в | [в], [в’] |
г | [г], [г’] |
д | [д], [д’] |
з | [з], [з’] |
к | [к], [к’] |
л | [л], [л’] |
м | [м], [м’] |
н | [н], [н’] |
п | [п], [п’] |
р | [р], [р’] |
с | [с], [с’] |
т | [т], [т’] |
ф | [ф], [ф’] |
х | [х], [х’] |
Согласные буквы, представленные выше, называются парными по мягкости и твердости.
При сравнении слов мама ([мама]) и мята ([м‘ата]) можно прийти к выводу, что на письме в обоих словах используется одна и та же буква – м, но произнесение звуков разное. Только во втором случае согласный звук является мягким. Данный пример показывает взаимосвязь согласной буквы и гласной буквы, стоящей за ней.
Мягкие согласные звуки характеризуются тем, что при произнесении средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Именно это позволяет определить мягкость согласного звука. Мягкие согласные звуки на письме обозначаются согласными буквами, на транскрипции используется знак ’.
Мягкость согласных звуков выражается благодаря указывающим на мягкость согласных звуков гласным буквам я, е, ё, и, ю и мягкого знака. В русском языке есть буквы, которые всегда обозначают мягкий согласный звук: й, ч, щ.
Следующие буквы могут обозначать мягкие и твердые звуки: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х.
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 107.
Будь в числе первых на доске почета
- Все
- Литература
- Русский язык
- Чтение
- География
- Окружающий мир
- История России
- История
- Физика
- Английский язык
- Биология
- Геометрия
- Алгебра
- Математика
- Обществознание
- Химия
- Информатика
Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило. Ребенок осваивает твердые и мягкие согласные звуки
Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.
Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.
Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.
Какой звук стоит после согласного:
- Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
- Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.
Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
- Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
- Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.
Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных
Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными.
Например:
Когда согласные мягкие, а когда – твёрдые?
Запомните:
Всегда мягкие согласные: й, ч, щ. Их транскрипция различается, но принят такой вариант: [j], [ч], [ш’]. Обратите внимание: звуки, которые дают буквы й и ч, записываются без апострофов
Материалы по теме Как выбрать электрокамин
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].
В случае с остальными согласными – если после них стоят гласные буквы е, ё, ю, я, и или ь, то согласные будут мягкими. Если же следуют гласные А, О, У, Ы, Э, то согласные будут твёрдыми.
Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы
Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.
- По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
- Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
- * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
- Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
- Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.
Важное условие! Систематичность и спокойствие.
Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.
Таблица, где собраны все гласные и согласные буквы и звуки
Твердый и мягкий знаки
Важно объяснить первокласснику, что ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным звукам. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.
Ъ | Не имеет звука! Может стоять только между согласной и гласной буквой, как в слове «въезд». Он используется, чтобы показать, что согласный перед ним твёрдый. |
Ь | Не имеет звука! Указывает на мягкость согласного, предшествующего ему. |
Ещё одна полезная таблица звуков и букв
✍ Угадай-ка
Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
✍ Выбирай твердые!
Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч.
Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет.
После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
✍ Найди пару
Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз.
А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
Советы родителям
Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.
Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.
Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту.
В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков.
Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.
Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.
Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий.
Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу.
За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.
Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.
Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!
Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах.
Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка.
Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.
Удачного и легкого обучения!
- http://kinderinfo.ru/tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki/
- https://vikiland.ru/articles/hard-and-soft-consonants/
- http://rastishka.by/articles/kak-nauchit-rebenka-xarakterizovat-zvuki-glasnye-i-soglasnye-tverdye-i-myagkie/
- https://www.rastut-goda.ru/junior-student/8657-kak-nauchit-rebenka-razlichat-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass.html
- https://ChildAge.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/samostoyatelnaya-rabota/tverdyie-i-myagkie-soglasnyie-zvuki-1-klass-tablitsa-pravilo.html
- https://rebenkoved.ru/obuchenie-rebyonka/kak-nauchit/rebenok-osvaivaet-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki.html
Мягкие и твёрдые согласные
Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.
Многие согласные являются парными по мягкости-твёрдости, т.е. в разных словах могут смягчаться или становиться твёрдыми. В транскрипции мягкость согласного показывается значком [ ’ ].
Таблица согласных звуков, парных и непарных по твёрдости/мягкости:
Группы согласных | Парные | Непарные |
Твёрдые | [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] | [ж], [ш], [ц] |
Мягкие | [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’] | [й’], [ч’], [щ’] |
На письме твёрдость согласных звуков обозначается гласными буквами а, о, у, ы, э (которые идут после согласного звука) — парк [парк], рота [рота], пума [пума], крынка [крынка], сэр [сэр].
Мягкость согласных звуков на письме обозначается:
- мягким знаком ь — мель [м’эл’], пальто [пал’то], письменный [п’ис’м’эный’]
- гласными буквами е, ё, и, ю, я — пень [п’эн’], свёкла [св’окла], пить [п’ит’], клюв [кл’ув], пляска [пл’аска].
- Кроме этого парные по твёрдости/мягкости согласные звуки могут смягчаться и перед некоторыми мягкими согласными — з [з’], с [с’], н [н’], т [т’], л [л’].
- Например: песня [п’эс’н’а], если[й’эс’л’и], хвостик[хвос’т’ик] и другие.
- Также согласный [н’] будет мягким перед согласными буквами ч и щ, при этом мягкий знак между ними не пишется: пончик [пон’ч’ик], гонщик [гон’щ’ик].
- Запомни, что согласные непарные по твёрдости-мягкости остаются только твёрдыми или только мягкими (вне зависимости от того, есть ли после них мягкий знак или какая за ними идёт гласная).
- Твёрдые непарные согласные всегда остаются твёрдыми.
- Например:
- [ж] — жара [жара], жёлтый [жолтый’]
- [ш] — шар [шар], шью [шй’у]
- [ц] — цапля [цапл’а], цирк [цырк]
- Мягкие непарные согласные всегда остаются мягкими.
- Например:
- [й’] — йогурт [й’огурт], мой [мой’]
- [ч’] — час [ч’ас], чек [ч’эк]
- [щ’] — щука [щ’ука], щель [щ’эл’]
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
- Глухие и звонкие согласные
- Алфавит
- Гласные звуки и буквы, их обозначающие
- Согласные звуки и буквы, их обозначающие
- Слог
- Ударение
- Фонетический разбор
- Звуки и буквы
Правило встречается в следующих упражнениях:
- 1 класс
- Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Учебник
- Упражнение 8, Канакина, Горецкий, Учебник
- Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
- Упражнение 96, Климанова, Макеева, Учебник
- Упражнение 152, Климанова, Макеева, Учебник
- Упражнение 4, Климанова, Рабочая тетрадь
- Упражнение 13, Климанова, Рабочая тетрадь
- Упражнение стр. 30, Чуракова, Учебник
- Упражнение 5, Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
- Упражнение 5, Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
- 2 класс
- Упражнение 122, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
- Упражнение 124, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
- Упражнение 135, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
- Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
- Упражнение 94, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
- Упражнение 52, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
- Упражнение 119, Полякова, Учебник, часть 1
- Упражнение 136, Полякова, Учебник, часть 1
- Упражнение 166, Полякова, Учебник, часть 1
- Упражнение 185, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
- 3 класс
- Упражнение 124, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
- Упражнение 52, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
- Упражнение 39, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
- Упражнение 43, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
- Упражнение 29, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
- Упражнение 30, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
- Упражнение 25, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
- Упражнение 239, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
- Упражнение 45, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
- Упражнение 34, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
- 4 класс
- Упражнение 57, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
- Упражнение 54, Полякова, Учебник, часть 2
- Упражнение 174, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
- 5 класс
- Упражнение 279, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
- Упражнение 280, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
- Упражнение 310, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
- Упражнение 312, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
- Упражнение 187, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
- Упражнение 193, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
- 7 класс
- Упражнение 481, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
- Упражнение 36, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
- Упражнение 550, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
- © budu5.com, 2020
- Пользовательское соглашение
- Copyright
- Нашли ошибку?
- Связаться с нами
Твёрдые и мягкие согласные
Твёрдые и мягкие согласные — это звуки, различающиеся по признаку мягкости/твёрдости.
Выясним, какие звуки являются твёрдыми и мягкими, как их отличить друг от друга, укажем парные и непарные твёрдые и мягкие согласные. Приведем примеры слов с твёрдыми и мягкими согласными.
Что такое твёрдые и мягкие согласные?
Начнем с того, что в нашей речи используются звуки, которые отличаются друг от друга различными характеристиками.
Если звук образует струя воздуха, свободно выходящая из полости рта, то она формирует гласные звуки [о], [о], [у], [э], [и], [ы]. Остальные звуки речи произносятся с шумом.
Шум получается, когда выдыхаемый воздух встречает различные препятствия на своём пути в виде языка, зубов, губ и пр. Так образуются согласные звуки.
Они различаются по соотношению голоса и шума, поэтому бывают звонкими и глухими.
А ещё согласные могут различаться по признаку мягкости и твердости. Чтобы понять, что такое твёрдые и мягкие согласные, произнесём, например, очень похожие на первый взгляд слова «пар» и «пир»:
Слово «пир» произносится несколько иначе. При произнесении первого согласного [п’] серединка языка выгибается к нёбу в виде горбатого мостика, а воздух устремляется по боковым узким проходам мимо языка. Так образуется мягкий согласный. А твёрдый согласный звук [п] произносится более широкой струёй воздуха.
Парные твёрдые и мягкие согласные
В русском языке большинство одних и тех же согласных могут быть как твердыми, так и мягкими. Они образуют между собой пары, соотносящиеся по признаку твёрдости/мягкости.
Согласные, соотносящиеся по признаку твёрдости мягкости, являются парными. С их помощью можно различить слова с разным лексическим значением:
- быть [б] — бить [б’]
- завыть [в] — завить [в’]
- шест [т] — шесть [т’]
- лот [л о т] — лёд [л’ о т].
Но некоторые звуки русского языка не имеют соответствующих парных твёрдых или мягких согласных.
Непарные твёрдые и мягкие согласные
Согласные, у которых нет соотносительного звука по признаку твёрдости/мягкости, являются непарными.
В русском языке всегда твёрдо звучат согласные [ж], [ш], [ц].
- жёсткий [ж о с т к’ и й’] — обжо́ра [а б ж о р а]
- широкий [ш ы р о к’ и й’] — шок [ш о к]
- цель [ц э л’] — цокать [ц о к а т’].
Мягкие непарные согласные [й’], [ч’], [щ’] всегда сохраняют этот признак:
- йод [й’] — майка [й’]
- чайник [ч’] — чёткий [ч’]
- щадить [щ’] — щётка [щ’].
Мягкость непарных согласных в звуковой записи слова (транскрипции) отмечается с помощью специального значка в виде запятой — апострофа.
Как отличить твёрдый и мягкий согласный?
Чтобы узнать, согласный является твёрдым или мягким, сначала произнесём слово и послушаем, как звучит исследуемый звук:
- вар [в] — вилка [в’]
- знак [з] — корзина [з’]
- сом [с] — серый [с’]
- хорошо [х] — хитрый [х’]
Также учтем, что в письменной речи мягкими являются согласные, после которых пишутся буквы:
1. «е», «ё», «и», «ю», «я»:
- белый [б’ э л ы й’]
- пёстрый [п’ о с т р ы й’]
- санки [с а н к’ и]
- рюмка [р’ у м к а]
- вялый [в’ а л ы й’]
2. Мягкость многих согласных, кроме непарных [ж], [ш], [ц], [ч’] и [щ’], выражает «ь»:
- большой [л’]
- семь [м’]
- скатерть [т’]
- борьба [р’].
Учтём, что «ь», который пишется после всегда твердых шипящих «ж», «ш» служит не для их смягчения, а для обозначения существительных женского рода третьего склонения или глагольных форм:
- дрожь [ж]
- гуашь [ш]
- поешь [ш]
- замажь [ж]
- не тревожьтесь [ж].
3. Мягкими по звучанию могут быть согласные в сочетании нескольких звуков, если последующих мягкий согласный повлиял на предыдущий. Этот фонетический процесс смягчения согласного в зависимости от его позиции в слове называется уподоблением по признаку твёрдости/мягкости, или ассимиляцией (лат. assimilatio — «уподобление»).
Понаблюдаем, как согласные звуки влияют друг на друга:
- пенсия [п’ э н’ с’ и й’ а]
- банщик [б а н’ щ’ и к]
- пончик [п о н’ ч’ и к]
- болезнь [б а л’ э з’ н’]
- кости [к о с’ т’ и]
Учтём, что это фонетическое звучание мягкости согласных не отображается в письменной речи.
В соответствии с правилом орфографии мягкий знак не пишется в стечении согласных нч, чк, чн, рщ, рч и пр.
Видеоурок для детей
Гласные и согласные звуки и буквы, мягкие и твердые, звонкие и глухие, парные и непарные, шипящие: таблица, лента букв и звуков для начальной школы, 1 класса. Буква й: гласная или согласная?
Алексей Николаевич Толстой сказал, что нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет. Такая «живость» нашего родного языка, является заслугой входящих в его состав слов. Но, прежде чем их научиться использовать, нужно выучить буквы и звуки. О них и пойдет речь в этой статье.
Что такое звуки речи и буквы?
Изучая с ребенком язык, нужно четко дать ему понять различия между устной и письменной речью. Для этого важно ему дать понятие о том, что такое звук, а что – буква.
Звуки — это то, что мы воспринимаем своим слухом. То, что относится к речи наш мозг легко отделяет от остальных звуков и интерпретирует их в образы. Звуки речи мы можем записать буквами, формируя из них слова.
Буква — это графический символ алфавита, благодаря которому мы можем отобразить на бумаге, то что слышим на слух. Но, тут для ребенка кроется очень большая сложность. Ведь количество звуков и букв, их воспроизводящих на бумаге, в разных словах может отличаться как в одну, так и в другую сторону.
Сколько букв и звуков в русском языке и алфавите и их соотношение
ВАЖНО: Звуки мы слышим и можем произвести своим речевым аппаратом. Буквы можем видеть и записать! Звуки есть во всех языках. Даже в тех, где нет письменности.
В таком слове как «стул» буквы соответствуют звукам. Но, в слове «солнце», буква «Л» не произносится. Также не произносятся буквы «Ъ» и «Ь». Они лишь несколько изменяют произношение слов, в которых используются.
Также есть такое «школьное» слово как «Циркуль». В котором вместо звука [И] произносится звук [Ы].
В русском языке еще очень много слов, которые произносятся не так, как записываются буквами. Поэтому ребенку очень важно научиться правильно понимать такое отличие.
Алфавит
Язык — это главное изобретение человечества. Причем у каждого народа, который создал свой язык он отличается особенностями, свойственными этому народу.
На определенном этапе развития общности, которая использует тот или иной народ, появляется потребность в записывании звуков речи, соединенные в слова и предложения. Так появилась письменность, а одновременно с ней алфавит.
То есть набор всех букв используемой в письменности, стоящих в строгом порядке.
Алфавит русского языка насчитывает 33 буквы и выглядит следующим образом:
Порядок букв в русском алфавите
Алфавит — это база любого языка, которую необходимо знать всем, кто его изучает. Можно ли научиться говорить без знания алфавита? Конечно. Но, кроме возможности излагать свои мысли, нужно научиться писать и читать. А это сделать без знания алфавита невозможно.
Сегодня у детей очень много различных пособий для изучения алфавита. Вы можете купить специальные флеш-карточки, магниты, небольшой букварь, который ребенок может брать с собой на прогулки или в поездки.
В нашу компьютеризированную эпоху электронные гаджеты также можно призвать в помощь при изучении алфавита. Печатайте буквы в текстовых приложениях и называйте звуки которые их обучают.
Можно подключить воображение и использовать графические редакторы, изменять шрифты и добавлять заливки. Создайте собственный алфавит, который будет интересен ребенку.
Тогда и обучение пойдет быстрее и эффективнее.
ИНТЕРЕСНО: Педагоги придумали очень интересный и увлекательный способ изучения алфавита. Посвятите каждый новый день в вашей семье одной из букв алфавита. Конечно при этом не нужно забывать и про остальные.
Пеките булочки в форме букв, делайте с ребенком буквы из пластилина, рисуйте их, собирайте из счетных палочек. Обязательно рассказывайте про букву, которой посвящен день и давайте примеры ее использования.
Гласные звуки и буквы
Знакомство ребенка с алфавитом — это очень увлекательное занятие. Но, это только один из первых шагов в освоении языка. Для продолжения изучения его элементарных единиц нужно научиться делить их по характеристикам.
Те буквы, которые произносятся протяжно, нараспев называются гласные.
- В русском языке 10 гласных букв «А», «Е», «Ё», «И», «О», «У», «Ы», «Э», «Ю», «Я»
- 6 гласных звуков [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Обычно гласные звуки в школьной программе должны быть выделены красным цветом.
Мы уже выяснили отличие между элементарными частицами языка.
Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Они подразумевают один или два звука.
Из этой таблицы — это различие можно увидеть еще раз:
ИНТЕРЕСНО: Кстати, о букве «Ё». Сегодня ошибочно считается, что ее ввел в наш алфавит Карамзин. Но, это не так. Это сделала директор Санкт-Петербургской академии княгиня Екатерина Дашкова в 18 ноября 1783 на заседании по случаю создания первого толкового словаря в России. Она предложила поменять буквы «IO» на одну «Ё».
Ударные и безударные гласные звуки
- Ударный гласный звук произносится с большой силой и не претерпевает изменений.
Например: сне́г, стýл, шка́ф
- Безударный гласный звук произносится с маленькой силой и претерпевает изменения.
Например: кОрзи́на (слышится вместо О, звук А), мЕдве́дь (В первом безударном гласном звуке вместо Е, слышится И), плЕчо́ (гласный звук И слышится вместо Е).
ВАЖНО: Ударение не ставят в словах с одним слогом и в словах с буквой Ё.
Гласные Йотированные буквы Я, Ю, Е, Ё делают мягким согласный звук, стоящий перед ними, и создают один звук: е → [э] или [и], ё → [о], ю → [у], я → [а].
Например:
- В начале слова: ёжик [й’ожик]
- В середине слова: приют [при й’ут]
- В конце слова: ружьё [руж й’о]
Твердые и мягкие гласные прямым образом действуют на согласные. Например, согласная буква «П», может быть, как твердой (в слове «пакет»), так и мягкой (в слове «печенье»).
Согласные звуки и буквы
Согласные буквы называются таковыми из-за вхождения в их состав согласных звуков. В русском языке 36 согласных звуков:
Апострофом отмечены мягкие звуки.
И 21 согласная буква:
Согласные буквы и звуки мягкие и твердые: таблица
Согласные, как и гласные могут быть как твердыми, так и мягкими. Например, в слове «Река», бука «Р» мягкая, а слове «Рука» – твердая.
Вообще, на мягкость и твердость звуков в слове влияет несколько факторов. Например, местоположение звука в слове.
Смягчают звуки йотовые гласные («Е», «Ё», «Ю» и «Я») и дифтонги, которые стоят после согласных. Например:
- «Белый»
- «Любовь»
- «Пятница»
Также смягчает звуки буква «И», а ее антипод «Ы», напротив, делает звук твердым. Важную роль играет наличие мягкого знака в конце слова:
Мягкий знак может смягчить звук, даже если находится внутри слова:
Глухие и звонкие согласные звуки в русском языке: таблица
Согласные могут быть звонкими и глухими. Звонкие получаются при участии голоса в образовании звука. Тогда как при образовании глухого звука голос практически не играет своей созидающей роли.
- Звонкие согласные
Твердые и мягкие согласные (с таблицей)
В русском языке каждая буква (кроме морфем «ь» и «ъ») обозначает гласный или согласный звук.
Согласные звуки — это те, при произношении которых воздух в речевом аппарате встречает препятствие, из-за чего звук состоит из шума и голоса, либо только из шума. В русском есть 37 согласных звуков и 21 буква для их письменного обозначения.
По специфике произношения согласные звуки делятся на мягкие и твердые, звонкие и глухие.
Деление согласных по мягкости
Большинство букв могут обозначать как твердые, так и мягкие звуки, в зависимости от того, какие звуки находятся рядом с ними. Здесь, для наглядности, они расположены в виде таблицы:
Классификация звуков | Звуки | Примеры с фонетическим разбором |
Могут быть и твердыми, и мягкими | [б, б’]
|
бублик [бубл’ик], белый [б’элый’]
|
Всегда твердые | [ж], [ш], [ц] | житель [жыт’ил’], швея [шв’ий’а], церковь [цэркаф’] |
Всегда мягкие | [й’], [ч’], [щ’] | койот [кой’ат], человек [ч’илав’эк], щебень [щ’иб’эн’] |
Твердые согласные
Твердыми становятся согласные, которые расположены перед гласными «а», «о», «у», «ы», «э»:
- каштан [каштан], дорога [дарага], трава [трава], каша [каша], фантазия [фан’таз’ий’а];
- корона [карона], Тора [тора], горб [горп], солнце [сонцэ], лоск [лоск];
- буря [бур’а], пустыня [пустын’а], мудрость [мудраст’], рутина [рут’ина], шуба [шуба];
- пыль [пыл’], мыться [мыц:а], рысь [рыс’], быль [был’], зыркать [зыркат’];
- мэрия [мэр’ий’а], каратэ [каратэ], фэнтези [фэн’т’из’и].
Также есть три твердых согласных звука, которые не зависят от соседних гласных или других факторов, всегда оставаясь твердыми: [ж], [ш], [ц].
Большинство твердых согласных, особенно находящихся в слове перед «а», «о», «у», легко узнать: при произношении они звучат четко, а прохождение потоком воздуха через преграду в речевом аппарате можно услышать. В зависимости от звонкости, твердые согласные будут звучать либо четко и звонко, либо более приглушентверно и шумно. Также они могут попарно оглушаться для простоты произношения.
Важно запомнить: твердые согласные «ж», «ш», «ц», а также согласные, стоящие перед гласными «а», «о», «у», «ы», «э» не должны смягчаться при произношении. Если возникают малейшие сомнения о том, как правильно произнести слово — стоит провести его фонетический разбор и удостовериться в твердости или мягкости согласного звука.
Мягкие согласные
Согласные буквы начинают обозначать мягкие звуки в словах, в которых они расположены перед гласными «е», «ё», «и», «ю», «я» либо графемы «ь»:
- кремень [кр’эм’ин’], телевизор [т’ил’ив’изар], мелочь [м’элач’], шелест [шэл’ист], феникс [ф’эн’икс];
- стажёр [стаж’ор], перекочёвывать [п’ир’икач’овыват’], решётка [р’иш’этка], новорождённый [наварошт’ин:ый’];
- кино [к’ино], литература [л’ит’иратура], шиллинг [ш’ыл:инк], орбита [арб’ита], вино [в’ино];
- клюв [кл’уф], брюхо [бр’уха], индюк [ин’д’ук], резюме [р’из’ум’э], сюртук [с’уртук];
- мякоть [м’акат’], вафля [вафл’а], шляпа [шл’апа], ветряк [в’итр’ак], десять [д’эс’ит];
- рьяно [р’й’ана], бадьян [бад’й’ан], картофель [картоф’ил’], оземь [оз’им’], пустошь [пусташ’].
Звуки [й’], [ч’], [щ’], как было упомянуто в таблице, будут мягкими всегда.