Постановка и автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложениях

Конспект индивидуального занятия «Приключения пчелки ». Автоматизация звука [Ж].

  • Цель:  создать условия  для  закрепления   произношения звука [ж] в словах, в предложении.
  • Задачи: 
  • — образовательные: 
  • 1)Учить автоматизировать  звуки [ж]   в словах и  предложениях;
  • 2)Развивать фонематическое восприятие: умение выделять  на слух слова со звуками [ж] ;
  • 3)Совершенствовать умения правильно произносить одно- , двух- и трехсложные  слова с одним стечением согласных;
  • 4)Формировать навык звукового и слогового  анализа слов;
  • 5) Развивать умение ориентироваться в пространстве,
  • — коррекционные
  • 1) Развивать и активизировать  моторику артикуляционного аппарата;
  • 2) Развивать мелкую моторику рук;
  • 3) Развивать  зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении; память, внимание, мышление.
  • 4) Развивать артикуляционную моторику, мимику, дикцию
  • 5) создавать благоприятный психологический настрой.
  • — воспитательные:
  •   1)Соблюдать правила поведения на занятии;
  • 2) Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
  • 3)Воспитывать у детей  умение слушать учителя,  выполнять инструкции;
  • Оборудование: пчелка Жу- жа, демонстрационные картинки: пчелка с ведерком (на ведерках прикреплены при помощи скрепок картинки со звуком Ж. )
  • Ход урока.

Л. Здравствуй. С каким настроением ты сегодня пришел ко мне заниматься? С хорошим или плохим ? (Хорошим)

2.Логопедическая гимнастика.

Л: давай вспомним веселое стихотворение вместе. Смотри внимательно в зеркало и делай упражнения. Я буду рядом и тебе помогать, если ты забудешь.

Мы умеем улыбаться,  Мы умеем чистить зубки,  Чай заварили, вот дела  Ведь нам чашечка нужна.   Чашку к зубкам поднимаем,   Губки тянем, округляем.   Голос звонкий подключаем,  Дружно громко выдыхаем,  И звук «Ж» мы получаем.  

Л: Про какой звук было стихотворение? ([Ж].) Правильно.

А какое насекомое у нас может произносить этот звук? Кто у нас жужжит, когда летит?(Пчела).Молодец!

— Сегодня в гости к нам прилетела пчелка Жу-жа. Она будет играть с тобой и помогать запомнить звук [Ж]..

Постановка и автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложениях

3.Изолированное произношение звука [Ж].

Пожужжи ,как пчелка Жу-жа. (Ж_Ж_Ж_Ж_Ж)

4. Характеристика звука.

— Давайте вспомним, чем отличаются гласные звуки от согласных? Что мы знаем о гласных звуках? (Когда мы произносим гласные звуки, воздух проходит через рот свободно, нам ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные можно петь.

) А что мы знаем о согласных звуках? (Когда мы их произносим, нам что-нибудь мешает: или губы, или зубы, или язык.) Закройте глаза и произнесите звук [с]: что-нибудь мешает? (Дети произносят звук и определяют, что мешают зубы, не дают воздуху проходить.

) Какой же это звук, гласный или согласный?

Правильно этот звук [Ж], мы пропеть не можем, как гласную. Звонкий или глухой? (звонкий)

Запомни: звук ж – всегда твердый. Каким цветом мы рисуем звук [Ж]. ? (Синим)

Постановка и автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложениях

5.Ориентировка в пространстве:

А теперь немного поиграем. Покажи Жу-же, как ты умеешь. Левой рукой достань нос, а правой рукой правое ухо, закрой левой рукой правый глаз и т.д.

6.Автоматизация звука ж в слогах. Закрепление

Л: Пчелка собирает нектар. Она сможет перелететь с одного цветка на другой, если ты правильно будешь произносить слоги, написанные на цветах. Помоги пчелке, произнеси четко слоги.

7.Упражнение на зрительное восприятие.

Найди буквы: а, о, у, ы.

Постановка и автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложениях

  1. 8.Физминутка
  2. На лужайке, по ромашке(машут руками «летают»)
  3. Жу-жа летала в полосатой рубашке:
  4. Жу-жу-жу, жу-жу-жу,(произносит слоги и машет руками)
  5. Я с ромашками дружу.

9. Произношение звука [Ж] в слогах, чтение слогов с данным звуком.

Л: Пчелка летит и жужжит. Когда она остановится возле гласной буквы, читай слог, который получается. Произноси плавно.

Постановка и автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложениях

9..Определение позиции звука в слове (начало, середина).

Л: Посади пчелок на цветы. Называй слово четко. Определи, где находится звук [Ж].

Слова: жук, жаба, баклажан, флажок, ёж, багаж.

Постановка и автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложениях Постановка и автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложениях

10. Автоматизация звука [Ж].

Л: Пчелки возвращаются домой — в улей. Но влететь в него они смогут, если ты правильно назовешь, что нарисовано у них на ведерках. Произноси слова четко.

Слова : снежинка, пружина, пирожок, пижама, жакет, нож, крыжовник, журнал.

Постановка и автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложениях

Итог:

Ты справился со всеми заданиями и от пчелки тебе подарок (конфеты пчелка). Пчелка Жу-жа проводила своих подруг в улей и ей пора возвращаться домой. Давай попрощаемся с Жужей. (До свидания, Жу-жа!).

Тебе понравилось занятие?

Какой звук мы сегодня повторяли?(Ж)

Автоматизация звука [Ж]

Твёрдый звук [Ж] обычно легко ставится по подражанию, если ребёнок правильно произносит звук [Ш]. При произнесении слогов и слов необходимо соблюдать правило длительности.

Звук [Ж] окрашен синим цветом (всегда твёрдый согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.

Звук [Ж_] произносится длительно (см. артикуляцию звука [Ж]).

1) Произносить (читать) слоги со звуками [ЖД_]

Звук [ЖД_] произносится длительно (см. артикуляцию звука [Ж]).

Образец: жд__а, жд__о, жд__у, жд__ ы, жд__э

Постановка и автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложениях

2) Произносить (читать) слоги со звуком [Ж_]

Образец: ж__а, ж__о, ж__ё, ж__у, ж__и, ж__е

Постановка и автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложениях

3) Произносить (читать) слова со звуком [Ж] в начале слова

Образец: ж__а-ба

  • жаба
  • жало
  • жаль
  • жуки
  • желе
  • жижа
  • жакет
  • жетон
  • живот
  • жилет
  • жатва
  • жутко
  • жалоба
  • жалела
  • жадный
  • жасмин
  • жёлтый
  • жидкий
  • желудок
  • желание
  • желатин
  • жёсткий
  • животное
  • живопись

4) Произносить (читать) слова со звуком [Ж] в середине

Образец: лу-ж__а

  • лужа
  • кожа
  • сажа
  • ожог
  • ножи
  • лыжи
  • лежу
  • хожу
  • вижу
  • мажу
  • лежи
  • ниже
  • вожак
  • лужок
  • пыжик
  • стужа
  • ежата
  • вожжи
  • пижама
  • покажу
  • дюжина
  • флажок
  • урожай
  • кожура
  • сапожок
  • наживка
  • вожатый
  • пирожок
  • дрожать
  • пружина

5) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Ж] в середине

Образец: нуж__но

  • нужно
  • нужда
  • важно
  • можно
  • ножны
  • дождик
  • лыжник
  • важный
  • каждый
  • нижний
  • ножницы
  • таёжный
  • ближний
  • книжный
  • надежда
  • багажный
  • художник
  • булыжник
  • вежливый
  • пирожное

6) Произносить (читать) словосочетания

  • Жёлтая кожа.
  • Кожаные вожжи.
  • Дюжина ежей.
  • Женина пижама.
  • Нижнее место.
  • Оживлённая улица.
  • Таблица умножения.
  • Весенние дожди.
  • Глубокая лужа.
  • Столовые ножи.
  • Желе из ежевики.
  • Ложный опёнок.
  • Каждый день.
  • Бумажный флажок.
  • Ближний экипаж.
  • Уважаемый художник.
  • Нижний этаж.
  • Нужное животное.
  • Кожаный сапожок.
  • Жёлтый жук.
  • Каждая лужа.
  • Таёжный посёлок.
  • Лёгкий снежок.
  • Нежный пух.
  • Кованые ножны.
  • Новые лыжи.
  • Жёлтый желток.
  • Жужжит жук.
  • Женя жуёт.
  • Жидкое желе.

7) Проспрягать предложения

  • Я лежал(-а) на пляже.
  • Я жду Женю.
  • Я вижу жёлтого жука.
  • Я живу на нижнем этаже.
  • Я бежал(-а) на лыжах по лыжне.

Образец:

  • Я бежал(-а) по лужам.
  • Ты бежал(-а) по лужам.
  • Он (она) бежал(-а) по лужам.
  • Мы бежали по лужам.
  • Вы бежали по лужам.
  • Они бежали по лужам.

8) Произносить (читать) предложения

Образец: Ж__е-ня, ж__у-ёт, ж__ел-ток

  • Дети сажали жёлуди.
  • Женя похожа на маму.
  • Жаба поймала жука.
  • Женя бежал на лыжах по лыжне.
  • Жанна лежала на пляже.
  • Галя сажала жасмин и жимолость.
  • Жужжат над жасмином жуки.
  • Женя любит спать на жёстком.
  • Жанна живёт на пятом этаже.
  • По лыжне бежал лыжник в жёлтом костюме.
  • Женя надел джинсы, жилет и кожаные ботинки.
  • В снежную, вьюжную погоду надевают тёплую одежду.
  • Женя жаловался на боль в животе, мама уложила Женю в постель.
  • Летний дождик оставил на лужайке небольшие лужицы.
  • Поток воды бежит по жестяному жёлобу.

9) Произносить (читать) чистоговорки

  • Жа — жа — жа, жа — жа — жа, Жало, жаба, жатва, жар.
  • Жо — жо — жо, жо — жо — жо, Пирожок, дружок, флажок.
  • Жу — жу — жу, жу — жу — жу, Абажур, тужурка, жук.
  • Жи — жи — жи, жи — жи — жи, Жила, жир, моржи, ежи.
  • Кто дрожит, тот и бежит. Живёт, не жнёт, а хлеб жуёт.
  • Живёт, не тужит, никому не служит.
  • Дружба дружбой, а служба службой.
  • Ёжику нужен жук на ужин.
  • У ежа — ежата, у ужа — ужата.
  • Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
  • Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.
  • Пошёл котик на Торжок, купил котик пирожок.

10) Произносить (читать) и пересказывать текст

Живой подарок

Женя принёс Жанне живой подарок — ёжика. Ёжик жил под лежанкой. Жанна склеила ёжику бумажный домик. Когда темнело, ёжик выходил из домика и бежал к жестяной миске с молоком. После этого на полу оставались маленькие лужицы.

Жанна полюбила ёжика. Уезжая от Жени, Жанне было жаль покидать ежа. Жанна положила ежа в коробку и отвезла домой. Позже она отнесла ежа в живой уголок. Там уже жили жабы, ужи, хомяки. Дети прилежно ухаживали за животными.

11) Произносить (читать) стихотворения

Жук жужжит: «Жу, жу, жу!» Я живу, не тужу. Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу!»

Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди! Дай дойти до дому

Жадная жаба на свете живёт, Жадность той жабе спать не даёт. Даже жутко — не одна

Каждый жук жужжит о том, Как же жутко быть жуком, Каждый может обижать.

Вот от ножек и до ушек Моет Женю жаркий душек, И макушку, и живот Жене душ водой польёт. Моет Женю жаркий дождик От макушки и до ножек, Моет шею. Моет уши,

Статья по логопедии по теме: Автоматизация звуков в слогах, словах и предложениях. | Образовательная социальная сеть

Невозможно переоценить то значение, которое в дошкольном детстве имеет игра для всестороннего развития ребёнка. Она составляет основное содержание жизни малыша. В игре он активно знакомится с окружающим, познаёт как мир вещей, так и мир человеческих отношений.

В ходе игры он не только отражает свои представления и знания об окружающем, проявляет имеющиеся у него умения и навыки, но и приобретает новые. Происходит развитие всех сторон психики ребёнка – дошкольника. Причём в игре это происходит значительно легче и быстрее.

        Особое значение имеет игра для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Эти дети часто бывают, раздражительны, упрямы, плохо вступают в контакт. Они много плачут и очень быстро утомляются. Работа с такими детьми должна быть организована на более высоком методическом уровне, с учётом психологических особенностей этих детей.

       Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес.

        В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую монотонной, длительной тренировки ребёнка – этапы закрепления приобретённых произносительных умений (автоматизация звуков).      

Читайте также:  Логоритмика: упражнения для детей 2-3, 3-4, 5-6 лет, песни Е.Железновой

  В методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения этап автоматизации звуков обозначен как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С.Волковой).

    Его цель заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

Для автоматизации звука используются приёмы отражённого повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам.

Работа идёт последовательно и постепенно, от простого к сложному.

     При тяжёлых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребёнку долго не удаётся правильно произносить поставленный звук в слогах  словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка.

Дело осложняется ещё и тем, что для некоторых звуков речевой материал довольно ограничен (г, д, й, щ и др. звуки). Если же ребёнок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приёмов и говорить не приходится.

У дошкольника теряется интерес к занятиям и пропадает интерес к логопедическим занятиям.

       В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Результативность этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребёнка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет играть.

     Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, были подобраны и модифицированы игровые методы и приёмы.

Это позволило решить сразу несколько задач:

  1. Пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения
  2. Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков
  3. Повысить познавательную активность и работоспособность детей
  4. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти
  5. Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры

Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Игра – один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения, её считают ведущей деятельностью дошкольника.

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают  игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета: они способствуют развитию выразительности речи, формируют произвольное запоминание текстов и движений.

           На этапе закрепления изолированного звука можно использовать такие пособия, как:

  1. «Дорожки» Всевозможные рисунки – посади бабочку на цветок, произнося ж-ж-ж-ж-ж; дай косточку щенку – р-р-р-р-р; дай белочке орешки; мышке – сыр и т.д.
  2. Су-Джок, Чудо-валик тоже могут быть использованы в автоматизации звуков – нанизывая кольцо – повторять звуки, слоги, слова, катая шарик или валик – произносить предложения или стихотворения.

     Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребёнка конкретного образа, не осознаётся им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызывать слуховую ассоциацию –( «з-з-з» — комарик звенит, «р-р-р» — собака рычит), то слог для дошкольников – весьма абстрактное понятие.

         Автоматизация  звуков в слогах

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно использовать следующие приёмы и упражнения:

  1. «Проведи слог по звуковой дорожке»

Одна «дорожка» — ровная: идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая «дорожка» ведёт «по кочкам»: слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья «дорожка» ведёт «в гору»: в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче, а «на вершине горы» — очень громко.

Логопед ударяет «палочкой» по слогу нужное количество раз и произносит слоги. Затем передаёт ребёнку палочку – ребенок, дотрагиваясь «волшебной палочкой» повторяет слоги.

Слоги и слова проговариваются с разгибанием и сгибанием пальчиков – «лепестки раскрываются и закрываются».

  1. «Музыкант» или «Программист»

Ребёнок имитирует игру на пианино или работу за клавиатурой, ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный слог нужное количество раз. Можно отсчитывать бусины на счётах, перебирать бусины, выкладывать узор  и т.д.)

          Автоматизация звука в словах

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал.

Использование же игровых приёмов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.

  1. Картинки, в названии которых есть закрепляемый звук, раскладываются на столе. «Фотиком» ребёнок  фотографирует (запоминает) картинки и по памяти воспроизводит. «Фотик» — это одна из плоских игрушек для проведения игр из книги Комаровой Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях».
  2. На столе картинки с искомым звуком и другими звуками. «Волшебным экраном» закрыть ту, в которой нет искомого звука.
  3. Детям предлагается в грузовик поместить только тех животных, в названии которых есть звук С, а в автобус тех животных, в названии которых есть звук Ш.
  4. Буратино и Мальвина собираются в школу. Нужно дать Буратино школьные принадлежности, в названии которых есть звук Л, а Мальвине – в названиях которых есть звук Р. Или Мальвине дать картинки с мягким звуком ЛЬ, а Буратино – с твёрдым Л.
  5. По такому принципу, как предыдущие игры можно придумать много других игр. Основа – сюжетная картинка и к ней подбираются предметные. Например: на сюжетной коза пасётся на лугу и отдельно качанчики капусты (на обратной стороне которых картинки) – накорми козу капустой; накорми зайца морковкой; подари Кате игрушки; собери урожай в корзину и т.д.
  6. Самолёт или космический корабль. Ребёнок называет пассажира и отправляет его в полёт.
  7. «Собери бусы». Нанижи только те картинки, в которых есть заданный звук. Или продолжи – последняя буква первого слова – это первая следующего и т.д.
  8. На столе или на листе картинки. «Волшебной палочкой» касаясь картинки изменить слово по образцу. Например: стул-стулья, дерево-деревья, карандаш-карандаши, утёнок-утята, огурец-огурцы и т.д. «Волшебная палочка» — плоскостной атрибут.  
  1. «Гром и молнии» На листе изображены тучи, после произнесения слова ребёнок рисует под каждой тучей молнию. При появлении на поле солнышка он в том же порядке стирает молнии. Инструкции: В жаркой стране Африке долго не было дождей. Без них совсем трудно: и растениям и животным. Когда на небе появятся молнии, пойдёт дождь. Произнеси слова правильно, и мы сможем нарисовать молнии.
  2. «Щенок Рим» На листе изображения собаки и щенка и косточка на нитке. При отработке произношения ребёнок передвигает косточку, «угощая» собаку (при произношении твёрдого звука р) или щенка (при произнесении мягкого звука рь). При отработке других групп звуков поменять клички щенку и собаке. Инструкции: щенок Рим проголодался. Угости его косточкой. Рим так аппетитно хрустел косточкой, что это услышал пёс Ром. Он тоже хочет полакомиться. Услышишь в слове звук Р – угощаешь Рома, звук РЬ – Рима.
  3. «Жук» На листе изображение жука. Во время произношения ребёнок рисует круги на крыльях жука, «украшая» его. Инструкции: жил-был жук, летал с травки на травку и жужжал свои песенки. Но пошёл сильный дождь и смыл у жука «нарядный костюм». Загрустил жук. Давай ему поможем. Говори правильно слова и рисуй жуку на спинке кружочки.
  4. «Бабочка» Игра может использоваться в процессе работы над любой группой звуков. Принцип то же, что и в игре «Жук».
  5. «Ёжик» На листе изображение ёжика без иголок. После произношения слога, слова ребёнок подрисовывает ёжику иголки. Инструкции: Однажды ёжик заболел: у него осыпались все иголки. Сидит ёжик под кустом и вздыхает (ш-ш-ш). Нужно вылечить ёжика и вернуть его иголки. Вспомни и произнеси слова со звуком (ш), тогда у ёжика вырастут новые иголочки. При дифференциации логопед произносит слова со смешиваемыми звуками, ребёнок повторяет слово только со звуком (ш), подрисовывая после этого ёжику иголки.
  6. «Шарики»  На листе вразброс изображены воздушные шары синего и зелёного цвета без ниточек. Произнося слова, слоги с отрабатываемым звуком, ребёнок подрисовывает к шарикам ниточки. Инструкции: Детям на праздник подарили воздушные шарики, но у них оборвались ниточки. «Привяжи» ниточки к шарикам, чтобы они не улетели. Ниточки на шариках будут держаться крепко, если ты правильно произнесёшь звук. При дифференциации Ш-Щ ниточки «привязывают» к синим или зелёным шарам.
  7. «Починим кран» На листе изображён кран. По файлу нарисованы капли воды, «вытекающие» из крана. После правильно произносимых слов капли, нарисованные на файле, стираются. Инструкции: Дома поломался кран. Из крана бежит вода: с-а, с-ы, с-о, с-у и мешает маме спать. Почини кран, чтобы вода не капала, и мама могла отдохнуть.
  8. «Цыплёнок» На листе изображён цыплёнок. Во время произношения слов или слогов ребёнок «кормит» цыплёнка, рисуя на листе «зёрнышки». Обратный ход игры: ребёнок стирает «зёрнышки», показывая, сколько склевал цыплёнок. Инструкции: Первый вариант: Цыплёнка Цыпу пора кормить, позови его: цып-цып-цып. Насыпь ему зёрнышек со словами, в которых есть звук Ц. Второй вариант: Цыпа быстро склюёт зёрнышки, если услышит в словах звук Ц.
Читайте также:  Поделки на Пасху 2020 своими руками: 77 идей на конкурс в школу и садик

В «аквариуме» «плавают» рыбки, к которым прикреплены буквы. С помощью удочки с магнитиком ребёнок вытаскивает «рыбку» и на данный звук подбирает слова.

Поймав «рыбок» — слова (рыбку с картинкой), дети учатся не только правильно произносить слово с автоматизируемым звуком, но и делить его на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы: «Кто это? Что это?», образовывать множественное число и т.п.

  1.  «Веер», на каждом пёрышке которого наклеены картинки с заданным звуком. Эта игра позволяет не только добиваться правильного произношения слов, но и развивает память – нужно запомнить и повторить слова в их разных сочетаниях.
  2.  «Построй домик» из кирпичиков, на которых предметные картинки с заданным звуком и со звуками близкими ему по артикуляции, позволяет проводить одновременно с автоматизацией заданного звука его дифференциацию с другими звуками. Ведь нужно выбирать только кирпичики с нужным звуком и объяснить, почему другие кирпичики не пригодились.

   Через несколько занятий детям уже легче сказать звук правильно, если он первый в слове или последний, а вот если он в середине слова – это трудно, так как дети с нарушенным фонематическим восприятием не всегда точно представляют, где находится нужный слог.

     Для развития фонематического восприятия звуков полезна игра со Звукоедом. Это герой (нарисованный персонаж или игрушка), который «похищает» звук из слова, а дети должны «спасти» звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: Д….М (ДОМ), МА…..ИНА, (МАШИНА), К…Т (КОТ) и т.д.

Это довольно трудно, но тем интересней для детей помочь справиться со Звукоедом.

      Автоматизация звука в предложениях

Дети становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение».

Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными), в конце предложения нужно ставить знак – точку, восклицательный или вопросительный знаки.

Дети запоминают жестовый показ знаков: сжатый кулачок – точка, на кулачок ставится прямая рука – восклицательный знак,  на кулачок ставится рука, изогнутая в форме вопроса – вопросительный знак.

Вследствие чего закрепляется не только правильное произношение звуков, но и проводится работа по профилактике дисграфии.

Такие пособия, как: «кукла Маша» (заплетаем, одеваем и др.

), «Каркуша-Говоруша» (с «гнёздышком» в которое можно положить картинки, задания), «Мишка-Тишка» (отстёгиваются детали) и другие помогут не только закреплять звуки, но и развивать мелкую моторику рук, закреплять знания цветов, изучать части и целое и т.д. Все они могут быть героями путешествий, игр в которых будут помогать детям справляться с трудными заданиями.

     Автоматизация звука в связной и самостоятельной речи

На последнем этапе автоматизации звука используются различные пересказы, составлении рассказов по картине или по серии картин. Эти задания довольно утомительны для ребёнка, поэтому, чтобы вызвать интерес, можно использовать пересказы и рассказы с фигурками на магнитной доске, придумывание сказок и их разыгрывание  и др.

       Все игры нацелены на то, чтобы поддерживать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контакта с трудными детьми, а значит, будут способствовать достижению наибольшего эффекта в коррекции произношения звуков.

        Для успешного результата конечно важным является взаимодействие с воспитателями и родителями.

Одним из условий  развития правильной речи детей выступает правильная, образная речь родителей, которая должна быть образцом для ребёнка.

Каждое слово родителей должно быть значимым, помогать ребёнку познавать окружающий мир и осваивать язык. Активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей – залог успеха в этой работе.

        Начиная работу с родителями необходимо объяснить им, что их участие в речевом развитии ребёнка должно быть не разовым, а систематизированным. Если родители не будут выполнять данных и рекомендаций, то нарушится целостность педагогического процесса, вследствие чего страдает ребёнок.

     Взаимодействие всех взрослых необходимо для успешного речевого развития ребёнка.

      Углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приёмов при содействии с родителей и воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес детей к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и качество их подготовки к школе.

Автоматизация звука "Ж" — Логопед Рыбакова Елена Викторовна

 Ж №1       АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ж В ПРЯМЫХ СЛОГАХ, СЛОВАХ

  •  ЖА – ЖО – ЖУ       ЖУ – ЖА – ЖО         ЖИ – ЖУ — ЖА
  • ЖУ – ЖИ – ЖЕ        ЖО – ЖИ – ЖЕ         ЖУ – ЖЕ — ЖА
  • ЖО – ЖА – ЖИ       ЖИ – ЖА – ЖО         ЖИ – ЖУ – ЖА
  • ЖИ – ЖЕ  — ЖУ      ЖО – ЖА – ЖЕ          ЖЕ – ЖА – ЖУ
  • ЖА      Жаба, жаль, жалко, жар, жабры, жатва, жарко, жалоба, пижама, урожай, бежать, дрожать, лежать, вожак, ежата, пожар, пожарник.
  •  ЖО, ЖЁ      Жёлудь, жёлтый, жёлоб, Жора, флажок, пирожок, дружок, лужок, крыжовник, бережок.
  • ЖУ, ЖИ, ЖЕ       Жук, жуть, жутко, хожу, гляжу, брожу, дружу, покажу, абажур, Женя, уважение, уже, этажерка, жир, жить, жила, жидкий, лежи, дрожи, ножи, ежи, покажи, наживка, пружинка, дружить, кружить.
  • Слова без ударения на слоге:
  • Жалеть, жара, жакет, лужа, кожа, лежа, журнал, вижу, вяжут, режут, мажут, кожура, живой, живот, жираф, жилет, жилец, лыжи, ежик, ушки, пыжик, рыжик, прохожий, похожий.
  • Слова со стечением согласных в слоге:
  • Ржавчина, должник, жмурки, жмых, ждать, джем.
  • Ж №2                  АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ж В ЧИСТОГОВОРКАХ

 Жа – жа – жа – мы видели ежа. Жу – жу – жу – молоко дадим ежу.

Жи – жи – жи – бегут ежи.         Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.

Жу – жу – жу – помоги ежу.       Жи – жи – жи – здесь живут ежи.

Жо – жо – жо – я еду на «Пежо». Же – же – же – дождь прошел уже.

Жа – жа – жа, жа – жа – жа    Жи – жи – жи, жи – жи — жи

Тут ежата у ежа.                     В нашем доме этажи.

 Жу – жу – жу, жу – жу – жу    Жа – жа – жа, жа – жа — жа

Как-то уж пришел к ежу.         Подо мной два этажа.

 Жи – жи – жи, жи – жи – жи   Жа – жа – жа, жа – жа — жа

Мне ежаток покажи.                Надо мной два этажа.

Жу – жу- жу, жу – жу – жу       Же – же – же, же – же — же

Я с ужами не дружу.                На каком я этаже?

  1. Жа – жа – жа, жа – жа – жа
  2. Уж уходит от ежа.
  3. Ж №3     АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ, СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ      
  4. АЖДА – ОЖДА – ИЖМА           ЯЖМА – ЁЖМА — ИЖМА
  5. АЖМА – ЫЖМА – УЖМА           ИЖМА – ЕЖМА — ЮЖМА
  6. УЖМА – ОЖМА — ЕЖМА              УЖМА – ЁЖМА – ИЖМА
  7.      Багажник, важно, дружно, бумажный, монтажник, дождик, ложный, кожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружный, лыжник, булыжник, южный, вьюжный, нижний, книжный, между, прежде, одежда, надежда, нежный, вежливый, прилежный.

    По дороге бежал ёжик. Жук летит и жужжит. В луже сидит жаба. У ежа ежата, а у ужа ужата. В живом уголке живут жабы, ужи и ежи. Женя выписывает детский журнал. Нужно ценить дружбу. Летит желтый жук. В саду поспел крыжовник. Неожиданно пошел дождик. Я купил нужную книгу.

Положи одежду в шкаф. У Жоры отец художник. Ребята, давайте жить дружно! По дороге бежит лыжник. Женя похож на маму. Жаба поймала жука. Жираф – дикое животное. Жанна лежала на пляже. Галя сажала жасмин и жимолость. Жуки жужжат над жасмином и жимолостью.

Женя любит спать на жестком. Женя живет на пятом этаже. Дети сажали желуди. По лыжне бежал лыжник в желтом костюме. Жора надел джинсы, жилет и кожаные ботинки. Каждый должен уметь кататься на лыжах. В снежную, вьюжную погоду надевайте теплую одежду.

Летний дождик оставил на лужайке мелкие лужицы.

Ж №4   АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА  Ж В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И ТЕКСТАХ

     Кожаный жилет. Дождевая лужа. Желтый желток. Жаром жарят. Ежи ужинают ужами, ужи не дружат с ежами. Ужонок убежит от ежонка, а ежонку не убежать от ужонка. Кто дрожит, тот и бежит.

Живет не жнет, а хлеб жует. Живет не тужит, никому не служит. Дружба дружбой, а служба службой. Ежику нужен жук на ужин. Лежебока, рыжий кот отлежал себе живот.

Читайте также:  Времена года картинки для детей дошкольного возраста, стихи, загадки, рассказы по карточкам

Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.

  • Ежи живут без жала,                       Жалуется ежик на жука:
  • Ужи живут без жала,                       Кожа у жука жестка!
  • Жуки живут без жала,                     Жалуется жук на ежа:

Без жала не ужалить!                      Кожа у ежа как в ножах!

  1.  Ежи все лежали,                             Дедушка Ежок,
  2. Потом побежали,                             Не ходи на бережок.
  3. Бежали-бежали,                             Там растаял снежок,

Опять полежали.                             Заливает лужок.

 Ежи хороши и ужи хороши,               Пошел котик на торжок,

Да жаль, что не дружат ужи и ежи!   Купил котик пирожок.

  • Ж №5                  АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ж В ТЕКСТЕ
  • ЖАДНАЯ ЖАБА.
  •    Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук говорит Ужу:
  • —          Надо бы нам крышу покрасить.

—          Покрасить можно, — говорит осторожный Уж. – Только какой краской?

  1. —          Желтой, — важно сказал Жук.
  2. —          Но у нас нет желтой краски.
  3. —          Ну, тогда оранжевой!
  4. —          И оранжевой тоже нет.
  5. —          Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски.

        А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.

—          Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?

—          Не дам! – отвечает Жаба. – Жалко краску.

  • Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел шмель и жужжит:
  • —          Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.
  • —          Нет у меня никакого джема!

—          Ах ты, ж-жадина! – рассердился Шмель да как ужалит Жабу.

  1. Жаба с перепугу – прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:
  2. —  Пожалейте меня, несчастную-ю!
  3. Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.

Произносить и пересказывать текст. Какие слова со звуком Ж ты запомнил(а)?

  •  Ж №6         АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ж В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ
  •  Произносить и пересказывать текст:
  •                                            ОСЕНЬ
  •    В комнату вбежал Женя. Он увидел маму и спросил:

—         Мама, можно мне поиграть в саду? Я хочу собирать желтые листья и желуди.

—         Можно, Женя. Надень сапожки, в саду лужи.

Женя надел куртку, сапоги, и убежал в сад. В саду Женя набрал желтых красивых листьев и желудей. Женя прибежал домой и показал листья и желуди маме.

                                           ЁЖИК

   Женя принес Жанне живой подарок – ежика. Ежик жил под лежанкой. Жанна склеила ежику бумажный домик. Когда темнело, ежик выходил из домика и бежал к жестяной миске с молоком. После этого на полу оставались маленькие лужицы.

   Жанна полюбила ежика. Уезжая от Жени, Жанне было жаль покидать ежа. Жанна положила ежа в коробку и отвезла домой. Позже она отнесла ежа в живой уголок. Там уже жили жабы, ужи и хомяки. Дети прилежно ухаживали за животными. Ежу там было хорошо.

Ж № 7      АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ж В  СТИХОТВОРЕНИЯХ

Лежебока рыжий кот,                         Против школы новый дом,

Отлежал себе живот.                          В новом доме мы живем.

Кушать хочется,                                 Мы по лестнице бежим

Да лень ворочаться.                           И считаем этажи.

Вот и ждет рыжий кот –                       Раз – этаж, два – этаж,

Может, миска подползет?                  Три-четыре – мы в квартире.

Жатва. Жарко, солнце жжет.             Дождик, дождик, не дожди,

Где-то жук кружится.                         Не дожди ты, подожди.

Быстро-быстро жито жнет                   Выйди, выйди, солнышко,

В желтом платье жница.                     Золотое донышко.

  1.  Бежит ежик                                          Убежало,
  2. Вдоль дорожек                                    Убежало,
  3. Да скользит на льду.                          Убежало молоко,
  4. Говорит ему лисица:                           Я с трудом

—         Дай, переведу.                           Его поймала.

Отвечает серый ежик:                        Быть хозяйкой

—    У меня две пары ножек.               Нелегко!

Сам я перейду!

Конспект индивидуального логопедического занятия Звук Ж. Автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложениях, тексте

Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук[Ж].

Этап: Автоматизация звука [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте.

Цели:

1. Автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, предложениях, тексте.

2. Развивать фонематическое восприятие звука [Ж].

3. Закреплять умение изменять силу голоса.

4.Закреплять навыки выделения заданного звука из слов.

Ход:

— Здравствуй, (имя ребенка)! Я очень рада тебя видеть!

  • — Посмотри, на картинки (жук, жираф, птица).
  • — Я загадаю загадку, а ты найди отгадку.
  • ЖУ-ЖУ-ЖУ
  • Я на веточке сижу,
  • Букву Ж я все твержу
  • Зная твердо букву эту
  • Я твержу весной и летом.

— Кто жужжит на ветке? Найди картинку.

— Правильно, это жук. Как он жужжит. ЖУ-ЖУ-ЖУ.

— Какой согласный звонкий звук мы учили вчера (позавчера)? Ты догадался, какой звук мы будем повторять сегодня? (Звук ж.)

Упражнения на выработку правильной воздушной струи.

Сдувать жука (ватный шарик) с кончика носа.

— Кто сел тебе на носик? Жук.

Инструкция: Сдувай жука с кончика носа. Улыбнись, высуни язычок и тяни его к носу. Дуй, вверх.

  1. — Постарайся, чтобы “жук” летел прямо вверх, попробуй его поймать.
  2. — Молодец.
  3. Артикуляционная гимнастика.
  4. Упражнение № 1 «Маляр».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить твердое небо, делая движении языка назад — вперед. Следить: чтобы язык не сужался, не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение № 2 «Вкусное варенье».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизывать губу, делая движения сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру твердого неба. Следить: чтобы язык не сужался, при втягивании языка в рот, боковые края скользили по верхним коренным зубам, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение № 3 «Грибок».

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к твердому небу (язык присасывается). Удержать под счет до 5. Следить: губы не натягивались на зубы, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к небу.

Упражнение № 4 «Чашечка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущен, прогибается вниз. Удержать под счет до 5.

Уточнение артикуляции и звука [Ж].

— Произнеси звук Ж. В каком положении находятся губы?

— Правильно. Губы выдвигаются вперед, они круглые как бублик.

— В каком положении находятся зубы, они сомкнуты или разомкнуты?

— Верно. Зубы разомкнуты.

— Что делает наш язычок?

— Молодец! Кончик язычка и боковые края загнуты вверх и образуют чашечку.

Итак, когда мы говорим звук [Ж], губы округлены, слегка выдвинуты вперед (показываем положение языка при помощи кисти руки). Кончик языка приподнят вверх к бугоркам за верхними зубами, но не касается верхних резцов. Кончик язычка и боковые края загнуты вверх и образуют чашечку.

— А какой воздух: теплый или холодный выходит изо рта? Поднеси ладонь ко рту и произнеси [Ж].

— Правильно. Теплый.

  • Характеристика звука [Ж].
  • Звук [Ж]- согласный, звонкий, твердый.
  • Развитие фонематического восприятия со звуком [Ж].
  • Упражнение № 1 «Игра поймай звук [Ж]».
  • Инструкция: хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Ж].
  • Звуки: М, Ж, В, К, Ж, С, Т, Ж, Н, Ж, А, Ж.
  • Слоги: МА, ЖА, ВА, ЖИ, ВЫ, ЖО, ВО, ЖУ, ВУ, ЖЕ.
  • АМ, АЖН, АВ, ИЖН, ОМ, ОЖН, УМ, УЖН, УВ.
  • Упражнение № 2 «День и ночь».

Инструкция: Положи голову на руки, как будто ты спишь. Когда услышишь звук [Ж], подними голову.

  1. Слова: Мама, жаба, ванна, живот, выдра, жонглер, вода, жук, дудка, желоб.
  2. Лужа, поле, стрижи, сом, ежи, этажи, сторожа.
  3. Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах.
  4. Упражнение № 1 (в слогах)
  5. Инструкция: Повторяй за мной тихо, громче, еще громче.
  6. В слогах: ЖА, ЖИ, ЖО, ЖУ. (прямой порядок)
  7. ЖБА, ЖБЫ, ЖБО, ЖБУ. (стечение согласных)
  8. ЖНА, ЖНЫ, ЖНО, ЖНУ.
  9. АЖН, ИЖН, ОЖН, УЖН.
  10. Упражнение № 1 (в словах со стечением согласных).
  11. Инструкция: Повторяй, пожалуйста, за мной слова.
  12. Слова: Важно, дождик, жажда, каждый, дважды, одежда.
  13. Упражнение № 2 (в словах в начале слова) «Угадай слово».

Инструкция: Замени первый звук в слове на звук [Ж]. Я произнесу слово тихо, а ты произнеси громко.

Логопед: баба. Ребенок: жаба.

  • Печь-жечь, билет-жилет, пучок- жучок, бетон- жетон, пакет- жакет, лук-жук.
  • Упражнение № 3 (в словах в середине слова) «Детеныши».
  • Инструкция: назови у кого — кто детеныш?

У ежа — ежонок. У моржа- моржонок. У ужа- ужонок. У медведя- медвежонок.

Определение места звука в слове.

На ведерках прикреплены звуковые схемы в начале, в середине и конце слова. Ребенок ловит рыбок (картинки с магнитами) на удочку с магнитом, называет, что на ней изображено и определяет где, находится звук в начале, середине или конце слова и соответственно складывает в ведро со схемой.

  1. Слова: жук, еж, снежинка, жаба, лыжи, уж.
  2. Динамическая пауза
  3. Я нашла себе жука
  4. На большой ромашке (сжимаем руку в кулачек)
  5. Не хочу держать в руках
  6. Пусть лежит в кармашке. (кладем в кармашек)
  7. Ой, упал, упал мой жук (наклоняемся, опускаем руки на пол)
  8. Нос испачкал пылью. (вытираем нос)
  9. Улетел зеленый жук
  10. Улетел на крыльях. (имитируем полет)
  11. Автоматизация звука [Ж] в предложениях и стихотворном тексте.
  12. Упражнение № 5 (в предложениях) «Эхо».
  13. Инструкция: Послушай и повтори за мной, как эхо предложения.
  14. Жа-жа-жа — есть носик у ежа.
  15. Жи-жи-жи — здесь живут ежи.
  16. Же-же-же — дождь пошел уже.
  17. Жо-жо-жо — есть машина пежо.
  18. Упражнение № 6 (в стихотворном тексте)
  • Инструкция: Давай выучим скороговорку.
  • Ёжик ждёт ужа на ужин, уж ежу на ужин нужен.
  • -Какой звук мы сегодня повторяли?
  • — Вспомни артикуляцию звука (губы, зубы, язык) и его характеристику.
  • -Ты хорошо занимался, давай приклеим в тетрадь наклейку жука.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector