Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста: упражнения, игры

Одним из важнейших факторов, оказывающих непосредственное влияние на то, как быстро у детей будут развиваться навыки связной речи, является речевое дыхание.

Что такое речевое дыхание

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста: упражнения, игры

Развитие связной речи неразрывно связано с постановкой правильного речевого дыхания, именно  поэтому специалист-логопед в первую очередь проанализирует, то, как ребёнок дышит во время разговора, какой силы он осуществляет вдохи и выдохи, как координирует соотношение пауз в речевом потоке.

Проблемы в развитии речевого дыхания

Нерациональный расход выдыхаемого воздуха

Часто родители могут быть свидетелями такой картины: малыш, который только начал говорить, пытаясь что-то сказать, делает вдох, начинает произносить нужные слова, но не может закончить предложение до конца, так как ему не хватает набранного в лёгкие объёма воздуха.

Он останавливается, чтобы набрать воздух, возникает пауза, во время которой ребёнок может забыть, о чём он говорил в начале разговора. Ему приходится вспоминать – и длина паузы  увеличивается.

Такая картина свидетельствует о нерациональном расходовании воздуха. Это же может послужить причиной того, что говорящий ребёнок конец фразы произносит на пониженных тонах, иногда практически шёпотом.

Слабое развитие дыхательного аппарата

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста: упражнения, игры

Слабое развитие дыхательного аппарата у дошкольников тесно связано с их физическим состоянием, наличием  хронических заболеваний дыхательных путей (синуситы, гаймориты) и малоподвижным образом жизни.

Как развить речевое дыхание

Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

 Формируем правильный выдох

Основные моменты правильного речевого дыхания:

  • Короткий сильный вдох через нос, взрослый может визуально оценить расширение диафрагмы ребёнка.
  • Выдох осуществляется плавно, желательно избегать толчков. Губы при этом необходимо складывать трубочкой. Для того чтобы малышу было понятнее, нужно показать ему пропев букву «О».
  • Выдох сопровождается выходом воздуха через рот, а не через нос, обязательно проконтролируйте этот момент!
  • Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха необходимо делать паузу на 2-3 секунды

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста: упражнения, игры

Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и  даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил:

  • Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-6 минут. Количество минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет упражнения нужно делать в течение 3 минут, не более.
  • Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха
  • Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи

Развиваем силу и длительность выдоха

С этой задачей помогут справиться следующие упражнения и игры:

Цветной дождик

Закрепите на подвешенной горизонтально нити несколько разноцветных лоскутков ткани, или ёлочного дождика, или ленточек серпантина. Повесьте нить перед лицом ребёнка, на расстоянии 10-15 см.

Предложите ему подуть на висящие разноцветные ленточки. Затем усложните задание, предложив, в процессе выдоха подвинуть ленточку определённого цвета дальше, чем остальные.

  • При этом важно следить, чтобы малыш стоял прямо и дул, используя один длинный выдох, не добавлял воздух порциями.
  • Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки»), устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние.
  • Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста: упражнения, игрыКарандаши-спортсмены

Положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии.

Конечно, сила выдоха взрослых несоизмеримо больше, чем у маленького ребёнка, поэтому в этом соревновании будет лучше, если взрослый немного «подыграет» маленькому игроку, выдыхая с меньшей силой. Побеждает тот карандаш, который быстрее доберётся до линии финиша.

Тренируем дыхание, используя речевой материал

После того как ребёнок научился делать глубокие плавные выдохи нужно переходить к заданиям, которые стимулируют  эффективное развитие собственно речевого дыхания.

Отрабатываем произношение гласных звуков и слогов

Для этого нужно вместе с ребёнком многократно повторять произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох:

  • Дождь закапал за окном – кап, кап, кап;
  • Кукла Маша просит кушать – А-ааа, у-ууу;
  • Мишка топает за шишкой – Топ, топ, топ;

Учим короткие стихи

Идеально для отработки правильного речевого дыхания подходят стишки-четверостишия А. Барто. Во время их декламации и заучивания необходимо следить за правильной координацией вдохов – выдохов, осуществляемых ребёнком в течение того времени, за которое он произносит каждую строфу.

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста: упражнения, игры

Водитель

Ребенок стоит прямо, ноги расставлены врозь, руки вытянуты вперёд, кулачки сжаты. Сделав вдох, малыш начинает вращать кулаки друг вокруг друга, и на выдохе говорить произносить звук «р-р-р-р», имитируя звук запускающегося двигателя.

Хлопушка

Дети стоят на коленях, их руки опущены вдоль туловища. Сделав вдох, они разводят руки в стороны, а потом, выдыхая, сводят руки и хлопают в ладоши, при этом громко сказав «Хлоп!»

Эти упражнения необходимо делать по  4-8 раз, лучше включить их в комплекс ежедневной физической зарядки.

Говорящий человек считает свою способность разговаривать совершенно естественной, не задумываясь о том, что в этом процессе участвует сразу несколько важных систем человеческого организма. Дыхательная система обеспечивает образование и развитие звуков речи, которые впоследствии преобразуются в произносимые человеком слова.

Именно поэтому родители должны уделить большое внимание постановке правильного речевого дыхания у детей, которые только начинают разговаривать. Это поможет избежать многих  проблем с нарушениями речи в дальнейшем.

  1. Преподаватель, специалист детского развивающего центра
    Дружинина Елена
  2. Упражнения и игры по развитию речевого дыхания:

Развиваем речевое дыхание у дошкольника

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста: упражнения, игрыЧто знают мамы и папы о речевом дыхании? Практически, очень немного, между тем, речевое дыхание оказывает прямое воздействие на быстрое освоение дошколятами навыков связной речи. Если оно развито хорошо, дети могут правильно произносить звуки, говорить не торопясь, отчетливо, выразительно, выдерживать необходимые паузы при произнесении длинных предложений, договаривать фразу до конца.

Родителям важно понимать, смогут ли они, не будучи специалистами, осуществлять развитие речевого дыхания правильно.

Для этого надо знать, что собой представляет речевое дыхание, то есть образование связи звуков при участии дыхания, и как его можно формировать.

Главное в этом процессе то, что ребенок должен уметь делать плавный вдох определенной силы, экономично расходовать его при произнесении фраз и выдыхать с окончанием предложения.

От чего возникает слабое дыхание у дошколят?

Специалисты отмечают наиболее часто встречающиеся проблемы, когда идет формирование речевого дыхания:

  1. Малыши не могут до конца договорить предложение, так как не хватает воздуха. Повторный вдох мешает плавному разговору, меняет тон голоса. Ребенок заканчивает фразу шепотом.
  2. У дошкольников зачастую наблюдается слабое развитие дыхательного аппарата, что приводит к слабому вдоху и выдоху, что отражается в разговоре: ребенок говорит невнятно, не доводит фразу до конца. Страдает выразительность речи, расстановка пауз. Такое явление нервирует дошкольника, он неохотно вступает в общение.
  3. Хронические заболевания (гаймориты) могут также приводить к слабому дыханию.

Основные правила обучения речевому дыханию

Развитие речевого дыхания будет проходить правильно, если соблюдать определенные правила:

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста: упражнения, игры

  • Обучая детей, взрослые сами должны уметь правильно использовать речевое дыхание, говорить четко, выразительно, соблюдая логические паузы.
  • Упражнять детей необходимо постоянно, не пропуская занятий. Единичные пропуски допускаются во время болезни ребенка.
  • Занятия проводить в хорошо проветренной комнате, до еды, по 5 минут несколько раз в день.
  • Соблюдая принцип постепенности, начинать нужно с простых, доступных упражнений, постепенно переходя к более сложным.
  • Сначала отрабатывается одно упражнение, затем к освоенному добавляется новое упражнение.
  • Важно не допускать переутомления ребенка, иначе у него пропадет желание заниматься дыхательной гимнастикой.
  • Учить дошкольника делать правильный, средней величины вдох, не напрягая мышцы шеи и плеч.
  • Правильный выдох можно проконтролировать кусочком ваты, положенным на ладонь или тонким бумажным листом, приблизив его ко рту.

Выполнение таких несложных правил даст ощутимые результаты уже через короткое время.

Как правильно организоватьразвитие речевого дыхания? 

Обращаясь к рекомендациям специалистов, можно отметить, что, как и любой процесс, развитие дыхания проходит несколько этапов, каждый из которых достаточно важен. Ни один из них не следует игнорировать, чтобы не нарушать целостность формирования.

К первому этапу относится овладение умением правильно дуть для развития силы и длительности выдоха. Игра, как ведущая деятельность дошкольника может сыграть положительную роль. Чтобы заинтересовать ребятишек, специалисты рекомендуют проводить обучение в игровой форме.

Упражнения для развития речевого дыхания

  • «Зайчики прыгают», когда малыш сдувает легкие кусочки ваты со стола.
  • «Листопад, листопад, листья желтые летят». Из цветной бумаги вырезаются разнообразные листья, упражнение выполняется аналогично.
  • «Воздушный шарик», который подвешивается на уровне лица крохи. Он старается подуть так, чтобы шарик взлетел.
  • «Бабочки летают», «Дождик цветной», подготавливаются и выполняются примерно одинаково.  Из тонкой цветной бумаги или ткани вырезаются легкие фигурки и подвешиваются на карандаш. Ребенок держит игрушку у губ и старается, чтобы при помощи выдоха «бабочки» разлетелись. 

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста: упражнения, игры

А еще хорошо подойдет игра на духовых музыкальных инструментах. Детям раннего возраста игрушки подготавливаются взрослым, более старшие ребята могут принять активное участие в их изготовлении и сделать их своими руками. Это придаст положительный эмоциональный настрой детям. Главное во всех этих занятиях ‒ показать пример правильного выдоха. Если малышу почему-то не понравилось упражнение, лучше его временно прекратить, предложить ему позже другую игру.

Специальная дыхательная гимнастика

После того, как дошкольник овладеет навыком правильного вдоха и, главное, выдоха, идет переход к следующему этапу ‒ дыхательной гимнастике. Здесь можно ничего не изобретать, так как специалисты уже постарались это сделать.

Эффективнее воспользоваться комплексными упражнениями, разработанных специалистами. Упражнения предназначены для отработки объема вдоха, выполняя одновременно движениями тела.

Следует заострить внимание детей на том, что во всех упражнениях воздух набирается (вдох) энергично, а выдох пассивно, незаметно.

  • «Кулачки». Упражнение выполняется на коротком шумном вдохе через нос, на чем фиксируется внимание ребенка. Одновременно сильно сжимаются кулаки, на выдохе идет расслабление.
  • «Поясок». Аналогично предыдущему упражнению осуществляется энергичный шумный вдох, одновременно малыш толкает кулачки вниз, имитируя бросок.
  • «Кошка». Подражая движениям животного, детки, шумно дыша носом, делают повороты с энергичным движением рук, как бы отбрасывая что-то в сторону.
  • «Маятник» или «Повороты» ‒ упражнения направлены на действия рук и головы. Обхватив себя руками за плечи, и не забывая сделать активный шумный вдох, малыш поворачивается вправо, влево, успевая между поворотами сделать пассивный выдох.
  • «Перекаты» или «Танцы», при выполнении упражнений движения переносятся на ноги. Приседая поочередно то на левую, то на правую ноги, ребенок продолжает правильно дышать: активный вдох ‒ пассивный выдох.   
Читайте также:  Поделки из тыквы своими руками: 25 идей на выставку в детский сад и школу

Игровые упражнения для отработки речевого дыхания

На этом, самом главном, этапе дошколята овладевают умением распределять длину выдоха в процессе речи и добирать воздух.

Здесь используются достаточно трудные упражнения, поэтому специалисты советуют начать занятия с отработки произнесения и наращивания простейших слогов на выдохе.

Например, сделав глубокий вдох, на выдохе произнести простые слоги с постепенным прибавлением, например, да, дада, дадада, дададада.

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста: упражнения, игры

  • Как вариант, после усвоения упражнения, задание усложняется при перемещении ударения: сначала усилить первый слог, затем переместить ударение на второй, третий и т. д.
  • Выполняя упражнение «Счет прямой и обратный», дети делают длинный вдох, считают на выдохе. Сначала счет идет в прямом направлении, а при усложнении задания ‒ в обратном (1, 2, 3, 4 или 4,3,2,1).
  • Аналогично можно заменить числа перечислением дней недели, месяцев, времен года.
  • Главное, на что обращается внимание, добор воздуха выполняется незаметно.
  • Когда будут получены первые навыки, специалисты рекомендуют для детей старшего дошкольного возраста использовать детские считалки, небольшие четверостишия, скороговорки, наращивание слов во фразе. Необходимая порция воздуха должна добираться после каждой строки. Можно для контроля предложить дошкольнику положить ладонь на грудную клетку, которая будет подниматься при каждом вдохе.

Вот, например, как будут выглядеть в работе считалка, стихотворение и наращивание предложений, которые могут использоваться для отработки добора воздуха и произнесения фразы до конца:

Раз, два, три, четыре, пять (вдох). Солнышку пора вставать (вдох). Шесть, семь, восемь, девять, десять (вдох). Солнца нет, на небе месяц (вдох). Разбегайтесь веселей, (вдох)

Будем прятаться скорей.

Дождик, дождик (вдох), Кап-кап-кап (вдох). Кап-кап-кап (вдох). Не мочи дорожки (вдох), Все равно пойдем гулять (вдох),

Наденем сапожки!

Идет дождь. —> Идет сильный дождь. —> Долго идет сильный дождь.

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста: упражнения, игры

Резюмируя основные рекомендации специалистов, необходимо еще раз подчеркнуть, какие навыки должен приобрести дошкольник:

  • производить активный вдох носом;
  • осуществлять плавный выдох, без резких толчков;
  • научиться складывать губы «трубочкой» для пропевания гласных;
  • выдыхать через рот.
  • научиться делить фразу при произнесении примерно на три слова, чтобы осуществить выдох до конца.

После того как малыш научился правильному речевому дыханию можно переходить к упражнениям на развитие артикуляционного аппарата.

Упражнения на развитие речевого дыхания :

Дыхательные упражнения — Учитель-логопед

Правильное
дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это
энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение,
артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать
диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное
распределение выдоха.

Логопедическая практика показывает,
что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной,
сенсорной алалией, заиканием, ринолалией.

В связи с этим авторы коррекционных
методик по устранению тяжелых нарушений речи значительную роль отводят развитию
физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми
патологиями нарушено (Л.С.

Волкова, В.И. Селиверстов, А.Г. Ипполитова, 3.А.
Репина, М.Е. Хватцев).

Нарушение иннервации мышц
периферического речевого аппарата плохо отражается на функциональных свойствах
дыхательной системы.

Выдох становится неплавным и непродолжительным, голос
слабым, тихим, немодулированным. Всё это влияет на разборчивость речи ребенка.

Поэтому одной из первостепенных задач в общей системе нормализации
произносительной стороны речи детей, является развитие
речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное
звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого
соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности
. Логопеды дошкольных учреждений уделяют пристальное внимание
формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не
только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

У дошкольников
наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:

· Очень слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва
слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также робких,
стеснительных.

·Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого
воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на
первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово
шёпотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или
фразы.

·Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок
вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – вдох – дем гулять).

·Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе,
с «захлёбыванием».

·Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то
громко, то тихо, еле слышно.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная
артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая артикуляция являются основой
для звучного голоса.

  • Во время проведения описанных ниже игр необходим постоянный
    контроль за правильностью дыхания
    . Параметры правильного ротового выдоха:
  • — выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем
    полную грудь воздуха»;
  • — выдох происходит плавно, а не толчками;
  • — во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует
    сжимать губы, надувать щеки;
  • — во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать
    выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему
    ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
  • — выдыхать следует, пока не закончится воздух.

При
проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в
виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать
головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно
использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Рекомендации
по проведению дыхательной гимнастики:

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение,
если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или
обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы
час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не
напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у
ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует
формированию практических умений. Перечисленные ниже игры и упражнения помогут
научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

Упражнения для развития речевого дыхания

  • Дыхательные упражнения
  •                       Выработка дифференцированного дыхания
  •  1. Упражнение «Ныряльщики»

Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания.

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.

Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнения не больше двух-трех раз.

                                                          2. Игра «Кто лучше надует игрушку?»

Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания.

Краткое описание

Логопед показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

Методические указания. Игру лучше проводить с подгруппами детей из пяти-шести человек.

                                                                    Дыхательные упражнения

Формирование длительного и плавного речевого выдоха

3. “Немое кино”.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

                                                                                  4. “Топор”.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

                                                                                       5. “Зоопарк”.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

6. “Ворона”.

  1. Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха
  2. Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”.
  3.                                                                                 Дыхательные упражнения
  4. Формирование направленной воздушной струи.
  5. 7. “Толстяк”
  6. Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

8. “Худенький”

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.

                                                                                         9. “Снежок”

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

10. “Дудочка”

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

                                                                          11. “Пропеллер”

Читайте также:  Аппликации на тему Лето для детей 3-4, 5-6 лет, 1-2 класса

(картинка-образ — самолет с пропеллером). Цель: Формирование направленной воздушной струи.

Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.

  • Дыхательные упражнения
  • Упражнения для развития физиологического дыхания
  • 12. «Цветочный магазин»
  • Цель: развитие физиологического дыхания

(Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок!) Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка- расширена (не поднята!) Плечи-«висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

                                                                            13. «Соревнование лыжников»

Цель: развитие физиологического дыхания

Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу)

                                                                            14. «Чей пароход лучше гудит?»

Цель: развитие физиологического дыхания

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход.

А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка.

Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

                                                                   15. «Кто дольше сможет подуть на листики?»

Цель: развитие физиологического дыхания

У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

  1.                                                                       Дыхательные упражнения
  2. Упражнения для развития речевого дыхания
  3. 16. «Дровосек»
  4. Цель: развитие речевого дыхания

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки — вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести — ух! — на длительном выдохе.

                                                                                       17. «Вьюга»

Цель: развитее речевого дыхания

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у… Свистит ветер: с-с-с-с… Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш… Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

18. «На берегу моря»

Цель: развитее речевого дыхания

Представить себя на берегу моря… Закрыть глаза… Слышите как бегает волна: с-с-с.. Сыплется песок: с-с-с-с… Ветер песню напевает: с-с-с-с… И песочек рассыпает: с-с-с-с…

                                                                                         19. «Эхо»

Цель: развитее речевого дыхания

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а… А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а… Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио…и т.д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».

                                                                                        20. «Пузырь»

Цель: развитее речевого дыхания

Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся.

» По сигналу педагога: «Пузырь лопнул!» Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с… или ш-ш-ш…, подражая выходящему воздуху.

Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается.)

                                                                                            21. «Ворона»

Цель: развитее речевого дыхания

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх — вдох, медленно опустить руки — выдох. Произнести «ка-а-ар!»

                                                                                    22. «Приятный запах»

У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т.д.

  •                                                                           Дыхательные упражнения
  • Упражнения на развитие фонационного выдоха
  • 23. «Жуки»
  • Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
  • Оборудование: предметная картинка «жук».
  • (Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»).
  • Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку:
  • Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,
  • Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.
  •                                                                                  24. «Рычалка»
  • Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
  • (Проводится, если ребенок правильно произносит звук «р»).
  • Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

25. «Комар».

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка «комар».

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «з»). Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук «з». Взрослый произносит рифмовку: З-з-з — комар летит, З-з-з — комар звенит.

                                                                                      26. «Мычалка».

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше «промычит» на одном выдохе. Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук «М-М-М».

                                                                              27. «Варим кашу».

  1. Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.
  2. Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.На слова:
  3. Раз, два, три,
  4. Горшочек, вари!

(«Продукты» поочередно входят в круг — «горшочек»).Каша варится.

  • (Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот — выдох и произносят: «Ш-Ш-Ш»).
  • Огонь прибавляют.
  • (Дети произносят: «Ш-Ш-Ш» в убыстренном темпе).
  • Раз, два,три,
  • Горшочек, не вари!

                                                                           28. «Лесная азбука».

  1. Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.
  2. К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает «уроки лесной азбуки». Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, «осваивают» лесную азбуку:
  3. «У-У-У» — идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).
  4. «А-У-У» — путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).
  5. «Ы-Ы-Ы» — пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

                                                                                 29. «Снегопад».

  • Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
  • Оборудование: «снежки» из ваты.
  • Сделать из ваты мелкие шарики — «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» — сдувать снежинки с ладони.

                                                                                 30. «Кораблик».

  1. Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
  2. Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.
  3. Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:
  4. Ветерок, ветерок, натяни парусок!
  5. Кораблик гони до Волги-реки.
Читайте также:  Скорочтение для детей: упражнения, методики, как научить ребенка быстро читать

1. Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие»

2. Анищенкова Е. С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»

3. «Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет», 2003

4. Костыгина В. «Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)» 2007

5. Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей…» 2006

6. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. — М, 2005.

7. Микляева Н. В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. — М., 2006.

8.Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики опубликованны в книгaх «Хлоп-топ» и «Хлоп-топ-2″.Коноваленко С. В. и Коноваленко В. В.»

Упражнения и игры на дыхание для детей от 2 до 7 лет

Дыхательная гимнастика представляет собой специально разработанные упражнения для развития дыхательной системы и направлена на укрепление здоровья и улучшения общего физического состояния ребенка.

В основе этого комплекса лежит правильное и систематическое выполнение ребенком специальной гимнастики по поверхностному, замедленному, полному дыханию и искусственному затруднению и задержки.

Дыхательные упражнения выполняются детьми дошкольного возраста в спокойном состоянии или с помощью элементов движения или игры. Наибольшей популярностью пользуются упражнения дыхательной системы разработанной А. Н. Стрельниковой и К. П. Бутейко. Их выполнение направлено на достижение следующих целей:

  • Насыщение кислородом всех клеток организма.
  • Научиться управлять собой и своим психологическим состоянием, за счет овладения комплексом гимнастических упражнений по управлению и контролированию дыхания.
  • Поправить здоровье и общее самочувствие, за счет увеличения работы органов пищеварения, сердечной системы и сердца.
  • Профилактические меры по заболеваниям дыхательной системы.

Упражнения на развитие дыхания подходят детям от 2 лет, часто болеющими вирусными или простудными заболеваниями, болезнями легких, бронхиальной астмой или имеющих проблемы с дыхательной системой. Правильный выбор упражнений поможет облегчить симптомы протекающей болезни, уменьшить период болезни и развитие осложнений в будущем. Лучше если его подберет лечащий врач.

Перед тем как начинать выполнение упражнений важно ознакомится с правилами проведения занятий для детей дошкольного возраста:

  • Занятия проводятся в «дышащей» одежде при температуре в комнате или на улице от 17 до 20.
  • Перед проведением занятия проветриваем помещение, в котором оно будет проводиться.
  • Для получения наибольшего эффекта упражнения выполняются 2 раза в день по 15– 30 минут.
  • Для того чтобы их было интереснее выполнять занятия для детей проводят в форме игры, так оно пройдет эффективнее и не наскучит.
  • Упражнения должны иметь простые и детские названия.
  • Для занятия можно использовать детские игрушки.
  • Для проведения занятий подходит открытое помещение или улица.
  • Упражнения начинаются с простых, постепенно усложняясь и увеличиваясь по числу повторений.
  • Только систематическое выполнение упражнений приведет к желательному результату.

Комплекс дыхательных упражнений для детей от 2 до 4 лет

«Шарик»

Ложимся на спину, обе руки расположены на животе. Теперь включаем воображение и представляем, что вместо живота у нас находится шар. Наполняем его воздухом, через нос, медленно вдыхая. Затем задержав дыхание, сдуваем воздух, выдыхая через рот.

«Рыбка»

Ребенок представляет себя рыбкой в море и, ныряя, задерживает дыхание, чтобы продержаться как можно дольше под водой. Дыхание задерживается на максимально возможное время, начинают с маленьких промежутков постепенно увеличивая время.

Упражнения для тренировки дыхательной системы детям от 5 до 7 лет

  • «Цветок и одуванчик»
  • В положении стоя ребенок делает через нос вдох, представляя, что нюхает ароматный цветок, затем выдыхает ртом воздух на одуванчик.
  • «Веселый хомяк»

Для этого упражнения ребенок представляет себя в роли хомяка, наполнив щеки воздухом.

Затем легким хлопком по щечкам выпускает воздух и несколько раз принюхивается носом, в поиске новой еды.

«Дракон»

Ребенок дышит через каждую ноздрю поочередно, представляя себя огнедышащим драконом, зажимая при этом каждую пальцем.

Метод дыхания А. Н. Стрельниковой

Этот метод появился в 70-х годах для лечения людей, страдающих астмой. Он состоит из 14 физических и дыхательных упражнений, основанных на вдохе. Грудная клетка сжимается за счет наклонов и поворотов. Движения тела и вдох должны быть одновременными. Такие занятия подходят для детей от 3 лет.

  • Стоим прямо, руки опущены. Делая вдох, сжимаем руки в кулаки, затем 4 громких и маленьких вдоха и выдыхаем. Повторять упражнение много раз с маленькими перерывами.
  • Стоим прямо, руки в кулаках. Делая вдох, разжимаем руки, повторяем упражнение 8 раз с маленьким перерывом.
  • Наклоны с палкой из стороны в сторону, опираясь на нее. Вдох – наклон в одну сторону, выдох выпрямляемся, еще раз вдох – наклон в другую сторону, выдох выпрямляемся.

Все описанные упражнения, направленные на развитие дыхательной системы, осуществляются с помощью диафрагмы и межреберных мышц. Диафрагма помогает получить необходимое давление в грудной клетке и брюшной полости. При правильном выполнении упражнений, которые проходят в форме игры затрагиваются 4 типа дыхания:

  • Нижнее. В упражнении участвует диафрагма. Воздухом насыщается нижняя и средняя часть легких.
  • Среднее. В упражнении участвуют межреберные мышцы, расширяя грудную клетку.
  • Верхнее. Грудная клетка неподвижна. Благодаря движению плеч и ключицы воздухом насыщается верхняя часть легких.
  • Смешанное. Воздух проходит во все части легких.

Развитие речевого дыхания у детей от 2 лет

Речь представляет собой воздушный поток из звуков, образованных в речевом аппарате при помощи дыхания или воздушной струи.

Развитие речевого дыхания способствует образованию звуков, созданию четкой и выразительной речи, правильному произношению. Определяет уровень развития дыхания речи дошкольного возраста логопед.

Он поможет понять правильность развития дыхания и расстановку пауз у ребенка во время разговора или игры.

Плохо развитое дыхание дошкольников связано со здоровьем, неактивным образом жизни и обострением хронических заболеваний дыхательной системы.

Неправильное речевое дыхание выражается в нерациональном использовании воздуха во время разговора, неправильном применении выдоха и вдоха.

Все это негативно сказывается на постановки и развитие речи у детей малых лет и происходит чаще всего из-за невнимания родителей к этой проблеме или недолжном воспитании.

У дошкольников при плохом развитии вдоха или выдоха речь тихая. При произношении длинных предложений возникают проблемы, происходит нарушение плавности произносимой речи. Это происходит за счет нехватки воздуха, который они должны восполнять на середине предложения.

Также при наличии проблемы с развитием речевого дыхания у детей от 2 лет при разговоре происходит не договаривание слов, и поэтому они могут перейти на шепот. Проговаривать длинное предложение приходится во время вдоха. От этого речь звучит неуверенно, быстро, без соблюдения пауз, как бы захлебываясь.

Развить речевое дыхание у ребенка поможет специальная постановка выдоха, выполненная в форме игры. Поэтому главной задачей упражнений является формирование правильного выдоха через рот.

Элементы выполнения правильного речевого дыханий ребенка через выдох:

  • Через маленький, но сильный вдох носом можно понять и оценить, как расширяется диафрагма ребенка;
  • Выдох должен быть плавным и ровным, рот сложен буквой «О»;
  • Выдох только через рот, ни в коем случае не через нос;
  • Выдох должен быть полным с паузой в несколько минут.

Развить речевое дыхание у детей любого возраста через тренировку выдоха поможет выполнение специальных упражнений в форме игры. Они состоят из элементов зарядки дыхательной системы и артикуляционных упражнений. Выполнение гимнастики может наскучить или надоесть ребенку. Избежать этого поможет соблюдение следующих правил.

Занятие проводятся ежедневно, начиная с 3 минут для маленьких и постепенно прибавляя до 7 минут для дошкольников. Проходить они должны через час после еды. На улице, если теплая погода или в проветриваемой комнате в форме игры.

Упражнения — игры, направленные на развитие выдоха

«Веселые снежинки»

Подвешиваем перед лицом ребенка (на расстоянии 10 см) на нитки бумажные снежинки или цветные полоски, и предлагаем ему на них подуть. Делать он должен это стоя и только на выдохе. Затем усложняем задание, отодвигая нити подальше.

«Спортивные фломастеры»

Устраиваем соревнование фломастеров. В упражнении могут принимать участие несколько детей или родители с детьми. Кладем два разноцветных фломастера на стол, определив финишную черту, и дуем каждый на свой фломастер. Первый пришедший к финишу выиграл.

«Праздник»

Организовываем день рождение любимой игрушки. Для этого накрываем праздничный стол из детской или настоящей посуды, рассаживаем гостей игрушек за него и приносим десерт со свечей. Ребенок должен задуть свечу на выдохе, используя большое количество воздуха. Получиться может не с первого раза, повторить упражнение желательно несколько раз.

«Самолетик»

В игре могут участвовать несколько детей. Складываем из бумаги самолетики и ставим их на стол. По команде дети сильно дуют на них, выпуская максимальное количество воздуха. Выигрывает тот чей самолетик улетит дальше.

Тренировка дыхания, с помощью речевого материала

Овладев правильным выдохом, ребенок должен научиться выполнять задания по развитию речевого дыхания.

  • Научится правильному произношению слогов и звуков. Для этого потребуется постоянное проговаривание слогов, гласных звуков на одном выдохе.
  • Выучить маленькие стишки. Лучше для развития дыхания подойдут маленькие стихи четверостишья. При их проговаривании обращаем внимание на комбинацию вдоха и выдоха, полученные ребенком во время проговаривания стиха.

Существуют также специальные игры, содержащие в себе упражнения для дыхательной системы и постановки речи, подходящие для любого возраста.

«Маятник»

Начальное положение – стоим прямо, ноги раздвинуты, руки в замке подняты вверх. Делаем глубокий вдох, наклоняемся в сторону, выход – произносим «Бум». Последнюю букву тянем.

«Вождение»

Начальное положение такое же, руки впереди сжаты в кулаки. Делаем вдох – крутим кулаки как на руле, выдох – говорим «ррр».

«Хлоп»

Ребенок встает на колени, руки вдоль туловища. Делаем вдох – разводим руки, выдох — сводим и хлопаем в ладоши, проговаривая «Хлоп».

Этот комплекс упражнений, проводимый в форме игры, подходит для детей от 2 лет и дошкольного возраста. Их необходимо делать ежедневно по 6–8 раз.

На сегодняшний день сложилась ситуация масштабного отклонения в развитии речи у детей малых лет и дошкольников. Считается нормой отсутствие разговора у детей 3 летнего возраста. Это совсем неправильно. Начинать занятия по правильному произношению необходимо как можно раньше, так как наличие этой проблемы может сказать в дальнейшем на учебе в школе.

Хорошо развитое речевое дыхание, с помощью упражнений поможет развить произношение звуков и слогов, которые в дальнейшем превратятся в четкие и понятные слова. Поэтому очень важно проводить занятия по дыханию у детей с раннего возраста или только начинающих произносить слова и фразы, для предотвращения речевых дефектов в будущем.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector