Дифференциация звуков Л — Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках

Звуки [Л] и [Ль] ребенок в норме начинает проговаривать правильно с 3 лет, дифференцировать мягкий и твердый вариант с 3,5 лет. Если родители замечают нарушения произношения, смешение звуков, пора браться за дело самим или обращаться за помощью к логопеду. Рассмотрим дифференциацию звуков [л], [ль] в стихах, текстах, игровых упражнениях.

Постановку и автоматизацию звуков [л], [ль] нужно проводить с 4-летнего возраста. Занятия должны длиться не более 20-25 минут.

Не старайтесь научить детей правильно говорить с помощью строгих уроков, делайте упор на игру: лабиринты, картинки, загадки, стихотворения, познавательные тексты.

Каждое занятия начинайте с артикуляционной гимнастики на звук [л] для мышц языка, щек, гортани. Простые упражнения помогают ребятам настроиться на работу с логопедом и поддерживают речевой аппарат в тонусе.

Упражнения

Начнем с классических упражнений, которые рассчитаны на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проводить занятия по этому списку игр может профессиональный логопед и родитель в домашних условиях.

Слоги

Это чтение или повторение слоговых таблиц. Делать задание нужно по 2-3 минуты несколько раз в течение дня.

В прямых слогах:

ЛЯ-ЛЯ-ЛА ЛЁ-ЛЁ-ЛО ЛЮ-ЛЮ-ЛУ ЛИ-ЛИ-ЛЫ
ЛА-ЛА-ЛЯ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ
ЛА-ЛЯ-ЛА ЛО-ЛЁ-ЛО ЛУ-ЛЮ-ЛЁ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ
ЛЯ-ЛА-ЛЯ ЛЁ-ЛО-ЛЁ ЛЮ-ЛУ-ЛЮ ЛИ-ЛЫ-ЛИ

В обратных слогах:

АЛЬ-АЛЬ-АЛ ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛ УЛЬ-УЛЬ-УЛ ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛ
АЛ-АЛ-АЛЬ ОЛ-ОЛ-ОЛЬ УЛ-УЛ-УЛЬ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛЬ
АЛ-АЛЬ-АЛ ОЛ-ОЛЬ-ОЛ УЛ-УЛЬ-УЛ ЫЛ-ЫЛЬ-ЫЛ
АЛЬ-АЛ-АЛЬ ОЛЬ-ОЛ-ОЛЬ УЛЬ-УЛ-УЛЬ ЫЛЬ-ЫЛ-ЫЛЬ

Следующий шаг — включение в слог еще одной согласной или гласной:

ПЛЯ-ПЛЯ-ПЛА ПЛЁ-ПЛЁ-ПЛО ПЛЮ-ПЛЮ-ПЛУ ПЛИ-ПЛИ-ПЛЫ
ПЛА-ПЛА-ПЛЯ ПЛО-ПЛО-ПЛЁ ПЛУ-ПЛУ-ПЛЮ ПЛЫ-ПЛЫ-ПЛИ
ПЛА-ПЛЯ-ПЛА ПЛО-ПЛЁ-ПЛО ПЛУ-ПЛЮ-ПЛУ ПЛЫ-ПЛИ-ПЛЫ
ПЛЯ-ПЛА-ПЛЯ ПЛЁ-ПЛО-ПЛЁ ПЛЮ-ПЛУ-ПЛЮ ПЛИ-ПЛЫ-ПЛИ
АЛЯ-АЛЯ-АЛА ОЛЁ-ОЛЁ-ОЛО УЛУ-УЛУ-УЛЮ ЫЛИ-ЫЛИ-ЫЛЫ
АЛА-АЛА-АЛЯ ОЛО-ОЛО-ОЛЁ УЛЮ-УЛЮ-УЛУ ЫЛЫ-ЫЛЫ-ЫЛИ
АЛА-АЛЯ-АЛА ОЛО-ОЛЁ-ОЛО УЛУ-УЛЮ-УЛУ ЫЛЫ-ЫЛИ-ЫЛЫ
АЛЯ-АЛА-АЛЯ ОЛЁ-ОЛО-ОЛЁ УЛЮ-УЛУ-УЛЮ ЫЛИ-ЫЛЫ-ЫЛИ

Важно не торопиться при чтении слогов, а следить за четкостью произношения звука, его мягкостью и твердостью.

Слова

  • Используйте открытые и закрытые слоги в словах для составления логопедических карточек. Примеры формируйте в ряды по 3-4 штуки в каждом:
  • Пыл – пыль – пуля – пели.
  • Ляля – Лолла – Лика – Лена.
  • Слог – слон – клон – полон.
  • Лак – флаг – кулак – лавка.
  • Мыл – намыл – помыл – подмел.

Для ряда слов важно подбирать близкие по звучанию примеры, чтобы у ребенка развивался фонематический слух.

Словосочетания

Дошкольник медленно повторяет за педагогом словосочетания, сложность примеров повышайте на каждом уроке, но постепенно. Если малыш не справляется, не повторяет слова четко, возвращайтесь на прежний уровень и отрабатывайте уже пройденный материал до автоматизма.

Школьный бал;
Зеленый луг;
Любимая морковка;
Туалетной мыло;
Холодный пол;
Ледяная лужа;
Теплое лето;
Поймали моль;
Съел лимон;
Лесной ландыш;

Золотое кольцо.

Предложения

Для детей дошкольного возраста достаточно включать в предложения для повторения 3-4 слова.

Наша Юля егоза.
У Коли флажок.
На поляне лебеда.
Летят самолеты далеко.
Колол Коля колья.
В кулачке колос.
Лолла и Лика делят все пополам.

В поле стоит олень.

На заметку! Предложите ребенку складывать предложения самостоятельно по картинкам, а потом повторять их. Например, положите на стол такой набор карточек: лимон, слон, и написанный глагол любит. Получится, слон (не) любит лимон.

Загадки

  1. Интересные загадки нужно не только отгадывать, но и заучивать наизусть.
  2. Я землю копала,
    Совсем не устала.
    Устал тот,
  3. Кто мной копал.

    (Лопата)

  4. Белый на белом,
    Натоптал, где бегал.
    Рыженький пройдет,
  5. И следы прочтет. (Лис и заяц)
  6. Вот булавки и иголки,
    Выползают из-под койки.

    На меня глаза глядят,

  7. Молока спросить хотят. (Ежик)

Стихотворения

Стихотворные тексты являются эффективным методом устранения речевых нарушений у детей разного возраста. Малышам дошкольного возраста предлагайте выучить 1-2 четверостишья и большие рифмованные зарисовки не реже одного раза в неделю.

Ливень льет! Пляшут капли в луже!
Плот плывет! Никому не нужен!
Лягушонок влез на плот!

И вопит: “Ура! Вперед!”.

Люблю голубику,
Люблю землянику,
Люблю и калину,

Люблю и клубнику.

Было небо голубое,
Было солнце золотое,
На крылечке пес лежал,
Парень деревце сажал.
Было тихо и тепло.

Время медленно текло.

Не забывайте объяснять детям смысл незнакомых слов в стихах, текстах, других упражнениях.

Пословицы

Небольшие пословицы нужно читать или повторять за взрослым:

  • Даже маленькая ложь за собой большую ведет.
  • Капля за каплей камень долбят.
  • Не нужно хвалиться началом, хвались концом.
  • Пальчик слаб, а кулак силен.
  • Кончил дело, гуляй смело.
  • Отольются волчишке, овечкины слезки.
  • Не все золото, что блестит.
  • Поскользнулся — это еще не упал.

После чтения пословиц беседуйте с детьми о смысле фразы, выбирайте поучительные и интересные примеры по возрасту воспитанников.

Скороговорки

Чистоговорки лучше записывать в тетрадь и заучивать наизусть. Посоветуйте родителям проговаривать такие предложения вместе с ребенком на прогулке, перед сном, хором всей семьей, чтобы не превращать игру в строгий урок.

  • Мал соловей, а голос силен.
  • Еле-еле Лена ела, от лени видно есть не хотела.
  • И там я был, ту быль слыхал.
  • Галя на проталинке намочила валенки. Валенки у Галеньки сохнут на завалинке.
  • Быть хозяйкой не легко, убежало молоко.
  • У липы липовой листок, целебен липовый листок и липок липовый листок.
  • На самой мели мы налима большого нашли.

Рассказы

Задание предполагает пересказ близко к тесту. Для дошкольников выбирайте небольшие тексты русских народных сказок, поучительных историй.

Маша

Маленькая была Маша, но хотела быстрее вырасти. Решила помогать маме по дому, чтобы быстрее стать большой. Ходила в маминых туфельках, надевала ее платьице, но ничего не помогало.

Однажды решила Маша пол подмести и помыть. Все обрадовались, удивились. Маша хорошо все сделала, а мама спросила: “Маша, неужели ты такая большая стала, что можешь пол помыть и подмести?”. А папа сказал: “Да, а мы и не заметили, что наша Маша так выросла! Теперь будем ее большой называть!”.

Упражнения

Дифференциация [л], [ль] будет более продуктивной, если подходить к занятиям как к игре. Л.А. Комарова разработала оригинальный метод индивидуальной и групповой работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Этот метод основан на играх с карточками и плоскими игрушками (ходилками).

Детсадовцы держат в руках указку или игрушку из киндера, бродят вспомогательными элементами по карточкам с картинками и выполняют задания педагога или родителя.

Загадки

Взрослые называют признаки предметов (внешние, вкусовые, любые другие), а дошкольник отгадывает его название. При этом перед ребенком лежат варианты правильного ответа в картинках. Например, учитель говорит: “Желтый, кислый, овальный…” (лимон). Малыш указывает на предмет и называет его.

Что пропало

Упражнение развивает память, внимание. Положите на стол большую карточку с изображениями предметов (не больше 9 штук, можно начинать с 3-4 картинок). Ребенок рассматривает карточку, запоминает, что на ней изображено 1-2 минуты. Затем учитель закрывает 1 картинку, а малыш говорит, что пропало с поля.

Дифференциация звуков Л - Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках

Угадайка

Учитель называет глагол, ребенок подбирает к нему существительное, выбирая предметы или живых существ на картинке. Например: лебедь плавает, река течет. Малыш проговаривает полностью все предложение.

Эхо

Игра развивает память, речь, внимание. На столе лежит карточка, педагог называет 3-4 предмета по очереди. Ребенок запоминает цепочку и повторяет, выделяя звуки [л], [ль]: лев, лес, лейка.

  • Волшебник
  • У взрослого в руках появляется волшебная палочка (указка). Дотрагиваемся до картинок и изменяем категорию слова по числу:
  • лев – львы;
    лейка – лейки;
    лебедь — лебеди;
  • лента – ленты.
  • Сначала малыш слушает, потом выполняет задание самостоятельно, помогая себе указкой.

Дифференциация звуков Л - Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках

Мой, моя, мое

Ребенок получает картинки с изображением разных предметов, можно пары. Педагог ставит такую задачу: назвать только те изображения, о которых можно сказать мой, моя, мое. Дошкольник не просто показывает и называет предмет, изображенный на карточке, но и составляет словосочетания по образцу:

  1. моя книга;
    мой стол;
  2. мои туфли.
  3. Придумай сам

Педагог задает вопросы о животном или предмете, который знаком малышу, показывает его на картинке. Задача дошкольника придумать максимальное количество ответов. Например, улитка какая? — маленькая, коричневая, скользкая, рогатая и так далее.

Хлопалки

Перед детсадовцем лежит лабиринт из картинок. Задача: показывать предметы друг за другом по стрелочке, называть их по слогам и считать количество слогов хлопками в ладоши. Когда ребенок закончит тренировку, педагог прохлопает одно из слов, а дошкольнику необходимо отгадать, какое слово имел в виду учитель.

Дифференциация звуков Л - Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках

Доскажи словечко

Продолжаем работать с лабиринтами картинок. Положите перед ребенком другой набор изображений. Педагог произносит начало предложения, а ребенок заканчивает, используя название предметов из лабиринта. Например, дают молоко…коровы.

Сыщик

Дошкольнику необходимо искать слово по звуковой схеме. Например, логопед загадывает слово козлик. Выкладывает перед малышом его схему цветными фишками, ребенок анализирует информацию и предполагает, что было загадано.

  • Малыши
  • Работаем с лабиринтом. Дошкольнику необходимо изменять слова по аналогии большой-маленький:
  • телефон-телефончик;
    коляска – колясочка;
  • котлета-котлетка.

Дифференциация звуков Л - Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках

Найди лишнее

Детсадовцу среди картинок с изображениями предметов нужно найти лишний элемент и объяснить выбор.

Например, утка, гусь, петух, филин. Лишним будет филин, потому что это дикая птица, а остальные — домашние.

Дифференциация звуков Л - Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках

В качестве дополнительного задания предложите ребенку произнести названия всех предметов, акцентируйте внимание на произношении звуков.

Веселый счет

Одновременно с дифференциацией звуков [л, [ль] дошкольник учится считать до 10 и обратно. Разложите на стол картинки с изображением нескольких предметов на одном листе. В качестве дополнительного задания спросите у детсадовца, каких цветов в букете больше и насколько.

Дифференциация звуков Л - Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках

Угадай

Задание развивает логику, внимание и общий кругозор. На столе лежат картинки с изображением предметов, продуктов, живых существ и карточки с написанными глаголами: едят, идет, летает, едет. Задача: соединить глаголы с предметами.

Например, едет машина, велосипед; едят малину, землянику; плавает лебедь, лодка.

Дифференциация звуков Л - Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках

На заметку! Формируйте разнообразную логопедическую библиотеку, чтобы ребенку было интересно выполнять одно задание несколько раз.

Ассоциации

Игра похожа на лото. Малыш рассматривает две карточки, на которых 6-8 изображений. Задание: соединить подходящие картинки в пару:

пляж и купальник;
газовая плита и тарелка;

хлеб и хлебница.

Дифференциация звуков Л - Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках

Во время выполнения упражнений с помощью речевого материала важно следить за четкостью произношения фонем. Не бойтесь остановить дошкольника и попросить повторить слово еще раз.

Литература

Дифференциация звуков Л - Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках Дифференциация звуков Л - Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках

Презентация к логопедическому занятию "Проделки лешего. Дифференциация звуков Л-Ль"

Инфоурок › Логопедия, Дефектология ›Презентации›Презентация к логопедическому занятию «Проделки лешего. Дифференциация звуков Л-Ль»

Дифференциация звуков Л - Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Дифференциация звуков Л - Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках Описание слайда:

Презентация логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР Тема: «Проделки Лешего. Звуки Л-Ль, буква –Л-». Учитель-логопед: Мырова Е.С.

2 слайд Дифференциация звуков Л - Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках Описание слайда:

Помогите Лёне и Лане подписать письмо другу, злой Леший похитил первую букву их имени и унёс в волшебный лес. ??? ,,, …ёня и …ана

3 слайд Дифференциация звуков Л - Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках Описание слайда:

Произнеси и послушай первые звуки в именах. Охарактеризуй звуки.

4 слайд Дифференциация звуков Л - Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках Описание слайда:

Помогите Лёне собрать вещи в дорогу в названии которых есть звук Ль

5 слайд Дифференциация звуков Л - Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках Описание слайда:

Помогите Лане собрать вещи в дорогу в названии которых есть звук Л.

6 слайд Дифференциация звуков Л - Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках Описание слайда:

Над чем пролетает самолёт?

7 слайд Дифференциация звуков Л - Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках Описание слайда:

Смотрите в небе самолет, А в самолете том пилот Штурвалом ловко управляет И между облаков летает Под самолетом то гора, То лес дремучий, то нора, То в небо дивится народ, То зайцы водят хоровод

8 слайд Дифференциация звуков Л - Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках Описание слайда:

Х-РРРР Х-РР Помогите разбудить Лешика звуками музыкальных инструментов, в названии которых есть звуки Л или Ль

9 слайд Дифференциация звуков Л - Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках
10 слайд Описание слайда:

Помогите Лешему сосчитать лисят и лягушат.

11 слайд Описание слайда:

Определите количество слогов в словах: волк, волчица, волчата. Найдите для слов домики.

12 слайд Описание слайда:

Звуковой разбор слов листики и ластики.

13 слайд Описание слайда:

Л Л Л Л Л Найдите 5 букв Л в волшебном лесу.

14 слайд Описание слайда:

Л Лёня Лана Ура! Мы выполнили все задания и Леший вручает Лёне и Лане первую букву их имени.

15 слайд

Общая информация

Картотека по логопедии по теме: Картотека заданий по дифференциации звуков [Л]-[Ль] | Образовательная социальная сеть

[Л] — [Л`] — 1

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

  • ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ             АЛЬ-АЛЬ-АЛЬ             ТЛЯ-ТЛЯ-ТЛЯ
  • ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ             ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ               ТЛЕ-ТЛЕ-ТЛЕ
  • ЛЁ-ЛЁ-ЛЁ             ЁЛЬ-ЁЛЬ-ЁЛЬ               ТЛЁ-ТЛЁ-ТЛЁ
  • ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ        ЮЛЬ-ЮЛЬ-ЮЛЬ          ТЛЮ-ТЛЮ-ТЛЮ
  • ЛИ-ЛИ-ЛИ            ИЛЬ-ИЛЬ-ИЛЬ             ТЛИ-ТЛИ-ТЛИ
  • АЛЯ-АЛЯ-АЛЯ    ЕЛЕ-ЕЛЕ-ЕЛЕ              ИЛИ-ИЛИ-ИЛИ    

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] — [Л`] — 2

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова парами.

  1. лавка – лямка            лапа – шляпа            пола – Поля
  2. Алла – Аля                юла – Юля                флаги – фляги
  3. игла – земля              метла – петля           кулачок – светлячок  
  4. гладя – глядя             глазки – коляски      вобла – воля
  5. кукла – туфля            плачем – пляшем     делать – делят
  6. ложа – лёжа               лот – лёд                   ложечка – Лёшечка
  7. ловко – Лёвка            лоб – лёд                   лов – Лёва

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] — [Л`] — 3

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова парами.

  • лом – лён                     ложка – Лёшка            пилот – полёт
  • болото – полёты         колосья – колёса       кашалот – самолёт
  • уголок – уголёк          слово – слева               зло – взлёт
  • клок – клён                 плот – плётка               слон – силён
  • солодка – селёдка      лоток – лоток               ластик – листик
  • лапки – липки             латунь – летун            ласты – листы
  • лак – лик                      лук – люк                    лосёнок — лисёнок

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] — [Л`] — 4

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова парами.

  1. лужа – Люда         лучший – колючий       клумба – клюква
  2. блузка – блюдце   случай – ключ               клуб – клюв
  3. клубок – любой     клуб – клюв                 скорлупка – шлюпка
  4. кулаки – кульки    плач – плеч                   гладить – глядеть
  5. Слава – слива         лыжи – лежи                лыко – лихо
  6. лысый – лисий       улыбка – улитка          полынь — павлин
  7. слыть – слить         клык – клик                  орлы – Орли

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] — [Л`] — 5

Упражнение № 5. Произносить (читать) слова парами.

  • плыть – лить            хлыст – лист             слышать – слишком
  • пыл – пыль               гол – голь                  кол – коль
  • кил – киль                тол – толь                  мол – моль
  • мел – мель                ролл – роль               угол – уголь
  • стол – столь             ел – ель                      дал – даль
  • цел – цель                стал – сталь               был – быль  
  • ослы – росли           чехлы – несли           щеглы – текли  

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] — [Л`] — 6

Упражнение № 6. Произносить (читать) слова парами.

  1. башлык – велик      валка – Валька     закалывать – закаливать
  2. мелком – мельком  волны – вольный  галка – галька
  3. колка – Колька        полка – полька      булка – Булька
  4. волна – вольна        лак – ляг                 лог – лёг
  5. лук – люк                 лыс – лис                уголок – уголёк
  6. цел – цель                был – быль             гол — голь  
  7. Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
  8.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
  9. [Л] — [Л`] — 7
  10. Упражнение № 7. Произносить (читать) словосочетания
  11. лисья голова                       галка на гальке
  12. ландыши в лесу                  поляна за лугом
  13. полотно из льна                  длина волос
  14. плеск волны                        кольцо из золота
  15. лепесток лотоса                  соль в солонке
  16. масло в маслёнке                половинка лимона
  17. жёлтая листва                     колючие иголки

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] — [Л`] — 8

Упражнение № 8. Произносить (читать) словосочетания и предложения.

  • лента из шёлка               сильный голос
  • налитой колос                зелёное одеяло
  • железный лом                голубая плитка

Оля пела. Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я разжала кулачок – на ладони светлячок. Мы ходили по полям и дели пополам все, что находили.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] — [Л`] — 9

Упражнение № 9. Произносить (читать)  предложения.

Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках. Без сомненья, лев силён, но слабее он, чем слон. Летят самолёты сидят в них пилоты. Едет комбайн на колёсах, режет спелые колосья. Люда, у тебя под ногами лужа. Села галка на крышу клуба и чистит клюв. Ларисе нужна не любая, а голубая краска. Сыпь уголь в этот угол. Галка ходит у реки по гальке. Меня разбудил будильник.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] — [Л`] — 10

Упражнение № 10. Произносить (читать)  предложения.

Попадешь в ЦЕЛЬ – останешься ЦЕЛ. Он СТАЛ плавить СТАЛЬ. Я там БЫЛ и слушал БЫЛЬ. Летала МОЛЬ на самый МОЛ. Я голову МЫЛ, а ты свою МЫЛЬ. Он пальцы мне ЖАЛ, а мне его ЖАЛЬ. Больному сделали укол. У ёлки иголки колются. Селяне жили в селах и посёлках. Поплыл наш чёлн по воле волн. Был сокол волен летать над полем. Пока ловил я моль, упала на пол соль.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] — [Л`] — 11

Упражнение № 11. Произносить (читать) предложения.

Положи-ка мало в маслёнку, а соль в солонку. У Лены из соломы шляпка, из шёлка – ленточки на тапках. Солнышко село за лесом, стало темно под навесом. Пожелтели листики у клёна, только летом он стоял зелёным. Хлопнула сильно хлопушка на ёлке, на пол с не полетели иголки. Ландыши и лилии очень я любил, только белых лилий нигде не находил.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] — [Л`] — 12

Упражнение № 12. Выучить загадку.

  1. Я землю копала,
  2. Ничуть не устала.
  3. А кто мной копал,
  4. Тот и устал.
  5.                           (Лопата)
  6. Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  
  7. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
  8. [Л] — [Л`] — 13

Упражнение № 13. Выучить загадку.

  • Белый на белом
  • Написал, где бегал.
  • Рыжая прочтёт –
  • Белого найдёт.
  •                           (Заяц и лиса)
  • Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  
  • Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
  • [Л] — [Л`] — 14

Упражнение № 14. Выучить загадку.

  1. Что за птица смелая
  2. По небу промчалась?
  3. Лишь дорожка белая
  4. От нее осталась
  5.                              (Самолёт)
  6. Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  
  7. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
  8. [Л] — [Л`] — 15

Упражнение № 15. Выучить загадку.

  • Вот иголки и булавки
  • Выползают из-под лавки.
  • На меня они глядят,
  • Молока они хотят.
  •                           (Ёжик)
  • Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  
  • Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
  • [Л] — [Л`] — 16

Упражнение № 16. Произносить (читать) скороговорки.

  1. Кол около стола, стол около кола.
  2. Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
  3. Убежало, убежало, убежало молоко.
  4. Я  трудом его поймала.
  5. Быть хозяйкой не легко
  6. Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  
  7. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
  8. [Л] — [Л`] — 17

Упражнение № 17. Произносить (читать) скороговорки.

      1. Посадил дед лук,                      2. Наши руки были в мыле,

Отрастил лук чуб.                        Мы посуду сами мыли.    

Увидел лук внук,                          Мы посуду мыли сами,

Оборвал луку чуб.                        Помогали нашей маме.

  • Удивительная штука:
  • Слезы капают у внука.
  • Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  
  • Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
  • [Л] — [Л`] — 18

Упражнение № 18. Произносить (читать) скороговорки.

        1.Мама Милу с мылом мыла                2.  Валя на проталинке

В глаз попало Миле мыло.                      Промочила валенки

Мама Миле говорила:                              Валенки у Валеньки

— Не сердись, дочурка Мила!                   Сохнут на завалинке.

  1. — Не сержусь — сказала Мила,
  2. — Я выплакиваю мыло.
  3. Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  
  4. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
  5. [Л] — [Л`] — 19

Упражнение № 19. Выучить стихотворение.

  •                                   Злаки.
  • Все злаки на поле,
  • Все злаки на воле,
  • Довольны все злаки,
  • Что дали им волю.
  • Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  
  • Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
  • [Л] — [Л`] — 20

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

  1. Люблю землянику,
  2. Люблю голубику,
  3. Люблю и малину,
  4. Люблю и клубнику.
  5. Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  
  6. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
  7. [Л] — [Л`] — 21

Упражнение № 21. Произносить (читать) предложения.

На речке МЕЛЬ,            На ветке ГАЛКА,

А в школе МЕЛ.            На речке – ГАЛЬКА.

Купили ЛУК.                 На стенке ПОЛКА,

У дома –ЛЮК.               А танец – ПОЛЬКА.

У ящика УГОЛ, а в ящике УГОЛЬ.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] — [Л`] — 22

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

  • У осла – ослёнок,
  • У козла – козлёнок,
  • У лисы – лисёнок,
  • У кого телёнок?
  • Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  
  • Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
  • [Л] — [Л`] — 23

Упражнение № 23. Выучить стихотворение.

  1. Ехал на олене,
  2. Ехал на осле,
  3. Ехал на лошадке,
  4. Но не на козле.
  5. Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  
  6. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
  7. [Л] — [Л`] — 24

Упражнение № 24. Произносить (читать) предложения.

Солнечные лучи осветили землю. Чувствовалась близость жилья. Колокола звонили на всю площадь, и люди шли толпами и пели. Стоял июль, солнце пекло так, что от его лучей плавился асфальт.

Далеко за полночь, поплутав по заснеженным полям, усталые и голодные, геологи достигли села. Весело и увлекательно было в зимнем лесу. Солнце медленно поднималось над заливом.

Голодная кума-лиса залезла в сад.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] — [Л`] — 25

Упражнение № 25. Произносить (читать) предложения.

Тяжелые облака устало плывут над землей, лишь молодой месяц, блеснувший на далеком небосклоне, осветил спящие улицы.  Лебеди, печально склонив головы, медленно плыли мимо белых лилий.

  Прогулка в лес оказалась удачной: мы несли полные лукошки малины и большие букеты лесных цветов. Голуби любили нашу зелёную улицу.

В полдень они слетались к маленькой булочной, где за углом всегда находили специально оставленные кусочки хлеба и булок. 

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] — [Л`] — 26

Упражнение № 26. Произносить (читать) предложения.

Выла осень, желтые листья устилали землю, носились в воздухе, блестели в лужах под лучами солнца. Жизнь била ключом: люди неслись сломя голову, толкались, спешили. Человек был и всегда будет самым любопытнейшим явлением для человека. Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение в том, что счастье человека чтобы ничего не делать. 

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] — [Л`] — 27

Упражнение № 27. Произносить (читать) предложения.

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, ни случайностью, ни наслаждением, как у лентяя. Бледно-голубое небо светлело, холодело, синело. Голодная кума лиса залезла в сад. Не беда, если люди будут хвалить тебя за твои дела. Беда, если ты будешь делать дела для того, чтобы люди хвалили тебя. Мы ехали шагом, мы мчались в боях. 

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] — [Л`] — 28

Упражнение № 28. Произносить (читать) пословицы.

Слухом земля полнится. Всяк кулик в своем болоте велик. Дело в шляпе. Лиха беда -начало.  Сколько голов, столько и умов. Люди — ложь, и мы то ж.

 Словами, что листьями, стелет, а делами, что иголками, колет.  У плохих людей язык злодей. Не хлебом единым жив человек. Волка пожалей, искусает еще злей.  Велик телом, да мал делом.

 Капля по капле и камень долбит. Не хвались началом, хвались концом. 

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] — [Л`] — 29

Упражнение № 29. Произносить (читать) пословицы

Не все то золото, что блестит.  Маленькое дело лучше большого безделья. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.  Маленькая ложь за собою большую ведёт. Откладывай безделье, но не откладывай дела. Лучший повелитель тот, кто умеет повелевать собой. Золото и сквозь пыль блестит.  Поскользнулся — ещё не упал. Палец слаб, а кулак силён.  Кончил дело — гуляй смело. 

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] — [Л`] — 30

Упражнение № 30. Произносить (читать) пословицы.

Отольются волку овечьи слёзки.  В голодный год лучше кусок хлеба, чем слиток золота. От семечка, что пустотело, не жди плодов. Чем язык скупее на слова, тем твоя ценнее голова.

  Слово — полководец человечьей силы. Если ты лишен ума и знанья, лучший выход для тебя — молчанье. Излишняя хвала опасней, чем хула.  Своя лепёшка лучше чужого плова.

 Уж лучше ты не занимайся делом, коль в нем себя считаешь неумелым. 

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] — [Л`] — 31

Упражнение № 31. Произносить (читать)  рассказ и пересказать его.

Была в лесу белка.

Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.

  •                                                                              По Л.Толстому
  • Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.  
  • Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

Речевой материал на дифференциацию звуков "Л"-"Ль

  • ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Л-ЛЬ
  • ЛЯ-ЛЯ-ЛА ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА ЛЯ-ЛА-ЛЯ
  • ЛЁ-ЛЁ-ЛО ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО ЛЁ-ЛО-ЛЁ
  • ЛЮ-ЛЮ-ЛУ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛЁ ЛЮ-ЛУ-ЛЮ
  • ЛИ-ЛИ-ЛЫ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ ЛИ-ЛЫ-ЛИ
  • АЛЬ-АЛЬ-АЛ АЛ-АЛ-АЛЬ АЛ-АЛЬ-АЛ АЛЬ-АЛ-АЛЬ
  • ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛ ОЛ-ОЛ-ОЛЬ ОЛ-ОЛЬ-ОЛ ОЛЬ-ОЛ-ОЛЬ
  • УЛЬ-УЛЬ-УЛ УЛ-УЛ-УЛЬ УЛ-УЛЬ-УЛ УЛЬ-УЛ-УЛЬ
  • ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛЬ ЫЛ-ЫЛЬ-ЫЛ ЫЛЬ-ЫЛ-ЫЛЬ
  • ПЛЯ-ПЛЯ-ПЛА ПЛА-ПЛА-ПЛЯ ПЛА-ПЛЯ-ПЛА ПЛЯ-ПЛА-ПЛЯ
  • ПЛЁ-ПЛЁ-ПЛО ПЛО-ПЛО-ПЛЁ ПЛО-ПЛЁ-ПЛО ПЛЁ-ПЛО-ПЛЁ
  • ПЛЮ-ПЛЮ-ПЛУ ПЛУ-ПЛУ-ПЛЮ ПЛУ-ПЛЮ-ПЛУ ПЛЮ-ПЛУ-ПЛЮ
  • ПЛИ-ПЛИ-ПЛЫ ПЛЫ-ПЛЫ-ПЛИ ПЛЫ-ПЛИ-ПЛЫ ПЛИ-ПЛЫ-ПЛИ
  • АЛЯ-АЛЯ-АЛА АЛА-АЛА-АЛЯ АЛА-АЛЯ-АЛА АЛЯ-АЛА-АЛЯ
  • ОЛЁ-ОЛЁ-ОЛО ОЛО-ОЛО-ОЛЁ ОЛО-ОЛЁ-ОЛО ОЛЁ-ОЛО-ОЛЁ
  • УЛУ-УЛУ-УЛЮ УЛЮ-УЛЮ-УЛУ УЛУ-УЛЮ-УЛУ УЛЮ-УЛУ-УЛЮ
  • ЫЛИ-ЫЛИ-ЫЛЫ ЫЛЫ-ЫЛЫ-ЫЛИ ЫЛЫ-ЫЛИ-ЫЛЫ ЫЛИ-ЫЛЫ-ЫЛИ
  • Слова
  • Лама – лямка – лапа – ляпис – лавка.
  • Лак – ляг – флаг – фляга – пламя – клякса.
  • Лог – лег – слог – силок – кулек.
  • Слон – клен – склон – поклон – силен.
  • Пилот – полет – налет – полоть.
  • Белый – белить – полынь – полить – улыбка – улитка.
  • Колун – салют – клумба – плуг – пл
  • Ел – ель Цел — цель
  • Пыл – пыль Стал — сталь
  • Был – быль Лыс — лис
  • Мел – мель Дал — даль
  • Мол – моль Лот — лед
  • Лак – ляг Лук — люк
  • Лог – лёг Ложка — лёжка
  • Налог – налег Флаги — фляги
  • Угол – уголь Галка — галька
  • Уголок – уголек Полка — полька
  • Тол – толь Волна — вольна
  • Гол – голь Намыл – намыль
  • Предложения
  • Попадешь в цель – останешься цел.
  • Литейщик стал плавить сталь.
  • Я там был и слушал быль.
  • Я голову мыл, а ты свою — мыль.
  • Он пальцы мне жал, а мне его жаль.
  • Милые белые лилии
  • В белых своих лепестках,
  • Плавают белые лилии
  • В мелких и плавных волнах.
  • Лодка скользнула над лилией,
  • Лилий коснулось весло,
  • Плавают белые лилии –
  • Лодку волной унесло.
  • У дома – ель, На грядке – лук, На ветке – галка,

А мальчик – ел. У дома – люк. На речке – галька,

На речке мель, У здания – угол, На стенке – полка,

А в школе – мел. А в печке – уголь. А танец – полька.

  1. Стихи и скороговорки
  2. В полёте Поля – пилот.
  3. Коля купил Лике кило кильки.
  4. Над лугом летели белые лебеди.
  5. Нил мыл пол и ныл.
  6. У теплой плиты Толя плетет лапти.
  7. Толя под тополем
  8. Пил топленое молоко.
  9. У Беллы алая лента,
  10. А у Аллы – белая.
  11. У Коли – колун,
  12. У Лики – кулон.
  13. У Лиды легкое платье
  14. И теплое пальто.
  15. У Олежки тележка не желтая, а тяжёлая!
  16. МЕДВЕДЬ БОЛОНКА
  17. Ты куда идешь, медведь? В белых локонах болонка

-В город, елку поглядеть! Лает тонко, лает звонко.

Да на что тебе она? Я болонке приказала:

-Новый год встречать пора! — Ты легла бы да лежала!

— Где поставишь ты ее? Вот атласная подушка.

— В лес возьму, в свое жилье. Ты не сторож, ты – игрушка.

— Что ж не вырубил в лесу? Золотистой заколкой

— Жалко. Лучше уж куплю. Заколю болонке челку.

  • ГОЛУБИ
  • Голубей Алёшка
  • Накормил с ладошки.
  • Голуби немножко
  • Поклевали крошки.
  • Голуби с дорожки
  • Весело вспорхнули,
  • Голубей Алешка
  • Кликал: «Гули – гули».
  • АПРЕЛЬ
  • Апрель, апрель!
  • По дворам звенит капель,
  • По полям бегут ручьи,
  • На дорожках лужи.
  • Скоро выйдут муравьи
  • После зимней стужи.
  • Пробирается медведь
  • Сквозь лесной валежник,
  • Стали птицы песни петь,
  • И расцвел подснежник.
  • МЕТРО
  • Кто построил этот светлый,
  • Этот мраморный вокзал?
  • Кто под нами незаметно
  • Проходил и проползал?
  • Под садами, под домами
  • Шли рабочие в забой,
  • Воевали с плывунами,
  • С камнем, глиной и водой.
  • У липы липовый цветок,
  • У липы липовый листок,
  • Целебен липовый цветок,
  • И липок липовый листок.
  • Лепестки лелеют,
  • Кленовый листок на клене,
  • Лепестки жалеют,
  • Кленовый листок зеленый,
  • Пусть они белеют,
  • Все лето листок зеленый
  • Пусть они алеют.
  • Зеленел на зеленом клене.
  • Леня лез по лесенке, Дядя Коля дочке Поле
  • Срывал Леня персики. Подарил щеночка колли,
  • С песенками, Но щенок породы колли
  • С персиками Убежал от Поли в поле.
  • Скатился Леня с лесенки!
  • Есть у Ляли кукла Леля. Коля колья колет,
  • Леля сделана из льна – Поля поле полит.
  • Ляле нравится она.
  • Люди хлеб в полях лелеют, На мели мы налима нашли.
  • Сил для хлеба не жалеют.
  1. Повтори чистоговорки, скороговорки и пословицы:
  2. И я там был и слушал быль.
  3. Еле – еле Лена ела, есть от лени не хотела.
  4. Не велик соловей, а голосок золотой.
  5.  Ла – ла – ла — куча мала.
  6. Ля – ля – ля — во дворце у короля.
  7. Лу – лу – лу — танцую на балу.
  8. Лю – лю – лю — я лимоны куплю.
  9. Лы – лы – лы — деревянные столы.
  10. Ли – ли – ли — мы гулять пошли.
  11. Ул – ул – ул — дайте стул.
  12. Уль – уль – уль — несу я куль.
  13. Ел – ел – ел — он был смел.
  14. Ель – ель – ель — кушайте кисель.
  15. Ал – ал – ал — я упал.
  16. Аль – аль – аль — потерял сандаль.
  17. Ол – ол – ол — как я зол.
  18. Оль – оль – оль — пришёл Поль.
  19. Ыл – ыл – ыл — где я был!
  20. Ыль – ыль – ыль — какая пыль!
Выучить наизусть стихотворения. Чётко проговаривать звуки [Л] и [Ль]:  Ливень льёт! Ливень льёт! Пляшут капли в лужице, Плот плывёт! Плот плывёт! Плот по луже кружится. Лягушонок влез на плот И кричит: «Ура! Вперёд!» Плещут волны! Хлещут волны! Заливают с головой! — Что мне волны! Самый полный! —

  • Не сдаётся рулевой.
  • — Я на волнах поплыву!
  • По каналу — и в Москву!
  • Только ливень всё сильнее.
  • Только капли всё крупнее.
  • Хвастунишку не жалея,
  • Бьют сильнее и больнее!…
  • Лягушонок в лужу — плюх!
  • И на землю, под лопух.
  1. Почему у дома угол
  2. Превратился сразу в уголь —
  3. Без пожара, просто так?
  4. Это сделал мягкий знак.
  5. Сделать нам не так уж трудно,
  6. Чтоб на мель не село судно:
  7. Мягкий знак перечеркнуть —
  8. И свободен водный путь.
  9. Корабли плывите смело!
  10. Стала мель кусочком мела.
  11. Пришла ко мне подружка,
  12. И мы играли с ней.
  13. И вот одна игрушка
  14. Вдруг, приглянулась ей:
  15. Лягушка заводная,
  16. Весёлая, смешная.
  17. Мне скучно без игрушки —
  18. Любимая была!
  19. Но, всё же, я подружке
  20. Лягушку отдала.
  • Мягкий знак — хитрый знак.
  • Не сказать его никак.
  • Он не произносится,
  • Но в слово часто просится.
  • Почему у дома угол
  • Превратился сразу в уголь —
  • Без пожара, просто так?
  • Это сделал мягкий знак.
  • Сделать нам не так уж трудно,
  • Чтоб на мель не село судно:
  • Мягкий знак перечеркнуть —
  • И свободен водный путь.
  • Корабли плывите смело!
  • Стала мель кусочком мела.

 Перескажи близко к тексту:

ЛИСА И КОЗЁЛ

Бежала лиса, зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце было много. Утонуть нельзя, но и выскочить трудно. Сидит лиса в колодце. Идёт козёл, головой мотает. От нечего делать заглянул в колодец, увидел там лису и спрашивает:

  • Что ты там, лисонька, делаешь?
  • Отдыхаю, голубчик, — отвечает ему лиса. — Здесь прохладно и воды холодной, сколько хочешь.

А козлу давно пить хотелось.

  • Хороша ли вода?
  • Отличная, — отвечает лиса. — Чистая, холодная. Прыгай, если хочешь.

Прыгнул козёл в колодец, чуть лису не задавил. А она ему:

  • Эх, и прыгнуть не сумел, всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога и выскочила из колодца. Чуть не пропал козёл с голоду в колодце. Насилу его отыскали и вытащили.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector