Дислексия у младших школьников: коррекция, упражнения, виды, признаки, тест

Специалисты утверждают, что раннее начало коррекции дислексии позволяет устранить патологию или, как минимум, помогает ребенку успешно справляться с ее проявлениями. Лечением заболевания занимается логопед или дефектолог узкой специализации, но терапевтический процесс обязательно должен проходить в тесном сотрудничестве с родителями малыша.

Если ваш младший школьник испытывает явные сложности в освоении навыков чтения или находится в группе повышенного риска развития данного отклонения, то представленные ниже задачи и упражнения подойдут вам как нельзя лучше. Они помогут развивать у школьника логическое мышление и абстрактные представления, сформируют навыки чтения и восприятия информации, а также повысят концентрацию внимания.

Известные актеры с дислексией

1. Артикуляционная гимнастика

Начинать занятия следует с разминочных упражнений:

  • вдыхаем через нос – выдыхаем ртом;
  • вдыхаем – задерживаем на несколько секунд дыхание – выдыхаем;
  • делаем неполный вдох – не полностью выдыхаем воздух.

После этого следуют упражнения, развивающие четкость и внятность произношения. Ребенку предлагается дополнять фразы ассоциативными звуками:

  • муха летит по комнате «з-з-з»;
  • собака рычит на кошку «р-р-р»;
  • змея ползет в траве «ш-ш-ш»;
  • шмель садится на цветок «ж-ж-ж»;
  • лошадка бежит по полю «цок-цок-цок» и др

Глубоко вдохнуть и на одном выдохе прочитать все согласные буквы в строке:

  • КНШЛЖЗЦСБТМПВЧФ;
  • ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН;
  • ВДГБФКЗРЧПТКЗРМ;
  • ЧМКПБРВСФЩМЖДШХ.

Прочитать чистоговорки медленно и внятно:

  • ру-ру-ру – убежала кегуру;
  • ты-ты-ты – замяукали коты;
  • чи-чи-чи – покатились все мячи.

Прочитать шепотом в умеренном темпе:

  • арна – арла;
  • аржа – арка;
  • арла – арма;
  • арба – арфа.

Прочитать громко и как можно быстрее:

  • жечь – печь – лечь;
  • дверь – червь – зверь;
  • мел – кол – ил;
  • жарь – парь – гарь.

Прочитать вслух скороговорки, поговорки и пословицы:

  • каково волокно, таково и полотно;
  • полили ли лилию, видели ли Лидию;
  • корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали;
  • на гору гогочут гуси, под горой огонь горит;
  • наш дуда и туда, и сюда.

2. Игра «Что в сундучке?»

Для данного упражнения необходимо изготовить объемные буквы алфавита. Сделать их можно из пластилина, глины, или же вырезать из твердого картона. Буквенный материал помещается в коробку или непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается несколько вариантов данной игры:

  1. Необходимо, не доставая из коробки, определить на ощупь букву алфавита и описать ее. После этого вынуть букву, убедиться в правильности ответа и составить с ней слова. Можно усложнять задачу, требуя, чтобы эта конкретная буква находилась в начале, конце или средине придуманного ребенком слова.
  2. В коробку помещаются буквы, из которых можно составить несколько коротких слов. Ребенок достает буквы, выполняет поставленную задачу, после чего придумывает предложения с разгаданным словом.

3. Работа с мячиком

Для реализации данного задания понадобится резиновый мячик, который легко сжимается, и любая детская книга с легким текстом. Ребенку необходимо читать слова по слогам, сопровождая озвучивание каждого слога стискиванием мяча двумя руками или поочередно правой и левой.

4. Игра «лесенка»

Ребенку предлагается прочитать слова с различным количеством слогов, которые расположены в виде лесенки:
ЁЖ
РАК
СВОЙ
КОМОК
ЛОШАДЬ
ДЕВОЧКА
ПРЕЗИДЕНТ
ШЕСТЕРЕНКА

ШЕЛКОВИСТЫЙ

При этом, школьнику необходимо выполнить несколько заданий:

  1. прочитать слова, расположенные в «лесенке», сверху вниз;
  2. если встречается непонятное слово, следует узнать, что оно означает, и прочитать его несколько раз;
  3. если слово сложно прочесть целиком, необходимо поделить его на слоги или буквы, а потом соединить в одно целое;
  4. прочитать «лесенку» с низу вверх.

Семантическая дислексия: сущность и причины

5. Запоминание графического выражения слов

На каждой звездочке написан определенный слог. Необходимо составить слова и обвести их разноцветными карандашами (например, ворона, учебник, ковер, алфавит, учитель и др.).

Второй вариант упражнения, или игра «Остров сокровищ». Ребенку необходимо добраться до сундука с драгоценностями, составив слова из слогов, написанных под маленькими островками. Составленные слова следует закрасить разными цветами (например, джунгли, острова и др.).

С целью улучшения восприятия и дополнения ассоциативного ряда, можно дополнять задание карточками с изображением слов, которые составляет ребенок.

6. Игра «морской бой»

Упражнение направлено на улучшение навыков анализа и синтеза слогов, а также формирование словарного запаса школьника. Ребенку предоставляется игровое поле с изображением кораблей. На каждом нарисованном кораблике написаны слоги.

Взрослому необходимо называть координаты морского судна на поле, а школьнику – находить нужную клетку и выписывать обозначенный в ней слог. Отыскивая кораблики в правильном порядке, учащийся сможет составлять слова из выписанных слогов.

Например:

  • (Е5, Б6) бух – та: бухта;
  • (Д3, И8) бук – сир: буксир;
  • (Б2, Г10) па – ром: паром;
  • (Г2, Ж7, З3) ко – раб – ли: корабли;
  • (Д7, А9, Е1) ка – пи – тан: капитан.

7. Чтение слов с одинаковым корнем

Упражнение позволяет улучшать навыки чтения, а также восполнять упущения в развитии лексического словарного запаса. Ребенку выдаются карточки, с написанными на них схожими по звучанию и значению словами. Их необходимо распределить на два столбика, соответственно смысловой нагрузке:

  • карточки первой группы: гора, горка, горушка, горный, гористый, пригорок;
  • карточки второй группы: горе, горько, горевать, горюшко, пригорюнился, горемычный.

8. Работа над установкой правильного порядка слов

Задание направлено на улучшение понимания школьником текста, который он читает. Задача заключается в составлении предложений в соответствии с картинкой. Ребенку необходимо правильно заполнить пропуски, описывая изображение. При этом, важно следить, чтобы порядок слов был правильным, а предложения сконструированы корректно.

Девочка катается.
_______ _______ на _______.
_______ _______ на _______ в_______.

_______ _______ на _______ в_______ и ________.

Систематическое проведение подобных игровых упражнений помогает ученику справляться с трудностями, возникающими при освоении навыков чтения.

Дислексики существенно улучшают технику и качество чтения, совершенствуют навыки работы с текстовым материалом, а также повышают самооценку и уверенность в себе.

При этом, важно помнить, что правильно скорректировать дислексию может только специалист, который подберет наиболее подходящие для конкретной формы заболевания виды работ и упражнений.

Запишитесь на консультацию!

Дислексия у детей младшего школьного возраста

Дислексия у детей младшего школьного возраста

Курочкина А.Я.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..

  • 3
  • 1.
  • Общие методологические подходы к изучению процесса формирования навыка чтения у детей младшего школьного возраста ………
  • 6

1.1.

Понятие и классификация дислексий ……………………………….

6

1.2.

Этапы формирования навыка чтения ………………………………..

13

1.3.

Основные виды трудностей при обучении чтению детей младшего школьного возраста и их возможные причины ……………………..

17

1.4.

  1. Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению дислексии у младших школьников общеобразовательной школы …………………………………………………………………
  2. 22
  3. 2.

Экспериментальное подтверждение эффективности проведения занятий по коррекции дислексии для создания условий грамотного усвоения навыков чтения у детей младшего школьного возраста ….

26

2.1.

Выявление исходного уровня нарушения навыков чтения у младших школьников ………………………………………………………

26

2.2.

Апробация системы занятий по коррекции дислексии ……………..

42

2.3.

Оценка эффективности применения методики коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста ……………………………….

50

Заключение ……………………………………………………………..

  • 56
  • Список использованной литературы …………………………………
  • 59

Приложения ……………………………………………………………..

63

Введение

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями овладения навыков чтения. В современной педагогической литературе нарушения чтения именуются термином дислексия.

Впервые о такой проблеме в конце XIX-началеXX веков такие ученые, как А.Куссмауль, В.Морган, О.Беркан, Л.Гинешльвуд, и др.17.

Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей. Следует отметить такие имена: С.С.Мнухин, М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева и др.

Учения о нарушениях чтения существует уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.

По данным различных авторов, распространенность нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом довольно велика. В европейских странах насчитывается до 10% детей с дислексиями: по данным З.

Матейчека — 2-4 %, по данным Е..Хальгрена – до 10%, по данным Р..

Бенкер, нарушения чтения наблюдается у 3% детей начальных классов массовой школы,а в речевой школе количество детей с дислексией достигает 22%.

Актуальность темы очевидна – нарушение навыков чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае становится одной из важных педагогических задач.

  1. Актуальность и теоретическая значимость проблемы нарушения навыков чтения у детей младшего школьного возраста позволяет нам определить предмет, объект, гипотезу и задачи исследования.
  2. Цель исследования: показать необходимость раннего выявления нарушений чтения и проведения специальных мероприятий по коррекции дислексии у младших школьников.
  3. Объект исследования – процесс коррекции дислексии у учащихся 1 класса.
  4. Предметом нашего исследования является нарушение чтения детей младшего школьного возраста.
  5. Гипотеза исследования– если в процессе обучения чтения в начальной школе будет своевременно проведена комплексная коррекционная работа, то коррекция сформированности процессов чтения, создаст условия, способствующие грамотному усвоению навыков чтения у детей младшего школьного возраста.
  6. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме предупреждения и коррекции дислексии у младших школьников общеобразовательной школы.

2. Выявить основные виды трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников.

3. Применить при проведении опытно-практической работы профилактическую методику по предупреждению и коррекции дислексии у младших школьников.

Методологической основой работы являются исследования по проблеме нарушения чтения; исследования по формированию механизмов дислексии у детей младшего школьного возраста (Т.Г. Егоров, М.Р. Львов, Т.П.Сальникова, М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева и другие).

  • Методы исследования: теоретические методы (изучение и анализ психолого- педагогической литературы по проблемам дислексии); эмпирические методы (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование); практические методы (педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных).
  • Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: проведенное исследование позволит расширить и уточнить представления о профилактике нарушений в формировании процесса чтения у младших школьников.
  • Анализ научной литературы по выявлению уровня сформированности речевых и познавательных компонентов, на основе которых формируется полноценный навык чтения, позволит педагогу, работающим с младшими школьниками своевременно выявить имеющиеся предпосылки нарушения чтения.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ Харанорская ООШ в п.ст Харанор. В работе при проведении опытно-практической работы участвовали учащиеся 1 класса в количестве 12 человек.

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Читайте также:  Поделки из овощей и фруктов своими руками для выставки в детском саду и школе

В введении обосновывается актуальность данного исследования и раскрывается понятийный аппарат дипломной работы.

Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения процесса формирования навыков чтения, изучению возможных причин фонематической дислексии у детей младшего школьного возраста и о значении диагностики нарушения чтения в начальной школе.

Во второй главе раскрывается организация исследования нарушения чтения у детей младшего школьного возраста и применение коррекционно-педагогических методик по преодолению дислексии у детей младшего школьного возраста.

Заключение посвящено общим выводам по теме дипломной работы.

1. Общие методологические подходы к изучению процесса формирования навыка чтения у детей младшего школьного возраста

1.1. Понятие и классификация дислексий

Критический анализ проблемы нарушения чтения должен основываться, прежде всего, на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения навыка чтения.

«Чтение — сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.

Чтение, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Сложные условно-рефлекторые связи письменной речи присоединяются к уже сформировавшимся связям второй сигнальной системы (устной речи) и развивают ее».

В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и словом видимым. Письменная речь – это зрительная форма существования устной речи.

В письменной речи моделируется определенными графическими значками звуковая структура слов устной речи, временная последовательность звуков переводится в пространственную последовательность графических изображений, т.е. букв.

Таким образом, по своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне связи, вне единства письменной и устной речи.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотношение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа, его прочитывания. И, наконец, вследствие соотношения звуковой формы с его значением осуществляется понимание читаемого. Довольно часто нарушениям чтения

  1. способствуют нарушения устной речи. Существуют такие особенности
  2. использования разговорной речи: неподготовленность речевого акта; непринужденность речевого акта; непосредственное участие говорящих в речевом акте.
  3. Устная речь характеризуется двумя противоположными функциональными признаками – синкретизмом и расчлененностью.

О сложности проблемы дислексий говорит разнообразие научных толкований природы нарушений чтения. Остановимся на определении дислексии, данном Р.И. Лалаевой: «Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения» 19.

Для дифференциальной диагностики нарушений чтения необходимо, прежде всего, уточнить представления о механизмах и симптоматике дислексий. Вопрос о механизмах нарушения самый сложный для всех речевых нарушений. Чаще всего механизмы рассматриваются в двух аспектах: психологическом и психолингвистическом.

В психологическом аспекте дислексия понимается как нарушение, вызванное несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме. Выделяют следующие психологические механизмы дислексии, которые представлены в таблице 1.

  • Таблица 1 Психологические механизмы дислексии
  • Психические функции
  • Механизмы дислексии
  • Недоразвитие, нарушение зрительного гнозиса (узнавания)
  • Нарушение зрительного восприятия
  • Нарушение зрительного представления
  • нарушения зрительного анализа и синтеза
  • Нарушение пространственных ориентировок (оптико-пространственная недостаточность) проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.
  • Недоразвитие слухового восприятия, слуховых представлений, слухового анализа и синтеза (различение, узнавание дифференциация неречевых звуков)
  • Недоразвитие фонематического слуха (фонематическое восприятия, фонематическое представление, фонематические анализ и синтез)
  • Нарушение устной речи (связано с фонематическим слухом):
  • – недоразвитие звукопроизношения;
  • – недоразвитие грамматического строя;
  • – недоразвитие лексического словаря
  • Нарушение или недоразвитие слухо-моторных координаций (проявляется при чтении — артикуляция не успевает за движениями глаз).
  • Недоразвитие зрительно-моторных координаций.
  • Недоразвитие тактильного восприятия.
  • Недоразвитие эмоционально-волевой сферы.

В психолингвистическом аспекте дислексия рассматривается как нарушение различных операций процесса чтения. Здесь выделяют следующие механизмы дислексии, изображенные на рис.1

Рис. 1. Психолингвистические механизмы дислексии

Несформированность сенсомоторных операций выражается в нарушении зрительно-пространственного анализа букв и их сочетаний в слове. Несформированность языковых операций, операций со звуками, словами и предложениями в тексте на фонематическом, морфологическом, синтаксическом уровнях.

Нарушение семантических операций проявляется в непонимании смысла прочитанного текста.

Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, в замедленном темпе чтения, в нарушении движения глаз по строке в процессе чтения, в стойких и повторяющихся ошибках при чтении.

Выделяются следующие виды дислексии, которые изображены на рис.2.

Рис. 2 Формы дислексии

Дислексия у младших школьников: коррекция, упражнения, виды и формы заболевания

Проблема дислексии является очень распространенной среди детей дошкольного и школьного возраста. Такие детки с трудом учатся писать и читать.

Затруднения бывают даже у тех, чей уровень интеллектуального развития является высоким, а также у кого отсутствуют проблемы со слухом и зрением.

Проблемы возникают при восприятии написанного текста, имеются сбои в координировании движений, затруднено освоение орфографических основ. Подобные детки приобретают в итоге гиперактивность и синдром дефицита внимания.

Детки с дислексией испытывают проблемы с чтением и письмом

Причины

Первопричина проблемы кроется в нарушении работы мозга, в результате чего в силу вступают психологические и биологические факторы. Родители не должны бояться, что их крошка умственно отсталый или плохо соображает. Всему виной дисфункция механизма отдельного участка мозга.

Каковы причины появления данного заболевания:

  • болезни в период внутриутробного развития;
  • осложненные роды, повлекшие асфиксию, обвитие пуповиной и отслойку плаценты;
  • повреждение центральной нервной системы;
  • генетически обусловленные факторы;
  • травматические повреждения головы, сотрясение мозга (рекомендуем прочитать: как проверить в домашних условиях сотрясение мозга у ребенка?);
  • заторможенное функционирование отдельных участков мозга.

Нельзя исключить, что виной всему будет общее недоразвитие речи (ОНР) или задержка психического развития (ЗПР).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: нерезко выраженное общее недоразвитие речи у детей

По большей части, сложные заболевания ЗПР и ОНР приводят к появлению рассматриваемой нами болезни.

Именно ЗПР или ОНР может оказаться причиной дислексии

Симптомы

Неврологическая природа болезни дает о себе знать максимально явно в период раннего школьного обучения. Прежде вычислить наличие симптоматики данного заболевания почти невозможно. Ранняя диагностика нереальна, так как у детей еще только начинается освоение новых навыков (чтение и письмо), для них поначалу абсолютно естественно ошибаться.

Распознать болезнь можно по следующим симптомам:

  • ребенок постоянно ошибается при чтении: неправильно произносит буквы, заменяет слоги, звуки, не понимает прочитанное;
  • ребенок не может правильно перевести буквы в звуки;
  • малыш не умеет распознавать слова быстро и правильно;
  • ребенок не может освоить элементарные навыки письма.

Кроме этого у деток с подобным заболеванием встречаются следующие нарушения:

  • тотальная дезорганизация;
  • дисфункция мелкой моторики и координации движений;
  • сложность в восприятии информации;
  • плохая работа памяти;
  • навыки чтения на нуле, даже при сильно развитом интеллекте;
  • сложности в определении сторон и положений.

Признаком дислексии является неумение читать, даже при развитом интеллекте

Виды дислексии у детей

Болезнь бывает нескольких типов. Они будут влиять на саму форму заболевания.

Фонематическая дислексия

При фонематической дислексии страдает одноименная система языка. Заключаются ее проявления в том, что школьнику трудно различать звуки, влияющие на смыслоразличительную функцию.

Недоразвитость ряда функций фонематической системы позволяет разделить болезнь на 2 формы. Итак, фонематическая дислексия выражается в следующих нарушениях:

  1. Неправильное чтение, которое связано с несформированностью восприятия фонем. При данном развитии болезни ребенку трудно усваивать буквы, а также имеет место частая замена звуков, которые схожи друг с другом в акустическом и артикуляционном плане (д – т, ж – ш, б – п, с – ш и т.д.)
  2. Неправильное чтение, связанное с недоразвитием возможности анализировать фонематическое звучание. Для данного варианта болезни характерны подобные нарушения: чтение по буквам, неправильное соединение звуков и слогов.

При фонематической дислексии могут искажаться слова за счет пропуска согласных звуков – к примеру, вместо «марка» читается «мара».

Также нередки вставки гласных звуков между согласными, например, вместо «пасла» – «пасала». Имеет место нарушение в перестановке звуков: вместо «утка» – «тука».

При разных формах фонематической дислексии возможны перестановки слогов и их пропуски: вместо «лопата» может быть и «лата», и «лотапа».

Семантическая дислексия

При проявлении семантической дислексии нет искажения звуков, слов и предложений, но ребенок совершенно не понимает то, о чем он читает.

Подобная ситуация наиболее часто возникает, когда ребенок читает дробно по слогам. Послоговое чтение мешает восприятию цельных слов. Дети не могут узнать даже знакомые слова, если читают их слогами.

Проблема состоит в сложности производить синтез и восстановление раздробленных частей в единое целое.

При семантической дислексии ребенок не может соединить части в единое целое

Семантическая дислексия мешает детям выполнять следующие задания:

  • соединить звуки в единое слово, если эти звуки будут произноситься отдельно с небольшими паузами, к примеру, «ж – а – б – а»;
  • прочитать слова и предложения, выстроенные по слогам: «ко-ро-ва жу-ет тра-ву».

Правильно воспринимать предложения мешает недостаточная сформированность понятий о связи слов внутри предложения с точки зрения синтаксиса. Все слова в предложении предстают для ребенка обособленно, без связи с другими словами. О том, как произвести коррекцию семантической дислексии, читайте ниже.

Аграмматическая дислексия

Грамматический строй речи при аграмматической дислексии, равно как и возможности обобщения синтаксических и морфологических структур, имеет общее недоразвитие. Данный дислектический вариант проявляется в следующих нарушениях:

  • неправильные окончания падежей и числа («из-под лавка», «в гостей», «собака» – «собаки»);
  • ошибочное согласование в падеже, роде и числе прилагательных и существительных («интересный сказка», дожди сильный»);
  • неправильное образование числа местоимений («весь» – «все»);
  • ошибочное образование местоимений, принадлежащим существительным («наши панама», «музей эта»);
  • нарушение образования глагольных форм 3-го лица в прошедшем времени («хороший была день», «жизнь пронесся»);
  • ошибочное формирование глаголов в разных временах («говорил» – «говорит», «слышит» – «слышал»).

У кого чаще всего проявляется аграмматическая дислексия? Наиболее часто она затрагивает школьников, имеющих системное недостаточное формирование речи.

Чаще всего проблема затрагивает детей школьного возраста

Мнестическая дислексия

Все буквы при мнестической дислексии усваиваются крайне сложно. Недифференцированная их замена связана со сбоями в процессах установки звукобуквенных связей, а также с проблемами в речевой памяти. При произнесении порядок нарушается, количество сокращается, а звуки или слова пропускаются. Так проявляет себя мнестическая дислексия.

Читайте также:  Насекомые картинки для детей детского сада: карточки с названиями, раскраски

Буквы, сходные по написанию, крайне трудны для запоминания. Они в итоге становятся взаимозаменяемыми. Буквы смешиваются, меняются на другие, похожие. Все это – результат невозможности расчленить формы на зрительном уровне. Недостаточное развитие зрительно-пространственного восприятия и представления дополняется сбоями в работе зрительного узнавания, синтеза и анализа.

Оптическая дислексия

Зрительно-пространственное восприятие и узнавание имеет нарушения при оптической дислексии. Оптическая дислексия несколько затрудняет для детей рисование простых рисунков (повторение по образцу или письмо по памяти), но воспроизведение более сложных предметов приводит к появлению неточностей, если ребенок срисовывает с образца. Рисуя сложное по памяти, малыш допускает промахи еще чаще.

При оптической дислексии ребенок не может передать в рисунке задуманное

Ребенок упрощает заданный предмет, редуцирует количество элементов, а также нарушает расположение линий. Дети с трудом узнают буквы, если одна из них написана сверху другой. Ошибочное написание буквы не всегда распознается детьми с заболеванием подобного плана. Они не могут добавить недостающие элементы к предложенной букве.

Детки, начавшие ходить в школу, в большой степени сложно осваивают письмо букв, схожих по написанию. В качестве примера можно назвать буквы С и О, Ь и Ы, Н и П.

Тактильная дислексия

Данный тактильный вид заболевания свойственен слепым детям. Им сложно различать тактильную азбуку Брайля. Ребенок начинает путать буквы, схожие по количеству точек, а также те буквы, точки в которых расположены зеркально, например, Е и И, Ж и Х, или те, что отличаются всего на одну точку: А и Б, Л и К.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: учим букву «Л» с ребенком в домашних условиях

Слепые дети, имеющие тактильную дислексию, плохо ориентируются во времени и пространстве, а также имеют ряд других нарушений. Среди прочих назовем задержку в развитии речи.

При прочтении слова ребенок «видит» его отдельно, без связи с другими. Общего восприятия текста нет, он читает только отдельные буквы.

Слепой ребенок испытывает трудности в чтении из-за того, что он постоянно вынужден искать пропущенное слово или предложение. Промахи в чтении вызваны частыми подменами и пропусками.

Пальцы при чтении движутся скачками, прерывисто. Все перечисленные особенности дают определение понятия «тактильная дислексия».

Тактильная дислексия свойственна слепым детям

Диагностика

Для обнаружения заболевания ребенок должен пройти ряд обследований, в процессе которых подвергается проверке его способность к чтению, слушанию и разговору. Дети обязательно проходят диагностику у психолога. В ходе данного обследования выясняется, каковы особенности развития ребенка и его способности к обучению, подбирается наиболее подходящий вид обучения.

Среди прочих исследований проводится еще одно: насколько успешно ребенок воспринимает прочитанное или прослушанное. Именно данный вид анализа позволяет сделать заключение, какой способ обучения будет наиболее эффективным для каждого конкретного ребенка. Все исследования дают характеристику активной и пассивной речи, дается оценка языка и произношения, а также работы памяти и внимания.

В диагностическую деятельность психолога входит установление эмоционального состояния, которое влияет на сложность чтения. Выяснить данную особенность можно, собрав анамнез – информацию семейного «древа», в которой будут перечислены эмоциональные нарушения и расстройства психологического плана.

Речевая карта

Логопеды и психологи используют в своей диагностике речевую карту.

Такая карта является универсальной, подходящей как для профессионального обследования, так и для систематического исследования речевого развития ребенка.

Речевая карта способна дать детальное описание речи каждого отдельного ребенка, что впоследствии сможет помочь выявить оптимальные варианты для исправления речевого заболевания.

Лечение

В основе лечения любого вида дислексии, равно как и ЗПР и ОНР, лежат коррекционные работы по логопедии. Метод зарекомендовал себя как эффективный и хорошо справляется с устранением речевых нарушений и неречевых процессов. Форма дислексии будет определять способ ее лечения:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: занятия по логопедии для детей 4-5 лет в домашних условиях

  • оптическая: исправляется активным воздействием на зрительно-пространственное восприятие;
  • тактильная: требует работы над изучением и пониманием схем;
  • мнестическая: следует лечить путем развития речевой, зрительной и слуховой памяти;
  • фонематическая: исправляется корректированием произносительных навыков, а также путем формирования адекватного представления о звукобуквенном составе слов;
  • семантическая: требует обучения нормам языковой грамматики и отработки навыка слогового синтеза;
  • аграмматическая: требует усиленной работы над созданием устойчивых грамматических систем.

Дислексия у взрослых лечится немного иначе, чем детская

Упражнения

Коррекция дислексии осуществляется посредству лечебных занятий. Под ними подразумеваются различные приемы и упражнения, которые направлены на улучшение психического и умственного здоровья детей:

  • Упражнение «Корректор». Для работы понадобится произвольный текст с задачей для ребенка вычеркивать только те буквы в словах, которые вы будете ему называть. Начните с гласных, затем переходите к согласным. Освоив данное упражнение, усложняйте задачу. Теперь предложите малышу обводить гласные буквы в кружок, а все согласные – подчеркивать. К примеру, озвучьте задачу так: «Подчеркни, пожалуйста, все «п», а все «и» обведи в кружок». Делайте упор на те звуки, которые даются ребенку сложнее всего. Такое упражнение поможет крохе скорее запомнить все буквы, научит их писать и не ошибаться при чтении и письме (см. также: как научить ребенка красиво писать во 2-м классе?). Заниматься рекомендуется не менее 2 месяцев с ежедневными тренировками.
  • Упражнение «Колечко». Развивающая игра для коррекции дислексии направлена на развитие мелкой моторики, а также способствует стимулированию работы памяти, речи и внимания. Данное задание будет хорошим средством для устранения признаков заболевания. Каждый пальчик поочередно следует складывать колечком в паре с большим пальцем. Начинать следует с указательного пальца и заканчивать мизинцем. Закончив действие в одну сторону, начинайте обратное действие. Изначально делайте упражнение одной рукой, а затем усложняйте, предлагая рисовать двумя руками одновременно. Методика будет эффективной, если проводить ее ежедневно по 10-15 минут. Минимальный курс – 2 месяца.

“Колечко” эффективно развивает мелкую моторику

  • Упражнение «Зеркальное рисование». Упражнение направлено на активизацию работы мозга. Для работы понадобится чистый лист бумаги. Дайте его ребенку, снабдив также карандашами или фломастерами. Следует одновременно двумя руками рисовать одинаковые зеркальные фигуры или буквы. Для начала проделайте данное задание вместе с малышом. Освоив его принцип, дайте ему возможность сделать все самостоятельно. Для эффективной коррекции обязательно делать данное упражнение каждый день!

Диктанты

Коррекция дислексии у младших школьников может проводиться посредством диктантов. Небольшие тексты по 200 символов будут совсем неутомительными для детей, а это значит, что и количество ошибок будет меньше. Исправлять неправильности не нужно.

Их нужно помечать на полях ручкой контрастного цвета (зеленой или черной, но только не красной). Сделав пометки, позвольте малышу самому отыскать свои огрехи.

Такие задания призваны избавить ребенка от ошибок в словах и предложениях, ускорить преодоление недуга.

Тренировка артикуляции

Хорош метод коррекции дислексии у дошкольников, когда вы требуете от ребенка медленного чтения или произнесения слов при переписывании.

Дайте малышу ощущение успеха во время домашних игр, ведь ему так требуется поддержка после всех неудач и двоек в школе. Чтение на скорость не требуется.

Для ребенка является огромным стрессом, даже когда он читает медленно и ошибается. Чрезмерное давление может лишь усугубить ситуацию и вызвать невроз.

Чтение вслух нужно практиковать в игровой форме, не создавая у ребенка ощущение упражнения

Важно работать не на количество, а на качество. Не спешите сами и не торопите ребенка. Оптимально написать или прочесть мало, но с минимальным количеством ошибок. Дополнительные идеи о том, как заниматься с ребенком дома, можно посмотреть в тематических видео.

Обучение

Логопедические занятия со специалистом имеют большое значение. Лечение в таких условиях будет наиболее эффективным. Игровые задания логопеда будут интересны и полезны.

Ребенку предлагается найти определенную букву в небольшом отрывке, или же для заглавной печатной буквы младшему школьнику требуется найти прописную. Иным заданием может быть вырезание букв и чтение некоторых буквосочетаний.

Для работы необходима магнитная азбука. Такие упражнения помогут ребенку скорее освоить навык произнесения звуков и слов.

Для обучения логопед выбирает разнообразные упражнения. Среди прочих – написание диктанта, повторение слов раз за разом, подбирание словоформ.

Занятия с логопедом помогут скорее избавиться от проблемы

Профилактика дислексии

Снизить риск возникновения дислексии и дисграфии возможно, если делать специальные упражнения для профилактики. Целью таких заданий должно быть освоение базы грамотного письма и речи. Профилактика дислексии проходит на примере игр, а не уроков. Общая продолжительность – 45 минут:

  1. Игра с карточками, на которых будет написано по одному слову. Из этих слов можно составить предложение, которое вы и озвучиваете. Затем вы просите ребенка построить предложение на слух самостоятельно из имеющихся карточек.
  2. Для профилактики хорош метод «Пишем вслух». Прочитайте ребенку небольшой отрывок из знакомой сказки и наблюдайте за процессом его письма. Желательно выбирать для диктовки текст, который бы нравился ребенку.
  3. Развить фонетические навыки можно с помощью игры «Найди слово». Для работы понадобятся подготовленные картинки, подписанные с тыльной стороны. Назвав слово, малыш должен самостоятельно найти картинку, которая ему соответствует. Слово может быть любое – например, «стол» или «облако».
  4. Хороша игра в составление слов из слогов. Необходимо придумать названия животных или предметов по слогам, а затем попросить ребенка составить из них слово – например, «мор-ковь» или «кош-ка».

Такие игровые задания для профилактики дислексии помогут малышу научиться грамотному чтению и письму. Подобные упражнения очень хороши, так как основаны на зрительной памяти, ведь «на глаз» ребенку воспринимать гораздо легче.

Коррекция дислексии у младших школьников — упражнения и игры

Чтение, правописание, речь – умения человека, в которых, ребенок с дислексией испытывает большое количество трудностей.

Необязательно наличие всех сложностей, они непостоянны, и меняются от человека к человеку из-за унаследованных различий в развитии мозга, или от типа обучения, которое он получает.

Часто мозг развит нормально, но основной упор развития сосредоточен в областях, отличных от языковой.

Эта «разница» остается незамеченной, пока человек не обнаружит сложность при обучении чтению и письму. Цель статьи – предоставить родителям, школьным учителям, воспитателям, базовую информацию о дислексии, развеять мифы и заблуждения, связанные с ней, а также описать несколько методик борьбы с этой болезнью.

Читайте также:  Развитие речи у детей от 1 до 2 лет: нормы, упражнения, игры для речевого развития детей

Что такое дислексия и ее разновидности

Дислексия является языковой неспособностью к обучению. Дислексия относится к группе симптомов, которые приводят к тому, что люди испытывают дискомфорт с определенными языковыми навыками, особенно с чтением. Дислексия влияет на людей на протяжении жизни; однако ее влияние может меняться на разных этапах жизни человека.

Дислексия встречается у людей любого происхождения и интеллектуального уровня. Они часто одарены в искусстве, информатике, дизайне, спорте.

Виды дислексии:

  1. Фонематическая дислексия
  2. Семантическая дислексия
  3. Аграмматическая дислексия
  4. Мнестическая дислексия
  5. Оптическая дислексия
  6. Тактильная дислексия

Как проявляются симптомы дислексии у младших школьников

Необходимо уметь распознавать признаки симптомов дислексии. Чем раньше у ребенка будут замечены сложности в обучении, тем раньше он или она получит должные инструкции и условия, необходимые для успешного обучения в школе.

Общие проблемы, с которыми сталкиваются люди с дислексией:

  1. Проблемы при изучении речи.
  2. Проблемы при изучении букв и звуков.
  3. Несогласованность письменного и устного языка.
  4. Проблемы в запоминании числительных.
  5. Слишком быстрое чтение, препятствующее пониманию текста.
  6. Невозможность изучения иностранного языка.

Признаки, которые выявляются у учеников младшего возраста

  1. Невозможность запоминания простых последовательностей, например счет до 20, название дней недели или повторение алфавита.
  2. Сложность в поиске рифмы к словам.
  3. Проблемы с распознаванием слов, начинающихся с одного и того же звука.
  4. Сложность с поиском слов.

  5. Трудно вспомнить названия мест и людей.
  6. Трудность запоминания устных указаний.

Но, не у всех учащихся, испытывающих дискомфорт с этими навыками, возникает дислексия. Тщательное тестирование навыков чтения, языка и письма – единственный способ подтвердить диагноз.

Коррекция дислексии

Любая болезнь должна лечиться. Процесс коррекции дислексии нужно начинать сразу, после постановки диагноза. Чем раньше учащийся научится преодолевать сложности, возникшие перед ним сейчас, тем лучше он будет адаптироваться к жизни во время своего взросления.

Ранняя коррекция дислексии, способствует избеганию сложностей, которые возникают у учащегося, начиная со школы. Упражнения, методики, курсы, все это не нужно откладывать в долгий ящик. Помощь ребенку необходима уже сейчас.

На фоне множества техник коррекции, методик и курсов для детей с дислексией, подробнее стоит выделить методики Дэйвиса и Корнева.

Методика Дэйвиса

Рональд Д. Дэйвис утверждал, что люди с дислексией – это мыслители, которые испытывают дезориентацию восприятия времени, зрения, слуха или баланса и координации. Методика Дэйвиса предлагает решение, основанное на двух элементах:

  1. Учащийся должен научиться контролировать дезориентацию.
  2. Учащемуся помогают устранить корневые причины появления дезориентации.

Контроль дезориентации

Самое главное, это обучение ребенка приемам, которые помогут ему понимать, когда он дезориентирован. Потеря ориентации восстанавливается просто, но для этого ученику необходимо принять это положение.

Научить ребенка ориентироваться в таких ситуациях даже проще, чем объяснить опасность огня. При дезориентации, он или она должен научиться использовать мышление, с помощью которого, выбраться из этого состояния. Выглядит, как осмысленный контроль нашего сознания.

За время существования методики Дэйвиса, было создано немало способов для обучения контролю дезориентации. Самым эффективным считается – Davis Orientation Counseling. Пользуясь этой техникой, ученик обучается мысленному переходу из своей позиции, в которой он сейчас оказался, в позицию наблюдателя. Используя переход в целях объекта для концентрации внимания.

Контроль дезориентации необходим для продолжения курса. Если учащийся научиться осознавать себя в пространстве, то впоследствии начнет правильно воспринимать буквы, а затем целые слова.

Одно и то же слово, для учащегося может выглядеть каждый раз по-новому. Победа над дезориентацией помогает ученику прогрессировать в обучении дальше.

Методы, используемые в курсе, очень просты для детей с дислексией. В основе программы стоит воображение, которым ученики пользуются весьма умело.

После прохождения начального этапа, научившийся контролировать, потерю ориентации ученик, делает большой прорыв в обучении, так как дезориентация была его основным препятствием на пути прогресса.

Возможно, все накопленные знания, полученные за годы обучения обычной школьной программой, скапливались в подсознании учащегося. Но получив контроль над собой, знания становятся на место, а скорость обучения возрастает в десятки раз.

К сожалению, убрав из списка проблем дезориентацию, дислексия никуда не пропадет. Ученик решил, промежуточную проблему, а не основную причину. Для избегания повторения симптомов, нужно полностью искоренять основную причину. Нужно ликвидировать факторы, которые вызывают дезориентацию.

Устранение путаницы в письменности – техника глиняного алфавита

Дезориентация часто вызывается отдельными письмами, которые визуально путают с дислексией. Например, ученику может быть трудно, отличить букву «Г» от «Т» из-за их похожей внешности. Либо букву «Ш» от «Щ», из-за письменной и звуковой схожести.

Глиняные буквы

Первым шагом к решению дислексии заключается в создании букв алфавита из глины. Использование глины, объясняется тем, что она является физическим трехмерным объектом и включает в себя творческую составляющую. С помощью литья букв из глины, алфавит уже не является чем-то произвольным, а тем, что сделал ребенок.

Наблюдая за тем, как ученик формирует буквы, и как они реагируют на произнесение названий букв, легко определить буквы, являющиеся «пусковыми механизмами» дезориентации, замешательства и неправильного восприятия, и тут же помочь ученику преодолеть дискомфорт, вызванный этим письмом.

Ученик моделирует два полных алфавита, сначала прописные буквы, затем строчные. По мере освоения каждого набора букв, учащийся запоминает правильную форму, название и последовательность каждой буквы.

Создание алфавита сопровождается аналогичной работой со знаками препинания. При наличии этих знаний, учащийся может использовать важный инструмент обучения, который доступен мыслящему ребенку: способность исследовать значение слов в словаре.

Методика Корнева

  • Методика Корнева, отличается от работы Дэйвиса, в основном тем, что помогает родителям либо педагогам, выявить дислексию на ранних этапах жизни ребенка.
  • Исследователь разработал ряд тестов, направленных на определение наличия дислексии у учеников.
  • Например:
  1. Ученик должен назвать по порядку предметы, расположенные на столе, а затем рассказать, зачем они нужны (солонка, салфетки, тарелки и т.д.).
  2. Повторить несколько жестов руками за взрослым, в правильной последовательности.

  3. Повторить за взрослым ритм или мелодию, простучав кулаком по столу.
  4. Показать, где у ребенка правая или левая рука, повторить с ногами.

Данные тесты, можно проходить не только для определения дислексии, а использовать как тренировку для ребенка.

Исследователь разработал курс для педагогов, занимающихся с детьми с дислексией. Техника включает в себя советы и подсказки, по оптимизации процесса обучения:

  1. Подбор для ученика с дислексией особенного темпа обучения.

Это поможет избежать проблем с освоением материала, на который у учащегося может уйти больше положенного времени. Отсутствие дополнительных образовательных часов, может серьезно отразиться на ученике, вплоть до появления депрессии.

  1. Периодический контроль, полученных навыков.

В процессе прохождения курса, учащийся приобретает навык автоматизации различных операций, например составления словесной связи. Необходимо проводить тестирование обучающегося для закрепления подобной автоматизации или нахождения новых связей.

  1. Один из самых важный советов, внедрение в курс обучения образовательных игр.

Процесс обучения проходит гораздо эффективнее, если ребенок мотивирован играть. Наиболее полезными, считаются игры, которые включают в себя необходимость читать, объяснять, показывать жестами.

Главное помнить, в игре, чтение не должно быть целью, ученик должен читать, чтобы достичь чего-то другого. Это формирует понимание, что чтение не является чем-то недостижимым.

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников

Каждый учащийся уникален, а значит, учится по-разному, поэтому необходимо использовать сильные и слабые стороны ученика. Идеального рецепта не существует, но обычно он требует много практики, рутины, любви и поддержки.

Одно из основных упражнений – чтение. Нужно очень много читать. Есть разные способы поддержать чтение ребенка.

Прослушивание аудио книг позволит родителям читать вместе с учеником.

Поиск любимых книг. У каждого ученика есть книга с его самым любимым героем, будь то рыцарь или добрая фея, повторение данного произведения пойдет ребенку на пользу. Это может быть немного скучно для родителей, но это необходимо для успешного обучения.

Обсуждение истории, которые были прочитаны ребенком и родителем вместе.

Игровые способы коррекции дислексии

Игра 1. Однокоренные слова.

  1. Ученик должен найти группу из однокоренных слов, которые связаны не только одним корнем, но и значением, например:
  2. Знать, знал, познание, знание.
  3. Горе, горевать, горечь, горюет.
  4. Краска, покрасил, накрасил, покраска.

Игра 2. Карточки со словами. Необходимо нарезать много маленьких карточек. Разместив на каждой букву или простое слово. Слова должны быть универсальными, для создания большого количества различных предложений.

После подготовки карточек, ученику предлагается поиграть в одну из игр.

  1. Ученик переворачивает карточку и произносит звук или слово. 2. Педагог произносит слово, а ученик должен найти его среди карточек на столе.

    3. Педагог произносит слово, а ребенок подбирает к нему рифму из слов на карточках.

  2. Ученик выбирает любую букву, а затем называет предметы, которые он видит, начинающиеся с этой буквы.

    Игра 3. Барабанщик.

Произнося слово по слогам, необходимо вместе с ребенком хлопать в ладоши или бить в барабан. Это поможет с написанием слов, когда они разбиты на части. Нужно найти несколько средних по длине слов, и одно длинное. Например: Колесо, привет, пирожок, понедельник.

Игра 4. Поиск слов.

Ученику называют звук и просят подумать и назвать слова, которые начинаются с этого звука, или имеют его в составе. Педагог может участвовать в состязании с ребенком для увеличения мотивации обучающегося. Можно добавить ограничение по времени.

Профилактика дислексии

Одним из лучших методов профилактики дислексии, как ни странно является общение с ребенком. Помимо этого, следует чаще разговаривать об успеваемости с учителем ребенка.

Необходимо проверить глаза и уши ребенка у специалиста. Определенные нарушения визуального и слухового восприятия могут имитировать дислексию, но должны лечиться по-разному или даже могут быть устранены.

Использование разностороннего подхода к изучению букв и слов. Совместное создание песен и рассказов, поможет в улучшении навыков письма и словесной памяти.

Разделение уроков на этапы. Если ребенок в классе изучает десять иностранных слов в неделю, нужно проверить, может ли он работать только над тремя или пятью словами в неделю.

Прохождения тестов на дислексию. Периодически можно проходить такие тесты с учеником, для наиболее раннего выявления дислексии. Тесты также помогут выявить сильные и слабые стороны ребенка, что впоследствии лишь облегчит обучение.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector