Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках

Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Чтобы ребенок научился произносить сложные по артикуляции звуки, например, такие как [С], [З], [Ш], [Ж], [Л], [Р], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые нарушения, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

  1. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво!

Мы советуем в начале, перед выполнением самих артикуляционных упражнений, познакомить ребенка с органами артикуляции.

Разберите с ребенком, как устроен его речевой аппарат. Пусть он рассматривает в зеркале органы речи, которые хорошо видны, остальные можно ощупывать пальцем. Пусть ребенок покажет, где у него верхние и нижние зубы, губы, язык.

Во рту, за верхними зубами, есть шероховатые бугорки (альвеолы), к которым прислоняется язык при произнесении звуков [Ш], [Р]. Пусть ребенок ощупает их пальцем , а затем поводит по ним языком. Попросите ребенка показать пальцем, где у него верхняя губа, нижняя; кончик языка и его середина. Помочь в этом может пособие Е.М. Косиновой «Уроки логопеда».

Приобрести данное пособие можно в книжном магазине, например в этом: https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/352421/

Рекомендации к проведению артикуляционных упражнений

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5–7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
  • Занимаясь с детьми 3–4летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4–5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и ребенок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

Возможно, понадобятся помощь учителя-логопеда и специальный логопедический массаж.

Необходимо помнить, что ведущая роль в работе по коррекции нарушений звукопроизношения принадлежит логопеду.

Но одних занятий с логопедом крайне недостаточно! Для эффективной работы необходимы ежедневные дополнительные занятия с близкими ребенку людьми: родителями, бабушками и дедушками, которые помогут сократить подготовительный период работы, сделать его наиболее эффективным, а результаты стабильными.

БЕГЕМОТИКИ

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3–4 раза.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках

  • Рот пошире открываем,
  • В бегемотиков играем:
  • Широко раскроем ротик,
  • Как голодный бегемотик.
  • Закрывать его нельзя,
  • До пяти считаю я.
  • А потом закроем рот –
  • Отдыхает бегемот.
  • О. Перова

ЛЯГУШКИ

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3–4 раза.

  1.  Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках
  2. Подражаем мы лягушкам:
  3. Тянем губы прямо к ушкам.
  4. Вы сейчас тяните губки –
  5. Я увижу ваши зубки.
  6. Мы потянем – перестанем
  7. И нисколько не устанем.
  8. М. Синицына

СЛОН

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.

Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках

  • Я водичку набираю
  • И ребяток поливаю!
  • Буду подражать слону!
  • Губы «хоботом» тяну.
  • А теперь их отпускаю
  • И на место возвращаю.
  • М. Синицына

ЧАСИКИ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот.

Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то

к правому. Повторить 5–10 раз.

  1.  Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках
  2. Тик-так, тик-так.
  3. Язычок качался так,
  4. Словно маятник часов.
  5. Ты в часы играть готов?
  6. М. Синицына

КАЧЕЛИ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» – опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» – поднять язык за верхние зубы. Повторить 4–5 раз.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках

  • Сели дети на качели
  • И взлетели выше ели.
  • Даже солнышка коснулись,
  • А потом назад вернулись.
  • Н. Тегипко

БЛИНЧИКИ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках

  1. Испекли блинов немножко,
  2. Остудили на окошке.
  3. Есть их будем со сметаной,
  4. Пригласим к обеду маму.
  5. О. Перова

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4–5 раз.

  • Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках
  • Блин мы ели с наслажденьем –
  • Перепачкались вареньем.
  • Чтоб варенье с губ убрать,
  • Ротик нужно облизать.
  • М. Синицына

ЧАШКА

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой.

Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3–4 раза.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках

ЧИСТИМ ЗУБКИ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево–вправо) под счёт взрослого (7–8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при

этом широко открыт). Повторить 8–10 раз.

  1.  Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках
  2. Зубки нужно чистить дважды:
  3. Каждое утро и вечер каждый.

ПАРУС

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2–3 раза.

  • Лодочка под парусом по реке плывёт,
  • На прогулку лодочка малышей везёт.

ГРИБ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу

«приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.

  1. Под берёзой, у дорожки
  2. Гриб растёт на толстой ножке.
  3. Мимо мы пройти не сможем,
  4. Гриб в лукошко мы положим.

ЛОШАДКА

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

  • Я – весёлая лошадка,
  • Тёмная, как шоколадка.
  • Язычком пощёлкай громко –
  • Стук копыт услышишь звонкий.
  • М. Синицына

Артикуляционная гимнастика для детей в картинках

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках

Развитие артикуляционного аппарата — длительный процесс и требует постоянной практики речи. Для правильного произношения всех звуков родного языка (обычно самым проблемным становится звук «р») нужен комплекс движений. И учиться им нужно так же, как учиться кушать или ходить.

Подвижность речевого аппарата зависит от двух критериев:

  1. владеет ли ребёнок базовыми движениями, необходимыми для произношения звуков (например «р»)
  2. может ли он быстро, плавно и легко переходить от одного движения к другому.

Цели речевой гимнастики

Для формирования у детей дошкольного и младшего школьного возраста дифференцированных движений для чёткого произношения и созданы упражнения артикуляционной гимнастики. Она помогает:

  • отработать правильные положения языка для чёткости речи;
  • развить подвижность речевых мышц (язычок) для точных целенаправленных движений;
  • малышам 3-4 лет научиться правильному звукопроизношению;
  • справиться с имеющимися нарушениями речи более старшим деткам (6-7 лет).
Читайте также:  Дисграфия у младших школьников: коррекция, упражнения, виды, тест

Правила занятия артикуляционной гимнастикой

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках

Где лучше проводить занятия?

Посадите малыша на стульчик возле большого зеркала или дайте ему в руки маленькое. Зеркало для занятий артикуляционной гимнастикой необходимо. Оно даёт возможность ребёнку контролировать свои движения. Показывая пример, вы должны быть в поле зрения ребёнка. Главное, чтобы ребёнку было комфортно и он не испытывал напряжения.

Когда и сколько заниматься?

Для закрепления новых навыков и доведения их до автоматизма упражняемся каждый день. Много времени для этого не понадобится. Достаточно 5-7 минут.

  Употребляйте в пищу отвар из овса. Польза или вред напитка

Как вариант, можно заняться артикуляцией до завтрака или после утренней гимнастики.

Работа над речью кропотливая, но результат того стоит!

Какие особенности в занятиях с детьми разного возраста?

Основным правилом проведения артикуляционных упражнений для детей всех возрастов — это игровая форма занятий!

Артикуляционная гимнастика для детей 3 — 4 лет. Начинаем занятия со сказочной игры. Её сюжет можно придумать самому или подсмотреть в интернете, он может видоизменяться от занятия к занятию.

На первых порах никаких критериев оценки выполнения малышом упражнений. Главное — запомнить и повторить. Ближе к 4-х летнему возрасту количество навыков увеличивается, дети запоминают комплекс упражнений.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинкахАртикуляционная гимнастика для детей-дошкольников (5 лет). Детки 5 лет уже хорошо знакомы с упражнениями, поэтому внимание фокусируется на чёткости и плавности выполняемых действий, умении оставаться в определённом положении от 5 до 10 секунд (под контролем взрослого). Темп проведения варьируется от медленного до быстрого.

Артикуляционная гимнастика для детей 6-7 лет. Занятия для таких детей включают в себя выполнение всех комплексов артикулярных упражнений. Проводятся занятия, направленные на развитие фонематического слуха (дифференцирование разных звуков).

Что делать, если у ребёнка не получается?

Самое главное, не ждите мгновенных результатов. После первого занятия в тренажерном зале, ещё никто не вышел с мышцами Арнольда Шварценеггера. С тренировкой мышц артикулярного аппарата все так же. Звук «р» требует тренировок! Поначалу движения у малыша несимметричные, напряжённые и прерывистые.

Не стоит заострять на этом внимание ребёнка! Это отобьёт у него желания продолжить тренировки. Подчеркните то, что удалось достичь. Замечайте каждую мелочь. И хвалите, хвалите, хвалите. Со временем вы заметите, как движения малыша становятся все более координированные, симметричные, плавные и лёгкие.

Если по прошествии времени не удаётся достичь результата (ребёнок выполняет упражнения несимметрично, напряжённо и отсутствует лёгкость), без помощи специалиста не обойтись. Понадобится логопед.

Артикуляционная гимнастика: картотека упражнений

Логопедических упражнений не так и много. Зачастую одни и те же задания именуются по-разному. Составив свою картотеку артикуляционных упражнений и повторяя их с ребёнком ежедневно, можно достичь отличных результатов. Примеры артикуляционных упражнений в картинках:

«Язычок — мой дружок!»

  Как проходит осмотр женщин у проктолога

Это комплекс упражнений для самых маленьких. Ребёнок, играя, знакомится с органами речи. Узнаёт, что рот — это домик языка с двумя дверцами: губы и зубы.

№1. Где дружок-язычок? Покажи его чуток!

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках

Малыш должен сделать острый язычок и высунуть его, немного приоткрывая губы.

№2. На крылечке он сидит

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках

Язычок расслабленный, лежит на нижней губе.

Во все стороны глядит

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках

  • Язычок двигается вправо-влево, сохраняем улыбку
  • №3. Кто порхает в вышине
  • Любопытно стало мне
  • Потянулись высоко
  • Не поймали никого!

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках

  1. Язычок поднимаем, стараемся дотянуться до кончика носа, резко отпускаем вниз.
  2. «Язычок и зверёк»
  3. Подойдёт для выполнения с детками постарше (5 лет), знакомыми с артикуляционной зарядкой.
  4. №1. В море чёрном кит живёт
  5. в море чёрном кит плывёт
  6. у него огромный рот!
  7. Ребенок задерживает рот в полуулыбке с приоткрытыми губами и зубами.
  8. №2. Гляди-ка умный кот шагает
  9. По сторонам хвостом виляет
  10. Подразни его немножко
  11. твой язык, как хвост у кошки!
  12. Губы растянуты в улыбке, язычок из стороны в сторону.
  13. №3. Под пеньком зайчик живёт
  14. и морковку он грызёт
  15. Корчит мордочку смешно.
  16. Теперь ты как у него!
  17. Сморщить нос, выставляем сомкнутые зубы, приподняв верхнюю губу.
  18. «Утро язычка»
  19. Будет интересно для детей младшего школьного возраста.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках№1. Язычок, приятель, здравствуй!

  • Ты у нас такой прекрасный!
  • Выгляни скорей в окошко,
  • И проснёшься понемножку!
  • Представить рот, как окошко и произносим тихо звук «ООООООО»
  • №2. Вместе по порядку
  • Делаем зарядку
  • Ну-ка, ну-ка не ленися
  • Наклонися, потянися
  • Повертись по сторонам
  • И спроси: Где завтрак, мам?

Зубки не смыкаем, фиксируем на губах улыбку. Стараемся языком достать до носика, до подбородка, а затем до правой и левой щёчки. Повторять 15-20 секунд.

  1. №3. Мы работали, устали
  2. Нам тут завтрак обещали
  3. Торопись скорей за стол
  4. И весёлый пир пошёл

В быстром темпе язычок наружу внутрь. Губы присомкнуты.

№4. На столе у нас блины,

А во рту полно слюны

Язычок полностью расслаблен, как лопата лежит на нижней губе. Рот широко открыт. Удерживать до 10 секунд.

  • Обмакни блины варенье,
  • Этот завтрак — объеденье!
  • Язычок по кругу облизывает губы: сначала верхнюю, затем нижнюю.
  • «Хозяин-язычок»

  Организация кормления новорожденных детей в первые дни

  1. №1. Начинаем с малышом наши упражнения
  2. Делай все и не ленись
  3. Будет выступление
  4. Ротик — дверь откроем
  5. Открываем рот, как будто произносим звук «ООООО»
  6. Зубки чисто все помоем
  7. Язычок проходится по каждому зубу в верхнем и нижнем ряду.
  8. Вокруг все чисто заметём
  9. Язык двигается по нижней губе слева направо, потом обратно.
  10. Смело отдохнём потом.
  11. Ротик круглый приоткрыт, язычок расслабленно лежит на нижней губе.
  12. В доме слышен стук часов :
  13. тук-тук-тук и тук-тук-тук
  14. Язычок наш повтори

тук-тук ии тук тук и. . .

  • Губы растянуть в улыбке, язычок ходит из стороны в сторону.
  • А потом за стол все сели
  • Вкусное варенье ели
  • Посмотри испачкал ротик
  • Ты протри его, мой котик!
  • Язычок по кругу облизывает верхнюю и нижнюю губу.

Уже вечер. Солнце село.

  1. Ротик-дверь наша закрылась.
  2. Язычок ложится спать
  3. Значит нам пора молчать.
  4. Закрываем плотно рот.

Артикуляционная гимнастика в картинках — простой и эффективный метод. Он помогает справиться со многими речевыми проблемами, например, невыговаривание «р». Для удобства занятий можно сделать карточки с описанием движений, стихами и картинками.

Оцениваем работу над артикуляцией

Этот этап работы над произношением — один из главных. Если пустить все на самотёк можно долго удивляться, почему соседский малыш уже говорит «р», а собственный никак не справится даже с шипящими. Ведь упражнения одни и те же. Итак, обращаем внимание на:

  • Плавность и лёгкость. Отсутсвуют подёргивания, толчки и перерывы. Движения мягкие.
  • Дифференцированность. Двигается язычок при неподвижности челюсти, губ и т. д.
  • Симметричность. Равномерное движение в обе стороны.
  • Четкость. Движения выполняются ребёнком точно и в полном объёме.
  • Устойчивость. Умение задержаться в заданном положении до 10 секунд.
  • Переключаемость. Способность быстро переходить от одного задания к другому.

Не забывайте хвалить ребёнка! Сравнивайте его с ним вчерашним выговариванием «р»! Вместе радуйтесь успехам!

Сделайте ваши ежедневные занятия с малышом интересными. Придумывайте новые сюжеты, меняйте игры и сказки, придумывайте свои описания движений язычка. И эта работа не пройдёт даром. Даже не заметите, как малыш скажет «р», а может громко зарычит.

Артикуляционная гимнастика: базовый комплекс для детей четырех, пяти и шести лет

Уважаемые заботливые и думающие взрослые!

Вы обеспокоены состоянием речи малыша? Высказывания ребенка малопонятны для окружающих? Он неправильно произносит отдельные звуки, а может, говорит с «кашей во рту»?

  • Самое время начать заниматься артикуляционной гимнастикой.
  • Ниже я расскажу о базовых комплексах, которые помогут укрепить мышцы речевого аппарата, поработать над точностью и слаженностью движений.
  • Их можно смело выполнять дома вместе с ребенком без опасения навредить или «сделать что-то не так».

Попробуйте! У вас получится.

Здесь и далее фото из личного архива.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.

Чтобы ваши занятия с малышом принесли пользу, не забывайте соблюдать несколько простых правил.

Читайте также:  Насекомые картинки для детей детского сада: карточки с названиями, раскраски

1. Артикуляционную гимнастику делают ежедневно. Только в процессе многократных повторений движения, которые вы отрабатываете с ребенком, становятся легкими, правильными, привычными.

2. Все упражнения выполняются до еды. Лучше – после дневного сна. Убедитесь, что малыш отдохнул и действительно хочет заниматься.

3. Артикуляционная гимнастика проводится сидя, перед зеркалом. Ребенок должен видеть ваше лицо, понимать и контролировать свои действия.

4. Будьте эмоциональны. Используйте картинки для подражания: «Вот качели, смотри. Давай, покачаемся? Язычок, как качели: вверх… вниз… вверх… вниз… Высоко! Весело». Попробуйте превратить занятия в увлекательную игру.

КОМПЛЕКС № 1.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 — 5 ЛЕТ.

«Смешная песенка». Произносите звук «б» и перемещайте указательный палец вверх-вниз, стараясь задеть губы.

«Расческа». Прикусите нижнюю губу и несколько раз проведите по ней зубами. Затем «причешите» верхнюю.

«Спрячь губки». Покажите, как можно подогнуть и втянуть губы. Пусть малыш попробует прятать губки, пока вы честно ищите их.

«Хлопушка». Надуваем щеки и слегка ударяем по ним, схлопывая воздух.

«Самовар». Сжать губы, надуть щеки. Будем выдыхать через губы, произнося звук «п»: «П! П! П!..»

«Кошка и молочко». Улыбнуться, приоткрыть рот. Широким кончиком язычка «лакать молоко».

«Лошадка». Пощелкать кончиком языка: медленно, потом быстро. Губы улыбаются. Рот приоткрыт.

КОМПЛЕКС № 2.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 — 6 ЛЕТ.

«Песенка». Беззвучно и медленно произносим звуки «и – о – у».

«Часики». Улыбаемся, приоткрываем рот. Кончик языка перемещается из одного уголка рта в другой: «тик – так».

«Качели». Язык поднимается к носу и опускается к подбородку.

«Футбол». Закройте рот и попробуйте сильно, с напряжением упирать кончик языка то в одну, то в другую щеку. Гол!

«Почистим зубки». Рот приоткрыт, а губы улыбаются. Кончиком языка «почистим» зубки: верхние (нижние) с внутренней стороны (слева направо и обратно).

КОМПЛЕКС № 3.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 — 7 ЛЕТ.

«Давай напишем букву О». Плотно сжатые губы тянутся к носу, влево, к подбородку, вправо: буква «О»! Ну, почти…

«Вкусное варенье». Широким языком облизываем верхнюю губу: сверху вниз. Кстати, намазать губу вареньем можно по-настоящему.

«Маляр». Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка поглаживает небо: от зубов к горлу и обратно.

«Грибок». Откроем рот. Широкий язык нужно прилепить, присосать к небу. Это шляпка гриба. А тоненькая ниточка посередине (подъязычная связка или уздечка) – его ножка.

«Индюк». Рот приоткрыт. Широкий язычок поглаживает верхнюю губу: вперед – назад. Если двигаться быстро, с голосом, не отрывая языка от губы, послышится отчетливое «бл-бл-бл»: индюк болбочет.

Выучите эти простые упражнения, добавьте артикуляционную гимнастику в список «на каждый день», и пусть ваш малыш говорит правильно и красиво.

Артикуляционная гимнастика с картинками

В целях профилактики нарушения звукопроизношения стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. В возрасте 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее “поставить” правильное звукопроизношение.

Артикуляционную гимнастику рекомендовано выполнять перед зеркалом в течение 5-7 минут ежедневно. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза, повторяйте их с малышом.опробуйте повторить их вместе с ребенком.

Специалисты центра  www.dar-baby.ru подготовили несколько артикуляционных упражнений, которые можно выполнять регулярно.

«Улыбка»: широко улыбнуться, зубы не показывать. Удерживать в таком положении под счет до 5.

«Заборчик»: улыбнуться, показать верхние и нижние зубки. Удерживать в таком положении под счет до 5.

«Бегемотики»: широко раскрыть рот. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить упражнение несколько раз.

«Иголочка»: узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше. Удерживать в таком положении под счет до 5.

«Змейка»: рот широко открыть. Узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше и спрятать глубоко в рот. Повторить несколько раз.

«Месим тесто»: Высунуть широкий язык между губами и пошлепать его: «пя-пя-пя». Повторить несколько раз.

«Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.  Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10. Повторить несколько раз.

«Расческа»: губы в улыбке, зубы видны. Язык прикусить зубами. Двигать языком вперед – назад, не разжимая зубов. Повторить 5-10 раз

«Часики»: рот приоткрыть, перемещать кончик  языка из правого угла рта в левый. Повторить 5-10  раз.

«Качели»: открыть рот. Попеременно поднимать и опускать кончик языка то на верхнюю, то на нижнюю губу. Повторить 5-10 раз.

«Киска»: открыть рот. Кончик языка упирается в нижние  зубы, а спинка языка касается верхних зубов. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

  • «Киска сердится»: покусать язык зубами, удерживая его в положении «Киска» Повторить несколько раз.

«Чистим зубки»: открыть рот. Кончиком языка «чистим» сначала верхние зубы, затем нижние. Повторить несколько раз.

«Парус»: открыть рот. Кончик языка поднять к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

«Маляр»: открыть рот. Кончиком  языка проводим по небу от верхних зубов к горлу. «Красим потолок», не торопиться. Повторить несколько раз.

«Индюки»: открыть рот. Быстро двигать кончиком языка по верхней губе. Получается: «бл-бл-бл…» Повторить несколько раз.

«Вкусное варенье»: открыть рот. Широким языком «слизывать» варенье  с верхней губы. Повторить несколько раз.

«Чашка»: открыть рот.  Язык широкий. Тянемся боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаемся их.  Язык в форме «чашечки». Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.

«Окошко»: рот приоткрыть. Губы округлить  и немного вытянуть вперед, без напряжения. Нижняя челюсть неподвижна. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

«Лошадка»: открыть рот. Пощелкать кончиком языка. Следить за тем, чтобы нижняя   челюсть оставалась неподвижной. Повторить несколько раз.

«Грибок»: открыть рот. Широкий язык всей плоскостью присосать к нёбу. Язык будет напоминать тонкую шляпку, а связка –  ножку гриба. Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.

«Гармошка»: сделать «Грибок». Не отрывая языка от неба, открывать и закрывать рот. Повторить несколько раз.

«Дятел»: рот открыть, показать зубы. Кончиком языка энергично стучать за верхними зубами: Д-Д-Д-Д-Д.  Рот не прикрывать. Выполнять 10-15 секунд. Повторить несколько раз.

«Мотор»: губы в улыбке. Рот открыт. Язык стучит кончиком  в верхние зубы со звуком д-д-д.  Темп очень быстрый.  В это время соской или концом зубной щетки быстро проводим под языком слева направо. Слышится звук р-р-р.

Больше статей на тему здоровья и развития детей вы можете прочесть на сайте www.dar-baby.ru. Там же – много видеоуроков по уходу за ребенком, гимнастике, массажу, развитию речи, музыкально-ритмические игры. Кроме того, вы можете задать вопрос и получить бесплатную консультацию специалистов из команды “Дар детям”.

Похожее

Артикуляционная гимнастика для детей. Артикуляционная гимнастика в саду :картотека цель, комплекс, для детей 3 лет, 4 , 5, 6 лет, младшая группа, средняя, старшая, подготовительная

Артикуляционная гимнастика применяется в детских дошкольных и школьных учреждениях. Профессиональные педагоги занимаются с детьми и обучают их правильному произношению слов и звуков. Исправить неправильное произношение можно и в домашних условиях, для этого есть специальный комплекс упражнений, который мы рассмотрим в нашей статье.

Цель артикуляционной гимнастики для детей

Артикуляционный аппарат в системе детских органов бывает не всегда развитым. Из-за этого речь детей младшего и подросткового возраста получается невнятной. При произношении звуков случаются неточности, называемые дефектами. Уже в раннем возрасте на рубеже 2-3 лет понятно, какие буквы теряются в речи ребенка. Нередко, это касается шипящих звуков, которые выдает ребенок несколько иначе.

Исправлять речевые недостатки лучше в детстве. Вероятность, что ребенок поправит свое произношение практически стопроцентная. Выявляют это в детском саду и начальной школе. С детьми работает определенный специалист, называемый логопедом.

Одной из методик исправления речи является артикуляционная гимнастика. Ее целью является исправление дефектов речи за счет укрепления/ослабления челюстных мышц, гортани, языка.

Благодаря несложным упражнениям дети учатся правильно произносить слова и звуки.

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей

Артикуляционная гимнастика проводится комплексно. Только ежедневные упражнения могут исправить речевые недочеты. Проводя несколько минут в день утром и вечером за гимнастическими упражнениями через 2-3 недели ребенок увидит свои первые успехи. Достаточно 5 увлекательных минут, чтобы ребенок не потерял интерес.

Читайте также:  Дед Мороз: красивые нарисованные картинки для детей, раскраски

В комплексе упражнений для гимнастики используются тренировочные занятия для развития мышц щек, губ, языка. Выбирается она согласно имеющейся проблеме. Проводятся упражнения в игровой форме, без принуждения.

Занятия предусматривают использование развивающих игр, карточек с картинками, стихотворных произведений. На этих самых занятиях задействованы мимические мышцы, пальцы рук.

За время занятий дети не успевают устать и получают неоспоримую пользу.

Артикуляционная гимнастика в стихах

Стихотворная форма занятий легко усваивается детьми. Помимо моторики, речи, у них развивается память. Для упражнений достаточно 5-6 стихов, которые будут узнаваться детьми с чтения первых строк. Круг можно повторить.

С каждым днем ребятишки будут комфортнее воспринимать знакомые мотивы и с легкостью повторять работу мимики и пальчиков. Каждое стихотворение направлено на определенную группу мышц, ниже буду приведены методические указания.

Мамы в домашних условиях, как и профессиональные педагоги, могут тренировать своих деток.

  • Методическое упражнение «Улыбка». Выполняется с закрытыми зубками (стиснутыми) 15 секунд. Лучше делать задание перед приемом пищи, чтобы мышцы не успели устать;
  • Методическое упражнение «Гармошка». Выполняется с прикрепленным к небу широким языком. На каждый счет необходимо открывать и закрывать рот. Выполнять 20 раз;
  • Методическое упражнение «Месим тесто».Перед чтением стихотворения все дружно улыбаются, на каждой строчке чередуется кусание языка и пошлепывание между губ; 
  • Методическое упражнение «Расческа». Между зубами пропускаем язык и просовываем вперед-назад на счет до 15. При этом ребенок должен улыбаться. Сложность заключается именно в улыбке, при выполнении упражнения задействованы все необходимые мышцы;
  • Методическое упражнение «Чашечка». Выполняется с улыбкой и широко открытым ртом. На счет 15 упражнение заканчивается;
  • Методическое упражнение «Качели». Выполняется с открытым ртом и высунутым языком с чередованием. Кончик языка касается поочередно нижней челюсти, на следующий счет верхней челюсти.

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет картотека

Для 3-летнего ребенка существуют определенные речевые нормы. К 2 годам дети должны уметь складывать из 2-3 слов короткие фразы и выражать с их помощью свои мысли. Помимо фраз, у маленького человека в этом возрасте  формируется правильное произношение звуков.

Это касается не всего алфавита, лишь легких согласных и всех гласных букв. В 3 года большинство детей по-прежнему не умеют говорить букву «р», «л» в некоторых словах, «ч-щ», «с», «з», «ж», «ш». Для правильной речи используется артикуляционная гимнастика в карточках.

На каждое упражнение отводится не больше 15 секунд. В целях успешного закрепления задания на каждом занятии повторяются. Затем меняются на новую порцию карточек с иными разработками.

Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет картотека

Возраст детей от 4 до 5 лет — это новый рубеж для знаний и умений. Он касается и детского произношения. К 5 годам дети должны говорить предложениями и произносить правильно почти все звуки. Исключение составляет лишь буква «р». Не все еще в этом возрасте умеют рычать и вовремя произнести подходящую букву.

Артикуляционная гимнастика для детей 6-7 лет картотека

7-летний ребенок имеет в своем возрасте очень большой словарный запас. Он составляет предложения, ориентируется во времени с частями речи, использует предлоги и правильные окончания, при этом он проговаривает четко все звуки, включая букву «р». Для исправления неправильного произношения применяются следующие карточки для артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика проводится в игровой форме. Преподаватель зачитывает стихи, под них ребенок показывает движения пальчиками. При этом пальцы 2 рук должны действовать синхронно, в паре. С каждым упражнением нагрузка должна повышаться. После проведенного задания руки ребенка должны отдохнуть, чтобы снять напряжение и подготовить их к новым действиям.

Упражнения пальчиковой гимнастики должны повторяться ежедневно. 10-15 минут в день будет достаточно для регуляции речи.

Уже много лет психологи, логопеды, невропатологи сходятся во мнение, что мелкая моторики и речь взаимосвязаны при становлении правильного произношения. Тактильные упражнения для пальцев и кистей рук способствуют развитию речи.

Вместо стихов в комплексе пальчиковой гимнастики для младшей группы используют картинки. Вот некоторые из них.

Картинки артикуляционной гимнастики для детей

Артикуляционная гимнастика для шипящих

Шипящие звуки произносятся неправильно в том случае, если недостаточно развиты мышцы языка или губ. Устранить этот недостаток можно выполняя ежедневно комплекс упражнений, который необходимо применять утром и вечером. В комплекс входят следующие упражнения:

  • Чашечка — выполняется с открытым ртом в течение 5 секунд, 5 секунд отдых и снова 5 секунд работы. 3 подхода и можно приступать к следующему упражнению;
  • Лошадка — во время этого упражнения растягивается связка, расположенная под языком. Из-за нее нередко страдают шипящие и свистящие звуки;
  • Лопаточка — выполняется на расслабленном языке. Широко открыть рот, расслабить язык и без напряжения языка перенести язык за границу губ;
  • Грибок — напрягаем язык и упираемся им прямо в небо. 5 секунд работаем над упражнением, затем 5 секунд отдыхаем. Выполняется в 3 подхода;
  • Гармошка — выполняется для растяжения подъязычной связки. При выполнении упражнения не опускать язык, губы должны находиться в улыбке.

Артикуляционная гимнастика для сложных звуков

При произнесении сложных звуков, язык, гортань, небо, поддается вибрации. При недостаточном развитии мышц и связок, у ребенка не получится произнести букву «р». Исправить этот недостаток или ускорить процесс правильного произношения можно при помощи определенных упражнений, которые мы рассмотрим ниже.

Недостаточное развитие подъязычной связки, напряжение или, наоборот, ослабление приводит к упрямству языка и, как следствие, дефекту произношения. Двух разовый ежедневный подход к упражнениям поможет выровнять речевую проблему.

  • Упражнение «Вкусно» или «Вкусное варенье». Выполняется с высоко поднятым широким языком и выступающим за верхнюю губу. Кончик языка должен тянуться к носу. В напряжение проделывается 15 секунд;
  • Упражнение «Качели». Выполняется с открытым ртом, язык напряжен и касается поочередно верхнего ряда зубов, затем нижнего. Выполняется в течение 15 секунд;
  • Упражнение «Чашечка».  Подходит для развития артикуляционной деятельности, в этот момент укрепляются связки языка, которые способствуют усилению вибрации.

Артикуляционная гимнастика для детей младшей группы

Правильное развитие речи важно на самом раннем этапе развития ребенка. Во время замеченные неточности произношения гораздо легче исправить в детском возрасте. Простые занимательные упражнения увлекут ребенка и принесут ему пользу.

Артикуляционная гимнастика для детей средней группы

Артикуляционная гимнастика для средней группы проводится с использованием главного вспомогательного оборудования — зеркала. Дети в 4-5 лет понимают, что от них хотят и могут с легкостью повторять упражнения, смотря на свое отражение в зеркале.

Артикуляционная гимнастика для детей старшей группы

В 6 лет детки свободно мыслят и говорят практически все буквы, но бывает и так, что шипящие, сложные звуки, не поддаются произношению. Победить их помогут регулярные артикуляционные упражнения, с каждым занятием следует увеличивать речевую нагрузку.

Артикуляционная гимнастика для детей подготовительной группы

Еще немного и выпускников детского сада будет встречать школа, но, что делать, если ребенок произносит неправильные звуки? Решить проблему может артикуляционная гимнастика. Дети этого возраста уже достаточно усидчивы и могут выполнять целый комплекс упражнений, который можно использовать частями в течение дня или как полноценный урок на 15-20 минут. Вариантов для занятий множество:

  • Стихотворные тексты с пояснениями;
  • Сказка о путешествующем язычке;

Артикуляционная гимнастика игры

Как привлечь ребенка для речевой гимнастики? Заинтересовать его тем, что ему будет интересно, а именно, играми. Даже артикуляционные упражнения можно представить в форме игры. Для родителей и воспитателей разработано множество литературы с занимательными играми, которые помогут увлечь ребенка и в то же время исправить дефекты произношения.

  • Игры-сказки. Замысел таких игр состоит в том, что главный герой игры должен проходить небольшие препятствия или выполнять некоторые задания. Например, язычок, который отправился в путешествие, живет в домике, где он открывает окошки. Когда логопед зачитывать про окошки, дети выполняют упражнения, открывая рот и высовывая язычок и так далее по сказке-игре;
  • Игра «Болтушка» развивает язык;
  • Игры с дополнительными предметами: бубликом, карандашом, соломенной трубочкой. Эти предметы используются по ходу игры для выполнения упражнений.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector