Дидактические игры для дошкольников для развития фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе.
Представленные в статье задания и упражнения подойдут для копилки воспитателей, логопедов, родителей.
Перед тем, как дать практический совет об играх на развитие слухового восприятия речи, поговорим о том, что такое фонема, и как фонематически слух связан с уровнем обучаемости детей.
Фонема
С древнегреческого слово “фонема” переводится как “звук”. Это минимальная единица любого языка, не имеющая лексического, грамматического значения, используется в речи для различения значимых единиц языка.
Например, в слове ДОМ три фонемы , , . Не путайте фонематические единицы со звуком, это не одно и тоже. Понять, почему так происходит, можно на простом примере: в слове ЯГОДА 5 фонем , , , , , но 6 звуков [Й], [А], [Г], [А], [Д], [А].
Одна буква или звук могут выражаться разными фонемами, например, на севере Г произносится как взрывной, а на юге — фрикативно с призвуком Х, но оба варианта артикуляции представлены в виде фонемы .
Многие преподаватели считают, что практической пользы от этих знаний для детей школьного и детсадовского возраста нет, но эту точку зрения нельзя назвать однозначно верной.
В первом классе от детей требуется навыка различения звука и буквы при выполнении фонетического разбора. Основы данного навыка закладываются в раннем возрасте, когда дети на слух различают слова мама – Маша, зима – Сима и т.д.
Для анализа услышанной речи нужно уметь дифференцировать, различать фонемы, то есть пользоваться фонематическим слухом.
На заметку! Игры на развитие фонематического слуха родители проводят с детьми с самого рождения, сами того не осознавая. Разговоры, песни, сказки, шумные игрушки подготавливают малыша к собственной речи, восприятию чужих высказываний и анализу отдельных звуков, слогов.
Фонематический слух
Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.
При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:
- путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;
- совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;
- пропускает слоги в словах;
- не употребляет предлоги или путает схожи пары (над-на, в-во);
- не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).
В результате к школьному возрасту количество проблем увеличивается. Дети с неразвитым фонематическим восприятием имеют следующие проблемы в обучении:
- дисграфия;
- дислексия;
- низкая скорость чтения, письма.
- ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе, проверочных форм на последний согласный.
Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно заметить недоразвитие фонематического слуха, оказать дошкольнику или школьнику логопедическую помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры. Их превеликое множество. Проводить их могут не только логопеды, дефектологи, воспитатели в детском саду, но и родители.
На заметку! Игры для развития фонематического слуха у дошкольников эффективнее проводить в возрасте 5-6 лет. Этот период, по мнению психологов и педагогов, наиболее благоприятен для коррекции слухового восприятия речи.
Игры
Простые и интересные игры для развития фонематического слуха не утруждают детей. Используйте любые из перечисленных игр упражнений ежедневно. Уже через месяц результаты работы будут заметны родителям, окружающим.
На заметку! В качестве контроля эффективности занятий на формирование фонематического слуха у ребенка после месяца тренировок проведите с дошкольником такой тест: говорите некоторые известные ему слова неверно. При слабо развитом речевом слухе ребенок не обратит на вашу ошибку внимание. Если исправит ваше высказывание, сделает замечание, можете поставить ему и педагогу “5”за качественный труд.
Тишина
Простая дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц.
Когда педагог разрешит, дошкольники открывают глаза и описывают свои впечатления от игры, подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.
Лови звук
Игра направлена на развитие фонематического слуха, внимание. Можно проводить с детьми от 6 -7 лет.
Ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Дошкольник получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.
Педагог должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.
Хлопай-топай
Упражнение направлено на переключаемость. Ребенок топает и хлопает на заданный педагогом звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например, на звук [ш] дошкольник топает, а на звук [ж] хлопает в ладоши.
Логопед произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т.д. На необозначенные звуки дошкольник не должен реагировать телодвижениями.
Поймай слог
Игра на развитие фонематического слуха, переключаемости внимания у детей 5-6 лет. Проводится идентично предыдущей, но ребенок ловит не звуки, а слоги. Условия обговариваются так: поймай слог ЧУ. Педагог произносит ряд слогов, стараясь запутать воспитанника: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок должен ловить только слог ЧУ.
Лови слово
Упражнение формирует высокий уровень внимания, развивает умение различать слоги и звуки изолированно, в окружении других фонем.
Педагог сообщает ребенку, какое слово нужно ловить, например, щука. Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное: шутка, щука, шуба, зубы, щука и так далее. Когда дошкольник слышат нужное слово, хлопает в ладоши.
Эхо
Эту игру на развитие фонематического слуха можно проводить с несколькими детьми в возрасте средней группы ДОУ. Сначала расскажите воспитанникам, что такое эхо, как оно “работает”. Потренируйтесь вместе, повторяя слова, звуки, слоги друг за другом. Потом определите, кто из детей будет эхом, а кто путником в горах.
Когда роли распределены, оставьте детей играть самостоятельно, без ваших подсказок. Путник говорит простые слова, слоги, а “эхо” повторяет услышанное в точности, можно несколько раз.
Поймай песенку
Игра подходит для детей с недоразвитием внимания, со слабым навыком слышать звуки в составе слога, слова. Педагог задает проблемный для воспитанника звук, чаще всего это свистящие, шипящие, сонорные.
Возьмем для примера, фонему Б. Педагог должен называть ряд слов с заданным звуком и без него: банка, шубка, соска, папка, барабан, пулька, булька и так далее. Задача ребенка: хлопнуть в ладоши, если услышал нужный звук.
Громко-тихо
Занятие проводят с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом.
На заметку! Дифференцированные движения и музыкальную композицию рекомендуется менять на каждом занятии.
Высоко-низко
Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, например, стучит барабан или тромбон, дети приседают. На громких звуках — двигаются на цыпочках.
Скажи, как я
Игровое задание направлено на развитие умения различать громкие и тихие звуки, дети учатся подстраиваться под тембр голоса собеседника. Педагог произносит слова, небольшие фразы с разной громкостью, дети слушают и повторяют.
На заметку! Для упражнения “Скажи, как я!” выбирайте слова и звуки, с произношением которых у детей наибольшие трудности.
Разложи правильно
Приготовьте карточки с парными и непарными звуками: З-С, Ж-Ш, Ч-Ц, Щ, В -Ф, Х, Р, Б-П. И в дополнении к этой картотеке распечатайте изображение предметов, в названиях которых есть эти фонемы. Ребенок должен их соотнести. Например, приложить к изображения зонта карточку с буквой З, к слону — С. В результате получится несколько кучек карточек.
Через 2-3 занятия с карточками предложите детям раскладывать картинки по другим принципам:
- находить названия предметов с нужным звуком в конце, начале, середине слова;
- классифицировать слова по количеству слогов;
- самим придумывать слова на заданную букву, например, устно разложить названия всех предметов, которые находятся в комнате.
Звуковое лото
Игра проводится в группе ( не менее 2 человек и ведущий). Подходит для детей ужу знакомых с буквами, или может сочетаться с занятиями по изучению азбуки.
Для игры нужно подготовить:
- Лото с картинками (звери, птицы, предметы).
- Пустые карточки.
Сначала проведите подготовительную работу. Выясните, какие буквы знакомы дошкольникам, объясните, что согласные звуки могут быть мягкими-твердыми, глухими-звонкими, покажите, как правильно их произносить. Потом раздайте детям по 4-6 картинок и столько же пустых карточек.
Называйте любой звук, растягивая и пропевая его: з-з-з. Спросите, у кога в названия нарисованных предметов есть такой звук. Дети поднимают руки и повторяют: “У меня з-з-зебра!”. И закрывают правильную картинку пустой карточкой. Победит тот, кто быстрее заполнить поле.
Важно! Следите, как дети проговаривают слова, отдельный звуки. Сочетайте игру с артикуляционной тренировкой и коррекцией произношения.
Слоговой поезд
Задание на развитие умения делить слова на слоги. Приготовьте карточки с нарисованными вагонами, на каждом написан 1 слог. Задача детей — рассадить слоги по вагонам. Для дошкольников 5-6 лет берите слова из 2-3 слогов, для школьников 6-7 лет — из 3-4.
Путаница
Дети с дефектом фонематического слуха в речи путают звуки, игра путаница поможет справиться с этим недостатком. Сначала расскажите детям о том, что может произойти, если поставить неправильную букву в слово, как изменится его значение и смысл высказывания в целом.
Приведите простые, а желательно смешные примеры курьезных ситуаций. Например, Мишка любит есть сыр. Нужно сказать мышка, а медведи сыр не едят. Затем предложите детям исправить ошибки в словах и предложениях, что смысл высказывания был правильным:
Мы пришли кататься на большую Корку.
На болоте много скользких Мочек.
Иван построил новый Том.
Картотека игр на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 49»
муниципального образования города Братска
- КАРТОТЕКА ИГР
- на развитие фонематического слуха
- у детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
Е.В. Голикова,
учитель-логопед
«Где нужный звук?»
Цель. Формирование умения находить заданный звук в словахОборудование. Предметные картинки Ход игры. Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук .
«Клубочки — моточки»
Цель. Формировать умение подбирать слова на заданный звукОборудование. КлубочекХод игры. Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: «По дорожке (имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите». Тот , у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.
«Лови звук»
Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуковХод игры. Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.)
«Лови слово»
Цель. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.Оборудование. Набор предметных картинок.Ход игры. Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.
«Какой звук чаще всего слышим?»
Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.Примерный материал.У Сени и Сани в сетях сом с усами.Белый снег, белый мел,Белый заяц тоже бел.
Кот копеек накопил,
- Кошке козочку купил.
- «Кто-кто в теремочке живет?»
Цель. Развитие умения определять наличие звука в слове.Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.Ход игры.
Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [в]. Надо поместить этих животных в домик.
Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [в] или [в’].
«Два прихлопа- три притопа»
Цель. Развитие умения дифференцировать сходные звуки.Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуковХод игры. Ребенок должен хлопнуть, услышав в названии картинки один из оппозиционных звуков и топнуть, услышав другой.
«Попугайчики»
Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.Оборудование. Игрушка ПопугайХод игры.
Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет.
Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.
«Озорные бубенцы»
Цель. Формировать слуховое внимание, чувство ритма.Оборудование.БубенХод игры. Взрослый прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.
«Ау»
Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, различать близкие по звучанию фонемы.Ход игры. Взрослый создает игровую ситуацию, в соответствии с которой он гуляет в горах или в лесу, а ребенок изображает эхо. Взрослый произносит сложные слова или скороговорки, а ребенок должен безошибочно повторить.
«Найди звук»
Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.Ход игры. Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который «убежал». Примерный речевой материал. Ма…(к), мо…(х), ро…(г), ко..(т), забо…(р) и т.д.
«Слог сбежал»
Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать фонетический слух.Ход игры. Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием «слог». Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который «сбежал».
«Цветные фишки»
Цель. Формирование слухового внимания, закрепление понятий «звук», «гласный», «согласный», «твердый согласный», «мягкий согласный».Оборудование.
Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый — для обозначения мягких согласных звуков.Ход игры.
Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.
«Подушечка и кирпич»
Цель. Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий «звук», «согласный», «твердый согласный», «мягкий согласный».Оборудование.
Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.Ход игры. Взрослый показывает картинки ребенку.
Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий — «подушечка».
«Какое слово получилось »
Цель. Формировать навык звукового синтеза.Оборудование. Для детей 5-6 лет допускается использовать картинки-подсказки.Ход игры. Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.
«Цепи-цепи-кованы»
Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.Ход игры. Ребенок (или взрослый ) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.
«Сколько звуков «
Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.Оборудование. Пуговицы или пробки Ход игры. Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок..
«Придумай свое слово»
Цель. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов.Ход игры. Проводится для детей подготовительной к школе группе, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, слышат место звуков в словах.Детям предлагается по нарисованной схеме слова придумать свои слова.
Игры на развитие фонематического слуха, задания с картинками и упражнения для дошкольников
Обязательное условие формирования чистой и правильной речи у ребенка — способность хорошо слышать, четко улавливать звуки в словах. Игры на развитие фонематического слуха помогают детям научиться различать все фонемы, необходимые для совершенного овладения родным языком, а впоследствии — для успешного обучения иностранным.
Фонематический слух и особенности его развития у детей
Способность слышать начинает проявляться у плода уже во втором триместре беременности, а в возрасте нескольких недель можно заметить реакцию младенца на речь. С первых дней жизни в мозге новорожденного начинается активная работа по формированию фонематического слуха — умения, присущего только человеку, и включающего наличие следующих навыков:
- распознавать звуки родного языка;
- сравнивать и улавливать разницу между ними;
- точно воспроизводить.
Уникальная способность выражать свои мысли с помощью слов считается врожденной, но описанные в науке случаи детей-маугли доказывают, что если в первые 5-6 лет жизни ребенок не слышит человеческую речь, то научить его говорить уже практически невозможно. Значит, чем больше разговаривать с малышом с самого рождения, тем быстрее и лучше будет развиваться его фонематический слух.
Забавные слова, которые произносят дети в возрасте от 1 до 2, а то и 3 лет, прямо отражают процесс сложной фонематической «настройки» мозга. Например, в слове «мама» не ошибается практически никто и никогда, потому что оно максимально простое как для улавливания, так и для воспроизведения.
А вот вместо слова «собака» ребенок вполне может произнести «бабака», потому что звук [б] предшествует ударному [а], и мозг фиксирует его как приоритетный. Со временем, когда новое слово станет привычным, малыш начнет распознавать на слух нюансы и стараться исправлять ошибки.
Поэтому взрослым важно говорить с ребенком правильно и не сюсюкать, хотя удержаться от повторения за маленьким лингвистом смешных словечек бывает очень трудно.
Чтобы помочь малышу понять, какие звуки он произносит неправильно, сначала отчетливо повторите его вариант проблемного слова, а потом — верный. Так разница станет более очевидной.
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха
Занятия по развитию фонематического слуха предполагают не только работу со словами и текстом. Необходимо тренировать также и узнавание неречевых звуков — бытовых и природных. Особенно это актуально для малышей, которые еще не готовы к вербальным упражнениям.
Разговор игрушек
Упражнение подойдет для детей 2–3 лет. Нужно подобрать несколько хорошо знакомых ребенку игрушек, производящих различные звуки: погремушку, уточку-пищалку, музыкальную книжку, заводную обезьянку. Малыш отворачивается, а взрослый активирует один из предметов.
Ребенок должен определить на слух, какая из игрушек издала звук, и указать на нее. Это самый простой этап, и если он не вызывает трудностей, игру пора усложнить.
Теперь не одна, а две и больше игрушек «разговаривают» по очереди или одновременно, и малышу придется постараться расслышать их всех.
Чем более разнообразными будут звуки, тем легче их будет различить, поэтому для одновременного прослушивания нужно выбирать шумы разного происхождения, например, резиновую пищалку и погремушку.
Кто сказал «мяу»?
В этой игре могут участвовать несколько человек, детей или взрослых. Малыш отворачивается, а все остальные рассаживаются за его спиной полукругом, изображая котят, один из которых мяукает. Ребенок поворачивается и показывает, кто, по его мнению, сказал «мяу».
Играя, развиваем! Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет с помощью игр
Аннотация. Данная статья адресована родителям, логопедам, воспитателям.
В ней говорится о важности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с любым уровнем речевого развития, даётся определение данных терминов в доступной для широкого круга читателей форме, также приведена система поэтапной работы по формированию фонематических умений и навыков у детей с помощью специальных игр и упражнений.
Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.
Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?
Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.
Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая:
- узнавать наличие данного звука в слове;
- различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток;
- различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д.
Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове.
Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.
Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха. Принято выделять пять основных этапов данной работы:
- узнавание неречевых звуков;
- различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз;
- различение близких по звуковому составу слов;
- различение слогов;
- различение фонем.
В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа.
I. Узнавание неречевых звуков
1. Игра «Что звучало?»
На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).
2. Игра «Угадай, что я делаю?»
Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д.
Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д.
После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д.
II. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз
1. Игра «Узнай по голосу»
В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.
2. Игра «Эхо»
Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.
3. Игра «Скажи, как я»
Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.
III. Различение близких по звуковому составу слов
1. Игра «Светофорик»
У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, например, , и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.
2. Игра «Хлопни – топни»
- Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:
- дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка
- Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка
3. Игра «Исправь ошибку»
- Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.
- Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села. - Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП). - Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.
4. Упражнение «Какое слово не подходит?»
- Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:
- Шар – жар – веник – пар
Каток – моток – поток – дым - Каша — гном – Маша – Даша
5. Игра «Доскажи словечко»
Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (ЛИСУ).
Двор в снегу, белы дома.
В гости к нам пришла… (ЗИМА).
Би – би – би – гудит машина
— Не поеду без… (БЕНЗИНА)!
IV. Различение слогов
1. Игра «Повторюшки»
Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:
- со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;
- с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;
- с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;
- с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;
- с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;
- с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.
2. Игра «Сигнальщик»
Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.
3. Упражнение «Простукай слово»
Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д.
Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.
V. Различение фонем
Нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть.
1. Игра «Поймай звук»
Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).
2. Игра «Отгадай, кто это?»
Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.
3. Упражнение «Повторялки»
Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.
- Играть в предлагаемые игры можно с детьми с любым уровнем речевого развития: от лепетной речи и полного отсутствия фонематического слуха до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.
- Гладышева Инна Валерьевна,
уучитель-логопед высшей кв. категории,
МБДОУ д/с № 17 комбинированного вида, - г. Лысково Нижегородской области
(6 понравилось, средний балл: 4,83 из 5)
Loading …
8 игр для развития фонематического слуха
Фонематический слух является основой чёткого произношения звуков, воспроизведения слоговой структуры слова, овладения грамматическими нормами языка, успешного усвоения навыков письма и чтения. Можно сказать, что фонематический слух – это фундамент всей речевой системы.
Формирование фонематического слуха проходит в процессе восприятия речи окружающих и во время произнесения слов, соответствующих услышанным образцам.
Как лучше развивать фонематический слух у малыша, как добиться хороших результатов? Бесспорно, самым интересным и эффективным способом будет игра.
Во время игры ребёнок прислушивается к звукам природы, к бытовым звукам, к звучанию слов, определяет, есть ли звук в слове, учится различать сходные звуки, проговаривать одно-, двух- или многосложные слова.
Хочу предложить вам подборку таких игр:
1. «Где колокольчик?»
Эта игра направлена на развитие слухового внимания и учит ориентировке в пространстве.
Ребёнок стоит или сидит, закрыв глаза. Взрослый с колокольчиком (или другим звучащим предметом) двигается по комнате и звенит. Малыш, не открывая глаз, должен показать рукой в том направлении, откуда слышится звук.
2. «Какой звук?»
- Игра способствует развитию фонематического восприятия, учит выделять одинаковый звук.
- Взрослый называет 3-4 слова, в которых есть один и тот же звук: лопата, стол, молоко – ребёнок должен догадаться, какой звук есть во всех названных словах.
- 3. «Инопланетянин»
- Играя в эту игру, ребёнок учится воспроизводить услышанные цепочки слогов.
Говорите малышу, что к вам прилетел в гости с другой планеты инопланетянин. Он не умеет говорить на нашем языке, но хочет с нами подружиться и поиграть. Он будет произносить, а ты попробуй повторить за ним: «Ку-ку-ко… та-то-ту… ша-ча-ша… ма-ма-на… » Сначала роль инопланетянина берёт на себя взрослый, а затем ребёнок.
4. «Назови лишнее»
Взрослый произносит слоговые цепочки: «га – га – га – ха – га, ша – ша – ша – жа – ша». Ребёнок должен топнуть, когда услышит «лишний» слог (который звучит по-другому).
5. «Телеграфисты»
Взрослый и ребёнок – это телеграфисты, которые передают и принимают телеграммы. Сначала взрослый «передаёт содержание телеграммы»: произносит слово по одному звуку: р, а, д, у, г, а. Ребёнок «принимает телеграмму» – называет слово целиком, то есть проводит операцию звукового синтеза. Затем игроки могут поменяться ролями, и продолжить игру.
6. «Не ошибись».
Взрослый показывает малышу картинку и чётко называет её, например, «ромашка». Затем поясняет, что будет называть эту картинку по-разному (правильно или неправильно). Ребёнок должен топнуть ножкой, когда услышит неправильно произнесённое слово.
Взрослый произносит: «Ломашка – ромашка – гомашка — ромачка». Так можно обыграть любое слово. Начинать нужно со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к более сложным. Дети с удовольствием играют в эту игру.
7. «Верно – неверно»
Игра похожа на предыдущую. Эта игра учит выделять на слух правильно произнесённое слово.
Взрослый показывает ребёнку картинку и называет её, каждый раз заменяя первый звук: шамолёт, замолёт, самолёт, чамолёт, вамолёт. Малыш должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово, произнесённое верно.
8. «Помоги Незнайке»
Игра совершенствует слуховое внимание и фонематический слух.
Говорите ребёнку, что Незнайка ездил в деревню и рассказал, что он там увидел. Послушай внимательно и исправь ошибки Незнайки.
- Примеры предложений:
- Коса побежала в огород.
- Колова пасётся на лужайке.
- Кочка лакает молочко.
- Собаха сидит в конуре.
- Играйте со своим малышом, и он порадует вас красивой правильной речью.
- Интересная статья?
- Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!