Ротацизм и параротацизм в логопедии: виды, таблица, коррекция

Ротацизм и параротацизм в логопедии: виды, таблица, коррекция

Ротацизм (картавость) – это дефектное произношение звуков [Р-Р′], не соответствующее фонетическим нормам русского языка. Наблюдается при дислалии, ринолалии, дизартрии. Вместо полноценного раскатистого [Р], образующегося при вибрации кончика языка, произносится искаженный (горловой, двугубный, щечный и т.д.) звук. Нарушение обнаруживается в ходе логопедической диагностики. Коррекция ротацизма предполагает выработку правильного артикуляционного уклада, развитие силы и направленности воздушного потока, автоматизацию нормативного звука и введение его в речь. Устранение причины звукоискажения может потребовать участия стоматологов, неврологов.

К недостаткам произношения звуков [Р] и [Р′] относятся их отсутствие, искажение (ротацизм) и замена (параротацизм).

Звук [Р] – самый сложный по способу артикуляции: требует дифференцированных движений артикуляционных мышц, активного участия кончика языка, достаточного по силе речевого выдоха. Обычно этот звук появляется в детской речи позже других, в 5-6 лет.

Ротацизмы составляют 26% от всех нарушений звукопроизношения у дошкольников; при стертой дизартрии этот показатель еще выше – 43-53,5%.

Причины ротацизма

Наиболее частыми речевыми нарушениями, сопряженными с дефектным произношением [Р] и [Р′], являются артикуляторно-фонетическая и механическая дислалия, дизартрия, открытая ринолалия. Искажение звука встречается у детей с фонетическим, фонетико-фонематическим нарушением, общим недоразвитием речи. Самые распространенные причины ротацизма:

  1. Аномалии языка. Укороченная подъязычная связка препятствует подъему кончика языка, не позволяет ему занять правильное положение за верхними зубами. Проблему для нормативного произношения также могут представлять микроглоссия, макроглоссия, раздвоенный кончик языка.
  2. Аномалии зубочелюстной системы. Небные расщелины обусловливают носовой оттенок при произнесении всех ротовых звуков, в том числе [Р]. При открытом боковом прикусе утечка воздуха сквозь щель между коренными зубами способствует боковому произношению. Затрудняет правильную артикуляцию высокое твердое небо.
  3. Слабость артикуляционных мышц. Недостаточно сильные и дифференцированные движения мышц языка приводят к приблизительной артикуляции звуков и не обеспечивают их нормативное звучание. Причиной отсутствия достаточной вибрации языка выступает слабая струя выдыхаемого при фонации воздуха.
  4. Нарушение фонематического слуха. В этом случае ребенок попросту не отличает на слух правильного произношения от неправильного. Как причина ротацизма встречается редко, чаще приводит к звуковым заменам.
  5. Дизартрия. При спастичном состоянии артикуляторной мускулатуры отмечается увулярный и велярный ротацизм. Паретичность мышц языка, щек чаще вызывает боковое искажение.
  6. Подражание и двуязычие. Ребенок может принимать за норму дефектное звукопроизношение, если кто-то из членов семьи картавит, не следит за своей речью. При билингвизме происходит усвоение фонетических особенностей вариантов звука, заимствованных из других языков (увулярный [Р] – из французского, гортанный – из немецкого).

Звук [Р] – согласный (по наличию преграды), сонорный (по участию голоса и шума), переднеязычный (по месту образования), дрожащий, или вибрант (по способу образования), ротовой (по месту выхода воздуха). Для правильной артикуляции изолированного твердого звука [Р] необходимо:

  • раскрыть губы;
  • разомкнуть зубы;
  • поднять язык в форме «чашечки» за верхние зубы на альвеолы;
  • с напором выдыхать воздух на кончик языка, вызывая его вибрацию.

Во время фонации мягкое небо поднимается и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки сомкнуты, колеблются – звук получается звонкий. При произнесение мягкого [Р′] кончик языка продвигается ближе к резцам, спинка языка выше поднимается к небу. Звук получается коротким, одноударным.

Ротацизм и параротацизм в логопедии: виды, таблица, коррекция

Ротацизм

Виды ротацизма

Мнения исследователей относительно форм ротацизма и их количества в отечественной логопедии разнятся. Некоторые авторы выделяют свыше 30 вариантов нарушения звука. Наиболее частотными и признаваемыми большинством ученых видами ротацизма являются:

  • Увулярный. При фонации дрожит увулярный отросток (маленький язычок). Слышится «грасси­рующее» [Р], акустически наиболее близкое к нормальному звуку.
  • Велярный. Вибрирует мягкое небо, вследствие чего возникает грубый рокот. Велярный и увулярный ротацизм иногда называют горловым [Р], или картавостью.
  • Боковой. Отмечается вибрация боковых краев языка. Слышится звукосочетание «РЛЬ»
  • Щечный. Струя воздуха проходит между щеками и краями языка, вызывая колебания одной или обеих щек. При этом виде ротацизма к тону голоса примешивается шум.
  • Одноударный (проторный). Язык занимает правильное положение, однако вибрация не возникает. Получается звук, акустически близкий к английскому [D].
  • Двугубный (билабиальный, «кучерский»). Вибрируют губы, язык неподвижен. При двугубном ротацизме слышится «ПРР».
  • Носовой. Струя воздуха выходит через нос, кончик языка не задействован в артикуляции. Слышимый звук приближен к искаженному сочетанию «НГ».
  • Гортанный. Близок к велярному ротацизму, однако звук более приглушенный, похожий на щелевой звук [Г].

Ротацизм диагностируется в ходе оценки речевого статуса. В предварительной беседе с родителями ребенка или взрослым, страдающим данной речевой проблемой, специалист-логопед выясняет анамнестические сведения, языковой статус (монолингвальный, билингвальный). Затем последовательно осуществляется:

  1. Обследование органов артикуляции. В ходе осмотра оценивают строение губ, зубных рядов, языка, твердого и мягкого неба. Имеющиеся отклонения (отсутствие зубов, аномалии прикуса, короткая уздечка, лицевые расщелины и пр.) указывают на причину ротацизма. Затем определяют мышечный тонус: наличие спастики, парезов мышц оральной и мимической мускулатуры, дистонии.
  2. Исследование подвижности артикуляционного аппарата. Для артикуляции сонора [Р] важны точные движения языка, губ. В ходе выполнения специальных упражнений определяют объем, темп, точность, переключаемость движений, способность удерживать артикуляционную позу.
  3. Исследование фонематического слуха. Для правильного понимания причины ротацизма (моторной или сенсорной недостаточности), выявления вторичного нарушения слуховых дифференцировок выполняют проверку речевого слуха. Исследуют дифференциацию звуков изолированных, на уровне слогов, слов.
  4. Обследование звукопроизношения. Наличие и правильность произнесения звуков проверяют изолированно и в разных позициях в слове. В ходе диагностики необходимо точно определить вид ротацизма – от этого будет зависеть коррекционный маршрут.

В ряде случаев для выработки правильной стратегии устранения ротацизма требуется проведение дополнительного стоматологического обследования (телерентгенография, снятие диагностических слепков) или неврологической диагностики (ЭНМГ, МРТ головного мозга).

Ротацизм и параротацизм в логопедии: виды, таблица, коррекция

Логопедический массаж

Коррекция

Исправление ротацизма осуществляется логопедическими средствами. В отдельных случаях может потребоваться медицинская помощь.

Так, если с помощью специальных упражнений не удается растянуть уздечку языка, прибегают к ее хирургической пластике. При неправильном прикусе врачом-ортодонтом назначается ношение съемных аппаратов, брекетов или элайнеров.

Коррекция дизартрического компонента в речи ребенка более эффективна на фоне медикаментозной терапии, назначаемой неврологом.

Основная работа по устранению ротацизма осуществляется в кабинете логопеда. Она включает в себя несколько периодов: подготовительный, постановку звука, его автоматизацию и введение в речь.

Подготовительный период

Ребенка или взрослого, страдающего ротацизмом, знакомят с правильной артикуляцией при произнесении звуков [Р] и [Р’]. Для этого используют наглядность (артикуляционные профили, муляжи полости рта). Логопед неоднократно произносит изолированный звук, проводит ассоциации с «рычанием мотора» или «рыком тигра».

Параллельно ведется работа над формированием правильного уклада органов артикуляции и развитием направленного выдоха. Основные задачи артикуляционной гимнастики:

  • выработка верхнего подъема языка (упражнения «Маляр» «Вкусное варенье», «Качели», «Индюк»);
  • активизация кончика языка («Дятел», «Чистим зубки», «Утюжок»);
  • вызов вибрации языка («Комарик»);
  • растяжение подъязычной связки (упражнения «Грибок», «Парус», «Лошадка», «Гармошка»).

Параллельно выполняются дыхательные упражнения, при необходимости – логопедический массаж.

Артикуляционные и дыхательные упражнения при ротацизме необходимо отрабатывать не только на логопедических занятиях, но и дома не реже 2-х раз в день.

Подготовительный этап продолжается до тех пор, пока ребенок не научится удерживать нужную артикуляционную позу и выдыхать сильную направленную воздушную струю.

Постановка звука

При различных вариантах ротацизма целесообразно использовать дифференцированные приемы звукопостановки. Нормативного произношения можно добиться следующими способами:

  • по подражанию (изобразить карканье вороны, рев мотора, рычание тигра);
  • от опорных звуков [Д], [Ж], верхнеязычного [З];
  • от звукосочетаний «тд», «дж», слога «за»;
  • от артикуляционных упражнений («Грибок», «Парус», «Дятел», «Верблюд»);
  • с механическим пособием (чаще всего). Вибрация кончика языка вызывается с помощью постановочного зонда либо зондозаменителя.

Иногда (например, при щечном ротацизме) звук ставят в 2 этапа: вначале добиваются проторного звучания, затем переходят в выработке вибрационного компонента. В крайних случаях (при недостижимости нормативного звучания) прибегают к компенсаторной артикуляции. Мягкий звук [Р′] вызывается после автоматизации твердой фонемы путем ее соединения с йотированными гласными или [И].

Автоматизация

Закрепление правильного звукопроизношения осуществляют с постепенным усложнением речевого материала. Сначала используют слоги, слоговые ряды (прямые, обратные, со стечениями согласных).

Далее переходят к словам, где звук находится в различных позициях (в начале в ударной позиции, конце и середине слова). Затем отрабатывают словосочетания и предложения, чистоговорки, насыщенные звуком [Р].

В заключении в работу берут стихи и рассказы.

Длительность полного цикла исправления ротацизма может варьировать в широком диапазоне (от 1,5 до 3 мес. и дольше).

Это зависит от многих факторов: причины нарушения, функциональных возможностей ребенка, заинтересованности родителей, регулярности занятий, мастерства логопеда, необходимости сопутствующего лечения.

Сложнее всего добиться устойчивого правильного звукопроизношения при дизартрии – в этих случаях коррекция ротацизма и других звуковых искажений может растянуться на месяцы и даже годы.

Ротацизм (параротацизм) в логопедии

[Р] и [Рь] сложнейшие звуки по образованию, их артикуляция предполагает выполнение точных движений всеми органами речевого аппарата, вследствие чего дефекты их произношения очень распространены.

При верном артикулировании [Р] губы приоткрываются либо пребывают в положении, требуемом для следующего гласного, зубы приоткрыты, передний край языка приподнимается, задевает верхние зубные альвеолы. Боковые края упираются в верхние моляры. Мощность выдыхаемого воздуха очень высокая.

Под его воздействием появляются вибрирующие движения кончика языка. Голос задействован, горло дрожит.

Звук [Р] согласный, звонкий, твердый, сонорный, вибрант, небно-зубной, язычно-альвеолярный. Артикуляция [Рь] характеризуется добавочным подъемом середины язычной спинки к нёбу и несильным выдвижением переднего края (он колеблется у основания верхних зубов).

Ротацизм − дефектное произношение [Р] и [Рь]. Проявляется в виде искажения звуков, их пропусков, либо замены другими фонемами. Для определения замены [Р] или [Рь] применяется термин параротацизм.

Читайте также:  Игры на развитие фонематического слуха для детей 5-6-7 лет

Формы ротацизма и параротацизма

Ротацизм и параротацизм в логопедии: виды, таблица, коррекция

Выделяют отдельные самостоятельные формы ротацизма. Они отличаются местом и механизмом создания фонемы:

  • Проторный (одноударный). При верной локализации передний край языка единожды затрагивает альвеолы, продолжительная его вибрация не создается. Раздается звучание [Д], невозможно воспроизведение продолжительного рычания.
  • Боковой. При возникновении фонем колеблется боковая сторона языка. Прорывается смычка между ним и молярами. Вместо правильного [Р], раздается звучание [Рль].
  • Щёчный. Воздух выходит между боковым краем языка и верхними молярами, происходит колебательное движение одной либо двух щек. Щечный вид ротацизма является самым редким в логопедии.
  • Интердентальный (межзубный). При воспроизведении фонем передняя часть языка расположена между резцами.
  • Лабиодентальный. Дефект [Р] и [Рь], образовавшийся при возникновении колебательных движений между губой и резцами.
  • Ларингеальный (гортанный)

Ротацизм — дислалия-ннов

РОТАЦИЗМ

Характеристика фонем [Р][Р`].
Описание правильного уклада органов артикуляции. Варианты нарушений фонем — искажения и замены и их приемы. Приемы
постановки звука.

Задачи подготовительного этапа
— активизация кончика языка, формирование воздушной струи.

Использование
для этих целей артикуляционной гимнастики, тренировки по фонематическому
восприятию при заменах, выбор исходной сохранной фонемы для постановки
[Р] [Р`]. Закрепление комму­никативных умений и
навыков.

ТЕОРИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ

При
характеристике нарушений произношения звуков следу­ет отметить, что неправильно
произносить ребенок может любой звук.

Чаще всего это относится к группам:
свистящих — 22 %, шипящих — 24 %, [р] — 26 %, [л] — 10 %, звонких — 4,5 %,
заднеязычных — 1 % (по данным М.А. Александровской).

Ука­занная закономерность
в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью
артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложнос­тью
их звучания.

Звуки
[р] и [р'] наиболее сложные по образованию, требуют уча­стия в артикуляции всех
мышц языка и их нарушения бывают многообразными.

Нарушения звукопроизношения требуют специальной лого­педической
помощи ребенку, и от ее своевременности будет за­висеть успешная подготовка его
к обучению в школе (Г.А. Ка­ше, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева).

  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ
  • Ротацизм – это отсутствие или искажение
    звука [р] и [р’] и явля­ются фонетическими дефектами; замена звука [р] другим
    звуком, существующим в системе русского языка, называет­ся, параротацизмом и является по своей
    структуре фонетико-фонематическим дефектом.
  • ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ
    АРТИКУЛЯЦИИ
  • Кончик
    мягкого неба
    поднят, образуя с задней стенкой глотки нёбно-глоточный
    затвор, который препятствует проходу воздушной струи в носовую полость.
  • Губы занимают положение, необходимое для
    произнесе­ния предыдущего (последующего) звука.
  • Зубы разомкнуты.

Язык принимает форму «ложки»: широкий
кончик язы­ка поднят вверх, к альвеолам, напряжен; спинка языка при­поднята,
между ней и нёбом свободно проходит воздух, боко­вые края языка плотно
прилегают к верхним коренным зубам. Воздушная струя при выдохе попадает в
ротовую полость на напряженный кончик языка и вызывает его колебательные движения.
Быстрота его колебаний от 2-3 до 30 в секунду.

Мягкое нёбо

Ротацизм и параротацизм

РОТАЦИЗМ  (лат. rhotacismus, от греческой буквы «ро») — нарушение произношения звуков (фонем) [р] и [рь].

Нарушение может выражаться в искажении звуков, отсутствии их или замене другими звуками.

Замена [р] или [рь] другими звуками также называется ПАРАРОТАЦИЗМ (от греч. приставки para, означающей отклонение или нахождение вблизи чего-либо, иными словами, нечто, похожее на ротацизм).

Ранее ротацизм называли картавостью, в настоящее время термин картавость не употребляется, вместо него часто используют выражение «недостатки, дефекты или нарушение произношения [р]».

Типичные формы ротацизма и параротацизма:

  •     отсутствие звука [р] (корова — коова, рука — ука)
  •     ротацизм велярный (лат. velum — мягкое нёбо) (корень языка сближается с нижним краем мягкого нёба, проходя через щель между языком и мягким нёбом, струя выдыхаемого воздуха вызывает вибрацию нёба, вызывая дополнительный шум и дефектное звучание [р] и [рь], т.н. велярное [р]. Данную форму дефекта, а также увулярный ротацизм ранее часто называли картавостью);
  •     ротацизм увулярный (лат. uvula — язычок) (произношение [р] и [рь] искажается за счет вибрации только маленького язычка, т.н. увулярное [р]. Данная форма дефекта также называется горловым [р]);
  •     ротацизм боковой (искаженное произношение [р] или [рь], (боковое [р]), когда при артикуляции звуков вибрирует не кончик языка, а его боковой край. Боковой ротацизм часто возникает по причинам органического характера, т.е. из-за анатомических особенностей или дефектов артикуляционного аппарата (языка, подъязычной уздечки, нёба, зубов… При боковом ротацизме вместо [р] может произноситься сочетание звуков [р] и [ль] — [рль].);
  •     ротацизм билабиальный (синонимы: лабиальный, губной, двугубный) (искажение [р] и [рь], при котором звук образуется за счет вибрации губ. При билабиальном ротацизме получается звук, похожий на [прр], так называемое кучерское [р]);
  •     ротацизм одноударный (проторный) (дефект, связанный с тем, что при правильном месте образования звуков [р] и [рь] передний край языка только однократно касается альвеол, переодические же его колебания отсутствуют. При одноударном ротацизме звук [р] может быть похож на [д], также не удается произнесение длинного рокочущего [ррррррр]);
  •     ротацизм щёчный (нарушение [р] и [рь] (щёчное [р]), при котором струя выдыхаемого воздуха проходит между щеками и краями языка, вызывая вибрацию одной или обеих щёк);
  •     ротацизм интердентальный (межзубный) (нарушение [р] и [рь], вызванное положением языка между зубами);
  •     ротацизм лабиодентальный (искажение [р] и [рь], вызванное образованием звука между нижней губой и верхними зубами (резцами) или верхней губой и нижними зубами);

Разновидности ротацизма и параротацизма

Часто звук [р] полностью отсутствует в речи детей или вместо него появляется призвук гласного. В данном случае обнаруживается полное отсутствие нужных артикуляционных движений.

Недостатки произношения звука [р] могут проявляться в виде горлового дрожащего звука. Первый тип подобной артикуляции — велярный [р] (от velum — мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягко го нёба, образуя с ним щель.

Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мяг кого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает специфическое дефектное звучание.

При втором типе — увулярном [р] (от uvula — язы чок) — вибрирует только кончик мягкого нёба — в результате слышится отчетливый рокот.

Встречается двугубный [р]. Первый вариант — «кучерское» произношение, образуемое вибрацией обеих губ. Второй вариант — без вибрации — воспроизведение [р] с помощью об разования двугубной щели, когда слышится нечто вроде английского «w».

При боковом произношении [р] вибрация присутствует, но место ее передвигается.

В основе бокового произношения обычно лежат причины органического характера: парезы языка, массивная, короткая подъязычная связка, к наличию ко торой часто присоединяются узкое, высокое нёбо или неправильное расположение зубов верхней челюсти.

Эти факторы мешают формированию эластичности кончика языка и поднятию языка кверху, что приводит к попыткам ребенка компенсировать свой дефект. Таким образом, смычка образуется сле дующими способами:

  • § поднятая спинка языка + нёбо. При этом получается звучание [рл];
  • § кончик языка или один из боковых краев языка + внутренняя поверхность щели: вибрация получается грубой, как результат — «щечный» звук [р];
  • § язык + верхняя губа: вибрация грубая, и проскальзывает звук [п];
  • § смычка кончика языка или чаще одного из его боковых краев с нёбом происходит или правее, или левее средней ли нии — звучание [р] несколько смягченное.
  • Вместо [р] порой встречается носовой звук типа английского или немецкого «ng», образуемого путем смыкания корне вой части языка с мягким нёбом при свободном проходе воздуха из глотки в нос.

В некоторых случаях приходится сталкиваться с так называемым одноударным [р], при котором передний край языка лишь один раз соприкасается с альвеолами, вибрация отсутствует, слышится звук, напоминающий английский (альвеолярный) «d». Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются.

Возможно и глухое произношение звука [р]. При одноударном и глухом произношении звука [р] артикуляция оказывается наиболее близкой к норме.

Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.

У дошкольников часто наблюдается замена звука [р] — на [л] или [л'] и на [д]. В данных вариантах параротацизма место образования звука остается более или менее правильным, но изменяется способ произношения, звук перестает быть дрожащим.

В случаях замен звуков: [р] Þ [j], [р] Þ [в], [р] Þ [г] — изменяется и место произношения: переднеязычный [р] заменяется среднеязычным [j], губно-зубным [в], заднеязычным [г], и способ произношения: дрожащий заменяется щелевыми или взрывными звуками.

Возможна замена звука [р] парным мягким [р'].

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердый [р], так и мягкий [р']. Нередко, однако, при нарушенном [р] отмечается сохранный [р']. Реже наблюдается обратное.

Отвечая на вопрос об исправлении ротацизма, обязательно учитывайте, что для получения правильной артикуляции звука [р] необходимы подготовительные упражнения, которые позволяют получить правильное положение органов артикуляции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку.

Читайте также:  Посуда картинки для детей детского сада: кухонная, чайная, столовая

Чтобы ускорить возможность ребенка почувствовать не испытанные им вибрационные движения языка, с одной стороны, и вызвать на основе взаимодействия раздражения в коре функционально близких лицевого и подъязычного нервов эти вибрационные движения — с другой, используют дополнительные упражнения (приемы).

Производится выдыхаемым воздухом дрожание обеих губ — сначала шепотом («фырканье лошади»), затем с голосом (акустически — тип кучерского «тпррр…»). В случаях затруднений во время выдоха указательным пальцем быстро двигают вверх — вниз, задевая губы — получается нужная вибрация губ.

Так же, но со свободным кончиком языка между зубами. (СНОСКА: «Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959. — С. 106.)

Приемы постановки звука [р]

В легких случаях возможна постановка звука по подражанию.

Первый вариант заключается в том, что язык всей своей массой плотно присасывается к нёбу, как при щелканье языком или при сосании конфеты, и одновременно через нос вдыхается воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувается на «прилипший» к нёбу язык. При удачном приеме удается получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого «трр» или сочетания «дзз». Упражняя и укрепляя это сочетание, можно получить полный раскат «тррр», а затем озвончить его — «дррр».

Другим приемом является постановка звука [р] от [д], повторяющегося на одном выдохе: «ддд», «ддд» — с последующим более формированным произнесением последнего.

Применяется также чередующееся произношение звуков [т] и [д] в сочетаниях «тд», «тд» или «тдд», «тдд» в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [д] и [т] ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Иногда вибрация возникает в результате выполнения упражнения «Болтушка»: высунутый широкий язык на звуке [а] быстро «болтается» сначала между губами, затем — между зубами и, наконец, — за альвеолами.

Возникает одноударный звук [р], который произносится в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру», «ры-ры-ры» с форсированным произнесением последнего слога. Во время тренировки выдыхаемая струя должна быть сильной.

После многократных повторений можно получить вибрацию: «ррра-ррра-ррра».

Однако эти приемы не всегда приводят к успеху. При заднеязычной артикуляции [р] или его велярном (увулярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным.

Постановка звука [р] в два этапа

На первом этапе ставится фрикативный [р] от звука [ж] без вибрации при его протяжном произнесении, без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха.

Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены.

Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают механическое колебание языка. Вместо зонда можно успешно использовать чистый палец самого ребенка, медицинский шпатель, черенок чайной ложки.

Аналогично можно получить вибрацию с механической помощью при быстром произнесении на выдохе звука [д] («ддддд…»). Движения языка, сливаясь с быстрыми движениями зонда (шпателя, пальца), переходят в вибрацию: «дррр…».

Иногда при недостаточно пластичном языке длительное время звук [р] не звучит изолированно, а появляется только в комплексе: «др» или «тр».

В данном случае необходимо начать работу над автоматизацией звука [р] в словах и слогах, начинающихся с сочетаний «тр», «др» {трава, дрова и т.д.

), а затем, когда звук [р] достаточно проявит свою речевую типичность в этих сочетаниях, следует использовать приемы по выделению его из комплекса: «др» и «тр».

В этом случае можно предложить ребенку в звук [д] ([т]) и [р] вставлять редуцированный (неясный) гласный звук: «дырpa», «тырра», что достигается некоторой задержкой дыхания при произнесении первых звуков [д] и [т]. Или, произносятся слоги и слова с сочетанием «хр» в начале слова: «хррр», «хррра», «хрррап» и т.п.

В отличие от автоматизации всех звуков, которую рекомендуется начинать после того, как изолированное произношение звуков полностью сформировано, автоматизация звука [р] должна быть начата, как только достигнуто приблизительное, неполноценное звучание звука [р] (с механической помощью, одноударное, глухое или в неразрывном сочетании с согласными звуками [т] и [д]).

Звук [р'] требует более низкого положения кончика языка (у верхнего края зубов). Если вначале ребенок овладел произношением только твердого [р], то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким [р'].

Рекомендуется предварительно разъяснить разницу в артикуляции при звуке [р] и [р'], а затем произносить слоги: «ари», «аря», «арю». Иногда (в частности, при массивной подъязычной связке) легче удается поставить звук [р']. В этих случаях следует автоматизировать звук [р'] и одновременно продолжать постановку звука [р].

В результате в большинстве случаев оказывается необходимым провести дифференциацию между звуками [р] и [р'].

  1. Дифференциация звука [р] и его заменителя необходима во всех случаях параротацизма.
  2. Семинарское занятие № 9
  3. НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Л] И [Л']
  4. План

1. Правильная артикуляция звука [л].

2. Нарушения произношения звуков [л] и [л'].

3. Методы исправления ламбдацизма.

Методические указания и дополнительный материал

Приступая к изучению данной темы, четко усвойте, что недостатки произношения звуков [л] и [л'] называются ламбдацизмом. Истинным, или фонетическим, ламбдацизмом является отсутствие звука [л] и его искажение. Те разновидности дефекта, которые выражаются в замене [л] другим звуком русского языка, носят название параламбдацизм.

  • Отвечая на первый пункт плана, надо четко описывать правильную артикуляцию звука [л]:
  • § губы нейтральны и занимают положение последующе го гласного;
  • § зубы разомкнуты;
  • § язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны, передняя и средняя части спинки языка опущены; между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя; задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу и несколько оттянута назад. Форма языка напоминает седло: кон чик языка и задняя часть спинки подняты; передняя и средняя части спинки вместе с краями опущены;

Как избавиться от картавости у детей и во взрослом возрасте

Картавость также называется ротацизмом – это речевое расстройство, проявляющееся нарушением произношения «Р» при полной сохранности и понимании речи. Не страдает при этом ни грамматический строй, ни объем словарного запаса. Картавость является самым частым речевым нарушением и не является наследственной проблемой.

Этиология речевого расстройства

При правильном произношении «Р», язык должен подниматься к небу около передних зубов. Так появляется вибрация, что дает этот звук. Проблема с «Р» у взрослых начинаются в детстве. Основные причины картавости – это:

  • травмы – дефект кончика или уздечки;
  • травмы шейного отдела позвоночника;
  • гипоксия при родах;
  • гидроцефалия;
  • внутричерепное давление;
  • нарушения слухового аппарата;
  • воспалительные изменения слухового аппарата;
  • врожденная тугоухость;
  • патологии фонетического слуха;
  • нарушенный прикус или отсутствие зубов;
  • короткая уздечка;
  • параличи, парезы;
  • патологии неба;
  • задержки речевого или психического развития;
  • «заячья» губа;

Другой причиной является развитие ребенка в окружении людей с нарушенным слухом и речью. Так малыш уже с самого раннего детства слышит и привыкает к неправильному произношению. Картавость – это не серьезное логопедическое нарушение, при помощи курса логопедической помощи оно полностью исправляется.

Таким образом можно выделить четыре основные группы причин ротацизма:

  • Механическая. Патологии строения артикуляторного аппарата.
  • Подражательная. Ребенок копирует неправильное произношение от родителей.
  • Акустическая. Неправильный фонетическое восприятие звука «Р».
  • Неврологическая. Патологии отделов речи мозга человека.

Прежде чем, логопед разработает курс, как избавиться от картавости, необходимо точно определить причину ее развития или появления.

Виды картавости

Существуют разные виды ротацизма. В зависимости от ее этиологии существует два типа:

  • Велярный. Вибрация происходит на краю мягкого неба.
  • Увулярный ротацизм. Вибрация происходит на маленьком язычке мягкого неба.

В широком смысле существует несколько форм картавости (ротацизма):

  • Простая или мономорфная. Нарушается произношение одного или нескольких звуков одной группы – «С З Ц», «Ж Ш Ч».
  • Полиморфная или сложная. Нарушена артикуляция фонем из разных групп.
  • Физиологическая. Также называется возрастной. При ней происходит нарушение звукопроизношение у детей младше пяти лет, что связано с недостаточным развитием артикуляторных органов.
  • Функциональная. Ротацизм развивается при отсутствии проблем с артикуляционным аппаратом, ЦНС, слухе и другими аппаратами, и системами.
  • Механическая или органическая. Развитие ротацизма связано с врожденными или приобретёнными патологиями речевого аппарата.

Точное диагностирование может быть поставлено только специалистом-логопедом. Определение картавости обуславливает выбор методов ее коррекции.

Ротацизмы

Исправление картавости у взрослых и детей зависит от формы ротацизма. Они бывают следующие:

  • В речи отсутствует «Р» (ручка – учка, река – ека);
  • Велярный ротацизм или мягкое произношение. Корень языка соприкасается с мягким небом, а именно его нижним краем. Через щель между ними проходит струя воздуха при произношении, вызывая вибрацию неба.
  • Увулярный ротацизм. Часто называется «горловой».
  • Боковой. Вибрация происходит на боковой части языка, а не на его кончике. Так появляется звук похожий на «ль» или «рль».
  • Билабиальный. Также данный тип называется лабиальным, губным или двугубным. Искажение происходит при вибрации губ, так получается «прр». Такой звук логопеды называют кучерским.
  • Интердентальный или межзубный. Звукопроизношение вызывается расположением языка между зубов.
  • Одноударный или проторный. Напоминает «д», невозможно проговорить длинное «РРРРРРР».
  • Щечный. Выдыхаемый воздух проходит между щеками, что вызывает из вибрацию.
  • Гнусавое. Корень находится в контакте с мягким небом, а воздух проходит носом.
  • замена «Р» твердого на мягкое.
  • Лабиодентальный. Звук образуется между губой и верхними зубами.
  • Ларингеальный или гортанный.
Читайте также:  Томатис-терапия: что это такое, отзывы родителей, слушать музыку в домашних условиях

В зависимости от формы ротацизма выбираются те или иные упражнения, направленные на исправление данного явления.

Параротацизмы

Параротацизм – замена звука «Р» рокочущего на более мягкое. Основными причинами являются парезы, короткая уздечка, нарушенный фонетический слух и копирование неправильного произношения от взрослых. При параротацизме происходят следующие замены «Р»:

  1. в: появляется при отсутствии вибрации – «вука – рука»;
  2. д: получается «рука – дука»;
  3. г: «рука – гука»;
  4. п: рука – пука;
  5. л: рука – лука;
  6. ы: рука – ыука;
  7. й: рука – йука.

Коррекция параротацизма имеет много схожих разделов с картавостью. Самым основным упражнением для этого являются скороговорки от картавости.

Функциональная картавость

Функциональная картавость может развиваться у ребенка вследствие хронических заболеваний. Другой распространенной причиной является педагогическая запущенность – когда ребенку уделяется недостаточно времени от родителей и взрослых, ребенок развивается медленно, не потому что имеет проблемы с интеллектом, а из-за того с ним никто не занимается либо делают это недостаточно.

Часто подобное явления развивается у детей из семей двуязычных, то есть взрослые говорят на разных языках или из семей, где один или оба родителя имеют такие проблемы. Таким образом ребенок копирует произношение взрослых. Также такой тип картавости может появится из-за наличия нарушений артикуляционного аппарата или при недоразвитости фонетического слуха.

Органическая картавость

Происходит из-за особенностей строения ротовой полости – зубов, прикуса, языка (уздечка). Ребенок или взрослый может картавить из-за неправильного строения челюсти или нехватки зубов. В этом случае избавиться от ротацизма без помощи стоматологов и ортодонта невозможно. Органическая форма может появиться в течении жизни в результате травм.

Сенсорное косноязычие (дислалия)

Такое речевой расстройство еще называется косноязычием или дислалией. Это заключается в неспособности произносить некоторые звуки или их ряды.

Косноязычными звуками могут быть все гласные или все согласные. В самых простых случаях косноязычие затрагивает один либо несколько. Такие фонемы иногда выпадают либо заменяются на другие.

Косноязычие можно назвать самым частым дефектом речи у ребенка.

Функциональное косноязычие является следствием неправильного речевого развития. Обычно оно встречается в 3-4 года и может продолжаться и в дошкольном возрасте. Случаи косноязычия у взрослых – редкий случай, но все-таки они есть.

Причины нарушения речи

Картавость может быть вызвана самыми различными причинами.  К ней могут привести:

  • физическая или неврологическая ослабленность (возникает при хронических заболеваниях);
  • родители не исправляют речь ребенка, когда в ней есть ошибки или ребенок неправильно произносит некоторые звуки;
  • ребенок слышит неправильную речь от взрослых и копирует ее;
  • недостаточно сформирован фонетический слух и распознавание звуков;
  • неправильная артикуляция;
  • патологии артикуляционного аппарата.

Картавость может произойти после травм. Именно эта причина является основной для появления такого дефекта у взрослых. В ряде случае исправление картавости у взрослых не может быть проведено без помощи других специалистов.

Симптомы речевого дефекта

Типичными симптомами картавости или ротацизма являются:

  • неправильное произношение шипящих и/или свистящих звуков – сигматизм;
  • затруднение в произношении свистящих и шипящих – парасигматизм;
  • патологии с сонорными [р], [р`], [л], [л`];
  • проблемы с заднеязычными фонемами — [г], [г`], [к], [к`], [х], [х`] — гаммацизм, каппацизм и хитизм;
  • патология [й] (йотацизм);
  • замена звонких согласных на глухие либо смешивание таких фонем;
  • нарушение мягкости звуков.

Эти все проявления являются типичной симптоматикой картавости.

Логопедическая диагностика

Прежде чем назначить упражнения от картавости, необходимо провести детальную логопедическую диагностику. Она начинается с беседы малыша и специалиста. Для выработки коррекционной работы ротацизма, логопед должен определить следующие параметры:

  • особенность произношения фонем;
  • особенности психо-речевого развития малыша;
  • определить дефекты звукопроизношения посредством фонетического анализа;
  • оценить состояние артикуляционного аппараты и выявить его дефекты и патологии;
  • оценить лексикон ребенка;
  • выявить особенности письма, грамматики, памяти, чтения;
  • определить уровень зрительного восприятия;

После проведения этих шагов проводится оценка фонетического слуха, а затем составляется план, как убрать картавость. В некоторых случаях потребуется помощь других специалистов – психотерапевт, невролог, стоматолог, отоларинголог и других.

Способы коррекции

Существует несколько методов исправления картавости у взрослых и детей. В качестве основных методик, логопед использует:

Для ребенка упражнения имеют игровую форму. Главное требование коррекции ротацизма – регулярность проведения этих занятий.

У детей

Для детей логопеды используют такие упражнения:

  1. «Чистим зубы». Необходимо широко открыть рот, улыбнуться, сделать движения, напоминающие чистку зубов щеткой – движения влево-вправо.
  2. «Гладим небо, то есть нёбо». С открытым ртом гладить языком небо. Он должен возвращаться к основанию верхней челюсти.
  3. «Воздушный бой». Открыть рот, положить язык на нижнюю губу и в таком состоянии попытаться выговорить «Ф». Выходящая струя воздуха должна быть узкой. Такое упражнение должно создавать непрерывную, долгую струю воздуха посередине языка.
  4. «Сладкоежка». Открыть рот и зафиксировать нижнюю челюсть, так чтобы она не двигалась. Широким языком облизать верхнюю губу. Он должен двигаться сверху-вниз. Челюсть не должна поднимать его.
  5. «Индюк». На нижнюю губу положить язык, он должен быть широким. Необходимо облизывать нижнюю губу вперед-назад добавляя голос. Должен появиться характерный болтающий звук.
  6. «Барабан». Ударять языком по альвеолам произнося «Д». Рот должен быть открытым.

У подростков

При работе по исправлению картавости у подростков используются основные логопедические упражнения. Используются также дополнительные логопедические упражнения:

  1. На переднюю часть языка помещается зонд (металлическая палочка похожая на карандаш) нужно поочередно загибать и выпрямлять язык. Зонд должен удерживаться в перпендикулярном положении.
  2. Выполняя упражнение «чашечка» на язык кладется горошина. Язык при этом должен загибать свои края, а горошина удерживаться на нем.
  3. При неподвижном языке переворачивать кубики из хлеба, горошины или фасолины.
  4. Сдуть с языка небольшой кусочек бумаги.
  5. Сделать струю воздуха чтобы вызвать вибрацию кончика языка. При этом по его поверхности перекатывается карандаш.
  6. Массаж для укрепления мышц.

Материал к теме  Что такое аграфия: ее виды, формы и коррекция

Также можно получить раскатистый «Р» при помощи упражнений для детей, проговариваем скороговорок, которых существует большое количество.

У взрослых

Есть некоторые упражнений, как избавиться от картавости взрослому.

Основная причина картавости – неправильное артикуляция или особенности артикуляционного аппарата. Чтобы поставить звук «Р» взрослому человеку необходимо выполнять определенные занятия не реже 2-3 раз в день на протяжении нескольких недель. Каждое занятие длится примерно 10 минут. Существуют упражнения, направленные на разные отделы артикуляционного аппарата.

Упражнения для подъязычной связки:

  • кончиком языка дотянуться до носа;
  • прижать кончик к небу в районе корней зубов и провести как можно дальше назад;
  • открыть рот, высунуть максимально язык и выгнуть его как можно выше;
  • проводить языком по обратной стороне зубов;
  • сложить язык в форму лопаты и максимально высунуть его.

Такие упражнения направлены на повышение эластичности подъязычной связки, что является часто причиной этого речевого нарушения.

Для кончика языка существуют другие упражнения:

  • слегка покусывать кончик языка;
  • прижать его плотно к небу, пощелкать им;
  • высунуть язык, прижать его к губе и в таком положении выдохнуть воздух, чтобы появилась вибрация;
  • открыть рот, попытаться произнести «Д» и «Т».

После освоения звука, необходимо приступать к закреплению, то есть автоматизации:

  • Звук «Р» произносится вначале как «Т» и «Д», но с необходимым вибрированием. Язык должен быть прижат к небу, направить струю воздуха;
  • Когда вибрация получена, можно проговаривать «ТРРРР», «ДРРРР»;
  • Подключать гласные звуки – «тро», «дро» и другие похожие;
  • Пытать проговоравить слова с «Р»;
  • Автоматизация навыков скороговорками с этим звуком.

 Повысить эффективность этих упражнений лучше у зеркала. Чем чаще взрослый будет делать такие занятия и регулярнее, тем быстрее данное речевое нарушение будет скорректировано.

Первое время звук будет больше похож на рычание плохо работающего мотора. Чем больше и чаще делать упражнения, тем скорее буква «Р» в речи станет похожей на то, как её произносят дикторы. Проверить себя можно записывая скороговорки на диктофон (они сейчас есть практически в каждом мобильном телефоне). Если сохранять эти файлы, впоследствии можно будет проследить изменения в произношении.

Меры профилактики

Все профилактические меры картавости сводятся к своевременной диагностики и началу логопедических занятий.

Заключение

Исправление ротацизма зависит от регулярности занятий. Первые упражнений рекомендуется проводить под контролем логопеда. Затем их можно совершать в домашних условиях. В некоторых случаях потребуется помощь других специалистов, например если картавость вызвана неправильным прикусом или нехваткой зубов.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector