Дизартрия у детей у детей нормальным психофизическим развитием: формы, причины, лечение

Дизартрия у детей у детей нормальным психофизическим развитием: формы, причины, лечение

Дизартрия у детей – это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром проявляется артикуляционными трудностями, звукопроизносительными дефектами, диспросодией. Возможны затруднения глотания, гиперсаливация, расстройства произвольной моторики и координации. Для установления центральных причин дизартрии выполняется церебральная МРТ, ЭФИ. Неврологическое обследование дополняется нейропсихологическим и логопедическим тестированием. В лечении применяется комплекс методов: фармакотерапия, физическая реабилитация, логотерапия.

Дизартрия – распространенный паторечевой синдром в логопедии детского возраста. Ее стертая форма выявляется у 25-70% детей с перинатальной патологией ЦНС.

В клинике детского церебрального паралича частота дизартрических расстройств составляет от 60 до 85%. По своему речевому статусу дети-дизартрики могут относиться к категории ФФН или ОНР 1-4 уровня.

Степень расстройства речевой функции зависит от тяжести и локализации церебрального поражения, колеблется от стертой дизартрии до анартрии.

Дизартрия у детей у детей нормальным психофизическим развитием: формы, причины, лечение

Дизартрия у детей

Перечисленные вредоносные воздействия вызывают поражение церебральных структур, регулирующих моторное звено речи: черепно-мозговых нервов (чаще IX – языкоглоточного, X – блуждающего, XII – подъязычного; реже VII – лицевого и V – тройничного), их ядер, коры или пирамидных путей. В зависимости от топики поражения развиваются различные расстройства мышечного тонуса речевой мускулатуры и двигательные нарушения, препятствующие нормальной артикуляции.

Так, при поражении корковых речевых центров ведущим звеном в структуре дефекта становится артикуляционная апраксия. На повреждение проводящих корково-ядерных путей указывают спастические и вялые параличи.

При поражении стриопаллидарной системы развиваются гиперкинезы и мышечная дистония. Повреждение ствола мозга проявляется синкинезиями, мышечной ригидностью, оральными автоматизмами.

Мозжечковые поражения сопровождаются атаксией и мышечной гипотонией.

Дизартрию у детей классифицируют с учетом локализации поражения, тяжести протекания, симптомологии. Наиболее часто в неврологической практике используется топическая классификация, выделяющая следующие формы:

  • Псевдобульбарная. Самый частый вариант дизартрии у детей. Возникает в результате поражения корково-ядерного (пирамидного) тракта. Может быть паретической и спастической.
  • Бульбарная. Обусловлена поражением ганглиев черепных нервов, сосредоточенных в продолговатом мозге. Для детского возраста не характерна.
  • Экстрапирамидная (подкорковая). Развивается при поражении подкорковых нервных узлов.
  • Мозжечковая. Связана с повреждением мозжечка. В педиатрической практике наблюдается редко.
  • Корковая. Возникает при очаговых изменениях моторных корковых областей. У детей признается не всеми исследователями. Некоторые отождествляют ее с моторной алалией, поскольку в структуре первичного дефекта также отмечается кинетическая либо кинестетическая апраксия.

По выраженности (тяжести) симптомов дизартрия может иметь следующие степени:

  • анартрия – самая тяжелая форма, речь нечленораздельная или отсутствует;
  • дизартрия средней степени – тяжелые и множественные дефекты звукопроизношения, речь малопонятна, голос назальный, тихий;
  • стертая дизартрия (минимальные дизартрические расстройства) – легкая форма, артикуляционные движения недостаточно точные, из-за чего нарушается фонетика и слуховое восприятие.

Признаки нарушенного речевого онтогенеза выявляются еще в младенчестве. Крик новорожденных прерывистый, слабый. У грудничков отмечается вялое сосание, поперхивание молоком, частое срыгивание. Гуление и лепетные реакции запаздывают, характеризуются ограниченностью вокализаций. Все речевое развитие искажается и задерживается по срокам.

При дизартрическом синдроме нарушаются все операции внешнего высказывания: артикуляция и фонемообразование, голос и просодика, темпо-ритмическая организация.

При наиболее типичной для детей псевдобульбарной форме речь становится замедленной, напряженной. Движения языка и губ ограничены в виду парезов, сила воздушной струи недостаточна для внятной фонации.

Характерными дефектами для детской дизартрии являются палатализация согласных (смягчение), межзубное или боковое произношение. Голос слабый, неинтонированный, осиплый, гнусавый.

Речь в целом невнятная («будто каша во рту»).

Лицо ребенка амимично, асимметрично, рот часто приоткрыт. Движения губ, щек, языка ограничены. Отмечается гиперсаливация, дисфагия, трудности с откусыванием и пережевыванием жесткой пищи.

Могут иметь место тремор и гиперкинезы в артикуляционной и лицевой мускулатуре, оральные синкинезии.

Дополнительные трудности при артикуляции создают готическое небо, укорочение подъязычной связки, которые часто выявляются у детей с дизартрией.

Минимальный дизартрический синдром характеризует отсутствие грубых нарушений речевой моторики. Артикуляция нечеткая, смазанная. Частыми фонетическими дефектами служат сигматизм шипящих и свистящих, ротацизм, дефект озвончения. Возможно недоразвитие фонематических процессов (ФФН).

Дизартрия относится к тяжелым нарушениям речи, влияет на формирование всех языковых подсистем у детей. Ограниченность речевой практики приводит к задержке психического развития, снижению познавательной активности.

В школьном возрасте дети обычно сталкиваются с проблемой специфических расстройств развития школьных навыков (дисграфией, дискалькулией, дислексией).

Возможно формирование комплекса неполноценности, связанного с ограниченными физическими и речевыми возможностями, недоброжелательным отношением сверстников, необходимостью частых госпитализаций.

Из сопроводительной медицинской документации логопед-дефектолог получает необходимые сведения о сопутствующих диагнозах ребенка, его психоневрологическом статусе, результатах инструментальной диагностики (церебральной МРТ, ЭНМГ, ЭЭГ). В ходе беседы с родителями уточняет ранее психомоторное и речевое развитие пациента, динамику заболевания, актуальные жалобы. Логопедическая диагностика дизартрии включает:

  1. Оценку строения и функции артикуляционного аппарата. Обращается внимание на выраженность и симметричность носогубных складок, состояние тонуса лицевой мускулатуры, наличие слюнотечения, синкинезий. Выполняются статические и динамические функциональные пробы на дизартрию.
  2. Исследование дыхания и голоса. Определяется тип, ритм, объем дыхания, тембр и модулированность голоса. У детей с дизартрией дыхание поверхностное, неровное, голос – слабый, назальный, монотонный.
  3. Обследование лексико-грамматической подсистемы. Выясняется состояние сенсорной и моторной речи, объем лексического запаса. Исследуются навыки словоизменения, согласования, умение составлять фразу и связное высказывание.
  4. Обследование фонематических процессов: Проводятся тесты на акустическое различение фонем, сформированность фонематического синтеза, анализа, представлений. Исследуется слуховая дифференциация всех оппозиционных фонем (звонких-глухих, ротовых-носовых, свистящих-шипящих, заднеязычных-переднеязычных и т.д.).
  5. Обследование фонетической подсистемы языка. Начинается с проверки гласных и звуков раннего онтогенеза. Затем исследуется произношение всех остальных фонем, состояние звуко-слоговой структуры слов, просодики.

При диагностике дизартрии часто выявляются сопутствующая неврологическая симптоматика: гиперсаливация, синкинезии, рефлексы орального автоматизма, гиперкинезы, оральная апраксия. В логопедическом заключении указывается речевой статус (ОНР, ФФН) и клиническая форма дизартрического синдрома.

Медицинская терапия, физическая реабилитация и логопедическая работа неразрывно связаны между собой и должны проводиться параллельно. Наряду с логопедом, детей с дизартрией наблюдают детский невропатолог, врач ЛФК. В течение года пациенты должны проходить несколько курсов поддерживающего медикаментозного лечения с приемом ноотропов, нейропротекторов, сосудистых препаратов.

Обязательным является проведение немедикаментозных мероприятий: ЛФК, массажа, физиотерапии, гидрокинезиотерапии, рефлексотерапии. Хорошим реабилитационным потенциалом обладают новые технологии, появившиеся в последние годы: Бобат-терапия, Войта-терапия, метод Кастильо Моралес.

Логопедическая коррекция

Основными стратегическими задачами и содержанием работы с детьми, страдающими дизартрией, являются:

  1. Нормализация тонуса артикуляционной мускулатуры: дифференцированный логопедический массаж, пассивно-активная речевая гимнастика, логопедическое тейпирование.
  2. Развитие общей и тонкой моторики: логопедическая ритмика, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика, су-джок терапия.
  3. Развитие функции дыхания и силы голоса: дыхательные, фонопедические упражнения.
  4. Коррекция нарушенных речевых процессов: формирование лексического запаса, грамматического строя, развитие фонематических функций, звукопостановка.

Особенностью логопедической работы с ребенком-дизартриком является сложность выработки и закрепления артикуляционных укладов, их точной переключаемости, ввиду чего процесс автоматизации звуков может растягиваться на неопределенное время. Логопедические занятия при дизартрии у детей проводятся годами, нередко вплоть до средней и старшей школы.

Дальнейшая социализация детей, имеющих дизартрические расстройства, напрямую зависит от причины и выраженности речевой и неврологический симптоматики, полноты лечебно-коррекционных мероприятий.

Дети со стертой дизартрией хорошо компенсируются в процессе занятий, обычно не имеют проблем с коммуникацией и самореализацией.

Дети-инвалиды, имеющие серьезные двигательные нарушения, когнитивное снижение, требуют постоянной помощи и ухода.

Профилактика дизартрии направлена на предупреждение факторов, вызывающих речевые нарушения: травм головы, нейроинфекций, церебральной гипоксии, токсических воздействий на мозг на всех этапах онтогенеза. Ранее обращение к логопеду позволяет избежать психологических травм, связанных с трудностями общения и обучения.

Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием

Ноябрь 28, 2016

Проблемы речевого развития – довольно распространенное явление у маленького ребенка. Чтобы справиться с ними, родители отводят его к логопеду или невропатологу. Если у ребенка обнаружилось какое-либо отклонение, нужно немедленно отвести его к специалисту.

Некоторые речевые дефекты связаны с проблемами в психическом развитии, но они составляют небольшую долю от общего количества дефектов. Большинство же малышей, испытывающих проблемы с речью, рождаются здоровыми и в физическом, и в психологическом плане. Одной из наиболее часто встречающихся проблем считается дизартрия.

О том, как она проявляется ребенка, и как ее лечить.

Определение дизартрии

Чтобы начать изучать проблему, нужно знать ее определение.

Дизартрией называется такой вид речевого нарушения, при котором у ребенка наблюдается неправильная артикуляция, сбивается ритм разговора, а сама речь (в тяжелых случаях) приобретает бессмысленный и эмоциональный характер.

Окружающие (прежде всего, родители), перестают понимать ребенка. Причины дизартрии связаны с наследственностью и нарушениями во время внутриутробного развития плода:

  • Токсикоз матери во время беременности;
  • Резус-конфликт матери и ребенка;
  • Осложнения во время родов;
  • Асфиксия;
  • Гипоксия;
  • Недоношенность и т.д.
Читайте также:  Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

Помимо этого, отклонение развивается на фоне заболеваний, которые были перенесены ребенком уже после рождения:

  • Желтуха;
  • Гидроцефалит;
  • Менингит и другие воспаления головного мозга;
  • Отравление организма;
  • Отек головного мозга;
  • Травмы головы.

Когда родители начинают замечать, что у ребенка существуют проблемы с речью, они начинают искать причины во внешних заболеваниях и в себе, так как они считают, что не смогли защитить ребенка от этого.

Но надо помнить, что данное заболевание может возникнуть и по независящим от них причинам. Если она появляется во время внутриутробного развития, ни один врач не сможет ее предугадать.

Поэтому все, что требуется от родителей – это не затягивать с походом к врачу, когда болезнь обнаружится.

Виды дизартрии

Различают несколько степеней дизартрии:

  • 1 степень (наиболее легкая форма). Родителям и окружающим, как правило, патология незаметна, и выявляется только на приеме у специалиста. Даже если родители что-то и заподозрят, они надеются, что эти временные недостатки речи вскоре пройдут. Во многих случаях так и происходит, однако если ситуация не улучшается, ребенка нужно показать специалисту.
  • 2 степень. Речь ребенка понимают все, но речевые дефекты при этом сильно заметны.
  • 3 степень. Речь ребенка понимают только родители и другие родственники, которые постоянно с ним общаются. Окружающие понимают ребенка с большим трудом.
  • 4 степень. Речь ребенка непонятна или воспринимается с трудом близкими людьми.

3 и 4 степени довольно очевидны, чтобы с этой проблемой отвести ребенка к специалисту. А вот легкие формы дизартрии зачастую остаются без внимания родителей, особенно если по всем остальным показателям ребенок полностью здоров. Между тем, корректировать лучше на ранней стадии, так как в противном случае оно начнет прогрессировать.

Стертая дизартрия

Первая степень дизартрии носит также название стертой. Это определение было дано из-за симптомов, которые сопровождают легкую форму дизартрии.

Проявляется это в том, что при непрерывном разговоре некоторые слоги и слова ребенок начинает пропускать, то есть «стирать» их. В то же время, единичные слова он произносит вполне отчетливо. Причиной стертой дизартрии служат небольшие очаги поражений головного мозга.

Соответствующий диагноз ставится ребенку в возрасте около 5 лет, когда становится понятно, что речь ребенка «отстает» от речи сверстников. Другими симптомами стертой дизартрии являются неловкие движения и слабая мимика.

Сильнее всего заболевание проявляется в нарушении мелкой моторики, когда ребенку трудно выполнять несложную работу: застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

После воспаления мозга у ребенка может развиться другая форма дизартрии, которая носит название псевдобульбарной. Она проявляется в виде нарушений речевой моторики, сосательного рефлекса и глотания. Ребенок с этой формой дизартрии говорят медленно и тихо, испытывая наибольшие проблемы с произношением шипящих и сонорных звуков. При этом смысл речи и порядок слов не нарушаются.

Выявление дизартрии

Дизартрия с нормальным психофизическим развитием у ребенка проявляется в виде следующих симптомов:

  • Невнятная, однотонная и неразборчивая речь;
  • Повышенное слюноотделение;
  • Расслабленность губ и языка;
  • Искажение звуков;
  • «Носовая» речь;
  • Тихий голос.

Поскольку данные признаки очень похожи на другие речевые дефекты, диагностировать дизартрию нужно на специальном оборудовании.

Первичную информацию можно получить от невропатолога, который проводит тесты, а также изучает историю беременности и дальнейшего развития детей. Более точные результаты становятся доступны после прохождения МРТ.

Кроме того, врач может назначить электромиографию, нейросонографию и другие методы исследований. Помимо невропатолога, ребенка нужно обязательно показать специалисту.

Коррекция дизартрии

Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием должно быть комплексным. Когда нарушение достоверно установлено, специалист назначает прием лекарственных препаратов, физиопроцедуры и курс занятий с логопедом.

Большое внимание уделяется самостоятельной работе родителей, так как восстановление нормальной речи требует постоянной тренировки. При легкой форме дизартрии и регулярных занятиях речь восстанавливается полностью в короткие сроки.

При тяжелых формах полное выздоровление обычно невозможно, а лечебные мероприятия направлены на смягчение симптомов.

Дизартрией называется нарушение речи, которое сопровождается расстройством органов речевого аппарата и патологиями нервной системы, из-за чего речь  становится нечленораздельной или невнятной. По статистике, дизартрия занимает второе место среди всех форм нарушения речи у детей.

Во многих случаях появление дизартрии связано с детским церебральным параличом, инфекциями во время беременности матери ребенка, перенесенными заболеваниями в младенческом возрасте и т.д. Однако дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием тоже встречается довольно часто.

Для каждого возрастного периода существует определенная характеристика речевого развития ребенка. Если он начинает «отставать» от сверстников, родителям следует показать его специалисту.

Диагностикой дизартрии у детей занимаются логопед и невролог.

Степень неврологического обследования зависит от предполагаемого диагноза и может включать в себя МРТ головного мозга, электромиографию, электронейрографию и другие процедуры.

Логопед при дизартрии у детей проводит еще больший объем работы. Чтобы точно понять причину патологии, он оценивает речевые и неречевые нарушения. Изучение неречевых симптомов заключается в оценке строение артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния лицевой и речевой мускулатуры и дыхания.

Речевые симптомы, как следует из названия, оцениваются во время разговора ребенка. Для этого логопед предлагает маленькому пациенту произнести слова и фразы разной сложности и с разным темпом.

Оценивается правильность произношения звуков, ритм и темп речи, ее разборчивость, синхронность артикуляции и дыхания, а также другие характеристики речевого развития. Дополнительно, если позволяет возраст ребенка, логопед оценивает письменную речь ребенка.

Для этого он предлагает прочитать текст, списать текст с источника и записать его под диктовку.

Корректируется дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием посредством систематических упражнений. Наибольшую часть занятий составляют упражнения на развитие органов речевого аппарата и логопедический массаж.

Также внимание уделяется дыхательной гимнастике, коррекции отдельных звуков и развитию речевых коммуникаций. Полезны для  речевых центров головного мозга и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Детям предлагается пальчиковая гимнастика, лепка, аппликации и другая ручная работа.

Процесс коррекции при дизартрии довольно трудоемкий и требует от логопеда большого опыта работы и усидчивости. Важно начинать занятия с ребенком, подстраиваясь под текущий уровень развития речевых органов.

Во время занятий следует добиваться полной чистоты «проблемных» звуков, и только после этого переходить на следующий этап обучения.

Если же ребенок произносит звуки в целом правильно, но путает порядок слов или не понимает их смысл, проводится соответствующая работа для коррекции лексического и грамматического строя речи.

Положительные результаты коррекции при дизартрии могут быть достигнуты только при своевременно начатой работе. Большую роль в этом должны играть сами родители ребенка, которые обязаны регулярно посещать специалистов для выявления возможных патологий развития на ранних стадиях (причем это относится ко всем специалистам, а не только к логопеду).

Легкая форма дизартрии при вовремя начатом лечении устраняется очень быстро, и в первый класс такой ребенок идет со сверстниками на общих основаниях.

Тяжелая форма дизартрии у детей требует участия не только логопеда, но и других специалистов – невролога, физиотерапевта, психолога и массажиста. Кроме того, такие дети должны посещать специализированные группы в детских садах или школах.

Скорее всего, полностью избавиться от дизартрии им не удастся, но при нормальном психофизическом развитии дизартрия не будет доставлять им больших проблем в старшем возрасте.

Если у вас возникла потребность в консультации профессионального логопеда, мы с удовольствием Вам поможем, проведем диагностику, составим индивидуальную программу и дадим рекомендации по домашнему развитию и уходу за ребенком.

Обращайтесь.

Наш адрес: Санкт-Петербург, ул. Пулковская дом 2, корпус 1. (ст. метро Звездная)

Телефоны для записи:

т. +7(812) 642-05-13
т. +7(921) 744-18-52

Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием: лечение и прогноз

Проблемы развития детской речи часто волнуют родителей, побуждают обращаться к неврологам и логопедам. В пяти процентах случаев у малышей диагностируют дизартрию – нарушение произношения звуков.

Ребенок знает много слов, нормально развивается, однако из-за невнятности речи («каши во рту») понять его даже близким людям довольно сложно. Проблемы касаются произношения не только отдельных звуков.

Вся речь малыша невнятна, что требует коррекции.

Что такое дизартрия?

Дизартрия – это нарушение работы речевого аппарата вследствие поражения нервной системы.

При патологии наблюдается недостаточная подвижность органов речи, что приводит к трудностям с произношением слов, обучением разговору и письму. У малыша нарушена артикуляция, сбивается ритм разговора.

Когда он чем-то взволнован, его речь приобретает эмоциональный и бессмысленный характер. Близкие люди и специалисты в такой ситуации не всегда могут понять, что нужно малютке.

Читайте также:  Развитие речи у детей 2-3 лет: как научить ребенка говорить в 2 года

Формы дизартрии у детей

Дизартрия у детей – симптом ряда самостоятельных заболеваний. Ее может вызвать нарушение кровообращения в головном мозге, демиелинизирующие заболевания.

Нередко патология связана с перинатальными факторами, особенностями вынашивания (гипоксия плода, токсикозы, тяжелые и преждевременные роды, асфиксия младенца).

Осложнения со стороны ЦНС могут наблюдаться в дошкольном периоде вследствие перенесенных инфекций, гидроцефалии, тяжелой интоксикации, травмы головы.

Специалисты выделяют следующие степени патологии:

  1. Стертая форма. Выявить недуг может только опытный доктор, близкие люди считают, что с малышом все в порядке. Невнятное произношение (дитя при разговоре словно «стирает» слоги) они списывают на малый возраст и надеются, что все пройдет при взрослении.
  2. Речь малыша понятна. Речевые дефекты при этом заметны не только специалистам, но близким и посторонним.
  3. Речь крохи сбивчива, непонятна посторонним. Ребенка способны понять только люди из близкого окружения. При псевдобульбарной форме малыш говорит медленно.
  4. Тяжелая форма. Речь и артикуляция сбивчивы, ребенка не в состоянии понять даже родители.

Первая (стертая) форма дизартрии опасна тем, что родители не сразу бьют тревогу. Малыш пропускает слоги, при этом довольно отчетливо и старательно произносит слова.

Причиной патологии считают очаговое поражение коры мозга, точный диагноз можно поставить не раньше, чем по достижении пяти лет.

В 3 года синдром могут заподозрить и взять ребенка под контроль, однако окончательный диагноз в раннем возрастном периоде поставить сложно, поскольку речевой аппарат еще развивается.

Прогноз и скорость лечения дизартрии зависят от формы недуга:

  • стертая – нарушено произношение шипящих, свистящих звуков;
  • мозжечковая – ребенок не может контролировать интонацию речи в связи с поражением мозжечкового отдела головного мозга;
  • корковая – плохое произношение отдельных слогов вследствие изменений в коре мозга;
  • псевдобульбарная – речь замедлена;
  • бульбарная – патология мышечных волокон, которые принимают участие в артикуляции;
  • экстрапирамидная – носовое произношение слов;
  • холодовая – как разговаривает ребенок, связано с внешними факторами, в том числе температурой окружающей среды;
  • паркинсоническая – замедленная речь, характерно для паркинсонизма.

Симптомы заболевания

Дизартрию можно заподозрить в грудничковом возрасте по таким признакам, как частые срыгивания, трудности с сосанием груди или бутылочки. Грудничок без причины поперхивается, что беспокоит маму. Взрослея, ребенок не спешит говорить первые слова, лишь в 2–3 года от него можно услышать какую-либо речь.

В старшем возрасте присоединяются такие симптомы:

  • монотонность, сбивчивый темп речи;
  • выраженное искажение звуков при произношении слов;
  • плохая подвижность языка;
  • нарушение речевого дыхания – вздохи укорочены, прерывисты, звуки могут произноситься «в нос»;
  • напряжение мышц шеи, губ, языка, которое периодически чередуется с расслабленностью (дистония);
  • избыточное слюноотделение при разговоре;
  • высокий тембр голоса;
  • отклонения в грамматическом строе речи.

Страдает и слух малышей, они с трудом воспринимают музыкальные произведения, не чувствуют ритм. Слова также воспринимаются по-своему, что приводит к затруднению дифференциации схожих звуков.

К концу фразы голос ребенка становится слабым, ему тяжело говорить. При дизартрической патологии он путает даже гласные, говорит вместо «и» звук «е», звук «а» заменяет на «э».

При наличии хотя бы одного из симптомов следует обратиться к доктору, пройти обследование и составить план коррекции.

Диагностика дизартрии: особенности обследования

Обследование ребенка проводится детским неврологом и логопедом. Специалисты оценивают речевые навыки, подвижность аппарата, который отвечает за произношение.

При отсутствии серьезных повреждений нервной системы выявляются неуклюжесть, нарушение мелкой моторики, тремор конечностей, нескоординированность действий.

Малыши могут испытывать трудности в общении со сверстниками, что приводит к замкнутости.

Для дифференциации недуга от иных патологий назначают инструментальные и лабораторные исследования. Среди них:

  • проведение МРТ головного мозга;
  • выполнение электромиографии;
  • обследование с помощью электронейрографии и электроэнцефалографии;
  • магнитная стимуляция транскринального типа.

Методы лечения

Поскольку псевдобульбарная дизартрия выступает нарушением расстройства нервной системы, вид и очередность корректирующих мероприятий определяется результатами обследования, состоянием и возрастом маленького пациента. Лечение патологии с 4–6 лет проводится комплексно. В зависимости от формы и стадии заболевания показаны:

  • медикаментозная терапия под контролем психоневролога;
  • занятия с логопедом;
  • массаж и ЛФК;
  • дыхательная гимнастика.

Малыша могут направить на групповые занятия или назначить ему индивидуальную коррекцию. В любом случае важна регулярность упражнений, постоянный контроль специалистов. Дополнительно ребенок может посещать сад, школу и кружки для ребят с логопедическими проблемами. Хорошего эффекта можно добиться с помощью иппотерапии и дельфинотерапии.

Логопедические

Коррекция речи – основная часть грамотного лечения при дизартрии. Она включает специальную гимнастику под руководством логопеда, которую можно повторять и на дому. Применяются упражнения для развития речи, компьютерные тренажеры, игровые методики. Лечение длительное, при этом малыш должен посещать сад, где развитию речи детей с особенностями уделяют повышенное внимание.

Используются такие логопедические методики:

  • дыхательная и артикуляционная гимнастика;
  • логопедический массаж;
  • стимулирование коммуникации;
  • работа над четкостью, выразительностью произношения.

Дыхательные упражнения проводят в хорошо проветриваемых помещениях, На начальном этапе один подход не может занимать более 30 секунд, иначе у малыша закружится голова. Впоследствии длительность одного подхода можно довести до 70 секунд.

Упражнение «Мишка на шаре»

Выполняют лежа на спине. Следует сложить руки малыша вдоль тела. Предлагается представить, что живот – это воздушный шарик, он то надувается, то сдувается. Ребенок поочередно делает дыхательные движения, для контроля правильности можно положить на животик игрушку, которая будет подниматься и опускаться при выполнении упражнения.

Упражнение «Ураган»

Необходимо налить в стакан воду, насыпать пластиковые шарики и закрыть крышкой, сквозь которую можно пропустить трубочку. Малыш дует в трубочку и с восторгом наблюдает за ураганом в стакане. Весной полезно дуть на одуванчики.

С этой же целью можно сделать вертушку или бумажный цветок и бабочку. Малыш должен сдувать бабочку с цветка. Мальчикам понравится «забивать голы»: мяч и ворота делают из бумаги, ребенку нужно дуть на мячик, чтобы он попал куда нужно.

Миогимнастика

По согласованию с врачом в домашних условиях можно ежедневно делать гимнастику для мимических мышц. Для этого предусмотрены такие упражнения:

  • щелкать зубами с открытым и закрытым ртом;
  • надувать щеки;
  • покусывать язык;
  • облизывать губы;
  • сосать леденец;
  • втягивать щеки;
  • удерживать зубами кусок ткани, когда родители пытаются аккуратно вытащить материал;
  • проговаривать скороговорки, в которых есть звуки, плохо выговариваемые ребенком;
  • решать задачи на логику.

Медикаментозные

Препаратов, способных вылечить недуг, не существует. Лекарственные средства, которые назначает психоневролог, снимают симптоматику, расслабляют, облегчают общее состояние ребенка. При дизартрии детей будут лечить такими препаратами:

  • спазмолитики – Пантогам и другие;
  • препараты магния для нормализации работы нервной системы – Магне В6;
  • седативные – Персен, Ново-Пассит;
  • сосудистые – Циннаризин, Глиатилин и другие;
  • ноотропные препараты – Пикамилон, Энцефабол (рекомендуем прочитать: как давать препарат «Энцефабол» детям и какая дозировка?).

Длительность и схема приема лекарств подбирается индивидуально. Важно придерживаться инструкций и не заниматься самолечением.

Физиотерапевтические

Физиопроцедуры при лечении дизартрии подбирают отдельно или сочетают для большего эффекта. Малышам при дизартрии с 5 лет могут быть назначены следующие процедуры.

Электрофорез

Эффективность обусловлена одновременным воздействием на организм лекарственных веществ и постоянного тока.

Через кожу вводятся частицы препаратов, которые проявляют полную эффективность под действием электрического поля.

Процедуры могут сочетать с дарсонвализацией шейной зоны, точечным массажем, лечебными ваннами. Курс электрофореза составляет 10–15 процедур, каждая из которых длится по 20 минут.

Синусоидальные модулированные токи

Процедуры проводят перед занятиями с логопедом. Они снимают спазм артикуляционных мышц, благотворно воздействуют на четкость произношения, силу голоса. Курс включает 10–20 процедур по 6–10 минут.

Дарсонвализация

Это местное воздействие импульсным переменным током или лечение всего организма слабым импульсным полем высокой частоты. Процедура обладает пролонгированным эффектом, который сохраняется в течение 2-х месяцев. Она улучшает питание тканей, снимает спазмы. Курс составляет 10–20 процедур длительностью 5–8 минут.

Локальная гипотермия искусственного происхождения

Заключается в переменном контрастном воздействии горячих и холодных температур, что помогает снять спазмы мышц речевого аппарата. Дополнительно снижается избыточное слюнотечение, уменьшается скрытый период переключения с одной артикуляционной позиции на другую. Сеансы проводятся перед занятиями с логопедом, курс составляет 20 занятий по 5 минут.

Прогноз лечения заболевания

Возможно ли полное излечение от недуга? С таким вопросом родители часто обращаются к лечащим специалистам. Точный прогноз не может дать никто. Однако известно, что чем раньше родители обратятся к доктору с этой проблемой, тем более эффективным будет лечение.

Читайте также:  Диспраксия у детей: что это такое. Вербальная (артикуляционная) диспраксия в логопедии

Вероятность полного избавления возможна только при стертой дизартрии. Она диагностируется у детей-дошкольников и корректируется по мере их роста и взросления. При тяжелых формах шансы на полное исцеление намного меньше, однако можно добиться хороших успехов и помочь малышу в развитии речи.

Ребятам, которые страдают дизартрией, очень важно внимательное и терпеливое отношение со стороны близких людей.

Недуг влияет на социализацию и самооценку, поэтому следует привить детям уверенность в своих силах, научить правильно дышать, по возможности обратиться за психологической помощью.

Доказано, что при регулярных занятиях, поддержке со стороны близких и нормальном психофизическом развитии дизартрия не будет создавать проблем во время взросления.

Признаки и симптомы дизартрии у детей 2-4 года

О том, что у ребенка развивается дизартрия, свидетельствуют следующие симптомы:

  • Ему тяжело даются любые сложные движения, которые требуют точности. Например, не получается поднести ложку ко рту, застегнуть одежду (даже на липучки), брать мелкие предметы, делать зарядку, соединить пальцы в определенном порядке.
  • Ребенок неуклюжий, с трудом удерживает равновесие, плохо координирует свои движения.
  • Для дизартрии характерна излишняя слабость или повышенная напряженность лицевых и мимических мышц, из ротика часто течет слюна. В первом случае уголки рта всегда опущены, язык чаще высунут наружу, губы малоподвижны и почти не смыкаются. Во втором ротик плотно сжат, язык во время разговора часто дрожит и напряжен.
  • Очень быстро устает, его нельзя назвать активным.
  • Нарушения речевого дыхания: из-за очень короткого выдоха конец фразы еле слышен и сильно смазан.
  • Голос либо тихий, либо, наоборот, очень тонкий и высокий. Ему сложно управлять тоном, поэтому кажется, что ребенок что-то бубнит на одной ноте.
  • Темп речи слишком медленный, или чересчур быстрый, в любой случае, неясно, что малыш хочет сказать.
  • Практически все звуки произносит неправильно.
  • Почти не улыбается и вообще проявляет мало эмоций, вяло реагирует на родителей и близких, когда те появляются рядом.
  • Плохо различает форму, цвет, размер предметов, их положение в пространстве.
  • Навыки самообслуживания развиты слабо или отсутствуют вообще.

Симптомы алалии у детей в 3-4 года

Первые признаки дизартрии могут проявляться еще в грудном возрасте. У таких детей очень слабый сосательный рефлекс, они быстро устают, поэтому не наедаются, даже если у матери много молока.

У них очень плохой тревожный сон, они часто плачут, просыпаются. Общее развитие замедляется, например, ребенок поздно начинает держать головку, ползать, сидеть, ходить.

К 1,5 годам у него появляются только слабые, очень нечеткие звуки, слова как таковые отсутствуют вообще.

Проверьте, все ли в порядке с вашим малышом

Понять, что нужно срочно обратиться к специалисту, помогут две небольших проверки, которые родители могут провести в домашних условиях.

Первый тест. Все движения нужно выполнять перед зеркалом, сначала проделайте их сами, потом попросите малыша их повторить.

  • Улыбнитесь, а затем вытяните губы трубочкой, при этом подбородок оставьте неподвижным, а челюсти сомкнутыми, двигайте только губами.
  • Покажите язык и спрячьте его.
  • Приоткройте рот, расплющите язык на нижней губе и удерживайте его в течение 3-5 секунд.
  • Широко открывайте и закрывайте рот, шлепайте губами.
  • Открывайте и закрывайте рот, вытягивайте губы в трубочку.
  • Откройте рот и коснитесь уголков рта кончиком языка, поводите им в разные в стороны, как будто это маятник часов.

Второй тест. Сложите руки в замок, а затем попросите это сделать малыша. Разомкните пальцы и поиграйте в такую игру: по очереди соединяйте большой палец с остальными, как будто пальцы здороваются.

Если ребенок правильно понял, что от него требуется, но у него никак не получаются эти движения, он не может удержать язык в нужном положении, улыбка выглядит кривой, а пальцы никак не соединяются, то это серьезный повод для беспокойства. Следует как можно быстрее обратиться к детскому неврологу и логопеду.

Виды и степени дизартрии

Специалисты выделяют несколько видов нарушения в зависимости от причины его появления.

  • Бульбарная форма вызвана повреждением черепно-мозговых нервов. Для нее характерен полный паралич мышц языка и глотки, при этом ребенок может пытаться произносить некоторые звуки, но безуспешно. Он говорит очень медленно и непонятно.
  • Псевдобульбарная форма проявляется в полной атрофии или сильном спазме мышц. Эта форма развивается из-за нарушения проводимости корково-ядерных путей.
  • Подкорковая дизартрия выражается в очень медленной речи и неконтролируемой мимике, внезапных выкриках, неправильной интонации. Возникает при поражении подкорковых узлов мозга.
  • Мозжечковая форма сама по себе встречается сравнительно редко, в основном она сочетается с другими видами дизартрии, возникает при повреждениях мозжечка. Ребенок с трудом контролирует свои движения, выкрикивает отдельные слова и звуки, плохо держит равновесие.
  • Корковая дизартрия развивается при поражениях коры мозга. Эту форму часто ошибочно диагностируют как алалию или диалалию. Ребенок может довольно хорошо произносить отдельные звуки, но не слова.

Прогноз при дизартрии зависит от того, как сильно успело развиться нарушение и насколько скоро родители обратились к специалисту.

  • Первую степень часто называют стертой дизартрией, поскольку явные признаки отсутствуют, и нарушение может определить только логопед.
  • При второй степени дефекты речи заметны, но речь ребенка в целом понятна.
  • Третья степень характеризуется очень неразборчивой речью, но можно различить отдельные слова, обычно выражающие просьбу.
  • При четвертой, самой тяжелой, степени ребенок не говорит вообще или смысл его слов непонятен даже родителям.

Без лечения дизартрия прогрессирует и приводит к более тяжелым нарушениям развития. Не упустите драгоценное время!

Как научить ребенка читать в 5 лет? – 2 проверенных способа и много важных советов

Что делать, если у ребенка дизартрия?

Диагноз ставится только после тщательного обследования у невролога и логопеда. Лечение всегда комплексное, оно направлено на коррекцию первопричины заболевания и восстановление функций речевого аппарата, постановку звуков, формирование речи. В программу лечения обязательно входят:

  • логопедический массаж;
  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения на формирование речевого дыхания;
  • упражнения для мелкой моторики;
  • общее укрепление нервной системы.

Важно не только регулярно посещать занятия с логопедом и выполнять все предписания невролога, но и много времени уделять коррекционным играм и упражнениям дома. Родителям важно наладить доверительные отношения с ребенком, не скупиться на похвалу при каждом, пусть небольшом, успехе.

Запишитесь на консультацию!

Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием

Родители, сталкиваясь с нарушениями речи у своих детей, не всегда обращаются к логопеду или неврологу. Они надеются, что по мере взросления недостатки произношения исчезнут, и не подозревают о дизартрии.

Этиология болезни

При дизартрии страдает «техника» речи, а не её смысловая составляющая. Пациент может излагать мысли, но окружающие не всегда понимают, что он сказал из-за нарушений артикуляции вследствие патологий речевой мускулатуры.

Причинами расстройств являются:

  • парез (снижение мышечной силы);
  • спазмы и чрезмерный тонус;
  • гиперкинез (непроизвольные движения);
  • рассогласованность работы мускулов;
  • гипокинезия (недостаточный темп и объем движений);
  • псевдопарез.

Указанные состояния могут проявляться по одному или в комбинации и являются результатом поражения участков мозга.

Дефекты мозговых сегментов определяются наследственностью или сбоями во внутриутробном развитии:

  • токсикозами первого и третьего триместра беременности;
  • различными осложнениями в процессе родоразрешения;
  • недостатком кислорода как до родов, так и во время них;
  • преждевременным появлением на свет;
  • болезнями матери в период беременности, авитаминозом и вредными привычками (курение, употребление алкоголя).

Дизартрия может быть приобретённой, если человек в раннем возрасте переболел:

  • менингитом;
  • гидроцефалией;
  • желтухой.

После перенесённых травм головы, тяжёлых отравлений и отёков мозга вероятность появления заболевания достаточно высока.

Виды патологии

Дизартрия бывает нескольких типов:

  1. Бульбарная, при которой отмечается одностороннее или двухстороннее поражение периферических нейронов в шейно-грудном отделе. Мускулатура ротовой полости вялая, частично парализованная, язык дряблый, глоточный рефлекс отсутствует.
  2. Псевдобульбарная, с двухсторонним нарушением работы кортико-бульбарных нейронов и пирамидных в шейном сегменте. Мышцы не атрофированы. Язык отогнут назад, напряжён. Параличи сочетаются со спазмами.
  3. Корковая апраксическая постцентральная и премоторная. Нарушены функции коры левого полушария головного мозга, из-за чего артикуляционный аппарат не работает.
  4. Подкорковая дизартрия, возникающая из-за поражения экстрапирамидных ядер.
  5. Мозжечковая, при которой речевые действия не скоординированы.

В 95% случаев наблюдается псевдобульбарная разновидность.

Классификация псевдобульбарной формы

Заболевания может быть лёгким, средней тяжести и тяжёлым.

При лёгкой или стёртой степени пациент:

  1. затрудняется поднять кончик языка;
  2. чётко произносит отдельные звуки;
  3. хорошо управляет мимикой;
  4. удерживает названную врачом артикуляционную позу более 10 секунд;

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector