Ринолалия у детей: виды, причины, лечение и коррекция

Ринолалия у детей: виды, причины, лечение и коррекция

Ринолалия – расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата. Ринолалия характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Диагностическое обследование при ринолалии включает консультацию отоларинголога, челюстно-лицевого хирурга, логопеда для выявления анатомических и функциональных дефектов артикуляционного аппарата и степени нарушения всех сторон речи. С целью преодоления ринолалии может проводиться хирургическое, физиотерапевтическое, ортодонтическое лечение; психотерапия, логопедическая работа.

Ринолалия — искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек.

Некоторые авторы рассматривают ринолалию как форму механической дислалии, однако общепринятым в современной логопедии является выделение ринолалии в самостоятельное нарушение речи.

Для обозначения ринолалии в литературе иногда используются термины «гнусавость» или «ринофония», однако оба этих понятия недостаточно полно отражают суть речевого нарушения, поскольку указывают лишь на специфическое нарушение голоса (назализацию), в то время как при ринолалии страдает артикуляционная и акустическая сторона речи.

Многообразие и сложность расстройств, лежащих в основе ринолалии, обусловливают необходимость участия в ее преодолении специалистов в области хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, логопедии, психологии.

Ринолалия у детей: виды, причины, лечение и коррекция

Ринолалия

По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной.

Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью»), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой»), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом, гриппом, краснухой, паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.

Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.

Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.

Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке.

Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки, полипов носа, гипертрофии слизистой, опухолей полости носа.

Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами, полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.

Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.

Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.

  • Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.
  • Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.
  • При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.

При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества.

Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии, отита, евстахиита, бронхита, пневмонии.

Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом.

Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм, птоз, гиперрефлексия.

Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.

При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение.

Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х].

При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии. Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР.

Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.

При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.

Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [м'], [н], [н']), заменой [м] на [б], [н] на [д].

При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома.

При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.

Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом, неврологом, фониатром, логопедом, дефектологом, психологом. Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия, электромиография и др.

При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса.

Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов.

При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа.

Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма. На основании медицинской диагностики и обследования устной речи намечается план лечебной и коррекционно-педагогической работы при ринолалии.

При органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, велофарингопластика, хейлопластика), аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки и пр. Главная роль в лечении функциональной ринолалии принадлежит физиотерапии и психотерапии. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой. Особенности коррекционного процесса рассмотрим на примере ринолалии при нёбных расщелинах.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде.

До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба).

На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д.

Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях.

С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.

Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.

Ринолалия: формы нарушения, причины возникновения и лечение

Ринолалия — это нарушение речи, проявляющееся в искажённом произношении звуков, связанное с дефектами строения и функционирования речевых органов.

Вследствие неправильного строения, в момент формирования звука, струя воздуха струя идёт не в том направлении, что приводит к искажению произносимого звука. Эту функцию обеспечивают мышцы нёба и стенок глотки, которые открывают или закрывают проход в носовую полость.

При этом голос ребёнка может приобрести гнусавость — кажется, будто он говорит через нос, либо, если воздух идёт только через рот, в речи искажены носовые звуки [м], [н] и гласные — в этом случае говорят о недостатке носового звучания.

Следствием ринолалии является не только искажение звуков. Нарушается письменная речь, ребёнку сложно освоить лексику, грамматику, появляются проблемы психологического характера.

Виды ринолалии

Распространена классификация ринолалии на два вида по причинам появления: органическая — когда идёт нарушение строения речевого аппарата, и функциональная — нарушения функционирования речевого аппарата.

При возникновении ринолалии нарушения могут наблюдаться в носовой или ротовой полости. Поэтому существует три вида ринолалии: открытая, закрытая и смешанная.

Читайте также:  Поделки из листьев своими руками: идеи для детского сада и школьников 1-2 класса

Открытая форма наблюдается при постоянно открытом пространстве между ротовой и носовой полостью, когда воздух постоянно идёт через нос. Это приводит к тому, что все произносимые звуки имеют носовой оттенок.

Открытая форма встречается наиболее часто и имеет три подвида:

  1. Органическая открытая ринолалия возникающая на почве имеющихся нёбных расщелин, отсутствия или раздвоения маленького язычка, укорочённого мягкого нёба.
  2. Органическая открытая ринолалия проявляющаяся из-за наличия парезов (неполных параличей) и параличей мягкого нёба.
  3. Функциональная открытая ринолалия.

Закрытая ринолалия наблюдается при наличии препятствия, которое перекрывает пространство для воздушного потока через нос. Поэтому страдает произношение носовых звуков [м], [н], [мь], [нь] и гласных.

Смешанная ринолалия — это соединение двух вышеперечисленных видов.

Если ребёнку ставят диагноз «ринолалия», независимо от формы проявления недуга родители должны сразу обращаться за помощью к специалистам. Наиболее благоприятный прогноз лечения даётся при функциональной форме. Закрытая ринолалия требует больше времени и усилий, способных привести к избавлению от существующих недостатков речи.

Иногда говорят о ринофонии. Под ней подразумевают избыточность носового оттенка голоса, которая возникает в случае недостаточного разграничения ротовой и носовой полости во время произношения звуков.

Причины возникновения

Причины ринолалии могут иметь врождённую и приобретённую природу происхождения. Врождённые причины возникновения ринолалии относятся к детям, имеющим:

  • расщелины (несрастания) мягкого и твёрдого нёба («заячья губа», «волчья пасть» и другие);
  • короткое мягкое нёбо;
  • мышечное образование над корнем языка;
  • параличи или парезы (ослабление) мягкого нёба, проявляющиеся в сложности поднятия и смыкании нёба с задней стенкой глотки;
  • вялость артикуляторных мышц, встречающаяся у часто болеющих деток.

Расщелины могут быть сквозные, которые захватывают не только нёбо, но и верхнюю губу. Они бывают односторонние и двусторонние. Несквозные несрастания бывают полные, значит доходят до области резцов, не затрагивая губы. Неполные расщелины характеризуются тем, что несрастание происходит в небольшом участке, например, только в области мягкого нёба.

Приобретённая форма ринолалии возникает при механических повреждениях тех же участков и лица. Кроме того, заболевание может развиваться из-за опухолевых новообразований блуждающего и языкоглоточного нервов.

Например, функциональная открытая появляется у человека после оперативного вмешательства — удаления аденоидов, различных опухолей и искривлений в области носоглотки, при искривлениях носовой перегородки и образовании полипов в носовой полости. В этом случае воздух практически не попадает в нос либо попадает туда в недостаточном количестве.

Закрытая ринолалия может возникнуть при аденоидах, повышенной функции мышц мягкого нёба, что приводит к изоляции носовой и ротовой полости друг от друга.

Приобретённая ринолалия у ребёнка может появиться в случае, когда женщина на ранних сроках беременности переболела вирусными заболеваниями (гриппом, краснухой, паротитом, дизентерией, токсоплазмозом), имела эндокринные нарушения, употребляла определённые лекарственные препараты, алкоголь и курила во время беременности. Некоторые исследователи отмечают наследственный характер таких аномалий (у дедушки и бабушки были расщелины).

На видео ниже врач очень подробно рассказывает о причинах возникновения и особенностях лечения ринолалии:

Симптомы ринолалии

Симптоматика заболевания зависит от его формы.

При открытой ринолалии у ребёнка происходит нарушение дыхательных функций. Жидкая пища, попадая в нёбную расщелину, вытекает через нос, что значительно усложняет процесс кормления. Кроме того, вдыхаемый уличный воздух не прогревается до необходимой температуры, поэтому дети страдают такими заболеваниями, как отит, пневмония, бронхит.

Вследствие открытой ринолалии, у детей наблюдается разный характер отставания в развитии. Например, такой ребёнок начинает говорить первые слова поздно — обычно после двух лет. Также у детей отмечается выраженная гнусавость голоса, затрудняется произношение звуков. За счёт того, что активным при разговоре является корень языка, а не кончик, дети большинство звуков произносят глухо.

Закрытая ринолалия сопровождается довольно неприятными симптомами — по задней стенке горла постоянно стекает слизь, образовавшаяся в верхних отделах дыхательных путей. Простудные заболевания в этом случае редко протекают без соплей, у ребёнка наблюдается хронический насморк. Нарушения в речи также присутствуют. Например, ребёнок произносит звук [б], а выходит [м].

По утверждению многих специалистов, дефекты речи приводят к развитию астенического синдрома и в некоторой степени влияют на психику ребёнка, такие дети становятся замкнутыми и тяжело идут на контакт.

  • Таким детям свойственно неправильное произношение большинства гласных и согласных звуков, их речь невнятная и невыразительная;
  • Их голос тихий, тембр тусклый и неестественный;
  • Если ребёнок старается тщательно выговаривать звуки, то начинает невольно гримасничать;
  • В младшем школьном возрасте у таких детей всегда возникают проблемы с письмом и чтением.

Диагностика нарушения

Как видите, симптоматика ринолалии сильно пересекается со многими известными заболеваниями. Поставить диагноз не так сложно, как определить вид нарушения. Чтобы точно диагностировать вид, необходимо обратиться к специалисту. Обследование больных проводится разными специалистами в области медицины:

  • челюстно-лицевым хирургом;
  • отоларингологом;
  • неврологом;
  • ортодонтом;
  • логопедом;
  • ортопедом;
  • психологом.

Методы исследования зависят от формы ринолалии. При выявлении различных видов ринолалии особое внимание уделяется рентгеновским снимкам носоглотки.

Чем раньше ребёнку поставят диагноз «ринолалия», тем быстрее можно начать лечение. Проводить коррекцию запущенной формы намного сложнее.

На обследовании у логопеда специалистом проводится оценка строения артикуляционного аппарата, произнесение звуков, понимание и использование слов, наличие аграмматизмов в речи.

Ринолалия (её открытая форма) диагностируется на основании исследования Гутцмана, когда при произнесении гласных звуков [а] и [и] ребёнку попеременно начинают закрывать или открывать носовые ходы. У детей школьного возраста специалист также исследует процессы письма и чтения, которые хорошо показывают наличие и уровень проблемы.

Методы коррекции

Лечение ринолалии включает целый комплекс мер, направленных на максимальное устранение речевых дефектов.

Если ребёнку поставлен диагноз врождённая ринолалия, то коррекция нарушения начинается с устранения дефектов анатомического происхождения. Таких детей с самого рождения начинают кормить с помощью зонда, который подбирают с учётом особенностей расщелины.

Также изготавливают специальный протез — обтуратор, для закрытия несрастания. Этот протез облегчает процессы питания, дыхания и говорения.

Позднее использование обтуратора менее эффективно, поскольку у ребёнка с возрастом начинает закрепляться неправильное положение языка. Обтуратор меняется с ростом ребёнка и используется до момента хирургического вмешательства, без которого, к сожалению, не обойтись.

Хирургическому вмешательству подвергаются челюстно-лицевые нарушения. Гнусавость при открытой ринолалии лечится как до операции, так и после.

Как правило, операция на расщелинах губы проводится на 2–3 месяце жизни ребёнка. Операции на нёбе проводятся после двух лет, если у ребёнка вылезли все зубки. У ослабленных детей оперирование откладывается на более поздний срок или проводится в несколько этапов.

Операции позволяют восстановить целостность речевого аппарата и правильное функционирование нёба.

Профилактика и упражнения

После того как ребёнку будут сделаны все операции по устранению видимых дефектов на лице и на проблемных нёбных участках, лечение вступает во вторую фазу.

На послеоперационном этапе специалисты разного направления проводят закрепление достигнутых результатов и продолжают коррекционную работу. Послеоперационное лечение включает:

  • физиотерапию;
  • ортодонтию;
  • психотерапию;
  • дыхательную гимнастику;
  • логопедический массаж.

Например, логопедом и дефектологом проводится работа, направленная на правильную постановку звуков, формирование фонематического слуха, расширение словарного запаса, развитие грамматических норм, внимания, мышления, памяти.

Также производится постановка произношения проблемных звуков, ротового и носового дыхания. Усилия направлены на избавление от назального оттенка в звучании голоса и формирование лексико-грамматического строя, фразовой речи.

  • На видео ниже можно увидеть работу логопеда и учителя по вокалу с ребёнком, которому поставили диагноз ринолалия:
  • Логопедический массаж направлен на размягчение послеоперационных рубцов.
  • Рекомендуемые врачами упражнения нужно проводить с ребёнком самостоятельно и регулярно, так как пропуск может вернуть его речь на прежний уровень развития. Существует несколько общепринятых упражнений для области язык-щека-губы, которые подходят для всех видов ринолалии:
  • «Удав» — ребёнок складывает язык в трубочку, а затем медленно высовывает его изо рта;
  • «Часы» — широко открывается рот, и язык повторяет движение стрелок часов, двигаясь по губам описывая окружность;
  • «Метроном» — язык движется из одного уголка рта к другому под счёт, при широко открытом рте;
  • «Лиана» — нужно высунуть язык изо рта, пытаясь достать им до подбородка;
  • «Игла» — при закрытом рте, нужно поочерёдно касаться языком внутренних поверхностей щёк.

В случае правильного лечения, постоянного взаимодействия с логопедом и тщательного выполнения всех рекомендаций, можно добиться неплохих результатов, при которых речь ребёнка с ринолалией практически не будет отличаться от речи его сверстников.

Причины возникновения ринолалии и способы лечения

Ринолалия у детей

Каждый родитель с нетерпением ждет, когда малыш заговорит. Но бывают ситуации, что большинство звуков кроха произносит неразборчиво, неправильно, при этом меняется тембр голоса. Появляется ощущение, что он говорит «в нос».

Возможно, все дело в ринолалии. Это заболевание, которое вызвано дефектами строения речевого аппарата. Можно ли избавиться от этой проблемы? В большинстве случаев да. Формы ринолалии, методы диагностики и лечения рассмотрим в статье.

Ринолалия

Ринолалия – заболевание, которое требует обязательного лечения. Выражается в нарушении артикуляции, образовании тихого, неестественного голоса. Причин возникновения заболевания достаточно много, самая основная – врожденные дефекты речевого аппарата.

Ринолалию легко заметить. Дети трудно и невнятно произносят все гласные и часть согласных звуков. Если в детстве болезнь связана только с нарушением речевого аппарата, то в будущем полностью влияет на развитие малыша.

Для выявления проблемы нужно пройти следующих специалистов: логопед, невропатолог, дефектолог, челюстно-лицевой хирург. После их обследования будут определены формы ринолалии и выбран метод лечения.

Причины

Нужно понимать, что ринолалия может быть врожденной (нарушения происходят внутриутробно) или приобретенной. Причин этому много.

Читайте также:  Твердые и мягкие согласные звуки и буквы 1 класс: таблица, правило

Врожденная ринолалия:

  • дефекты нижней части лица (деформация носа, «заячья губа», укорочение неба и многое другое);
  • наследственный фактор – если подобные проблемы наблюдались у родителей, скорее всего, они на генном уровне передадутся и ребенку;
  • вредные привычки матери (активное курение, прием наркотиков и алкоголя во время беременности).

Приобретенная ринолалия встречается реже. Причины этому следующие:

  • механические повреждения носа;
  • сильный ушиб головы;
  • аденоиды в хронической и запущенной форме;
  • фибромы, полипы в носу;
  • опухоль головного мозга.

Совет! В большинстве случаев ринолалию можно вылечить. Важно лишь вовремя обратиться за врачебной помощью. Помните, подобные дефекты куда проще исправлять в детском возрасте.

Симптомы

Симптоматика при ринолалии ярко выражена. Даже родители могут понять, что у ребенка нарушение речевого аппарата.

Признаки следующие:

  1. Все, что говорит ребенок, окружающие с трудом могут разобрать и понять. При этом гласные и согласные звуки «проглатываются», сливаются в единое целое.
  2. Речевое развитие наступает поздно. До 2 лет малыш может вообще не говорить. Первые простые слова (мама, папа, баба) даются тяжело.
  3. Тембр голоса неестественен для ребенка.
  4. При попытке произнести согласные звуки мимика малыша также неестественная. На лице появляются страшные гримасы.
  5. С возрастом у крохи проявляется задержка в развитии. Письмо, чтение даются очень тяжело.
  6. У ребенка низкий речевой запас. Сложные слова он вовсе старается не произносить.
  7. Врожденные дефекты лица, которые видны невооруженным глазом (искривление носа, «заячья губа»).
  8. Психические расстройства. Врачи отмечают, что в 30% случаев развития ринолалии у детей отмечаются проблемы с психикой. Они становятся на учет к невропатологу.
  9. Отчужденность и отдаленность. Дети плохо идут на контакт со своими сверстниками.

Это важно! Если у ребенка наблюдаются признаки, которые описаны выше, не стоит откладывать визит к врачу. Для начала консультацию нужно получить у логопеда-дефектолога. Если диагноз «ринолалия» подтвердился, в обязательном порядке провести полное обследование у других узконаправленных специалистов.

Классификация

Ринолалия возникает из-за несогласованных действий ротоглотки и носовой полости. Попросту сказать, нарушены функции вдоха и выдоха при произношении звуков.

Специалисты выделяют следующие формы заболевания:

  1. Открытая. Воздух распределяется неправильно, одновременно проходит через нос и рот. В итоге получается резонанс звуков. Кажется, что речь ребенка немного заторможена. Такая форма ринолалии в основном отмечается при врожденных дефектах нижней части лица, травмах головы, наличии новообразований.
  2. Закрытая. В этом случае воздух не выходит через нос. На его пути встречаются преграды (аденоиды, искривлённая стенка носа). Звуки «м», «н» будут сильно искажены. В речи ребенка их найти не удастся. Также проблема возникает и с гласными звуками.
  3. Смешанная. В этом случае две вышеописанные формы соединяются, речь ребенка становится совсем непонятной. Ко всему этому добавляется гнусавость. Кажется, что голос выходит, как из трубы.

На заметку родителям! По статистике специалистов, открытая форма болезни встречается чаще. Исправить проблему можно, если вовремя обратиться к врачу. В большинстве случаев требуется хирургическое вмешательство. После операции речь ребенка восстанавливается, произношение звуков становится четким и правильным.

Открытая ринолалия

При открытой ринолалии воздух одновременно проходит через нос и рот. Данный тип недуга имеет еще одну классификацию:

  1. Функциональный тип. Врачи отмечают плохую артикуляцию неба. Если вовремя не справиться с проблемой, мышцы языка также ослабнут. Сложные звуки (например, «р») ребенок не сможет произносить.
  2. Органический тип. Можно выделить врожденную и приобретенную формы.

Причины открытой ринолалии

Они могут быть врожденными или приобретенными в течение жизни.

Причины приобретенной формы следующие:

  • паралич;
  • неврит лицевого нерва;
  • повреждение языкоглоточного нерва;
  • травма неба.

Также ринолалия открытого типа может проявиться после операции по удалению аденоидов. Несколько занятий с логопедом исправят ситуацию.

Обследование при открытой ринолалии

Для диагностики открытой ринолалии логопед-дефектолог активно применяет методику Гутсцмана:

  1. Ребенок садится на стул, выравнивает спину.
  2. Врач просит произнести звуки «а», «и». Делать это нужно непрерывно, поочередно.
  3. В это время логопед открывает и закрывает носовые проходы ребенка.

Если есть дефекты, крылья носа будут давать вибрацию. Так быть не должно.

Причины врожденной ринолалии

Если деформации происходят у крохи, когда он находится в утробе мамы, это можно увидеть на УЗИ. В этом случае врачи здраво оценивают ситуации, могут предложить родителям оперативное вмешательство сразу после рождения малыша.

Такие ситуации в большинстве случаев дают положительный эффект. Проблему удается устранить еще до ее появления. Ребенок благополучно развивается, с его речевым аппаратом все в порядке.

Почему может возникнуть врожденная ринолалия:

  • в 1 триместре беременности женщина перенесла серьезный недуг (ветрянка, корь, токсоплазмоз);
  • вредные привычки мамы;
  • контакт с токсическими элементами – если женщина работает с вредными веществами, сразу после зачатия ей лучше уволиться;
  • нарушение работы щитовидной железы у мамы, гормональный дисбаланс.

Именно для того чтобы увидеть отклонения в развитии ребенка, врачи и настаивают на проведении УЗИ.

Хирургическое лечение детей с открытой ринолалией

Если у ребенка наблюдаются дефекты лица («заячья губа», искривление носовой перегородки, деформация губ и прочее), без помощи хирургов не обойтись.

Есть несколько типов операций, которые могут предложить специалисты:

  1. Хейлопластика. Врач восстанавливает губы ребенка.
  2. Уранопластика. Устраняет дефекты носоглотки.

Эти операции можно проводить даже новорожденным. Специалисты уверяют, что в этом случае они переносятся даже легче. У деток не остается психологической травмы.

В некоторых случаях ребенку могут понадобиться два типа операции. Проходят они в несколько этапов:

  1. Все зависит от тяжести недуга и вида расщелины. В некоторых случаях врач вынужден ждать год, а то и больше, чтобы проведение операции было возможным. В это время малыш проходит все необходимые диагностические мероприятия.
  2. Проведение хейлопластики. Операция сложная, выполняется под общим наркозом. Помимо устранения дефектов с губами, врач одновременно делает пластику, чтобы лицо ребенка выглядело эстетически.
  3. Послеоперационный период длится 3-5 дней. В это время к работе подключается логопед. Его задача – постановка звуков, правильное формирование речевого дыхания.
  4. Далее следует операция уранопластика. Врач работает с небом ребенка и носовыми проходами. Это нужно для того, чтобы звуки были четкими, восстановился тембр голоса. Это важно! Если родители ограничиваются проведением только хейлопластики, произношение носовых звуков так и будет затруднено.
  5. Занятия с логопедом. Они начинаются прямо в стационаре. Чем младше карапуз, тем больше у него шансов на положительный результат. Специалист следит за ротовым и носовым выдохом ребенка, налаживает его артикуляцию.

Совет! После подобных операций могут наблюдаться проблемы с прикусом. Поэтому нужно обратиться к ортодонту. В некоторых случаях деткам предлагают поставить специальные пластины, которые бы убрали деформацию челюсти.

Закрытая ринолалия

Закрытая ринолалия возникает только при деформации носовой полости. Такие случаи, как правило, отмечают у детей, которые страдают частыми простудами. Например, регулярные сопли могут стать причиной образования полипов в носу и привести к ринолалии.

Причины закрытой ринолалии

Специалисты выделяют следующие причины:

  • Хроническая форма аденоидов. В этом случае требуется их немедленное удаление. Если ребенку меньше 5 лет, настраивайтесь на то, что может в дальнейшем понадобиться повторная операция.
  • Кисты и злокачественные образования в носовой полости.
  • Хронический гайморит.
  • Механическое искривление носовой перегородки.

Чтобы избавиться от проблемы, нужно привлекать дополнительных специалистов (педиатр, ЛОР).

Смешанная ринолалия

При смешанной ринолалии лечение долгое и не всегда эффективное. Помимо операций, должна быть коррекционная работа с логопедом. Как правило, занятия проходят 3-4 раза в неделю. Специалист плотно занимается технологией постановки голоса и звуков.

Чтобы немного упростить задачу, родителям предлагается водить ребенка в специальные учреждения дошкольного и школьного типа, в которых работают логопеды-дефектологи. В этом случае процесс восстановления речи происходит намного быстрее.

Диагностика

Обнаружив у ребенка проблемы с речью, родители незамедлительно должны посетить логопеда. Если специалист подозревает у малыша ринолалию, нужно провести диагностику. Она заключается в следующем:

  • общий осмотр ребенка невропатологом, ЛОР-врачом, лицевым хирургом, выяснение патогенеза заболевания;
  • рентгенография носовой полости и ротоглотки;
  • риноскопия;
  • проба Гутсцмана.

После постановки диагноза врачи назначают общую схему лечения.

Коррекция

Даже если не требуется хирургическая операция, с ребенком постоянно будут работать логопед и дефектолог. Важно добиться правильной артикуляции и постановки звуков. Сделать это можно при помощи массажа, специальных упражнений, игр.

Устранение ринолалии с помощью массажа и упражнений

Логопедический массаж помогает восстановить мышцы языка, губ. Специалист аккуратно массирует неба ребенку. При этом малыш не должен чувствовать дискомфорт.

Также массажу подвергаются щеки и носогубные складки.

Все упражнения должны проходить в виде игры. Логопед предлагает:

  • дыхательную гимнастику;
  • надувание шариков;
  • задувание свечей;
  • гимнастику языка.

Важно, чтобы специалист заинтересовал ребенка. Монотонные упражнения будут ему неинтересны, лечение окажется неэффективным.

Артикуляционные упражнения

Упражнения при ринолалии могут быть следующими:

  1. Круговыми движениями облизывать губы.
  2. Открыть рот и стараться языком дотянуться до кончика носа.
  3. Языком касаться внутренней части щеки.

Все они направлены на укрепление мышц языка, которые после ринолалии очень слабые, неразвитые.

В каждом случае логопед подбирает индивидуальные программы коррекции речевого аппарата ребенка. Задача родителей – выполнять советы специалиста, заниматься с малышом.

Прогноз и профилактика

Результат лечения будет зависеть от нескольких факторов:

  • на какой стадии была замечена болезнь;
  • как успешно прошла операция;
  • как часто малыш занимается с логопедом;
  • выполняет ли артикуляционные упражнения самостоятельно дома.

Профилактика болезни:

  1. Беременная должна избегать стрессов, отказаться от вредных привычек, делать плановые УЗИ для своевременного обнаружения пороков у малыша.
  2. При становлении речи взрослые должны обращать внимание на произносимые малышом звуки, корректировать их, если будут недочеты.
  3. Стараться избегать различных механических травм лица и головы.
  4. Раз в полгода посещать логопеда.

Предупреждение врожденной ринолалии полностью зависит от женщины. По статистике, именно вредные привычки пагубно влияют на внутриутробное развитие ребенка.

Читайте также:  Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, причины, диагностика, терапия

Если ребенку диагностировали ринолалию, нет времени ждать. Нужно соглашаться на операцию, начинать занятия с логопедом. Даже в сложных случаях можно надеяться на положительный результат.

Чем меньше возраст ребенка, тем быстрее пройдет процесс лечения.

Ринолалия, формы ринолалии, способы лечения

Родители часто задаются вопросом: “что же такое ринолалия?” и бегут за помощью не только к специалистам, но и в интернет. Многие статьи опираются на то, что ринолалия носит несколько характеров.

Врожденное расщепление твердого и мягкого неба (в народе “волчья пасть”), а так же расщепление губы с верхней челюстью (“заячья губа”).

Проблема здесь гораздо шире.

На самом деле ринолалия – это заболевание, связанное с дефектом строения речевого аппарата, проще говоря – гнусавость.

Ринолалия характеризуется достаточно грубым искажением звуков, произносительные процессы будут нарушены.

Итак, ринолалию можно охарактеризовать, как нарушение тембра голоса, когда струя воздуха проходит не по заданному пути и в голосе слышна “гнусавость”.

Виды изменения звукопроизношения

Формы ринолалии делятся на три основных вида:

  1. Открытая.
  2. Закрытая.
  3. Смешанная.
  • Открытая форма ринолалия – воздух проходит сквозь носовую полость, как как проход открыт, в следствие этого звуки произносятся с носовой отдачей.
  • Закрытая форма ринолалии характеризуется тем, что проход в носовую полость постоянно затруднен, звуки произносятся так же, как при сильном насморке, достаточно глухо.
  • Смешанная форма ринолалии объединяет и комбинирует предыдущие виды ринолалии.

Открытую и закрытую ринолалию могут определить в домашних условиях при помощи зеркала. Зеркало подносят к носу и произносят звуки.

При использовании слов без носовых звуков стекло запотеет при открытой ринолалии, слова с носовыми звуками заставят стекло запотеть при закрытой гнусавости.

Закрытая ринолалия

Известна так же, как ринофония. Звук выходит исключительно через рот, даже при носовых звуках. Закрытая форма ринолалии появляется при дефектах носоглотки и носовой полости. Возможные заболевания: гипертрофия слизистой носа или мягкого неба.

При закрытой форме ринолалии идет нарушение фонематических звуков. [М] слышится как [б], а [н] как [д].

Классификация ринолалии закрытого типа делится на два вида:

  1. Органическая.
  2. Функциональная.

Закрытая органическая ринолалия признак дефектов в области зева, носа и носоглотки. Она может наблюдаться при полипах в носу, а так же при обильном насморке. Искривление носовой перегородки тоже может стать причиной.

Функциональная закрытая форма ринолалии. Этому виду подвержены дети, склонные к простудам и аллергическим реакциям. Носовые ходы еще достаточно узкие, а часто заложенный нос приводит к “привычной” ринофонии.

Ребенок привыкает гнусавить во время болезней и продолжает подражать тем звукам. Структура речевого дефекта тут заключается исключительно в привычке, но тембр может нарушиться гораздо сильнее, чем при органической закрытой ринолалии.

Открытая ринолалия

Открытая форма ринолалия может быть врожденной. При таком нарушении язык у ребенка находится в неестественном положении, его будто оттягивают назад. Корень языка у таких деток сильный и выпирает вверх, однако кончик языка слабо развит и малоподвижен. Такое строение обуславливает и проблемы кормления.

Неполноценно работает так же и мягкое небо. Оно принимает вялое участие при работе важных действий: жевание, глотание, а так же со своей стороны нарушает фонацию.

Дети с такими нарушениями очень поздно и тяжело начинают говорить, сильно коверкая слова.

Так же, вследствие ухудшения слуха и дефектной артикуляции, открытая форма ринолалии накладывает отпечаток и на слух. Дети не слышат отдельные звуки, им сложно овладеть всеми лексическими премудростями речи, отсюда вытекает ОНР (общее недоразвитие речи).

При открытой ринолалии встречаются нарушения звукопроизношения [п], [т], [д], [в], [ф], [л] и [р].

  1. Открытая органическая ринолалия может быть не только врожденной, но и приобретенной.
  2. Приобретенная ринолалия может появиться после травм, ушибов, ожогов горла, оперативных удалений миндалин, других операций на горле (опухоли, полипы).
  3. В результате могут появиться:
  • рубцы мягкого неба;
  • парезы, параличи;
  • свищи, расщелины.

Механизм произношения слов меняется, так как мягкое небо будет отставать от задней глоточной стенки, где образуется щель. Мягкое небо не может больше выполнять роль клапана и перекрывать воздух, поэтому воздух попадает в носовую полость.

Существует еще один вид – функциональная открытая ринолалия. Такая форма возникает при истерии. Это временная “гнусавость”, которая появляется во время истерических припадков.

Так же функциональная ринолалия иногда встречается после излечения органической открытой ринолалии. Происходит это в силу привычки мягкого неба не работать, а находится в опущенном состоянии. Такая форма встречается реже и лечится курсом занятий с логопедом.

Однако врожденную ринолалию не так просто искоренить, тут необходимо будет прибегнуть к хирургическому вмешательству.

Два вида коррекции этого недуга:

  1. Хейлопластика – операция, восстанавливающая верхнюю губу.
  2. Уранопластика – восстановление дна носовой перегородки.

Операции рекомендуют даже новорожденным деткам, при условии, что у них не будет противопоказаний, которые детально оговариваются с лечащим врачом.

Операции противопоказана детям с анемией, внутриутробной гипотрофией, асфиксией, врожденным пороком сердца и других тяжелых заболеваниях.

Уранопластика подразделяется на две категории: щадящая и радикальная. Если щадящую можно проводить от полутора лет, то радикальную, более успешную для полного исцеления, нужно будет ждать минимум до трех лет.

Лимберг изобрел особый метод уранопластики, который признан максимально эффективным при “волчьей пасти” (врожденное расщепление твердого и мягкого неба).

Смешанная ринолалия

Такие авторы как Зееман и Митронович-Моджеевска выделяют отдельный вид – смешанный вид ринолалии.

Она проявляется сочетанием двух составляющих:

  • понижение носового резонанса при носовых звуках;
  • назальный тембр.

Получается, что смешанная форма развивается при недостаточной активности неба (укороченное мягкое небо) и непроходимости носа.

Комплексная коррекция ринолалии

При необходимости оперативного вмешательства его стоит произвести, для более легких случаев предусмотрен ряд мероприятий, позволяющих восстановить правильное произношение звуков.

Существует специально разработанный массаж мягкого неба, которое на момент ринолалии находится в вялом состоянии.

  1. Массаж проводят чистым пальцем, желательно обработанным антисептиком или спиртом.
  2. Поглаживания производятся на границе мягкого и твердого неба.
  3. Когда ребенок привыкнет, следует попросить произносить его протяжно звук [а], продолжая массировать небо.
  4. После поглаживаний можно подключить движение “зиг-заг”.
  5. Мягкие надавливания проводятся точечно и несколько раз легкими толчками.

Если ребенок достаточно взрослый, можно посадить его перед зеркалом и просить самостоятельно делать такой массаж, со временем массаж должен получаться у него без помощи рук, а только при участии кончика языка.

Важно помнить, что главное – заинтересованность взрослого и его поддержка. Этот путь достаточно долгий и трудоемкий, нужно дать ребенку понять, что Вы на его стороне и при необходимости поможете.

Стоит так же учитывать, что возможен рвотный рефлекс. Поэтому массаж рекомендуется делать спустя какое-то время, после еды.

Кроме массажа есть ряд упражнений, которые нужно делать с ребенком:

  1. Выпить стакан теплой воды медленно и маленькими глотками.
  2. Полоскание горла теплой водой, продолжительно и медленно.
  3. Широко открыв рот имитировать кашель.
  4. Предложите ребенку атаковать голосом лист бумаги, используя звуки: [а], [у], [о], [э], [и], [ы].

Первичные причины могут быть скрыты так же и в носовой полости. Поэтому нужно добавить к упражнениям, вторичные задания для восстановления дыхания.

Такие упражнения стоит начинать после того, как удалили аденоиды и полипы, провели операцию по исправлению искривленной носовой перегородки. Только после всех манипуляций, нужно приступать к восстановлению правильного дыхания.

  • Детям сложно сконцентрироваться на ежедневных тренировках, взрослым придется потрудиться, чтобы в игровой форме проводить восстановление.
  • Некоторые упражнения, которые помогут в игровой форме заинтересовать ребенка:
  • Вьюга. 
  • К пальцам привязываются шарики ватки, образуя снежинки, ребенку предлагается дуть на них, чтобы они кружились во вьюжном танце;
  • Игра в мячик.
  • Язычок, как и все дети любит играть с мячиком, сначала его нужно надуть (глубокий вдох и надуть щечки), а потом хорошенько пнуть (сначала сдуть щечки, а потом выдохнуть ртом).
  • После игры с мячиком, его надо надуть (со звуком “с-с-с”, ребенок выдувает воздух через почти сжатые зубы, губы должны быть растянуты в улыбке, а язык кончиком упирается в зубы);
  • Свирель.
  • Играть на музыкальных инструментах очень увлекательно, ребенку предлагается играть на свирели (язык свернуть в трубочку и дуть в нее).
  • Музыку можно услышать на кончиках пальцев, когда ребенок подносит ладошку ко рту.
  • Один из вариантов – устраивать каждый день праздник и надувать воздушные шарики.

Важно так же осуществлять артикуляционные упражнения, которые призваны взбодрить кончик языка и сделать его подвижным. Так же эти упражнения будут полезны для развития губ и щек, нужно полностью восстанавливать речевой аппарат.

  1. Несколько простых упражнений для ребенка:
  2. Удав.
  3. Представить, что язык это змея и он медленно спускается изо рта, при возможности язык сворачивается в трубочку.
  4. А теперь уже не язык удав, а сам ребенок превратился в удава и высовывает язычок, делая колебательные движения в воздухе.
  5. Кукушка.
  6. Кукушка из часов превратилась в язык, и теперь ей нужно совершать круговые движения языком, рот широко открыт, язык касается губ, движется медленно, как стрелки часов.
  7. Качели.

Язычок тоже хочется покататься на качелях. Вверх – к носу, вниз – к подбородку.

Врач.

Ребенок ставит уколы больным щечкам языком. Язык надавливает изнутри поочередно на щеки.

Главное при ринолалии поддерживать ребенка и помогать ему справиться с недугом, он полагается на вашу помощь.

Курс лечения может затянуться надолго, нельзя опускать руки, а так же желательно подключить специалиста-логопеда, чтобы он помогал следить за правильностью выполнения заданий.

Иной раз результатов приходится ждать месяцами и даже годами. Стоит не забывать об этом и вместе с ребенком идти к цели!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector