Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет в детском саду в стихах и картинках — картотека

Давно замечено, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на общее развитие, а в том числе и речевое развитие детей.

Игры с пальчиками, возбуждая речевые центры в коре головного мозга, в конечном итоге, стимулирует развитие речи, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усилится контроль за выполнением движений. Дети учатся концентрировать внимание и правильно его распределять. Параллельно развиваются другие психические процессы: память, внимание, мышление.

Когда ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, развиваются воображение и фантазия, а в результате кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет в детском саду в стихах и картинках - картотека Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет в детском саду в стихах и картинках - картотека Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет в детском саду в стихах и картинках - картотека Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет в детском саду в стихах и картинках - картотека Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет в детском саду в стихах и картинках - картотека Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет в детском саду в стихах и картинках - картотека Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет в детском саду в стихах и картинках - картотека Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет в детском саду в стихах и картинках - картотека Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет в детском саду в стихах и картинках - картотека Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет в детском саду в стихах и картинках - картотека

Пальчиковые игры для малышей

  • КОЗОЧКА
  • Шёл старик дорогою.
  • Нашёл козу безрогую.
  • Давай, коза, попрыгаем.
  • Ножками подрыгаем.
  • А коза бодается,
  • А старик ругается.
  • Идти пальчиками по столу, показать пальчиками рога, постучать пальчиками по столу, снова показать рога, погрозить пальчиком.
  • ДОЖДИК
  • Дождик, дождик, поливай.
  • Будет хлеба каравай,
  • Будут булки, будут сушки,
  • Будут вкусные ватрушки.
  • Указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочерёдно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.
  • БЕЛОЧКА
  • Белочка па ёлочке скачет вверх и вниз.
  • Белочка, за ёлочку лапками держись,
  • Прыг-скок па сучок, лапками держись!
  • Соединить кончики пальцев обеих рук, поднять ладони вверх и опустить, резко сжать кулачки, затем разжать, постучать пальчиками о стол, снова резко сжать кулачки.
  • ЖУК
  • На лужайке по ромашкам
  • Жук летел в цветной рубашке;
  • Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
  • Я с ромашками дружу.
  • Тихо на ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.
Руки положить на стол ладонями вниз. Медленно сгибать и разгибать пальцы. Затем поднять руки вверх, развести пальцы веером, покачивать из стороны в сторону, медленно наклонить руки вперёд.

  1. НОЖКИ
  2. Нарядили ножки
  3. В новые сапожки.
  4. Вы шагайте, ножки,
  5. Прямо но дорожке.
  6. Вы шагайте-топайте,
  7. По лужам не шлёпайте,
  8. В грязь не заходите,

Сапожки не рвите.
Поочерёдно поглаживать одной рукой другую, шагать пальчиками по столу, постукивать пальчиками, погрозить пальчиком.

  • ЛУЖОК
  • На лужок пришли зайчата,
  • Медвежата, барсучата,
  • Лягушата и енот.
  • На зелёный на лужок

Приходи и ты, дружок!
Сгибать пальцы в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно. На последние строчки помахать ладонями.

  1. ХОЗЯЙКА
  2. Кукле кашу я сварю:
  3. В миску молока налью.
  4. Положу туда крупу
  5. И поставлю на плиту.
  6. Будет каша хороша!

Кушай, кукла, не спеша.
Имитировать движения по тексту: мешать кашу, наливать молоко, насыпать крупу, ставить на плиту. На последние строчки — хлопать ладонями, погрозить указательным пальцем.

  • ЛЯГУШКА
  • Лягушка-попрыгушка
  • Глазки на макушке.
  • Прячьтесь от лягушки,

Комары да мушки!
Постукивать пальчиками о стол, поднять и показывать две ладошки, сжать пальцы в кулачки.

  1. ЛОШАДКА
  2. Одной рукой я травку рву,
  3. Другой рукой я тоже рву.
  4. Я травкой накормлю коня.

Вот сколько пальцев у меня!
Выполнять хватательные движения поочерёдно левой и правой руками, затем вытянуть руки вперед и повернуть ладонями вверх.

  • ДВА КОТЁНКА
  • Повстречались два котёнка: «Мяу-мяу!»
  • Два щенка: «Ав-ав!»
  • Два жеребёнка: «Р-р-р!»

Два быка: «Му-у-у!» Смотри, какие рога!
На каждую строчку соединить поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца, затем показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Пожалуйста, оцените материал.

20 развивающих пальчиковых игр для детей 2-3 лет

Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет в детском саду в стихах и картинках - картотека

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет способствуют более быстрому формированию речи.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы.

Игра 1. Горошки.

Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет в детском саду в стихах и картинках - картотека

Раскатились по дорожке

ВНИМАНИЕ! КОНКУРС ОТЗЫВОВ! Скачайте любую нашу мини-книгу БЕСПЛАТНО, напишите отзыв и выиграйте призы!

Подробнее на странице конкурса: https://multi-mama.ru/konkurs-otzyvov-izuchaem-vmeste-s-rebenkom/

  • Разноцветные горошки.
  • Птички весело клюют,
  • Нам горошки не дают,
  • Дайте мне горошинку!
  • Я такой хорошенький!

1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки.5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.

6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.

***

Игра 2. Лиса.

  1. В море лодочка плыла,
  2. В ней лиса веслом гребла.
  3. Притомилася лиса,
  4. Распустила паруса,
  5. Теперь на лавочке сидит,
  6. На море в бинокль глядит.

1 строчка – складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений.2 строчка – разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных направлениях.3–4 строчки – поднимаем руки над головой и растопыриваем пальцы.

5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки и прикладываем к глазам, изображая бинокль.

***

Игра 3. Ежик.

  • Ежик Николка под елку свалился,
  • Ежик Николка по травке катился,
  • Брюшко решил он на солнце погреть,
  • Ну и конечно, слегка загореть.
  • Солнышко скрылось, ежик замерз,
  • Успел загореть только маленький нос.

1–2 строчки – сжимаем руки в кулаки и суставами пястных костей и фаланг пальцев совершаем перекатывающие движения по столу.3–4 строчки – разжимаем кулаки и поглаживаем одной ладонью другую.

5–6 строчки – пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.

***

Игра 4. Птичка.

Птичка-птичка(водим пальчиком по ладошке)

Вот тебе водичка

Вот тебе крошки на моей ладошке.(сделайте тот же круг, но уже с помощью пощипывания).

***

Игра 5. Сорока.

  1. Сорока -белобока кашку варила,деток кормила.
  2. (взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)
  3. Этому дала(загибает мизинчик)
  4. Этому дала(загибает безымянный)
  5. Этому дала(загибает средний пальчик)
  6. Этому дала(загибает указательный пальчик)
  7. А этому не дала(шевелит большой пальчик)
  8. ты дров не носил,печку не топил,
  9. тебе каши не дадим.
  10. (По мере взросления, ребенок сам учиться делать это упражнение).
  11. Этот пальчик хочет спать,
  12. Этот пальчик прыг в кровать,
  13. Этот пальчик не спешит,
  14. Этот пальчик уже спит.(загибаем пальчики по очереди)
  15. ***

Игра 6. Кошка.

Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет в детском саду в стихах и картинках - картотека

  • Вот кулак(показываем кулачек)
  • А вот ладошка(показываем ладошку)
  • На ладошку села кошка(ставим свои пальцы на ладонь малыша)
  • И крадется потихоньку(2-3 раза пальцы шагают по руке)
  • Видно мышка там живет(щекочем)
  • ***

Игра 7. Отдохнем.

  1. Ручкою ручку погладим,
  2. пальчик пальчиком потрем,
  3. Отдохнем совсем немножко,
  4. А потом опять начнем.
  5. ***

"Картотека пальчиковых игр со словами для детей 2-3 лет"

  • «Солнце»
  • Мы пришли в детский сад.
  • Пальцы широко раздвину. (Перекрещенные ладони прижать друг к другу,
  • Руки так соединю. (пальцы раздвинуты в стороны),
  • Это солнышко с лучами. (пошевелить пальцами)
  • Рады все его теплу.
  • «Игрушки»
  • Наши игрушки. Пальчиковая гимнастика
  • Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
  • Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
  • Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю.

(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

  1. «Встали пальчики»
  2. Этот пальчик хочет спать, (поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца)
  3. Этот пальчик – прыг в кровать,
  4. Этот пальчик прикорнул,
  5. Этот пальчик уж заснул.
  6. Тише, тише, не шуми,(Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить»)
  7. Пальчики не разбуди.

Встали пальчики – «Ура!» (С восклицанием «Ура!» — кулачки разжать, широко)

В детский сад идти пора! расставив пальцы.)

  • «Осень»
  • Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки)
  • Дождь холодный моросит, (Стучим пальцем)
  • Птицы к югу полетели, — (Изображаем крылья)
  • Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши)
  • «Овощи – фрукты»
  • В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
  • Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
  • Тут и свёкла, и горох,
  • А картофель разве плох?
  • Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
  • Нас прокормит целый год.
  • «Посуда»
  • Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

«Домашние животные»

Вот, убрав царапки, кошка моет лапки. («Моем руки».)

  1. Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)
  2. На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем,
  3. как кошка моет ушки.)
  4. Побежали вдоль реки (Двигают указательными и средними пальцами по

поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.)

  • Котята наперегонки.
  • «Домашние птицы»
  • Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)

  1. «Комнатные растения»
  2. У нас в горшке расцвёл цветок. (Ладошки изображают бутон)
  3. Чтоб стал красив он и высок, (Поднимаем «бутон» вверх)
  4. Раскрыл на утро лепестки, (Раскрываем ладошки)
  5. Должны работать корешки. (Опускаем ладошки вниз, соединив тыльной стороной)
  6. «Одежда»

Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

  • В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)
  • И на ножки надевают
  • Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)

  1. Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)
  2. Курточку и шапку.
  3. И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая –
  4. проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая
  5. направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку. (Смена рук.)

Читайте также:  Постановка и автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях, артикуляционная гимнастика, конспекты занятий, логопедиечские тетради

«Новый год»

— Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)

— Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)

«Зима»

Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши. (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим… (Рука за ухом.)

Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

  • В снежки играть,
  • На лыжах бегать,
  • На коньках по льду кататься,
  • Вниз с горы на санках мчаться.
  • «Дикие животные»
  • Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)
  • Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

  1. Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
  2. Это лисёнок, это волчонок,
  3. А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.)
  4. Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
  5. «Дикие птицы»
  6. Дятел дерево долбит: (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» —
  7. кулачком стучите о неё.)
  8. Тук-тук-тук.
  9. Целый день в лесу стоит (Смена рук.)
  10. Стук-стук-стук.
  11. «Безопасность и здоровье»
  12. Айболит зверей лечил,
  13. Всех зверюшек угостил:
  14. Белочке – орешки,
  15. Морковку – зайчишке,
  16. Мишке – медок,
  17. Ежику – грибок,
  18. Ну, а лисоньке – цветок!
  19. Каждый зверь благодарит:
  20. — Вот спасибо, Айболит!
  21. «Рыбы»
  22. Жил да был один налим, (Движения имитирующие движения плавников.)
  23. Два ерша дружили с ним.
  24. Прилетали к ним три утки (Взмахи ладонями.)
  25. По четыре раза в сутки (Сжимать и разжимать кулачки.)
  26. И учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибать пальчики.)

  • «Рубим дрова»
  • Чтобы печку растопить, (Складываем пальцы в замок)
  • Надо дров нам нарубить.
  • Рубим, рубим мы дровишки – (Имитируем действия дровосека)
  • Пусть тепло будет детишкам.
  • «Мама – солнышко мое»
  • Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

  1. «Туалетные принадлежности»
  2. Мы белье стирали, (тереть один кулачок об другом);
  3. В речке полоскали, (движения ладонями вправо- влево)
  4. Выжали, развесили (сжимать – разжимать кулачки, имитировать движения,
  5. развешивание белья)

То-то стало весело! (круговые движения кистями, ладони вверх , пальцы разведены в стороны (фонарики).

«Мебель»

На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

  • «Цирк. Зоопарк»
  • В зоопарк пришли зайчата, Медвежата, барсучата,
  • Лягушата и енот: На зелёный, на лужок,
  • Приходи и ты, дружок.
  • Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки. При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно
  • «Наступила весна»
  • Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)
  • Капают капели.
  • Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

«Транспорт»

По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

«Цвет и форма»

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

«Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идём. (Пальцы маршируют по столу.)

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадёшь. (Пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и покачивается вправо-влево.)

  1. Нужно быть умелыми,
  2. Сильными и смелыми (Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и
  3. разжимаются.)
  4. «Цветы»
  5. Ромашки белые цветки – (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)
  6. Как пальцы маленькой руки.
  7. И вот слетаются жуки (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)
  8. Считать ромашки лепестки.
  9. «Скоро лето»
  10. Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
  11. За весной приходит лето.
  12. Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди
  13. вперёд.)

И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)

  • «Вот какие мы большие!»
  • У меня есть голова, Грудь, живот, а там – спина,
  • Ножки – чтобы поскакать, Ручки – чтобы поиграть.
  • (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела)

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Для детей дошкольного возраста играет важную роль пальчиковая гимнастика. Положительные моменты гимнастики — это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи.

Значительное взаимодействие этих зон играет большую роль в возрасте от 0 до 3 лет, когда идет активное формирование речи ребенка (т.к. в 3 года фраза должна быть сформирована), поэтому заниматься с ребенком необходимо с младенчества.

Сгибая-разгибая пальчики с ребенком, массируя кисти рук, выполняя различного вида движения, мы посылаем импульсы в речевые центры. 

Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.

Все виды движений выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе. Также возможна работа только одной рукой. Первоначально дети знакомятся с ладонью, названием пальцев руки, выполняют элементарные движения (хлопки, прятанье рук за спину и т.д.).

Имитируются энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик и т.д).Составляются простые фигуры из пальцев и ладоней (колечко, ковшик), простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза), согласованные действия двумя руками (домик, ворота).

Педагог показывает образец положения пальцев во время пальчиковой игры, помогает, поправляет малыша.

Потешки или небольшие стихотворение читаются до игры 3-4 раза, рассматриваются иллюстрации, задаются вопросы: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает рот?» и т.д.. При необходимости оказывается помощь ребёнку в выполнении движений.

  • С ребёнком так же рассматриваются фигурки животных, фотографии, отмечаются характерные особенности того или иного объекта, побуждая воспитанника к звукоподражанию.
  • Перед началом упражнений дети разогревают ладошки лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  • Каждая игра имеет свое название, проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день.
  • Разминка

Ты, утенок, не пищи!  Лучше маму поищи.

  1. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.
  2. Можно использовать резиновые игрушки.
  3. Погладим котенка
  4. — Киса, кисонька, кисуля!

— Позвала котенка Юля. — Не спеши домой, постой!  — И погладила рукой. 

  • Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.
  • Моя семья

Вот дедушка, Вот бабушка,  Вот папочка,  Вот мамочка,  Вот деточка моя,  А вот и вся семья.  (Ф. Фребель)

  1. Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
  2. Наш малыш
  3. Этот пальчик — дедушка,  Этот пальчик — бабушка,  Этот пальчик — папочка,  Этот пальчик — мамочка,  Этот пальчик — наш малыш.
  4. Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
  5. Шалун

Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, малышей кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Он много шалил. Свою тарелку разбил.

 На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке.На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Качели

Задрожали ветви елей.  Мы в восторге от качелей.  Мы летаем вверх и вниз, Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

  •  Кисточка
  • Мягкой кисточкой покрашу  Стульчик, стол и кошку Машу. 

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.

 Веер

Солнце светит очень ярко,  И ребятам стало жарко.  Достаем красивый веер —  Пусть прохладою повеет.  (Т. Сикачева)

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

  Белка

Сидит белка на тележке,  Продает она орешки:  Лисичке-сестричке,  Воробью, синичке,  Мишке толстопятому,  Заиньке усатому… (Народная песенка)

  1.  Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.
  2.  Детки

Раз-два-три-четыре-пять!  Будем пальчики считать — Крепкие, дружные,  Все такие нужные… (3. Александрова)

 Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

—— Тише, тише, не шумите,  Наших деток не будите!  Птички станут щебетать,  Будут пальчики вставать.

 Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем — второй, а в заключение — двумя руками.

 Встали пальчики

Этот пальчик хочет спать,  Этот пальчик — прыг в кровать,  Этот пальчик прикорнул,  Этот пальчик уж заснул.  Встали пальчики — «Ура!»  В детский сад идти пора! (М. Кальцова)

 Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

На работу

Большой палец встал один.  Указательный — за ним.  Средний будит безымянный.  Тот поднял мизинчик малый.  Встали братцы все — «Ура!»  На работу им пора.

Читайте также:  ОНР 1 уровня: характеристика, причины, симптомы, диагностика, коррекционная работа

 Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все…» — широко расставить пальцы в стороны.

За работу

Ну-ка, братцы, за работу.  Покажи свою охоту.  Большаку дрова рубить,  Печи все тебе топить,  А тебе воду носить,  А тебе обед варить,  А тебе посуду мыть.  А потом всем песни петь,  Песни петь да плясать,  Наших деток забавлять. 

  • Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» — энергично шевелить ими.
  • Пальчики

Раз-два-три-четыре-пять —  Вышли пальчики гулять.  Раз-два-три-четыре-пять —  В домик спрятались опять.

  1. Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
  2. Мы считаем

Можно пальчики считать:  Раз-два-три-четыре-пять.  На другой руке — опять:  Раз-два-три-четыре-пять.

Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.

 Утята  Раз-два — шли утята.  Три-четыре — за водой.  А за ними плелся пятый,  Позади бежал шестой.  А седьмой от них отстал.  А восьмой уже устал.  А девятый всех догнал.  А десятый испугался —  Громко-громко запищал: — Пи-пи-пи — не пищи! — Мы тут рядом, поищи!

 Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков «Пи-пи-пи…» — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

———

 Пальчики здороваются  Я здороваюсь везде —  Дома и на улице.  Даже «здравствуй!» говорю  Я соседской курице. 

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

———

Повстречал ежонка еж: «Здравствуй, братец! Как живешь?» Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

 Здравствуй

Здравствуй, солнце золотое!  Здравствуй, небо голубое!  Здравствуй, вольный ветерок,  Здравствуй, маленький дубок!  Мы живем в одном краю —  Всех я вас приветствую!

  • (Т. Сикачева)
  •  Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
  • Воздушные щелчки  Во дворе у брата  Бегали котята.  Испугавшись щелчка, 
  • Разбежались кто куда.

 Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (3 раза). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

Коготочки

У кошкиной дочки На лапках коготочки.  Ты их прятать не спеши,  Пусть посмотрят малыши!

 Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

Жук

Я веселый Майский жук. Знаю все Сады вокруг, Над лужайками Кружу, А зовут меня Жу-жу… (А. Береснев) 

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».

 Комарик

Не кусай, комарик злой!  Я уже бегу домой. Сжать кулачок.

 Указательный палец выдвинуть вперед (это — «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это — «лапки»).

Оса

Оса села на цветок.  Пьет она душистый сок. Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — пальцем левой руки.  Большой братец  Покажи уменье другу,  Покружись-ка ты по кругу!

Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Вертолет

Быстро лопасти крути!  Вертолет, лети, лети!  Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) — в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это — «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

 Человечек

«Топ-топ-топ!» — топают ножки.  Мальчик ходит по дорожке.

  1. Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.
  2.  Дождик
  3. Дождик-дождик,  Полно лить,  Малых детушек  Мочить! (Народная потешка)

Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).

 Коза рогатая

Идет коза рогатая  За малыми ребятами. —  Кто кашку не ест,  Молоко не пьет,  Забодаю, забодаю!..  (Народная потешка)

 Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это — «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу» «напускать» на ребенка.

  • Зайчик
  • Зайка серый скачет ловко В лапке у него морковка.
  •  Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.
  • Улиточка

У улитки-крошки  Подрастают рожки.  Научу ее ходить,  Если будут ножки.

 Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улит ка» шевелит «усиками».

Кольцо

Выйду на крылечко,  Вынесу колечко.  Я его вместо игрушки  Подарить хочу Валюшке.

  1. Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.
  2.  Зайчик-кольцо

Прыгнул заинька с крылечка  И в траве нашел колечко.  А колечко непростое —  Блестит, словно золотое.

  • Упражнение основано на  переходе из одной позиции в другую:
  • а)  пальцы — в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б)   большой   и  указательный   пальцы  соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
  •  Очки

— Что стряслось у тети Вали? — У нее очки пропали!  Нет очков у тети Вали —  Очевидно, их украли! (С. Михалков)

  1. Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.
  2. Стульчик
  3. «Стульчик» ты из рук сложи  И детишкам покажи.

Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно па счет «раз», «два».

 Флажок

Горит на солнышке  Флажок,  Как будто я Огонь зажег. (А. Барто)

Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

 Домик

Дом мы строим  Выше, выше!  Есть окошки в нем  И крыша.

 Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».

Пальчиковая гимнастика для детей в стихах

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело — разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки.

Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного — положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце.

А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;

расслабление.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).
2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.

4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!

      Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены».

Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)
И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики —   «бутончик тюльпана»)

       Друзья — садоводы

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.

(Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его.

При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!

Читайте также:  Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

(Отгибаем мизинчик)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты — показываем «кораблик»)
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам — «смотрим вдаль»)
На кораблике четыре очень храбрых моряка.

(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки»)
В конце этой игры можно спросить у ребёнка:
-Что за моряки были на кораблике?

Ответ: мышки

       Лодочка

Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, —
Это лодочка моя.

(Делать волнообразные движения руками — «лодочка плывёт»)
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.

(Продолжить волнообразные движения руками — «лодочкой»)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.

(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения — «рыбки плывут»)

       Мышка

Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

       Апельсин

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.

(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку — кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас — беда!
(Складываем руки домиком)

В домик прячемся — сюда!

       Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом — шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел —
(Смыкаем вместе пальчики)

Стал он тонкий и худой!

       Летела сова

(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
(Снова машем руками)

И опять полетела.

       Пятачок

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх — потягиваемся)
Встал на ножки,
Потянулся!
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел,
Нагнулся!
(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, —

Но уже на левый бок!

       Белка

(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

      Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой —
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

       Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.

(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

        Паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение — дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.

)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками — солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
(«Паучки» ползают по голове.

)
А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

        Берёза

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.

(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные

Венки вьют, плетут…

        Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.)
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.

)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

       Шла кукушка

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются «ковшом» – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол — бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)

Полетело десять (девять, восемь) мух!

        Пчёлки

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке».)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в «улей».

)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.

)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)

Раз два, три, четыре, пять!

        На постой

Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы — порог избы.

(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)
Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)
Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.)
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)
Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.

)
Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)
Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.

)
Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы «пляшут» совершая перекрестные движения.)
Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди.

Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)

(Руки вытягиваются вперед.)

       Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-

Вот как гнуться мы умеем!

      Ладушки ладошки

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,

  • Ладушки ладошки!
  • Строили ладошки
    Домик для матрешки.
    Вот какие ладушки,
  • Ладушки ладошки!
  • Курочке Пеструшке
    Накрошили крошек.
    Вот какие ладушки,
  • Ладушки ладошки!
  • Хлопали ладошки
    Танцевали ножки.
    Вот какие ладушки,
  • Ладушки ладошки!
  • Прилегли ладошки
    Отдохнуть немножко.
    Вот какие ладушки,
  • Ладушки ладошки!
  • Надеемся эти несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах помогут Вашему ребенку начать болтать в год без умолку ????

P.S. Если Вам понравилась наша подборка пальчиковых игр, также обратите внимание на подборку колыбельных песен и статусов о детях.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector