Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, причины, диагностика, терапия

Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, причины, диагностика, терапия

Восприятие и мышление ребенка-дошкольника развивается на основе взаимодействия с миром, который его окружает, в процессе разнообразных движений: он поворачивает голову в сторону звуков, протягивает ручки или ползет к привлекающим его объектам, выполняет операции с предметами. Психологи говорят о важности обеспечить малышу до 7 лет полноценное сенсомоторное развитие – и таким образом заложить фундамент для его адаптации и социализации в обществе.

Специалисты в области теории и практики сенсорной интеграции говорят о том, что целостное и упорядоченное восприятие действительности и своего «Я» в ней, способность выделять наиболее актуальную информацию из потока ощущений и концентрировать на ней внимание позволяет принимать рациональные решения и совершать правильные действия.

Понятие сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция ребенка в психологии – это процесс координации сигналов, поступающих в мозг от органов чувств, обеспечивающий адаптацию и продуктивное взаимодействие человека со средой, в которой он находится.

Человек одновременно принимает такие сигналы в процессе осязания и обоняния, он слышит и видит, ощущает вкус, определяет положение тела и его частей в пространстве с помощью вестибулярного аппарата – и необходимо, чтобы разнообразная информация складывалась в единую картину мира и давала адекватное представление о себе самом в этом мире.

Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, причины, диагностика, терапия

Следовательно, развитие сенсорной интеграции ребенка, которая в период дошкольного детства совершенствуется в процессе эмоционального общения малыша со взрослыми, во время игровой и иной деятельности, в ходе развития речи, – необходимое условие для дальнейшего нормального развития, овладения навыками чтения, письма, формирования логических операций, математических представлений и подготовки к решению учебных и коммуникативных задач.

Внимание! Теория и практика сенсорной интеграции свидетельствует о том, что расстройства в этой области можно заметить еще в младенческом возрасте, например, когда новорожденному сложно повернуться в сторону или удерживать какой-либо предмет.

Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, причины, диагностика, терапия

Нарушение сенсорной интеграции у детей

Сигналы, которые поступают в центральную нервную систему от разных органов чувств, могут восприниматься и обрабатываться некорректно.

Особое значение имеют в этом плане осязательные импульсы, подаваемые вестибулярным аппаратом сигналы и ощущение положения частей своего тела в пространстве и относительно друг друга (так называемое чувство проприоцепции).

Если координация этих и иных сигналов нарушается, отмечается дисфункция сенсорной интеграции ребенка.

Можно выделить нарушение сенсорной интеграции, связанное с тем, что малыш испытывает трудности с определением положения тела и его частей в пространстве. Такое нарушение бывает нескольких видов.

Вид расстройства Симптоматика
Расстройство праксиса Неспособность осуществлять координацию левой и правой стороны тела, планировать ряд движений, следующих друг за другом (незначительное нарушение проприоцептивной, тактильной сферы и обработки сигналов вестибулярного аппарата) Ребенку трудно поймать мячик, сложно выполнять одинаковые движения левой и правой рукой или ногой
Сложности с ощущением собственного тела и его возможностей С трудом удерживает карандаш и пользуется им, с трудом застегивается, завязывает шнурки, надевает одежду
Расстройство сенсорной модуляции Повышенная степень реакции на сигналы, поступающие от вестибулярного и проприоцептивного аппарата Боится упасть, совершая движения по наклонной поверхности, прыжки, преодолевая даже незначительные препятствия; реагирует приступами головокружения или тошноты на перемещения и передвижения
Пониженная степень реакции на сигналы, поступающие от органов чувств Не замечает прикосновений к телу, не ощущает боли при порезах

Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, причины, диагностика, терапия

Интеграция сенсорных систем отсутствует и в ряде случаев, когда ребенок испытывает затруднения в слухо-речевой деятельности:

  • отсутствие координации между сигналами, поступающими с помощью органов зрения, и моторными функциями (ребенок испытывает затруднения в процессе рисования, письма, конструирования, оценке расстояний и размеров и др.);
  • нарушение координации восприятия сигналов, поступающих от слуховых анализаторов, и работы речевых центров коры головного мозга (ребенок испытывает трудности в восприятии информации на слух в присутствии шумов непривычной для него среды, отличается заметным отставанием в речевом развитии).

Дисфункция сенсорной интеграции у детей может быть выявлена родителями или педагогами по набору нескольких признаков, например, если ребенок гиперактивен или агрессивен, не может длительно заниматься одним делом, избегает контактов со сверстниками и взрослыми, испытывает неуверенность в процессе ориентации в пространстве, по ряду показателей отстает от средней возрастной нормы (в физическом, речевом, интеллектуальном развитии).

Важно! Диагностика сенсорной интеграции показывает, что повышенная степень реакции на ощущения, поступающие по различным каналам (чувство страха при тактильных контактах или незнакомых звуках) – не капризы и не избалованность, а одно из проявлений сенсомоторной дисфункции.

Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, причины, диагностика, терапия

Методика коррекции

Убедившись в том, что работа органов чувств явно нарушена, родителям стоит проявить мудрость, терпение и любовь, ни в какой форме не наказывать и не выражать своего разочарования, а постараться помочь. Выявленные признаки можно скорректировать, но для этого требуется время и систематическая целенаправленная работа.

Теория и практика сенсорной интеграции называет одним и тем же термином и сенсомоторное расстройство, и метод его коррекции. Таким образом, СИ – это еще и название метода, разработанного Д. Айрес для работы с детьми, имеющими нарушения в координации работы органов чувств.

Родители должны соблюдать простые правила:

  • не требовать того, чего малыш не может сделать;
  • регулярно доброжелательно объяснять, как нужно действовать, и многократно повторять упражнения для развития сенсорной интеграции ребенка;
  • успокоить малыша, если он испытывает страх или дискомфорт;
  • создать в доме спокойную обстановку;
  • установить строгий режим дня, единые четкие и понятные правила, которые необходимо соблюдать.

Окружающая среда должна быть продумана и организована так, чтобы максимально помогать развитию дошкольника.

Желательно, чтобы в комнате находилось специальное оборудование для сенсорной интеграции, направленное на развитие восприятия и декодирования информации, поступающей от разных органов чувств.

Дидактическая среда должна включать игрушки и предметы, стимулирующие самостоятельную деятельность ребенка-дошкольника.

Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, причины, диагностика, терапия

Родители способны сделать многое для своих детей, но в подобной ситуации необходимо специальное образование специалиста, которое будут осуществлять дефектологи, психологи, психотерапевты и другие.

Внимание! Обучение специалистов по сенсорной интеграции ребенка можно организовать по программам бакалавриата (дефектология, психолого-педагогическое образование) или на специальных курсах повышения квалификации.

Помощь профессионалов

Чем раньше обратиться к специалистам, тем более эффективной будет коррекционная работа. При этом желательно, чтобы занятия по сенсорной интеграции ребенка проводил не только педагог, но и родители самостоятельно в соответствии с рекомендациями.

В процессе занятия организуется знакомство с разнообразными стимулами-ощущениями, дошкольник учится правильно их воспринимать и адекватно на них реагировать.

Если деформирована сенсорная интеграция, программа должна включать как приоритетную работу по тренировке вестибулярного аппарата и проприоцептивных механизмов, а также совершенствованию навыков восприятия тактильных ощущений.

Если большое внимание уделять работе с информацией, которую человек получает через осязание, развивается мелкая моторика руки и стимулируются все нервные окончания, которые связаны с речевыми центрами в коре головного мозга. Для этого оборудуется комната сенсорной интеграции.

Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, причины, диагностика, терапия

В таком помещении размещается специфическое оборудование:

  • гимнастические маты и коврики, подушки с наполнителями разной фактуры;
  • набивные мячи;
  • качели нескольких видов и гамаки;
  • подвесное бревно-качели;
  • гимнастические бревна;
  • полоса препятствий;
  • вертикальные и наклонные лесенки;
  • горки и турники;
  • батуты;
  • доски на роликах, тележки;
  • широкие горизонтальные трубы-тоннели из мягкого пластика или ткани для пролезания внутри;
  • песок, камешки, дорожки с покрытиями разной текстуры;
  • коробки с песком;
  • наборы дидактических игрушек (кубики, конструкторы, пластмассовые и резиновые мячи, пластилин, песок для лепки и др.);
  • наборы дидактических материалов для знакомства с цветами, звуками, запахами и вкусами.

Специалист, работающий по методу сенсорной интеграции, будет использовать любые многофункциональные предметы и игрушки, играя с которыми дошколенок «вынужден» проявлять самостоятельность, смелость и творчество.

Дополнительно маленьким подопечным назначаются курсы массажа.

Чтобы получить заметные результаты, важна устойчивая мотивация детей и взрослых, и при этом на первом месте должны быть интересы и предпочтения дошкольника, его индивидуальные возможности.  Поэтому развивающий метод сенсорной интеграции ребенка строится в основном на использовании разнообразных игр и игровых приемов.

Читайте также:  ОНР 4 уровня: характеристика, причины, симптомы, коррекция

Важно! Теория сенсорной интеграции ребенка рекомендует ежедневно обогащать опыт манипулирования с различными предметами, для чего используется не только специально подготовленное оборудование, но и бросовый материал (коробки, пластиковые емкости, крышки от бутылок и банок и др.)

Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, причины, диагностика, терапия

Сенсорная интеграция ребенка при аутизме

Аутизм – это расстройство, вызванное отклонениями в развитии головного мозга и проявляющееся как отказ от взаимодействия с окружающим миром.

Многие методы работы, рассмотренные выше, будут благотворно влиять и в случае выявления расстройств аутистического спектра.

Аутистичный ребенок и сенсорная интеграция – тема множества современных исследований психологов и психотерапевтов. Знакомство ребенка-аутиста с различными ощущениями и его сенсомоторное развитие – обязательная часть коррекционной программы работы с такими детьми.

Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, причины, диагностика, терапия

В ходе исследований установлено, что сенсорная интеграция аутистов дает заметные результаты: пациент приобретает новые навыки, что является стимулом для активизации речевого и интеллектуального развития.

Сенсорное развитие ребенка и сенсорная интеграция – одна из актуальных психолого-педагогических проблем современности.

Если у родителей, медиков или воспитателей возникли подозрения о наличии проблем координации в сенсомоторной сфере, необходимо внимательнее отнестись к малышу-дошкольнику и не отказываться от диагностики и терапевтической помощи.

Чем раньше мы начнем помогать маленькому человечку, тем успешнее он будет в дальнейшем в процессе социализации.

Видео

007

Сенсорная интеграция: как побороть трудности в обучении детей

Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, причины, диагностика, терапия

Некоторым детям надо помогать в развитии навыков чуть активнее, чем другим. Наш блогер, дефектолог Евгения Филонова, рассказала о методе сенсорной интеграции, как и для чего его использовать и почему это важно для детей с СДВГ или нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Метод сенсорной интеграции, разработанный Джин Айрис, которая в 1998 году была удостоена звания гранд-дамы эрготерапии, в последнее время завоевал прочное место в профилактической и лечебно-реабилитационной практике по всему миру. Он направлен на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств.

Нарушения сенсорной интеграции проявляются в нарушении мозговых функций, в результате которых наблюдаются сложности в едином восприятии сенсорных сигналов.

Различают два типа сенсорных расстройств:

  • Элементарные сенсорные расстройства — нарушение различных видов ощущений (светоощущение, цветоощущение, ощущение высоты, громкости, длительности звука и другие). Они возникают при поражении периферического и подкорковых уровней анализаторной системы.
  • Сложные гностические расстройства — нарушение разных видов восприятия (восприятие формы предмета, символов, пространственных отношений, звуков речи и так далее). Возникают при поражении корковых полей.
  • Процесс компенсации элементарных физиологических функций не требует обучения и происходит за счёт автоматической перестройки приспособительных реакций, осуществляемых в ЦНС.
  • Основная идея сенсорной интеграции — обеспечить возникновение сенсорных импульсов и контролировать их, особенно импульсы от вестибулярной системы, мышц, суставов и кожи в таком виде, чтобы ребёнок самостоятельно и непринужденно формировал необходимые реакции в ответ на сенсорные раздражители.
  • Если в процессе обучения основное внимание обращается на то, что ребёнок изучает, то в коррекции сенсорной интеграции — как он изучает и почему не может усвоить материал.

Причины нарушения сенсорной интеграции:

  • наследственность, предрасположенность к конкретным видам минимальных мозговых дисфункций (ММД);
  • социальные факторы;
  • состояния окружающей среды;
  • мутирующие вирусы, которые окружают нас и могут привести к ММД.

Нарушения, для которых рекомендован метод сенсорной интеграции

Метод сенсорной интеграции оказывает продуктивное профилактическое и лечебно-реабилитационное воздействие на такие нарушения, как СДВГ, нарушение поведения, тяжёлые нарушения речи, нарушение функций ОДА, дефицитарное развитие. Рассмотрим подробнее каждое из этих нарушений.

1. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Гиперактивность — первичный сигнал нарушения сенсорной интеграции.

Данный диагноз ставят ребёнку в возрасте до семи лет в том случае, если на протяжении шести месяцев у него отмечались определенные отклонения поведения, например, непоседливость, многословие, привычка перебивать собеседника, вторжение в чужие игры и их дезорганизация, неумение соблюдать тишину, очередность, неспособность довести начатое дело до конца, непонимание опасных ситуаций, постоянные поиски нужных вещей и тому подобное.

Посторонний наблюдатель может сделать вывод, что эти дети гораздо активнее обычных, однако эта активность ничем не мотивирована. Дети с рассеянным вниманием сталкиваются с огромным количеством проблем в школе.

Пока окружающие сверстники не прекратят шуметь, пока рядом кто-то занят чем-то другим, ребёнок не может сконцентрироваться, не может работать в полную силу своих возможностей.

В последние годы популяция этой категории растёт ускоренными темпами.

2. Дети с нарушением поведения

В основном в этой группе представлены отклонения социально-пассивного типа, проявления агрессивного типа чаще всего имеют причиной желание привлечь к себе внимание окружающих, когда это не удаётся сделать другими, положительными средствами. В обоих случаях можно констатировать депривационную обстановку «Делать было нечего…».

3. Дети с тяжёлыми нарушениями речи

Поскольку речевые функции зависят от многих сенсорных процессов, замедленность их развития и дезинтеграция негативно сказываются на общем ходе психического развития. Задержку и нарушения речи родители замечают гораздо раньше, чем другие, более серьёзные симптомы расстройств.

4. Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Состояние мышечной силы и двигательной координации зависит от раздражителей, которые доставляются к мышцам от вестибулярной и проприоцептивной систем, что делает тело подтянутым и полным энергии. Ребёнок с нарушением сенсорной интеграции часто кажется нездоровым из-за слабо развитого мышечного тонуса.

Его неловкие движения часто ведут к недостаточной подвижности всего тела, нарушению мозжечковых функций, координации, потере чувства равновесия, появлению кинестезий. Он испытывает затруднения в удержании головы, вертикальной позы, может легко терять равновесие, ронять карандаш и даже падать со стула.

5. Дети с дефицитарным развитием

На первый взгляд, проблема сенсорной интеграции в данном случае заключается в том, что у ребёнка выявляются значительные трудности слухового и зрительного восприятия. Однако последующее изучение ребёнка показывает, что в основе слуховых и зрительных расстройств лежит нарушение интеграции ощущений от разных частей тела и вестибулярной системы.

В онтогенезе одновременно с развитием перцептивных действий формируются и основные умственные операции: анализ объектов; сравнение (по форме, размеру, величине, цвету), обнаружение одинаковых свойств у разных объектов и нахождение разных качеств у родственных объектов; формирование обобщенных способов обследования посредством перцептивных действий (увидел, услышал, потрогал, попробовал — узнал).

Мышление детей зависит от качества и количества непосредственных переживаний и ограничено физическими действиями ребёнка.

Характерными недостатками когнитивного развития у детей являются низкая познавательная активность, обусловленная патологической инертностью нервных процессов; неустойчивость обобщений вследствие широкой генерализации раздражителей и других факторов; трудности усвоения нового в связи со слабостью замыкательной функции коры головного мозга; узость, фрагментарность восприятия, нарушение его константности; уподобление представлений, недоразвитие опосредования опыта речью и другие.

Технология сенсорной интеграции

Сенсорная стимуляция + адаптация мозговых реакций в зависимости от неврологических потребностей ребёнка + вовлечение всех частей тела, которые подвергаются вестибулярной, проприоцептивной, тактильной стимуляции = технология сенсорной интеграции.

Цель — наладить процесс слаженной совместной работы различных отделов нервной системы, тем самым расширить компенсаторные возможности высшей нервной деятельности.

Главная задача — насытить окружающую обстановку такими предметами, которые предоставляли бы ребёнку возможность видеть, слышать, осязать, ощущать вкусы и запахи, познавать устойчивость своего тела, развивать двигательные умения. Важно понимать, что воздействие только на интеллект, специально организованными заданиями, приводит к тому, что у детей грубеют чувства, слабеет воля, тускнеет сознание.

Как организовать использование метода сенсорной интеграции?

Без творческого подхода мы не сдвинемся и на долю сантиметра в организации сенсорной интеграции. Также необходимо иметь большую комнату, которая напоминает спортивно-игровую площадку, и крайне важно соблюдение правил безопасности (в первую очередь, мягкое покрытие).

Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, причины, диагностика, терапия

На основе этого метода можно создавать разные варианты коррекционных занятий в игровой форме. Например, ребёнок сам раскачивается на качелях и играет в ладушки с взрослым, стоящим напротив.

Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, причины, диагностика, терапия

При этом можно использовать рукавички различной тактильности — от пушистых до колючих поверхностей. Конечно, на первых порах следует использовать качели с креплениями, поперечными перекладинами. Достаточно интенсивный темп движения требует от ребёнка значительного зрительного и слухового внимания, высокой концентрации и координации всех функций.

Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, причины, диагностика, терапия

  1. Другой пример, лёжа поперёк в гамаке, в процессе движения (раскачивается сам или его раскачивают), ребёнок собирает разбросанные на полу предметы в одну (две) корзины или пытается что-нибудь нарисовать маркерами на большом листе бумаги в несколько приёмов.

Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, причины, диагностика, терапия

Третий пример, буквы из твёрдого материала крепятся на липучках по всему пространству помещения, где проходит занятие. Ребёнок должен найти и последовательно принести буквы, необходимые для составления заданного слова.

Вначале ему может попасться на глаза «не та» буква, вторая или третья в слове, он запоминает её месторасположение и возвращается к ней, когда подойдёт её очередь.

Звукобуквенный анализ слова приобретает совершенно иную форму, более целесообразную с точки зрения возрастной психофизиологии.

Читайте также:  Поделки из листьев своими руками: идеи для детского сада и школьников 1-2 класса

Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, причины, диагностика, терапия

В процессе движения, лазает ли ребёнок по канату или гимнастической стенке, катается на роликах или скейтборде, перед ним ставится определенная цель: найти пару, составить упорядоченный ряд из имеющихся объектов, изобразить что-либо, подать звуковой сигнал в условный момент и тому подобное.

Стимуляция и коррекция психофизического развития в условиях сенсорной интеграции проходит более эффективно, если ребёнок управляет своей деятельностью сам, в то время как педагог ненавязчиво формирует среду.

Наиболее часто интеграция сенсорных ощущений происходит тогда, когда ребёнок прилагает усилия, чтобы достичь этого. Если ребёнок захотел действовать сам, то его мозг обычно справляется с организацией ощущений от этой деятельности.

Обычно дети с проблемами интегративного плана интуитивно выбирают тот вид деятельности, который породит необходимые сенсорные импульсы и удовлетворит моторные потребности.

Обычно коррекционное занятие на основе метода сенсорной интеграции включает часть заданий, которые ребёнок выполняет сам, а часть — совместно с взрослым.

Тактильная стимуляция может обладать как тормозящим эффектом, так и возбуждающим, в зависимости от того, какая часть тела раздражается данными импульсами, глубокая эта стимуляция или поверхностная.

Почёсывание, поглаживание или растирание кожи посылают тактильные импульсы к различным частям мозга.

Может возникнуть вопрос, зачем посещать коррекционные занятия, если, включаясь во взаимодействие со средой, мозг способен развивать себя сам? Почему нельзя делать это дома или на игровой площадке во дворе? В норме, активно играя, дети обеспечивают себя необходимой сенсорной стимуляцией для деятельности мозга. Дети с неврологическими проблемами (ММД или нарушением сенсорной интеграции) не могут играть так же, получая те же впечатления, то есть ребёнок играет, но во время игры не осуществляется интеграция всех психических процессов. В результате мозг недостаточно развивается.

Ребёнку необходима специально созданная среда, где бы он мог компенсировать расстройства нервной системы, недостаток развития отдельных частей мозга.

Благодаря эффективному сотрудничеству специалистов, родителей и самого ребёнка у него достигаются значительные улучшения в работе различных видов анализаторов, устраняются функциональные расстройства нервной системы без применения медикаментов.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Симптомы, причины и лечение нарушения сенсорной интеграции / нейропсихология

расстройство сенсорной интеграции, также известное как расстройство сенсорной регуляции обработки или расстройство сенсорной обработки, представляет собой проблему неврологического происхождения, которая вызывает трудности при обработке информации от различных органов чувств, вестибулярной системы (воспринимающего движения) и проприоцепции или осознание своего тела.

Это расстройство может возникать как в тех случаях, когда мозг не обнаруживает сенсорные сигналы, так и в тех случаях, когда он плохо реагирует на них (STAR ​​Institute, 2016). Нервная система обрабатывает информацию нерегулярно, что приводит к беспокойству и замешательству у пострадавших.

Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, причины, диагностика, терапия

Это проблема, которая встречается у 5-16% детей школьного возраста; и это влияет на бесконечную деятельность людей в повседневной жизни. Это может появиться как у детей, так и у взрослых, и это диагноз, который увеличивается; несмотря на то, что не был должным образом признан.

Есть много методов, чтобы улучшить его, однако, это состояние не излечивает.

Характеристики сенсорной интеграции

Это процессы неврологической организации, цель которых — дать адекватный ответ на стимулы, поступающие через органы чувств, их обработку и последующую интерпретацию сенсорными центрами мозга. Кроме того, чтобы реагировать на окружающую среду, чувства помогают нам выживать, учиться и наслаждаться.

Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, причины, диагностика, терапия

Для сенсорной интеграции мозг должен собирать информацию, изолированную от каждого сенсорного органа, которая обрабатывается в разных частях нервной системы..

Однако связи между областями мозга, в дополнение к определенным областям, отвечающим за интеграцию, заставят нас воспринимать глобально; наилучшее объединение всех данных (Колева, Эфе, Атасой и Костова, 2015).

Теория сенсорной интеграции и ее терапия были разработаны в 1960 году американским психологом и нейробиологом по имени Жан Эйрес. 

С какими патологиями связано?

Это может появиться в сочетании с другими неврологическими проблемами, такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (ADHD), аутизм, дислексия, диспраксия развития, синдром Туретта или задержки речи (Goldstein & Morewitz, 2011).

тип

Он был классифицирован Case-Smith (2005) и Miller et al. (2007) в 3 диагностических группах:

Тип 1: расстройство сенсорной модуляции

Это означает, что пострадавшие не реагируют на сенсорную стимуляцию, имеют реакцию ниже нормальной и даже ведут себя, пытаясь стимулировать свои чувства. То есть ваш мозг не может классифицировать или определять информацию, которая исходит от чувств по интенсивности, продолжительности, сложности или новизне.

Таким образом, они не могут адаптировать свое поведение к существующим ощущениям.

Те, кто представляет это, имеют тенденцию реагировать со страхом и негативным поведением, они оказываются погруженными в себя, и часто встречаются такие действия, как самостимуляция, такие как размахивание или удары. Все это создает им проблемы, когда дело доходит до взаимодействия с другими.

Внутри этого типа может быть несколько подкатегорий. Например, есть дети, у которых может быть сбой в компоненте сенсорной модуляции, такой как сенсорная регистрация. Проблемы в этой фазе восприятия влияют на внимание к сенсорным стимулам, что приводит к тому, что они не могут получить информацию, которую не воспринимают здоровые люди..

Другим типом изменения может быть гравитационная нестабильность, которая состоит из ненормальной реакции тревоги или страха при изменении положения головы. Это изменение касается проприоцептивной и вестибулярной сенсорных систем..

Тип 2: моторное сенсорное расстройство

Характерной чертой этого подтипа является то, что они представляют неорганизованные движения и двигательную неловкость, поскольку они не могут нормально обрабатывать сенсорную информацию..

Тип 3: сенсорная дискриминация

Проблема в этом случае сфокусирована на дифференциации информации, поступающей от органов чувств, что приводит к таким трудностям, как диспраксия или проблемы в постуральном контроле. Дети с таким дефицитом, как правило, имеют низкую успеваемость.

причины

Точные причины не известны и все еще изучаются. Исследования, проведенные до настоящего времени, показывают, что расстройство сенсорной интеграции имеет важный наследственный компонент..

В любом случае, осложнения могут также повлиять на беременность или роды или факторы окружающей среды; как получивший немного заботы или сенсорной депривации в детстве.

Рождение с весом ниже нормального или раньше времени также связано с этим состоянием.

Все это связано с нарушениями в работе мозга. Ученые из Университета Калифорнии в Сан-Франциско опубликовали это исследование, которое указывает на наличие изменений в микроструктуре белого вещества мозга у детей с этой проблемой..

Более конкретно, уменьшение белого вещества в таких областях, как задняя часть мозолистого тела, внутренняя капсула и полуовальный центр (называемый белым веществом в этой области «corona radiata») и задние таламические излучения (Owen et al., 2013 ).

демонстрации

Кроме того, пораженные люди различаются по широкому спектру дисфункции сенсорной обработки, включая различные уровни гипочувствительности и гиперчувствительности к раздражителям..

Во-первых, информация о чувствах не рассматривается, как если бы она не захватила ее или не уловила очень легко (например, она может коснуться чего-то очень горячего, не будучи сожженным); в то время как вторая подразумевает обратное: даже легкий контакт с одеждой, например, может быть воспринят с ужасом.

Также расстройство сенсорной интеграции может варьироваться в зависимости от чувств, представляя некоторые трудности в одной сенсорной модальности, другие в нескольких и даже другие в целом (Goldstein & Morewitz, 2011).

Другие, с другой стороны, являются истинными искателями эмоций, всегда осознавая, как стимулировать свои чувства, и любят захватывать интенсивную информацию, но патологически. С этим нужно быть осторожным, потому что он обычно неправильно диагностируется как СДВГ (STAR ​​Institute, 2016).

У взрослых это проявляется как проблемы с выполнением рутины или сохранением работы, а также с трудностями в общении и отдыхе; хотя депрессия и изоляция также могут возникнуть.

Затем мы представим некоторые признаки этого расстройства в качестве примера:

— Чувство беспокойства от неожиданного тактильного контакта, пусть и незначительного. Особенно, если его коснуться в определенных частях тела или принять.

— Неудобство при надевании определенной одежды, тканей, протирки этикетками … или аксессуаров, которые подгоняются под кожу.

Читайте также:  Бульбарная дизартрия: характеристика, симптомы, лечение

— Особая неприязнь к окрашиванию или, наоборот, отказ от личной гигиены. Скорее, они обычно демонстрируют сильное избегание определенного контакта, такого как вода, зубная щетка или что-то, что окрашивает их кожу, как еда или краска.

— Большая активность, или иначе, это может быть чрезвычайно сидячий.

Сенсорная интеграция: как научить ребёнка чувствовать правильно?

Как формируется способность ребёнка к восприятию и обработке информации? Почему в этом процессе происходят нарушения и что с этим делать? Эти аспекты осветила педагог-дефектолог по работе с детьми дошкольного возраста Любовь Филатова в ходе ярмарки «Город здоровья».

Журналист портала «Сибмеда» побывала на лекции Любови Геннадьевны «Сенсорная интеграция. Что это?».

Причины нарушений

По словам специалиста, центральное место в развитии ребёнка играет способность объединять информацию, поступившую по нескольким каналам восприятия, и далее интерпретировать её.

В медицинской терминологии такая способность называется сенсорной интеграцией.

Именно с неправильным развитием этой способности, уверяет Любовь Геннадьевна, связано множество часто встречающихся сегодня отклонений в развитии у дошкольников и детей младшего школьного возраста. 

В частности, речь идёт о таких распространённых в последние годы диагнозах, как «синдром гиперактивности и дефицита внимания» и расстройства аутического спектра. Так почему же у детей нарушается способность к адекватному восприятию окружающего мира? 

Основные причины нарушений сенсорной интеграции кроются во врождённых проблемах, а также в нарушении процесса компенсаторного развития ребенка раннего возраста. 

Дело в том, что ещё до рождения формируются три ключевые сенсорные системы – вестибулярная, тактильная и проприоцептивная (равновесие, чувствительность кожи, восприятие тела), позднее формируются обонятельная, зрительная, слуховая и вкусовая. Именно от них зависит, как будет проходить сенсомоторное и перцептивное развитие, формироваться познавательные способности ребенка, а, в итоге, обучение. 

Нужно учитывать, что с самого рождения дети гармонично развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды. 

А потому существуют и предпосылки для нарушения сенсорного (чувственного) восприятия, которые формируются под влиянием внешних факторов. К таковым относится избыток либо, наоборот, недостаток так называемой чувственной информации – звуков, прикосновений, запахов и красок, окружающих малыша.

По словам специалиста, сегодня дети всё больше недополучают впечатлений от эмоционального и тактильного общения – современные молодые семьи, как правило, живут довольно обособленно.

Поэтому оптимальными условиями для большинства маленьких детей, по мнению Любови Филатовой, может стать достаточное частое присутствие родственников, а в идеале – окружение большой семьи.

А вот для детей с какими-либо нарушениями процесс сенсорной интеграции становится неэффективным (они могут быть слишком или недостаточно чувствительными к сенсорным стимулам).

«Если поступает много чувственной информации, мозг перегружается, и у ребёнка с повышенной чувствительностью обостряется непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, зрительных и тактильных раздражителей.

– объясняет Любовь Филатова.

С целью избегания дискомфортных ощущений ребёнок пытается оградить себя от внешнего вмешательства, формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам. Он избегает контактов, прячется, отказывается от прикосновений.

Вторая сторона – когда ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации.

В этом случае имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям, что может проявляться, например, в однообразных манипуляциях с предметами.

«В искажённом развитии восприятия можно увидеть наличие изменений целостной картины реального предметного мира, вычленение отдельных ощущений собственного тела, звуков, форм окружающих вещей, – продолжает рассказывать о последствиях неправильного развития восприятия Любовь Геннадьевна. – Это, конечно, дети с расстройствами аутистического спектра, которые «выхватывают» кусок из реальной жизни: либо они только самолётик катают, либо кружатся, либо видят у крокодила только глаза и зубы, но целиком его увидеть не может».

При этом специалист подчёркивает: винить родителей в подобных отклонениях было бы неправильно. Важно лишь учитывать факторы, которые могут так или иначе сказаться на развитии ребёнка.

Речь – результат развития чувств

Как педагог-дефектолог, нередкие посетители дефектолога – родители с ребятишками, которые долго не начинают говорить. Однако специалист подчёркивает: подобные случаи – отражение проблем с системой восприятия. Ведь именно первичные ощущения и чувства формируют память, мышление и воображение, а уже на их основе появляется речь.

Любовь Филатова описывает процесс формирования речевой функции: до рождения формируются ощущения, дающие нам знания о собственном теле (вестибулярная, тактильная и проприоцептивная системы).

На их базе появляются способности слышать, видеть, чувствовать запахи и вкус, затем – способность планировать движения, концентрировать внимание и контролировать свои действия.

И на основе всего вышеперечисленного, у человека появляется способность к произведению речи.

«Сейчас много таких детей, которые, вроде бы, и буквы освоили, и слоги научились складывать, но целое слово прочитать не могут, – говорит Любовь Геннадьевна. – Сидеть и бесконечно «долбить» с таким ребёнком бесполезно, корректировать надо в другом месте, гораздо раньше, и только потом возвращаться к чтению».

Как скорректировать нарушения: простые советы

Цель терапии сенсорных нарушений – усилить или сбалансировать возможность центральной нервной системы обрабатывать внешние стимулы.

Нередко для этого используются специальные инструменты, которые сегодня в изобилии представлены в продаже – всевозможные коврики, мешочки с песком и так далее. Но чаще всего корректировать отклонения чувствительности можно простейшими подручными средствами.

Любовь Филатова описала всевозможные сенсорные нарушения вместе со способами их корректировки, некоторые из них мы приведём в качестве примеров.

Так, при пониженной чувствительности вестибулярной функции ребёнок испытывает потребность в том, чтобы качаться, поворачиваться и кружиться. В этом случае на помощь придут качели и карусели, а также игры в мяч, хождение по лестницам и всевозможным бордюрам.

При повышенной же чувствительности вестибулярной функции у ребёнка возникают сложности при спортивных занятиях, его часто укачивает в транспорте. Для корректировки такого отклонения стоит делить большие занятия на мелкие, более лёгкие, использовать визуальные подсказки, например, финишную черту.

Ребятишкам из обеих категорий, а также тем, у кого отклонений нет, на пользу пойдут различные лесенки и специальные сооружения на детских площадках.

А вот повышенное беспокойство за детей, лазающих по этим сооружениям, на пользу им вряд ли пойдёт. По словам дефектолога, родителям не стоит оттаскивать своих чад от спортивно-игровых снарядов, ведь только с их помощью у ребятишек развиваются координация, вестибулярный аппарат, а также мышечная и тактильная чувствительность.

Дети, у которых недостаточно развито осязание, обычно отличаются довольно высоким болевым порогом, зачастую они даже наносят повреждения самим себе. Проблема таких ребятишек в том, что они словно не чувствуют собственного тела. Помочь им сможет массаж, соприкосновение со специальными шариками и колючими поверхностями.

При повышенной осязательной чувствительности любые прикосновения будут доставлять ребёнку дискомфорт или даже причинять боль.

В этом случае необходимо предупреждать ребёнка, если вы собираетесь к нему прикоснуться, позволять ему самостоятельно расчёсываться, мыться и одеваться.

Кроме того, такому ребёнку подойдут игры с красками, мыльными пузырями, песком и водой, а также прикосновение к тканям различной фактуры. Не бояться прикосновений научат и специальные коврики, которые сегодня можно найти в продаже.

Нередко у детей встречаются и нарушения в восприятия вкуса. Обычно это проявляется в своеволии при выборе еды, за которым кроется чувствительность к её фактуре, запаху и вкусовым качествам.

В этом случае, помимо консультации с врачом, который поможет подобрать ребёнку диету, можно изменять структуру еды – например, сделать пюре вместо нарезанной ломтиками картошки, а также давать попробовать ребёнку разные продукты.

Скорректировать сенсорные нарушения у ребёнка не так трудно, так что отчаиваться при обнаружении столь распространённых сегодня детских проблем не стоит. Главное – вовремя обратить внимание на тревожные симптомы и как можно быстрее проконсультироваться с педиатром. 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector