Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л] —  комплекс логопедических упражнений, направленный на отработку четкого произношения сонорных звуков. Использовать их можно так же для коррекции фонем [Р], [Рь].

Артикуляция звука

Для правильного произношения [Л] важна четкая работа мускулатуры языка, степень подвижности подъязычной связки. Важно следить за тем, чтобы ребенок не упирал язычок в зубы, не менял [Л], [Ль] на другие фонемы.

На заметку: до 5 лет искажение, пропуски звука [Л] в речи не считается серьезным нарушением. Исправлять ситуацию нужно срочно, если в 6 лет малыш не слышит, не дифференцирует или не пытается проговорить [Л] в свободном высказывании.

Твердый [Л]

Кончик тела язычка должен быть узким. Орган поднимается к небу и смыкается у основания верхних резцов, альвеол. Средняя часть спинки опущена, боковые края не прикасаются к челюсти. Cоздается проход для выдыхаемой струи воздуха. Язык по форме похож на седло.

Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

Мягкий [Ль]

Кончик языка так же поднят к небу, прижат к нему кончиком. Средняя часть спинки приподнята, передняя напряжена. Место смычки языка и неба более широкое, чем при произношении твердого варианта звука. При фонации спинка продвигается немного вперед. Звук образуется голосом.

Дефект артикуляции звука [Л] в логопедии называют ламбдацизмом. Замена [Л] в словах на другие звуки — параламбдацизмом.

Упражнения

При нарушениях произношения сонорного звука [Л] полезно заучить несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Выполнять их нужно каждый день по 5-6 минут напротив зеркала. Зарядку для языка сочетайте с дыхательными, пальчиковыми упражнениями, чистоговорками.

Занятия с младшими дошкольниками проводите в игровой форме. Используйте на уроках цветные картинки и игрушки.

Основная масса упражнений для нормализации артикуляции фонемы [Л] статичные. То есть язык занимает определенное положение и фиксируется в нем под счет. На первых уроках длительность задержки органа должна быть не более 5 секунд, на последующих — 10.

Перед началом уроков по постановке звука [л] полезно продемонстрировать ребенку любого возраста как работает его речевой аппарат при артикуляции сонорного. Покажите презентацию, распечатайте картинки. Наглядность, пример родителя или педагога, использование зеркала помогают повысить эффективность упражнений, способствуют налаживанию контакта между учеником и логопедом.

Заборчик

Цель: подготовка мускулатуры губ к артикуляции, фиксирование статичного положения челюстей.

Малыш улыбается, челюсти разжимать не нужно. Все зубки хорошо видны. Закрепляет позу артикуляционного аппарата на 5 секунд. На следующих уроках удерживать заборчик нужно как можно дольше.

Важные моменты: следите за тем, чтобы ребенок тянул губы максимально широко.

Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах
Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

Лопаточка

Цель: выработка хорошей дикции, релаксация для мышц язычка.

Ребенок улыбается, приоткрывает рот нешироко. Достает язычок в виде лопаточки и кладет в расслабленном положении на нижнюю губу. Оставляет по счету до 10.

Важные моменты: логопеду нужно следить за расслабленностью язычка. Если речевой орган напряжен или малыш не достал его полностью, предложите ему сначала постучать язычком по губам (пошлепать), а затем оставить  его снаружи и положить на губу.

Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах
Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

Чистим зубки

Цель: развитие целенаправленности движений язычка, навыка фиксировать орган за нижними резцами.

Малыш улыбается. Показывает зубки, приоткрывает рот не сильно, щель не более 1 см. Опускает тело язычка к нижним зубам, делает движения из стороны в сторону по зубам как щеткой, потом сверху – вниз.

Важные моменты: губы должны оставаться неподвижными, фиксируйте их в улыбке. Язык не должен скользить по верхним краям зубов, всегда начинает движения от десен.

Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах
Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

Маляр

  • Цель: тренировка навыка держать язык широким, совершать целенаправленные и медленные движения.
  • Дошкольник улыбается, приоткрывает рот на 1-2 см, кончиком языка гладит небо, совершая медленные движения вперед-назад.
  • Важные моменты: ребенок должен четко контролировать неподвижность нижней челюсти.

Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах
Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

Качели

Цель: тренировка мускулатуры язычка, растягивание короткой подъязычной перепонки, отработка навыка чередования положений языка.

Дошкольник широко улыбается, открывает рот. Язычок напряжен, тянется к верхним резцам кончиком. Поза фиксируется на 1-3 секунды. Затем язык подтягивается к верхним зубам,  после к нижним. В обоих положениях нужно задерживаться на пару секунд. Сначала упражнения выполняются быстро, потом медленнее.

Важные моменты: нужно двигать только языком. Шевелить губками, подбородком, челюстью, чтобы помочь языку нельзя.

Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

Иголочка

Цель: тренировка навыка напрягать и расслаблять мускулатуру язычка по заданию педагога.

Ребенок приоткрывает ротик на 1-2 см, вынимает напряженный язычок наружу. Бока органа напряжены, кончик поднят кверху, но не касается резцов. Удерживать позу нужно под счет до 5-10.

Важные моменты: укажите ребенку на ощущения при напряжении речевых органов. Дошкольник должен почувствовать дискомфорт.

Чашечка

Цель: укрепление мышц артикуляционного аппарата, выработка навыка подъема боковых краев язычка.

Губы и челюсти раскрыты, ротик растянут в улыбке. Ребенок достает язычок, сворачивает его в широкую трубочку. Поднимает к верхней губе, но не прикасается к ней. Удерживаем позу рта по счету до 5-10.

  1. Важные моменты: педагог следит, чтобы губки и челюсти не смыкались, не двигались.

Парус

Цель: снять тонус мускулатуры язычка, тренировать упругость кончика.

Ребенок открывает рот, поднимает язычок, упирает кончик в верхние резцы. Язык провисает как гамак. Задание статичное, нужно просто удерживать позу.

Важные моменты: упражнение исполняется под счет. Чем дольше ребенок удерживает язычок, тем лучше.

Грибок

Цель: растяжение перепонки под языком.

Дошкольник губы в улыбке, приоткрывает рот. Поднимает язычок, прижимает к верхнему небу. Открывает рот еще шире, удерживает положение на 5 – 10 секунд.

Важные моменты: ребенок должен чувствовать напряжение подъязычной перепонки, степень ее растяжения, опускать челюсти нельзя даже при значительном дискомфорте. Ширина открытия рта увеличивается от урока к уроку.

Гармошка

Цель: научить фиксировать язычок в поднятом положении, растянуть подъязычную перепонку.

Ребенок раскрывает рот широко, язычок поднимает к небу, затем открывает и закрывает рот. Повторяет упражнение несколько раз.

Важные моменты: рот нужно открывать максимально широко. На первых занятиях уздечка может побаливать, ребенок будет испытывать небольшой дискомфорт — это нормально.

Артикуляционная гимнастика на звук Р в картинках
Артикуляционная гимнастика на звуки С, З, Ц в картинках

Рекомендации по проведению занятий

  1. Сначала обучайте детей легким упражнениям, затем сложным.
  2. Выполняйте упражнения сидя.
  3. Проводите занятия ежедневно по 5-10 минут, лучше 2 раза в сутки утром и вечером.
  4. Логопедические занятия не эффективно проводить в многочисленной группе. Занимайтесь индивидуально или с 2-3 учениками.

  5. На уроке сидите к ребенку лицом или пред зеркалом. Ваша мимика будет для малыша ориентиром и примером.
  6. После постановки звука, закрепите занятие упражнениями на автоматизацию звука. Используйте произношение в слогах (ЛА-ЛА, Ло-ЛА и другие варианты), детское лото, стихи, чтение слов и составление текстов.

  7. Чтение и письмо на слух рекомендуется использовать для логопедической работы с детьми от 7-8 лет, когда школьник хорошо знаком с буквами. С детьми дошкольного возраста обходитесь карточками, повторением речевого материала за взрослым.
  8. Не забывайте подбадривать малыша во время занятия, чтобы он не не потерял интерес к урокам, не пал духом.

  9. Детям дошкольного возраста предлагайте передохнуть от упражнений каждые 3-5 минут. Но свободное окошко используйте с пользой: сделайте пальчиковую гимнастику, заштрихуйте картинки из логопедической раскраски.

На заметку! С детьми до 5 лет перед первыми уроками по постановке звука [л] с помощью артикуляционной гимнастики посмотрите видеоуроки. Так малыш лучше поймет, что хочет от него воспитатель или мама.

Речевой материал на дифференциацию звуков Л и Ль

Коррекция дефектного произношения звука [Л] с помощью артикуляционной гимнастики занимает 1-3 месяца. Наберитесь терпения и занимайтесь регулярно, только в этом случае занятия будут эффективны.

Артикуляционная гимнастика для звука Л

Артикуляционная гимнастика для звука Л:

Комплекс 1:

  1. «Язык здоровается с верхней губой»

Цель: Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), если она укорочена.Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

Описание: Открыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе 3—5 секунд, убрать в рот.

Обратите внимание! 1. Не всем детям удаётся сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Этому способствуют упражнения «Шлёпаем губами по языку», «Покусаем язык» (№ 19 и 20).

2.Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх.

Цель: Тренировать подъём языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

Описание: Открыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

Обратить внимание! Если ребёнок затрудняется поднять язык и поместить его за верхнюю губу, то можно показать ему это место, проведя соской на шпателе под верхней губой.

  1. «Чистим верхние зубы» (С внутренней стороны)

Цель: Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъём языка.Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

Описание: Открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Обратить внимание!

1. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

Читайте также:  Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по ФГОС

2. Следить за тем, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Цель: Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

Описание: Открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

Обратить внимание!

1. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх — она должна быть неподвижной (можно придержать её пальцем).

2. Язык широкий, в форме чашечки.

3. Если упражнение не получается, то нужно ( вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку» (№ 19), распластать язык, а потом завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальцами (с бинтом).

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

Обратить внимание!

1. Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку», распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

3. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

  1. «Ступеньки»Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

(Чередование «Чашечка» на верхней губе – «Чашечка» на верхних зубах – «Чашечка» вверху за зубами)

Цель: Удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».

Описание: Открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3—5 секунд.

Обратить внимание!

1. Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть неподвижна.

2. Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую.

  1. «Фокус» («Дуем с чашечки»)

Цель: Направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

Описание: Открыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Усложнение: На кончик носа прикрепить кусочек кальки (1,5 см х 1,5 см) и сдуть его — онлетит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

Обратить внимание!

1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.

2. Не сжимать язы зубами.

3. Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков

  • Комплекс 1 в игровой форме.
  • Язычок твой – серый зайка,
  • Веселый ловкий попрыгайка!
  • Рано утром он проснулся
  • Сладко к солнцу потянулся!
  • (упражнение «Язычок здоровается с верхней губой»)
  • Вдруг такая не задача-
  • За окном раздался крик!
  • Напугался сонный зайчик
  • И за шторку быстро прыг!
  • (Упражнение «Бульдог»)
  • Оказалось всё не страшно –
  • Шумит лесная детвора!
  • На кухне сладко пахнет кашей
  • Чистить зубки нам пора!
  • (Упражнение «Чистим верхние зубы с внутренней стороны»)
  • Захотел наш шустрый зайчик
  • После каши чай попить,
  • Но опять пред ним задача-
  • Не может чашку он найти!

(Помоги зайчику! Давай сделаем упражнение «Чашечка»!)

  1. Зайка страшный сладкоежка
  2. Варенье любит от души!
  3. И теперь его мордашка

Вся в варенье! – Оближи!

  • (Упражнение «Вкусное варенье»)
  • Чашку зайка мыть не хочет,
  • Попытался спрятать срочно!
  • Перед полкой и за полку,
  • Только нету в этом толку!
  • (Упражнение «Ступеньки»)
  • Надо маму отвлекать,
  • Чтоб не начала ругать!
  • Будем думать и гадать…

Может, фокус показать?!

(Упражнение «Фокус»)

Комплекс 2:

  1. «Чистим верхние зубы» (С внутренней стороны)

Цель: Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъём языка.Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

Описание: Открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Обратить внимание!

1. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

2. Следить за тем, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

2. «Парус»

Цель: Удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

Описание: Широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

Обратить внимание!

1. Края языка могут не прилегать к верхним боковым зубам, как в упражнении «Чашечка».

2. Если вы предложите ребенку пропеть звук «ы»: «ы-ы-ы», слегка надавливая кончиком языка на верхние зубы, то может получиться звук «л».

Комплекс 2 в игровой форме: 

Сейчас я предлагаю тебе совершить прогулку по берегу большой реки! Представь, что на улице теплое лето, светит яркое солнышко, дует ласковый ветерок… Чтобы было не так жарко, мы с тобой отправились на берег большой реки. Смотри! Что там такое?! Да это же водопад! – Высокие камни поднимаются высоко вверх, а по ним стекают волны… давай с тобой попробуем язычком показать водопад: 

Подними кончик языка вверх и удерживай его в таком положении пока на нем не скопится слюна. Затем опусти язычок (Филичева). Повторим? Ну что? Пойдем дальше!? Смотри! А это что на горизонте? Лодка! Какой у нее яркий парус! (Упражнение «Парус»). Ветерок прогнал парусник мимо нас и нам тоже пора возвращаться назад…

  1. Вариант 2.
  2. Язычок рано встал.
  3. В комнате всё убрал,
  4. Вот почистил зубки он и отправился в лесной поход.
  5. (упражнение «Чистим верхние зубы»)
  6. Там у тропки у лесной
  7. Боровик растет большой.
  8. За грибом всё наблюдал,
  9. На иве дятла услыхал.
  10. По стволу он клювом бьет
  11. Жуков вредных достает.
  12. Ива ветками кивала
  13. «Спасибо» дятлу посылала,
  14. Наклоняла ветки в реку
  15. Лодке не давала ехать.
  16. В лодке шмель и оса
  17. Поднимали паруса.
  18. Увидел это язычок
  19. Сделал «парус» и молчок.
  20. (Упражнение «Парус»)
  21. Солнце в реку окунулось,
  22. Язычку слегка взгрустнулось.
  23. Уж домой пора бежать,
  24. Лечь в любимую кровать.
  25. Поцелуй отправить маме,
  26. До утра проститься с нами.
  27. Комплекс 3 (от межзубного):

Описание: Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать язык неподвижно 5, затем 10 секунд.

Цель: Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Описание: Открыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покрывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку в выполнении упражнения.

Обратить внимание! Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы.

2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, ребёнок осуществляет самомассаж языка.

  • Цель: Отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» (особенно при напряжённости языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).
  • Описание: Высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» («пароход гудит»).
  • Обратите внимание!

1. Тёплый воздух выходит по бокам.

2. Если при пропевании звука «ы» получается мягкий звук «ль», попросите ребёнка ещё больше высунуть язык и зажать зубами не кончик, а среднюю часть языка.

Комплекс 3 в игровой форме: 

В лесу на большой сосне жила белочка. Она была очень мечтательной особой! Она очень мечтала однажды покататься на большом пароходе! Белочка была доброй и трудолюбивой! Больше всего она любила печь блины (Упражнение «Блинчик»). А еще шить на швейной машинке новенькие платья для себя и своих сестричек! (Упражнение «Покусаем язык»).

Однажды она шила очень красивое платье и вдруг услышала протяжный звук: «ы-ы-ы-ы»… Белочка не поняла, что же это такое? «Ы-ы-ы-ы-ы»! Послышалось ещё громче. Белочка подбежала к окну и далеко-далеко на горизонте она увидела пароход! («Упражнение «Пароход»). «Ы-ы-ы-ы!» — он громко позвал Белочку кататься.

Белочка быстро надела новенькое платье и побежала навстречу своей мечте!

Вариант 2.Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Как-то утром побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. “Давай я тебе помогу” — сказал Язычок.

Замесили тесто, испекли блины. (Упражнение «Блинчик»). Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять и петь песенки. (Упражнение «Покусаем язык»). Гулял он, гулял и вдали увидел пароход. (Упражнение «Пароход»).

Но тут его окликнула мама и позвала домой.

Комплекс 4:

  1. «Язык здоровается с верхней губой»

Цель: Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), если она укорочена.

Описание: Открыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе 3—5 секунд, убрать в рот.

Читайте также:  Поделки из яблок своими руками для выставки в детских сад и школу

Обратите внимание! 1. Не всем детям удаётся сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Этому способствуют упражнения «Шлёпаем губами по языку», «Покусаем язык» (№ 19 и 20).

2.Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх.

Цель: Отрабатывать подъём языка и подвижность кончика языка.

Описание: Открыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

  1. Обратить внимание!
  2. Кончик языка загибается кверху.
  3. Комплекс 4 в игровой форме:

Индюк – очень важная птица! И он этим очень гордится! Бл-бл-бл – кричит индюк И пугает всех вокруг! Ты не бойся, подойди 

  • И его изобрази!
  • Вариант 2:
  • Язычок бежит к высо-о-кой ели,
  • Видит – новые качели
  • На пригорочке стоят
  • Приглашает всех ребят.
  • (упражнение «Язык здоровается с верхней губой»)
  • Покачался от души.
  • Нужно дальше поспешить.
  • Прибежал он на футбол.
  • Не забил голов пока,
  • Чем обидел индюка.
  • Индюк страшно «болботал» –
  • Еле язычок сбежал.
  • (Упражнение «Индюк»)

Постановка звука "Л": артикуляционная гимнастика

Одно из распространённых нарушений произношения у маленьких детей – это неправильное произношение согласного «Л». Иногда «Л» вообще отсутствует в речи ребёнка или заменяется неправильными вариантами. Например, на букву «Й» в словах «йуг», «йиса» вместо «луг» и «лиса». Как  способствовать корректной постановке согласного звука «Л» у маленьких детей, какие упражнения необходимо делать?

Постановка правильного произношения звука «Л» не займёт много времени, достаточно уделять в день 15–20 минут артикуляционной гимнастике и упражнениям, направленным на коррекцию и автоматизацию выговаривания этого согласного.

Выполняем логопедические упражнения

В комплекс логопедических упражнений, необходимых для правильной постановки любого звука, вызывающего проблемы в произношении(в том числе «Л»), входит несколько видов занятий:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Задания на развитие речевого дыхания;
  • Упражнения по автоматизации произношения звуков.

Желательно, чтобы любой домашний урок содержал элементы перечисленных видов занятий. При этом нужно иметь в виду, что общая продолжительность такого занятия для ребёнка 3–4 лет не должна составлять более 15–20 минут.

Для детей возрастом 5–6 лет общая продолжительность занятия может составлять 20–25 минут. В этом случае желательно чередовать логопедические упражнения с заданиями по развитию речи.

Упражнения по установке правильного произношения «Л»

Артикуляционная гимнастика, включающая следующие упражнения.

«Пароходик»

  • Цель упражнения: отработать то положение языка, которое необходимо для правильной постановки звука «Л».
  • Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихахВыполнение: Ребёнок слегка приоткрывает ротик в улыбке, высовывает язык, зажимает его зубами и пропевает «Ы-ы-ы-ы-ы», имитируя гудок парохода.
  • Внимание: Если во время выполнения этого упражнения (когда поётся «Ы-ы-ы-ы-ы») взрослый слышит мягкий «Л’» то надо попросить  ребёнка высунуть язычок как можно дальше, при этом зажимая зубами не кончик, а среднюю часть языка.

«Индюшонок»

Как разговаривает индюк? «Бл-бл-бл», булькает и «болбочет». Предложите ребёнку попробовать сымитировать «разговор» индюшонка , используя следующее упражнение:

Шаг 1. Приоткрыв рот, ребёнок кладёт язычок на верхнюю губу, при этом кончик языка должен слегка загибаться вверх, как бы обтекая губу.

Шаг 2. Потренироваться, сделать несколько движений кончиком языка по верхней губе вверх и вниз.

Шаг 3. Подключить гудение на выдохе, одновременно увеличив скорость движений, пока не получится «бл-бл-бл».

Это упражнение будет очень полезно для правильной постановки звука «Л», так как отлично развивает подвижность кончика языка и отрабатывает правильную степень его подъёма.

«Как едет лошадка?»

Это упражнение состоит из двух частей. В первой части отрабатывается навык цоканья, помогающий хорошо укрепить мышцы языка и выработать умение поднимать язык вверх. Вторая часть помогает ребёнку определить положение языка во рту, когда он произносит «Л».

Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихахШаг 1. Ребёнок улыбается, открыв ротик и показав зубки. Затем несколько раз щёлкает язычком, упираясь в нёбо. (Имитируем цоканье лошадки).

Важно: Во время выполнения этого упражнения нижняя челюсть не должна быть подвижной, двигаться должен только язычок.

Шаг 2. Объясните малышу, что лошадки могут ехать тихо, и повторите движения языка из предыдущего упражнения, беззвучно, не подключая голоса.

Важно: Следите за тем, чтобы кончик языка во время выполнения упирался в верхнее нёбо, а не высовывался за пределы ротика.

«Ветерок»

Цель упражнения: научиться выдыхать воздух таким образом, чтобы он выходил из ротика по краям языка, а не по центральной его части.

Выполнение: ребёнок приоткрывает рот и прикусывает кончик языка зубами. Затем ему необходимо выдохнуть, имитируя дуновение ветерка. Если неясно, правильно ли ребёнок выполняет это упражнение, поднесите кусочек ваты к его ротику во время того, когда он дует. Это поможет определить направление воздушной струи.

Существует два наиболее распространённых варианта неправильного произношения «Л» у маленьких детей. Это межзубное и носовое произношение.

В случае межзубного произношения «Л» кончик языка выходит за пределы верхних резцов и находится практически между зубами. Получается переходной вариант, что-то среднее между «Л» и «В». Для коррекции этой проблемы необходим стандартный набор упражнений, используемых для постановки согласного звука «Л».

Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

Для того чтобы успешно решить эту проблему необходимо проводить упражнения, которые помогут скорректировать направление воздушной струи и развить правильное речевое дыхание.

Закрепление (автоматизация) правильного произношения звука «Л»

  1. Упражнения, направленные на тренировку правильного автоматического произношения звука «Л» необходимо делать после проведения артикуляционной гимнастики в течение 15–20 минут.

  2. Отрабатываем произношение «Л» в слогах:
  3. Лу-лы-ла-ло, ла-ло-лу-лы, лы-ло-лу-ла;
  4. Ол-ел-ал-ял, ёл-ол-ил-ел, ял-юл-ол-ёл.
  5. Составляем логопедические змейки, использую карточки детского лото:
  6. Тренируем произношение слов, следуя логопедической змейке.

     Примерные варианты для карточек/слов:

  7. ландыш, ласточка, булавка, скала, лапша, школа, зола, палатка, водолаз, халат, салат, лампа, калач лось, лодка, лоб, лом, мыло.

  8. Можно использовать не только имена существительные, но и другие части речи: глаголы, прилагательные:
  9. Пел, мыл, гул, дул, зевнул, обулся, выгнул, ущипнул, веял, сеял, стоял, сидел, висел, обидел, увидел, ненавидел.
  10. Голодный, холодный, смелый, спелый, милый, целый, унылый, алый, белый, вялый, малый, злой.

  11. Особое внимание нужно уделить постановке произношения согласного «Л» в трудных случаях: когда в одном слове есть две буквы «л» и когда буква «л» стоит рядом с другими звуками.

  12. Две буквы «Л» в одном слове:
  13. лаял, послал, болтал, плавал, глотал, ломал, служил, получил, наложил, лопнул, целовал, летел.

  14. Стечение «Л» и другого согласного звука:
  15. Благодарность, глазки, сожгла, Клава, злаки, сладкий, сглазить, клок, глобус, хлопоты, заслуга, глыбы, клыки.
  16. Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихахУчим стихи и скороговорки:
  17. Ой, на речке, на Волжанке
  18. Соловей плывёт на палке
  19. Сел на доску тонкую,
  20. Завёл он песню звонкую.

Предложите ребёнку проанализировать небылицу и объяснить, чего на самом деле быть не может. Выучите небылицу вместе, правильно проговаривая «Л».

Петя мал, взял мяту смял

Увидела мать, не велела мяту мять.

Повторите вместе скороговорку, чётко артикулируя в словах, содержащих «Л». Попросите объяснить ребёнка, что такое мята. Добавьте элементы уроков по развитию речи: пусть он порассуждает, о том, почему её нельзя мять.

Наборы с логопедическими упражнениями: карточки, книги, игры, лото, методические пособия для родителей

Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

  1. Для детей от 4-7 лет.
    В набор входит: яркие рабочие тетради с заданиями и упражнениями (азбука-узнавайка, тексты, слова, профессии); развивающее домино «Веселые животные»; развивающее лото «Учим звуки [Р], [Р’]»; развивающее лото «Учим звуки [Л], [Л’]». Яркое, качественное издание, с положительными отзывами у родителей и логопедов.
  2. Разработан для педагогов, но может быть использован и родителями для домашнего обучения. Карточки двусторонние (картинка + написание слова с выделением звука), слова на каждый звук подобраны так, что позволяет быстро и эффективно вводить поставленные звуки в речь.
  3. Научит ребенка не только правильно говорить звуки в словах, но и разовьет речь, и интеллект в целом. Подходит для детей в самом раннем возрасте от 0-3 лет. Рассчитан на курс занятий в течение 53 недель. Комплект очень обширный по материалам, туда входят: методическое сопровождение «Развитие речевой активности»; дневнички занятий; книжки-листалки  говорилки  повторялки; карточки-бормоталки  подражалки; мягкая игрушка Волчонок. Комплекты от «Умница» всегда имеют положительные отзывы у родителей, заниматься по ним интересно, легко и эффективно.

Произношение «Л» и возраст ребёнка

Некоторые родители спешат, стремясь поставить правильное произношение «Л» у ребёнка, который только недавно начал говорить. Согласно логопедическим нормативам, произношение «Л» и «Р» является наиболее трудным для маленьких детей, поэтому окончательной постановкой звука «Л» считается закрепление его чёткого произношения в возрасте 5-6 лет.

  • Преподаватель, специалист детского развивающего центра
    Дружинина Елена
  • Урок по дифференциации звука «Л», упражнения логопеда:

Статья по логопедии (старшая группа) по теме: Артикуляционная гимнастика (комплекс для звука [л]) | Образовательная социальная сеть

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата.

Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л].

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
  3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  1. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  2. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  3. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  4. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.
  • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме. 
  • Правильная артикуляция звука «Л»:
  • — губы открыты
  • — зубы разомкнуты
  • — кончик языка поднят и упирается в верхние зубы
  • — воздушная струя умеренная и теплая
  • — звук «Л» звонкий
  • «Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

  1. «Накажем непослушный язычок»
  2. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».
  3. «Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

Чередовать «Блинчик – Иголочка»

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

  • «Индюк»
  • Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)
  • «Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов ( как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Пароход гудит»

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

  1. Уважаемые родители!
  2. Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.
  3. Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!
  4. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
  5. Детский сад комбинированного вида № 17 «Искорка»
  6. ЛОГОПЕД
  7. СОВЕТУЕТ
  8. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
  9. ГИМНАСТИКА
  10. (комплекс для звука [л])
  11.                            Южноуральск, 2012

Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках

Проблемы с дикцией достаточно часто встречаются у детей дошкольного возраста. Иногда диалог с ребенком могут вести только самые близкие люди, для остальных речь малыша непонятна, поскольку он не выговаривает букв или просто заменяет их другими при разговоре.

В этом случае ребенку необходимы специальные занятия, позволяющие поставить правильное произношение звуков, сделать речь внятной, обеспечить малышу хорошую дикцию и избавить от проблем и комплексов в будущем, которые часто возникают из-за логопедических нарушений.

Артикуляционная гимнастика для звука «Л» – это комплекс упражнений для тренировки мышц языка и щек, с помощью которой ребенок учится правильно произносить этот звук. Занятия проводятся с малышами старше 3 лет, до школы лучше поставить малышу правильное произношение.

Принцип и особенности артикуляционной гимнастики для звука «Л»

Цель артикуляционной гимнастики – объяснить ребенку и закрепить, с помощью повтора упражнений, положение, в котором должны находиться речевые органы (губы, язык, небо) в момент произнесения определенного звука.

Отработав до автоматизма, какое именно положение занимают артикулярные органы в момент произнесения того или иного звука, малыш научится четко и правильно их произносить.

Научившись делать простые движения, формировать внятный звук, малыш легко сможет преобразовать их в более сложные, его речь не только станет понятной окружающим, но и увеличится словарный запас, улучшится образное мышление.

Артикуляционная гимнастика включает комплекс статических и динамических упражнений.

Выполняется ежедневно, при этом ребенок должен не только видеть взрослого человека, показывающего, как правильно делать упражнение, но и себя, поскольку малыш нуждается в зрительном контакте.

Если ребенку не нравится предложенное маленькое зеркало, позвольте ему заниматься перед большим, ведь оно даст возможность малышу чувствовать себя более взрослым.

Занятия проводятся только в игровой форме, необходимо учитывать настроение ребенка. Комплекс обычно занимает 7-10 минут и не должен превышать четверти часа для детей 3-4 лет.

Малыши 5-6 лет занимаются не более 20 минут. Если ребенку сложно выполнять упражнения в течение этого времени, можно разделить комплекс на 2 части.

Упражнения выполняются сидя, спина должна быть прямой, необходимо следить за дыханием малыша.

При правильной артикуляции звук «Л» произносится:

  • открытыми губами;
  • открытыми зубами;
  • кончик языка при этом поднимается и упирается в верхние зубы;
  • с умеренной воздушной струей.

При правильном положении всех речевых органов, звук «Л» получается звонким.

Упражнения для постановки звука «Л» у детей

Упражнения имеют устоявшиеся названия, обучая ребенка выполнению каждого из них, следует стараться, чтобы ребенок его запомнил. Это превратит занятие в игру и избавит от ежедневных объяснений, чего именно хочется от малыша.

Чтобы звуки произносились правильно, необходимо добиться подвижности языка, поскольку именно он отвечает за произношение звуков в наибольшей степени. Упражнения позволяют растянуть уздечку – у большинства малышей с проблемами произношения она короткая и недостаточно эластичная. Кроме того, регулярные занятия тренируют мышцы губ, языка, учат ребенка правильно дышать.

  • Комплекс динамических упражнений позволяет получить четкое произношение.
  • «Индюшонок»
  • При помощи упражнения развивается двигательная активность передней области языка и отрабатывается его верхний подъем.

Упражнение делается с приоткрытым ртом. Кончиком языка необходимо дотрагиваться до верхней губы. Движения языком вперед-назад выполняются сначала медленно, а потом во все более быстром темпе.

«Лошадка»

Упражнение учит ребенка цокать, это укрепляет мышцы языка и помогает малышу правильно располагать его в момент произнесения звука «Л». Попросите малыша улыбнуться, показав зубки, и поцокать языком, упираясь им в нёбо.

Важно при этом не двигать нижней челюстью.

  1. После того, как ребенок научится выполнять это упражнение, попросите его повторить, но уже без звука.
  2. «Пароходик»
  3. Ребенок растягивает губы в улыбке, помещает кончик языка между зубами, слегка прикусывает его и произносит протяжный звук «Ы».
  4. Упражнение «Чистим зубки»

Выполняется с приоткрытым ртом. Необходимо водить языком из стороны в сторону с внутренней стороны зубов, имитируя их чистку.

«Вкусное варенье»

Широким языком ребенок облизывает верхнюю губу.

Статические упражнения

  • «Заборчик»
  • Ребенок показывает в улыбке сомкнутые зубки.
  • «Чашечка»
  • Широко открыв рот, необходимо тянуться языком к нёбу.
  • «Иголочка»
  • Малыш широко открывает рот и как можно дальше высовывает узенький язычок.

Все упражнения выполняются 10-15 раз.

Делая статические упражнения, необходимо удерживать положение в течение 3-5 секунд.

Стихи для развития произношения звука «Л»

Короткие стишки, содержащие несколько слов с определенным звуком, правильного произношения которого и нужно добиться, помогают закрепить полученный во время гимнастики результат.

  1. Летний ливень льет с небес,
    По утру умылся лес.
  2. Лаком лавочку покрыли,
    Вся на солнышке блестит.
    И на лавочке бабуля

    С удовольствием сидит.

  3. Ленту алую Ларисе
    Мама в косу заплела,
    Чтобы маленькая Лара

    Краше всех в саду была.

Просите ребенка, чтобы он четко проговаривал слова и звуки.

Как закрепить полученный результат

Для закрепления результата необходимо произносить вместе с ребенком слоги, содержащие букву «Л».

Лу-лу-лу, ла-ла-ла; ло-ло-ло, лы-лы-лы.

Для закрепления результата используют артикуляционную гимнастику для звука «Л» в картинках.

Для этого отбирают картинки, на которых изображены предметы или животные, в названиях которых присутствует буква «л». Причем она может находиться в начале, средине или конце слова. Например:

  • Ландыш, лягушка, лев, лыжи.
  • Кастрюля, холодильник, телевизор, пальто.
  • Бокал, стол, стул, пенал.

Объясняйте малышу значение незнакомых слов, в этом случае он не только научится правильно их произносить, но и обогатит словарный запас. Ребенок должен найти предложенную картинку и четко произнести, что именно на ней изображено.

Произносите сложные слова, содержащие несколько букв «л», например: пилил, налил, включил, летал. Кроме того, слова, содержащие звук «Л» после согласных: глаз, глина, злюка, шляпа, клоп, пляж, плафон, платформа.

Общие рекомендации по занятиям

Конечно, лучше, если занятия будет проводить профессиональный логопед. Даже если это будут всего несколько занятий, они все равно принесут пользу, поскольку позволят маме понять алгоритм необходимых действий.

Однако, если это невозможно по объективным причинам, можно заниматься с малышом самостоятельно, используя разнообразный методический материал, логопедические карточки и пособия, широко представленные в продаже. Следует помнить, что рекомендации должны соответствовать возрасту ребенка.

И, конечно, занятия должны иметь системный характер. Только в этом случае можно добиться хорошего результата. Будьте настойчивы и терпеливы, почаще разговаривайте с малышом, обращайтесь к нему с просьбами, тщательно проговаривая слова, и у вашего малыша все обязательно получится.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector