Диспраксия у детей: что это такое. Вербальная (артикуляционная) диспраксия в логопедии

Диспраксия — нарушения двигательной активности, в первую очередь ее координации у детей. Ребенок испытывает трудность с выполнением простых действий и часто ошибается. Нарушения сопровождаются эмоциональными переживаниями и чувством тревожности. Может диагностироваться у взрослых.

Для постановки диагноза необходима консультация невролога, который отмечает неуклюжесть движений при нормальном мышечном тонусе.

Лечение основывается на использовании лекарственных препаратов, улучшающих функцию нервной системы, и немедикаментозных подходах: кинезиотерапия, методы неинвазивной стимуляции, коррекционные упражнения и др.

Общая информация

Диспраксия у детей: что это такое. Вербальная (артикуляционная) диспраксия в логопедии

Распространенность диспраксии не велика, чаще встречается у мальчиков. Больные испытывают трудности в общении, чтении, выполнении действий во время игр и повседневной деятельности.

Интеллектуальных отклонений не наблюдается. Однако в случаях, когда патология сочетается с органическим поражением головного мозга и расстройствами аутистического спектра, возможна умственная отсталость различной степени выраженности.

Заболевание также встречается у взрослых, но в меньшей степени. Неврологические расстройства в этом возрасте развиваются вследствие органических изменений в коре больших полушарий.

Подробнее о причинах развития

Возникновение диспраксии в детском возрасте связано с рядом причин. Важным фактором является наследственная предрасположенность. Существуют гены, изменения в которых приводят к неврологическим и двигательным нарушениям. Помимо того, врачи выделяют ряд состояний, которые повышают риск развития патологии:

  • недоношенность;
  • негативное влияние на развивающийся плод со стороны организма матери или окружающей среды;
  • повреждения центральной нервной системы во время родов или после них.

Указанные факторы создают предпосылку для развития неврологических нарушений, в том числе диспраксии. Однозначная причина возникновения патологии в детском возрасте неизвестна.

Нарушения координации и речи у взрослых связаны с вторичным поражением головного мозга — опухоли ЦНС, черепно-мозговые травмы, инсульты и др.

Классификация

В зависимости от характера возникновения патологии в детском или во взрослом возрасте, все случаи болезни разделяют на первичные и вторичные. Для первичных форм характерно появление симптоматики без нарушения строения структур головного мозга. Если симптомы отмечаются на фоне заболеваний ЦНС, то врачи ставят диагноз вторичного поражения.

Для подбора лечения специалисты выделяют следующие виды диспраксии:

  1. Артикуляционная — нарушено звукопроизношение при сохранности целостности речевого аппарата. Ребенок не может выстроить слова в предложении в правильном порядке и плохо выражает свои мысли. Вербальная диспраксия характеризуется сопутствующими нарушениями процесса чтения.
  2. Моторная – характеризуется ошибками во время выполнения повседневных действий: завязывания шнурков, письма, приема пищи и др.
  3. Офтальмологическая — нарушения работы глазодвигательных мышц. Дети испытывают трудности во время чтения, так как вынуждены при движении по строчкам поворачивать голову, а не следить за словами взглядом.
  4. Идеативная – проявляется нарушением способности к выполнению повседневных и рутинных задач. Пациент не может подобрать правильный алгоритм действия для конкретной ситуации.
  5. Выразительная – основные изменения наблюдаются в эмоциональной сфере, неумении правильно выражать эмоции, что затрудняет общение с другими людьми. В ответ на улыбку, больной начинает хмуриться и др.
  6. Кинестетическая – связана с нарушением мелкой моторики.
  7. Деамбулаторная – проявляется затруднениями при смене характера движения. Например, ребенок длительное время не может остановиться после бега или прекратить писать.
  8. Конструктивная – связана с трудностями при ориентировке в пространстве.

У некоторых пациентов могут присутствовать несколько типов заболевания одновременно. Подобное состояние наблюдается при нарушении работы различных отделов головного мозга.

Клинические проявления

Диспраксия у детей: что это такое. Вербальная (артикуляционная) диспраксия в логопедии

В клинической картине первичной диспраксии преобладают симптомы, развивающиеся в раннем возрасте. Больные не способны фиксировать взгляд на одном предмете.

При этом отмечаются нарушения в циркадном ритме сон-бодрствование.

На фоне двигательных нарушений замедляется физическое и моторное развитие: ребенок отстает от сверстников по росту, массе тела, пропорциям, поздно начинает ползать и ходить.

В дошкольном возрасте формируются нарушения осанки различной степени выраженности, боковое искривление позвоночника, ощущаются боли в области спины и др. Дети испытывают трудности в обучении. Возможно формирование дисграфии. Больные путают стороны и испытывают трудности в незнакомой обстановке, что связано с нарушениями ориентировки в пространстве.

Указанные симптомы приводят к повышенной раздражительности и трудностям в общении. В результате развивается тревожность и депрессивные расстройства. Ребенок предпочитает оставаться один, отдаляясь от коллектива в школе.

Клинические проявления во взрослом возрасте схожи. У пациентов нарушаются движения и речь. При этом часто выявляются симптомы первичного заболевания, например, параличи, нарушения чувствительности и др.

Особенности нарушения речи при артикуляционной диспраксии

Артикуляционная или оральная диспраксия — вариант патологии, при котором недоразвита речь. Заболевание возникает в результате нарушения тонуса артикуляционных мышц, приводящего к проблемам с усвоением и воспроизведением звуков. У детей с подобными нарушениями отличаются следующие симптомы:

  • сложные фонемы заменяются простыми;
  • в словах могут отсутствовать отдельные звуки;
  • слога в словах располагаются неправильно, а фонемы перемешиваются;
  • аграмматизм и нарушения в лексике различной степени выраженности;
  • больные плохо формируют сложные предложения и фразы.

Артикуляционная диспраксия отличается от моторной алалии и дизартрии, несмотря на то, что все три заболевания проявляются нарушениями речи.

В отличии от дизартрии, оральная диспраксия имеет следующие особенности:

  • знакомые, автоматизированные фонемы произносятся без ошибок;
  • количество и выраженность ошибок зависит от состояния пациента и окружающих условий (если человек испытывает страх или другие сильные эмоции, фонетика нарушается значительно);
  • пациенты при произношении звука стараются расположить части артикуляционного аппарата (губы, язык, небо) в правильную позу.

В отличии от моторной алалии, больные с диспраксией имеют следующие особенности:

  • лексикон развит достаточно и может немного отставать от возрастной нормы;
  • предложения и фразы построены грамматически правильно;
  • человек может оперировать словами, составлять стихотворения, пословицы и др.;
  • устное и письменное составление текстов не нарушено.

При одновременном возникновении диспраксии у детей с дизартрией или моторной алалией диагностика заболеваний существенно затруднена. У больных отмечаются выраженные дефекты во всех частях речи: грамматике, лексике и фонетике.

Диагностические мероприятия

Выявлением и коррекцией диспраксии занимается невролог, психиатр и логопед в зависимости от имеющихся у больного симптомов. Для диагностики заболевания проводят ряд общих тестов и различные методы обследования.

Диспраксия у детей: что это такое. Вербальная (артикуляционная) диспраксия в логопедии

Врач просит ребенка с подозрением на диспраксию снять, а затем одеть верхнюю одежду, нарисовать любой предмет.

Для оценки движения глаз, специалист медленно проводит перед ними ручкой или фонендоскопом — пациент следит за ними, не поворачивая головы. Для оценки развития речи подходит беседа на общие темы.

При этом оценивается словарный запас, грамматика и правильность произношения звуков. Изучение мелкой моторики осуществляется с помощью сбора мозаики и др.

Клиническое обследование:

  1. Сбор анамнеза. Во время разговора с ребенком и родителями важно выявить возможные предрасполагающие факторы к развитию заболевания: внутриутробная патология, родовые травмы, органические поражения головного мозга в детстве и др.
  2. Клинический и биохимический анализ крови, а также общий анализ мочи необходимы для выявления сопутствующих болезней и оценки общего состояния здоровья.
  3. При подозрениях на органические дефекты в структурах центральной нервной системы проводится электроэнцефалография (ЭЭГ), компьютерная или магнитно-резонансная томография. Методы позволяют оценить строение головного мозга и обнаружить отклонения.

Интерпретирует результаты исследований только врач. Попытки самостоятельной постановки диагноза с подбором лечения может стать причиной быстрого прогрессирования патологического состояния и развития осложнений.

Принципы терапии

Коррекционная работа при диспраксии основывается на комплексном использовании лечебных мероприятий.

Медикаментозное лечение

Применение медикаментов направлено на устранение причины патологии и снижение выраженности симптомов. При вторичных формах диспраксии подбирается соответствующее лечение — при нейроинфекции назначаются антибактериальные или противовирусные средства; при опухолях головного мозга – химио- и лучевая терапия.

В качестве лекарственных средств, влияющих на нервную систему, используются:

  • ноотропы (Фенотропил, Пирацетам и др.) — улучшают обменные процессы в нейронах и повышают их устойчивость к негативным воздействиям (при курсовом использовании препаратов улучшаются когнитивные навыки, в том числе моторные и речевые);
  • Актовегин и Церебролизин – улучшают кровоток в сосудах головного мозга, приводя к увеличению количества доставляемых питательных веществ и кислорода;
  • Таксифолин, Токоферол и другие антиоксиданты – защищают нервные клетки от неблагоприятных факторов.

Немедикаментозные методы

В логопедии и неврологии для устранения симптомов диспраксии активно используются немедикаментозные подходы. Положительный эффект наблюдается от лечебного массажа, лечебной физкультуры и плавания. Указанные воздействия нормализуют мышечный тонус и способствуют улучшению мелкой моторики.

Читайте также:  Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

При доступности в лечебном учреждении проводят электростимуляцию мышц, транскраниальную стимуляцию коры больших полушарий головного мозга, пассивную вестибулярную тренировку и другие методики кинезиотерапии. Процедуры обучают больного правильному двигательному стереотипу.

Упражнения для развития речи и моторики

Логопедические упражнения направлены на два основных аспекта речи:

  • повышение правильности произношения фонем и их сочетаний;
  • тренировка мышц, участвующих в процессе артикуляции.

Рекомендованы следующие задания:

  • упражнения на укрепление мышц языка: нужно свернуть его трубочкой, вытянуть вперед, сложить «чашечкой» и др.;
  • задание «гонка многоножек» — дети устраивают забег кистями рук по столу, соревнуясь друг с другом;
  • сбор самолетиков из бумаги и соревнования на дальность полета;
  • игра с пазлами;
  • повторение за специалистом определенной мимики с объяснением эмоций, которые для нее характерны;
  • «ходьба в шляпах» — ребенок кладет на голову небольшой груз (книга, подставка для пирамиды) и соревнуется с другими детьми по дальности ходьбы.

Специалисты выделяют несколько десятков упражнений для формирования правильной фонетики и моторики. Они проводятся вместе с логопедом или самостоятельно дома после обучения.

Длительность коррекционных мероприятий зависит от выраженности симптомов. При незначительных нарушениях продолжительность занятий — 1-3 месяца.

Если наблюдаются значительные дефекты речи и моторики требуется лечение в течение 6-12 месяцев под контролем специалиста.

Советы родителям

  • Диспраксия у детей: что это такое. Вербальная (артикуляционная) диспраксия в логопедии
  • Может ли прогрессировать заболевание?
  • Симптомы диспраксии могут усиливаться. Для предупреждения этого, родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
  1. Упражнения в начале лечения должны быть легкими и доступными по уровню сложности. Его повышают постепенно по мере усвоения заданий.
  2. Все занятия, направленные на коррекцию нарушений, должны поощряться.
  3. При выполнении упражнений пациента не торопят.
  4. В начале лечения не следует заставлять ребенка выполнять задания. Он должен относиться к ним положительно для длительной терапии.
  5. Необходимо соблюдать режим отдыха и бодрствования, рекомендованная длительность сна – 8-9 часов с обязательным отдыхом в течение дня.
  6. Питание должно быть рациональным и сбалансированным.

При наличии в речи больного неправильных звуков, следует указывать ему на них и помогать в освоении фонетики. Без постоянной обратной связи эффективность коррекционных мероприятий низкая.

Прогноз

Прогноз при диспраксии благоприятный. Заболевание хорошо поддается коррекции и не приводит к инвалидности. Эффективность терапии зависит от своевременности выявления нарушений. Если ребенок длительное время растет с нарушениями речи, это негативно влияет на его способность к обучению.

Больные плохо осваивают чтение, письмо и отличаются низкой успеваемостью в школе. При выявлении болезни, важно определить, где учить детей с диагнозом диспраксия.

Если у пациента наблюдается значительное отставание в навыках от сверстников, он может быть направлен в специализированное образовательное учреждение.

Диспраксия — заболевание, характеризующееся медленным освоением моторных навыков и речи.

Патология нуждается в раннем выявлении и начале комплексного лечения с применением лекарственных препаратов, немедикаментозных методов и упражнений для коррекции нарушений.

Говоря о том, в чем различия между апраксией и диспраксией, специалисты отмечают, что в первом случае двигательные навыки осваиваются крайне медленно и не в полной форме, что приводит к существенному снижению качества жизни пациента.

Дислексия

Вам также может быть интересно:

Диспраксия у детей: что это такое, симптомы и методы лечения нарушения

Проблема проявляется как нарушение двигательной функции и координации движений у детей с нормальным мышечным тонусом. Многие малыши в раннем детстве неуклюжи, но ребёнок с диспраксией сохраняет неловкость движений, даже становясь взрослым.

Диспраксия – это расстройство двигательной функции и координации движений у ребёнка с нормальным мышечным тонусом. Отклонение связано с нарушением тактильных ощущений и планирования движений.

Нередко патология проявляется с самого рождения, хотя родители не сразу это замечают.

О том, что у малыша имеются проблемы с артикуляционной моторикой, чаще всего сообщает логопед после обследования ребёнка.

Специалистам впервые стало известно о диспраксии в начале прошлого века. Первоначально её называли «синдром неуклюжего ребёнка», «сенсорная интеграция», «нарушение развития координации», «диспраксия развития». Важно не путать её с термином апраксия.

Основные проявления

Различные степени диспраксии диагностируются у 3–6% детей, чаще у мальчиков. Многие малыши в раннем детстве неуклюжи, но ребёнок с диспраксией сохраняет неловкость движений, даже становясь взрослым.

Малыши, у которых диагностировали это заболевание, затрудняются выполнять обыденные действия: у них возникают затруднения при разговоре, частые падения и спотыкания при ходьбе, им сложно поймать мяч в игре, держать равновесие при езде на велосипеде, написать или прочитать что-либо и т. д.

Виды деятельности, в которых ребёнок с диспраксией испытывает проблемы:

  • речь – работа мышц артикуляционного аппарата не координируется, нарушено речевое дыхание;
  • письмо, рисование – сложность при удерживании ручки, кисточки, карандаша, медленное письмо, длительное осваивание простых движений;
  • чтение – сложно контролировать движения глаз, удерживать взгляд, что мешает следовать взглядом по строке;
  • выполнение основных движений при беге, ходьбе, прыжках, удерживание равновесия;
  • сложно запомнить и воспроизвести последовательность движений;
  • игры высокой и средней подвижности – дети не могут поймать и бросить мяч, удержать атрибуты для игры, воспользоваться ими.

Хотя современная медицина, и в частности невропатология, постоянно осваивает инновационные методики предупреждения, лечения и профилактики нарушения, диспраксия у детей до сих пор являются недостаточно изученной проблемой.

Причины и симптомы детской диспраксии

Это заболевание может быть как первичным, так и вторичным.

В первом случае причины диспраксии не связаны с невропатологическими нарушениями, однако, их непросто определить без применения специальных методик.

Во втором случае диспраксия является следствием черепно-мозговой травмы, ДЦП, других патологий нервной системы или входит в симптоматику синдрома Дауна, аутизма, синдрома Вильямса.

Предположительные причины патологии:

  • Генетическая предрасположенность — мутации гена FOXP2.
  • Семейное наследование по прямой линии, от родителей.
  • Патологическое течение беременности – стрессовые ситуации, токсическое влияние лекарств, продуктов жизнедеятельности бактерий при вирусных инфекциях, окружающей среды, кислородное голодание плода.
  • Переношенная или недоношенная беременность.

В основе патологии, по данным медицинских исследований, лежит не повреждение, а недоразвитие связей между нейронами. Вследствие этого нервный импульс, возникающий в коре головного мозга, не находит пути к двигательному аппарату.

Симптомы патологии могут отличаться в зависимости от возраста ребёнка. В первый год жизни диспраксия проявляется в виде нарушений врождённых рефлексов:

  • нарушения сосательного рефлекса;
  • проблемы с фиксацией взгляда;
  • трудности с захватыванием ладонью предметов;
  • нарушения координации движений.

В дошкольном возрасте наблюдается повышенная двигательная активность, плохое внимание, трудности с приёмом пищи и с удерживанием равновесия.

Симптомы нарушения следующие:

  • замедленное формирование умения есть и одеваться;
  • неловкость в движениях;
  • затруднения с определением ведущей руки;
  • частые падения и спотыкания во время ходьбы;
  • неумение ловить и бросать мячик, подпрыгивать, стоять на одной ноге, ездить на велосипеде;
  • трудности с освоением чтения и письма;
  • затруднения с ходьбой по прямой линии;
  • сложности с поиском ответа на простой вопрос, хотя ребёнок его знает;
  • проблемы с долговременной памятью, когда ребёнок забывает изученный накануне учебный материал;
  • неспособность удержать в памяти и выполнить сложную инструкцию;
  • затруднения с определением правой и левой стороны;
  • нарушения сна;
  • чувствительность к прикосновениям.

Иногда патология проявляется лишь в старшем школьном возрасте. Обычно для этого необходим сильный эмоциональный раздражитель – чрезмерная учебная нагрузка, негативное отношение сверстников или учителей.

У детей школьного возраста патология чаще всего проявляется в неспособности к овладению материалом. Особенно тяжело даются диктанты и списывания. Дети страдают от дисграфии, дискалькулии.

Все эти симптомы накладывают отпечаток на психоэмоциональное состояние ребёнка. Он не в состоянии реализовать свой потенциал из-за того, что постоянно является мишенью для насмешек сверстников. Дети становятся тревожными, раздражительными, пассивными. Они отдаляются от сверстников, часто остаются в одиночестве.

Способы самостоятельной диагностики

Очень важно своевременно обратить внимание специалистов на эту проблему, потому что в дошкольном возрасте развитие движений и развитие психики тесно связаны друг с другом. Отставание в какой-то области влечёт за собой искажённое развитие других качеств личности. Важно прийти к порогу школьного обучения с максимальной компенсацией диспраксии.

Читайте также:  Постановка и автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях, артикуляционная гимнастика, конспекты занятий, логопедиечские тетради

Существует простой способ первоначальной диагностики диспраксии, который можно провести в домашних условиях — прыжковый тест. Прыгать нужно на двух ногах в сопровождении счёта «один-два-три-четыре», меняя движения ног в определённой последовательности:

  1. один – ноги в стороны;
  2. два – ноги перекрещены (левая нога впереди правой);
  3. три – ноги в стороны;
  4. четыре — ноги перекрещены (правая нога впереди левой).

Признаки неблагополучия:

  • ребёнок не может прыгать по предложенному взрослым образцу;
  • он не в состоянии соблюдать ритм, заданный счётом;
  • перекрещивая ноги, он разворачивает таз.

Этот метод диагностики достаточно точен, может применяться начиная с 4–5 лет.

Методы лечения

Для коррекции диспраксии применяются современные инновационные методики с использованием кинезиотерапии:

  • метод стабилометрии с биоактивной связью;
  • динамическая коррекция с рефлекторонагрузочными устройствами «Гравистат», «Адели», «Гравитон»;
  • пассивная вестибулярная тренировка с использованием компьютерного стенда;
  • электростимуляция мышц;
  • компьютерный видеоанализ движений;
  • транскраниальная поляризация головного мозга.

Одновременно с подобными методиками применяется фармакологическая терапия церебропротекторами ноотропного действия: Цитофлавин, Актовегин, Кортексин, Лецитин, Глицин, Семакс, Глиатилин.

Высокоэффективны общетерапевтические мероприятия – лечебная физкультура, психолого-логопедическая коррекция. Большое внимание уделяется восстановлению функции равновесия и основных движений, для чего применяются подвижные и пальчиковые игры и элементы спортивных игр.

При лечении вербальной диспраксии логопед выбирает для малыша специальную систему упражнений, одна часть которых направлена на развитие произношения звуков, а вторая — на восстановление артикуляции.

  • Первый вариант предполагает обучение ребёнка точной артикуляции фонем. Большое внимание уделяется звуковым схемам.
  • Суть второго варианта состоит в активной тренировке лицевых мышц, отвечающих за артикуляцию. В начале проведения терапии малыш подражает элементарным движениям губ, языка, описание которых облечено в сказочный сюжет («Сказка о весёлом язычке»). По окончании коррекции он должен самостоятельно воспроизводить последовательность нескольких движений.

Детям с диспраксией рекомендуется участвовать в групповых занятиях гимнастикой. Они прекрасно развивают вестибулярный аппарат, и ребёнок приобретает контроль над своими движениями. Очень полезны игры с музыкальным сопровождением. Играя в них, дети будут чувствовать ритм, что позволяет улучшить контроль над движениями тела и координацию.

Несколько упражнений от логопеда

Игра – ведущая деятельность дошкольников, для детей с диспраксией она особенно важна. Игровая мотивация поможет достичь целей, которые в обычной жизни сложно осуществить. Именно в процессе игры со сверстниками могут проявиться и совершенствоваться многие способности малыша.

Игры для развития координации движений:

  • «Чудесный мешочек» — сначала малыш знакомится с 5–7 предметами, потом достаёт их из небольшого мешочка, предварительно определив на ощупь предмет. Можно устроить соревнование на время между несколькими участниками.
  • «Верёвочка» — нарисовать при помощи скакалки или верёвочки предмет несложной формы (змею, ёлочку, домик, человечка).
  • «Гонки многоножек» — устроить соревнование по бегу между 2–3 участниками, где по столу бегают «двуногие или пятиногие многоножки» (кисти рук).
  • «Прижми палец» — играют 2 человека, сцепившиеся сомкнутыми пальцами правой или левой руки. Большой палец при этом поднят вверх. Задача – прижать палец соперника к кисти, за что присуждается 1 очко. Победителем становится тот, кто получит 10 очков.
  • «Самолётики» — бумажные самолётики соревнуются в дальности полёта.
  • «Ходим в шляпах» — дети соревнуются в продолжительности ходьбы с грузом, положенным на голову (мешочек с песком до 0,5 кг весом, книга, диск от пирамидки). После водружения «шляпы» на голову взрослый проверяет правильность осанки у ребёнка.
  • «Быстрые лошадки» — нужно намотать шнурок, к которому привязана игрушечная лошадка, на палочку. Чья лошадка быстрее «прискачет», тот и победитель гонки.
  • «Горячий мяч» — играют несколько человек, сидящих в кругу. Они передают друг другу мяч, при команде «стоп» тот, кто на этот момент окажется с мячом в руках, выходит из игры.

Очень полезны занятия лепкой, аппликацией, рисованием, моделированием, шитьём, черчением, трудотерапией, включающей в себя работу по дому. Выполнение бытовых дел совместно с родителями вызывает у ребёнка положительные эмоции и позволяет ему улучшать свои двигательные способности.

Если родители заняли правильную позицию по отношению к малышу с диспраксией, тесно взаимодействуют со специалистами и всячески способствуют его развитию, то спустя некоторое время наступит заметное улучшение. К сожалению, в большинстве случаев признаки заболевания окончательно устранить не удастся.

Правильная стратегия родительского поведения:

  • поощрять любые занятия детей, помогающие им освоить нужные навыки;
  • усложнять выполняемые задания;
  • ставить достижимые цели и предлагать пути их достижения;
  • на ранних этапах коррекции не навязывать задания, предложить выполнить то, что хочется ребёнку;
  • поддерживать тесный контакт с педагогами и другими специалистами, работающими с малышом;
  • отмечать любые попытки достижения целей, независимо от результата;
  • соблюдать режим дня и размеренный темп жизни;
  • не торопить малыша при выполнении заданий, запастись терпением.

Теперь, когда вы знаете, что такое диспраксия, запомните — для детей с этим нарушением очень важно организовать комфортный психологический климат. Ни в коем случае нельзя их ругать, особенно по пустякам. Даже если что-то не выходит, их все равно надо поощрять и хвалить за небольшие достижения и делать на этом акцент.

Что такое диспраксия, симптомы и методы коррекции

Диспраксия

Dyspraxia переводится с латинского как бездействие или бездеятельность. Заболевание возникает на фоне поражений коры головного мозга. Чаще диагностируется у мальчиков.

Ребенок, болеющий диспраксией, крайне уязвим среди сверстников. Ему сложно ходить, говорить, читать, выполнять любые действия.

Артикуляционную диспраксию правомерно выделять как особую форму парциального недоразвития речи, поскольку она имеет самостоятельные, отличные от других речевых расстройств механизмы, специфическую, присущую только ей симптоматику и характерный для нее тип динамики на протяжении онтогенеза.

Артикуляционная диспраксия рассматривается как самостоятельное расстройство в тех случаях, когда у детей нарушено формирование только звуковой стороны речи. Она занимает особое место в ряду клинических вариантов нарушения произносительной стороны речи.

Артикуляционной диспраксией называется  состояния избирательного нарушения формирования только произносительной стороны речи, основным механизмом которой является незрелость или аномальное формирование артикуляционного праксиса.

При этом элементарные формы моторных функций артикуляционного аппарата сохранены (подвижность, мышечный тонус, сократительные способности). Нарушения звуковой стороны речи носят избирательный характер и распространяются только на сегментарный ее уровень, затрагивая только консонантные его компоненты (Корнев А. Н., 1989, 1993, 1994, 1999, Kornev A. N.. 2000).

Наиболее частой причиной этого состояния является раннее резидуально-органичское поражение головного мозга. Вероятны и генетически обусловленные случаи. Это подтверждается как анамнестическими данными, так и результатами неврологического обследования.

В логопедической литературе  стран СНГ эта категория расстройств как самостоятельное явление мало изучена и включается или в рамки дислалии, или в круг дизартрии (Гриншпун Б. М., 1989, Гуровец Г. В., Маевская С. И., 1978, Сизова Э. Я., Макарова Э. К., 1979). Пожалуй, единственное исключение — работа И. И.

Панченко (1975), где автор, систематизируя нарушения звукопроизношения у детей с детским церебральным параличом, выделяет «фонетико-апраксическую форму» звуковых расстройств. Соботович Е. Ф. (1981) в работе, посвященной моторной алалии, выделяет такой симптомокомплекс, как артикуляционная апраксия, но не описывает его. Е. М.

Мастюкова описывает аналогичный симптомокомплекс, именуемый ею «корковой дизартрией», и выделяет 3 его разновидности: с преобладанием нарушений артикуляции переднеязычных согласных, с преимущественным нарушением шипящих и аффрикатов, сопровождающихся активным поиском артикуляционного уклада (автор связывает это с кинестетической апраксией), с нарушением артикуляции аффрикатов и расщеплением их, заменой щелевых звуков на смычные. В англоязычной литературе расстройства данного типа получили название «артикуляционной диспраксии развития» (developmental articulatory dyspraxia, DAD, Morley M., 1972), вербальной или «речевой апраксией развития» (developmental apraxia of speech, DAS или developmental verbal apraxia, DVD, Yoss K., Darley F, 1974).

Смешения звуков, освоенных и автоматизированных в произносительном плане, не являются специфичными для артикуляционной диспраксии и встречаются весьма редко.

Это факультативный для артикуляционной диспраксии симптом, механизм которого анализировался выше. Остальные ошибки — облигатные. Отклонений от нормы в лексико-грамматической сфере у детей не было.

По сравнению с функциональной дислалией артикуляционная диспраксия представляет собой более сложное и комплексное расстройство.

Читайте также:  Развитие речи у детей 2-3 лет: как научить ребенка говорить в 2 года

Необходимо понимать, что такой ребенок не является умственно отсталым. Если диспраксия не сочетается с другими заболеваниями ЦНС, аутизмом, синдромом Аспергера, параличами, педагогической запущенностью, то интеллект развивается на должном возрасту уровне.

  • Виды диспраксии
  • Классификация болезни зависит от типа действий, которые сложно выполнять ребенку. Чаще всего встречаются следующие виды диспраксии:
  • Вербальная или артикуляционная

Характеризуется затруднениями в звукопроизношении с точки зрения физиологии. Ребенку сложно воспроизводить фразы в правильном порядке, формировать предложение для выражения мысли.

Моторная

Основные симптомы — это сложность в выполнении движений. Ребенку тяжело самостоятельно одеваться, принимать пищу, ходить, писать, завязывать шнурки и т.д.

Офтальмологическая

Уменьшена способность следить за движениями глаз. Проявляется чаще в школьном возрасте, при подготовке к обучению. Дошкольнику тяжело следить за строчкой при чтении только глазами, он обязательно двигает при этом головой.

Проявляется при быстром движении. Например, ходьбе, прыжках, беге.

Выразительная

Ребенок не в состоянии выразить эмоции через мимику. Движения мышц лица часто не соответствуют психологической обстановке. Например, вместо улыбки возникает выражение гнева, страха и т.д.

Идеативная

Нарушается способность действовать в стандартных, ежедневных ситуациях. Ребенок не соотносит варианты решений сложившейся обстановке, не может применить их на практике.

  1. Конструктивная
  2. Характеризуется потерей в пространстве, больной воспринимает его неадекватно.
  3. Деамбулаторная

Ребенок не может по команде перестроиться с бега на медленную ходьбу и наоборот. Возникают трудности при смене вида движения.

Кинестетическая

Связана с нарушениями артикуляционного уклада, выполнением мелких движений руками. Например, застегивание пуговиц.

Симптомы

Проявления заболевания зависят от индивидуальных особенностей развития ребенка. Есть лишь небольшой список наиболее часто встречающихся симптомов:

  • Нарушения осанки
  • Задержки физического развития (роста, размеров тела, пропорций, нарушения циклов у девочек и т.д.)
  • Нарушения в развитии до 2 лет. Ребенок не сидит, не ползает и т.д.
  • Проблемы с концентрацией взгляда на одном предмете
  • Изменения сна
  • Излишняя раздражительность
  • Трудности с равновесием
  • Сложности в обучении. Особенно при освоении математики, письма, чтения
  • Чрезмерная медлительность при списывании, копировании
  • Путаница сторон
  • Дисграфия

Симптоматика зависит от вида заболевания и возраста пациента.

Причины

  • Диспраксия возникает у детей по нескольким причинам, связанным с внутриутробным развитием и генетической предрасположенностью:
  • Микротравмы мозга в родах или послеродовом периоде
  • Мутации
  • Недоношенность
  • Наследственность.

Точных причин заболевания на сегодняшний день ученым выявить не удалось. Можно говорить о совокупности проблем при развитии плода, влиянии экологии, образе жизни родителей, генов.

Диагностика

Скрининг диспраксии проводят психиатры, неврологи, офтальмологи, логопеды. Тесты и задания для оценки степени развития болезни и уточнения ее вида избираются лечащим врачом, родителями.

Для начальной диагностики чаще используют следующие общие тесты:

  • Ребенка просят раздеться — одеться.
  • Нарисовать простой предмет, животное.
  • Ходить попеременно быстро, медленно, на цыпочках и т.д.
  • Дотронуться до уха слева-справа попеременно по команде.
  • Проследить за предметов глазами.
  • Собеседование с доктором для выявления сформированности речевых навыков, способности отвечать на вопросы, поддерживать беседу.
  • Перекрещивание ног по образцу, команде.
  • Собрать пазл, выполнить задания головоломки.
  • Вырезание несложной фигуры ножницами.
  • Стабильные затруднения при выполнении нескольких диагностических тестов может стать причиной постановки диагноза «диспраксия».
  • Далее собирается анамнез жизни, пациент направляется на подробную диагностику к узким специалистам.
  • Особенности речи детей с вербальной диспраксией

Поговорим подробнее об артикуляционной диспраксии. Это один из видов недоразвития речи. Состояние характеризуется нарушениями произносительной функции из-за паралича артикуляционного аппарата.

При диспраксии, связанной с вербальными нарушениями, обнаруживаются следующие отклонения в звуковой речи:

  • искажение фонетических характеристик звуков;
  • замены фонем;
  • отсутствие автоматизации звуков;
  • пропуски согласных и гласных звуков;
  • перестановки слогов;
  • смешение освоенных фонем;
  • лексико-грамматические нарушения;
  • сложность в построении фраз, предложений.

Вербальная диспраксия отличается от дизартрии и моторной алалии по многим показателям. Эти заболевания не стоит путать, поскольку подход к коррекции нарушений разный.

Отличия от дизартрии

  • Артикуляционная диспраксия отличается от дизартрии следующим:
  • Ребенок ищет артикуляционную позу
  • Если фонема, слово знакомы ребенку и автоматизированы, то он произнесет его правильно с большей вероятностью
  • Наличие ошибок в речи зависит от произносительных условий. Если малыш повторяет чужую фразу, фонему, то произнесет ее правильно. При условии эмоциональной возбужденности в речи ошибки встречаются намного чаще.

Отличия от моторной алалии

Оральная диспраксия имеет следующие отличительные признаки:

  • богатый словарный запас;
  • правильное грамматическое оформление предложений, фраз;
  • относительная свобода при составлении текстов для собственных высказываний;
  • способность играть со словами, например, составлять рифмы.

Лечение и коррекция

Включает в себя медикаментозное лечение и занятия со специалистами: неврологами, физиотерапевтами, логопедами, дефектологами. Немаловажную роль играют физические нагрузки, занятия спортом.

Коррекция двигательных функций

На практике применяются следующие методы коррекции сенсомоторных нарушений:

  • Координация двигательных функций путем постоянно наблюдения за выполнением команд, упражнений. Например, утреннюю зарядку можно превратить в метод лечения. Просите ребенка ходить на пяточках, потом на носочках; бег сменяйте прыжками, остановками для передышки и т.д. Тренируйте ориентацию в пространстве: просите повернуться направо-налево
  • Складывание пазлов, кубиков по образцу и фантазийно
  • Копирование рисунков
  • Плавание
  • ЛФК
  • Массаж. С помощью него можно развивать оральный праксис, мелкую и крупную моторику
  • Музыкальное сопровождение на физкультуре
  • Шитье
  • Дыхательная гимнастика Стрельниковой обучает контролировать движение мышц, дыхательного аппарата, руководить процессом
  • Трудотерапия

Коррекция вербальной диспракции

Направлена на улучшение словесной и артикуляционной функции ребенка. Систему реабилитации подбирают логопеды, психиатры, дефектологи. Задача коррекционных упражнений состоит в том, чтобы ребенок мог научиться выражать мысли вслух, понимать чужую речь полностью, а не отрывочно, контролировал звукопроизношение, мимику во время речи.

Используются следующие упражнения и методы:

Перевоспитание фонетики. Направлено на автоматизация звуков. Обучение контроля над речью.

Увеличение запасов фонем, слов. Это практические занятия для составления предложений, небольших текстов, их артикуляции.

Контроль за мимикой.Во время речи малышу необходимо повторять за взрослым простые движения руками, головой, губами для улыбки и т.д. Жесты должны соответствовать высказыванию. Таким образом, тело будет участвовать в процессе общения с оппонентом.

Диагностируя вид диспраксии, узкие специалисты индивидуально подбирают систему реабилитации для ребенка школьного и дошкольного возраста. При систематических занятиях прогноз всегда остается положительным.

Советы логопеда

Занятия со специалистом приносят лишь небольшие улучшения в процессе говорения, социальной адаптации ребенка. Основная нагрузка лежит на родителях. Занимаясь дома, следуя советам логопедов, вы достигнете максимального эффекта при лечении диспраксии.

На что нужно обратить особое внимание:

  • Играйте, а не занимайтесь. Для дошкольника важно понимать, что еще ребенок. Игра — ведущий вид его деятельности. Обучайте, тренируйте, корректируйте нарушения в процессе игры. Пусть вам и малышу будет весело и интересно.
  • Развивайте не только правильное говорение, но и другие способности ребенка. Например, координация движения хорошо развивается во время ощупывания предметов, рисования, догонялок.
  • Развиваете мелкую моторику
  • Рисуйте, лепите, собирайте мозаику
  • Не забывайте об артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастиках.Для занятий можно использовать методы Стрельниковой, Бутейко, Толкачевой

Советы родителям:

Панацеи от диспраксии в детском возрасте не существует. Родителям стоит быть терпеливыми, выполнять советы педагогов и медиков. Научитесь сами и привейте ребенку следующие навыки:

  • радуйтесь каждому успеху, хвалите ребенка чаще
  • не торопите малыша при выполнении заданий
  • фиксируйте внимание на мелочах
  • не напоминайте дошкольнику о неудачах
  • ставьте перед ребенком понятные и доступные цели
  • требуйте выполнения задач
  • отбирайте материал для занятий на основе предпочтений малыша
  • усложняйте задачи постепенно, не торопитесь приступать к самому сложному в начале пути.

Диагноз диспраксия — это не приговор. Не стоит замыкаться в себе, понижать самооценку ребенку. Большинство симптомов и проявлений заболеваний можно устранить в детском возрасте. Ваша помощь необходима ребенку для успешной адаптации и к взрослой жизни.

  1. Источники:
  2. https://ourkids.ru
  3. https://orechi.ru

Корнев А.Н.. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь. — 380 с: ил.. 2006

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector