Сигматизм у детей: межзубный, боковой и другие виды, коррекция

Содержание:

Большинство родителей слышали о таком нарушении зрения, как астигматизм, и это неудивительно — по распространённости он уступает только близорукости и дальнозоркости.

Но хотя от этой аномалии зрения страдает каждый четвёртый житель нашей планеты, немногие хорошо себе представляют причины астигматизма и способы его коррекции.

Рассказывает Людмила Владимировна Резникова, врач-офтальмолог оптики для детей и подростков «Биноккио».

Сигматизм у детей: межзубный, боковой и другие виды, коррекция

Важно отметить, что астигматизм — это не болезнь, наряду с миопией (близорукостью) и гиперметропией (дальнозоркостью) он относится к так называемым рефракционным ошибкам глаза и часто сопровождается близорукостью или дальнозоркостью. Кроме того, это нарушение зрения у ребёнка препятствует полноценному развитию и восприятию окружающего мира.

Астигматизм (в переводе с латыни — отсутствие фокуса) — аномалия рефракции, при которой нарушается сферичность роговицы либо хрусталика. Бывает, что роговица развита неравномерно, искривлена или её толщина неодинакова.

Соответственно, при астигматизме в разных меридианах роговицы или хрусталика присутствует разная преломляющая сила. В результате световые лучи фокусируются на сетчатку не в одной точке, как у человека с хорошим зрением, а в нескольких, в виде отрезка овала или круга.

Это вызывает нечёткость и размытость изображения. Наблюдается проблемы с восприятием объема предметов, а буквы и картинки расплываются.

Виды астигматизма у детей

В зависимости от степени выраженности, рефракции и некоторых других факторов это нарушение разделяют по следующим видам.

  1. Физиологический и патологический. Физиологическим называется астигматизм до 0,5D (диоптрий). Он, как правило, не требует коррекции.
  2. Астигматизм может быть врождённым и приобретённым. Врождённый встречается намного чаще и может передаваться по наследству. Если у кого-то из родителей есть данное нарушение, скорее всего, подобные проблемы будут и у ребенка. Приобретённый может появиться, например, в результате травм глазного яблока, подвывиха хрусталика или после хирургических операций.
  3. Роговичный и хрусталиковый. При роговичном астигматизме наблюдается искривление поверхности самой роговицы. Причём при данном виде нарушения степень выраженности астигматизма может быть высокой, так как роговица имеет достаточно большую преломляющую способность. Хрусталиковый астигматизм, в свою очередь, обусловлен деформацией хрусталика, он встречается намного реже.
  4. Кроме того, астигматизм классифицируют по степени выраженности: до 3,0D (диоптрий) — слабой степени, от 3,25 до 6,0D — средней, свыше 6,25D — высокой степени.

Как распознать у детей симптомы астигматизма?

У малыша до трёх лет заподозрить или выявить проблемы со зрением можно, если провести простой тест. Один взрослый берет ребёнка на руки и поочерёдно закрывает ему то один, то другой глаз.

Второй взрослый садится напротив и привлекает внимание малыша с помощью ярких игрушек.

Резко негативная реакция — плач, отрывание руки от закрытого глаза — может свидетельствовать о том, что открытый глаз видит хуже, чем закрытый.

Также родители могут обратить внимание и на другие симптомы снижения зрения. Например, если малышу не удается взять игрушку, он промахивается рукой мимо цели — ведь годовалые дети с нормальным зрением могут выполнить такую задачу с первого раза.

В более старшем возрасте родители могут заподозрить астигматизм, если замечают, что сын или дочь наклоняет голову или прищуривает глаза, разглядывая изображение.

Часто спотыкается или оступается при ходьбе, с трудом фокусирует взгляд на печатном тексте, оттягивает пальцем наружный уголок глаза.

Стоит обратить внимание на нежелание малыша разглядывать картинки, заниматься рисованием, изучением букв, чтением книжек, потому что ему трудно фиксировать взгляд на предмете или тексте.

Дети также могут жаловаться на плохое зрение вблизи или вдали, на искажение видимых предметов, зрительную утомляемость, усталость и раздражение глаз, головную боль после зрительной нагрузки, двоение в глазах.

Но так как малыши хорошо адаптируются к ухудшению зрения, субъективных признаков нарушения рефракции может не быть. Поэтому важная роль в выявлении астигматизма принадлежит осмотрам у детского офтальмолога.

Сигматизм у детей: межзубный, боковой и другие виды, коррекция

Какие исследования нужны?

При астигматизме у детей необходимо проведение комплексной оценки состоянии глаз и зрительной функции. Для этого используются следующие медицинские диагностические методы:

  • авторефрактометрия — исследование рефракции при помощи специального компьютерного оборудования;
  • скиаскопия — исследование рефракции, основанное на наблюдении за движением тени, получаемой при освещении зрачка;
  • визометрия — выявление остроты зрения с помощью специальных таблиц;
  • кератометрия — применяется для оценки кривизны поверхности роговицы;
  • компьютерная томография — один из наиболее информативных современных методов диагностики, позволяющий построить трехмерную модель изображения роговой оболочки, чтобы оценить не только степень ее искривления, но также размеры, форму и толщину.

В результате полного обследования офтальмолог определяет наличие, степень и форму астигматизма. Важно, чтобы нарушение было диагностировано как можно раньше, чтобы сразу начать коррекцию.

Что делать с астигматизмом?

Астигматизм необходимо корригировать! Особенно важна коррекция у детей младшего, дошкольного и школьного возраста, так как их зрительная система только формируется. Если не начать коррекцию, это может привести к задержке развития зрительной системы в целом, а также к возникновению косоглазия и других опасных осложнений.

Корригируется астигматизм с помощью очков или контактных линз. Для очковой коррекции используются сложные цилиндрические линзы или сфероцилиндрические линзы, комбинирующие в себе сферическое и цилиндрическое стекло.

В школьном возрасте могут использоваться контактные линзы. Мягкие линзы, корригирующие астигматизм, называются торическими. Но важно помнить, что контактные линзы требуют осторожного обращения и специального ухода.

Родители должны знать, что очки и контактные линзы не излечивают, а лишь корректируют астигматизм, улучшая зрительную функцию и качество жизни. Необходимо понимать, что очки ребенку нужно будет носить постоянно, а не только во время чтения или рисования.

Привыкнуть к ним получится не сразу, в среднем период привыкания длится около двух недель. Задача родителей на этом этапе — подобрать малышу удобную, яркую и модную оправу.

Если очки будут нравиться, сын или дочь будет носить их с большим удовольствием и быстрее привыкнет.

Хирургическое лечение астигматизма, коррекцию лазером, рекомендуется проводить уже после 18 лет, когда зрительная система полностью сформировалась.

Дети с астигматизмом должны наблюдаться у врача-офтальмолога и проходить плановое обследование дважды в год, так как в этом возрасте происходит постоянный рост глаза, следовательно, необходимо следить за своевременной сменой оптики.

Профилактика астигматизма

Для снижения риска возникновения астигматизма нужно ограничить работу на близком расстоянии, особенно с гаджетами.

Родителям необходимо следить за правильной посадкой ребенка во время занятий, контролировать хорошее освещение в комнате малыша. Нужно делать гимнастику для глаз, больше находиться на свежем воздухе.

Полезны занятия спортом — плавание, теннис, футбол, баскетбол. А также необходимо полноценное питание, богатое витаминами и микроэлементами.

При соблюдении всех рекомендаций квалифицированного специалиста астигматизм можно держать под контролем.

Сигматизм

Сигматизм у детей: межзубный, боковой и другие виды, коррекция

Сигматизм (шепелявость) – это искаженное произношение свистящих, а также шипящих звуков. Нарушение характерно для механической и функциональной дислалии, различных форм дизартрии, открытой ринолалии. При сигматизме может иметь место межзубное, призубное, губно-зубное, боковое, носовое произнесение фонем. Дефект звукопроизношения и его форма диагностируется в рамках обследования устной речи. Основные направления коррекционно-логопедического вмешательства включают подготовку артикуляционного аппарата, выработку фонационного дыхания, звукопостановку, автоматизацию навыка правильного звукопроизношения.

Сигматизм – это недостатки произношения шипящих ([Ж], [Ш], [Ч], [Щ]) и свистящих ([С-С′], [З-З′], [Ц]) фонем. Обе группы относятся к звукам позднего онтогенеза, при этом шипящие считаются артикуляторно более сложными, чем свистящие.

Среди дефектов звукового оформления речи различные варианты сигматизма встречаются чаще других искажений. У старших дошкольников с дислалией сигматизм свистящих выявляется в 22% случаев, сигматизм шипящих – в 24%, у детей со стертой дизартрией – в 95% и 82% соответственно.

Нередко дефектное звукопроизношение сохраняется и у взрослых.

Причины сигматизма

Сигматизм как кратковременное явление может возникать у детей в период физиологической смены зубов.

При выпадении молочных зубов кончик языка иногда занимает межзубное положение, что придает речи шепелявый оттенок.

Обычно дети быстро находят компенсаторную артикуляцию, способствующую нормативному произношению, и проблема вскоре исчезает. Стойкий патологический сигматизм имеет следующие причины:

  • Зубо-челюстные аномалии. К губно-зубному сигматизму может приводить прогнатия. Причиной интердентального произношения звуков обычно становится передний открытый прикус, узкое и высокое твердое небо, укороченная уздечка языка. Носовое произношение типично для небных расщелин.
  • Нарушение иннервации органов артикуляции. Приводит к изменению тонуса языка, вялости мягкого неба, паретичности или повышенной спастике губ. При иннервационной неполноценности чаще всего возникает межзубный или боковой сигматизм.
  • Заболевания ЛОР-органов. Затруднение носового дыхания, вызванное аденоидами, вазомоторным или аллергическим ринитом, способствует тому, что рот ребенка постоянно остается приоткрытым. Кончик языка при этом оказывается в интердентальном положении – формируется межзубный сигматизм.
  • Неправильные артикуляционные уклады. Органическая патология со стороны артикуляционных органов отсутствует. На первый план выходит несформированность артикуляторного праксиса. Такая ситуация может встречаться у соматически ослабленных детей, при подражании неправильным речевым образцам.
  • Тугоухость. Снижение физического слуха обычно приводит к звуковым заменам – парасигматизму, реже при тугоухости наблюдается искаженное произнесение звуков. Оно обусловлено нечеткой слуховой дифференциацией правильно и дефектно произносимых фонем.

В практической логопедии сигматизм встречается при целом ряде речевых нарушений: различных формах дислалии и дизартрии, алалии, ринолалии, ОНР, ФФН. Шепелявое произношение может отмечаться у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Фонетическая характеристика свистящих и шипящих

Астигматизм у детей — причины, симптомы, виды

 

Желание каждого родителя – счастливый и здоровый ребенок. Все чаще встречаются среди детей нарушения зрительных функций. Астигматизм у детей – довольно распространенное офтальмологическое заболевание. Если его не лечить на ранней стадии, может привести к серьезным нарушениям зрения.

Своевременно установленный диагноз позволит вовремя провести адекватное лечение и избавить ребенка от физических неудобств.

Детский астигматизм: что это такое

Астигматизм у детей – это искривление роговицы или деформирование хрусталика. Это не болезнь, а так называемая рефракционная ошибка глаза. Но это не означает, что недуг безопасен. Фокус воспринимаемого глазом ребенка объекта в результате неправильного преломления света проявляется не на сетчатке, а позади нее или перед ней.

Здоровая роговица имеет ровную сферическую форму. Лучи света в этом случае, преломляясь, не пересекаются, а сходятся в одной точке. Человек видит ясную четкую картинку. При нарушении световые лучи разбегаются, создают одновременно несколько фокусов, поэтому изображение двоится или плывет.

При нарушении восприятия предметы кажутся детям немного деформированными или размытыми. Вместо точки они видят овал или черточку. Такое нарушение излечимо, но чем раньше поставлен диагноз и начнется лечение, тем более эффективным будет результат.

Нарушение в той или иной степени встречается практически у каждого малыша. Но для 90% характерна его небольшая степень, которая не влияет на остроту зрения. У остальных детей он требует специальной офтальмологической коррекции. Часто недуг сопровождается дальнозоркостью или близорукостью.

Читайте также:  Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста 2-3, 4-5 лет

Как распознать болезнь

Определить наличие отклонения у детей до 2 лет практически нереально без осмотра специалиста. В этом возрасте ребенок не может понять, что он видит хуже, чем должен, он не акцентирует внимание на зрительных отклонениях. Он привыкает к тому, как видит, не знает, что такое норма, что отклонение от нормы.

Поэтому не говорит родителям об этом, не жалуется на плохое зрение. Ребенок пытается привыкнуть к тому, что видит раздвоенную картинку, расплывчатый окружающий мир. Для него это нормальное явление. Дети с таким нарушением часто жалуются на головную боль. Это не детские капризы. Здесь необходима помощь офтальмолога.

До 18 лет еще формируется глаз, развиваются его как анатомические части, так и функциональные. Это говорит о необходимости раннего выявления заболевания и его терапии. Современные методы лечения помогают детям развиваться нормально в будущем, а также предотвратить развитие сопутствующих зрительных расстройств.

Причины астигматизма у детей

Астигматизм, не способствующий ухудшению зрения, можно встретить у многих маленьких детей. Связан он с неравномерным ростом светопреломляющих структур глаза. В этом случае он временно незначительно снижает остроту зрения и постепенно проходит.

Лишь десятая часть детей, страдающая недугом, требует коррекции. В этом случае его развитие предопределено дефектными генами, переданными родителями. В результате формируется неправильная кривизна хрусталика или роговицы.

Высокий шанс развития заболевания имеют дети, родившиеся с альбинизмом; алкогольным синдромом плода; пигментным ретинитом; недоразвитием зрительного нерва; кератоконусом, при котором роговица получила не полусферическую, а конусовидную форму; врожденной деформацией зубочелюстной системы, в результате деформирована стенка глазницы и неправильно сформировались структуры глаза.

Эти случаи – врожденные и вызывают астигматизм у детей обоих глаз, при этом степень снижения остроты зрения на обоих глазах различна.

Патология может иметь и приобретенный характер. К ее появлению приводят: травмы роговицы, в результате которых образовались рубцы; операции на глазах; кератит, кератоконъюнктивит; подвывих хрусталика, сопровождающийся разрывом цинновой связки; гиповитаминоз A; инфекционные заболевания. В итоге роговица меняет форму, зрение начинает «плыть».

Важно тщательно наблюдать за детским зрением, особенно при известных случаях проблем со зрением у родственников, следовать указаниям врача-офтальмолога.

Симптомы астигматизма у детей

Возникнуть патология может в любом возрасте. Заподозрить ее развитие родители могут в случае, если замечают что ребенок: прищуривает глаза, наклоняет голову или оттягивает пальцем наружный уголок глаза, разглядывая предметы; оступается или спотыкается при ходьбе; кладет мимо стола предметы; задевает углы мебели; с трудом фокусирует взгляд на тексте.

Дети с патологией часто жалуются на двоение в глазах, головную боль, раздражение и усталость глаз, зрительную утомляемость и ощущение дискомфорта, искажение видимых предметов, плохое видение предметов вдали или вблизи, нечеткость зрения. Недуг приводит к возникновению амблиопии и косоглазия, а также к задержке развития зрительной системы.

Сопутствующими симптомами являются: жжение зрительных органов, резь в глазах, головная боль, плохая работоспособность, раздвоенное изображение, плохая фокусировка зрения.

Наличие таких признаков не обязательно говорит, что астигматизм у ребенка. Особая роль в выявлении заболевания отводится регулярным диспансерным осмотрам детским офтальмологом. Начинать их следует с двух месячного возраста, в последующем раз в год.

На какие симптомы родители должны обратить внимание

Малышей, находящихся в группе риска, рекомендуется показывать специалистам с двух месячного возраста, потом по мере роста – каждые три месяца. Распознать самостоятельно диагноз родители не могут, доверить это лучше специалистам. Дети не осознают, что видят искаженно окружающий мир.

Но какие симптомы должны насторожить родителей? Об астигматизме средней и высокой степени говорят следующие признаки:

  • ребенок близко подходит к телевизору или компьютеру, чтобы посмотреть мультик;
  • поворачивает или наклоняет голову, чтобы рассмотреть игрушку;
  • при постановке на место игрушки промахивается;
  • натыкается в играх на мебель, предметы;
  • быстро устают глазки малыша, он их постоянно трет или прикрывает на несколько секунд.

Постоянные зрительные нагрузки вызывают у ребенка: головные боли в области надбровных дуг и затылка; ощущение «песка» в глазах; частое покраснение глаз; школьнику плохо видно написанное на доске. Ученика начальных классов с недиагностированным недугом отличает плохая успеваемость, так как путает и меняет местами буквы.

Не стоит рассчитывать, что нарушение перейдет в физиологическую фазу. Длительное влияние проекции смазанной картинки на сетчатку не даст сформироваться правильным зрительным функциям или ухудшит уже имеющиеся. Будьте внимательны к своему ребенку, лучше чаще ходить на осмотр к офтальмологу, чем бороться с осложнениями во взрослом возрасте.

Как ставится диагноз

Ребенок, страдающий врожденным астигматизмом или получивший приобретенное нарушение рефракции в раннем возрасте, не жалуется, как правило, на зрение, так как не знает, что это неправильно, он всегда так видел. Этот факт осложняет своевременную диагностику. Поэтому родители должны быть внимательными по отношению к своим детям.

Выявляется патология на приеме у окулиста. Важно проходить осмотры врача с двух месячного возраста, а при диагностировании патологии, посещать его каждые полгода.

Для диагностики используются следующие методы:

  • визиометрия – определение остроты зрения;
  • авторефрактометрия – исследование оптических свойств глаза;
  • кератометрия – измерение кривизны поверхности роговицы;
  • компьютерная кератотопография — определение сферичности роговицы с помощью автоматизированной компьютерной системы.

Еще у грудничка врач может определить заболевание, используя метод скиаскопии.

Это так называемая «проба в темной комнате», основанная на появлении и движении на сетчатке тени от зеркала, которое врач держит в руке.

После установления вида рефракции врач берет соответствующую скиаскопическую линейку с цилиндрическими линзами и устанавливает степень рефракции по той линзе, которая нейтрализует тень на зрачке.

В результате полного обследования детских глаз врач – окулист определяет наличие, степень и форму нарушения рефракции.

Виды и степени астигматизма у детей

Астигматизм у детей бывает нескольких видов. Различают недуг в зависимости от причин появления, изменений рефракции, показателей выраженности, места локализации фокуса, других важных параметров:

  • Роговичный – характеризуется дефектами роговицы.
  • Хрусталиковый – вызывается изменением формы хрусталика.
  • Гиперметропический – сочетается вместе с дальнозоркостью.
  • Миопический – диагностируется вместе с близорукостью.
  • Простой – отмечаются отклонения в работе одного глаза близорукость или дальнозоркость.
  • Сложный – характеризуется одинаковым отклонением рефракций каждого глаза.
  • Смешанный – является сочетанием близорукости на одном глазу и дальнозоркости на другом.
  • Физиологический – степень не превышает показатели более 1 диоптрии. Этот вид болезни связан с неравномерным ростом глазного яблока, провоцирующим его деформацию. Кардинально острота зрения не меняется.
  • Патологический — показатели неправильного преломления доходят до 1 диоптрия и выше, серьезно влияет на качество зрения, требует коррекции.
  • Врожденный – наследственное заболевание, проявляется в очень раннем возрасте.
  • Приобретенный — является следствием травм и операций на глазах, патологий прикуса, некоторых инфекционных заболеваний.

О степени детского астигматизма судят по разнице рефракции в обоих главных меридианах. Различают такие степени нарушения:

  • слабая – до 3-х диоптрий;
  • средняя – 3-6 диоптрий;
  • сильная – от 6-х диоптрий и выше.

Астигматизм у детей лечится или нет

Лечится или нет нарушение именно у вашего малыша, ответит окулист на основании результатов диагностирования. Дело в том, что физиологическая форма у детей до года может пройти самостоятельно – по мере роста глаза выравниваются незначительные отклонения кривизны.

Если же степень недуга легкая и выше, то до полного формирования глазных структур (до 18 лет), проводится консервативное лечение. Оно направлено в первую очередь на профилактику опасных осложнений – астенопии и амблиопии.

Доктор Комаровский о проблеме, ее решении настаивает на необходимости лечения недуга в раннем возрасте для предотвращения развития осложнений. Самый популярный, доступный способ коррекции – использование очков. Для оправы выбирают цилиндрические линзы, которые следует носить постоянно.

Основное же лечение, способное полностью устранить астигматизм у детей – оперативное. Цель любой лечебной терапии при астигматизме: стимуляция неактивных областей сетчатки, чтобы заставить ее работать.

Лечение детского астигматизма

Вовремя диагностированный недуг хорошо поддается коррекции. Современная медицина имеет несколько способов его исправления. До 18-летнего возраста используют только консервативные методы, поскольку органы зрения еще продолжают расти, развиваться. После 18 лет уже можно делать лазерную или хирургическую коррекцию.

Лечение астигматизма у детей при помощи очков – самый простой, распространенный метод коррекции. Но он не лишен минусов – очки ограничивают боковое зрение, не позволяют ребенку заниматься спортом, в первые дни вызывают дискомфорт и головную боль, к тому же многие малыши отказываются их носить.

Лечение с помощью линз – метод ортокератология, суть которого заключается во временном ночном ношении твердых контактных линз, исправляющих кривизну роговицы. Роговица принимает постепенно правильную форму, улучшается зрение. Метод рекомендуется для исправления слабой степени нарушения до 1,5 диоптрий.

Лазерная коррекция — оперативное лечение астигматизма – процедура безболезненная и быстрая. Проводится под местной анестезией, занимает 15 минут. Не требуется наложения швов, поврежденный эпителий восстанавливается самостоятельно, отсутствует реабилитационный период, зрение окончательно восстанавливается в течение недели после операции.

Осложнения при детском астигматизме

Основное осложнение астигматизма – амблиопия или ленивый глаз. В этом случае детский мозг отключает размытую картинку, получаемую с больного глаза, и не учится ее видеть. Амблиопия проявляется нарушением ориентировки в пространстве, цветовосприятия, значительным снижением остроты зрения.

Читайте также:  Фрукты картинки для детей детского сада: карточки, раскраски

Лечение амблиопии лучше проводить до 6-летнего возраста, так как после 12 лет она не коррегируется, даже после хирургического вмешательства. Лечение заключается в: заклеивании лучше видящего глаза; стимуляции сетчатки электромагнитными волнами, цветом, светом; тренировках на специальном аппарате «Амбликор»; физиотерапевтической терапии.

Второе осложнение – астенопия — снижение остроты зрения; зрительное утомление; нечеткость рассматриваемых предметов. Симптомы усиливаются при значительных зрительных нагрузках, ослабевают при отдыхе. Лечится осложнение снятием спазма аккомодации препаратами типа Атропина; затем занятиями на специальных тренажерах.

Меры профилактики

Любое заболевание легче предотвратить, чем лечить, это касается как детей, так и взрослых. Избежать проявлений врожденной патологии нельзя, но предупредить развитие приобретенной формы можно. Важно следовать следующим правилам сохранения зрения:

  • обеспечить правильное освещение в доме;
  • чередовать зрительные и физические нагрузки;
  • выполнять гимнастику для глаз;
  • делать массаж век;
  • сбалансированно питаться;
  • беречь глаза от инфекций и травм;
  • проводить ежегодный осмотр у окулиста.

Зрение очень важно для ребенка. Когда он хорошо видит, он нормально учится; занимается спортом; не ощущает дискомфорта. Ношение очков может стать для него настоящей трагедией. Берегите своих малышей, будьте к ним внимательны, позаботьтесь об их здоровье.

Статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Межзубный сигматизм свистящих звуков: причины и коррекция.

Как часто приходится слышать от коллег-логопедов почти на всех логопедических форумах: «Ох  уж этот межзубный сигматизм! С таким большим трудом ставишь ребенку  звук «С», а в речь его не закрепить, язык торчит между зубов… Родители дома речь не поправляют, на консультацию к медикам не идут, хотят, чтобы  как в сказке взмахнул логопед волшебной палочкой и все получилось само собой»

  • Межзубный сигматизм – это достаточно стойкое нарушение, которому свойственны возвращения в виде рецидивов, поэтому без помощи родителей и специалистов ребенку крайне сложно его преодолеть.
  • Давайте разберемся в причинах возникновения межзубного сигматизма у детей.
  • Причиной межзубного сигматизма у дошкольников часто являются нарушения развития челюсти и языка, нарушения ротового и носового дыхания, инфантильное глотание (глотание с упором языка в нижнюю челюсть) и, конечно же, дизартрия.  

Нарушения развития челюсти проявляется в нарушениях прикуса: открытый прикус или перекрестный. При таком прикусе языку ребенка сложно удержаться за зубами и постоянно вываливается наружу.

При таких нарушениях родителям следует посетить ортодонта.

Для коррекции открытого прикуса  ортодонты рекомендуют применять специальные трейнеры – мягкие силиконовые многофункциональные позиционеры, корректирующие положение языка и способствующие нормализации мышечного баланса.

Нарушения развития языка —  макроглоссия, на практике встречаются крайне редко. Иногда бывают вторичными нарушения развития языка после некорректного подрезания подъязычной связки при достаточно крупном языке. После такой операции крупный язык может очень сильно вываливаться изо рта ребенка. Убрать язык внутрь бывает крайне сложно.

Нарушения носового и ротового дыхания, чаще всего, бывают при аденоидах (нос не дышит, а рот открыт).

При таком нарушении нужно обязательно посетить ЛОРа, так как в данном случае нарушение дыхания может мешать и вредить ребенку не только при произнесении свистящих звуков, но и при усвоении программы обучения в целом. При определенных степенях разрастания аденоидов мыслительные способности ребенка могут снижаться.

Чаще всего на практике встречаются именно дизартрические нарушения: язык вялый, не удерживается во рту, иногда картина дополняется саливацией или даже гиперсаливацией.

Печально в проявлениях дизартрии то, что заниматься этим, прежде всего, должен невропатолог. На практике чаще всего невропатологи забывают, что речь – это проявление высшей нервной деятельности, присущей только человеку.

В обязанности неврологов обязательно должно входить обследование моторики мышц лица, языка, рук и координации движений ребенка.

А фактически, еще не в самом худшем случае, невролог напишет, что у ребенка ОНР (диагноз из педагогической классификации) и будет этот педагогический диагноз, почему то, лечить таблетками…

Еще, на практике бывает так: «Невролог сказал, что у нас все хорошо! Нарушений нет», – слова мамы. И бесполезно объяснять, что гипотонус мышц связан с нарушением ЦНС…  

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием поражения ЦНС, при котором расстраивается двигательный механизм речи.

При межзубном сигматизме чаще всего наблюдается гипотония (снижение тонуса мышц) языка. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация.

Для преодоления межзубного сигматизма логопеды используют разные методы. Работа должна начинаться с выявления первопричины дефекта и включения медицинского участия в коррекции.

Если ребенку необходим ортодонт, ЛОР или невролог, то без должного участия этих специалистов в коррекции данного нарушения, сложно дать прогноз на быструю и стойкую коррекцию.

Иногда межзубному сигматизму свистящих звуков свойственно возвращаться снова.

В систему коррекции включаются приемы для формирования положительной мотивации у ребенка, упражнения активной и пассивной артикуляционной гимнастики,  изотонические упражнения (с элементами сопротивления), массаж языка тоже может быть включен в систему коррекции.

Сроки коррекции межзубного произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста, индивидуальных особенностей ребенка и от участия в коррекционной работе родителей.

Сигматизм — дислалия-ннов

Недостатки произношения свистящих звуков
«С»-»С`», «3»-»3`», «Ц» (сигматизм, парасигматизм).

Характеристика свистящих фонем. Описание
правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений — искажения и замены.

Значение артикуляционной
гимнастики и выработка направленной воздушной струи (формирование круглой щели). Приемы коррекционной работы по постановке свистящих фонем в зависимости от вида
нарушения.

Работа по формированию фонематического восприятия при
парасигматизме. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

Недостатки произношения шипящих звуков «Ш»,
«Ж», «Ч», «Щ».

Характеристика шипящих фонем. Описание
правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений — сигматизм и парасигматизм шипящих звуков.
Артикуляционная гимнастика и формирование направленной воздушной струи.

Приемы
и последователь­ность постановки. Выбор исходной сохранной фонемы для
постановки шипящих. Зависимость методических приемов коррекции от вида
нарушения. Тренировки по развитию фонематического восприятия в случаях замены
звука.

Закрепление коммуникативных умений и навыков.

ТЕОРИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из самых
распространенных дефектов звукопроизношения является сигматизм. Процент данного
речевого нарушения год от года не уменьшается, а растет. Вероятно, это связано,
с тем, что многие взрослые недостаточно внимательны к детям, не всегда слышат
дефектную речь, особенно искажения, которые наиболее трудны в коррекции.

Если не
обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в
дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных
осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Таким
образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия,
направленные на преодоление сигматизма.

Очень
много в отношении разработки методики преодоления дефектов звукопроизношения, в
том числе различных видов стигматизмов, сделано Ф. A. Pay, М. Е. Хватцевым и
другими советскими логопедами. Из зарубежных авторов следует выделить Г.
Гутцмана, работы которого сохраняют свое значение до настоящего времени.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Сигматизмом называются дефекты
произношения свистящих с, з, ц и шипящих звуков ш, ж, ч, щ. Сигматизм является
фонетическим нарушением. К нему относятся отсутствие и искажения звуков. Замена
дан­ных звуков другими, имеющимися в системе родного языка, называются парасигматизмом и по своей структуре
являются фонетико-фонематическим нарушением.

Наблюдается
довольно большое количество вариантов как сигматизма, так и парасигматизма. Это
говорит о том, что произношение свистящих и шипящих достаточно сложно.

  • ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ
    АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ
  • Кончик
    мягкого неба
    поднят, образуя с задней стенкой глотки нёбно-глоточный
    затвор, который препятствует проходу воздушной струи в носовую полость.
  •  [с],
    [з]:
    Губы не напряжены,
    растянуты; в сочетании с гласными занимают положение, соответствующее данному
    гласному.
  • Зубы сближены, верхние и нижние резцы
    слегка обнажены.
  • Кончик языка упирается в нижние резцы;
    боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; по средней линии языка
    образуется желобок, по которому проходит холодная воздушная струя.

Астигматизм у детей — лечение, лечится ли, как лечить, причины возникновения детского у ребенка в год

Астигматизм весьма распространён у детей. Статистика подтверждает, что у 6% школьников выявлена сильная степень астигматизма, а слабая степень заболевания наблюдается у 40% учащихся.

Данная патология не только причиняет ребенку неудобства, но и влечёт за собой снижение уровня успеваемости в школе, а также развитие близорукости.

В связи с этим очень важно вовремя заметить эту проблему и начать лечение.

Причины возникновения

Если говорить правильно, то астигматизм – не совсем болезнь. Это патология, связанная с рефракционной «ошибкой» глаза. Тем не менее, астигматизм очень опасен, если своевременно его не выявить.

Астигматизм у детей – это врождённое или приобретённое искривление роговицы, а также деформирование хрусталика. В результате неправильного преломления света фокус объекта, воспринимаемого глазом, проявляется не на сетчатке, а перед ней или позади неё. При астигматизме видимые предметы кажутся размытыми или деформированными. Ребёнок может видеть, к примеру, вместо точки овал или чёрточку.

Это нарушение можно исправить, если вовремя заметить и начать лечение.

Большинство детей рождаются с невысокой степенью астигматизма, которая к концу первого года уменьшается и становится меньше 1 диоптрии. Подобное нарушение называют физиологическим астигматизмом. В этом случае «ошибка природы» не оказывает существенного влияния на зрение, не требует лечения и исправляется сама собой.

Астигматизм в детском возрасте чаще всего носит наследственный характер. Такая форма заболевания проявляется в раннем возрасте, и опытный офтальмолог способен обнаружить нарушение даже у годовалого малыша. Наследственный астигматизм вызван врождённой патологией формы хрусталика или роговицы.

Приобретённый астигматизм зачастую является следствием перенесённых травм глаза, подвывиха хрусталика или патологии зубочелюстной системы, которая вызывает деформацию стенок глазницы.

Читайте также:  Дизорфография - симптомы, причины возникновения, упражнения для коррекции

Симптомы

Тревожные признаки астигматизма у детей проявляются не явно, а, скорее, косвенно. Однако наблюдательные родители их могут заметить.

Главная проблема состоит в том, что мамы и папы зачастую не обращают внимания на многочисленные симптомы проявления болезни и порой даже не подозревают, что их ребёнок видит плохо.

Надеяться на детей в этом случае не стоит, так как они редко жалуются на зрение.

Определить наличие астигматизма помогают следующие признаки:

  • частые головные боли (особенно в области лба над бровями);
  • головокружения;
  • прищуривание глаз;
  • наклонение головы для рассмотрения предмета.

Кроме того, дети с астигматизмом не любят читать и даже рассматривать картинки в книжках. Часто родители не придают всем этим симптомам должного значения. И зря. Данные проявления – повод посетить кабинет офтальмолога.

Виды и степени заболевания

Астигматизм у детей классифицируется на несколько видов, которые зависят от природы возникновения, изменений рефракции, степени выраженности, места расположения фокуса и многих других факторов. Итак, какие виды детского астигматизма выявлены на сегодняшний день?

  • Роговичный астигматизм. Нарушение вызвано дефектами роговицы. Влияние данного вида астигматизма на зрение сильнее, чем хрусталикового, так как роговица обладает большей преломляющей способностью.
  • Хрусталиковый астигматизм (вызван деформацией хрусталика).
  • Гиперметропический астигматизм (характеризуется дальнозоркостью, при которой изображения фокусируются за сетчаткой).
  • Миопический астигматизм (сопровождается близорукостью).

Способ лечения гиперметропии и гиперметропического астигматизма. Анализ положения коагулятов

Выделяют три степени развития астигматизма:

  • Простая степень (выявляется только на одном глазу).
  • Сложный астигматизм (связан с нарушениями в работе обоих глаз).
  • Смешанный астигматизм подразумевает разные нарушения на обоих глазах (к примеру, миопический астигматизм на одном глазу и гиперметропический – на другом).

По статистике слабая степень астигматизма у детей менее постоянна, чем высокая.

Выделяют также:

  • Физиологический астигматизм, при котором разница преломления главных меридианов составляет не более 1 диоптрия. Появление физиологического астигматизма офтальмологи связывают с неравномерным ростом глазного яблока, вызывающим его незначительную деформацию. Обычно подобный астигматизм не оказывает значительного влияния на качество зрения и не требует лечения.
  • Патологический астигматизм определяется в том случае, если показатели неправильного преломления доходят до 1 диоптрия и выше. Такой астигматизм серьёзно влияет на качество зрения и требует коррекции.
  • Врождённый астигматизм – всегда наследственная патология, которая проявляется в очень раннем возрасте (1-2 года).
  • Приобретённый астигматизм – следствие травм и операций на глазах, а также патологий прикуса и некоторых инфекционных заболеваний.

Диагностика

Ребёнок, страдающий врождённым или приобретённым вследствие травмы астигматизмом, как правило, не жалуется на плохое зрение, поскольку он видел так всегда и не знает, что это неправильно.

Данный фактор осложняет своевременную диагностику. Астигматизм у детей выявляется только на приёме у офтальмолога.

Родителям рекомендуется показывать ребёнка врачу с двухмесячного возраста и, если доктор диагностирует астигматизм, посещать этого специалиста каждые полгода.

Для диагностирования астигматизма врач-офтальмолог использует специальный прибор – авторефрактометр. Применяются также таблички с символами и цилиндрическая линза. В диагностировании астигматизма помогает ещё один метод обследования – кератометрия, позволяющий выявить степень кривизны меридианов наружной поверхности роговицы.

В последние годы стала возможной компьютерная топография глаза. Этот метод позволяет создать трёхмерное изображение роговицы глаза, а значит, более точно оценить степень искривления, форму и толщину роговицы.

Методы лечения

Своевременно выявленный астигматизм отлично поддаётся коррекции. Существует несколько методов исправления патологии у ребёнка, страдающего астигматизмом. До 18 лет допустимы только консервативные методы, так как детский глаз всё ещё продолжает расти и развиваться, а после 18 лет можно выполнить хирургическую или лазерную коррекцию.

Коррекция с помощью очков

Самый распространённый и простой способ коррекции нарушения – специальные астигматические очки с цилиндрами, которые постепенно исправляют астигматизм. В первые дни пользования очками ребёнок может испытывать дискомфорт и головную боль, но эти неприятные ощущения исчезают через неделю. Если же головные боли не проходят, возможно, были неправильно подобраны очки и их следует заменить.

Коррекция астигматизма посредством очков – способ простой и дешёвый, но не лишённый недостатков. Очки ограничивают боковое зрение, кроме того, не позволяют малышу заниматься спортом.

Так или иначе, ношение специальных очков позволят создать условия корректного развития зрения у ребёнка. Главное – правильно их подобрать.

При астигматизме, осложнённом дальнозоркостью или близорукостью, назначаются очки с цилиндрическими линзами, а при смешанном варианте – с торическими контактными линзами.

Очень важно, чтобы ребёнок регулярно наблюдался у специалиста (минимум 1 раз в полгода) и своевременно менял очки.

Лечение с помощью линз

При астигматизме весьма распространена коррекция при помощи ночных линз, так называемая ортокератология. Суть метода заключается в ночном ношении твёрдых контактных линз, которые исправляют кривизну роговицы.

При этом утром линзы снимаются, и днём ребёнок может ходить без них. Именно во время сна происходит коррекция зрения: постепенно роговица принимает правильную форму, и зрение улучшается.

Но есть один минус: данный метод подходит только для исправления слабого астигматизма (до 1,5 диоптрий).

Иногда ношение контактных линз при астигматизме выбирается в том случае, если очки доставляют дискомфорт (вплоть до глазных болей). Сегодня уже разработаны и используются линзы специальной торической формы.

Их преимущество в том, что они способны крепко держать форму роговицы и свободно пропускать кислород к глазам. Минусом является долгий период привыкания.

В детском возрасте (особенно раннем) эксплуатация контактных линз – проблема, так как непоседливого малыша трудно удержать. В данном случае возрастает риск нанесения травмы роговице.

При выборе материала линз стоит пластик предпочесть стеклу: он безопасен и более лёгок в эксплуатации.

Лазерная коррекция

Этот способ характеризуется быстротой и безболезненностью. Процедура лазерной коррекции занимает 15 минут и проводится под местной капельной анестезией. Несомненные плюсы лазерной коррекции: не требуется наложение швов и не нужен реабилитационный период. Пациента можно забрать домой сразу же после завершения операции.

Зрение улучшается уже через 1-2 часа после проведения лазерной коррекции, а в течение недели восстанавливается окончательно. Самая распространённая сегодня технология носит название LASIK.

Осложнения

Астигматизм приносит детям намного больше вреда, чем взрослым. Ребёнок с самого детства видит изображение не в фокусе, из-за чего происходит задержка в развитии зрительной системы в целом.

Работа зрительных клеток ухудшается, снижение зрения прогрессирует, вследствие этого развивается амблиопия. В народе этот дефект зрения часто называют «ленивым глазом», хотя на самом деле «ленится» не сам глаз, а клетки мозга, отвечающие за зрение.

В данной ситуации даже очки не дают 100% зрения.

Лечение у детей астигматизма с амблиопией требует индивидуального подхода для каждого отдельного случая. Лечебные мероприятия должны проводиться комплексно и включать в себя оптические, физические и функциональные методы.

Так как при астигматизме у детей часто понижается зрение и развивается амблиопия, это оказывает серьёзное влияние на формирование всей зрительной системы ребёнка.

Лечение заболевания должно быть начато как можно раньше для предупреждения развития осложнений и ускорения функциональной реабилитации ребенка. Курсы лечения проводятся несколько раз в год в зависимости от клинического состояния ребенка. Между курсами лечения ребёнку даются рекомендации на дом, при необходимости выдаются приборы и компьютерные программы для домашнего лечения.

Профилактика

Развитие астигматизма можно «притормозить» и даже предупредить посредством особых профилактических мер. Перечислим основные из них:

  • Во время умственной работы соблюдайте режим освещения: любые зрительные нагрузки требуют яркого света. Используйте точечное освещение, при этом избегайте источников дневного света.
  • Дозируйте зрительные нагрузки: они не должны быть слишком продолжительными. Чередуйте их с физической активностью.
  • Каждые полчаса выполняйте упражнения для глаз: часто моргайте; попеременно фокусируйте взгляд на близких (30 см от глаз) и дальних предметах; зажмуривайтесь на 5 секунд и затем столько же держите глаза открытыми; рисуйте глазами «восьмёрку» в ритме дыхания. Каждое из данных упражнений повторяйте 7-10 раз.

Упражнения очень полезны и для здоровых глаз. Выполняйте их вместе с ребёнком. Для сбалансированного питания глаз рекомендуется применять также народные средства: настой черники (1 ст. л. на стакан воды); настой очанки (50 гр. травы на литр крутого кипятка); экстракт виноградных косточек. Отвары следует пить небольшими порциями 2-3 раза в день.

Как правильно пользоваться ночными линзами для коррекции зрения.

Когда проходит косоглазие у новорожденных, как вылечить данное заболевание читайте в этой статье.

Лечение халязиона верхнего века: https://eyesdocs.ru/zabolevaniya/xalyazion/xalyazion-kovarnoe-vospalenie-veka.html

Видео

Выводы

Итак, астигматизм – заболевание, которое корректируется, если его выявить у ребёнка на раннем сроке. Приучите себя и своё чадо к выполнению упражнений для глаз, к здоровому питанию, расскажите о влиянии чрезмерных нагрузок на глаза. Так ваш ребёнок с детства научиться ценить то, что подарено человеку природой – зрение.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector