Дифференциация звуков [С]-[Ш]: речевой материал

Дифференциация звуков [С – Ш] — это один из этапов коррекционной работы по устранению речевого дефекта с заменой согласных.

Такие занятия необходимы детям, которые говорят “СыСка” вместо “ШиШка”, “Шам”, а не “Сам”.

Целью уроков и игр по дифференциации звуков [С – Ш] становится выработка стойкого навыка употребления этих фонем в речи, без замен, смешения. Достичь поставленных целей помогают простые упражнения для детей.

Артикуляция звуков

Артикуляция — это работа речевых органов при звукопроизношении. Правильное положение губ, языка, сила воздушной струи играют важную роль для формирования красивой, чистой речи. Если артикуляция звуков [С – Ш] нарушена, логопед обучает ребенка их произносить верно, а уже потом автоматизирует и добивается дифференциации.

Звук С

Эту фонему нужно научиться произносить твердо [С] и мягко [С’].

Положение речевых органов будет немного отличаться:

  1. Растяните губы, слегка прижмите их к зубам.
  2. Зубы на разжимайте сильно, максимум на 1 мм.
  3. Язык держите широким, прижмите кончик к нижним резцам.
  4. Выгните спинку языка так, чтобы посредине проходил желобок.
  5. Бока прижмите к коренным зубам, чтоб воздух не проходил мимо спинки языка.
  6. Воздух выдыхайте холодным, направляйте его вниз по желобку через зубы.
  7. Для артикуляции мягкого [С’] растяните губы чуть больше, выгните спинку языка и напрягите его мышцы. Воздух выдыхайте резко, коротко, кончик слегка на внутреннюю часть нижних зубов.

Звук Ш

Обратите внимание на положение губ, языка, силу и направление воздушной струи:

  1. Округлите губы, вытяните их вперед.
  2. Откройте рот так, чтобы между зубами было расстояние не больше 1 мм.
  3. Язык держите лопаткой, широкий. Приподнимите его к верхним альвеолам. Касаться зубов нельзя.
  4. Выдыхайте медленно, струя теплая, обильная.

Постановка звука Ш

В норме звук [С] дети учатся самостоятельно говорить правильно в 2-2,5 года, [Ш] – в 3,5. На практике нарушения артикуляции, дифференциации [С – Ш] встречаются у дошкольников и позже 5 лет.

Дифференциация звуков

Перед выполнением упражнений на дифференциацию звуков [С – Ш] выполните с ребенком комплекс артикуляционной гимнастики на свистящие  и шипящие звуки, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для занятия.

В прямых слогах

Тренировка верного произношения звуков [С] – [Ш] ведется одновременно. Дети с подобными нарушениями речи путают эти фонемы в свободных высказываниях, поэтому важно довести коррекцию до автоматизма.

  • Для дифференциации звуков [С] – [Ш] в прямых слогах:
  • СА – ША       ША – СА
    СО – ШО       ШО – СО
    СУ – ШУ        ШУ – СУ
    СЫ – ШИ       ШИ – СЫ
  • СЕ – ШЕ         ШЕ – СЕ

Дифференциация звуков [С]-[Ш]: речевой материал
Дифференциация звуков [С]-[Ш]: речевой материал

Прямые слоги можно повторять за логопедом или считывать с листа, книги. Если работает с группой, распечатайте детям карточки, пусть проговаривают хором. Обязательно контролируйте четкость выполнения задания. Если ребенок затрудняется с артикуляцией мягкого [С’], готовьте упражнения индивидуально, включайте в ряд большое количество сочетаний с гласными [И], [Е].

В обратных слогах

 АОУИЫЕЭ
С АС ОС УС ИС ЫС ЕС ЭС
Ш АШ ОШ УШ ИШ ЫШ ЕШ ЭШ

Дифференциация звуков [С]-[Ш]: речевой материал
Дифференциация звуков [С]-[Ш]: речевой материал

Группируйте буквосочетания парами в любой последовательности. Для индивидуальных занятий с дошкольником опирайтесь на особенности его речи, трудности с артикуляцией и различением.

  1. АШ-АС УШ-УС ИШ-ИС ЕШ-ЕС ЫШ-ЫС ОШ-ОС ЭШ-ЭС
    АС-АШ УС-УШ ИС-ИШ ЕС-ЕШ ЫС-ЫШ ОС-ОШ ЭС-ЭШ
  2. УШ-УС ИШ-УС АШ-УС ЕШ-УС ЫШ-УС ОШ-УС ЭШ-УС
  3. Для старших дошкольников можно использовать сочетания со всеми йотированными гласными:
  4. ЕШ – ЕС         ЕС – ЕШ
    ЁШ – ЁС         ЁС – ЁШ
    ЮШ – ЮС      ЮС – ЮШ
  5. ЯШ – ЯС         ЯС – ЯШ
  6. ЯС-ЯШ ЯС-ЮШ ЯС-ЕШ ЯС-ЁШ
    ЯШ-ЯС ЯШ-ЮС ЯШ-ЕС ЯШ-ЁС
  7. ОШ-ОС УШ-УС ИШ-ИС ЯШ-АС ЮШ-УС

Важно! На первых занятиях со слогами не торопите детей. Доводите чтение и произношение до автоматизма 3-4 урока. На 5-6 занятии скорость увеличится самостоятельно без дополнительного подталкивания в 2-3 раза.

В интервокальных слогах

Это задания на чтение слогов с двумя гласными и нужной согласной между ними. Сначала составьте примеры с фонемами А, О, У, Э, И, Ы, потом с йотированными Е, Ё, Ю, Я. В результате получится более 100 вариантов карточек.

АСА-АША           ОСА-ОША         УСА-УША             ЭСА-ЭША     ИСА-ИША     ЫСА-ЫША
АСА-ЕША           ЁСА-ЁША          ЮСА-ЮША           ЯСА-ЯША
УСУ-УШУ           АСА-АША          ОСО-ОШО            ЭСЭ-ЭШЕ      ИСИ-ИШИ     ЫСЫ-ЫШИ
ЕСЕ-ЕШЕ            ЁСЁ-ЁШО           ЮСЮ-ЮШУ          ЯСЯ-ЯША
ЫШИ-ЫСИ        АШИ-АСИ          ОСИ-ОШИ            ЭСИ-ЭШИ      ЫСИ-ИШИ    ИСИ-ИШИ

ЁСИ-ЁШИ           ЕСИ-ЕШИ          ЮСИ-ЮШИ           ЯСИ-ЯШИ

В закрытых слогах

Такие задания помогают ребенку дифференцировать фонемы [с], [ш] одновременно в конце и начале слогов, слов. Это сложно, от детей требуется повышенное внимание, поэтому применяется со второго – третьего коррекционного занятия.
Логопедический материал демонстрируйте на отдельных карточках с одним слогом или давайте читать сразу все. Буквосочетаний в закрытых слогах получается немного:

АОУИЫЭЕЁЮЯ
САС СОС СУС СИС СЫС СЭС СЕС СЁС СЮС СЯС
САШ СОШ СУШ СИШ СЫШ СЭШ СЕШ СЕШ СЮШ СЯШ
ШАШ ШОШ ШУШ ШИШ ШЭШ ШЕШ
ШАС ШОС ШУС ШИ[ы]С ШЭС ШЕС

Для работы в группе удобно использовать презентации со слогами, словами, предложениями. Можно читать логопедический материал хором или спрашивать индивидуально, остальные в это время проговаривают про себя.

В словах

В начале слова:

Предложите придумать слова на определенный слог.

ША – шарик, шапка, шарф.
СА – санки, сам, сарай.
СУ – сумка, сундук, сургуч.

ШИ – шило, шифр, широта.

Буква в начале слова:

Саша, Сом, Сырок, Сирень, Софа, Соня, Сахар.
Шрам, Шорты, Шлем, Шпик, Шифон.

В середине слова:

КаШалот, корШун, маШем, коШелек.
ПеСок, неСу, труСы, раСшумелСя.

В конце слова:

МорС, ворС, торС уС.
КамыШ, ландыШ, гуляШ, береШь.

В одном слове:

СуШки, СлуШать, труСиШка, уСпеШно, веСнуШки.

Дети должны произносить слова, звуки четко. Сначала в медленном темпе, потом в быстром. Значения неизвестных для дошкольников слов уточняйте заранее.

В словосочетаниях

  • Дифференциация звуков “С”- “Ш” в словосочетаниях:
  • Сильный шмель                           Послушный крошка
    Шапка лисья                                 Душистый ландыш
    Прошлогодний снежок              У солдата шинель
    Смешной шепот                           Шепот листьев
    Сушим сухари                               Крошечный сом
    Веселая пастушка                       Хорошая шутка
    Красивые волнушки                   Шумный шаг
  • Пенистый шампунчик                Широкий сарафан
  • Произносить слоги, слова парами:
  • Приготовьте карточки со словами. Материал лучше расположить столбиками:
  • ШО – СО                                     ША – СА
    мешок-волосок                       салат – шалаш
    кусок-пушок                             шапка – сайка
  • носок-шорох                             мешать – писать
  • ШУ – СУ                                      ШИ – СИ
    шубка-сушка                             шить – сито
    пашу- несу                                 сирень – широта
  • вешу-сушу                                 решил – спросил
  • ОШ – ОС                                      АШ – АС
    пошла – росла                          шалаш – матрас
  • грош – рос                                 кашка – каска
  • Произносить слова со звуками [C] и [Ш]
  • Слова распечатывайте текстом или столбцами. Для групповых в средней группе занятий можно вывести материал на слайд и сопровождать слова картинками:
  • Шубка, сумка, шелест, сельд, шорох, сорта, Сашенька, сушки, успешно, спешить, душистый, смешинка, смешу, сушу, сынишка, шоссе, шесть, солнышко, стеклышко, стишок, смешок, кошу, свыше.
  • После прочтения попросите детей составить предложения с группой слов. Например, из 3 слов: солнышко, мышь, шесть:
  • Шесть мышат на солнышке лежат.
  • В шесть утра проснулись мышата, чтобы погреться на летнем солнышке.

В предложениях

Детям нужно прочитать, повторить предложения и проспрягать их устно:

  1. Я слышу шум – я слушаю шум – я слушал шум – мы слушаем шум – они слушают шум …
  2. Я вымыл миску с кашей – мы вымыли миску с кашей – они вымыли миску с кашей …
  3. Я сушу шубу – мы сушим шубу – ты сушишь шубу- вы сушите шубу – он сушит шубу – они сушат шубу…

В качестве речевого материала для чтения и говорения без изменений по временам и лицам используйте предложения из 3-5 слов:

  • Лукошко повесили на окошко.
  • У Саша есть шубка и шапка.
  • Шесть щенят есть хотят.
  • Широкое перед Соней шоссе.
  • Петушок сел на шест.
  • Каша с киселем на завтрак.
  • Шура шила шубу.
  • Сквозь зеленое стеклышко смотрим мы на солнышко.
  • Шалаш построили на песке шустрые малыши.
  • В болотной глуши шелестят камыши.

Скороговорки

Для дошкольников 4-5 лет подходят простые чистоговорки из 3-4 слов:

  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Шишки растут на сосне.
  • Сняла Саша шапку.
  • Мыши в шалаше шуршат.

Добивайтесь внятного, быстрого произнесения всех звуков. Скороговорки можно использовать как разминку в начале и конце занятия по дифференциации звуков [с] и [ш], давать на дом для заучивания группами.

Дошкольникам от 5 лет подбирайте более сложные скороговорки из 5-10 слов:

  • Клали Маше кашу с простоквашей, съела Маша только простоквашу.
  • На опушке в избушке жили старушки – веселушки. У каждой по кошке.
  • У Вани рубашка, на рубашки шесть кармашков.
  • У Сани в кармашке шишки, сушки, сухари да шашки.

Пословицы и поговорки

Перед заучиванием пословиц и поговорок обсудите с детьми их значение, поясните незнакомые слова:

Читайте также:  Логопедические занятия для детей 5-6 лет дома: упражнения, задания в картинках

Шерсть стриги, но шкуру не дери.
Шила в мешке не таи, все равно не утаишь.
Шутка шуткой, а дело делай.
Шьет, а нитки все наружу вышли.
С богатым не тягайся кошельком, с сильным не борись кулаком.
С бешеной собаки, хоть шерсти взять клок.
С воза упало, считай, совсем пропало.

Слушали старушки, как шуршат мыши и кукуют кукушки.

Тексты

Распечатанные тексты читает педагог, дети слушают и пересказывают.

Шиповник

Был у Маши садик. Там рос красивый шиповник. С одного бока — цветы красные. С другого — розовые. Шмели шуршали в его листьях, пчелки собирали вкусный нектар. Маша поливала шиповник каждое утро.

Но прикасаться к листьям, веткам и цветам боялась, слишком колючие они. Стал шиповник расти, разрастаться. Широко раскинулся на садик, другим цветам и кустам места не стало.

Пожурила Маша шиповник, кышь, говорит, к себе на место.

Если дети затрудняются с пересказом на основе услышанного, задавайте вопросы по содержанию истории. Например, где рос шиповник? Шиповник рос в саду. Кто поливал шиповник и когда? Маша поливала шиповник каждое утро.

Шустрый мышонок и собачка Сима

Жили-были два друга: мышонок и щенок Симка. Оба были веселые и шустрые. Очень любили они играть с камышами, шариками и шишками. Раз нашли друзья большие камыши. Распушили их, смешно летали пушинки вокруг будто снег. Спрашивает мама Мышонка:
– Кто намусорил камышом? Вы?
Отвечают мышонок и собачка Сима:
– Не волнуйся, мама Мышь. Мы не боимся уборки. Унесем пушинки, соберем шустро камыши сами.

Вот какие помощники растут!

На заметку! Дополнительным заданием к тексту может быть: рисование в тетради по сюжету истории, придумывание продолжения рассказа.

Стихотворения

  1. Учите с детьми в группе или давайте в качестве домашнего задания:
  2. ***
    Пушистый ушастик,
    Пушистый комок
  3. По опушке прыг да скок.
  4. ***
    Мышки зернышки едят,
  5. Да усами шевелят.
  6. ***
    Ах, какую кашу
    Вам сварила Маша!
    Нет сытнее каши,
  7. Чем у нашей Маши.

  8. ***
    Мило поля, вдоль опушки
    Мимо шумных тополей
    Шли веселые старушки
  9. В гости к внученьке своей.
  10. ***
    Мчатся по шоссе машины,
    громко шинами шурша.
    Смотрят дети из кабины,
  11. Эх, дорого, хороша!

***
Сладко спит в берлоге….(мишка)
На сосне большая ….(шишка).

Вот проснется наш…(медведь)

Станет громко он ….(реветь).

  • ***
    Мы рубашку сшили мишке,
    И сошьем скорей штанишки.
    Где же нам карман пришить,
  • Что б сухарик положить.
  • ***
    На плите сварилась каша,
    Где большая миска наша.
    Будем кашу уплетать
  • И бабулю целовать.

Видео-уроки

Картотека заданий по дифференциация звуков [С], [Ш]  является эффективным подспорьем в коррекции артикуляционных нарушений у детей детсадовского возраста и младших дошкольников. Ошибочное звукопроизношение нужно устранять вовремя, чтобы оно не стали причиной дисграфии в будущем.

Упражнения «Речевой материал по дифференциации звуков С-Ш»

Звуки [Ш] — [С]

Звук [С]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук [Ш]: губы выдвинуты вперед и округлены, язык за верхними зубами. Форма языка напоминает чашечку. Воздушная струя теплая. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

  • Дифференциация звуков [С] — [Ш] в изолированном звучании
  • Упражнения «Насос – ветер»: С – Ш, С – Ш, С – Ш…
  • Дифференциация звуков [С]-[Ш]: речевой материалДифференциация звуков [С]-[Ш]: речевой материал
  • Дифференциация звуков [Ш] — [С] в прямых слогах
  • ША-СА ШО-СО ШУ-СУ ШИ-СЫ ШЕ-СЭ
  • СА-ША СО-ШО СУ-ШУ СЫ-ШИ СЭ-ШЕ
  • ША-СА-ШО-СО-ШУ-СУ-ШИ-СЫ-ШЕ-СЭ
  • СА-ША-СО-ШО-СУ-ШУ-СЫ-ШИ-СЭ-ШЕ
  • ША-СА ШО-СА ШУ-СА ШИ-СА ШЕ-СА
  • ША-СО ШО-СО ШУ-СО ШИ-СО ШЕ-СО
  • ША-СУ ШО-СУ ШУ-СУ ШИ-СУ ШЕ-СУ
  • ША-СЫ ШО-СЫ ШУ-СЫ ШИ-СЫ ШЕ-СЫ
  • ША-СЭ ШО-СЭ ШУ-СЭ ШИ-СЭ ШЕ-СЭ
  • СА-ША СО-ША СУ-ША СЫ-ША СЭ-ША
  • СА-ШО СО-ШО СУ-ШО СЫ-ШО СЭ-ШО
  • СА-ШУ СО-ШУ СУ-ШУ СЫ-ШУ СЭ-ШУ
  • СА-ШИ СО-ШИ СУ-ШИ СЫ-ШИ СЭ-ШИ
  • СА-ШЕ СО-ШЕ СУ-ШЕ СЫ-ШЕ СЭ-ШЕ
  • Дифференциация звуков [Ш] — [С] в обратных слогах
  • АШ-АС ОШ-ОС УШ-УС ЫШ-ЫС ЭШ-ЭС
  • АС-АШ ОС-ОШ УС-УШ ЫС-ЫШ ЭС-ЭШ
  • ЯШ-ЯС ЁШ-ЁС ЮШ-ЮС ИШ-ИС ЕШ-ЕС
  • ЯС-ЯШ ЁС-ЁШ ЮС-ЮШ ИС-ИШ ЕС-ЕШ
  • АШ-АС-ОШ-ОС-УШ-УС-ЫШ-ЫС-ЭШ-ЭС
  • АС-АШ-ОС-ОШ-УС-УШ-ЫС-ЫШ-ЭС-ЭШ
  • ЯШ-ЯС-ЁШ-ЁС-ЮШ-ЮС-ИШ-ИС-ЕШ-ЕС
  • ЯС-ЯШ-ЁС-ЁШ-ЮС-ЮШ-ИС-ИШ-ЕС-ЕШ
  • АШ-АС ОШ-АС УШ-АС ЫШ-АС ЭШ-АС
  • АШ-ОС ОШ-ОС УШ-ОС ЫШ-ОС ЭШ-ОС
  • АШ-УС ОШ-УС УШ-УС ЫШ-УС ЭШ-УС
  • АШ-ЫС ОШ-ЫС УШ-ЫС ЫШ-ЫС ЭШ-ЫС
  • АШ-ЭС ОШ-ЭС УШ-ЭС ЫШ-ЭС ЭШ-ЭС
  • АС-АШ ОС-АШ УС-АШ ЫС-АШ ЭС-АШ
  • АС-ОШ ОС-ОШ УС-ОШ ЫС-ОШ ЭС-ОШ
  • АС-УШ ОС-УШ УС-УШ ЫС-УШ ЭС-УШ
  • АС-ЫШ ОС-ЫШ УС-ЫШ ЫС-ЫШ ЭС-ЫШ
  • АС-ЭШ ОС-ЭШ УС-ЭШ ЫС-ЭШ ЭС-ЭШ
  • Дифференциация звуков [Ш] — [С] в слогах между гласными звуками
  • (в интервокальных слогах)
  • АША – АСА УША – УСА ОША – ОСА ИША – ИСА ЮША – ЮСА
  • АШО – АСО УШО – УСО ОШО – ОСО ИШО – ИСО ЮШО – ЮСО
  • АШУ – АСУ УШУ – УСУ ОШУ – ОСУ ИШУ – ИСУ ЮШУ – ЮСУ
  • АШИ – АСЫ УШИ – УСЫ ОШИ – ОСЫ ИШИ – ИСЫ ЮШИ – ЮСЫ
  • АШЕ – АСЭ УШЕ – УСЭ ОШЕ – ОСЭ ИШЕ – ИСЭ ЮШЕ – ЮСЭ
  • ЫША – ЫСА ЭША – ЭСА ЕША – ЕСА ЁША – ЁСА ЯША – ЯСА
  • ЫШО – ЫСО ЭШО – ЭСО ЕШО – ЕСО ЁШО – ЁСО ЯШО – ЯСО
  • ЫШУ – ЫСУ ЭШУ – ЭСУ ЕШУ – ЕСУ ЁШУ – ЁСУ ЯШУ – ЯСУ
  • ЫШИ – ЫСЫ ЭШИ – ЭСЫ ЕШИ – ЕСЫ ЁШИ – ЁСЫ ЯШИ – ЯСЫ
  • ЫШЕ – ЫСЭ ЭШЕ – ЭСЭ ЕШЕ – ЕСЭ ЁШЕ – ЁСЭ ЯШЕ – ЯСЭ
  • АША – АСО – АШУ – АСЫ – АШЕ ИША – ИСО – ИШУ – ИСЫ – ИШЕ
  • ОША – ОСО – ОШУ – ОСЫ – ОШЕ ЕША – ЕСО – ЕШУ – ЕСЫ – ЕШЕ
  • УША – УСО – УШУ – УСЫ – УШЕ ЁША – ЁСО – ЁШУ – ЁСЫ – ЁШЕ
  • ЫША – ЫСО – ЫШУ – ЫСЫ – ЫШЕ ЮША – ЮСО – ЮШУ – ЮСЫ – ЮШЕ
  • ЭША – ЭСО – ЭШУ – ЭСЫ — ЭШЕ ЯША – ЯСО – ЯШУ – ЯСЫ – ЯШЕ
  • АСА – АШО – АСУ – АШИ – АСЭ ИСА – ИШО – ИСУ – ИШИ – ИСЭ
  • ОСА – ОШО – ОСУ – ОШИ – ОСЭ ЕСА – ЕШО – ЕСУ – ЕШИ – ЕСЭ
  • УСА – УШО – УСУ – УШИ – УСЭ ЁСА – ЁШО – ЁСУ – ЁШИ – ЁСЭ
  • ЫСА – ЫШО – ЫСУ – ЫШИ – ЫСЭ ЮСА – ЮШО – ЮСУ – ЮШИ – ЮСЭ
  • ЭСА – ЭШО – ЭСУ – ЭШИ — ЭСЭ ЯСА – ЯШО – ЯСУ – ЯШИ – ЯСЭ
  • Дифференциация звуков [Ш] — [С] в слогах, где гласные находятся между звуками [С] — [Ш]
  • САШ-ШАС СОШ-ШОС СУШ-ШУС СЫШ-ШИС СЭШ-ШЕС
  • Дифференциация звуков [Ш] — [С] в слогах со стечением согласных
  • СНА – ШНА СМА – ШМА СВА – ШВА СКА – ШКА
  • СНО – ШНО СМО – ШМО СВО – ШВО СКО – ШКО
  • СНУ – ШНУ СМУ – ШМУ СВУ – ШВУ СКУ – ШКУ
  • СНЫ – ШНЫ СМЫ – ШМЫ СВЫ – ШВЫ СКЫ – ШКЫ
  • СТА – ШТА СПА – ШПА СЛА – ШЛА
  • СТО – ШТО СПО – ШПО СЛО – ШЛО
  • СТУ – ШТУ СПУ – ШПУ СЛУ – ШЛУ
  • СТЫ – ШТЫ СПЫ – ШПЫ СЛЫ – ШЛЫ
  • АСТ-АШТ АСК-АШК АСН-АШН АСМ-АШМ АСВ-АШВ АСП-АШП
  • ОСТ-ОШТ ОСК-ОШК ОСН-ОШН ОСМ-ОШМ ОСВ-ОШВ ОСП-ОШП
  • УСТ-УШТ УСК-УШК УСН-УШН УСМ-УШМ УСВ-УШВ УСП-УШП
  • ЫСТ-ЫШТ ЫСК-ЫШК ЫСН-ЫШН ЫСМ-ЫШМ ЫСВ-ЫШВ ЫСП-ЫШП
  • ЭСТ-ЭШТ ЭСК-ЭШК ЭСН-ЭШН ЭСМ-ЭШМ ЭСВ-ЭШВ ЭСП-ЭШП
  • ИСТ-ИШТ ИСК-ИШК ИСН-ИШН ИСМ-ИШМ ИСВ-ИШВ ИСП-ИШП
  • ЕСТ-ЕШТ ЕСК-ЕШК ЕСН-ЕШН ЕСМ-ЕШМ ЕСВ-ЕШВ ЕСП-ЕШП
  • ЁСТ-ЁШТ ЁСК-ЁШК ЁСН-ЁШН ЁСМ-ЁШМ ЁСВ-ЁШВ ЁСП-ЁШП
  • ЮСТ-ЮШТ ЮСК-ЮШК ЮСН-ЮШН ЮСМ-ЮШМ ЮСВ-ЮШВ ЮСП-ЮШП
  • ЯСТ-ЯШТ ЯСК-ЯШК ЯСН-ЯШН ЯСМ-ЯШМ ЯСВ-ЯШВ ЯСП-ЯШП
  • Дифференциация звуков [Ш] — [С] в начале слова
  • Шайка-сайка, шалун-салют, шахтёр-сапёр, шалаш-салат, шалфей-салфетка, шорох-сорок, шутки-сутки, шуметь-суметь, шип-сыпь, шут-суд, шов-сов, шумно-сумка, шитый-сытый, ширь-сыр, шило-сила, шипит-спит, шали-соли.
  • Дифференциация звуков [Ш] — [С] в конце слова
  • Ваш-вас, наш-нас, кыш-кис, мышь-мыс, камыш-кумыс, плюш-плюс, грош-рос, брошь-брось, стриж-рис.
  • Дифференциация звуков [Ш] — [С] в середине слова
  • Мешать-писать, пошел-посол, уши-усы, Маша-масса, ушат-усат, башенка-басенка, пишу-несу, пашу-пасу, пляшу-плясун, нашить-носить, лошадка-посадка, мешок-лесок, вершок-песок, ремешок-носок, мышонок-спросонок, мыши-крысы, решил-спросил, решать-тесать, прошить-просить, Проша-просо.
  • Дифференциация звуков [Ш] — [С] в словах, звук в начале, со стечением согласных
  • Шляпа-слякоть, шмель-смел, штуки – стуки, шпалы-спали, штык-стык, шпоры-споры, штиль-стиль, шторы-сторож.
  • Дифференциация звуков [Ш] — [С] в середине слова со стечением согласных
  • Кашка-каска, Машка-маска, мишка-миска, пешки-пески, кишки-киски, рубашка-колбаска, башня-басня, пашня-паста, страшный-красный, пошла-росла, Яшка-ясный, клюшка-люстра, пошли-пасли, пешки-песни, мешки-мести, вишня-виснет, стишки-тиски, ириска-Иришка.
  • Дифференциация звуков [Ш] — [С] в словах,
  • звуки [Ш] — [С] в одном слове
  • Саша, Сашка, Сашенька, суша, сушу, сушить, сушёный, сушки, свыше, слушать, слышать, старший, страшно, солнышко, стёклышко, скошу, смешу, смешить, смешок, смешинка, смешная, стишок, смешно, сынишка, старушка, сушка, сшить, сшибить, сошка, спешу, спешка, спешить, сплошной, сошёл, шоссе, шанс, шест, шесть, шерсть, шалость, шествие, шахматист, шелест, шоссе, шесток, машинист, пастушка, пастушок, пустышка, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, трусишка, веснушки, путешествие, послушный, распушил, шелест, расшумелся.
  • Дифференциация звуков [Ш] — [С] в словосочетаниях
  • Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип, сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка, смешная шутка, шахматная доска, сытый мишка, вишнёвый сок, смешная маска, пустой мешок, сухой капюшон, школьная доска, смешные потешки.
  • Дифференциация звуков [Ш] — [С] в чистоговорках
  • Ша-ша-ша – Саша моет малыша.
  • Су-су-су – воздушный шарик я несу.
  • Ши-ши-ши – спать ложатся малыши.
  • Шу-шу-шу – я письмо пишу.
  • Со-со-со – Миша катит колесо.
  • Су-су-су – мишку видели в лесу.
  • Аш-аш-аш – под сосной стоит шалаш.
  • Ос-ос-ос, ос-ос-ос — над кустами много ос.

Ош-ош-ош, ош-ош-ош — и над вишней много ос. (А. Хмелёва)

  1. Ша – са – ша — аша Маша хороша.
  2. Са – ша – са — укусила нос оса.
  3. Ши – сы – ши — наши ушки хороши.
  4. Сы – ши – сы — у осы усы, усы.
  5. Иш – ис – ыш — беги сюда мылыш.
  6. Аш – ос – аш — у нас большой шалаш.
  7. Аш – ос – иш — вокруг такая тишь!
  8. Дифференциация звуков [Ш] — [С] в предложениях
  9. Из 3 слов:

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Поспешишь — людей насмешишь. Саша ест сушки. У Маши санки. На сосне шишки. Наш дедушка машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

Из 4 слов:

Саша шла со старушкой. Паша — трусишка, страшно ему. Шесть котят есть хотят. Рыбаки в шалаше пробудилися. У Наташи сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски поставят в шкаф. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый пояс.

Читайте также:  Какой выбрать пенал для первоклассника

Соня пишет без ошибок. Собака Каштан ест мясо. Мишка ест из миски. У кошки пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет мимо башни. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку.

Посуду поставят в шкаф.

Из 5 слов:

Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка пушистый.

Стас насыпает пшено в мешок. У высокой сосны пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша едет под высоким мостом. У нашей кошки пушистый хвост. Кошка ест вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шесте.

Саша спешит к автобусной остановке.

Из 6 слов:

Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Смешные шутки у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф.

На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска — это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина шуба весной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высокой сосной. Соня и Саша играют в шашки.

На сонного мишку упала сосновая шишка.

Из 7 — 8 слов:

У высокой сосны стоят Маша и Даша. Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника. Кошки сидят на окошке и смотрят на солнышко. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я смотрю на солнышко. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут.

  • Дифференциация звуков [Ш] — [С] в стихах
  • Шишки скользкие шуршали.
  • Шумно шлёпались с сосны.
  • Слоем снега, словно шалью.

Скроет шишки до весны. (А. Волобуев)

  1. ***
  2. Мчатся бешено машины –
  3. По шоссе шуршат их шины.
  4. И в несущейся лавине
  5. Слышен шёпот: шу-шу-шу.
  6. Это шина шепчет шине:

«Я спешу, спешу, спешу!» (Ю. Разумовский)

  • ***
  • Весёлая старушка
  • Весь день сегодня шьёт.
  • На круглую катушку
  • Глядит пушистый кот.
  • Устала шить старушка
  • И села у ворот,
  • А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот. (К. Стюарт)

  1. Едят пшено мышки, Ах, какую кашу
  2. Мышки на опушке, Нам готовит Маша!
  3. Пшено едят – Нет вкуснее каши,

Усами шевелят. (А. Хмелёва) Чем у нашей Маши. (А. Хмелёва)

***

Стеша спешила, Я сама братишке Лёше

Рубашку шила. Тряпкой вытерла калоши.

Да поспешила – Чтоб не наследила кошка,

Рукав не дошила. (Г. Аванесова) Сшила кошке я сапожки.

У кого есть усы? Мышь и камыш

Ус-усы, ус-усы, Камышам пищала мышь:

У кота усы, усы. — Шорох ваш нарушил тишь!

Ус-усы, ус-усы, Шепчут шумно камыши:

У сома усы, усы. — Тише, мышка, не шурши!

Ус-усы, ус-усы, Шелест твой услышит кошка.

А у кошки есть усы? Шла бы к бабушке, ты. крошка!

Есть! (A. Хмелёва) Не послушаешься, мышка, —

  • Черепаха Кошка сцапает, глупышка!
  • Черепаха всех смешит, (B. Кремнев)
  • Потому что не спешит.
  • Но куда спешить тому,
  • Кто всегда в своём дому?
  • (Б. Заходер)
  • Дифференциация звуков [Ш] — [С] в текстах
  • Серый плутишка.

Был у Миши котишка — серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

Лиса и кувшин (сказка).

Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин голову и вылакала молоко. Но вот беда — никак голову из кувшина не вынет. Говорит лиса: «Пошутил кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не понимаешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кувшин топить. Да кувшин утонул вместе с лисой.

Наша кошка

У нас необыкновенная кошка. И имя её необыкновенное — Умка. Одета кошка в пушистую шубку. На шее шифоновый бант. А умная какая! Ей дети:

— Кто ходит босой? Гусак?

— Мяу!

— У кого от шишки шишка? У Мишки?

— Мяу!

— Кого мыши бояться? Кошку?

— Мяу!

— Кто усатый в воде под мостом? Сом?

  1. — Мяу!
  2. Вот такая наша кошка!
  3. Чья косынка?

На опушке пёс Пушок нашёл косынку. «Отнесу-ка я её Маше. А она мне даст мяса!»

Идёт с косынкой пёс, а ему кукушка:

— Ты куда с моей косынкой? А? Это косынка моих детишек. Я её сушу на ветках.

  • — Да нет, кукушка, эту косынку я нашёл и несу Маше.
  • — Моих детишек косынка!
  • — Будет Машина косынка!
  • — Моих детишек косынка!

— Будет Машина косынка! У тебя и детишек-то нет!

Пушок не отдаёт косынку. Никому нет покоя от шума: ни пташкам, ни букашкам, ни осам…

— Нашла! Нашла! Моя это косынка, — пискнула мышка.

Схватила косынку и бегом в свой домик. Стало на опушке тихо, никто никому не мешает.

У окошка

Под кустом у мышки и мышат домик с окошками. Не тесно мышатам в домике, места хватает.

Мама-мышка готовит мышатам вкусную кашу. А мышата стоят у окна и видят кошку.

— Мама! Мама! Это наша нянька к нам идёт? Такая пушистая, такая мягонькая, такая усатая, ушки на макушке!

— Ой, мышата, уходите от окошка. Это не ваша нянька. Это кошка Соня идёт на охоту.

Ленивая кошка

Не дают покою мыши бабушке. То пшено унесут, то — овёс, то — кашу. А кошка Сонька спит на своей мягкой подушке, да ест, спит да ест.

Бабушка кошке: «Как бы и тебя мыши не унесли!»

— Нет, не унесут! Я их своими когтями, усами, да хвостом напугаю.

И опять спит да ест, ест да спит.

Видят мыши — не опасна им кошка. Спать к кошке на мягкую подушку идут. И шутят над ней: то у сонной кошки с шеи бант снимут и сами его носят, то на усы паука посадят.

Не надо бабушке такой кошки. Бабушка отдаст её на воспитание соседской кошке Мушке.

  1. Дифференциация звуков [Ш] — [С] в скороговорках
  2. Шила шубку — сшила юбку.
  3. Спит на окошке пушистая кошка.
  4. Шила шапку — сшила тапку.
  5. У Сони — шишки, у Сани — шашки.
  6. Сшила Саша Саше шапку.
  7. Скушай, Саша, шесть сушек.
  8. На сосне — сосновые шишки.
  9. У нашего Мишутки смешные шутки.
  10. Наш кот у нас, ваш кот у вас.
  11. Сонина кошка сидит на окошке.
  12. Надо суметь тут не шуметь.
  13. У Машкиной мышки смешные штанишки.
  14. Шестые сутки шутим шутки.
  15. Шесть мышат в шалаше шуршат.
  16. Шишки на сосне, шашки на столе.
  17. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  18. В шалаше шесть шалунов.
  19. Я куплю для кошки сафьяновые сапожки.
  20. Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки.
  21. У шести Сашек по шесть шестов, а на шести шестах по шесть сушек.
  22. У Саши Шустикова и сынишка — Саша Шустиков.
  23. У кошки шесть котят, у мышки шесть мышат.
  24. Пошёл Паша пешком, понёс мешок с песком.
  25. Мишка пойдёт к Сашке, Сашка пойдёт к Мишке.
  26. Дифференциация звуков [Ш] — [С] в пословицах и поговорках
  27. Не поднимай нос: споткнёшься.
  28. Спишь, спишь, а отдохнуть некогда.
  29. Кошка спит, а мышку видит.
  30. Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.
  31. Что испек, то и кушай.
  32. Как постелешь, так и поспишь.
  33. Поспешишь — людей насмешишь.
  34. Не спеши языком, поспеши делом.
  35. Песней поле не вспашешь.
  36. Сонная кошка мышей не ловит.
  37. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алифанова E.A., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. — М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.

2. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции / Т.А. Куликовская. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010 . – 48 с.

3. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет / Е.Н.Спивак. – М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. – 48 с.

Дифференциация звуков [С] — [Ш]. Картотека заданий

  Составитель картотеки — Дубинина Татьяна Алексеевна

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в изолированном звучании

Дифференциация звуков [С]-[Ш]: речевой материал

              Упражнения: «Насос – ветер»,
              «Холодная – горячая водичка»:  
              С – Ш, С – Ш, С – Ш…

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в прямых слогах

СУ – ШУ                ШУ – СУ

СЫ – ШИ               ШИ – СЫ

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в обратных слогах
  • АС – АШ                      ЕС – ЕШ
  • ОС – ОШ                      ЁС – ЁШ
  • УС – УШ                      ЮС – ЮШ
  • ИС – ИШ                      ЯС – ЯШ
  1. Дифференциация звуков [с — ш] в интервокальных слогах
  1. АСА – АША         ОСА – ОША       УСА – УША        ЫСА – ЫША
  2. АСО – АШО         ОСО – ОШО       УСО – УШО       ЫСО – ЫШО
  3. АСУ – АШУ         ОСУ – ОШУ       УСУ – УШУ        ЫСУ – ЫШУ
  4. АСЫ – АШИ        ОСЫ – ОШИ       УСЫ – УШИ       ЫСЫ – ЫШИ
  1. Дифференциация звуков [с — ш] в закрытых слогах

САШ – ШАС               СОШ – ШОС 

СУШ – ШУС               СЫШ – ШИС

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в прямых слогах со стечением согласных
  • СНА – ШНА       СМА – ШМА          СВА – ШВА       СКА – ШКА
  • СНО – ШНО      СМО – ШМО          СВО – ШВО       СКО – ШКО
  • СНУ – ШНУ       СМУ – ШМУ          СВУ – ШВУ       СКУ – ШКУ
  • СНЫ – ШНЫ     СМЫ – ШМЫ         СВЫ – ШВЫ     СКЫ – ШКЫ
  1. Дифференциация звуков [с — ш] в обратных  слогах со стечением согласных
  1. АСТ – АШТ            АСК – АШК      
  2. УСТ – УШТ            УСК – УШК       
  3. ИСТ – ИШТ            ИСК – ИШК       
  4. ЁСТ – ЁШТ             ЁСК – ЁШК        
  5.      ОСТ – ОШТ            ОСК – ОШК
  6.      ЕСТ – ЕШТ             ЕСК – ЕШК
  7.      ЮСТ – ЮШТ         ЮСК – ЮШК
  8.      ЫСТ – ЫШТ           ЫСК – ЫШК   
  1. Дифференциация звуков [с — ш] в словах, где звуки С – Ш в начале слова
  • Сутки – шутки          суметь – шуметь          стуки – штуки
  • Стык – штык             сытый – шитый            сайка – шайка
  • Суд – шут                  сов – шов                      спит – шипит
  • Споры – шпоры        стиль – штиль               соли – шали
  1. Дифференциация звуков [с — ш] в словах, где звуки С – Ш в середине  слова
  1. Усы – уши              маска – Машка             ириска – Иришка    
  2. Усат – ушат           масса – Маша                басенка – башенка
  3. Пасу – пашу          пески – пешки               носить – нашить
  4. миска – мишка      каска – кашка                просить – прошить
  5. басня – башня       киски – кишки               миска – мишка
  6. посол – пошёл       пасли – пошли              просо – Проша
  1. Дифференциация звуков [с — ш] в словах, где звуки С – Ш в конце слова
  • Нас – наш              брось – брошь
  • Вас – ваш              плюс – плюш
  • Кис – кыш             мыс – мышь
  1. Дифференциация звуков [с — ш] в словах, где звуки С – Ш в одном слове
Читайте также:  Дислалия у детей и методы ее устранения. Что такое функциональная дислалия, способы лечения

Са-ша, су-шу, су-ша, со-шёл, су-шить,  ше-лест, шос-се, суш-ка, сош-ка, Саш-ка, ско-шу, сти-шок, шес-ток, спе-шить, смеш-ная, спеш-ка, сплош-ной, шанс, шест, сшить, су-шё-ный, Са-шень-ка, сы-ниш-ка, ду-шис-тый, пу-шис-тый, ма-ши-нист, шах-ма-тист, пас-туш-ка, пас-ту-шок, пус-тыш-ка, ста-руш-ка, вес-нуш-ки, сол-ныш-ко, пос-луш-ный, рас-пу-шил, шест-ви-е, рас-шу-мел-ся, пу-те-шест-ви-е.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в словосочетаниях
  1. Сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка;
  2. Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип;
  3. Смешная шутка, шахматная доска, сытый мишка, вишнёвый сок, смешная маска, пустой мешок, сухой капюшон, школьная доска, смешные потешки.
  1. Дифференциация звуков [с — ш] в предложениях из 3 слов

Саша ест сушки. У Маши — санки. На сосне — шишки. Наш дедушка —  машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в предложениях из 4 слов

У Наташи — сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски стоят  в шкафу. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый поясок. Соня пишет без ошибок.  Собака Каштанка ест мясо. Мишка ест из миски.

У кошки — пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне — шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши  — высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет в лес. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в предложениях из 5 слов

Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка — высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка — пушистый.

Стас насыпает пшено в мешок. У высокой сосны — пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша стоит  под высоким мостом. У нашей кошки —  пушистый хвост. Кошка ест большую вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шесте. Саша спешит к автобусной остановке.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в предложениях из 6 слов

Смешные шутки — у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска – это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина  шуба весной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высокой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в предложениях из 7 слов

У высокой сосны стоят Маша и Даша.

Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в чистоговорках
  • Ша – са – ша  наша Маша хороша
  • Са – ша – са  укусила нос оса
  • Ши – сы – ши  наши ушки хороши
  • Сы – ши – сы  у осы усы, усы
  • Иш – ис – ыш  беги сюда мылыш
  • Аш – ос – аш  у нас большой шалаш
  • Аш – ос – иш  вокруг такая тишь!
  • Ос – ош – ос  над кустами много ос
  • Ош – ош – ос  и над вишней много ос
  1. Дифференциация звуков [с — ш] во фразах

      Надоедливые мошки не дают уснуть Алёшке.

     На лесной опушке стоит сосновая избушка.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в пословицах и поговорках
  1.  Не поднимай нос – споткнёшься.
  2. Спишь, спишь, а отдохнуть не можешь.
  3. Кошка спит, а мышку слышит.
  4. Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда!
  5. Что испёк, то и кушай.
  6. Как постелешь, так и поспишь.
  7. Поспешишь – людей насмешишь.
  8. Не спеши языком, поспеши делом.
  9. Песней поле не вспашешь.
  10. Сонная кошка мышей не ловит.
  1. Дифференциация звуков [с — ш] в стихах
  • ***
  • Пушистый ушастик,
  • Ушастый пушок
  • По опушке скок-поскок.
  • ***
  • Любит сушки наша Даша,
  • Сушки – это  вам не каша.
  •   ***
  • Шила шубку – сшила юбку.
  • Шила шапку – сшила тапку.
  •  ***
  • Спит на окошке
  • Пушистая кошка
  • ***
  • Едят пшено мышки,
  • Мышки на опушке,
  • Пшено едят –
  • Усами шевелят.
  • ***
  • Шишки скользкие шуршали.
  • Шумно шлёпались с сосны.
  • Слоем снега, словно шалью,
  • Скроет шишки до весны.
  • ***
  • Ах, какую кашу
  • Нам готовит Маша!
  • Нет вкуснее каши,
  •  Чем у нашей Маши!
  • ***
  • Стеша спешила,
  • Рубашку шила.
  • Да поспешила –
  • Рукав не дошила!
  • ***
  • Саша сегодня в гости спешит,
  • Снова он шутками всех насмешит.
  • ***
  • Соня и Саня весело смеялись:
  • Шесть пушистых кошек
  • Мышонка испугались!
  • ***
  • Семь пушистых котят
  • Есть суп сегодня не хотят,
  • А наша Наташа даёт им кашу,
  • Вот смешная Наташа!
  • ***
  • Мимо леса, вдоль опушки,
  • Мимо вспаханных полей
  • Шли ленивые лягушки
  • В гости к бабушке своей.
  • ***
  • Саша с Машей, не спеша,
  • Шьют сапожки кошке,
  • Но не будет кошка
  • Носить эти сапожки!
  • ***
  • Черепаха всех смешит,
  • Потому что не спешит.
  • Но куда спешить тому,
  • Кто всегда в своём дому?
  •     ***
  • Мчатся бешено машины –
  • По шоссе шуршат их шины.
  • И в несущейся лавине
  • Слышен шёпот: «Шу – шу – шу».
  • Это шина шепчет шине:
  • «Я спешу, спешу, спешу!»
  1. Дифференциация звуков [с — ш] в текстах

СУШКИ С ВЕСНУШКАМИ

Саша с Машей едят сушки. Не до­вольна Саша:

—     У меня смешные сушки! На них веснушки, я не буду их есть. Это надо  суметь в сушки засунуть веснушки!

—     Не шуми, Саша, это не веснуш­ки, а мак. Смешивают тесто с маком и пекут. Поешь, они вкусные!

—     Ясно!  Дай-ка мне ту, где весну­шек побольше!

НАША  КОШКА

У нас необыкновенная кошка! Зовут её Анфиска. Одета кошка в пушистую шубку. На шее шифоновый бант. Наша кошка умная. Её дети спрашивают:

— Кто ходит босой? Гусак?

— Мяу!

— У кого от шишки шишка? У Мишки?

— Мяу!

— Кого боятся мыши? Кошку?

— Мяу!

— Кто усатый в воде под мостом? Сом?

  1. — Мяу!
  2. Вот какая наша кошка Анфиска!
  3. ЧЬЯ  КОСЫНКА?

     На опушке пёс Пушок нашёл косынку. «Отнесу-ка я её Маше. А она даст мне мяса!»

     Идёт с косынкой пёс, а ему кукушка:

— Ты куда с моей косынкой, а?  Это косынка моих детишек. Я её сушу на ветках.

  • — Да нет, кукушка, эту косынку я нашёл и несу Маше.
  • — Моих детишек косынка!
  • — Будет Машина косынка!
  • — Моих детишек косынка!

— Будет Машина косынка! У тебя и детишек-то  нет!

Пушок не отдаёт косынку. Никому нет в лесу покоя от шума. Слышат шум пташки, букашки, осы и мышки.

«Нашла! Нашла! Это моя косынка», — пискнула  мышка. Схватила косынку и побежала в свой домик. Стало в лесу  тихо —  никто никому не мешает.

У   ОКОШКА

Под кустом у мышки и мышат домик с окошками. Не тесно мышатам в домике, места хватает всем.

Мама-мышка готовит мышатам вкусную кашу. А мышата стоят у окна и видят кошку.

— Мама! Мама! Это наша нянька к нам идёт? Такая пушистая!  Такая мягкая!  Такая усатая!  Ушки на макушке!

— Ой, мышата, уходите от окошка. Это не ваша нянька. Это кошка Соня идёт на охоту.

ЛЕНИВАЯ КОШКА

Не дают покоя мыши бабушке. То пшено унесут, то – овёс, то – кашу. А кошка Сонька спит на своей подушке, ест да спит.

Бабушка кошке: «Как бы и тебя мышм не унесли!»

— Нет, не унесут! Я их своими когтями, усами да хвостом напугаю!

И опять кошка спит да ест, ест да спит.

Видят мыши – не опасна им кошка. Спать все к кошке на подушку идут. Шутят мышки над кошкой: то с шеи бант снимут и сами его носят. То на усы кошке паука посадят.

Не надо бабушке такой кошки. Бабушка отдаст её на воспитание соседской кошке Муське.

  1. Дифференциация звуков [с — ш] в скороговорках
  1. У Сони – шишки, а у Сани – шашки.
  2. Сшила Саша шапку Маше.
  3. Скушай, Саша, шесть сушек.
  4. На сосне – сосновые шишки.
  5. У нашего Мишутки — смешные  шутки.
  6. Наш кот у нас, ваш кот у вас.
  7. Сонина кошка сидит на окошке.
  8. Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.
  9. Надо суметь тут не шуметь.
  10. У Машкиной мышки — смешные штанишки.
  11. Шестые шутки шутим шутки.
  12. Шесть мышат в шалаше шуршат.
  13. Шишки – на  сосне, шашки – на  столе.
  14. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  15. В шалаше — шесть шалунов.
  16. Я куплю для кошки сафьяновые сапожки.
  17. Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки.
  18. У шести Сашек — по шесть шестов, а на шести шестах — по шесть сушек.
  19. У Саши Шустрикова и сынишка – Саша Шустриков.
  20. У кошки – шесть котят, у мышки – шесть мышат.

Миша пойдёт к Саше, Саша пойдёт к Мише. Пошёл Паша пешком, понёс мешок с песком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Алифанова E.A., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. —

М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.

2.     Куликовская Т.А.  40  новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции / Т.А. Куликовская. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010 . – 48 с.

3.     Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет / Е.Н.Спивак. – М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. – 48 с.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector