Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения.

Это важно не только для выработки красивого почерка, надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий.

Развитию мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий:

  • упражнения с мелкими предметами;
  • графические задания;
  • пальчиковые игры.

В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы.

При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не  оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.    

Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 – 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием. Для этого воспитателю и родителям предлагается воспользоваться картотекой упражнений для развития мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет.

Графические задания

Большинство таких заданий выполняются на  подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.

Контуры

На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.

Дождик

На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно  выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий. 

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски   Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Волны

Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде. Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые). 

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Рыбка

Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Узорная штриховка

На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски  Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Дорисуй рисунок

Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:

  • дорисуй клетку тигренку;
  • дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;
  • дорисуй бабочку и т.д.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Соедини точки

Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски  Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Развивай глазомер

В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.

  • помоги зайчику попрыгать по кочкам;
  • попади мячом в корзину;
  • помоги восстановить волейбольную сетку;
  • порази цель в тире.
  • Рисуй с нажимом
  • В этом задании нужно выполнить штриховку, делая правильный нажим:
  • заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;
  • заштрихуй стаканы — один с водой (она почти прозрачная), другой с соком (намного темнее);
  • заштрихуй листочки, делая их разными по интенсивности цвета.

Повторение рисунка по клеточкам

Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.

Графические диктанты

На карточках в клетку можно предложить детям выполнить графические диктанты. В таких заданиях указывается количество клеток и направление движения линии. В случае правильного выполнения диктанта на карточке появляется изображение какого-то предмета.  Читайте подробнее о том, Как проводить графические диктанты в детском саду.

Игры с предметами

Обычно маленьких детей ограждают от игр с мелкими предметами. Ведь они могут взять их в рот или засунуть в ухо. Однако после 5 лет такие занятия просто необходимы.

Игры с песком и сыпучими веществами 

Детям можно предлагать такие задания:

  • пересыпать песок из одной емкости в другую;
  • отсыпать песок мерной ложкой;
  • просевать песок через сито;
  • рисование пальцами по песку;
  • лепка из мокрого песка;
  • поиск в песке  зарытых мелких предметов.

Самое захватывающее занятие из этой серии — создание поделки из цветной соли.

Игры с крупами и семенами

Крупы имеют более крупную фактуру, чем песок. Поэтому их можно использовать для сортировки. Для этого берут по горстке круп или семян трех разных видов и ссыпают в одну кучку. Ребенку дают три мелких емкости, куда он должен разложить крупинки. Это можно делать пальцами или же использовать пинцет.

В еще одной игре детям предлагается определить, где какая крупа на ощупь. Для этого их рассыпают в небольшие тканевые мешочки, которые плотно завязывают. Надо взять мешочек и, помяв его в руках, назвать крупу.

Из круп и семян можно выкладывать картинки, создавать аппликации на пластилине.

Игры с пуговицами

Пуговицы более крупные. Они также подходят для сортировки (по размеру, форме, цвету). Кроме этого из пуговиц можно выкладывать орнамент, дорожки, линии по заданному рисунку, картинки.

  • взять на векторе
  • Очень интересное задание — заполнить пуговицами кружочки на рисунке, подбирая их по цвету.

Игры с веревочками

Отлично подходят для развития мелкой моторики у детей игры с веревочками и шнурками. Их можно использовать для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек или макраме.

Очень полезно задание, связанное с нанизыванием бусинок. Лучше такие «бусинки» сделать самостоятельно, порезав трубочки для коктейля. Можно указывать точное число бусинок, которые нужно нанизать или попросить создать из них красивый узор, чередуя их по цвету.

Много игр связано со шнуровкой. Такие задания часто можно встретить на страничках развивающих книг из фетра.

Игры с бумагой

Работая с бумагой, предлагайте детям такие задания:

  • сминание и разглаживание листа  бумаги;
  • складывание оригами.

Очень увлекательная игра по созданию запланированного беспорядка. Сначала детям предлагается порвать цветную бумагу на мелкие кусочки, а затем устроить из них разноцветный дождь, подбрасывая их в воздух.

После активной фазы игры нужно попросить малышей помочь собрать все обрывки, что тоже очень полезно для развития  мелкой моторики. Эти кусочки можно  использовать для рваной аппликации.

В ходе такой игры предлагайте детям рвать бумагу разной толщины (от газет до картона).

Игры с прищепками

В наборе должны быть прищепки разных цветов. Также для таких игр надо подготовить разные шаблоны. Можно предлагать такие задания:

  • приделать ежу иголки;
  • добавить лучики солнышку;
  • сделать прическу мальчику.

Игры с прищепками очень популярны на занятиях по математике и обучению чтению, так что можно объединить такие виды упражнений и попросить детей с помощью прищепок:

  • посчитать примеры;
  • прикрепить на шаблон цифры соответствующее количество прищепок;
  • указать нужную букву.

Игры со спичками

Хоть спички детям не игрушка, но для занятий по развитию мелкой моторики их вполне можно применять, давая такие задания:

  • перекладывание со стопки в стопку;
  • выкладывание из спичек фигурки, которая нарисована  на картинке;
  • складывание в коробочку.

Детям нравится собирать спички в кубик с проделанным небольшим отверстием в центре одной из граней. Можно вместо спичек использовать ватные палочки.

Читайте также:  Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста 2-3, 4-5 лет

Упражнения с мячом

Очень полезно делать самомассаж ладоней. Для этого нужно зажать между ладонями массажный мячик (грецкий орех, мячик для тенниса) и выполнять различные задания:

  • поступательные движения ладонями вперед – назад;
  • круговые движения ладонями;
  • сжимание – разжимание мяча в ладони;
  • перекладывание из одной руки в другую;
  • зажимание мячика двумя пальцами (поочередно менять пальцы);
  • катание мячика по столу, придерживая его одним пальцем;
  • прохождение мячиком по лабиринту, подталкивая его пальцем;
  • продвижение мячика по нарисованной на  столе спирали.

Похожие упражнения можно выполнять, перекатывая между ладонями шестигранный карандаш.

Кроме перечисленных игр организуйте с детьми:

  • театр теней с показом фигурок героев руками;
  • пальчиковый театр;
  • игры с мозаикой;
  • игры с мелким конструктором;
  • собирание паззлов;
  • закручивание крышечек;
  • игры со скрепками;
  • выкладывание дорожек или узоров из камушков;
  • задания с резиночками.

Предлагайте малышам чистить пальцами яйца, сваренные в кожуре овощи, мандарины. Будет полезным даже обычное перелистывание страниц в книге. Также для развития мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет рекомендуется воспользоваться картотекой пальчиковых игр.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Задания на развитие мелкой моторики

  • Задания на развитие мелкой моторики
  • Подготовил:
  • учитель начальных классов

Зайцева Т.А.

2017 г.

Название: Прямые дорожки

Солнцева Е.А., Белова Т.В.

  1. Возраст: 6 – 7 лет
  2. Цель: развитие мелкой моторики и координации движения
  3. Оборудование: Лист бумаги с заранее начерченными дорожками, карандаш или ручка.
  4. Описание: Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
  5. Инструкция: «Проведи линию посередине прямой дорожки так, что бы она не касалась ее краев».

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Название: Точки

Солнцева Е.А., Белова Т.В.

  • Возраст: 7 -8 лет
  • Цель: Развитие мелкой моторики и внимания
  • Оборудование: карточка с точками, карандаш или ручка

Описание: Ребенка просят соединить точки согласно инструкции. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется. Проводить по одной лини два раза можно если это необходимо.

Инструкция: «Нарисуй фигурку по точкам, как на образце».

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

  1. Название: Контуры
  2. Авторы:
  3. Возраст: 6-8 лет
  4. Цель: развитие мелкой моторики и координации.
  5. Оборудование: карточки с рисунками, карандаш или ручка.
  6. Описание: Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.
  7. Инструкция: «Соедини точки для того, что бы получился завершенный рисунок»
  8. Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраскиРазвитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраскиРазвитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраскиРазвитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраскиРазвитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски
Название: Штриховка Источник: http://nachalka1439.narod.ru/ruka.htm

  • Возраст: Младший школьный
  • Цель: Развитие мелкой моторики и внимания
  • Оборудование: Карточка с рисунками, карандаш или ручка
  • Описание: Ребенку предлагается закончить штриховку по образцу.
Инструкция: Выполни штриховку в направлении, указанном стрелочкой. Линии должны находиться на одинаковом расстоянии друг от друга.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Название: Фигурные линии

Авторы: Солнцева Е.А., Белова Т.В.

  1. Возраст: 6,5 -7,5 лет
  2. Цель: развитие мелкой моторики и координации движения
  3. Оборудование: Карточка с изображением линий, карандаш или ручка

Описание:  Ребенка просят провести фигурную линию, соединяя штриховку. При прохождении линии ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

Инструкция: «Проведи фигурную линию соединяя штриховку».

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Название: Фигурные дорожки

Авторы: Солнцева Е.А., Белова Т.В.

  • Возраст: 6,5 -7,5 лет
  • Цель: развитие мелкой моторики и координации движения
  • Оборудование: Карточка с изображением дорожек, карандаш или ручка

Описание: Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах), линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.

  1. Инструкция: «Проведи линию посередине фигурной дорожки, не задевая края»
  2. Название: Лабиринт

Источник: http://ped-kopilka.ru/photos/photo3811.html

  • Возраст: 7-8 лет
  • Цель: Развитие логики и мелкой моторики рук.
  • Оборудование: Карточка с изображением лабиринта, карандаш или ручка
  • Описание: Ребенку предлагается пройти лабиринт, не задевая границы.
  • Инструкция: «Помоги красной божьей коровке добраться до ее подруги, проведи путь карандашом не задевая границы».
  • Название: Узоры

Источник: http://ped-kopilka.ru/photos/photo3811.html

Возраст: 6-8 лет

Цель: развитие мелкой моторики, воображения и внимания

Оборудование: карточка с узором, простой карандаш, и цветные карандаши.Описание: Ребенку предлагается ряд узоров, которые он должен дорисовать и разукрасить.

  1. Инструкция: «Дорисуй узор в каждой колонке и раскрась его».
  2. Название: Рисуем по точкам

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/zoloto-web/post203457516/

  • Возраст: 6.5-8 лет
  • Цель: Развитие мелкой моторики и воображения
  • Оборудование: карточки с рисунками, карандаш
  • Описание: Ребенку предлагается соединить точки по порядку что бы получился рисунок.
  • Инструкция: Соедини точки по порядку и увидишь, кто спрятался.
  • Название: Кто это?

Источник: http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac828.html

  1. Возраст: 6.6-8 лет
  2. Цель: развитие мелкой моторики, воображения и внимания
  3. Оборудование: Карточка с рисункои, цветные карандаши карасного, желтого, зеленого, синего и фиолетового цветов.
  4. Описание: Ребенку даются цветные карандаши и рисунок, где каждая область раскрашивания имеет цифру которая соответствует определенному цвету, и он должен разукрасить картинку.
  5. Инструкция: «Раскрась картинку по цифрам, и ты узнаешь, кто спрятался в листьях пальмы.
  6. Название: Спички

Источник: http://www.babyblog.ru/

  • Возраст: 6-7 лет
  • Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.
  • Оборудование: Карточка и примером, спички
  • Описание: Ребенку предлагается сложить из спичек фигуру по образцу.
  • Инструкция: «Сложи из спичек точно такую же фигуру»
  • Название: Фасолька

Источник: http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_11c.shtml

  1. Возраст: 6-7 лет
  2. Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.
  3. Оборудование: Картон, фасоль, горох.

Описание: Ребенку дается картон и мисочка с перемешанными фасолью и горохом и предлагается выложить на картоне изображение цветка, бабочки и т.д. (Можно предложить приклеить, или если ребенку сложно, то дать ему уже готовое изображение на которое он и выкладывает)

Инструкция: Выложи на картоне из фасоли изображение цветка, бабочки..

Прописи для детей — Распечатай и обводи!

Здесь вы можете скачать всевозможные прописи для детей и распечатать их бесплатно. Среди них есть прописи по математике, прописи с прописными буквами, прописи для малышей, прописи для дошкольников и школьников начальных классов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 класса, т.д.

Для детей 5, 6, 7, 8, 9 лет. Прописи — это очень важный методический материал для детей, так как они приучают ручку ребенка к письму, стимулируют развитие красивого почерка и вырабатывают положительное отношение к учебе.

Дети, которые в дошкольном возрасте не были знакомы с прописями и не занимались по ним регулярно, имеют большие проблемы в начальной школе — они с трудом учатся писать, их почерк далек от идеала, а каждое выведенное в тетради слово воспринимается ими, как сложнейшая работа, а порой, и настоящее мучение. Откуда в таком случае возьмется любовь к учебе и стимул к достижению школьных успехов?

Обязательно распечатывайте своим малышам различные прописи, начиная с самых ранних лет, и вы не пожалеете — ваш ребенок будет всегда радовать вас стараниями в учебе, хорошими оценками и прекрасным почерком!

Ну а чтобы более детально углубиться в подготовку детей к школе, воспользуйтесь нашим разделом по обучению ребенка чтению, в котором вы найдете массу полезных обучающих материалов с алфавитом, слогами, по работе с текстом, игровые пособия и многое другое…

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Здесь вы можете скачать русские прописи для детей (печатные буквы) с заданиями. Материалы в оригинальном размере выложены внизу страницы одним файлом. Обучаясь письму, ребенок сможет научиться не только правильно писать буквы, у него будет прекрасная возможность раскрашивать картинки и выполнять различные задания.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему Зима по ФГОС

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

В данном материале вы можете скачать во вложениях внизу страницы упражнения для детей «Обведи по точкам». Подобные задания послужат отличным стартом для малыша во время обучения письму и помогут выработать красивый почерк у ребенка.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Здесь можно скачать задания для малышей «Обведи по точкам картинки», где ребенок должен сначала обвести каждый изображенный предмет по контуру, а затем раскрасить получившиеся картинки. Упражнения помогут вам приучить ребенка к письму, а также будут развивать мелкую моторику малыша.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Здесь вы можете скачать одним файлом восемь упражнений для дошкольников «Прописные русские буквы», которые помогут вашему ребенку сформировать представления о правильном соединении прописных букв в словах, и предоставят возможность малышу самостоятельно потренироваться в написании некоторых букв и слов.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Прописи для детей «Прописные буквы от А до Я» вы можете скачать во вложениях внизу страницы одним файлом. Это незаменимые занятия для дошкольников, которые обучаются письму.

Своевременное обучение детей обязательно принесет свои положительные результаты во время школьных занятий, к тому же у ребенка постепенно формируется и вырабатывается красивый почерк, наращивается скорость написания букв, а также появляется стремление и любовь к учебе.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Здесь вы можете скачать прописи «Пишем, играя», которые состоят из 33 листов-заданий для детей от 5 лет. Выполняя простые и увлекательные предложения, ваш ребенок: знакомится с основными элементами цифр и букв; формирует графические навыки; тренирует мелкую моторику; развивает внимание и память; учится самостоятельно выполнять задания;

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Прописи для детей прописные буквы — это лучший учебный материал для тренировки дошкольника и младших школьников письму. Ведь именно прописные буквы вызывают трудности у детей начальных классов.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Прописи букв для детей 5-6 лет «Буквы» — это серьезный этап подготовки к школьному письму. Ребенок учится выводить буквы, запоминает их написание, привыкает к правильному наклону. А веселые картинки, которые присутствуют на каждом листе и соответствуют буквам, помогут не заскучать вашим малышам.

Ребенок плохо пишет? 7 занятий на мелкую моторику для школьников. Развитие мелкой моторики у детей

Содержание:

Ваш первоклассник с трудом осваивает прописи? Не попадает в клеточки в тетради по математике? Возможно, дело в неважной мелкой моторике — но этой беде можно помочь. К тем упражнениям для развития мелкой моторики, которые обычно делают с дошколятами, можно добавить более «взрослые» — и регулярные тренировки принесут свои плоды. Вот чем можно заняться — в том числе и на предстоящих каникулах.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Родители много занимаются развитием мелкой моторики с детьми раннего возраста — малыши перебирают крупы, играют в песке, любят раскраски, пазлы и, конечно, «ладушки».

Но по мере взросления ребенка все это отходит на второй план, в школе все его время занято зубрежкой.

Родители и учителя часто считают, что игры и упражнения для рук — это занятия для самых маленьких, а дети постарше должны усваивать информацию из текста в учебнике. Но это не всегда так.

Современная система образования заточена на то, чтобы дети запомнили определенное количество не связанных друг с другом фактов за определенный промежуток времени. Вместо этого учителям и родителям стоило бы дать ребенку представление об общей картине мира и показать ему инструменты познания этого мира. И как раз одним из важнейших инструментов познания являются наши собственные руки.

Расскажем, как развивают ребенка и помогают ему учиться различные занятия для развития моторики.

Пальчиковый театр

Помимо очевидной пользы для развития мелкой моторики, театрализованные представления — замечательное средство социализации дошкольников. Они помогают развить математические навыки, изучить базовые социальные модели, познакомиться с различными эмоциями и научиться ими управлять.

Фигурки для представлений можно сделать вместе с ребенком: это будет еще одним отличным упражнением на мелкую моторику. Фигурки можно связать, сшить из фетра, связать из соломы — все зависит от умения взрослого и усидчивости ребенка. Если же вы не готовы тратить время на создание фигурок, их можно купить в готовом виде.

Архитектурное моделирование

Архитектурное моделирование — упражнение, которое задействует одновременно двигательную, зрительную и ассоциативную память. Оно развивает технику владения чертежными инструментами, графическую грамотность, прививает навыки ориентирования в пространстве и на листе бумаги, помогает детям в решении конструкторских задач.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Для домашнего использования можно приобрести наборы с готовыми макетами и перечнем различных архитектурных деталей, которые дети превратят в модель здания.

Конструкторы бывают разных видов:

  • наборы с блоками-кубиками;
  • бумажные конструкторы;
  • дизайнерские конструкторы;
  • архитектурные конструкторы (для особо увлеченных).

Еще один способ познакомиться с архитектурным моделированием — это чертежные наборы, в которые обычно входят специальные листы, рейсшины, рапидографы и другие необходимые атрибуты будущего архитектора/дизайнера. Их чаще всего покупают в хобби-гипермаркетах и на арт-маркетах. Чтение книг, просмотр кино и тематических лекций также помогут вашему ребенку познакомиться с темой поближе.

Рисование для детей

Практически все дети любят рисовать, так что такие упражнения придутся им по душе. Для детей дошкольного возраста отлично подойдут пальчиковые краски — такой вид творчества задействует сразу обе руки, что отлично сказывается на развитии головного мозга.

Школьникам уже можно предложить упражнения с карандашом. Для этого возраста отлично подойдут такие занятия, как обводка плоских фигур, рисование по опорным точкам, дорисовывание недостающей половины картинки или рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Главное — избегать монотонности и придумывать занимательные истории для каждого задания. К примеру, можно подготовить специальные карточки, где у изображений будет отсутствовать контур, а ребенок должен будет этот контур восстановить. Также отлично развивают моторику лабиринты, которые ребенок должен «пройти» одной линией, не залезая за контур.

Задания на штриховку

Этот тип активности подойдет более усидчивым детям, но в то же время штриховка очень полезна для развития мышц кисти.

Начать занятия нужно с более простых упражнений: например, подготовить карточки с изображениями зверей, на которых уже будет проведено несколько штрихов в качестве примера. Ребенку предлагается завершить штриховку под тем же углом и с таким же расстоянием между штрихами.

Более продвинутые уровень — произвольная штриховка. Например, ребенок может заштриховать два одинаковых изображения по-разному в зависимости от истории, которую придумает.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Графические диктанты

Они отлично развивают не только мелкую моторику, но и усидчивость. Взрослый должен заранее подготовить картинку, которую ребенок нарисует на клетчатом листе бумаги (вдохновиться и найти примеры можно на Pinterest).

Есть два варианта графических диктантов:

  • Первый (и самый простой). Нужно показать ребенку образец геометрического рисунка и попросить повторить его. Для этого понадобятся только тетрадь в клетку и карандаш с ластиком, чтобы была возможность исправить неудавшиеся линии.
  • Второй. Продиктуйте ребенку количество клеток и направление рисунка (например, в таком формате: две клетки вправо/три клетки вверх/одна клетка вправо). Так ребенок учится быть внимательным, прислушивается к тому, что вы говорите. При правильном выполнении упражнения на листе получится картинка. Проверить ее можно методом наложения получившегося рисунка на оригинал.

Как и из чего лепить с ребенком

Лепка из пластилина, глины или специального теста — отличное упражнение на мелкую моторику, а также неплохой антистресс для родителей. Совершенно неважно, что ребенок будет лепить, главное — задействовать всю ладонь.

Для начала можно лепить простейшие фигуры: шарики и колбаски. Затем можно усложнять задание и уменьшать размер готовых изделий: чем мельче фигурки, которые лепит ребенок, тем эффективнее развивается его мелкая моторика.

Если у вас не оказалось под рукой пластилина или глины, вы всегда можете изготовить тесто для лепки своими руками. Для этого вам понадобится мука, вода, подсолнечное масло, соль, пищевой краситель или акварель.

На стакан муки нужно взять стакан соли, ⅔ стакана воды и 1 ст.л. масла, краситель можно добавить по желанию. Все ингредиенты смешать, при необходимости добавить еще воды.

Такое тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете.

Оригами и полигональное моделирование

Изделия из бумаги — довольно трудоемкое и ответственное занятие, требующее хорошей координации и усидчивости, поэтому эти упражнения подойдут детям, у которых уже в достаточной мере развита мелкая моторика. Результат того стоит!

Чтобы подготовить ребенка к созданию сложных фигур, нужно заранее начать давать ему простейшие задания: аккуратно складывать лист пополам, складывать уголки, собирать бумажные самолетики. К 6-7 годам ребенок уже научится аккуратно обращаться с бумагой, и можно будет переходить к следующему этапу.

Читайте также:  Фонематический слух и фонематическое восприятие: что это, различие, таблица развития

Оригами подойдет начинающим, а вот полигональное моделирование из бумаги может оказаться сложным даже для взрослых. Сейчас в интернете можно найти огромное количество обучающих видео и статей с развертками для любого уровня подготовки. Проще всего искать инструкции и подробные развертки на YouTube или Pinterest.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет

Родители будущего школьника часто слышат о том, что необходимо обратить внимание на его тонкую моторику. Что же это такое – тонкая, или мелкая, моторика, и почему она так нужна будущему школьнику, попробуем разобраться в этой статье.

Что такое развитие мелкой моторики рук?

Начнем с физиологии. Общее развитие моторики — это двигательное развитие всего организма, подразумевает своевременное овладение, координацию, согласование и тренировку всех мышц организма.

Крупная моторика отвечает за согласованные движения всего тела (так называемые локомоции) – ходьбу, ползание, бег. Однако у человека есть и особый, уникальный орган, позволяющий выполнять очень точные, порой невидимые глазу манипуляции: это кисти рук, пальцы.

Именно эту двигательную систему и называют «мелкой или тонкой моторикой».

Двигательное развитие находится в тесной связи с развитием головного мозга ребенка, само по себе является показателем формирования центральной нервной системы.

Однако в преддверии школы сформированность моторных навыков кисти, ловкость пальцев будущего школьника не только отражает благополучие его психомоторного развития.

Они становятся еще и совершенно необходимым условием для его успешности в обучении, ведь школьные занятия требуют высокого уровня формирования графического навыка. Поэтому при подготовке ребенка к школе родителям важно верно оценить уровень развития графо-моторных навыков.

Вот круг графических умений, необходимых для того, чтобы ребенок успешно справлялся со школьными заданиями:

  • раскрашивание: по тонкому контуру, с мелкими деталями, не выходя за их пределы;
  • обведение фигур по пунктиру, проведение ровных линий в «коридоре», в графическом лабиринте;
  • копирование графического задания как на листочке в клеточку, так и на чистом листе А4;
  • штриховка разнообразная, в разных направлениях;
  • тонировка — варьирование нажима карандаша для получения тонов разной насыщенности;
  • графический диктант — выполняется на листочке в клеточку под диктовку взрослого: либо фигура, либо орнамент;
  • дополнение образца до целого, рисование отражения, дорисовывание симметричного изображения.

Если вы отмечаете, что не все эти навыки у ребенка достаточно сформированы, пора начинать тренировку пальцев.

Как проводить занятия?

Занятия для развития мелкой моторики с ребенком 6-7 лет лучше проводить в первой половине дня, после завтрака, в спокойной обстановке. Немаловажными являются офтальмо-гигиенические соображения – освещенность, угол наклона парты или стола, удобство рабочего места. Следите за осанкой, приучайте ребенка сидеть ровно, правильно держать карандаш при выполнении графических упражнений.

Помните: нельзя заставлять ребенка заниматься. Задания должны быть интересны ребенку, а занятия со взрослым сами по себе очень нравятся шести-семилетке.

Среди заданий могут оказаться трудные для ребенка. Может быть, ему не дается копирование или ориентация на листе. Часто тренировка графического навыка нелегко дается ребенку; в этом случае сделайте упор на творческие задания. Экспериментирование с новым материалом, создание нестандартных работ не только укрепит ладошки, но и подтолкнет творческое мышление ребенка.

Задания на развитие моторики

Занятия для развития моторики разнообразны, но их можно разделить по виду деятельности, причем для более полноценного развития движений ребенка их надо чередовать, избегая однообразия.

  • Рисование. Наилучшим образом развивает точные движения рук рисование карандашом и непосредственно пальцами и ладошками. Когда малыш рисует карандашами, он может экспериментировать с нажимом, что невозможно при рисовании фломастером или ручкой. Использование пальчиковых красок дает возможность ребенку получить новые тактильные впечатления, при пальчиковом рисовании работают все рецепторы руки, что стимулирует чувствительность и точность тактильного восприятия, создает необходимую основу для тонких движений руки.
  • Лепка из разных материалов (пластилина, соленого теста, глины), а также создание пластилиновых картин, когда ребенок размазывает пальчиками пластилин по картону по контуру или создавая новый образ.
  • Работа с бумагой. Оригами, вырезание, кручение и аппликации с разнообразными материалами. Чем фактурнее материал (гофрированная, бархатная бумага, папиросная, фольга, ткань, кожа), тем полезнее занятие для мелкой моторики.
  • Конструирование. Тут выбор материала так же велик: блоки, металлические конструкторы, магнитные, деревянные – все они развивают ловкость пальцев.
  • Рукоделие – вязание, вышивание, шитье.
  • Игры для развития моторики
  • Совершенно необходимо чередовать занятия «за столом» с двигательными играми, которые позволят ребенку отдохнуть, эмоционально «подзарядиться». Игра помогает:
  • …поддерживать «моторный баланс»

Будущему первокласснику предстоит много писать, рисовать, заниматься поделками, подолгу сидя за партой. Фокус его моторной деятельности все более смещается с общих локомоций на тонкую моторику.

Если ребенок долгое время трудится за столом, он, возможно, и способен выполнять очень тонкие работы руками, но в остальном мышцы слабые, тонус распределен неравномерно, координация плохая. В будущем это неминуемо приведет к изменению осанки, что чревато проблемами со здоровьем.

Поэтому следите, чтобы мелкая и крупная моторика ребенка были задействованы в равной мере, находились в балансе на протяжении дня.

Регулярные физические нагрузки – в первую очередь спортивные игры, а также плавание, ходьба, зарядка, когда дети выполняют упражнения по образцу, развивают координацию в целом всего организма и помогают ребенку сохранить здоровье и активность при малоподвижном образе жизни.

  1. …упражнять силу рук
  2. В игровой форме дети с удовольствием выполняют упражнения, которые равномерно распределяют мышечный тонус, укрепляют мышцы кисти и руки
  3. Игра «Цепочка».

Ребенок на обеих руках соединяет указательные пальцы с большими: это звено цепочки, далее ребенок сцепляет два звена, как в цепочке и тянет в разные стороны, пытаясь сам разомкнуть цепь. Считает до 10 и отпускает, расслабляет руки. Далее то же самое повторяет с другими пальцами.

Игра «Силач».

Ребенок сжимает изо всех сил кулачки, сгибая руки в локтях, как силач. И начинает счет: держит как можно больше, а потом расслабляет.

По окончании таких упражнений очень важно дать отдохнуть рукам, прислушаться к ощущениям в ладошках, в пальчиках.

…научить отдыхать при работе «за столом»

Лучший способ отдохнуть от выполнения графического задания – расслабить мышцы руки, сменить вид моторной активности. Для этого можно предложить ребенку сделать пальчиковую разминку.

Игра «Кулачок-ладошка». Ребенок поднимает ручки и изо всех сил сжимает их, считает до пяти, а затем кладет на стол ладошки и предплечья, максимально их расслабляя.

Игра «Снежки».

Ребенок сильно сжимает ладошки, как будто лепит снежок. «Снежок» должен быть крепким, «чтобы не развалился». Затем малыш с силой «кидает» снежок «далеко-далеко», чередуя руки.

После каждого упражнения ребенку надо расслабить ручки – потрясти их кистями вниз, сделать движение, как будто он стряхивает воду. Эти упражнения помогут рукам отдохнуть, тренируют подвижность и ловкость пальцев.

С этой же целью научите ребенка технике массажа кистей. Сначала левой ручкой малыш хорошенько разминает пальчики правой, начиная от ногтевой фаланги и вверх по пальчику, а затем меняет руки.

Интересные задания и игры помогут ребенку освоить необходимые навыки письма, укрепят и разовьют его пальчики. Они эффективно стимулируют мозговую деятельность, что благоприятно отразится на его интеллектуальных способностях. Развитая мелкая моторика поможет сформировать графический навык и поможет будущим успехам в обучении.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector