Эхолалия у детей: причины, симптомы,виды, лечение, коррекция

  • Становление речи у малыша происходит в несколько этапов.
  • Оно непосредственно связано с психическим и интеллектуальным развитием.
  • К 3 годам ребенок уже должен разговаривать предложениями и произносить все звуки.

При определенных нарушениях психического развития наблюдаются и отклонения в речевом поведении. К таким патологиям относится эхолалия.

Она может быть последствием поражения мозговых структур, но иногда возникает и у здоровых детей.

Кто такой детский нейропсихолог? Узнайте об этом из нашей статьи.

О заболевании

Эхолалия у детей: причины, симптомы,виды, лечение, коррекция

Детской эхолалией называется отклонение формирования речи, при котором ребенок бесконтрольно повторяет слова и выражения из речи других людей.

Иногда по нескольку раз. При этом он может даже не понимать смысл того, что сказано.

Данное явление свойственно ребенку от года до двух, когда он только учится говорить и повторяет за другими слова и фразы.

Также дети 3-4 лет часто копируют поведение взрослых, в том числе и в речи. Это тоже считается вариантом нормы. Таким образом ребенок приобретает навыки коммуникации.

Если эхолалия не проходит после 4 лет, то это уже считается отклонением и требует коррекции.

Зачастую заболевание сочетается с эхопраксией (повторением жестов и мимики). Частота распространения патологии не превышает 0,5%.

Такие дети испытывают трудности в социальной адаптации, невозможность обучаться в общеобразовательной школе. Сложней всего приходится пациентам, у которых эхолалия сочетается с умственной отсталостью.

Классификация патологии

Эхолалия у детей: причины, симптомы,виды, лечение, коррекция

  1. В медицине различают следующие виды отклонения: немедленное и отсроченное.
  2. Немедленное — это отклонение, при котором больной сразу повторяет слова или выражения, услышанные у собеседника или по телевизору.
  3. Физиологическая немедленная эхолалия свойственна детям до 3 лет.
  4. Патологическая немедленная эхолалия выполняет определенные функции:
  1. Попытка поддержки разговора. Больному не хватает запаса слов, чтобы выразить свои мысли, поэтому при помощи повторения он стремится построить диалог.
  2. Выражение согласия. Повторение — это замена слова «да». Например: «Петя хочет гулять?». «Петя хочет гулять».
  3. Стремление понять, что говорит собеседник. Пациент не может осознать смысл сказанного в уме, поэтому пытается это сделать вслух.
  • Отсроченное отклонение предполагает повторение услышанного через некоторое время, через несколько минут или даже часов.
  • Это создает определенные трудности в диагностике, так как родители не сразу замечают патологическую речь.
  • Обычно отсроченный тип свойствен детям с аутизмом. В данном случае повторение выполняет определенные задачи:
  1. Попытка справиться со стрессом и ощутить положительные эмоции.
  2. Эхолалия у детей: причины, симптомы,виды, лечение, коррекция

  3. Выразить эмоции. Например, какая-то фраза у ребенка ассоциируется с радостью, он будет повторять ее не к месту, чтобы передать свои положительные эмоции.
  4. Систематизация информации, которую ребенок получил за день.

Эхолалия бывает полной и частичной. При полной больной автоматически повторяет выражения, не осознавая их смысл. При частичной пациент наполовину понимает, что он говорит.

Что такое сказкотерапия для детей? Читайте об этом здесь.

Симптомы и признаки

Клиническая картина эхолалии зависит от первоначального заболевания. Общими симптомами являются:

  1. Повтор чужой речи сразу или через определенное время. Часто сказанные фразы бывают не к месту.
  2. Слишком тихая или громкая речь.
  3. Нет мимики.
  4. Нет ответного реагирования на имя.
  5. Искаженные интонации.
  6. Галлюцинации.
  7. При разговоре ребенок смотрит не на собеседника, а по сторонам.

Эхолалия у детей: причины, симптомы,виды, лечение, коррекция

Если эхолалия развилась на фоне аутизма, то у ребенка наблюдается стереотипное поведение.

То есть он повторяет одни и те же ритуалы, не общается со сверстниками, имеет скудный запас слов, зацикливается на одном занятии.

Причины развития

Главная причина эхолалии — это растормаживание подражательного рефлекса.

Это происходит при функциональных или органических поражениях определенных долей мозга. В лобной доле происходит гипервозбуждение нейронов и нарушается баланс между торможением и возбуждением.

Провоцирующими факторами для появления болезни являются определенные психические отклонения:

  • аутизм;
  • шизофрения;
  • синдром Ретта;
  • болезнь Пика;
  • энцефалопатия;
  • олигофрения;
  • новообразования в мозге;
  • травмы головы;
  • нейроинфекции (менингит, энцефалит).

Нередко эхолалия сочетается с дислексией и дисфазией. Ребенок не может овладеть навыками письма и чтения, при этом его интеллектуальное развитие может быть нормальным.

Эхолалия у детей: причины, симптомы,виды, лечение, коррекция

Нарушение формирования речевых навыков может возникнуть вследствие следующих факторов:

  1. Тяжелая беременность, когда нарушается формирование мозговых структур.
  2. Родовые травмы, при которых повреждается головной мозг.
  3. Гипоксия плода.
  4. Прием лекарств, алкоголя и наркотиков при беременности.

Осложнения и последствия

Эхолалия — это серьезное расстройство, которое при отсутствии коррекции приводит к проблемам во взрослой жизни. Ребенок не может общаться со сверстниками, завести друзей, обучаться в обычной школе.

Позднее пациенты испытывают трудности при устройстве на работу и налаживании личных отношений. Обычно они живут одни, многие нуждаются в помощи родителей на протяжение всей жизни.

Кроме того, у больного прогрессируют и другие нарушения:

  1. Запоздалое развитие речи.
  2. Недостаточное формирование когнитивных навыков (памяти, внимания, мышления).
  3. Отставание эмоционального развития.

Диагностика

Эхолалия у детей: причины, симптомы,виды, лечение, коррекция

Если родители заметили у детей признаки эхолалии после 3 лет, то следует немедленно обратиться к специалисту.

На начальном этапе патология поддается коррекции.

Для детского психиатра и невролога постановка диагноза не представляет трудностей. Врачу достаточно поговорить с ребенком, провести ряд специфических тестов. Для выявления причин заболевания назначают инструментальные исследования:

  • электроэнцефаллограмма. Она обнаруживает очаги возбуждения в мозге;
  • МРТ мозга. Диагностирует опухоли, кисты, нарушение мозгового кровообращения, повышение внутричерепного давления.

Также следует получить консультацию отоларинголога, чтобы исключить эхолалию, развившуюся вследствие тугоухости.

Осмотр логопеда необходим для обнаружения дислексии и других речевых расстройств.

ДНК-исследование требуется, если есть подозрения на генетические заболевания (синдром Ретта и синдром Туретта). Если обнаруживаются мутированные гены, то излечить пациента невозможно.

Лечение

Важное значение имеет выявление первопричины эхолалии. Обычно после устранения основного заболевания речь ребенка нормализуется. Функциональная эхолалия в раннем возрасте поддается лечению без лекарственных препаратов.

Родителям следует применять определенные приемы, чтобы малыш находил правильные способы выражения мыслей и эмоций. Что необходимо делать:

    Эхолалия у детей: причины, симптомы,виды, лечение, коррекция

  1. Нормализовать психологическую обстановку в семье. Малыш должен чувствовать себя уверенно и спокойно, не испытывать страхов и негативных эмоций.
  2. Записать малыша в секции, кружки, где он найдет общение со сверстниками.
  3. Выстраивать вопросительные выражения так, чтобы на них требовались четкие ответы «Да» или «Нет».
  4. Разъяснять ребенку, когда можно отвечать вслух, а когда нет. Часто дети повторяют фразы по привычке.
  5. Требовать, чтобы малыш говорил от первого лица, а не от третьего. Обращаться к нему от второго лица. Часто родители сами виноваты в эхолалии, когда говорят: «Митя хочет кушать?» вместо «Ты хочешь кушать?».
  6. Пополнять словарный запас ребенка. Это можно делать при помощи чтения книг, просмотра познавательных фильмов, интеллектуальных игр.

В сложной ситуации требуется более серьезная коррекция. Она заключается в слаженной работе логопеда, психолога, невролога, психиатра.

Препараты

Медикаментозная терапия применяется для лечения не самой эхолалии, а для терапии основного заболевания, связанного с органическим поражением мозга. Обычно детям назначают следующие препараты:

Ноотропы. Обычно назначают Пантогам. Он улучшает процессы тканевого обмена в мозговых нейронах, способствует нормализации функционирования мозга. Эффективность применения Пантогама при эхолалии доказана многочисленными исследованиями.

Через 2-3 месяца монотерапии наблюдаются следующие результаты:

    Эхолалия у детей: причины, симптомы,виды, лечение, коррекция

  • увеличивается речевое внимание;
  • многократно вырастает словарный запас;
  • улучшается внимание;
  • снижается гиперактивность.

Если после первого курса не удается достигнуть желаемых результатов, то назначают повторную терапию после месячного перерыва.

Нейролептики применяют при сопряжении эхолалии с шизофренией. Выбор препаратов и дозировку определяет врач.

Психостимуляторы (Дезоксин, Метелин). Активизируют психическую сферу организма, ускоряют когнитивные процессы. Эффективны для лечения эхолалии, вызванной травмами, нейроинфекциями.

Однако, препараты следует применять осторожно, так как они вызывают привыкание. Запрещено использовать психостимуляторы при синдромах Ретта и Туретта, эти средства усугубляют течение заболеваний.

Успокоительные растительные препараты (Валериана, Глицин) помогают при гиперактивности, нарушениях сна, беспокойном поведении.

Медикаментозная терапия должна сочетаться с логопедическими и психотерапевтическими методиками. На индивидуальных и групповых занятиях дети учатся правильно выражать свои мысли, грамотно строить предложения, взаимодействовать с другими детьми.

Прогноз

Эхолалия у детей: причины, симптомы,виды, лечение, коррекция

На начальном этапе заболевание легко поддается коррекции, когда оно не вызвано серьезными повреждениями мозга.

Если родители будут соблюдать врачебные рекомендации, то к школьному возрасту ребенок не будет отличаться от сверстников.

Сложнее обстоят дела с генетическими заболеваниями (синдром Ретта), которые сопровождаются серьезными психическими отклонениями и умственной отсталостью. Данные болезни являются неизлечимыми, удается лишь обучить ребенка некоторым навыкам самообслуживания.

Также трудно вылечить шизофрению. При помощи длительной терапии болезнь доводят до стадии ремиссии, вместе с этим налаживается речь. Однако, в периоды обострения симптомы могут вернуться.

Успешное обучение, нормальное психическое развитие зависит от своевременности диагностики и правильности лечения. Важно, чтобы воздействие было комплексным и преемственным, то есть должна работать слаженная команда из логопедов, психотерапевтов и родителей.

Родители в общении с малышами должны соблюдать следующие правила:

  1. Не перебивать ребенка при проговаривании фраз и слов.
  2. Больше разговаривать, учить малыша выстраивать правильную речь.
  3. Поощрять эмоции, выраженные правильными способами.
  4. Не допускать возникновения стрессовых ситуаций.

Эхолалия как самостоятельное нарушение возникает редко. Обычно оно является следствием психических отклонений или органических повреждений мозга.

Функциональное нарушение проходит самостоятельно и не требует лекарственной корректировки. Если диагностированы серьезные заболевания, потребуется длительное лечение и комплексный подход. Большое значение имеет отношение родителей, их готовность помочь своему ребенку.

Убираем эхолалию с помощью творческих рассказов:

Эхолалия

Эхолалия у детей: причины, симптомы,виды, лечение, коррекция

Эхолалия – это симптом расстройства речи, проявляющийся неконтролируемым автоматическим повторением слов или фраз, произнесенных другим человеком. Эхолалические явления нормальны при становлении речи до двухлетнего возраста, позже они рассматриваются как симптом психического или неврологического заболевания. Признаки эхолалии: повторение окончаний фраз собеседника, отсроченное воспроизведение его просьб и вопросов, цитирование реплик из фильмов. Диагностика выполняется клиническим методом. Лечение основано на психокоррекции.

Читайте также:  ТОП-10 способов избавиться от заикания взрослому самостоятельно

По клиническим проявлениям эхолалия бывает двух типов: немедленная и отсроченная. При первом варианте пациенты неосознанно повторяют только что услышанные слова и фразы.

Например, ребенок, на вопрос: «Ты будешь яблоко или банан?», отвечает: «Банан», даже если хочет яблоко (он неспособен выбрать ответ). При отсроченной форме расстройства повторяется информация, услышанная некоторое время назад.

Пример: воспроизведение фраз из диалога в фильме.

Эхолалии в рамках нормального речевого развития могут наблюдаться в возрасте 1-1,5 лет. Постепенно потребность в них исчезает. Патологическая эхолалия ярко проявляется после 2-3 лет.

Дети не овладевают самостоятельной речью, а продолжают повторять фразы за окружающими.

Весь их активный словарный запас может состоять из предложений, часто повторяемых мамой, из реплик мультипликационных героев, монологов ведущих телепередач.

Эхолалия – это автоматическое, однако не бессмысленное повторение фраз.

Она выполняет несколько важных для пациента функций: помогает поддерживать разговор, понимать собеседника, обозначать предметы и явления.

Больные с аутизмом используют автоматическое повторение слов как ритуал для восстановления эмоционального равновесия или как инструмент самостоятельной стимуляции (повторяя фразы, вызывают возбуждение).

Причины эхолалии

В основе эхолалии лежит расторможение имитативного (подражательного) рефлекса, который является наиболее простым способом освоения сложных навыков и речи детьми.

Подражание взрослому проявляется немедленной эхолалической реакцией. Если рефлекс своевременно не заменяется другими техниками освоения речи, значит, присутствует его расторможенность.

Причины эхолалии можно разделить на две большие группы: физиологические и патологические.

На раннем этапе развития речи ребенок может активно использовать имитацию при общении с взрослым. Механизм повторения слов и фраз постепенно замещается самостоятельной спонтанной речью, но может быть растянут во времени или вновь возвращен в результате ряда причин:

  • Несформированность речевых навыков. Когда ребенок не знает что сказать, он просто копирует слова взрослого. Речевые эхо-повторения возникают у детей, которые не обладают достаточным запасом лексики, не могут спонтанно создавать фразы для ответов на вопросы.
  • Непонимание лексико-грамматических конструкций. В развитии речи возможен этап, на котором ребенок понимает значения слов, но не умеет правильно составлять их в предложения. Повторение вопросов он использует для просьб. Например, озвучивает услышанное ранее; «Ты хочешь есть?», чтобы сообщить маме, что голоден.
  • Переживание стресса. Новая обстановка и необходимость общаться с незнакомыми людьми могут стать причиной регресса речи у ребенка. В стрессовой ситуации эхолалия возвращается как наиболее простой способ коммуникации.
  • Привычка. Иногда ребенок осознает, что повторяет фразы взрослого. Он делает это по привычке, следуя закрепленному шаблону. Причиной такого речевого поведения является несформированность навыка саморегуляции. Чтобы избавиться от симптома, необходимо указывать ребенку на неприемлемость использования эхолалий.

Эхолалия у детей: причины, симптомы,виды, лечение, коррекция

Причины патологической эхолалии

У взрослых и детей старше 2-летнего возраста эхолалическая симптоматика проявляется при психических и неврологических заболеваниях.

Отсроченная эхолалия характерна для расстройств психики, связана с нарушением целенаправленности познавательных процессов.

Немедленные эхолалические реакции развиваются вследствие поражения или недоразвития лобных долей мозга ответственных за контроль деятельности. Патологические причины представлены следующими заболеваниями:

  • Расстройства аутистического спектра. Эхолалия – распространенный симптом речевых нарушений при раннем детском аутизме. Автоматическое многократное повторение предложений используется как средство саморегуляции эмоций, поведения. Также симптом может наблюдаться при синдроме Аспергера.
  • ЗПР и олигофрения. При заболеваниях с интеллектуальным отставанием отмечается недостаточное развитие речи. Эхолалия позволяет компенсировать дефицит словарного запаса, навык самостоятельного построения высказывания. При умственной отсталости эхолалические симптомы часто сочетаются с эхопраксией – имитацией жестов, поз, движений.
  • Шизофрения. Эхолалия возможна при кататонической шизофрении. Она может носить отставленный характер, не быть связанной с актуальной ситуацией. Встречаются варианты с механическим повторением без интонации, с точным повторением («патефонная» речь), со своеобразной модуляцией («попугайная» речь).
  • Органические поражения головного мозга. Эхолалия возникает при патологиях, затрагивающих лобные доли. При болезни Пика изначально отмечается неточное повторение речи в сочетании с сенсорной афазией, которое сменяется истинными эхолалическими реакциями. После инсульта при сенсорно-моторной афазии формируется автоматическая эхолалия с возможным обратным развитием. Атеросклероз сосудов может сопровождаться непостоянной неточной эхолалией.
  • Генетические психоневрологические заболевания.

Моторная и сенсорная алалия: что это, симптомы, виды

Одна из аномалий развития речи называется моторной алалией. При этом заболевании ребенок не способен говорить полностью или частично. Нарушений интеллекта или слуха у малыша нет: он способен обучаться и познавать мир, получать новые навыки. Типичная картина заболевания включает позднее формирование речевых реакций, скудный словарный запас, нарушение произношения звуков.

Причины и факторы риска

Дети с моторной алалией обычно рождаются с этой патологией. Причинами чаще всего бывают различные травмы и патологические процессы, которые возникают во время внутриутробного развития ребенка. Во время вынашивания навредить могут:

  • алкоголь;
  • резкие скачки гормонального фона;
  • инфекции;
  • падения и травмы;
  • отслоение плаценты;
  • депрессия, постоянный стресс.

Могут стать причинами алалии и проблемы в первые годы жизни ребенка. Поражение головного мозга вызывают:

  • слабые схватки и неудачные роды;
  • проблемы с дыханием сразу после рождения, из-за которых мозг не получает достаточно питания;
  • сильное переохлаждение новорожденного.

Также заболевание может сформироваться после перенесенной краснухи, менингоэнцефалита, сильных травм и ушибов головы и из-за соматических патологий.

Клиническая картина и особенности поведения детей

Детей с моторной алалией отличают по следующим признакам:

  1. Сохранный интеллект. Ребенок нормально обучается, понимает жесты, распознает картинки, узнает знакомых людей.
  2. Неправильное использование голоса. Малыш может говорить слишком громко или слишком тихо.
  3. Неверное произношение слов и предложений (ребенок не говорит, а, скорее, лепечет), при этом звонкие и мягкие согласные звучат правильно.
  4. Малыш не реагирует на вопросы, затрудняется с ответом.

Существует и более тяжелая форма алалии: при ней ребенок понимает обращение, но не говорит вообще.

Помимо проблем с речью ребенок может проявлять и другие типичные симптомы, например, у малышей часто наблюдается быстрая утомляемость, особенно во время обучения. Нередка излишняя активность, которая перемежается периодами усталости. У многих детей наблюдается либо сильная заторможенность, либо сильная расторможенность — зависит от особенностей травмы.

Важно! Алалия не возникает вследствие стресса или тяжелых событий в жизни. Ее причина — поражение головного мозга, а не страхи или психологическая травма.

Формы алалии

Существует несколько форм моторной алалии. Принято выделять моторный и сенсорный вид заболеваний. В первом случае ребенок не может говорить, во втором — не понимает обращенную к нему речь. Иногда возникает смазанная симптоматика, в этом случае врачи ставят диагноз «смешанная алалия».

Эхолалия у детей: причины, симптомы,виды, лечение, коррекция

Алалия — это повреждение мозга, из-за которого ребенок не говорит

Моторная алалия

Моторная (экспрессивная) алалия — это заболевание, при котором у ребенка поражена часть мозга, отвечающая за воспроизведение речи. Она находится в левом полушарии. При нормальном развитии новорожденный сначала усваивает неречевые шумы: природные, технические, предметные. Они усваиваются правым полушарием и становятся базой для активного речевого развития.

Задача левого полушария — отфильтровать из собранных правым полушарием звуков признаки речи. Неречевые звуки проходят через мозолистое тело из одного полушария в другое и превращаются в звуки речи. Это формирует речевую базу и позволяет ребенку научиться говорить. Но дети с моторной алалией не могут видоизменить неречевые звуки — у них поврежден участок мозга, отвечающий за эту функцию.

В зависимости от силы повреждения малыш может различать звуки и усваивать их смысловые связи, но при этом у него не выходит сформировать артикуляционные движения. Если повреждения мозговой коры и левого полушария не сильные и сохранны моторные зоны, можно восстановить эту способность.

В зависимости от локализации проблем, моторная алалия может принимать две формы:

  • эфферентная. Возникает при поражении премоторной коры (задняя треть нижней лобной извилины, центр Брока). Из-за нее у ребенка появляется неспособность к формированию серии движений: он произносит отдельный звук, но не может сказать группу звуков. Симптом — искажение слоговой структуры слова, застревание на одном слоге;

Эхолалия – методы лечения, возможные последствия заболевания

Процесс формирования речи у детей активно происходит первые 3-4 года. В это время малыши нечетко проговаривают звуки и отдельные слова, учатся строить предложения и фразы.

Все это считается нормой, но есть ряд нарушений речевого поведения, которые могут указывать на патологические изменения. К таким нарушениям относится эхолалия.

Что такое эхолалия

Под эхолалией понимают автоматическое, то есть неконтролируемое повторение услышанных слов или их обрывков, отдельных фраз или же целых предложений.

Такое речеподражание больше свойственно детям, и может быть, как физиологическим, так и патологическим. Если нарушение встречается у взрослых, то это однозначно указывает на заболевания ЦНС.

Эхолалия у детей: причины, симптомы,виды, лечение, коррекция

Стоит ли обращаться к врачу

Стоит ли при выявлении эхолалии у своего ребенка родителям немедленно обращаться к врачу? Ответ на этот вопрос зависит от возраста малыша.

Активное формирование речевой функции происходит от 6-7 месяцев и до года, а также в промежутке от 3 до 4-х лет. В это время повторение слов и фраз способствует развитию сигнальной системы и улучшает коммуникативные навыки.

То есть, эхолалия у малышей младше 4-х лет в большинстве случаев является физиологической нормой.

Но если речеподражание сохраняется после 4-х лет, то следует проконсультироваться у специалиста. На патологические процессы указывает эхолалия, сочетающаяся с задержкой психо-моторного развития.

Формы заболевания

Патология проявляется двумя формами:

  • Немедленной;
  • Отсроченной.

При немедленном речеподражании ребенок практически сразу же произносит услышанное от взрослых или других детей слово или фразу. Повторять он может и слова, произносимые в телевизоре, по радио.

Немедленный тип эхолалии характерен для периода становления речи. При патологии повторение фраз дети заполняют тот отрезок, который им необходим для осмысления услышанного.

При отсроченной эхолалии услышанные речевые выражения дети повторяют спустя некоторый промежуток времени, который может занимать по продолжительности от 10-15 минут до 5-7 суток, а иногда и исчисляется месяцами.

Такое звукоподражание считается компенсаторным, то есть выполняет ряд функций, таких как:

  • Аутостимуляция. Ребенок повторением слов и фраз пытается прочувствовать эмоции, когда-либо испытанные им в прошлом;
  • Передача окружающим своего настроения. С помощью повторения слов малыш демонстрируют не свое знание обозначения понятия, а его эмоциональную нагрузку;
  • Обобщение и систематизация информации. Повторяя предложения и слова, малыш воспроизводит в своей памяти то, что уже произошло и старается это осмыслить.
Читайте также:  Поделки из овощей и фруктов своими руками для выставки в детском саду и школе

Немедленная форма эхолалии до 4-5 лет не должна у родителей вызвать беспокойства при отсутствии других признаков нарушения работы органов ЦНС.

При выявлении отсроченного речеподражания уже нужно насторожиться, и, если оно не проходит, пройти обследование.

Причины

Основной причиной патологической эхолалии считаются органические или функциональные поражения разных отделов головного мозга, в результате которых возникает дисбаланс между процессами возбуждения и торможения.

Эхолалия может быть одним из симптомов таких заболеваний, как:

  • Аутизм;
  • Энцефалопатия;
  • Болезнь Пика, при которой происходит атрофия лобных долей мозга;
  • Шизофрения;
  • Синдром Ретта. Генетическая аномалия, характеризующаяся задержкой моторного развития, психическими отклонениями;

Эхолалия как признак имеющегося нарушения. Коррекция эхолалии

Эхолалия – это автоматическое повторение чужих слов, фраз, предложений и даже больших частей текстов в речи.

В процессе индивидуального развития есть этап, когда эхолалии у детей являются нормой – до 2 лет. В этом возрасте ребенок активно имитирует поведение взрослых (это механизм здорового психического развития).

С 6 до 9 месяцев также можно выделить период нормальных аутоэхолалий – это время, когда ребенок сам повторяет за собой лепетные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма).

Часто родители принимают эти аутоэхолалии за первые слова.

В том случае, если эхолалии сохраняются после 2-2,5 лет, они являются симптомом нарушения развития. И есть стереотип, что эхолалия является симптомом аутизма. Это не так.

Эхолалии могут встречаться при разных нарушениях (и даже у взрослых, кстати):

Эхолалия бывает:

Часто ребенок с отсроченными эхолалиями может отлично вставлять фразы из мультиков, песен в контекст ситуации. Хорошая механическая память может являться этаким компенсаторным механизмом.

Для меня как для специалиста диагноз всегда носит второстепенный характер (тем более, что я их не ставлю; иногда диагноз – дань тем или иным административным требованиям системы). Гораздо важнее – разобраться в механизме нарушения, выяснить, что и где «сломалось» и как мозг пытается это обойти.

Механизмы эхолалии:

  1. Нарушение/замедление обработки слуховой, слухоречевой информации (чаще при немедленных эхолалиях);
  2. Нарушение когнитивных механизмов речи (соотнесение слова с предметом/действием, которое оно обозначает, и грамматические связки);
  3. Несформированность образа «Я» как субъекта речи (часто у детей с эхолалией можно наблюдать проблемы с использованием местоимений) и соответствующие проблемы коммуникации;
  4. Нарушение/несформированность функции планирования речевого высказывания (артикуляция остается сохранной, а что и в какой последовательности говорить – с этим проблема);
  5. Нарушение/несформированность мышления;
  6. Нарушение «центрального связывания» — способности проанализировать и связать детали в общую картину (это можно и к мышлению отнести).

Я могу долго перечислять зоны мозга, которые могут быть «виновны» в эхолалиях, но смысл один: единой локализации нет. Можно отметить «проблемы» с проводниками (белым веществом), левой лобной долей, задней ассоциативной корой и латерализацией речевой функции.

Еще один стереотип, связанный с эхолалиями: от них нужно срочно избавляться, они плохие. Да, эхолалии являются симптомом имеющегося нарушения функционирования мозга. Но эхолалия – это чаще всего функционально хороший признак, с ней можно работать, развивать.

Функции эхолалии:

  • Способ коммуникации, выражение потребности принять участие в разговоре, выразить эмоции, согласиться с чем-то;
  • Самостимуляция – способ справиться со стрессом или получить удовольствие от повторения фраз, которые связаны с приятными впечатлениями;
  • Самоорганизация психики (подвести итоги, связка событий прошлого и настоящего).

Коррекция при эхолалии

  • Коррекция, конечно, должна строиться индивидуально в зависимости от механизма нарушения.
  • При замедлении обработки слуховой информации показан Томатис (это нарушение часто можно увидеть по результатам обследования с помощью вызванных потенциалов);
  • Можно использовать для помощи ребенку визуальные и кинестетические опоры-подсказки (картинки, предметы);
  • При нарушении мышления, соотнесения слова и предмета, планирования высказывания полезны игры с чек-листами, решение «проблемных» ситуаций (которые провоцируют выход из зоны комфорта и активизацию инициативы, но посильных для ребенка), визуально-ритмические задания, а также специальные пособия на развитие мышления (например, пособие Стребелевой).

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Эхолалия: виды, причины, признаки, симптомы, лечение

Эхолалия – это однообразное повторение услышанных слов из каких-либо других источников (разговор взрослых, радио или телепередачи).

Она является определённым этапом в развитии речи здоровых детей, другое дело, когда приходится иметь дело с патологией.

Во-первых, данная патология всегда имеет свой смысл, и только на первый взгляд кажется бессмысленным повторением какой-либо «заевшей» в голове ребёнка информации.

Нужно лишь понять, что именно ребёнок пытается донести до вашего сведения.

Поскольку в норме эхолалия относится только к очень раннему возрасту, её продолжение или появление в более поздние годы считается маркером развивающегося аутизма. Зачастую так и бывает, но далеко не всегда.

Здоровый ребенок при помощи такого однообразного повторения усваивает новые слова, тренируется в их произношении, и в своеобразной манере играет в ролевые игры, моделируя ситуацию произношения в собственной голове. Частая корреляция с аутизмом во многом обязана великолепной памяти аутичных детей – в совершенстве запоминая всё новую и новую информацию, они, возможно, пытаются усвоить её подобным образом.

  Сказкотерапия для детей. Как помочь своему ребёнку?

Причины

Как правило, рассматриваемое расстройство возникает в возрастной период с 6 до 12 месяцев и за это время благополучно сходит на нет. В старшем возрасте это может стать пугающим симптомом таких психических расстройств как:

  • поражение лобных долей головного мозга;
  • аутизм;
  • синдром Ретта;
  • синдром Туретта;
  • шизофрения;
  • имбецильность.

В данном случае производится лечение основного заболевания и при относительном успехе болезнь проходит сама собой.

Разновидности

Немедленная характеризуется тем, что больной ребёнок сразу же после произнесения его собеседником определённой фразы или слова, повторяет её в точности. Либо же он может повторять фразы и слова, услышанные по радио или телевидению.

Данный вид эхолалии свойственен маленьким детям и часто носит физиологический характер. Если же речь идёт о патологическом состоянии, то такое поведение является возможностью для человека заполнить промежутки в речи, до того момента, как он осознает сказанное собеседником.

Отсроченная эхолалия – повторение определённых услышанных где-то предложений и слов по истечении какого-то времени, например, 10 минут, часа, дня и т. д.

Такое поведение носит компенсаторный характер и может характеризоваться такими функциями, как:

  • функция самостимуляции, при которой человек пытается воспроизвести свои ощущения и эмоции, пережитые в прошлом;
  • функция передачи настроения – таким способом человек пытается общаться с окружающими (что часто свойственно детям и взрослым с аутизмом), демонстрируя им не само слово, а его эмоциональную нагрузку;
  • функция систематизации информации, когда с помощью отдельных фраз и слов, услышанных за день, человек воскрешает в памяти прошедшие события и систематизирует их в своей голове.

Симптомы

В детской речи эхолалия проявляется как неконтролируемое повторение слов, целых предложений и фраз из монолога собеседника. Иногда источником цитирования может быть не только находящийся в непосредственной близости человек, но даже книжный текст. В свою очередь, эхолалия делится на немедленную и отсроченную.

Соответственно, в первом случае ребёнок повторяет услышанное непосредственно сейчас, в то время как во втором, что-либо относящееся к давнему периоду. Как правило, это может быть фраза, словосочетание или слово, запомнившееся ребёнку своей интонацией.

Немедленная форма на раннем этапе развития часто служит банальной демонстрацией того, что ребенок услышал обращение к нему, что он способен воспроизводить речь и понимать.

Особенно это проявляется в связи с позитивным отношением родителей, очень часто предлагающих какое-либо вознаграждение за разучивание новых слов.

Отсроченная же, напротив, характеризует детей с отклонениями аутистического спектра.

Стоит ли обращаться к врачу

Стоит ли при выявлении эхолалии у своего ребенка родителям немедленно обращаться к врачу? Ответ на этот вопрос зависит от возраста малыша.

Активное формирование речевой функции происходит от 6-7 месяцев и до года, а также в промежутке от 3 до 4-х лет. В это время повторение слов и фраз способствует развитию сигнальной системы и улучшает коммуникативные навыки.

То есть, эхолалия у малышей младше 4-х лет в большинстве случаев является физиологической нормой.

Но если речеподражание сохраняется после 4-х лет, то следует проконсультироваться у специалиста. На патологические процессы указывает эхолалия, сочетающаяся с задержкой психо-моторного развития.

Функции эхолалии для ребенка

Рассматриваемая патология имеет множество функций и даже в различных её видах они часто пересекаются между собой. Симптомы бывают крайне разнообразны и зависят от конкретного ребёнка.

  1. Простое заполнение паузы. Дети уже прекрасно понимают, что разговор состоит из обмена репликами, но при этом у них недостаточно словарного запаса для его поддержания. В таком случае, если ребёнок хочет что-то добавить или просто обратить на себя внимание, он использует как непосредственно услышанные фразы, так и те, что были запомнены им ранее, в надежде удивить и поразить воображение взрослого.
  2. Некоторые дети подобным образом выражают согласие. Психологи связывают это с тем, что они уже выучились говорить «нет», но не научились говорить «да». В таком случае ребенок повторяет обращённую к нему фразу, чтобы подтвердить услышанное, показать всем, что он усвоил обращённую к нему информацию.
  3. Назвать предметы, события или явления. В ходе развития речи, дети вначале учатся распознавать звуки, затем отдельные слова и уже потом осваивают полноценную речь. Это попытка экспериментирования с родным языком, когда они впервые начинают понимать, что комбинируя различные звуки или фразы, можно добиваться совершенно иного значения. Иногда такое происходит просто из-за отсутствия в активном словаре ребёнка того или иного слова, фразы (знаменитый пример, когда ребёнок говорит «садись» вместо «завтрак»).
  4. Снять присутствующую тревогу. В особенности это характерно для детей с аутичными расстройствами – часто повторяя одну и ту же фразу или слово, имеющую для них эмоционально насыщенный оттенок, они успокаиваются. Для таких детей вообще характерны персеверации и однообразные действия – ребёнку кажется, что повторяя выученное снова и снова, он своеобразным образом наводит порядок в своём эмоциональном восприятии.
  5. Чтобы, напротив, стимулировать себя. Эта функция настолько же характерна для аутичных детей, как и предыдущая. Зачастую, даже сложно конкретно сказать, какое именно психическое состояние пытается вызвать ребенок при помощи повторения заученных слов. Это может быть стимул успокоиться и, наоборот, стимул для возбуждения. Так или иначе, частое повторение некоторых слов может просто вызывать у детей приятные ощущения. Известно также как так называемый «стимминг».
  6. Прорепетировать произношение – когда навыки разговаривать только-только начинают усваиваться ребёнком в полной мере, он может повторять фразы в одиночестве просто для того, чтобы в нужный момент произвести должное впечатление их употреблением по назначению. Таким образом, ребёнок просто моделирует в голове ролевую ситуацию. Очень многим детям от шести до двенадцати месяцев безумно нравится подобная практика.
  7. Ради веселья. Детям кажется, что есть ну очень смешные словечки, и они никогда не устанут их повторять, поднимая настроение себе и окружающим, как это им кажется. Особенно когда язык кажется таким новым и неизведанным.
  8. Чтобы понять речь взрослых. Для объяснения данного феномена достаточно представить, что вы изучаете иностранный язык в естественной среде обитания. Естественно вы не всегда будете понимать полный смысл фраз, но при этом улавливать отдельные слова в общей какофонии незнакомых звуков. Так же и ваш ребенок, улавливая что-то знакомое, пытается репетировать это, разница лишь в том, что взрослые в силу усвоенного этикета делают это про себя, а малыш, ни капельки не смущаясь, повторяет вслух: «Я сказал, я понял!»
  9. Рефрены из прошлого – дети могут проявлять остроумие подобным образом, выявляя закрепившиеся ассоциации. Допустим, в более ранний эпизод по телевизору шла какая-то передача, в то время как взрослые обсуждали покупки. Теперь каждый раз, когда речь заходит о покупках, ребёнок может повторять заученные слова из телевизора, демонстрируя тем самым свою находчивость. Вслушайтесь, и вы увидите смысл.
  10. Выразить чувства, не поддающиеся вербальному описанию. В качестве передачи используются, как правило, части других разговоров. Ребенок, может быть, боится говорить от первого лица, в то время как повторение якобы чужого опыта, позволит ему чувствовать себя в безопасности и поделиться при этом сокровенным.
Читайте также:  Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе

Это лишь наиболее характерные симптомы, в зависимости от случая они могут видоизменяться, и затрагивать сразу несколько пунктов в одном. Всё индивидуально.

Как использовать повторение слов и фраз ребенком для развития коммуникации

Эхолалия — это вид однообразного речевого поведения, когда слова или звуки из других источников (например, из видео, песни или предыдущего разговора) повторяются как эхо. Иногда эхолалию ошибочно называют «бесцельным повторением», однако в действительности у нее всегда есть цель, и нужно лишь понять, в чем она заключается.

Эхолалия, как и перестановка местоимений, является нормальной стадией развития речи. В тот или иной момент жизни она проявляется у большинства детей, просто обычно она продолжается недолго и относится только к очень раннему возрасту. Аутичные дети могут обладать отличной памятью и способностью к механическому запоминанию, и, возможно, именно поэтому их эхолалия может стать такой сложной.

В этой статье я говорю только об эхолалии аутичных детей, но, конечно, такое поведение встречается не только у детей и не только при аутизме.

Существует два вида эхолалии — немедленная (повторение только что услышанного) и отсроченная (повторение того, что было услышано какое-то время назад). Функции каждого вида эхолалии могут быть различны, и они часто пересекаются.

Коррекция и лечение

Эхолалия, являющаяся закономерной частью становления речи ребёнка, сама собой пройдёт годам к четырём. Однако, наличие аутизма, шизофрении, отставаний в развитии другого генеза может затягивать этот срок.

Иногда болезнь вовсе неподдается лечению полностью.

Лечение лёгких случаев проводится исключительно при помощи работы коррекционного педагога, но даже так, это может лишь уменьшить выраженность проявлений, не давая полную гарантию результата.

  1. Первым делом следует чётко установить, что эхолалия не является бессмысленным и бездумных повторением чужих или заученных слов. Это всегда в той или иной степени форма общения с окружающим миром, попытка что-то донести, повлиять на своё состояние. Специалисты считают, что она обязательным образом должна корректироваться. Однако иногда это может быть даже во вред, ведь вы упускаете лишнюю возможность общения со своим ребёнком, а он будет всё больше замыкаться в себе. Вы сами можете стать внимательным коррекционным педагогом и справитесь, понимая своего ребёнка гораздо лучше там, где специалисты скажут, что это безнадежный случай. Тем более лечение эхолалии не производится медикаментозно.
  2. Существует ряд методик, которые позволят вам добиться данной цели кратчайшим путём, не замыкая в себе своего ребёнка. Кстати, обязательно проверьте его слух, вполне возможно часть проблем идёт родом оттуда, и тогда успешное лечение мигом даст о себе знать.
  3. Взрослые должны следить за собой в своей речи – не говорить на повышенных тонах, произносить всё чётко. Скандалы в семейной жизни просто недопустимы – они могут обострить симптоматику. Кроме того, разговаривая со своим ребёнком, пытайтесь свести его ответ к однозначному «да» либо «нет». Имейте терпение.

Формы заболевания

При немедленном речеподражании ребенок практически сразу же произносит услышанное от взрослых или других детей слово или фразу. Повторять он может и слова, произносимые в телевизоре, по радио.

Немедленный тип эхолалии характерен для периода становления речи. При патологии повторение фраз дети заполняют тот отрезок, который им необходим для осмысления услышанного.

При отсроченной эхолалии услышанные речевые выражения дети повторяют спустя некоторый промежуток времени, который может занимать по продолжительности от 10-15 минут до 5-7 суток, а иногда и исчисляется месяцами.

Такое звукоподражание считается компенсаторным, то есть выполняет ряд функций, таких как:

  • Аутостимуляция. Ребенок повторением слов и фраз пытается прочувствовать эмоции, когда-либо испытанные им в прошлом;
  • Передача окружающим своего настроения. С помощью повторения слов малыш демонстрируют не свое знание обозначения понятия, а его эмоциональную нагрузку;
  • Обобщение и систематизация информации. Повторяя предложения и слова, малыш воспроизводит в своей памяти то, что уже произошло и старается это осмыслить.

Немедленная форма эхолалии до 4-5 лет не должна у родителей вызвать беспокойства при отсутствии других признаков нарушения работы органов ЦНС.

При выявлении отсроченного речеподражания уже нужно насторожиться, и, если оно не проходит, пройти обследование.

Общие рекомендации

  1. Не прерывайте эхолалию ребёнка грубо. Нужно понимать, что даже в относительно запоздалых случаях, возможность тренировать своё произношение и выражать эмоции бесценна.
  2. Но при этом не стоит игнорировать стереотипии. Лучше всего в форме игры попытаться понять, что же именно хочет ваш ребёнок сказать той или иной фразой.

    Может ему просто весело и приятно наблюдать за вашей реакцией, или же ему нравится звучание.

  3. Стремитесь к пониманию. У пациентов с расстройствами аутичного спектра отдельные слова играю роль «стимуляторов» и «транквилизаторов». Попытайтесь оценить, в каком состоянии сейчас находится ваш ребенок и найти конструктивный выход.

    Возможно, тут как нельзя кстати потребуется медикаментозное лечение.

  4. Эхолалия это весело! Как глухой телефон. Присоединяйтесь. Выучив основные стереотипии ребёнка, вы можете попытаться ответить ему в том же духе. И у вас получится занимательная игра, которая если и не излечит, то, как минимум снимет напряжение.

  5. Играя с эхолалиями, расширяйте словарный запас ребёнка, постепенно вводя новые слова с использованием тем же самых речевых оборотов. Если вы действительно поймёте причину эхолалии, вы всегда можете обратить её себе на пользу, чтобы научить малыша новым словам и их правильному употреблению.

  6. Аутичные дети очень часто повторяют последнее слово из предложенного списка, поэтому если вы предлагаете ему на выбор, скажем, что купить на обед, то наверняка будете крайне разочарованы, что он имел ввиду вовсе не это, механически повторяя последнее слово-раздражитель.
  7. Не запутайте друг друга.

    У пациентов с эхолалией может быть отменная память, и вы сами удивитесь, что, казалось бы, естественный тон вашей беседы является сценарием какого-то рекламного ролика. Было предостаточно подобных курьёзов.

  8. Дайте своему ребёнку побыть в одиночестве тогда, когда он явно этого желает.

  9. При наличии грубых психических расстройств рассмотрите лечение при помощи медикаментов. Иногда помогают средства от СДВГ.

Будьте настоящим родителем и старайтесь докопаться до корней проблемы.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector