Ребенок не говорит в 4 года: что делать, как ему помочь

Ребенок не говорит в 4 года: что делать, как ему помочь

Первые несколько лет жизни малыша являются очень важными в становлении речи. Если ребенок плохо разговаривает в 3 года, то нужно скорее предпринимать меры по устранению этой проблемы.

Родителям необходимо знать признаки задержки речевого развития (ЗРР), к какому врачу обращаться и как заниматься в домашних условиях с молчаливым малышом.

Чтобы избавиться от ЗРР, надо знать причину появления такой проблемы.

Задержка речевого развития может быть спровоцирована разными факторами, все они делятся на четыре группы:

Ребенок не говорит в 4 года: что делать, как ему помочь

  1. биологические;
  2. социальные;
  3. патологические;
  4. психологические.

К первой группе причин ЗРР относятся:

  • плохая наследственность;
  • недоношенность;
  • появление на свет позже 37-ой недели беременности;
  • родовые травмы;
  • низкая активность головного мозга;
  • плохое развитие ротовых мышц.

Задержку речевого развития могут спровоцировать такие патологические состояния:

  • менингит;
  • энцефалит;
  • тяжелая гипоксия;
  • детский церебральный паралич;
  • врожденная нейросенсорная тугоухость;
  • синдром Дауна;
  • внутричерепная гипертензия.

Социальные причины плохого становления речи у ребенка:

Ребенок не говорит в 4 года: что делать, как ему помочь

  • дефицит общения;
  • родители не проводят обучающие занятия;
  • гиперопека;
  • малыш растет в билингвальной семье.

Психологическими факторами ЗРР являются:

  • пережитый стресс;
  • замкнутость ребенка.

Понять, что у малыша имеются проблемы в развитии речи, можно по таким симптомам:

  • недостаточность гуления и лепета у грудничков, однотипность звуков;
  • отсутствие произношения звуков и речи в годовалом возрасте;
  • неудачное подражание речи взрослых в 1,5 года;
  • неспособность малыша произносить цельные слова в двухлетнем возрасте;
  • ребенок не может формировать простые фразы, предложения в три года;
  • полное отсутствие речи у трехлетнего малыша;
  • для коммуникации ребенок в большей степени пользуется жестами и мимикой.

Если родители заметили отклонения в становлении речи у малыша, то им необходимо срочно проконсультироваться с доктором.

Куда обращаться?

Многие родители думают, что, если ребенок плохо говорит в 3 года, то нужно обращаться к логопеду. Но стоит понимать, что врачи такой специализации обучают детей повторять различные звуки, правильно говорить. Чтобы избавиться от проблемы, надо выяснить ее генез.

Определить причину ЗРР помогают такие виды обследований:

Ребенок не говорит в 4 года: что делать, как ему помочь

  • денверский тест;
  • МРТ;
  • тест Бейли;
  • ЭХО-ЭГ.

Проанализировав результаты обследования, педиатр поставит предварительный диагноз и направит к узкому специалисту.

Лечением ЗРР занимаются такие доктора:

  • логопед;
  • дефектолог (занимается речевым развитием детей с физическими и психическими отклонениями);
  • невролог (специализируется на устранении патологий головного мозга);
  • ЛОР (занимается лечением заболеваний органов слуха);
  • психолог (помогает развить мелкую моторику, улучшить память, справиться с психологической травмой).

Логопеды постановкой диагноза не занимаются. Родителям необходимо обратиться к педиатру местной поликлиники. Врач изучит анамнез ребенка, направит его на прохождение диагностических процедур.

Методы устранения ЗРР

Существуют разные способы устранения задержки речевого развития у ребенка. Это могут быть медикаментозная терапия, физиотерапия, специальные упражнения, массаж.

Метод лечения подбирается исходя из выявленной в процессе диагностики причины появления проблемы.

Если ЗРР спровоцирована социально-педагогическими факторами, требуется создание благоприятной среды.

Дефектологи и логопеды проводят различные упражнения, применяют практические и технические средства реабилитации.

Если причина ЗРР заключается в дисфункции головного мозга, тогда помимо развивающих занятий назначается медикаментозная терапия. Врач может порекомендовать давать малышу препараты, которые улучшают мозговое кровообращение, стимулируют развитие памяти и сознания. К таким лекарствам относятся Актовегин, Когитум, Ноотропил.

Также полезны электрорефлексотерапия и магнитотерапия. Данные процедуры воздействуют на зоны головного мозга, которые отвечают за речевую активность, дикцию, умственные способности. Если ЗРР связана со слабостью лицевых мышц, тогда полезен будет логопедический массаж.

Он укрепит мускулатуру рта, ушей. По индивидуальным показаниям проводится зондовый массаж Новиковой. В некоторых случаях доктора советуют занятия на ипподроме, в дельфинарии.

Что делать в домашних условиях?

Ребенок не говорит в 4 года: что делать, как ему помочь

Родителям необходимо дома закреплять умения, полученные малышом в процессе лечения. Существуют специальные обучающие занятия, которые проводятся в игровой форме.

Требуется учитывать возраст малыша. С детьми 2-3 и 4-5 лет надо заниматься по-разному. Что делать в домашних условиях для стимуляции развития речи, может подсказать педиатр.

В 2-3 года

Родители, у детей которых имеется ЗРР, интересуются, что делать, если ребенок плохо говорит в 3 года. В условиях дома нужно помогать малышу развивать речь. Важно исключить те факторы, которые оказывают негативное влияние.

Ребенок не говорит в 4 года: что делать, как ему помочьСпециалисты дают такие советы:

  • не включать телевизор во время бодрствования ребенка. Многие родители ошибочно думают, что шум на заднем фоне улучшает развитие речи. Но педиатры утверждают, что дети, которые постоянно смотрят и слушают телевизор, чаще сталкиваются с ЗРР;
  • научить малыша общаться жестами. Это поможет ребенку избавиться от неприятного чувства беспокойства и растерянности. Существуют исследования, которые подтверждают связь между речью и языком жестов;
  • класть игрушки и интересующие малыша предметы в недоступные для него места. Это будет мотивировать ребенка обращаться к родителям за помощью;
  • играть с малышом не меньше 40 минут в день. В это время нужно употреблять простые выражения («красный мячик», «быстрая машинка»);
  • проводить обучающие занятия с карточками Домана;
  • давать ребенку пить воду, молоко, сок или другую жидкость через трубочку. Это позволит укрепить мышцы рта и облегчить процесс воспроизведения слов и фраз. Желательно использовать волнистые, закрученные трубочки-соломинки.

В 4-5 лет и старше

После четырех лет повышается вероятность перехода ЗРР в задержку психоречевого развития. Это связно с тем, что отсутствие или плохая речь тормозят становление мышления. Как показывают статистические данные, после 5 лет шансы на полное устранение отклонений резко падает.

У детей старше 6 лет вероятность излечения составляет всего 0,2%. Поэтому у многих родителей, дети которых имеют ЗРР, возникает вопрос, что делать, если ребенок в 4 года плохо говорит.

Специалисты дают такие рекомендации:

  • Ребенок не говорит в 4 года: что делать, как ему помочьпроводить развивающие занятия. Полезны пальчиковые игры. Доказано, что развитие моторики рук улучшает работу артикуляционного аппарата. Ребенку полезно собирать конструктор, пазлы, играть с мозаикой, лепить из пластилина, нанизывать бусины на леску, рисовать пальчиковыми красками. Также рекомендованы подвижные игры. Желательно, чтобы все действия сопровождались словами. Полезны музыкальные игры: угадывание голоса животного, названий мелодий. Это учит сосредотачиваться, улавливать изменение тембра голоса. Необходимо развивать зрительное внимание. С этой целью рекомендуется играть с разноцветными предметами, геометрическими фигурами;
  • выполнять массаж. Помогает, если ЗРР спровоцирована отклонениями в психофизическом состоянии.

Важно помнить, что занятия с ребенком дома не являются альтернативой лечению, назначенному доктором.

Педиатр Комаровский отмечает, что матерям стоит беспокоиться, если ребенок не разговаривает в три года.

По мнению врача, ЗРР чаще всего возникает из-за того, что родители мало общаются с ребенком, не проводят обучающие занятия. Комаровский рекомендует отдавать детей в садик.

В коллективе девочки и мальчики быстрее учатся говорить, чем дома в компании взрослых.
Также известный педиатр дает такие советы:

  • обследовать малыша, чтобы выяснить причину его молчаливости;
  • воспринимать ребенка как отдельную, значимую личность. Необходимо обсуждать с ним бытовые вопросы (куда пойти на прогулку, что приготовить на обед). Даже если малыш ничего не отвечает, у него начнет формироваться привычка общаться, пополнится пассивный словарный запас;
  • поощрять попытки ребенка произносить новые слова, звуки, подражать взрослым;
  • чаще посещать детские площадки, приглашать в гости сверстников;
  • оградить малыша от стресса.

Видео по теме

Советы логопеда, что делать, если ребенок не говорит:

Таким образом, если трехлетний или более старший ребенок плохо разговаривает, то нужно обратиться к доктору и пройти обследование. Врач выяснит причину молчаливости и подберет схему устранения ЗРР. Чтобы ускорить процесс развития речи, родителям следует заниматься с малышом дома.

Что делать, если ребенок плохо разговаривает в 4 года

Любой родитель обеспокоится, если его ребёнок плохо говорит в 4 года. Какая же причина, и как помочь малышу — поможет ответить на вопросы хороший специалист. Но знать основы развития и почему малыш плохо говорит, родителям необходимо.

Что делать родителям, если ребенок в 4 года плохо разговаривает?

Если возникают какие-то сомнения в речевом развитии ребёнка, стоит обратиться к специалисту. В данной ситуации лучше оказаться предусмотрительным.

Индивидуальный темп или задержка в развитии?

Жестких критериев нормального речевого развития не существует. Одни дети в 4 года уже рассказывают наизусть басни, а другие говорят простыми предложениями. И в том, и в другом случаях, это будет норма. Поэтому только специалист в состоянии оценить уровень речевого развития.

Ребенок не говорит в 4 года: что делать, как ему помочь

Малыш должен к четырем годам немного говорить

Как формируется речь у ребенка, или когда дети начинают говорить?

Обычно простые осмысленные слова ребёнок начинает произносить в первый годик своей жизни. Это средний возраст для начала появления слов. Дальнейшее речевое развитие происходит индивидуально и зависит от многих факторов.

Эти факторы делят на две большие группы: биологические (генетическая предрасположенность, особенности центральной нервной системы, строение органов речи и слуха и другое) и социальные (под ними понимают окружение малыша и условия для речевого развития).

Развитие речи чада начинается с самого рождения. Первое время общается малыш только с помощью крика. Постепенно появляются новые формы коммуникации. К трём годам кроха уже говорит предложениями, состоящими из трёх и более слов. Способен пересказывать разные истории, комментировать события.

Ребенок не говорит в 4 года: что делать, как ему помочь

Некоторые уже рассказывают басни

Важно помнить! Некоторые особенности речи могут являться возрастной нормой. Например, эгоцентрическая детская речь является переходным этапом.

Читайте также:  Постановка и автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложениях

Признаки задержки развития речи

Если ребенок плохо разговаривает в 4 года, что делать родителям? Есть несколько основных признаков, которые являются поводом обратиться к специалисту для определения наличия задержки речевого развития:

  • Маленький набор слов, который использует четырёхлетка (20 и менее).
  • Отсутствует желание общаться.
  • Невнятное произношение слов, в результате чего невозможно разобрать услышанное. Кроха выдаёт непонятный набор или съедает слова.
  • Выполнение просьб взрослых, но отсутствие при этом способности прокомментировать свои действия.
  • Неспособность выполнить одновременно две и более просьбы, связанные с одним объектом (возьми батон, отломи кусочек и покорми уточек).
  • При выражении мысли предложениями, чадо «выкидывает» часть слов.
  • Малыш не повторяет за взрослыми слова в процессе общения.

Как помочь заговорить?

Самую важную роль в развитии речи малыша безусловно играют условия в семье. Для формирования речи ребёнок нуждается в каждодневном общении со взрослыми, играх и развивающих занятиях.

Ребенок не говорит в 4 года: что делать, как ему помочь

В семье должно быть благоприятно

Условия в семье, необходимые для правильного и своевременного развития речи

Попадая в детский сад, в котором есть группа сверстников и система занятий, малыш с большой долей вероятности заговорит довольно быстро. Наличие других детей, с которыми ему приходится общаться, подталкивают его к этому. Но, как же способствовать речевому развитию дома?

Существует несколько основных условий для правильного и своевременного развития речи:

  • Разговаривать с малышом. Это самый главный пункт. Дети учатся, перенимая, поэтому нуждаются в образце для подражания. В семье важно разговаривать, много общаться с ребёнком. Известный факт, что если ребёнок растёт в семье глухонемых, то даже при отсутствии у него патологии, разговаривать он не начнёт, так как научиться ему будет просто не у кого. Жест и мимика будут его способами выражения мыслей, речевой навык не сформируется (это при условии, что малыш не будет посещать детские коллективы). Специалисты советуют проговаривать вслух все действия, которые взрослый совершает вместе с сыном или дочкой. И, даже если кажется, что ребёнок ничего не понимает и не отвечает, то делать это всё равно нужно. Малыш слышит речь, запоминает и учится.
  • Наполнить жизнь маленького человека впечатлениями и эмоциями, организовать его досуг. Это основная задача. Если он будет сидеть, не видя интересного и манящего окружающего мира, ребёнок заговорит гораздо позднее, словарный запас его будет более скудным. Поэтому необходимо организовать совместные прогулки в новое место, походы в парки, музеи, на интересные детские площадки, записать в кружок.
  • Создать комфортную психологическую атмосферу в семье. Семья, это культурная ниша ребёнка и лучшее средство для его развития. Если в доме царят постоянные скандалы, используется ненормативная лексика, то эмоциональное и соответственно и речевое развитие ребёнка будет страдать.

Выявляем и устраняем причины задержки речевого развития

Родители могут заметить, что речь четырёхлетки недостаточно развита, его невозможно разговорить, и обратиться за консультацией к специалистам (педиатру, неврологу, логопеду, отоларингологу, психологу и психиатру).

Ребенок не говорит в 4 года: что делать, как ему помочь

Полезно посетить доктора

Эти специалисты должны будут определить, есть ли задержка и, для начала выявить причины. Педиатр должен будет определить состояние ребёнка и при необходимости направить к узкому специалисту.

Необходимо проверить, есть ли поражение головного мозга у малыша, исключить отиты, тугоухость (малыш может просто не слышать звуковой сигнал), аденоиды, оценить психическое развитие и психологическое состояние ребёнка, провести логопедическое обследование.

Если врач обнаружит какие-то проблемы, мешающие развитию, то они, конечно, должны быть устранены, если это возможно. Если есть проблемы с кровообращением в головном мозге, то назначается соответствующая терапия, направленная на восстановление кровообращения. Отоларингологические проблемы также требуют лечения. При необходимости, должна быть оказана психологическая помощь.

Параллельно с этим, ребёнок с задержкой речевого развития должен будет посещать занятие с логопедом. Дефектолог также даст грамотный современный совет по ФГОС. Для достижения наилучшего эффекта, родители также должны будут заниматься с малышом дома, следуя рекомендациям специалистов.

Основная цель развития речи

Какова основная цель развития речи у детей в дошкольном возрасте? Развитие речи у ребёнка в четыре года необходимо для его гармоничного развития, развития его культуры в целом, ведь речь, это показатель духовного и интеллектуального развития человека, она определяет направление человека в жизни.

Как научить культуре речи ребенка?

Культура речи является частью общей культуры человека. Совершенствовать речь необходимо всю свою жизнь. Нужно учить ребёнка следить за своей речью:

  • контролировать;
  • не допускать ошибок в произношении;
  • правильно использовать интонации.

К сведению! Необходимо постоянно пополнять словарный запас ребёнка. Для этого нужно больше разговаривать с ним, читать художественную литературу, учить пересказывать прочитанное и рассказывать увиденное. Организация речевого развития крайне важна для малыша.

Для повышения культуры речи можно использовать специальные упражнения, раздавая сюжетные картинки, просить рассказать, что на них изображено, что делают герои, о чем они могут разговаривать. Стоит предлагать разыграть небольшие сюжеты, например, диалог продавца и покупателя, поздравление мамы на праздник. Полезно читать с выражением и по ролям художественную литературу и другое.

Значение театрализованной деятельности в развитии дошкольников

Помимо того что театрализованная деятельность благотворно влияет на речевое развитие дошколят, она имеет большое значение в развитии в целом, а именно:

  • Знакомит детей с произведениями литературы, музыки, изобразительного искусства.
  • Повышает общую культуру малышей.
  • Прививает правила общения в обществе, знакомит с нормами поведения, этикетом.
  • Развивает артистические способности детей.
  • Учит взаимодействовать и общаться со сверстниками.
  • Развивает игровую деятельность, творческие способности.

Советы специалистов: Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников»

Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников» — это методическое пособие для логопедов и воспитателей, основанное на многолетнем опыте работы с детьми, имеющими задержку речевого развития. Её методика уникальна. С помощью этого пособия можно помочь сформировать ребёнку фразовую и связную речь, используя конспекты логопедических занятий.

Ребенок не говорит в 4 года: что делать, как ему помочь

Специалист Ефименкова Л.Н.

Методические приемы по формированию фразовой и связной речи у детей дошкольного возраста

Методические приёмы, это те инструменты, которые помогут ответственному родителю, воспитателю или логопеду, сформировать речь малыша-дошкольника.

Выделяют три основных группы методических приемов:

  • Игровые (сюжетно-ролевые игры, игра-упражнение, театрализованные игры и другое).
  • Словесные (прием вопрос-ответ, метод повторное проговаривание, разговор, образец речи, указание, оценка, морфологический разбор и другое).
  • Наглядные (показывать иллюстрации, изображений; помощь в организации наблюдения и другое).

Некоторые специалисты выделяют ещё четвёртый тип приемов — комплексный.

Время, потраченное на обследование и работа грамотного специалиста способны помочь, если ребёнок в 4 года плохо говорит, в формировании речи. Однако родителям нужно понимать, что многое в этом деле зависит от них самих, и они — главная сторона в этом.

Почему четырехлетний ребенок не говорит и что с этим делать?

22.01.2019

Как же умиляют маленькие дети, произносящие свои первые слоги, слова, а затем и предложения. Это радует и родителей, ведь свидетельствует о том, что развитие ребенка протекает нормально. Но что делать, если ребенку уже 4 года, а он до сих пор не произнес ни одного слова или говорит мало и плохо? Проблему нужно решать незамедлительно.

Нормы развития речи в 4 года

Многие специалисты не дают точного ответа, какой должна быть речь ребенка в 4 года.

Каждый ребенок развивается индивидуально: если один в 4 года только начинает складывать слова в предложения, то другой уже вовсю болтает без умолку, способен разучивать и рассказывать детские стишки, описывать окружающую его действительность. Но и в том, и в другом случае принято считать, что ребенок развит нормально для своего возраста.

Ребенок не говорит в 4 года: что делать, как ему помочь

Как происходит развитие речи в 3-4 года и какие существуют методики для ее улучшения, читайте об этом в следующей статье.

Критериев нормального развития ребенка в этом возрасте несколько. Ребенок в 4 года должен:

  • уметь быстро и логично излагать ход своих мыслей;
  • оперировать имеющимся словами и со смыслом вставлять их в предложения;
  • обладать повышенной внимательностью и концентрацией во время рассказов взрослых и уметь правильно отвечать на поставленные ими вопросы;
  • уметь составлять и употреблять в ежедневном общении и простые, и сложноподчиненные предложения;
  • определять и указывать на ошибки в речи, сделанные одногодками, при этом не замечать подобных ошибок у себя;
  • уметь рифмовать простые слова, которые складываются в маленькие стишки;
  • правильно произносить такие звуки, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • уметь находить и называть отдельные звуки в словах;
  • осуществлять расстановку ударений не на те слоги, спутывать их между собой в словах, состоящих из 3 и более слогов.

Ребенок в 4 года должен уже хорошо воспринимать речь окружающих и понимать, когда обращаются к нему, а когда к другим.

Почему ребенок не говорит в 4 года?

В последнее время все больше родителей жалуются на то, что их ребенок не разговаривает в 4 года, в то время как они сами в детстве уже болтали чуть ли не с двух лет. Причин такой речевой задержки у ребенка может быть несколько:

  • Если один из родителей заговорил поздно, то это вполне возможно передастся по наследству и ребенку. По крайней мере, не стоит переживать до 3 лет, но если и после этого возраста ребенок не заговорил или говорит очень плохо, то это повод обратиться к врачу.
  • Речь к ребенку приходит с запозданием, если он перенес тяжелую болезнь в новорожденном возрасте или родился недоношенным.
  • Врожденные синдромы Дауна или Эдвардса.
  • Если ребенок плохо слышит, это прямым образом влияет на развитие его речи: чтобы заговорить, ребенку нужно постоянно слышать речь окружающих.
  • Нарушения развития плода в утробе матери или родовые травмы впоследствии могут повлиять на то, что ребенок начнет поздно говорить.
  • Если родители редко и мало разговаривают с ребенком, то он не будет испытывать потребности в коммуникации. Для выражения своих нужд ему достаточно будет пользоваться только жестами.
  • Психика ребенка весьма уязвима, поэтому его нужно оберегать от переживаний и стрессов. Нередко причиной неактивной речи является неблагоприятная обстановка в семье: частые ссоры родителей, неподобающие жилищные условия, постоянная смена жилья.
Читайте также:  Логоритмика: упражнения для детей 2-3, 3-4, 5-6 лет, песни Е.Железновой

Признаки задержки речевого развития в возрасте 4 лет

Признаками ЗРР в этом возрасте является следующее:

  • ребенок общается потоком звуков, с интонацией, но разобрать, о чем идет речь, невозможно или почти невозможно;
  • ребенок не проявляет интереса к разговору, а когда с ним пытаются заговорить, общается при помощи жестов;
  • ребенок знает очень мало слов (меньше 20), не хочет повторять за родителями произнесенное ими слово или просто убегает в процессе обучения;
  • нет восприятия к простым поставленным задачам, состоящим из двух действий (например, «подойди к столу», «принеси мяч», «поставь кубик» и т.п.);
  • из произносимой речи «выпадает» много слов, поэтому понять ребенка очень сложно;
  • ребенок пытается повторять слова песен из любимых мультиков или фразы мультипликационных героев, но получается лишь набор звуков.

Подробнее о том, что такое ЗРР и как с этим справиться родителям, узнаете из этой статьи.

Может быть и так, что поначалу малыш нормально развивается, произносит звуки и слоги, но по достижении 4 лет так и не заговорил. Поэтому следить за развитием ребенка нужно постоянно.

Ребенок не говорит в 4 года: что делать, как ему помочь

Диагностика

Если у четырехлетнего ребенка подозревается ЗРР, в первую очередь необходимо показать ребенка участковому педиатру. У него находится вся информация о ребенке, начиная с момента его рождения, поэтому он сможет определить предварительные причины ЗРР.

Затем педиатр направит ребенка на обследование к другим специалистам:

  • Отоларинголог проведет осмотр ребенка на наличие плохого слуха, внутренних воспалений и разрастание аденоидов. Все это может повлиять на отставание в развитие речи.
  • Логопед проведет тестирование ребенка на развитие его логопедических и психомоторных навыков.
  • Обязательно и посещение психолога. Специалист определит психоэмоциональное состояние ребенка, поскольку очень часто расстройства психики затормаживают процесс речи. Психолог также выявит активность общения родителей с ребенком, чтобы понять, как они влияют на его развитие.
  • Невролог проведет диагностические мероприятия: МРТ, эхо-энцефалограмму и электроэнцефалограмму.

Что делать, если ребенок не говорит или говорит плохо в 4 года?

ЗРР нужно лечить, причем комплексно. В зависимости от запущенности ситуации могут быть назначены медикаментозные средства, занятия у логопеда, проведение логопедических упражнений дома, физиотерапия.

Лечение препаратами

Назначение медикаментозных препаратов не исключается, но давать их ребенку нужно только с назначения врача, а не самостоятельно. Чаще прописывают ноотропы, активизирующие выработку нейронов мозга:

  • «Лецитин»;
  • «Энцефабол»;
  • «Кортексин»;
  • «Актовегин»;
  • «Нейромультивит».

Также прописывают «Когитиум» – препарат, который нормализует работу зон головного мозга, отвечающих за формирование речи человека.

Педагогические методики развития речи

Препараты в основном оказывают стимулирующее работу головного мозга действие, но это никоим образом не панацея от задержки речевого развития. Ребенку обязательно нужно пройти курс коррекции у логопеда и дефектолога.

Цель логопеда – научить ребенка правильному проговариванию звуков, слогов и слов, грамотному построению фраз. В основном этот специалист работает как раз с детьми от 4 лет.

Дефектолог старается повысить интеллектуальный и социальный уровень ребенка. Специалист применяет систематические корректирующие игры, которые устраняют негативные факторы развития и восстанавливают функцию речи. Применяется и популярная ныне сказкотерапия, а также используется метод звукового подражания, гимнастика языка и лица, развитие мелкой моторики и т.д.

Самыми эффективными упражнениями, которые можно проделывать и дома, считаются дыхательные:

  • налить в блюдце воду, ребенок должен дуть на нее с разной силой;
  • при помощи трубочки создавать пузырьки в воде;
  • привязать к ниткам небольшие бумажные фигурки, на которые ребенку нужно дуть.

Видимый результат приносят и упражнения для мелкой моторики рук, например, лепка из теста или пластилина, сборка мозаики, поделки из природных материалов.

Врач-дефектолог начинает работать с детьми в возрасте от 2 лет. Современные медицинские центры разрабатывают целые программы для детей с нарушением развития речи – как групповые, так и индивидуальные.

Физиотерапия

Процедуры физиотерапии направлены на улучшение работы отделов головного мозга, повышение умственных и коммуникативных способностей ребенка, улучшение дикции и четкости речи. К физиотерапевтическим методам при ЗРР относятся:

  • магнитотерапия;
  • электрорефлексотерапия;
  • лазеротерапия.

Проведение физиопроцедур назначается только после диагностических мероприятий, поскольку не исключено наличие противопоказаний к ним.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения направлены на освоение ребенком правильного использования во время речи губ, языка, твердого неба и гортани, которые способствуют четкой речи. Продолжительность гимнастики составляет не более 10 минут при условии ежедневного выполнения.

Ребенок не говорит в 4 года: что делать, как ему помочь

Самыми простыми гимнастическими артикуляционными элементами являются:

  • умение растягивать губы в улыбке, при этом не размыкая зубов;
  • простая улыбка или смех;
  • укладывание язычка на нижней губе так, чтобы он был плоским;
  • умение «прятать» губы – поочередно и вместе.

Освоив эти упражнения, можно переходить к следующим, чуть более сложным:

  • перемещение языка от одного уголка рта к другому;
  • передвижение языка вверх и вниз, вправо и влево по нижним и по верхним зубам;
  • перемещение языка от одной щеки к другой.

Какие существуют артикуляционные упражнения и как их выполнять, можно узнать тут.

Вспомогательные методы лечения

Хороший результат оказывают следующие методы, которые используются как вспомогательные к основным:

  • дельфинотерапия – посещение дельфинария и прямой контакт ребенка с этими животными (можно заменить на общение с другими животными – лошадьми, собаками);
  • арт-терапия – рисование кисточками и пальцами;
  • остеопатия – массаж тела ребенка, который стимулирует нормальную работу всего организма;
  • различные уроки развития, связанные с творчеством: лепка, сборка пазлов, конструирование и т.п.

Задержка развития речи в 4 года – частая причина обращения родителей к специалистам.

Этому способствуют и собственные переживания, и давление со стороны окружающих, и сравнивание своего ребенка с его сверстниками. Но каждый ребенок индивидуален и развивается по-своему.

Промолчав до 4 лет, он может резко начать хорошо и уверенно говорить. Однако консультация врачей в любом случае не повредит.

Ребенок не говорит в 4 года: что делать, как ему помочь

Ребенок не говорит в 4-5 лет — что делать?

Ребенок не говорит в 4 года: что делать, как ему помочь

Милое лепетание и коверканье слов в год-полтора превращаются в большую проблему в более старшем возрасте. К 4-5 годам ребенок должен уметь правильно говорить на родном языке — Когда ребенок должен начать говорить? Нормы в развитии речи. Несведущие родители могут опираться на распространенное мнение о том, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано. Мол, каждый ребенок развивается индивидуально, и ваш вот-вот заговорит развернутыми предложениями.

Стоит ли ждать у моря погоды?

Мнение специалистов — однозначно, нет! Несомненно, индивидуальный темп развития отрицать нельзя, но то, на что можно было бы «закрыть глаза» в 2 года, в 4 уже требует коррекции.

Все дело в том, что проблема, не решенная в более раннем возрасте, как снежный ком растет, создавая новые. Без общения ребенок не может правильно развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане. Развитие речи идет рука об руку с психическим развитием ребенка. Это значит, что коррекционные занятия потребуют больших сил и времени как у специалиста, так и самого ученика.

В возрасте до 3 лет речь у детей еще находится в процессе формирования, а значит, нагонять надо не так уж и много. Главное, вовремя найти причину и постараться ее устранить.

Что должно беспокоить родителей:

  • К 4-5 годам у ребенка полностью отсутствует связная речь. К этому возрасту ребенок уже должен полностью «перерасти» младенческий лепет и слоги вместо слов. 13 способов научить ребенка говорить.
  • Ребенок говорит, но словарный запас очень беден. Некоторые слова заменены одним или двумя слогами.
  • Слова не согласуются в предложении между собой.
  • Ребенок понимает все, что ему говорят и может выполнить просьбу, однако свою мысль при этом выразить не может.
  • В речи много ошибок как лексико-грамматического, так и фонетического характера.

Самым простым способом проверить, все ли у ребенка в порядке, является понимание его высказываний посторонним человеком. Часто в семье только мама понимает, что говорит ребенок. К пятилетнему возрасту это уже является поводом для обращения к специалисту.

Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее

Еще одним важным моментом является тот факт, что неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. Это уже повод не только чаще читать с ребенком книжки, но и пользоваться помощью квалифицированных специалистов.
Среди причин задержки речи можно выделить помимо физиологического отставания еще и психические нарушения:

  1. Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист, причем очень высока опасность возникновения заикания на почве испуга.
  2. Тяжелая психологическая атмосфера дома может также привести к задержке речи.
  3. Задержка психомоторного и психического развития, соответственно, тормозит и формирование речевых навыков. Поэтому крайне важно наблюдать за ребенком, особенно, плохоговорящим.
  4. Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).
Читайте также:  Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста 2-3, 4-5 лет

Когда молчание не является золотом

Проблемы со звукопроизношением, четкостью и связностью речи напрямую влияют и на такие психические процессы, как память, мышление, внимание и пр.

А значит, длительное неговорение приводит к более глубоким нарушениям.
В 4-5 лет неговорящему ребенку ставят диагноз ОНР — общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха.

ОНР может быть 4 уровней, однако любая из них является поводом для коррекции.

Учитывая возраст детей, к этому времени отставание от сверстников уже довольно значительное, так что заниматься придется много и упорно.

Ребёнок не говорит в 4 года: что делать, причины задержки речи

Ребенок не говорит в 4 года: что делать, как ему помочь

Детский логопед Буйнова Надежда Валерьевна

Обновлено: 31 января 2019 г.

Если в четыре года малыш не говорит или выражается настолько непонятно, что его понимает только мама, нужно выяснять причину отставания развития и предпринимать меры по его устранению.

Если ребёнок не говорит в 4 года или выражается настолько непонятно, что его понимает только мама, нужно срочно выяснить причину такого отставания. В этом возрасте речь дошкольника в норме достигает пика своей активности.

Недаром четырёхлеток называют «почемучками» – они постоянно и назойливо задают вопросы, рассуждают, используя иногда собственную логику, придумывая свои слова, активно общаются со сверстниками и взрослыми.

Отсутствие речи в 4 года не только сигнализирует о неполадках в работе центральной нервной системы, но и само может стать причиной задержки психического развития.

Норма развития речи в 4 года

В этом возрасте непросто охарактеризовать картину нормального речевого развития детей, настолько по-разному оно проявляется. Именно сейчас начинают проявляться различия в речевых умениях.

Один ребёнок чётко произносит почти все звуки родного языка, бойко декламирует множество стихотворений, пересказывает сказки, умело пользуясь интонацией, а другой ещё не освоил ни шипящие, ни сонорные согласные и затрудняется с ответом на простой вопрос.

Тем не менее и в том, и в другом случае — это варианты нормы. Такой разброс в развитии речи детей с одинаковыми возможностями – влияние семьи и пребывания в детском коллективе.

Так как же выглядит речевое развитие нормально развивающегося ребёнка четырёх лет:

  • Он чётко излагает свои мысли, имея в активном словаре до 2500 слов, речь становится точнее и богаче.
  • Может назвать основные признаки и свойства предметов, пользуясь для этого прилагательными, отражает в речи связи между явлениями.
  • Малыш становится более внимательным, он может дослушать до конца ответ взрослого на свои вопросы, непрерывным потоком льющиеся из детских уст.
  • Высказывания четырёхлетнего ребёнка состоят как из простых распространённых предложений, также он может употреблять и сложные конструкции.
  • Он способен на короткий монолог, например, рассказывая родителям о том, что с ним произошло в детском саду за день, пересказать небольшой текст, прочитанную сказку.
  • Грамматическое оформление высказываний может быть неидеальным – слова не согласованы между собой по родам и числам, глаголы изменяются неправильно, сложность в согласовании числительных с именами существительными и т. д.
  • Свои ошибки детки пока не замечают, а вот в речи сверстника их уже видят, могут указывать на них.
  • Наступил период рифмования слов и создания собственных «стихов». Эти наивные рифмованные 2–4-стишия забавляют детей и развивают у них чувство мелодики родной речи.
  • Артикуляция шипящих (ш, ж, щ), аффрикат (ц, ч) должна быть правильной, а вот сонорных звуков (л, р) может быть пока несовершенной. Ребёнок 4 лет уже способен выделить звук из слова.
  • В речи детей 4 лет часто встречается неправильно поставленное ударение, пропуск и перестановка слогов в многосложных словах (температура – пиринтура, типантура, электричество – лепестричество).

Дети с нормально развивающейся речью активно общаются и играют со знакомыми и незнакомыми людьми по собственной инициативе.

Как понять, что у дошкольника речевое недоразвитие

Структура речевых дефектов исключительно разнообразна, можно сказать, что нет двух случаев задержки речи, похожих один на другой. Если ребёнок молчит в 4 года – это повод для срочного обследования малыша у психоневролога, невропатолога, отоларинголога, дефектолога и логопеда. Дети могут не говорить совсем, или говорить неразборчиво и невнятно.

Тревожные признаки отставания в речевом развитии:

  • Речь ребёнка никому не понятна и представляет собой набор звукоподражаний, обрывков лепетных слов, отдельных слогов и междометий (ах, бух, ой).
  • Он не стремится общаться ни с кем, даже с родными людьми.
  • Он с трудом повторяет за родителями слова и короткие фразы, или отворачивается, стиснув зубы, уходит.
  • Не может понять простую просьбу или инструкцию из двух частей (сначала принеси мне яблоко, а потом тарелку).
  • Вместо предложения произносит отдельные слова, или в его предложениях отмечается большое количество аграмматизмов.

Нарушения речи откладывают отпечаток на поведение ребёнка, он часто замкнут, капризен, неусидчив, не стремится общаться с другими детьми. Внимание, память и мышление – эти главные помощники в познании окружающего мира, развиты недостаточно. Нарушается интеллектуальное развитие, так как по мнению специалистов по изучению детской речи, для ребёнка не существует предмета или явления, которые он не может назвать.

Причины речевой задержки в четыре года

Существует немало причин того, что ребёнок в 4 года плохо говорит. Если у него сохранный слух и интеллект, значит, в основе дефекта лежит недостаточность центральной нервной системы, а, точнее, головного мозга. Существует и обратная связь, когда недоразвитие речи тормозит психическое и интеллектуальное развитие малыша.

Возможные причины отставания:

  • соматические и инфекционные заболевания, перенесённые матерью во время беременности;
  • родовая травма, внутриутробное кислородное голодание или асфиксия в родах, оставившая без кислорода головной мозг;
  • запаздывающее созревание мозговых структур;
  • черепно-мозговые травмы и нейроинфекции, перенесённые в раннем детстве;
  • генетические и хромосомные патологии (синдром Дауна, синдром Эдвардса);
  • педагогическая запущенность, недостаток внимания к ребёнку;
  • стресс или сильное нервное потрясение, остановившее развитие речи, если оно произошло в период её становления;
  • заболевания слухового аппарата, отсутствие или снижение слуха.

По данным медицинской статистики, у мальчиков речевое недоразвитие встречается в 4–5 раз чаще, чем у девочек такого же возраста.

Как помочь ребёнку

Коррекция недоразвития речи в этом возрасте в большинстве случаев сопряжено с большими трудностями. Тем не менее, нельзя терять драгоценное время, нужно как можно скорее получить квалифицированную медицинскую помощь.

Врач проведёт лекарственную терапию дисфункции речевых зон мозга, стимуляцию мозгового кровообращения ноотропами, средствами для активизации нейронных связей.

Отлично дополнят лекарственную терапию физиопроцедуры: магнитотерапия, лазеротерапия, электрорефлексотерапия.

Основная нагрузка по развитию детской речи ложится на плечи логопеда, педагога-дефектолога и родителей ребёнка.

В сложных случаях очень помогает логопедический массаж – система возбуждающих и успокаивающих массажных приёмов, направленных на стимуляцию артикуляционной моторики и её связей с речевыми зонами мозга. Простые упражнения могут выучить родители ребёнка и выполнять их самостоятельно.

Если приходится вызывать отдельные звуки, специалисты по детской речи рекомендуют применять систему обозначений для каждой фонемы, выражаемую движениями рук:

  • а-а-а – хлопки перед грудью;
  • о-о-о – хлопки вытянутыми руками;
  • ы-ы-ы – над головой;
  • у-у-у – по плечам;
  • я-я-я – грозим пальчиком;
  • е-е-е – пальчик движется вправо-влево;
  • ю-ю-ю – соединяем и разъединяем колечко из большого и указательного пальчика.

Когда все позиции освоены, начинаем присоединять согласные звуки, сопровождая их заученными движениями: ма-ма-ма, мо-мо-мо, мя-мя-мя и т.д. Детям очень нравятся такие упражнения, и они всегда охотно их выполняют. Так вы быстрее разговорите своего ребёнка.

Логоритмика появилась в логопедической практике сравнительно недавно, но с успехом применяется многими специалистами. Это сочетание музыки, движений и простых рифмованных строчек. Подражая животным и героям сказок, дети непроизвольно развивают речь.

Артикуляционная гимнастика, предложенная в форме приключений или весёлого Язычка, или машинки, или животного поможет быстро освоить движения гортани, губ, языка, твёрдого нёба. Для развития мелкой моторики используют весёлые пальчиковые игры. Детям никогда не надоедает в них играть, а во время игры непроизвольно развивается речевая активность, усваивается мелодика родной речи.

Если у ребёнка 4 лет отсутствует речь, нужно проводить комплексное воздействие с участием медиков и педагогов. Но самое большое место в этой работе отводится именно родителям.

Почему ребёнок плохо говорит в 4 года

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector