Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников : коррекция ФФНР

Существуют разные нарушения развития детей. ФФНР в логопедии расшифровывается как фонетико-фонематическое недоразвитие речи. При такой проблеме ребенок не различает на слух звуки, но физиологический слух у него сохранен.

Фонетико-фонематическое нарушение речи у детей

У детей с ФФНР речь развивается особенным образом. У них искажаются или заменяются некоторые звуки. Количество нарушенных фонем может достигать большого количества — около 20.

Некоторые звуки могут смешиваться в один невнятный. Например, в «Основах дошкольной логопедии» Филичевой, Орловой, Тумановой приведены варианты такой проблемы. Вместо [С] и [Ш] звучит усредненный [Ш], а вместо [Ч], [Т] — искаженный [Ч].

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников : коррекция ФФНР

Подобное нарушение может выявить только логопед

Подобная проблема может проявляться по-разному. Иногда дошкольник правильно говорит звук в изолированной позиции, но в речи он его заменяет или искажает.

Фонетико-фонематическое нарушение речи у детей выражается в том, что у малыша полностью нормальный физиологический слух, но они не различают звуки. В таком случае это может выражаться в заменах твердых звуков на мягкие, шипящих на свистящие и т. п.

Классификация

Прежде чем разбираться с ФФНР в логопедии, что это у детей, нужно понять какие виды нарушения выделяют специалисты.

Важно! Логопед должен хорошо понимать особенности развития речи ребенка на данный момент времени.

При первом уровне фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к формированию звукового анализа сформированы недостаточно.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников : коррекция ФФНР

Родители не всегда могут обнаружить ФФНР у ребенка, поэтому им нужна помощь логопеда

При втором уровне нарушается восприятие мышц речевого аппарата. Дошкольник не ощущает положение языка или губ, поэтому он не делает разницы между некоторыми звуками.

Выраженность и причины появления

Иногда специалисты выделяют ФФНР по степени проявления:

  • Легкая — нарушено несколько звуков, которые заменяются или искажаются.
  • Средняя — неправильно произносится большее количество звуков из разных групп.
  • Тяжелая — ребенок не различает звуки на слух, не может определить позицию в слове.

Часто детям с ФФНР сложно произносить слоги со стечением согласных — стружка, трамвай и другие. Книгу «Основы дошкольной логопедии» Филичева написала для специалистов. В ней содержится информация о причинах появления речевых проблем.

Обратите внимание! До года каждый малыш очень чувствителен к любым болезням и травмам. Многие из инфекционных заболеваний могут негативно сказаться на развитии центральной нервной системы.

Важно и то, как протекает беременность. Если она тяжелая, то есть риск получить неговорящего ребенка. Недоношенность или продолжительные роды могут быть причиной гипоксии. При недостатке кислорода начинают погибать клетки головного мозга.

Иногда на раннее развитие малыша влияет обстановка. Маленькое количество социальных контактов, большое обилие компьютерных игр и телевидения приводит к тому, что речь ребенка формируется неправильно.

  Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи

В детском возрасте малыши чувствительны к обстановке. Чем больше с ними разговаривают взрослые, тем лучше, так как это стимулирует дошкольников разговаривать.

Логопедические методы коррекции ФФН

Чтобы помочь ребенку успешно преодолеть ФФН, с ним нужно заниматься по определенной системе. Это должен делать логопед, так как каждое занятие строится особым образом.

В саду специалист может брать детей каждый день на небольшой урок — это позволяет ускорить процесс. Родители являются неотъемлемыми участниками процесса и поэтому дома они тоже должны заниматься с ребенком.

Важно! Только логопед может правильно определить вид нарушения и составить коррекционный маршрут.

Помимо того, что ведется работа над звукопроизношением — проводится артикуляционная гимнастика, упражнения которой помогают сформировать правильное произношение звука. После проводится постановка и автоматизация.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников : коррекция ФФНР

Гимнастику могут проводить родители в домашних условиях

Специалист на индивидуальных занятиях развивает навыки звукового анализа, фразовую речь, лексический словарь. Дополнительно корректируется произвольное внимание и память, речевой слух.

С младшего дошкольного возраста важно развивать способность различать разные звуки. С ребенком проводят игры на угадывание звучащего музыкального инструмента, неречевых звуков (журчание воды, дождь, пение птиц и многое другого).

Главные характеристики заболевания

Помимо того, что при ФФН нарушается звукопроизношение, страдают и другие психические функции. Прежде всего, внимание. Оно неустойчивое, ребенок легко отвлекается и не может долго концентрироваться на чем-то одном.

Характеристика таких детей должна включать оценивание уровня развития всех высших психических функций — память, речь, мышление. Дошкольнику в средней группе детского сада будет сложно запоминать материал и участвовать в активной деятельности.

Задания дети с ФФНР выполняют с большим количеством ошибок. Они быстро устают и начинают испытывать раздражительность.

Прогноз и профилактика

Своевременное выявление нарушения и постоянная коррекционная работа в дошкольном периоде позволяет почти полностью избавиться от проблемы к первому классу.

Особо лечить ФФНР нет смысла, так как при таком нарушении отмечаются незначительные проблемы. Невролог может назначить поддерживающие препараты, которые позволят улучшить работу нервной системы.

Важно! Курс лекарств и дозировки может назначать только врач.

Для профилактики ФФНР необходимо с раннего возраста заниматься с малышом. Мама должна петь ему, рассказывать потешки, читать сказки, играть с ним. Это позволит стимулировать его речевое развитие.

Игровая логопедия

В силу возраста детям тяжело даются традиционные занятия, где педагог и они сидят за столами. Игровая логопедия создает особые условия, которые позволяют проводить все уроки нетрадиционно.

  Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками

Логопед с ребенком занимается на разной территории — на диване, полу или под столом. Специалист использует мыльную пену, бумаги и другие материалы. Подвижные игры сменяются спокойными моментами.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников : коррекция ФФНР

Сенсорные бассейны можно делать из круп и украшать маленькими фигурками

Например, логопедическое занятие по теме «Транспорт» можно проводить с разными машинками и дорогами. При хорошей погоде можно пойти на улицу. Такие интересные уроки проводятся в открытой форме, и ребенок может сам выбирать, чем ему заниматься.

Тема «Весна»

Каждое занятие должно быть посвящено определённой теме и это позволяет подбирать задания, которые будут развивать все стороны речи. Логопед обязательно пишет конспект, который позволит ему выстроить структуру урока.

К концу садика дети должны хорошо знать времена и месяцы года. «Весна» логопедическое занятие в подготовительной группе проводится в марте или апреле.

С детьми обсуждают тематическую картину, спрашивают слова во множественном числе (лужа-лужи, капля-капли и т. п.) и просят назвать эти же слова в ласковой форме.

Весеннюю тему лучше обсуждать на улице в теплой погоде. Тогда дети смогут наглядно увидеть, что это за время года. Если рядом есть парк, то нужно пойти туда. Так дошкольники хорошо познакомятся с темой «Весна».

Тема «Транспорт»

Для занятия можно использовать презентацию, которую включают на компьютере. Такая деятельность позволяет разнообразить учебу в старшей дошкольной группе.

Сначала с детьми обсуждают виды машин, потом просят классифицировать их (наземный, воздушный, водный). Можно добавить игры на исключение или изображения с недостающими элементами.

Важно! Желательно включать задания на словообразование: «один-много», «скажи ласково» и т. п.

В старшей группе еще не занимаются развитием звукового анализа. Еще вариант занятия — с помощью тематических игрушек. В таком случае на каждого ребенка нужен отдельный конспект.

Тема «Посуда»

Для проведения урока понадобится комплект кукольной посуды. С детьми обсуждают назначение каждого предмета и особенности его использования. Обговаривают варианты применения, например, в сковороде жарят или варят? Тарелки нужны для приготовления пищи? Половником едят?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников : коррекция ФФНР

С игрушечной посудой можно осуществлять разные манипуляции и ее приятнее держать в руках, чем картинки

Подобную тему можно совместить с темой «продукты». Тогда с детьми обсуждается и то, как готовить разные продукты.

«Основы дошкольной логопедии» по Филичевой

Мало кто из родителей понимает, что может обозначать аббревиатура ФФНР. Особенности нарушения и его проявления подробно изложены в специальной литературе. Работы Филичевой считаются классическими и основополагающими.

Самоанализ занятия

Каждому логопеду нужно регулярно оценивать свою деятельность. Поэтому самоанализ проведенного занятия позволяет выявить сильные и слабые места. Необходимо определить, какие цели были поставлены и удалось ли их достигнуть.

Обязательно оценивается насколько ребенку было интересно заниматься, были ли все задания подобраны с учетом возраста. Отдельно рассматриваются действия педагога — помощь, поощрение и похвала.

Родителям не стоит бояться выявления ФФНР у ребенка, так как эта проблема вполне решается. Важно своевременно ее выявить и приступить к коррекции в дошкольном возрасте.

Диагностика и лечение фонетико-фонематического недоразвития речи у детей

22.01.2019

Одна из наиболее распространенных логопедических патологий у детей — фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Отсутствие своевременной работы над устранением этого нарушения впоследствии приводит к проблемам при формировании навыков письма и чтения у школьников и к ряду психологических проблем.

Общая характеристика патологии

Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) относится к психолого-педагогическим речевым нарушениям. Логопедическое заключение о том, что у ребенка ФФНР, дается в случае, если наблюдается стойкое нарушение произношения и восприятия фонем (минимальных смысловых единиц языка) при нормальном биологическом слухе и сохранном интеллекте.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников : коррекция ФФНР

О фонетико-фонематическом недоразвитии речи говорят, если у ребенка наблюдается искажение, замена или пропуск звуков и отсутствие их дифференциации, а также нарушение слоговой структуры слова и лексико-грамматического строя речи, и эти нарушения сохраняются по достижении ребенком возраста 4 лет.

Классификация

Различают следующие степени ФФНР в зависимости от выраженности нарушения:

  • Легкая степень. Характеризуется нарушением распознавания только некоторых звуков, дефектно произносимых. В целом речь ребенка понятна окружающим, анализ и синтез слов соответствуют возрасту.
  • Средняя степень. Отсутствует дифференциация уже в нескольких группах звуков, причем это касается даже тех фонем, которые произносятся ребенком правильно. Наблюдается некоторое нарушение слоговой структуры слова и грамматического строя речи. Лексический запас ограничен.
  • Для тяжелой степени характерны выраженные затруднения в различении звуков разных групп, в их воспроизведении, в звуковом анализе и синтезе (ребенок не может определить, из каких звуков состоит слово, их последовательность, затруднено слияние звуков в слово). Явно выражено нарушение слоговой структуры слова (перестановка и пропуск слогов, разбавление лишними звуками и слогами) и лексико-грамматического строя речи (словоизменение, употребление предлогов, порядок слов в предложении, развернутость фразы, обширность и активность словарного запаса). Речь в целом затруднена для понимания окружающих.

Особенности психических процессов при фонетико-фонематическом недоразвитии речи

При сохранном интеллекте у ребенка наблюдается ряд особенностей психических процессов, наиболее важных для обучения:

  • Формирование абстрактного мышления происходит позже и с затруднением. В связи с этим ребенку труднее выполнять задания, не связанные с конкретными действиями с предметами или наглядными образами.
  • Объем памяти недостаточен. Это является одной из причин малого словарного запаса.
  • Скорость мыслительных процессов снижена. Таким детям требуется больше времени на выполнение заданий.
  • Снижена концентрация внимания, вследствие чего ребенок переключается на другой объект или деятельность, не закончив выполнение задания, попросту говоря— отвлекается.
Читайте также:  Режим дня картинки для детей детского сада

Причины патологии

Выделяются врожденные и приобретенные причины ФФНР.

Ко врожденным причинам относятся следующие факторы:

  • патологии беременности;
  • преждевременные роды;
  • асфиксия плода;
  • травматизация новорожденного при родах;
  • генетические заболевания;
  • несформированность или патология артикуляционного аппарата (например, парез подъязычного нерва).

Приобретенные причины:

  • нарушенная или недостаточная речевая среда в семье (например, глухие родители);
  • психотравмирующая обстановка в семье;
  • травмы, затрагивающие артикуляционный аппарат;
  • психоэмоциональные травмы (например, сильный испуг).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников : коррекция ФФНР

Если имела место ситуация, связанная с одной или несколькими причинами из перечисленного списка, следует внимательно следить за речевым развитием ребенка. В работе логопеда выяснение причины ФФНР важно для грамотного построения схемы коррекционной работы.

Симптомы фонетико-фонематического недоразвития речи

Речь в норме должна быть сформирована к началу пятого года жизни ребенка:

  • большинство звуков произносятся правильно;
  • фонемы различаются на слух и в собственной речи;
  • фразы развернуты;
  • слова из активного словаря не искажаются;
  • лексический запас разнообразен.

Поскольку речь является одним из важнейших психических процессов, необходимо вовремя выявить фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка, чтобы своевременно провести коррекционную работу по его исправлению. Для этого следует знать симптоматику ФФНР:

  1. Нарушение звукопроизношения:
    • дефектное произношение звука или нескольких звуков из одной группы (например, сонорный [р] произносится грассирующе);
    • замена одного звука другим, как из этой же группы (ворона — волона, молоко — мороко), так и из других групп (колесо — ковесо, шишка — сыска);
    • замена мягкого звука твердым и наоборот;
    • пропуск звуков, особенно при стечении нескольких согласных (космонавт — космонат), хотя бывает и выпадение единичной фонемы (выкупать — выупать).
  2. Нарушение слоговой структуры слова:
    • перестановка слогов;
    • пропуск слогов;
    • добавление лишнего звука или слога.
  3. Нарушение фонематического восприятия:
    • ребенок не различает на слух правильно произнесенное слово и слово с дефектной фонемой — это касается и собственной речи, и речи окружающих;
    • в словах не дифференцируются звуки, особенно из одной группы;
    • не воспринимается последовательность звуков в слове;
    • затруднено вычленение звука из слова (звуковой анализ) и обратный процесс (синтез слова из звуков).
  4. Ограниченность лексического запаса (бедный словарь).
  5. Нарушение грамматического строя речи:
    • неверное словоизменение, например, в словосочетании с согласованием слова употреблены в разных падежах (зимним узорах);
    • неправильное употребление предлогов (зайти на магазин) или их пропуск;
    • грубое нарушение порядка слов, не соответствующее сути высказывания;
    • фраза преимущественно не развернутая.

В первую очередь внимание родителей привлекает нарушенное звукопроизношение, по поводу которого и обращаются к специалистам. Но важно знать, что иногда при фонетико-фонематическом недоразвитии произношение звуков практически не нарушено, а вот остальные проблемы имеются и ярко выражены. В дальнейшем они оказывают отрицательное влияние на обучение ребенка в школе.

Диагностика

Своевременная диагностика играет значимую роль в эффективной коррекции ФФНР. При возникновении у родителей тревоги по поводу речевого развития ребенка необходимо сразу же обратиться к специалистам. Необходима консультация и заключение следующих врачей:

  • Отоларинголог или лог-сурдолог. Обследование этим специалистом необходимо для исключения наличия патологии органов слуха или нейросенсорной тугоухости (подтверждение, что биологический слух в норме). При необходимости врач назначит аудиометрию — это обследование безболезненное, безопасное и довольно быстрое.
  • Невролог. Обязательно обследоваться у данного специалиста с целью выявления возможных неврологических проблем, которые могут быть причиной логопедической патологии. Скрупулезное обследование у невролога позволяет выстроить максимально эффективную коррекционную работу.
  • Заключение педиатра об общем здоровье ребенка. Также не будет лишним, если педиатр сделает краткую выписку истории первых лет жизни ребенка из медицинской карты.
  • Медицинский логопед. Обследование у этого специалиста позволит выявить наличие и определить характер имеющейся у ребенка речевой патологии по клинико-педагогической классификации.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников : коррекция ФФНР

Собрав максимально возможное количество информации о причинах и наличии патологии, необходимо обратиться к педагогу-логопеду. Его обследование должно быть тщательным и охватывающим все аспекты речевой деятельности и все психические процессы, необходимые для ее нормального формирования. Логопед изучит медицинские заключения и проведет диагностику, заключающуюся в следующем:

  • Обследование артикуляционного аппарата ребенка на наличие нарушений, препятствующих нормальному звукопроизношению. В обязательном порядке исследуется прикус, сформированность зубного ряда, достаточность подвижности органов артикуляции (губы, челюсть, язык).
  • Проверка развитости речевого дыхания ребенка, его голоса (высота, тембр, сила).
  • Тщательный анализ звукопроизношения (искажение, замена, пропуск фонем) Проверка звукового анализа и синтеза слов (воспроизведение, вычленение и понимание звуков, слогов, слов из речи).
  • Обследование лексического запаса ребенка (пассивный и активный словарь).
  • Исследование грамматического оформления речи.
  • Обследование мелкой моторики, внимания, памяти, мыслительной деятельности.

Результат обследования логопед документально фиксирует, после чего выносит заключение о наличии фонетико-фонематического недоразвития. Качественное логопедическое обследование не может быть быстрым.

Затем логопед заводит речевую карту ребенка, с которым будет проводиться коррекционная работа по устранению ФФНР. В эту карту заносятся исходные данные ребенка (имеющиеся нарушения), в дальнейшем здесь будет отражаться динамика работы.

Коррекционная работа с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

В коррекционной деятельности по устранению ФФНР у ребенка выделяют три раздела:

  1. Подготовительный (артикуляторный). Уточняется и закрепляется артикуляция и произношение сохранных и легко артикулируемых звуков с целью развития фонематического слуха и фонемного анализа. Также эти звуки в дальнейшем послужат основой для постановки правильного произношения нарушенных звуков. Ведется работа по постановке дефектно произносимых звуков и дальнейшей их автоматизации в слоге, слове, фразе.
  2. Дифференцировочный. Ребенок сравнивает сходные по артикулированию и акустике звуки, причем не только на слух, но и в собственном произношении. Проводится работа по вычленению звука из слова или из ряда звуков, из предложения. Особое внимание уделяется работе над гласными звуками (артикуляции и четкому произношению), поскольку гласный звук— основа слога, от произношения которого во многом зависит четкость речи.
  3. Формирование звукового анализа и синтеза: овладение терминами, связанными с речью, деление слова на слоги и наоборот (составление слов из слогов), вычленение звуков из слова и наоборот (синтез слова из звуков).

Параллельно с вышеописанными мероприятиями ведется работа по развитию лексико-грамматического строя речи:

  • Обогащение словарного запаса ребенка, введение в активное употребление новых для него слов.
  • Развитие навыка словообразования (снег — снежный, ходит — выходит) и словоизменения (согласование в числе, роде и падеже, а также верное употребление падежей в зависимости от речевой конструкции).
  • Формирование навыка построения простого распространенного предложения (обогащение предложения определениями, обстоятельствами, дополнениями), а также сложных предложений разных видов.
  • Работа над развитием диалогической и связной речи.

Коррекционные мероприятия также направлены на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, абстрактного мышления и мыслительных процессов.

Как правильно развивать мелкую моторику у детей − расскажет эта статья.

В зависимости от причин ФФНР может проводиться общий и/или логопедический массаж, может потребоваться лечение у невролога.

В чем польза логопедического массажа языка и как его проводят − читайте тут.

Прогноз

Если в дошкольном возрасте коррекция при ФФНР не проводилась или была недостаточной, это приводит к тому, что у ребенка в школе возникают трудности с формированием навыков чтения и письма, в связи с чем у него диагностируется дислексия и дисграфия. Обучение в таком случае не может быть успешным, что приводит к психологическим проблемам.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников : коррекция ФФНР

Своевременное выявление и полноценная коррекция полностью устраняют проявления ФФНР легкой и средней степени и позволяют добиться значительных улучшений при тяжелой степени. В некоторых случаях даже у детей с тяжелой степенью ФФНР удается свести проявления патологии к минимуму.

Для достижения максимально положительной динамики требуется кропотливая работа не только врачей, но и родителей ребенка.

Профилактика

В целях предупреждения ФФНР рекомендованы следующие меры:

  • предупреждение внутриутробных патологий, а также остальных врожденных причин ФФНР;
  • постоянное наблюдение за неврологическим статусом ребенка и при необходимости лечение у невролога;
  • создание в семье комфортной психологической обстановки;
  • предотвращение психотравмирующих ситуаций;
  • уделение максимально возможного количества времени развитию малыша, как общему, так и речевому;
  • создание правильной речевой среды в семье (ни в коем случае нельзя переходить на язык ребенка, объясняясь с ним дефектными словами), ребенок должен слышать образец правильной речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — логопедическая патология, проявления которой при правильной и своевременной коррекции вполне поддаются либо полному устранению, либо сводятся к такому минимуму, при котором в дальнейшем не препятствуют общению и обучению ребенка.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников : коррекция ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников : коррекция ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

Читайте также:  Мнемотаблицы для развития связной речи для дошкольников

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами.

Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам.

ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Нарушения средств общения (ФФН и ОНР) являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников : коррекция ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:

Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.

Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.

Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны.

Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.).

Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]).

Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками.

В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность.

Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д.

Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.

Приступая к диагностическому обследованию речи у ребенка с ФФН, логопед (из медицинской документации или из беседы с родителями) выясняет анамнестические сведения (особенности протекания беременности и родов  у матери, раннего физического, психического развития ребенка). При оформлении речевой карты на ребенка с ФФН следует сделать особые отметки о состоянии слуха (по заключению детского отоларинголога), неврологического статуса (по заключению детского невролога), общего здоровья (по заключению педиатра).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: причины ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушения в произношении звуков и восприятии фонем на слух. Такие процессы протекают на фоне других речевых нарушений.

Для ФФНР характерно искажение звуков, замена одних фонем другими или их смешение, нарушение слоговой структуры слова, а также лексико-грамматические нарушения в легкой степени.

ФФНР относится к категориям психолого-педагогической классификации речевых нарушений.

Нарушение восприятия и порядка употребения звуков в речи является достаточно распространенной логопедической и педагогической проблемой

Что такое ФФНР?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет собой различные нарушения в произношении звуков. Причиной ФФНР является неполная или неправильная сформированность фонематического слуха, то есть дефекты в восприятии фонем. Важно отметить, что общий слух и интеллектуальный уровень ребенка при этом не страдают и развиваются как положено.

Основную проблему для детей с ФФНР представляет произношение фонем, близких по акустико-артикуляционному признаку:

  • звонких и глухих (г-к, з-с, б-п и т.д.);
  • мягких и твердых (м-мь, л-ль и т.д.);
  • шипящих и свистящих (ш-с, ж-з).

Если ребенок затрудняется произносить многие фонемы, у него будут проблемы со слоговой структурой слова. В таком случае ему трудно произносить слова, в которых рядом стоят 2-3 согласных («строй», «травма», «кружка» и т.п.), и цепочки из разных слогов (та-ра-ра, па-ра-па, та-да).

Характеристика ФФНР

Детям ставится диагноз фонетико-фонематического недоразвития речи, когда у них подтверждаются следующие дефекты в развитии устной речи:

  1. Произношение звуков с различными нарушениями. Ребенок говорит одни фонемы вместо других, какие-то вообще не умеет проговаривать. Некоторые или многие из них он произносит искаженно, при этом сходство с правильным звучанием может присутствовать в большей или меньшей степени. Бывает, что фонемы сливаются, и различить их становится невозможно. Данные речевые дефекты часто искажают смысл сказанного, что затрудняет общение.
  2. Нарушение фонетико-фонематического восприятия, анализа и синтеза. Ребенок плохо различает определенные звуки в чьей-то или своей речи, чаще всего путает шипящие и свистящие, твердые и мягкие, звонкие и глухие, «р» и «л». Не умеет мысленно выделять отдельные фонемы в слове и соединять в одно целое несколько фонем.
  3. Нечеткость, невнятность произношения, невыразительность речи.
  4. В случае, когда школьный возраст уже достигнут, – проблемы с чтением и письмом.

Важно также установить и степень развития речевого нарушения. От этого во многом зависит эффективность и успех проведения коррекционной программы.

Важно обращать внимание на особенности речи ребенка даже в повседневном общении – уточнения родителей помогут логопеду поставить правильный диагноз и определить степень ФФНР

Степени ФФНР

ФФН речи разделяют на 3 степени сложности:

При легкой степени выявляются трудности с различением лишь тех звуков, произношение которых нарушено. В целом же фонематический анализ осуществляется без проблем.

Средняя степень ФФНР характеризуется уже значительными проблемами с фонематическим анализом. Ребенок плохо различает многие звуки из разных фонетических групп, тогда как в его речи все звуки присутствуют.

Третья степень ФФНР является самой тяжелой. Ребенок не умеет выделять фонемы, многие звуки не различает и не определяет их очередность в слове.

ФФНР часто сопровождается неправильным фонематическим восприятием (восприятием на слух каких-либо звуков), причем в разных вариациях. Например, ребенок может воспринимать многие фонемы, но его произношение имеет множество недостатков.

В других случаях, наоборот, большинство звуков он произносит правильно, однако восприятие очень сильно нарушается. К сожалению, часто такие формы проявления ФФНР становятся следствием неправильной работы логопеда по коррекции речи.

Очень важно, чтобы на занятиях шла работа именно корректирующая, а не маскирующая отклонение.

Занятия с логопедом не всегда приводят к желаемому результату – нужно максимально ответственно отнестись к выбору специалиста, а вначале – к постановке правильного диагноза

Чем чревато ФФНР?

Последствием фонетико-фонематического недоразвития речи, если вовремя не устранить данное отклонение, непременно станет то, что ребенок будет плохо читать и писать.

Дислексия и дисграфия неизбежно приведут к отставанию в школьной программе и, что очень вероятно, к проблемам психологического характера.

Вот почему коррекция ФФНР должна быть проведена обязательно до 7 лет, чтобы к школе ребенок был хорошо подготовлен по всем направлениям.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: дислексия у младших школьников – коррекционные упражнения

Как корректируется в дошкольных заведениях?

У дошкольников исправление фонематического недоразвития речи – это занятия в специальной логопедической группе. Программа таких групп обязательно включает подготовку к обучению грамоте. Отвечает за речевую коррекцию логопед.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет дома?

Значительно затрудняет логопедическую работу в небольших населенных пунктах отсутствие специализированных классов. Многие детские сады имеют возможность корректировать только общее недоразвитие речи (ОНР), а отдельная работа с детьми с ФФНР там не предусмотрена.

Читайте также:  Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по ФГОС

Когда специальные группы отсутствуют, коррекцией ФФНР занимается логопед детского сада или детской поликлиники. К сожалению, эффективность такого курса снижена, поскольку для упрощенного варианта коррекционной программы не выделяется необходимое количество времени, а комплексный подход трудно установить.

Логопедическая коррекция в младших классах

Исправление фонематического недоразвития речи, когда ребенок уже учится в школе, более затруднительно, поскольку параллельно приходится устранять нарушения письма и чтения, уже начавшие проявляться.

Работа логопеда ведется в школе и заключается в постановке правильного произношения, введении поставленных звуков в речь, развитии фонематического анализа и синтеза, а также исправлении недочетов в грамматике и чтении.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как лечить общее недоразвитие речи у детей?

Программа коррекции ФФНР занимает всего лишь полгода в первом классе. Не всем детям хватает этого времени для полного исправления всех речевых дефектов, поэтому лучше постараться и устранить их еще в дошкольном возрасте.

Фонетико-фонематическое нарушение речи — симптомы и коррекция

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи или ФФН – это речевое нарушение у детей, никак не зависимое от уровня интеллекта ребёнка и его физиологических данных. ФФН серьёзно тормозит развитие и требует как можно более быстрой коррекции с помощью логопеда.

Что такое ФФНР?

Речь – это не только непосредственно воспроизведение звука, а также его воприятие. Слух и речевой аппарат неразрывно связаны и одна часть не будет работать без другой. Исключения возможны во взрослом возрасте, но ребёнок, столкнувшийся в детстве с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, испытает сильные трудности с восприятием фонем, то есть первичных структур языка.

Чем дольше ФФН не корректируется, тем тяжелее могут быть последствия. На фоне неправильного восприятия информации социализация ребёнка оказывается под угрозой, как и приобретение им более сложных навыков вроде письма и чтения. Также это первый шаг к дисграфии и дислексии – неспособные воспринять информацию на слух дети начинают переносить свой опыт и на другие методы общения и познания.

  • Лучшие статьи на сайте:
  • Афазия – акустико-гностическая форма
  • Апраксия – причины и симптомы
  • Какие игры используют логопеды в своей работе?

Формы фонетико-фонематических дефектов речи

Логопедическим и педагогическим сообществом в классификации ФФН выделяется три основных стадии:

  1. Лёгкая степень. Звуковое восприятие ребёнка не нарушено, а только повреждено. Неправильно воспринимаются только отдельные звуки, в целом анализ на уровне нормы.
  2. Средняя степень. Количество звуков, которые ребёнок не способен воспринять, значительно увеличивается. От тяжёлой отличается тем, что в устной речи ориентация всё ещё присутствует.
  3. Тяжёлая степень. Полное нарушение понятия звуковой последовательности у ребёнка – он не различает их, не может структурировать и выделить отдельно от слова.

При всех трёх стадиях развития нарушения консультация или наблюдение у логопеда строго обязательны, если родители не обладают профильными знаниями.

Причины фонематического недоразвития речи детей

Фонетико-фонематическое нарушение может быть как приобретённым (чаще всего), так и врождённым – на восприятие звуков могут влиять как внешние факторы, так ошибки внутриутробного развития или родовые травмы.

Причины приобретённого ФФН:

  1. Травмы головного мозга. Сотрясения, просто сильные ушибы – всё это может оказать влияние.
  2. Длительные инфекции или вирусные заболевания. Долгая болезнь во время первого года, пока иммунитет ещё не сформирован, сильно травмируют все системы, в том числе и нервную.
  3. Плохая наследственность – в семье был кто-то с похожими проблемами в детстве.
  4. Сильные нервные потрясения и хронические стрессы в период активного развития речевой системы. Именно поэтому ФФН часто можно найти у детей из неблагополучных семей.

Половина ситуаций находится вне зоны влияния родителей, они могут лишь вовремя обратиться за коррекцией. Однако и в среде внешне благополучных семей находятся дети с ФНН – создать стрессовую атмосферу страха, недоверия и злобы можно в любых условиях.

Симптомы фонетико-фонематического нарушения речи

Работа логопеда начинается с диагностики и, к счастью, маленькие пациенты с фонетико-фонематическими нарушениями сразу видны среди других. Некоторые симптомы могут заметить только профессионалы, проводя тесты, а некоторые подмечают и сами родители.

Основные симптомы:

  • задержка в развитии нервной системы;
  • трудности ребёнка с переключением внимания и, напротив, с фокусировкой на чём-либо;
  • прослеживаются затруднения в произношении определённых звуков, в ошибках ребёнка есть система;
  • физиологические признаки вроде “готического” высокого нёба и нарушений прикуса, строения губ;
  • проблемы с абстрактными понятиями;
  • явные нарушения артикуляции;
  • возможны проблемы с памятью.

В основном логопед понимает, что столкнулся с ФФН, когда определяет те фонемы, которые ребёнок не воспринимает. Если уровень интеллекта сооветствует возрасту, как и лексический запас, сомнений не остаётся.

Логопедическое обследование при ФФН

Логопед – основной специалист, который понадобится такому ребёнку, но диагностировать нарушение может и педиатр, консультируясь с отоларингологом. Если нет возможности посетить логопеда сразу, можно смело обращаться к этим врачам.

Определить тяжесть заболевания может только логопед.

При осмотре он выявит дееспособность артикуляционного аппарата, исключит проблемы с речью по другим, более физиологическим причинам (травмы гортани и проблемы с дыхательной системой, например).

Заключается обследование в тщательном осмотре гортани, изучения выписок от других специалистов, а также проведении специальных тестов, по результатам которых можно будет точно судить о ФФН.

Логопедические методы коррекции ФФН

Если причиной нарушения установлена психологическая травма, параллельно с логопедом ребёнка должен наблюдать психолог. Когда нарушения речи происходят из-за психотравмы, логопед не справится в одиночку.

Коррекция в дошкольных заведениях

Именно дошкольника легче всего избавить от ФФН быстро и “безболезненно” для самого ребёнка. Для дошкольника речевые функции очень важны, но их необходимость не сравнить с младшим школьным уровнем, когда включается фактор успеваемости.

Логопеду очень важно успеть с полным курсом коррекции в зависимости от степени тяжести до младшего школьного возраста, понять структуру индивидуального дефекта при ФФН. Для этого используется речевая практика, целенаправленная работа с проблемными звуками.

Логопедическая коррекция в младших классах

Если ребёнок уже владеет навыками чтения или даже письма (неважно, насколько качественно), несмотря на своё нарушение, работать с ним уже необходимо иначе. Проблема уже считается нарушением чтения и письма, основанном на фонетико-фонематическом недоразвитии.

Так как ребёнок получает в разы больше информации теперь, логопед может разными способами внедрять в речь проблемные фонемы. Младший школьник способен к более серьёзному звуковому анализу, чем дошкольник, но работа всё равно усложняется необходимостью “подгонять” ребёнка под нормы социального развития.

Артикуляционные упражнения

Для взрослого неочевидно то, как много усилий необходимо приложить ребёнку, чтобы правильно выговаривать слова.

Это делается не силой мысли, а с помощью артикуляционного аппарата, который в свою очередь состоит из нескольких важных органов.

Понятия о коррекции фонетико-фонематического недоразвития не было бы без общего комплекса упражнений, способных улучшить воспроизводимость звуков у большинства маленьких пациентов.

Для активной работы губ

Губы буквально формируют звуки, которые мы произносим. Типичные и привычные для нас мимические движения ещё не отпечатались в памяти ребёнка. Он, пытаясь произносить звуки, терпит неудачу именно из-за неправильной постановки губ

Эффективные упражнения:

  1. “Поцелуйчик” – ребёнка учат вытягивать губы трубочкой будто для поцелуя. На самом деле способствует произношению гласных, а также шипящих/свистящих.
  2. “Улыбка” – зубы сомкнуты, а губы расплываются в как можно более широкой улыбке. Тренирует мимические мышцы губ. Можно чередовать с предыдущим упражнением.
  3. “Пятачок” – из позиции “поцелуйчика” ребёнка просят двигать сомкнутыми губами по кругу, меняя направление вращения.

Для тренировки языка

Язык по большей части управляется бессознательно – сам приподнимается к нёбу в спокойном состоянии, а его движения во время речи сложно различимы для обывателя. Специалисту же очевидно, что язык – самая важная часть артикуляционного аппарата и тренировать его нужно в первую очередь.

Полезные упражнения:

  1. “Игла” – нужно высунуть язык как можно дальше, но при этом держать его в напряжении, чтобы был острый кончик. Желательно держать до 10 секунд.
  2. “Лопатка” – задача также в том, чтобы высунуть язык как можно дальше, но уже в расслабленном состоянии.
  3. “Медок” – вызывает у детей небольшие трудности, но очень эффективно. Необходимо лизать верхнюю губу, но не снизу вверх, а сверху вниз.
  4. “Трубочка” – свернуть язык в трубочку, напрягая его. Чем круглее получится, тем лучше.

Также помогают щелчки и цоканье языком – это несложно и дети с удовольствием повторяют такое упражнение и дома.

Прогноз и методы профилактики ФФН

Главный метод профилактики – правильное, гармоничное эмоциональное воспитание ребёнка. Не заметить признаки ФФН может либо неопытный, либо равнодушный родитель. Если ребёнку уделять достаточно времени, а ещё лучше – водить к психологу и логопеду на профилактические осмотры, никакие приобретённые нарушения ему не грозят.

При наличии терапии и формирования речи у ребёнка на всех этапах, ФФН исчезнет уже спустя несколько месяцев или полгода. Проблема решаема и вытащить малыша можно из любой степени.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector