Клаттеринг в логопедии: симптомы, причины, диагностика, лечение, коррекция

Клаттеринг в логопедии: симптомы, причины, диагностика, лечение, коррекция

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Клаттеринг в логопедии: симптомы, причины, диагностика, лечение, коррекция Описание слайда:

Клаттеринг и трудности обучения

2 слайд Клаттеринг в логопедии: симптомы, причины, диагностика, лечение, коррекция Описание слайда:

Цели главы установить нормы для дифференциальной диагностики характеристик речи и языка при клаттеринге и при трудностях обучения; изучение гипотезы о том, что дети с клаттерингом отличаются от детей с трудностями обучении в своей реакции на изменение скорости.

3 слайд Клаттеринг в логопедии: симптомы, причины, диагностика, лечение, коррекция Описание слайда:

По мнению Преус и Грегори, клаттеринг имеет больше общего с трудностями обучения, чем с заиканием. Главным образом, в связи с проблемами в выразительности при чтении и письме.

4 слайд Клаттеринг в логопедии: симптомы, причины, диагностика, лечение, коррекция Описание слайда:

Общие особенности детей: Импульсивность; Неорганизованность; Невнимательность; Неуспеваемость в школе; Специфические проблемы чтения; Проблемы в языковом производстве.

5 слайд Клаттеринг в логопедии: симптомы, причины, диагностика, лечение, коррекция Описание слайда:

Трудности обучения характеризуются: Несоответствием между уровнем интеллекта (IQ) детей и их успеваемостью; Тем, что их способности хранения, обработки или воспроизведения информации приводят к академической и / или социальной проблеме, обусловленной разрывом между потенциальными возможностями и достижениями; Неуспеваемостью по одному (чтение, письмо или математика) или нескольким из учебных навыков.

6 слайд Клаттеринг в логопедии: симптомы, причины, диагностика, лечение, коррекция Описание слайда:

Трудности обучения могут быть связаны С когнитивными проблемами, в том числе проблемами кратковременной память, навыками слуховой дифференциации и / или зрительного восприятия.

7 слайд Клаттеринг в логопедии: симптомы, причины, диагностика, лечение, коррекция Описание слайда:

Речевые и языковые проблемы могут возникать совместно с трудностями в обучении, но не у всех детей с трудностями обучения.

8 слайд Клаттеринг в логопедии: симптомы, причины, диагностика, лечение, коррекция Описание слайда:

Этиология Этиология клаттеринга была определена как центральный дисбаланс в системе языка, возможно связанный с искаженной активацией в областях в прецентральной извилине (Weiss, 1964, Van Zaalen et al.

, 2010); Нарушения в базальных ганглиях приводят к недостаточности торможения коры (центр непроизвольных движений) (Aim, 2005, Van Zaalen, 2009); Трудности обучения и клаттеринг имеют генетическую основу; однако, многие авторы считают, что трудности обучения могут быть вызваны проблемами во время беременности или сразу после родов; Все, что ясно определено в этой проблеме, это то, что нарушения нейромоторной системы влияют на процесс обучения ребенка;

9 слайд Клаттеринг в логопедии: симптомы, причины, диагностика, лечение, коррекция Описание слайда:

Языковое производство Согласно Ward (2006), у детей с клаттерингом могут возникать проблемы на всех трех уровнях словопроизводства: в концептуализации (частые пересмотры, изменения, использование междометий); формулировании; артикуляции; Так же у детей с трудностями обучения и детей с клаттерингом наблюдается высокая частота нарушений плавности, не свойственных заиканию ( междометия, эмболы, паузы в словах и повторения). Van Zaalen et al. (2009) предположил, что существуют различия в базовых процессах нарушения языка у детей с клаттерингом и детей с трудностями обучения.

10 слайд Описание слайда:

Дифференциация клаттеринга и трудностей обучения В основе – дефектные автоматизации речи Проблемы на этапах концептуализации и формулировки Используют неологизмы в пять раз чаще Испытывают трудности в извлечении элементов из лексикона Используют различные стратегии чтобы справиться со своими проблемами кодировки Изобретают новые слова Используют междометия или описания Когда дети с клаттерингом обращают внимание на свое речевое производство, темп речи снижается и проблемы в структурировании предложения уменьшаются У детей с трудностями обучения проблемы при лексическом выборе остаются даже на медленной скорости

11 слайд Описание слайда:

Структура предложения. Повторение слов детьми с клаттерингом служит для того, чтобы выиграть время для разработки процесса. Они используют фазу разработки процесса для производства грамматически правильных по структуре предложения.

У детей с трудностями обучения увеличение фазы редактирования не приводит к использованию правильной структуры, они производят больше синтаксических ошибок в письменной форме в связи с проблемами лексического поиска. Т.о.

, дети с клаттерингом способны производить правильные предложения, когда имеется достаточно времени, в то время как на производство предложений детей с трудностями обучения отрицательно влияют проблемы в лексическом поиске.

12 слайд Описание слайда:

Артикуляционная скорость Высокая и / или нерегулярная артикуляционная скорость является основной характеристикой при дифференциальной диагностике между клаттерингом и заиканием.

13 слайд Описание слайда:

Люди с клаттерингом имеют более высокую артикуляционную скорость, чем того требует речевая ситуация. Их речеязыковая система не может справиться с быстрой скоростью, и из-за нарушений двигательного или языкового планирования могут происходить проблемы с разборчивостью речи, она может быть неплавной (Daly, 1992).

14 слайд Описание слайда:

Фонетические и фонологические ошибки Люди с клаттерингом испытывают проблемы с разборчивостью, связанные с преувеличенной коартикуляцией (происходит удаление пропуск звуков или слогов в многосложных словах) и нечеткой артикуляцией (происходит замена и / или искажение звуков и / или слогов).

15 слайд Описание слайда:

Люди с клаттерингом испытывают проблемы с разборчивостью при беглой речи, но они в состоянии произвести правильную слоговую структуру слова в контролируемых ситуациях.

16 слайд Описание слайда:

Чтобы быть в состоянии произвести правильную слоговую структуру или структуру слова двигательный контроль речи должен быть в пределах нормы. Riley и Riley (1985) определили двигательный контроль речи как способность согласованных во времени движений гортани, артикуляционных и дыхательных движений, которые приводят к быстрому и точному производству слогов.

17 слайд Описание слайда:

При производстве слов в быстром темпе дети с клаттерингом производят ошибки секвенирования (определения последовательности) и ошибки в ритме и ударении. Дети с трудностями обучения переживают моменты пониженной разборчивости речи как результат снижения внимания на речь в моменты поиска слов.

18 слайд Описание слайда:

Речевая продукция у детей с клаттерингом и детей с трудностями обучения одинаково предполагает влияние нарушений в фонологическом кодировании.

Речевая продукция детей с трудностями обучения нарушается, главным образом, под влиянием проблем в лексическом поиске и хранении, из-за чего ошибки в фонетической и фонологической структуре остаются и в замедленной речи. У детей с клаттерингом они обычно уменьшаются в замедленной речи.

19 слайд Описание слайда:

Нарушения плавности По мнению Kolk и Postma (1997) количество моментов не плавности связано с количеством изменений в речи, языковой сложностью, скоростью речи. Если речевая скорость снижается, количество нормальных нарушений плавности снижается и повышается разборчивость. Это связано с большим количеством времени для припоминания структуры слова и работы внутреннего контроля.

20 слайд Описание слайда:

Тип нарушений плавности При пересказе истории дети с клаттерингом демонстрируют больше повторений слов и фраз по сравнению с детьми с трудностями обучения. Дети с трудностями обучения выдают больше ‘э'-междометий по сравнению с детьми с клаттерингом.

21 слайд Описание слайда:

Соотношение нарушений плавности В отличие от детей с трудностями обучения дети с клаттерингом могут выдавать повторения небольшого количества слов, что, по словам Campbell и Hill (1987), относится к категории заикание-подобных нарушений плавности.

22 слайд Описание слайда:

Типология детей с трудностями обучения Неспособность к обучению детей характеризуется: расстройством в невербальном функционировании; расстройством всех аспектов функционирования; нарушениями языковой обработки.

23 слайд Описание слайда:

Типы клаттеринга(Van Zaalen и Winkelman, 2009) лингвистический клаттеринг (проблемы со структурой предложения (грамматическое кодирование)); моторный клаттеринг.

24 слайд Описание слайда:

Отличия между детьми с клаттерингом и детьми с трудностями обучения: Число первичных и вторичных элементов при пересказе по памяти; Процент правильных структур предложений; Частота повторов слов и фраз; Нарушения языкового производства у детей с клаттерингом, как правило, исчезают в письменной речи и при медленной скорости передачи данных в вербальной коммуникации (спонтанной и при подражании). У детей с трудностями обучения в основном не зависят от скорости и стиля языкового производства.

Общая информация

Клаттеринг

Клаттеринг в логопедии: симптомы, причины, диагностика, лечение, коррекция

Клаттеринг – это дезорганизация темпа, ритма и плавности речевого высказывания несудорожного характера. Характеризуется чрезмерно быстрой, невнятной, монотонной речью, повторением слов и слогов, артикуляционными нарушениями, лексико-грамматическими ошибками, неправильной расстановкой логических ударений и пауз. Речевому расстройству сопутствует общая моторная расторможенность, дефицит памяти и внимания, некритичность по отношению к своей речи и поведению. Нарушение распознается в ходе логопедического обследования с использованием традиционных и специальных методик. Коррекционное вмешательство направлено на нормализацию темпа речи, развитие языковых навыков, совершенствование звукопроизношения.

Клаттеринг (в переводе с англ. – загромождение, засорение) – коммуникативная проблема, характеризующаяся ускоренной, дизаритмичной, неплавной речью. Наряду с брадилалией, тахилалией и заиканием относится к расстройствам темпо-ритмической стороны речи. Клаттеринг-синдром чаще встречается у лиц мужского пола. Обычно выявляется в возрасте 7-8 лет.

В зарубежной логопедии активно изучается со второй половины прошлого столетия, что привело к созданию в 2007 г. Международной Ассоциации по клаттерингу, членами которой стали 18 государств.

В российской логопедической науке клаттеринг не выделяется в самостоятельное речевое нарушение. В клинико-педагогической классификации ему ближе всего соответствует термин «полтерн», или «спотыкание».

Между тем, некоторые отечественные специалисты рассматривают клаттеринг в рамках неврозоподобного заикания.

Клаттеринг в логопедии: симптомы, причины, диагностика, лечение, коррекция

Клаттеринг

Профессор Д. Вейс, выпустивший первое учебное пособие по данной проблеме в 1964 г., выделил первичные (чистые) и вторичные формы речевого расстройства. К «чистым» формам он отнес генетически обусловленные случаи клаттеринга, описав аутосомно-доминантное наследование патологии у некоторых поколений одной семьи.

Читайте также:  Дизартрия у детей у детей нормальным психофизическим развитием: формы, причины, лечение

Не исключается, что в ряде случаев имеют место спонтанные мутации, возникающие «де ново». Кроме этого, клаттеринг является одним из специфических признаков синдрома ломкой Х-хромосомы – сцепленного с полом наследственного заболевания, характеризующегося также умственной отсталостью, аутистическим поведением, гиперкинезами.

При первичных формах клаттеринга речевые особенности заметны с детского возраста.

Несудорожные запинки и неплавная речь могут сопутствовать различным неврологическим расстройствам: энцефалитам, псевдобульбарному параличу, хорее, болезни Паркинсона, олигофрении и пр.

В этих случаях речь идет о вторичном клаттеринг-синдроме, который развивается у лиц с ранее нормальной речью на фоне основной патологии.

В целом же, этиология данной речевой проблемы изучена недостаточно, является предметом научных дискуссий и дальнейших исследований.

В понимании механизма речевого дефекта также много «белых пятен». Считается, что клаттеринг служит частью общей дезорганизации психомоторного развития – двигательной активности, поведенческой сферы, речевой коммуникации. Это свидетельствует о нарушении деятельности стриопаллидарной системы и регулирующего влияния корковых отделов ЦНС.

В результате дисфункции мозговых структур ослабляется организация и произвольный контроль общей моторики, психических функций и речи. Структуру речевого дефекта составляют расстройство плавности речевого потока, нарушение планирования устного сообщения и его темпо-ритмических характеристик. По всей видимости, патогенез клаттеринга имеет много общих черт с заиканием, т.

к. часто сочетается с последним.

Универсальная классификация клаттеринга отсутствует, что объясняется малоизученностью проблемы. Описанные в литературе варианты систематизации нарушения отражают внутреннюю неоднородность группы пациентов с данной логопатологией. С учетом преимущественно нарушенного звена речи выделяют 2 типа клаттеринга:

  • Моторный. Характеризуется ускоренным темпом речи и артикуляционными нарушениями, приводящими к многочисленным метатезам, элизиям слогов или звуков. В раннем возрасте у детей отмечается ЗРР, в школьные годы – трудности чтения и письма (дислексия, дисграфия).
  • Сенсорный. Прежде всего, страдает плавность речи, что обусловлено сниженным слуховым контролем и трудностью подбора нужных слов. Типично растягивание гласных, прерывание речи различными восклицаниями, отражающими сложности формулировки мысли.

В зависимости от результатов обследования лиц с нарушениями плавности речи предложено делить на три группы: пациенты с «чистым» клаттерингом, с сочетанием заикания и некоторых признаков клаттеринга, с клаттерингом, осложненным неврозоподобным заиканием.

У детей с данным речевым нарушением отмечаются своеобразия устной речи, психических процессов, моторики. Ключевой признак – ускоренная прерывистая речь с постоянными повторами звуков, слов, словосочетаний.

Речь изобилует словами-эмболами, непреднамеренными паузами.

Часто выявляются нарушения артикуляции, сопровождаемые искажением и элизией звуков, ошибочным воспроизведением слов со сложной слоговой структурой, недоговариванием окончаний.

Нарушена последовательность и логика изложения мыслей; каждая новая фраза произносится в отрыве от предыдущей. Высказывание начинается громко, но к концу переходит в тихое бормотанье. В целом речь бессвязная, невнятная, «замусоренная». Создается впечатление, что стремительный поток мыслей говорящего опережает экспрессивное высказывание.

В школе дети с трудом овладевают грамматическими и синтаксическими правилами, что приводит к специфическим расстройствам учебных навыков.

Они имеют неряшливый, трудноразборчивый почерк, делают многочисленные ошибки и описки в словах, не дописывают буквы, сбивчиво и бессвязно излагают мысли. Такая особенность получила название «дезинтегрированное письмо».

При чтении вслух часть слов пропускается или искажается, окончания «проглатываются». Имеются расстройства музыкального восприятия: нелюбовь к пению и музыке, неспособность к воспроизведению простейшего ритма.

Психологический портрет пациента с клаттерингом характеризуется такими определениями, как неаккуратный, импульсивный, нервозный, многословный, суетливый, неуправляемый.

Диапазон внимания сужен, типичны отсутствия концентрации, частая отвлекаемость. Снижен объем памяти различных модальностей (визуальной, аудиальной, двигательной и др.). Характерна моторная расторможенность, бесконтрольность поведения.

Осознание своего речевого дефекта у детей и взрослых зачастую отсутствует.

Прежде всего, клаттеринг – это коммуникативное нарушение, поэтому при нем, главным образом, страдает функция общения.

Человек, бессвязно и невнятно излагающий свои мысли, не реагирующий на замечания, не может восприниматься окружающими, как интересный и приятный собеседник.

Ребенок с клаттерингом рискует столкнуться с непониманием и стать изгоем в своей социальной группе. Нередко такие дети проявляют девиантное поведение.

Речевой дефект значительно сужает круг профессиональной реализации таких пациентов, исключая из него публичные сферы деятельности, а также специальности, связанные с вербальным общением, обслуживанием, обучением.

Школьная неуспеваемость еще более ограничивает перспективы развития и обрекает на «неуспешность» во взрослой жизни. Особенно сложными и трудно корригируемыми является случаи клаттеринга, осложненного заиканием.

В настоящее время отсутствуют общепринятые критерии диагностики клаттеринга, их разработка и обсуждение ведется логотерапевтами всего мира. Определенные сложности связаны еще и с тем, что данная речевая патология часто путается с заиканием, что затрудняет своевременное начало необходимой коррекционной работы. Диагностический алгоритм складывается из следующих основных этапов:

  • Консультация логопеда. Выясняются особенности пренатального и раннего развития ребенка, возраст появления запинок в речи, наличие сходных дефектов у членов семьи. Уточняются сопутствующие заболевания, запрашиваются заключения педиатра, психолога, детского невролога, результаты медицинских обследований (ЭЭГ, МРТ головного мозга и пр.).
  • Исследование речи. Производится оценка темпо-ритмического контура речи, особенностей голоса, звукопроизношения, слоговой структуры, сформированности грамматических категорий и связного высказывания, состояния слухоречевой памяти. У школьников изучаются навыки чтения, анализируются письменные работы. При клаттеринге, в отличие от заикания, отсутствуют речевые судороги, логофобия, речевые и двигательные уловки.
  • Изучение психических особенностей. С помощью тестирования, наблюдения и экспериментальных методик оцениваются психомоторные функции, личностные особенности, познавательное развитие. Обращается внимание на критичность ребенка к собственному поведению и речи. На основе полученных данных исключается интеллектуальная недостаточность, СДВГ.

В рамках дифдиагностики клаттеринга и заикания используется методика Дали.

Она представляет собой набор утверждений, поделенных на 4 категории: прагматика, речевая моторика, познавательное и языковое развитие, проблемы почерка и координации движений.

Каждое утверждение оценивается по 6-бальной шкале: чем больше баллов набрано в каждой категории, тем больше вероятность наличия «чистой» формы клаттеринга.

Речевые и психологические особенности лиц с рассматриваемой логопатологией диктуют необходимость выстраивания специальной коррекционной работы.

В первую очередь, она должна быть направлена на контроль темпо-ритмической организации речи, формирование правильной последовательности высказывания, развитие психических функций.

Наработка и обобщение практического опыта по коррекции клаттеринга продолжается. Основными направлениями логопедической работы служат:

  • Нормализация темпа речи. На занятиях используется замедленная плавная речь. Вслед за логопедом (отраженное повторение) или вместе с ним (сопряженное повторение) дети учатся произносить слова и фразы неторопливо, четко. Для упорядочения устной речи используется заданный ритм. Ведется работа над выразительностью, эмоциональностью высказывания. Полезно включение элементов логопедической ритмики.
  • Улучшение речевых навыков. Включает отработку умения понятно и логично излагать свои мысли. На данном этапе подключаются приемы построения рассказа по картинкам, ведения диалога, заучивания стихов, медленного чтения с пересказом, самостоятельного рассказа. Ребенка учат планировать свое высказывание, т.е. сначала формулировать суждение «про себя».
  • Совершенствование артикуляционной моторики. Имеет важное значение в контексте формирования разборчивой речи. Предполагает проведение артикуляционной гимнастики, выработку плавного речевого выдоха и звуковых переключений. При отсутствии звуков выполняется их постановка и закрепление, при искажении – коррекция произношения.

В педагогической литературе еще не обобщен опыт работы с клаттерерами. В целом отмечается, что речевой прогноз может быть успешным при целенаправленной, грамотно спланированной и упорной работе.

В отношении профилактики на данный момент возможно говорить лишь о предупреждении вторичного клаттеринг-синдрома: исключении нейроинфекций и других органических повреждений мозга. Для минимизации неблагоприятных коммуникативных последствий необходимо раннее выявление нарушения и начало коррекции.

Изучение вопросов этиологии и механизмов, выработка критериев диагностики и методов логотерапии клаттеринга продолжается.

Клаттеринг :: Симптомы, причины, лечение и шифр по МКБ-10

Полтерн, Спотыкание.

 Название: Клаттеринг.

Клаттеринг в логопедии: симптомы, причины, диагностика, лечение, коррекция Клаттеринг

 Полтерн, Спотыкание.

 Клаттеринг. Дезорганизация темпа, ритма и плавности речевого высказывания несудорожного характера. Характеризуется чрезмерно быстрой, невнятной, монотонной речью, повторением слов и слогов, артикуляционными нарушениями, лексико-грамматическими ошибками, неправильной расстановкой логических ударений и пауз.

Речевому расстройству сопутствует общая моторная расторможенность, дефицит памяти и внимания, некритичность по отношению к своей речи и поведению. Нарушение распознается в ходе логопедического обследования с использованием традиционных и специальных методик.

Коррекционное вмешательство направлено на нормализацию темпа речи, развитие языковых навыков, совершенствование звукопроизношения.

Клаттеринг в логопедии: симптомы, причины, диагностика, лечение, коррекция Клаттеринг

 Клаттеринг (в переводе с англ. – загромождение, засорение) – коммуникативная проблема, характеризующаяся ускоренной, дизаритмичной, неплавной речью. Наряду с брадилалией, тахилалией и заиканием относится к расстройствам темпо-ритмической стороны речи.

Клаттеринг-синдром чаще встречается у лиц мужского пола. Обычно выявляется в возрасте 7-8 лет. В зарубежной логопедии активно изучается со второй половины прошлого столетия, что привело к созданию в 2007 г. Международной Ассоциации по клаттерингу, членами которой стали 18 государств.

В российской логопедической науке клаттеринг не выделяется в самостоятельное речевое нарушение. В клинико-педагогической классификации ему ближе всего соответствует термин «полтерн», или «спотыкание».

Читайте также:  Поделки из яблок своими руками для выставки в детских сад и школу

Между тем, некоторые отечественные специалисты рассматривают клаттеринг в рамках неврозоподобного заикания.

 Профессор Д. Вейс, выпустивший первое учебное пособие по данной проблеме в 1964 г. , выделил первичные (чистые) и вторичные формы речевого расстройства. К «чистым» формам он отнес генетически обусловленные случаи клаттеринга, описав аутосомно-доминантное наследование патологии у некоторых поколений одной семьи.

Не исключается, что в ряде случаев имеют место спонтанные мутации, возникающие «де ново». Кроме этого, клаттеринг является одним из специфических признаков синдрома ломкой Х-хромосомы – сцепленного с полом наследственного заболевания, характеризующегося также умственной отсталостью, аутистическим поведением, гиперкинезами.

При первичных формах клаттеринга речевые особенности заметны с детского возраста.  Несудорожные запинки и неплавная речь могут сопутствовать различным неврологическим расстройствам: энцефалитам, псевдобульбарному параличу, хорее, болезни Паркинсона, олигофрении и пр.

В этих случаях речь идет о вторичном клаттеринг-синдроме, который развивается у лиц с ранее нормальной речью на фоне основной патологии. В целом же, этиология данной речевой проблемы изучена недостаточно, является предметом научных дискуссий и дальнейших исследований.

 В понимании механизма речевого дефекта также много «белых пятен». Считается, что клаттеринг служит частью общей дезорганизации психомоторного развития – двигательной активности, поведенческой сферы, речевой коммуникации. Это свидетельствует о нарушении деятельности стриопаллидарной системы и регулирующего влияния корковых отделов ЦНС.

В результате дисфункции мозговых структур ослабляется организация и произвольный контроль общей моторики, психических функций и речи. Структуру речевого дефекта составляют расстройство плавности речевого потока, нарушение планирования устного сообщения и его темпо-ритмических характеристик. По всей видимости, патогенез клаттеринга имеет много общих черт с заиканием, т.

Часто сочетается с последним.

 Универсальная классификация клаттеринга отсутствует, что объясняется малоизученностью проблемы. Описанные в литературе варианты систематизации нарушения отражают внутреннюю неоднородность группы пациентов с данной логопатологией. С учетом преимущественно нарушенного звена речи выделяют 2 типа клаттеринга:  • Моторный.

Характеризуется ускоренным темпом речи и артикуляционными нарушениями, приводящими к многочисленным метатезам, элизиям слогов или звуков. В раннем возрасте у детей отмечается ЗРР, в школьные годы – трудности чтения и письма (дислексия, дисграфия).  • Сенсорный.

Прежде всего, страдает плавность речи, что обусловлено сниженным слуховым контролем и трудностью подбора нужных слов. Типично растягивание гласных, прерывание речи различными восклицаниями, отражающими сложности формулировки мысли.

 В зависимости от результатов обследования лиц с нарушениями плавности речи предложено делить на три группы: пациенты с «чистым» клаттерингом, с сочетанием заикания и некоторых признаков клаттеринга, с клаттерингом, осложненным неврозоподобным заиканием.

 У детей с данным речевым нарушением отмечаются своеобразия устной речи, психических процессов, моторики. Ключевой признак – ускоренная прерывистая речь с постоянными повторами звуков, слов, словосочетаний. Речь изобилует словами-эмболами, непреднамеренными паузами. Часто выявляются нарушения артикуляции, сопровождаемые искажением и элизией звуков, ошибочным воспроизведением слов со сложной слоговой структурой, недоговариванием окончаний. Нарушена последовательность и логика изложения мыслей; каждая новая фраза произносится в отрыве от предыдущей. Высказывание начинается громко, но к концу переходит в тихое бормотанье. В целом речь бессвязная, невнятная, «замусоренная». Создается впечатление, что стремительный поток мыслей говорящего опережает экспрессивное высказывание.  В школе дети с трудом овладевают грамматическими и синтаксическими правилами, что приводит к специфическим расстройствам учебных навыков. Они имеют неряшливый, трудноразборчивый почерк, делают многочисленные ошибки и описки в словах, не дописывают буквы, сбивчиво и бессвязно излагают мысли. Такая особенность получила название «дезинтегрированное письмо». При чтении вслух часть слов пропускается или искажается, окончания «проглатываются». Имеются расстройства музыкального восприятия: нелюбовь к пению и музыке, неспособность к воспроизведению простейшего ритма.

 Судороги.

 Прежде всего, клаттеринг – это коммуникативное нарушение, поэтому при нем, главным образом, страдает функция общения. Человек, бессвязно и невнятно излагающий свои мысли, не реагирующий на замечания, не может восприниматься окружающими, как интересный и приятный собеседник.

Ребенок с клаттерингом рискует столкнуться с непониманием и стать изгоем в своей социальной группе. Нередко такие дети проявляют девиантное поведение.

Речевой дефект значительно сужает круг профессиональной реализации таких пациентов, исключая из него публичные сферы деятельности, а также специальности, связанные с вербальным общением, обслуживанием, обучением.

Школьная неуспеваемость еще более ограничивает перспективы развития и обрекает на «неуспешность» во взрослой жизни. Особенно сложными и трудно корригируемыми является случаи клаттеринга, осложненного заиканием.

 В настоящее время отсутствуют общепринятые критерии диагностики клаттеринга, их разработка и обсуждение ведется логотерапевтами всего мира. Определенные сложности связаны еще и с тем, что данная речевая патология часто путается с заиканием, что затрудняет своевременное начало необходимой коррекционной работы.

Диагностический алгоритм складывается из следующих основных этапов:  • Консультация логопеда. Выясняются особенности пренатального и раннего развития ребенка, возраст появления запинок в речи, наличие сходных дефектов у членов семьи.

Уточняются сопутствующие заболевания, запрашиваются заключения педиатра, психолога, детского невролога, результаты медицинских обследований (ЭЭГ, МРТ головного мозга и пр. ).  • Исследование речи.

Производится оценка темпо-ритмического контура речи, особенностей голоса, звукопроизношения, слоговой структуры, сформированности грамматических категорий и связного высказывания, состояния слухоречевой памяти. У школьников изучаются навыки чтения, анализируются письменные работы.

При клаттеринге, в отличие от заикания, отсутствуют речевые судороги, логофобия, речевые и двигательные уловки.  • Изучение психических особенностей. С помощью тестирования, наблюдения и экспериментальных методик оцениваются психомоторные функции, личностные особенности, познавательное развитие. Обращается внимание на критичность ребенка к собственному поведению и речи.

На основе полученных данных исключается интеллектуальная недостаточность, СДВГ.  В рамках дифдиагностики клаттеринга и заикания используется методика Дали. Она представляет собой набор утверждений, поделенных на 4 категории: прагматика, речевая моторика, познавательное и языковое развитие, проблемы почерка и координации движений. Каждое утверждение оценивается по 6-бальной шкале: чем больше баллов набрано в каждой категории, тем больше вероятность наличия «чистой» формы клаттеринга.

 Речевые и психологические особенности лиц с рассматриваемой логопатологией диктуют необходимость выстраивания специальной коррекционной работы. В первую очередь, она должна быть направлена на контроль темпо-ритмической организации речи, формирование правильной последовательности высказывания, развитие психических функций.

Наработка и обобщение практического опыта по коррекции клаттеринга продолжается. Основными направлениями логопедической работы служат:  • Нормализация темпа речи. На занятиях используется замедленная плавная речь. Вслед за логопедом (отраженное повторение) или вместе с ним (сопряженное повторение) дети учатся произносить слова и фразы неторопливо, четко.

Для упорядочения устной речи используется заданный ритм. Ведется работа над выразительностью, эмоциональностью высказывания. Полезно включение элементов логопедической ритмики.  • Улучшение речевых навыков. Включает отработку умения понятно и логично излагать свои мысли.

На данном этапе подключаются приемы построения рассказа по картинкам, ведения диалога, заучивания стихов, медленного чтения с пересказом, самостоятельного рассказа. Ребенка учат планировать свое высказывание, т. Е. Сначала формулировать суждение «про себя».  • Совершенствование артикуляционной моторики. Имеет важное значение в контексте формирования разборчивой речи.

Предполагает проведение артикуляционной гимнастики, выработку плавного речевого выдоха и звуковых переключений. При отсутствии звуков выполняется их постановка и закрепление, при искажении – коррекция произношения.

 В педагогической литературе еще не обобщен опыт работы с клаттерерами. В целом отмечается, что речевой прогноз может быть успешным при целенаправленной, грамотно спланированной и упорной работе.

 В отношении профилактики на данный момент возможно говорить лишь о предупреждении вторичного клаттеринг-синдрома: исключении нейроинфекций и других органических повреждений мозга.

Для минимизации неблагоприятных коммуникативных последствий необходимо раннее выявление нарушения и начало коррекции.

Изучение вопросов этиологии и механизмов, выработка критериев диагностики и методов логотерапии клаттеринга продолжается.

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1 Модератор контента: Васин А.С.

Клаттеринг: причины заболевания, основные симптомы, лечение и профилактика

Патологическое состояние, обусловленное развитием коммуникативной проблемы, которая характеризуется возникновением ускоренной дезаритмичной речи и потерей в речи плавности несудорожного характера.

Причины

В 1964 году профессор Д. Вейс тщательно изучил данную патологию и выделил первичные и вторичные типы речевого нарушения. К первичным формам относят наследственные случаи недуга, предающиеся по аутосомно-доминантному типу наследования, которые выявляются у некоторых поколений в пределах одной семьи.

Иногда патология возникает на фоне спонтанных мутаций. Помимо этого, данная патология может являться одним из специфических симптомов синдрома ломкой Х-хромосомы – сцепленного с полом генетического заболевания, сопровождающегося умственной отсталостью, аутистическим типом поведения и наличием гиперкинезов.

У лиц с первичной формой патологии речевые нарушенияможно заметить еще в детском возрасте.

Иногда такие нарушения, как несудорожные запинки и неплавная речь возникают при таких неврологических патологиях, как энцефалит, псевдобульбарный паралич, хорея, болезнь Паркинсона и олигофрения.

В таких ситуациях речь идет о вторичной форме клаттеринг-синдрома, в этом случае нарушение появляется у пациентов, у которых ранее не выявлялось речевых нарушений.

Несмотря на наличие достаточного количества информации специалисты не могут определить истинные причины, которые вызывают развитие данных речевых нарушений.

Симптомы

У малышей, которые страдают данным заболеванием, выявляются некоторые своеобразия устной речи, психических процессов и моторики. Основным признаком патологии, считается ускоренная прерывистая речь, характеризующаяся систематическими повторами звуков, слов либо словосочетаний.

В речи таких больных, отмечается значительное количество слов-эмбол и непреднамеренных пауз. Довольно часто у таких больных обнаруживаются расстройства артикуляции, сопровождавшиеся искажением и элизией звуков, некорректным воспроизведением слов, которые имеют сложную слоговую структуру и частым недоговариванием окончаний.

У больных довольно часто выявляется нарушение последовательности и логики изложения мыслей, при этом каждая новая фраза больным произносится в отрыве от предыдущей. В начале речь больного является довольно громкой, однако постепенно она приобретает вид едва слышного бормотания. Помимо этого, речь больного является бессвязной, невнятной и замусоренной.

Во время разговора с такими пациентами создается впечатление, что интенсивный поток их мыслей значительно опережает экспрессивные высказывания.

Малышам с этим нарушением при обучении в школе очень тяжело дается изучение грамматических и синтаксических правил, что сопровождается специфическими нарушениями формирования учебных навыков. Такие дети пишут очень неряшливо, а их почерк очень трудно разобрать.

Во время письма ребенок делает очень много ошибок, описок и очень часто в словах не дописывает буквы, также они абсолютно бессвязно излагают собственные мысли. Данная особенность была названа дезинтегрированное письмо. Во время чтения вслух малыши с данным недугом могут пропускать часть слов либо искажать их, также они предрасположены к проглатыванию окончаний.

У людей с данным диагнозом определяется нарушение восприятия музыки, они не любят петь, а также абсолютно неспособны воспроизвести даже простейший ритм.

Диагностика

На данный момент не разработано четких критериев, позволяющих диагностировать данное нарушение. В связи с выраженной схожестью эту патологию довольно часто путают с заиканием, что отодвигает начало проведения коррекционных работ. При постановке диагноза больному может потребоваться консультация логопеда, изучение речи и психических особенностей пациента.

Лечение

Для нормализации темпа речи во время занятий с больным специалист использует замедленную плавную речь. Вместе со специалистом такие малыши учатся произносить сначала слова, а затем фразы и предложения.

Для того, чтобы упорядочить устную речь больного применяется заданный ритм. Также особое внимание уделяется выразительности, эмоциональности высказываний.

Специалисты работают над улучшением речевых навыков и совершенствованием артикуляционной моторики.

При необходимости ребенку могут быть назначены препараты улучшающие мозговое кровообращение.

Профилактика

В связи с неустановленной этиологией клаттеринга на данный момент не разработано эффективных способов его профилактики.

Баттаризм и полтерн (спотыкание в речи): что это такое? Диагностика, симптомы и рекомендации родителям и учителям

Баттаризм — это такая патология, при которой повышенный темп речи чередуется с толчкообразными остановками для дыхания. Часто искажаются или не договариваются отдельные слова, искажаются фразы, пропускаются слоги и слова.

Основные речевые симптомы баттаризма:

  • перестановка или выбрасывание из предложения слов;
  • неправильное оформление мысли;
  • перестановка в слове букв или слогов;
  • несоответствие ритма речи и скорости мышления.

Неречевые симптомы:

  • возможно беззвучное движение губы и языка;
  • характерны расстройство дикции и дыхания;
  • нарушается письмо (характерны замены, пропуски);
  • внимание неустойчиво;
  • некритичность (человек может вообще не замечать речевого дефекта);
  • логичность мышления снижена;
  • отмечается разбросанность мыслей.

Для полтерна характерны несудорожные нарушения темпа ускоренной речи (паузы, запинки). На первый взгляд очень похоже на заикание, но есть существенные различия. При спотыканиях (полтерне) дети не видят собственный дефект, а при заикании — осознают его и очень стесняются.

Внимание к речи заикающихся детей приводит к ухудшению, а дети с тахилалией начинают говорить лучше. Недостаток внимания приводит к обратному результату в каждом из случаев.

Их почерк тоже отличается: заикающиеся дети растягивают слова, а дети с патологией баттаризм или полтерн — сжимают.

Характерные симптомы

  • запинки, спонтанные паузы;
  • неправильное образование звуков, носовой оттенок речи;
  • перестановки, повторы букв и слогов;
  • повышенная эмоциональность;
  • при письме тоже происходит замена и перестановка букв и слогов.
  • нарушение координации и моторики;
  • отсутствие познавательных интересов;
  • неумение сосредотачиваться;
  • снижение слуховой, зрительной и моторной памяти;
  • при возбуждении наблюдается покраснение кожи, потливость рук и лица, тахикардия.

Формы полтерна:

  • 1-я — моторные расстройства (определяются ускоренной речью и сбоями в артикуляции звуков);
  • 2-я — сенсорные расстройства (отсутствие слухового внимания);
  • 3-я — сложности с подбором нужных слов;
  • 4-я — спотыкание — спонтанные остановки, растягивание гласных, необоснованные восклицания.

При таких патологиях, как баттаризм и полтерн, дети отличаются бедностью словарного запаса, расстройствами дикции, дыхания, изменением тембра голоса. Дети не могут запомнить прочитанное или услышанное. При письме: как говорят, так и пишут.

Диагностика, лечение и коррекция при патологии

Сегодня логопеды выдвигают различные причины возникновения подобных расстройств, но основными считают такие факторы:

  • преобладание процесса возбуждения над процессом торможения как результат определенных нарушений центральной нервной системы;
  • привычка, подражание людям, имеющим похожий дефект речи;
  • несоответствие между развитием речевых возможностей и желанием сказать;
  • наследственность;
  • опухоли, травмы, нейроинфекции;
  • маниакально-депрессивный и органический психоз, шизофрения, псевдобульбарный паралич, эпилепсия, олигофрения.

Корректировать данные патологии можно лишь комплексно, включая логопедическое, медицинское и психотерапевтическое воздействие. Поэтому родители, столкнувшиеся с подобной проблемой, должны понимать, что без консультации специалистов для назначения эффективного курса лечения не обойтись. Искать причины лучше методом исключения, пройдя обследования у невролога, психиатра и логопеда.

Мероприятия по диагностике баттаризма и полтерна следующие:

  • составление анамнеза больного;
  • электроэнцефалография;
  • эхоэнцефалография;
  • МРТ головного мозга.

При необходимости ребенку могут быть назначены медикаментозная и физиотерапия, ЛФК, нейроседативный массаж.

Коррекция речи психотерапевтом и логопедом может длиться от 2,5 до 12 месяцев и проходит в несколько этапов:

  • 1 этап: режим молчания; психотерапевтические мероприятия по снятию возбудимости, логопедические игры в форме диалога;
  • 2 этап: работа по замедлению темпа речи; речевые разминки в виде счета (например, от 30 до 50 или десятками от 20 до 90 и обратно); установка на замедление всех психомоторных процессов;
  • 3 этап: работа над редактированием мысли: пересказы, составление речевых описаний, упражнения на подражания;
  • 4 этап: участие в групповой работе над коллективным рассказом (каждый включается в работу по сигналу логопеда), тренировка речи во время общения вне стен кабинета (интерактивные игры «Микрофон» и т.п.); медленное чтение вслух и про себя.
  • 5 этап: подготовка к публичному выступлению.

Большую роль в коррекции баттаризма и полтерна  играют родители и школьные учителя.

Советы учителям по работе с детьми, страдающими полтерном и баттаризмом

При планировании занятий с проблемными детьми целесообразно отдавать предпочтение следующим формам работы:

  • Пересказ отрывка текста, декламирование с жестикуляцией и без, рассказ, чтение текстов в ролях, чтение фразы по одному слову, упражнения на выразительность речи, чтение через прорезь.
  • Интерактивные игры на развитие логического мышления, придумывание вариантов сюжетных ситуаций.
  • Упражнения на преодоление дефектов внутренней речи, ответы на вопросы, составление плана ответа, математических задач, тестов.
  • Развитие слухового внимания: заучивание услышанных пословиц, четверостиший, а позже — небольших отрывков в прозе.
  • Работа над темпом речи: движения под счет, счет, сопровождающийся движением; проговаривание по слогам с отстукиванием, чтение под метроном.

Конечно же, работа с логопедом принесет результат гораздо быстрее. Однако не всегда у родителей есть возможность найти специалиста. Не стоит отчаиваться. Если у ребенка нет серьезных отклонений состояния здоровья, то родители могут попытаться выполнить коррекцию темпа речи самостоятельно. Мы настоятельно рекомендуем обращаться к специалистам.

Упражнения для занятия с ребенком

Вот несколько упражнений, которые родители могут выполнять вместе с ребенком, играя:

  • На восстановление дыхания: Принять удобное положение, вдохнуть через нос, наполнив живот и грудную клетку воздухом. Выдохнуть также через нос, повторив движения не менее 5 раз.
  • На задержку дыхания. Дыхание выполнять по технике первого упражнения, задерживая его сначала на 2, 3, 4 и 5 секунд.
  • Мычание. Набрать в легкие побольше воздуха и на выдохе проговорить любую фразу или детский стишок, петь гласные звуки и слова по слогам, резко выбрасывать воздух со звуком «ХААА» и пр.

Существует множество логопедических игр, которые можно проводить в домашней обстановке. Самостоятельно можно освоить игры для мелкой моторики, для формирования чувства ритма, правильного вдоха и выдоха, на расширение диапазона голоса, развитие темпа речи.

Посоветовать игры и дать рекомендации по конкретному ребенку может только специалист. Не занимайтесь самолечением.

На заметку: эффективность занятий возрастет, если проводить их под легкое музыкальное сопровождение в спокойной обстановке. Занятия нужно проводить регулярно.

Об авторе: Забродина Наталья Николаевна, учитель математики, физики и астрономии.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector