Постановка и автоматизация звука Ч, дифференциация звуков Ч-ТЬ, Ч-Ц, Ч-Щ, упражнения

Чтобы поставить ребенку звук Ч, вовсе не обязательно обращаться к логопеду. Существует большое количество интересных упражнений, которые помогут малышу выговорить звук Ч.

“Артикуляционная гимнастика для звука Л“.

Возраст ребенка и готовность его речевого аппарата

Схематически речевое развитие ребенка можно поделить на этапы.

1 этап. Подготовительный

Возраст малыша – до 1 года. В это время важным моментом развития малыша является гуление и лепетание. Сначала звуки появляются непроизвольно, а к 5 месяцев ребенок учится подражать взрослым и отвечать им.

2 этап. Преддошкольный

Длится от 1 до 3 лет. В этот период дети начинают разговаривать односложными фразами (Вместо “Бабушка, иди” говорят “Баба, ди”). До двухлетнего возраста наращивается словарь предметов и глаголов (до 24 месяцев словарный запас составляет 90-100 слов).

После двух лет начинается работа над качеством речи, формируется четкое произношение большинства звуков.

В преддошкольном периоде родители должны обратиться к логопеду в том случае, если малыш не складывает слова в короткие предложения.

3 этап. Дошкольный

Длится до 7 лет. К этому возрасту активный словарь ребенка включает себя 3000 слов. В 3-4 года малыш ещё может заменять некоторый звуки (ц, ч на ть), смягчать согласные звуки.

К 5 годам смягчение должно пройти, формируются свистящие и шипящие звуки.

К 6 годам ребенок учится произносить звуки Р и Л, в речи появляются сложные правильно построенные предложения.

4 этап

В 7 лет речь ребенка должна быть полноценным средством общения. Дети не только произносят все звуки речи правильно, но и различают их на слух, умеют их анализировать. В речи появляются союзы и союзные слова, ошибок в произношении практически нет. После нескольких замечаний ребенок анализирует речь и исправляет ошибки.

Постановка и автоматизация звука Ч, дифференциация звуков Ч-ТЬ, Ч-Ц, Ч-Щ, упражнения

5 период. Школьный

Длится с 7 до 17 лет. В это время доводится до совершенства речь, как устная, так и письменная. Возрастной период с 7 до 9 лет считается критическим. Это объясняется тем, что после 9 лет ребенок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.

 До 11 лет исчезают все фонетические ошибки в произношении. 

Правильная артикуляция звука Ч

При артикуляции звука Ч речевой аппарат находится в следующих положениях:

  • Губы округляются и немного выдвигаются вперед.
  • Зубы не соединяются.
  • Кончик языка, не напрягаясь, соединяется с верхними зубами. Между языком и зубами должна сохраняться небольшая щель.
  • В середине языка идет поток воздуха, который четко ощущается при поднесении ладони ко рту.
  • Мягкое небо поднимается и прижимается к задней стенке глотки, при этом проход в носовую полость закрывается, воздух проходит через рот.
  • Голосовые складки не напрягаются, при этом они не раздвигаются.

Постановка и автоматизация звука Ч, дифференциация звуков Ч-ТЬ, Ч-Ц, Ч-Щ, упражнения

Постановка звука Ч

Звук Ч можно поставить несколькими способами:

  • Начать с произношения мягкого звука т. Произносить его быстро. При этом язык должен дотрагиваться до кончиков верхних зубов, потом язык слегка заворачивают, как бы поглаживая основания верхних зубов. В это же время уголки губ растянуты в улыбке.
  • Попеременно называть звуки т и щ. Делать это быстро. При этом губы снова растянуты в улыбке.
  • Для нахождения дырочки между зубами с внутренней стороны можно использовать кусочек бумаги. Сначала дырочка нащупывается руками, а затем туда прикладывается бумага. Для удержания её требуется приложить силу – это отличная разминка для языка.

  Игры по развитию речи в старшей группе ДОУ

Артикуляционная гимнастика

Все упражнения лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как он их выполняет. Каждое упражнение выполняется минимум по три раза.

  • “Окошечко”. Губы максимально вытянуть вперед и придать им форму квадрата. Следите за тем, чтобы уголки губ не касались друг друга.
  • “Блинчик”. Улыбнуться как можно шире. Язык положить на нижнюю губу, расслабиться и досчитать до 10. Язык должен растягивать на всю ширину губы, при этом его не нужно сильно доставать, достаточно лишь того, чтобы он покрыл губу.
  • “Маляр”. Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот, языком достать до верхнего неба. Производить плавные движения, как будто кисточкой – от зубов к горлу.
  • “Чистим зубки”. Улыбнуться и сделать движения языком, имитирующие чистку зубов. Обязательно следите за тем, чтобы язык доставал до десен, а не водил по нижнему краю зубов.
  • “Чашечка”. Растянуть губы в улыбке, высунуть язык и дотянуться им до носа. Остаться в положении до 10 секунд.
  • “Вкуснотища”. Открыть рот, языком облизать верхнюю губу. Движения должны производиться сверху вниз, а не из стороны в сторону.
  • “Воздушный футбол”. Вытянуть губы трубочкой. Подуть на вату, при этом щеки не должны раздуваться. Дуть в течение 10-15 секунд.

Рекомендуем: Артикуляционная гимнастика для звуков Ш и Ж.

Упражнения для губ

  • “Гримасы клоуна”. Удержать губы в улыбке. При этом губы должны быть напряжены, а зубы не видны. Длительность упражнения – 15 секунд.
  • “Заборчик”. Снова улыбнуться, но при этом зубы сомкнуть и обнажить. Держать положение в течение 10 секунд.
  • “Трубочка”. Вытянуть губы в трубочку, удержать на протяжении трети минуты. Зубы не соединяются.
  • “Бублик”. Губы округлить и слегка вытянуть вперед. Удержать в положении 15 секунд.

Для достижения хорошей артикуляции упражнения нужно чередовать, каждый раз меняя последовательность.

Упражнения для развития выдоха

  • Малыш становится, ноги ставит на ширине плеч. На вдохе носом разводит руками, на выдохе приседает и обнимает себя руками.
  • Исходное положение как и в предыдущем упражнении. Руки соединить в “замок”, они находятся внизу. На вдохе руки поднимаются вверх, при этом дыхание задерживается. Затем очень медленно выдыхать, опуская руки и произносить “ух”.
  • Надуть щеки по максимуму, задержаться на полминуты. Затем втянуть щеки в себя и снова задержаться на такое же время.
  • Сесть на стул. Медленно опускать и поднимать руки, произнося “Каар”.
  • Игра-соревнование. Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном вдохе. (Также можно посоревноваться, кто дольше промычит на выдохе).

Упражнения для языка

Упражнения для языка делятся на статические и динамические.

Статический комплекс:

  • “Лопаточка”. Язык расслабить и положить его на нижнюю губу. Задержаться в этом положении на 10 секунд (край языка должен касаться уголков губ).
  • “Острие иглы”. Язык достать из полости рта, выровнять и напрячь – язык в это время должен быть ровным и узким.
  • “Сердитая кошка”. Кончиком языка упереться в нижние зубы, а серединой коснуться верхнего неба. Задержаться в положении на полминуты.

  Постановка гласных звуков у детей

Постановка и автоматизация звука Ч, дифференциация звуков Ч-ТЬ, Ч-Ц, Ч-Щ, упражнения

Динамический комплекс:

  • “Наказание для языка”. Высунуть язык и положить его на нижнюю губу. Губами прижимать язык и произносить пя-пя-пя.
  • “Часики”. Высунуть язык и тянуться им то к одному уху, то к другому. Весь речевой аппарат держать в напряжении.
  • “Качеля”. Высунуть язык, тянуть его попеременно к носу и подбородку.
  • “Лошадь”. Щелкать языком, имитируя удары подковы. Середина языка все время прижата к небу.
  • “Маленькие индюки”. Языком водить по верхней губе вперед-назад таким образом, чтобы получился звук бл-бл. Скорость движений постепенно увеличивается.

Постановка и автоматизация звука Ч, дифференциация звуков Ч-ТЬ, Ч-Ц, Ч-Щ, упражнения

Автоматизация звука Ч

  • Проговорить звук ч, четко и прерывисто.
  • Произнести ччч, протягивая звук.
  • Игра “Поймай звук”. Взрослый называет разные звуки, а ребенок хлопает, как только услышит звук ч. Потом упражнение усложняется – взрослый произносит не просто звуки, а целые слова.
  • Игра “Повторушка”. Взрослый произносит звуки, ребенок повторяет их. Важно следить за правильностью произношения. Пример слогов: ча-ча-ча, чу-чу-чу, че-че-че, чо-чо-чо, чи-чи-чи.
  • “Считалочка”. Посчитать от 1 до 10 мячи, а потом ключи (один мяч, два мяча и т.д.).
  • “Ласковое слово”. Взрослый говорит слово, ребенок называет его в уменьшительно-ласкательной форме. (Пень-пенечек, рука-ручка, вода-водичка).
  • “Сложные слова и словосочетания”. Произнести слова чечевица, чечетка, чукча, чепчик, а затем словосочетания – мамочкина шапочка, чай в чашке, Ванечкин зайчик, Аничкин мячик.

Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ]

Наиболее легкое, но в то же время действенное упражнение.

Произносить по очереди следующие слоги:

ца —ча — ща – та цо — чо — що – то цу —чу — щу – ту
цы —чи — щи – ти це —че — ще – те ща —ча — ца – та
що — чо — цо – то щу — чу — цу – ту щи — чи — цы – ты
ще —че — це – те ац — ач — ащ – ат оц — оч — ощ – от
уц — уч — ущ – ут яц — яч — ящ – ят иц — ич — ищ – ит
ец — еч — ещ – ет ащ —ач — ац – ат ощ —оч — оц – от
ущ —уч — уц – ут ящ — яч — яц – ят ищ —ич — иц – ит
ещ —еч — ец – ут

Заключение

 Не перегружайте ребенка. Длительность занятия для малышей 4-5 лет не должны превышать 10 минут, а для 6-7 лет – не дольше 20 минут. 

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Дифференциация звуков Ч — Щ

1. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)

ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча. АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч.
ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи. ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь.
ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу. УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч.
ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо. ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ – вот огромный меч.
ЩА-ЩА-ЩА – ходит зайка без плаща. АЩ-АЩ-АЩ – у меня плащ.
ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы ели щи. ОЩ-ОЩ-ОЩ – вырос хвощ.
ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тебя ищу. УЩ-УЩ-УЩ – вырос плющ.
ЩЁ- ЩЁ-ЩЁ – мы хотим играть ещё. ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в кастрюле лещ.
Читайте также:  Времена года картинки для детей дошкольного возраста, стихи, загадки, рассказы по карточкам

2. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.

ча-ща чу-щу че-ще що-чо ще-че
чо-що чи-щи ща-ча щу-чу щи-чи

3. Подчеркни картинки, в названии которых слышится звук Ч, зачеркни картинки, в названии которых слышится звук Щ.

Постановка и автоматизация звука Ч, дифференциация звуков Ч-ТЬ, Ч-Ц, Ч-Щ, упражнения

Дифференциация звуков Ч — Щ (№2)

1. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.

ща-ча-ща щу-чу-щу ще-че-ще чо-що-чо чи-щи-чи
що-чо-що щи-чи-щи ча-ща-ча чу-щу-чу че-ще-че

2. Четко проговори пары слов. Уточни их значение.

Горячие щеки. Горячие щи. Ищу точильщика. Ищу чемодан. Колючая щетка. Копченые лещи. Летающая бабочка. Лечащий врач. Молочная пища. Отвечающий учащийся. Почтовый ящик. Прочный щит. Птичий щебет. Сочные овощи. Учу товарища. Черный щенок. Чистящая щелочь. Чужие вещи. Чистое помещение. Чищу чайник. Чудесное угощение.

3. Четко проговори каждое слово.

Вещички. Волчище. Дощечка. Кричащий. Мечтающая. Молчащая. Отвечающий.Ручищи. Скучающий. Точильщик. Учащийся. Часовщик. Чаща. Чище. Чудовище. Чищу. Щелочка. Щелчок. Щеночек. Щепочка. Щеточка. Щечки. Щучка. Ящичек.

4. Определить позицию звука Ч, Щ в словах

Постановка и автоматизация звука Ч, дифференциация звуков Ч-ТЬ, Ч-Ц, Ч-Щ, упражнения

5. Послушай пары слов и составь с ними предложения.

Плащ — химчистка. Пещера — бочки. Чинить — ящик. Встреча — площадь.Считать — чек. Речка — удилище. Тащить — кирпичи. Черепаха — щенок.

Чебуреки-товарищи. Чулан — вещи. Ящик — ключи. Выключатель — помещение.



Дифференциация звуков Ч — Щ (№3)

1. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ.

Например: Мальчик, который читает книгу. Читающий мальчик.Девочка, которая скучает. (Скучающая девочка.)Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.)Девочка, которая мечтает. (Мечтающая девочка.)Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.)Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.)

Девочка, которая учится. (Учащаяся девочка.)

2. Не торопясь, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.

Щеночек в чащу дощечку тащит.У нашей Танечки на щечках ямочки.В пещере большущие мыши летучие.Дочку угощали щами и копчеными лещами.Мяч скакал на чердаке, ищут мячик на песке, тщетно ищут мячик девочка и мальчик.

Два щенка на чердаке грызли щетку в уголке.

3. Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

У нашей Таечки в ящичке маечки.У чудовища чудовищные щупальца.Дюймовочка на щепочке, у Дюймовочки щеточка.Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока.Тщетно в роще рыщет хищный волчище.

  • Щенок у щучки лизнул чешую.
  • Дифференциация звуков Ч — Щ (№4)

1. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ.

Мальчик, который плавает. (Плавающий мальчик.)Девочка, которая встречает подругу. (Встречающая девочка.)Девочка, которая улыбается. (Улыбающаяся девочка.)Мальчик, который танцует. (Танцующий мальчик.)Девочка, которая кружится. (Кружащаяся девочка.)Девочка, которая смеется. (Смеющаяся девочка.)

Девочка, которая плачет. (Плачущая девочка.)

2. Не торопясь, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.

Большую морковку зайчата тащили, они от морковки чуть-чуть откусили, потом захотелось еще откусить, потом… уже нечего было тащить.Я по кочкам на лугу к речке босиком бегу, а трава щекочется, мне смеяться хочется!Паучище прибыл на базар, щеточкой почистил свой товар, закричал: «Чудесная новинка! Мухи! Подходите! Паутинка!»

Черный чистенький щенок чем-то перепачкал бок, мальчик щетку в руки взял, бок щеночку чистить стал. Два часа терпел щенок, больше вытерпеть не мог. Начал хвостиком вилять, о пощаде умолять: «Для чего мне чистить бок? Я не плащик, я щенок!»

3. Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

Плащ чищу, чищу и отчищу.Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для вас.Щенок на даче все в ящик тащит.У щенка, как у овечки, шерстка в маленьких колечках.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Автор материала: Медведкова Надежда Геннадьевна

Дифференциация звуков ц—ч — щ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ца —ча — ща цо — чо — що цу —чу — щу
цы —чи — щи це —че — ще ща —ча — ца
що — чо — цо щу — чу — цу щи — чи — цы
ще —че — це ац — ач — ащ оц — оч — ощ
уц — уч — ущ яц — яч — ящ иц — ич — ищ
ец — еч — ещ ащ —ач — ац ощ —оч — оц
ущ —уч — уц ящ — яч — яц ищ —ич — иц
ещ —еч — ец

Упражнение. Произносить (читать) слова.

овца — куча — гуща цапля — чайка — ищейка цепь — чей — щель цирк — чирк — щит лицо — плечо — ещё овца — бахча — борща целина — четыре — щетина цемент — чехол — щегол зацепка — чётко — щепка цеплять — чихать — щипать

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Постановка и автоматизация звука Ч, дифференциация звуков Ч-ТЬ, Ч-Ц, Ч-Щ, упражнения

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Мальчик поймал ящерицу. В лесу рыщет волчица. У гра-чей пищат птенцы. Щенок возится в чулане. В роще щебе-чут птицы. Зайцы грызут кору в чаще. Птицы ищут червя-ков. Курица ищет жучков. Курочка потеряла и ищет цыплят Жучка тащит рукавицу. Хищная птица несёт добычу. На улице досочки и щепки.

Морозец крепчал и щипал щёки и пальцы. Сквозь тучи блещут лучи солнца. Отец поймал на удочку щуку. Мальчик тащит на улицу мяч. Щенок гоня-ется за птичкой. Продавец показал чёрный плащ. Журчит, бежит по улице сверкающий ручей. Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий.

Упражнение. Составить ответы по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

  • Загадки
  • Сам не видит и не слышит.
  • Ходит, бродит, рыщет, свищет.
  • Кто навстречу попадётся,
  • Обнимает и дерётся.
  • (Ветер.)
  • Со мной ходи стрелять учиться,
  • На грядке ты меня ищи.
  • Могу попасть я метко в птицу,
  • А чаще попадаю в щи.
  • (Лук.)
  • Повернулось к солнцу
  • Золотое донце.
  • В донце оконца,
  • В оконцах щелкунчики,
  • Щелкунчики-грызунчики.
  • (Подсолнух.)
  • Ящерица

Витя и Ваня — товарищи. Поймали они ящерицу. Куда её деть? Они взяли ящичек. Сбоку сделали дверцу. Сверху прибили сеточку. В ящик насыпали речного песочка. Поло-жили травки. Посадили в ящик ящерицу. Наловили мух и жучков. Ящерица их поедала.

Роща

Весной в рощу прилетело много птиц. Всех приметней грачи и скворцы. Чёрные и проворные. Хлопочут птицы в чаще. Трещат сучья и веточки. Это птицы делают жилище. Лучисто светит солнце. Весело щебечут птицы. Птицы выво-дят птенцов. Птенцам нужна пища — жучки, червячки, гу-сеницы. Птицы ищут пищу не только в роще. Летают и на поля.

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

  1. Песенка точильщиков
  2. Точим,
  3. Точим,
  4. Точим нож!
  5. Будет
  6. Очень
  7. Он хорош.
  8. Будет
  9. Резать он
  10. Припасы:
  11. Масло,
  12. Сало,
  13. Хлеб,
  14. Колбасы,
  15. Помидоры,
  16. Огурцы —
  17. Угощайтесь, молодцы!

(О. Дриз.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Рачок-мореход

После плавания мы чистили корабль от ракушек и тра-вы. Их столько на днище, что кораблю мешают плыть. Це-лая борода волочится у днища.

Чистили кто чем: скребком, щётками и даже долотом — так крепко уцепились к днищу рачки.

Чистили, чистили, а боцман говорит:

— В море опять обрастём. Рачки и улитки только и ищут, на ком бы поселиться.

Наконец дно вычистили и начали красить. А боцман за-ставил меня отбить морской жёлудь. Жёлудь — это ракушка белая с крышечкой, внутри рачок. Стал я скребком сби-вать — не сбивается. Внутри рачок чавкает, только крышеч-ку чуть-чуть приоткрыл.

«Эх, — думаю, — пускай остаётся рачок-мореход. Крепко прицепился к днищу и плавает с нами».

В море я думал о рачке: сколько ещё ему придётся ис-пытать в плаванье. (По Г. Снегирёву.)



Автоматизация звука Ч — способы коррекции, упражнения

Сегодня мы с Вами поговорим о звуке Ч, об артикуляции звука, о способах и приемах постановки звука. Кроме этого, разберем поэтапность автоматизации звука в речи ребенка.

Звук Ч относится к шипящим звукам. Может нарушаться как сам по себе, так и вместе с другими шипящими: [Ш], [Ж], [Щ].

Для представления, каким образом возникает звук Ч, разберем его артикуляцию. При произнесении Ч – губы скруглены и принимают позицию «рупор». Кончик языка дотрагивается до нёба.

Верхние коренные зубы тесно соприкасаются с боковыми краями  языка. Наблюдается подъем спинки языка. Краешек языка отдергивается от нёба вследствие проследования воздушной струи через середину языка.

Постановка звука Ч

  • При постановке Ч следует вызвать отдельный «чистый» звук, это рекомендовано делать посредством звукоподражания, а именно проговаривая  «ч-ч-ч» и выполняя жест «тихо»; чуx-чух – едет поезд.
  • Поставить Ч возможно тремя способами: по подражанию, с механической помощью и смешанным способом.
  • Эффективные приемы постановки звука Ч:
  • Педагог предлагает малышу воспроизвести слог –aть- с мощьным выдохом на –ть-, одновременно с этим губы немного вытянуть вперед и ладонью осуществлять контроль за силой выдоха.
  • Попросить ребенка резко воспроизвести звукосочетание –тьщ-.
  • Во время воспроизведения [Ц] предложить малышу приподнять краешек языка к вверху, а губы выдвинуть вперед, как «рупор».
  • Малыш выполняет упражнение «рупор» – т.е. зубы приближены, губки выдвинуты вперед и с сильным выдохом произносит звукосочетание -тьс- «как выстрел». В том случае, когда язык не достает до нёба, или не удерживается на верху, нужно прибегнуть к  использованию логопедических инструментов.
  • Ребеночек говорит пару раз слог – aтс-, либо звукосочетание –тш-, одновременно с усилием дует на язык. Благодаря зонду логопед немного отодвигает назад кончик языка.
Читайте также:  Скорочтение для детей: упражнения, методики, как научить ребенка быстро читать

Очень важно, чтобы ребенок понял артикуляцию звука, запомнил ее и смог самостоятельно выполнить уже без использования вспомогательных предметов: шпателей либо зондов. Для этого во время постановки  взрослый должен сосредотачивать внимание ребенка на работу артикуляционного аппарата, на силу выдыхаемой струи.

Артикуляционная гимнастика

  1. – «Наказать непослушный язычок»;
  2. – «Блинчик»;
  3. – «Вкусное варенье»;
  4. – «Чашечка»;
  5. – «Гармошка»;
  6. – «Грибок»;
  7. – «Ковшик».

Автоматизация звука Ч

Стадия автоматизирования звука – это искоренение неправильного звукопроизношения и закрепление навыка общепринятого произношения.. Поставленный звук еще не стойкий, при отсутствия закрепления навыка употребления нового стереотипа, звук может «потеряться» и в последствии его придется ставить заново.

Вот почему очень важно не только поставить звук, но и автоматизировать его в речи.

Существует определенная последовательность, которую следует выполнять при закреплении звука: сначала в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, стихотворениях, скороговорках и только потом в самостоятельной речи. Ребенок не может перепрыгнуть или пропустить хоть один этап, так как речевой материал идет по типу усложнения.

Как только ребеночек научился правильно произносить звук в многократном и длительном повторении, тогда можно начать автоматизировать поставленный звук в слогах. Однако если звук еще неустойчивый, иногда искажается, нужно подольше «посидеть» на стадии автоматизации.

  • Автоматизация звука Ч в слогах обладает своими особенностями: сначала автоматизируется звук в обратных слогах, затем – в прямых открытых слогах.
  • Автоматизация [Ч] в обратных слогах:
  • ач – оч – ач                  еч – еч – ич
  • оч – уч – оч                  уч – ич – уч
  • Автоматизация [Ч] в прямых слогах: 
  • ча – чо – ча
  • чо – чу – чо
  • чи – чи – че
  • чу – чи – чу

в словах:

  • мяч, смерч, врач, калач, ключ, трубач, грач
  • чай, часы, чайка, чайник, число, чижик, чемодан, чемпион, четыре, чудо
  • удочка, речка, задача, печать, удача, почка, хомячок, колокольчик.

в чистоговорках:

  1. ЧА-ЧО-ЧЕ-ЧИ – печёт печка калачи.
  2. ЧО-ЧУ-ЧЕ-ЧА – как хочу я калача.
  3. ЧА-ЧЕ-ЧИ-ЧО – ах, как пальцам горячо!
  4. ЧО-ЧИ-ЧЕ-ЧУ – ем калач я и молчу.

в предложениях:

  1. На столе чашка горячего чая.
  2. Мальчик кормит собачку Жучку.
  3. Девочка заплела две косички.
  4. Девочка сачком ловит бабочку.

После этапа автоматизации,  учим ребенка дифференцировать звуки на слух, если они смешиваются в произношении. Дифференциация звука в слогах чаще всего выполняют методом повторения т.е. взрослый произносит – ребенок повторяет. Еще есть упражнения на словообразование, либо словоизменение.

На первых этапах работы по дифференциации ребенок слышит произносимый звук взрослым и видит артикуляцию взрослого. Затем задание усложняется, взрослый закрывает листком лицо, теперь ребенок ориентируется только на слух.

Ч-Т

  • чa-тя
  • чу-тю
  • чи-ти
  • оч-оть
  • юч-ють
  • ечь-еть
  • тявкать-чавкать
  • редька-речка
  • петь-печь
  • чесать-чесать
  • мять-мяч
  • медь-меч

Ч-Ц

Упражнение 1. Повтори за мной.

  • ча-ця
  • чу-цю
  • чи-ци
  • оч-оц
  • юч-юц
  • ечь-ец

Упражнение 2. Прослушайте слова.

  1. Произнеси слова только со звуком ч.
  2. а) Чтение, цапля, чувство, цветок, чёлка, чтит, цепь, цвет, чистый;
  3. б) Платочек, пальцы, сверчок,  огурцы, строчка, разноцветный, курочка, пчелка, борцы;
  4. а) Птенец,  грач,  богач, врач, мяч, колодец, скворец, силач, кузнец.
  5. Ч-Щ

Задание 1. Повтори за мной.

  • чa-щa-чa
  • чу-щу-чу
  • чи-щи-чи
  • ощ-оч-ощ
  • ющ-юч-ющ
  • ещ-ечь-ещ

Словосочетания и фразы на звук Ч

1) Флейта звучит, а флейты звучат;

  • Швея строчит, а швеи строчат;
  • Малыш кричит, а малыши кричат;
  • Мальчишка стучит, а мальчишки стучат.

2) Курица кудахчет, кузнечик стрекочет, орёл клекочет, лев рычит, воробей чирикает, рыба молчит.

Дифференциация звуков [Ч] — [Ть]

Различение звуков ч — т' в изолированном произнесении в слогах

Задание 1. Выдели начальный звук ч или т' из слов чемо­дан, тележка. Сравни их по артикуляции, по месту образова­ния: а) Что общего имеют эти звуки? б) Чем они отличаются?

Задание 2. Выдели звуки ч и т' из слов. Логопед произносит слово, дети    называют звук ч или т» а) в начале, б) в середине и в) в конце слова.

Образец. Чулок (ч), терка (т').

  • а)        Чашка, тележка, черный, чисто, темный, тихо, чеснок, терка, теплый, чужой, частый, тюль, черепа­ ха, тюльпан, тяжко, тигренок, часы,  теленок,  теле­визор.
  • б)        Мочалка, скатерть, качалка, полотенце, мате­рия, печенье, мастер, вечерний, сатин, рабочий, пятерка, перчатки, гречка, котенок, колечко, летит.
  • в)        Мяч, мыть,   шить,   беречь,   смотреть,   стеречь, крыть, калач, сеть, сечь, косить, силач, грач, видеть врач, ткач.

Задание 3. Произнеси слоги отраженно.

  1. ЧА —ТЯ      ЧИ —ТИ   ТЯ —ЧА      ТИ-ЧИ
  2. ЧО —ТЕ        ЧЕ —ТЕ  ТЕ —ЧО        ТЕ —ЧЕ
  3. ЧА — ТЯ       ТЮ —ЧУ          АЧ —АТЬ    ИЧ — ИТЬ
  4. ТЯ —ЧА       ЧЕ —ТЕ   ЧО —ОТЬ     ЕЧ —ЕТЬ
  5. ЧУ —ТЮ      ТЕ —ЧЕ   УЧ —УТЬ

Задание 4. Запомни и воспроизведи слоговые ряды.

ЧА—ТЯ —ЧА  40 —ТЕ —40 ТЯ — Ч А — ТЯ   ТЕ — 40 — ТЕ

ЧА —ТЯ —ЧА —ТЯ ТЮ —ЧУ —ТЮ—ЧУ

Задание 5. Выдели начальные слоги из слов. Образец. Чаша (ча), тюлень (тю).

Тело, чугун, тихо, чижик, чулок, тюлень, тюря, чудо, тина, чихать, тени, чулан.

Различение звуков ч — г' в словах

Задание 6. Закончи слова, добавив слоги ча или тя. Про­изнеси все слова.

Образец.   Све…(ча) — свеча,   Ми…(тя) — Митя,

Те.. .(тя), Пе.. .(тя), да.. .(ча), Ви.. .(тя), зада.. .(ча), ветре.. .(ча), ди.. .(тя), кру.. .(ча), кру.. .(тя), алы… (ча).

Задание 7. Произнеси слова парами. Выясни смысл слов. Ответь на вопрос: какими звуками отличаются эти слова?

Крутя — круча, челка — телка, чело — тело.

Задание 8. Измени слова по образцу:

Тигренок — тигреночек, котенок —… , утенок — … , теленок — … , грачонок —… .

Тетрадь — тетрадочка, скатерть —… , тень —… , ветер —… , катер —… .

Светить — свечу, лететь — … , пыхтеть —… , топтать —… , молчать —… , кричать —… , све­тить —… , хотеть —… .

Кручу — крутить, свечу —… , верчу —… , захо­чу—… , стучу —… , молчу —… , топочу—… , топчу —… , кричу —… , пыхчу — … .

Кричит — кричать, молчит —… , звучит — … . ворчит —… .

Я качу, ты катишь. Я лечу, ты … .Я кричу, ты … . Я кручу, ты …. Я хочу, ты … . Я верчу, ты ….

  • Задание 9. Подними правую руку, если в слове услышишь звук ч, левую — т', обе   руки,    если в слове   услышишь оба
  • звука.
  • Терка, хочу, теперь, учитель, темный, черный, мо­чалка, теленок, теплый, чистый, матерчатый, печка, печать, печальный, выключатель, ветчина, теремок, материя, теленочек, встречать, встреча, птенчик, вол­чонок.

Задание 10. Рассмотри картинки. Разложи их в две колон­ки по звукам ч и г'. Назови их.

Приблизительный перечень картинок: тюль­пан, ключик, телефон, мальчик, скатерть, черепаха, печенье, тетрадь.

Задание 11. Вспомни героев сказок, в названии которых есть звуки ч или т' (Чиполлино, Буратино).

Задание 12. Отгадай загадки. Назови, какой звук (ч или г') содержится в отгадке.

Загадки для отгадывания.

Всю жизнь хожу,                               Сетка густая

Никуда не захожу.                                      Мух не отпускает.

                             (Часы.)                                              (Паутина.)

Летом вырастают,                                         Без рук, без ног,

А осенью опадают.                                        А ворота отворяет.

                              (Листья.)                                              (Ветер.)

В избе изба,                                            Его бьют, а он не плачет,

На избе труба.                                       Только выше, выше

Зашумело в избе,                                   скачет. (Мячик.)

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.(Печка.)

Задание 13. Нарисуй картинки, в названии которых слы­шишь звуки ч или г'. Назови свои рисунки.

Количество рисунков определяет логопед. Это Задание можно дать на дом.

Дифференциация звуков ч — т' в предложениях

Задание 14. Произнеси словосочетания отраженно.

Уточка с утятами. Чай с печеньем. Степные цве­точки. Кошечка с котятами. Калачи с тмином. Жел­тенькая наволочка. Учитель с учеником. Телятина с чесноком.

Задание 15. Придумай предложения со словосочетаниями (см. предыдущее Задание).

Образец. Гуляют уточка с утятами.

Задание 16. Посчитай птенчиков.

Логопед выставляет картинки, изображающие птенчиков в разных количествах, и предлагает детям их пересчитать.

Один птенчик. Два птенчика. Пять птенчиков. Че­тыре птенчика. Шесть птенчиков.

Задание 17. Составь условия задачи со словосочетаниями (см. предыдущее Задание).

Задание 18. Произнеси отраженно предложения. Ответь на вопросы целым предложением самостоятельно.

Витя читает Мите.         Кто кому читает?

Мы учимся петь, читать и говорить.      Чему мы учимся?

Витя и Митя пили чай с печеньем.

С чем пили чай Митя и Витя?

Задание 19. Произнеси отраженно. Выучи наизусть.

  1. Считалочка
  2. Раз, два, три, четыре, пять,  Вышел зайчик погулять.
  3. Пословица
  4. Ученье — свет, а неученье — тьма.
  5. Загадка

Хоть и круглый, а не мяч. Рта не видно, а кусач.

Мячик

Мячик мой, лети высоко. Мячик мой, лети далеко!

Задание 20. Прослушай рассказ, Ответь на вопросы. Пере­скажи, как запомнил.

Чижик

У Пети был чижик. Чижик в клетке не пел. Петя пришел к чижику.

  • Пора тебе, чижик, петь!
  • Пусти меня погулять, весь день буду петь.
  • Кто был у Пети?
  • Что сказал Петя чижику?
  • Что ответил чижик?
  • Как ты думаешь, почему чижик не пел?
  • Жучка и кость
Читайте также:  Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинках

Несла Жучка кость через мостик. Глядь, в воде ее тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Выражения для объяснения: пришло Жучке на ум.

Задание 21. Прослушай стихотворения. Произнеси отра­женно. Заучи наизусть (по выбору логопеда).

  1. Про галку
  2. Скачет галка по                                                Напали на галку
  3.                             ельничку,                                                      разбойники,
  4. Бьет хвостом по                                               Сняли они с галочки синь

                         березничку.                                                       кафтан.

Ох, не в чем галочке                                        Плачет галка,

По городу гулять.                                                      Да негде взять!

  • Колыбельная
  • Котя, котенька, коток,                               Нашу Мурочку качать,
  • Котя — серенький                                          Прибаюкивать.
  •                                хвосток!                        Уж как я тебе, коту,              

 Приди, котя, ночевать,                             За работу заплачу… (К. Чуковский.)

  1. Перчатки
  2. Потеряли котятки
  3. На дороге перчатки
  4. И в слезах прибежали домой:
  5. Мама, мама, прости,
  6. Мы не можем найти,
  7. Мы не можем найти
  8. Перчатки!
  9. Потеряли перчатки?
  10. Вот дурные котятки!
  11. Я вам нынче не дам пирога
  12. Мяу-мяу, не дам,
  13. Мяу-мяу, не дам,
  14. Я вам нынче не дам пирога!
  15. Побежали котятки,
  16. Отыскали перчатки
  17. И, смеясь, прибежали домой:
  18. Мама, мама, не злись,
  19. Потому что нашлись,
  20. Потому что нашлись
  21. Перчатки!
  22. Отыскали перчатки?
  23. Вот спасибо, котятки!
  24. Я за это вам дам пирога.
  25. Мур-мур-мур, пирога,
  26. Мур-мур-мур, пирога,
  27. Я за это вам дам пирога?

                       (Пер. С. Маршака.)

Дети заучивают песенку по ролям. Логопед напоминает им о правильном произнесении звуков ч и г'.

Л. Н. ЕФИМЕНКОВА «Коррекция звуков речи у детей»

Звук Ч

Постановка и автоматизация звука Ч предполагают интенсивные занятия с ребенком. Коррекционные мероприятия можно проводить без помощи логопеда в домашней обстановке. Основное условие успешного освоения фонемы – понимание малышом правильного расположения органов речевого аппарата при воспроизведении.

Нарушение произношения

Чтобы подобрать правильную тактику обучения и понять, как поставить звук «Ч» необходимо знать какие виды нарушений у детей существуют. Фонема «Ч» складывается из 2 букв «Т» и «Ш». От освоения ребенком этих звуков зависит произношение «Ч».

Классификация дефектов:

  1. Межзубный. Язык находится между зубов, когда малыш пытается проговорить фонему. Звук становиться шепелявым и нечетким.
  2. Призубный. Язык напряжен и располагается за верхними резцами. Кончик органа касается альвеол. Боковыми сторонами упирается в коренные зубы. Такое положение языка может вызывать замену «Ч» на твердое или мягкое «Т». Воздушная струя толчкообразная.
  3. Губно-зубный. Язык приспущен к низу. Бока касаются коренных резцов, расположенных в верхней челюсти. Нижняя губа приподнимается, соприкасаясь с верхними резцами, находящимися по центру. Происходит замена «Ч» на «Ф» (чайник – Файник).
  4. Боковой. Воздушная струя при выдыхании проходит по одной из сторон языка. Орган может находиться у верхних или у нижних резцов. При этом имея наклон в одну из сторон. Звучание невнятное.
  5. Шипящий. Язык напрягается и выгибается. Кончик органа находится внизу. Он делает упор книзу ротовой полости. Воздушная струя проходит по всей области языка. Происходит замена «Ч» на мягкий «Ш» (чуб – Шюб).
  6. Свистящий. Речевой орган касается нижних центральных резцов. Серединка языка изогнута и образовывает желобок. Боковые стороны прилегают к задним верхним зубам. Губы в улыбающемся положении. Воздух на выдохе проходит посредине языка. Происходит замена «Ч» на твердую или мягкую «С» (чудо – Сюдо, чашка – Сашка).
  7. Носовой. Язык опускается вниз и слегка оттягивается назад. При этом спинка органа напрягается серединой касаясь неба. Воздушная струя выходит через нос. Звучание становится гнусавым (чудо – Хнюдо).

Важно! При обнаружении одного из перечисленных дефектов рекомендуется пройти консультацию у специалиста. Каждое отклонение требует индивидуального подхода для решения проблемы.

Готовность органов речи ребенка

Появление звуковой культуры речи у малыша происходит практически с рождения (нормы тут). Развитие речевых способностей представлено в таблице.

Этапы Характеристика
Подготовка. Проявляется в первый год жизни малыша (лепет, гуление). К 6 месяцам ребенок начинает подражать взрослым копируя часто произносимые звуки.
Пред дошкольный. Длительность периода 1-3 лет. Появление новых слов (баба, мама). Составление не сложных предложений.
Дошкольный. Для дошкольников до 4 лет характерна замена или смягчение звука «Ч». С 5 лет дефект должен исчезнуть. Начинается формирование шипящих. Дошкольный период длится до 6-7 лет. Словарный запас ребенка более 2500 тысяч слов.
Школьный. Длится с 7-17 лет. В начальной школе происходит полное формирование речевых способностей.

Важно! К 11 летнему возрасту необходимо устранить все фонетические ошибки ребенка при условии отсутствия физических отклонений, связанных с дефектами органов речевого аппарата.

Способность к правильному произношению звука «Ч» формируется только с 5 летнего возраста. Фонема сложна для восприятия ребенком раннего возраста из-за того, что состоит из двух звуков «Т» и «Ш».

Артикуляция фонемы Ч

Чтобы поставить звук быстро и без проблем необходимо донести ребенку, в каком положении и как должны двигаться органы речи. Правильная артикуляция //rechudetey.ru/logopediya/artikulyaciya.html наглядно представлена в картинках:

Правильная артикуляция звука «ч»

  • Губы слегка выдвинуты вперед. Принимают округлую форму.
  • Зубы разъединены.
  • Язык расслаблен. Кончик органа дотрагивается до нижних зубов. Спинка прижимается к альвеолам. Ее средняя часть касается твердого неба.
  • Воздушная струя проходит посередине языка.

Упражнения

Перед началом занятий специалист может направить ребенка на обследования:

  • умственных способностей;
  • слуха;
  • правильного строения и развития артикуляционного аппарата.

Также логопедом проводится сбор анамнеза (сведения). Информация нужна для определения среды обитания ребенка. Часто причиной неправильного произношения является окружение. Например, двуязычие в семье. Тогда возникает потребность в дифференциации фонемы.

Логопедические занятия состоят из постепенного перехода этапов по освоению звука «Ч». В подготовительной группе проводят артикуляционную гимнастику для развития подвижности органов.

Задания можно выполнять в домашней обстановке, например:

  • «Пирожок» (укрепление мышц языка). Ротовую полость открываем. Речевой орган высовываем, чтобы он принял лопатообразную форму. Боковые стороны приподнимаем до образования желобка. Губы улыбаются. Упражнение выполняем 10 секунд 2-3 раза.
  • «Фокус» (отработка умения держать приподнятый язык и контролировать поток воздуха). Ротовую полость держим открытой. Губы улыбаются. Язык высовываем. Его боковые стороны и кончик приподнимаем. Середину опускаем вниз. Удерживая органы в таком положении стараемся выдувать воздушную струю. Она должна ощущаться на кончике носа.
  • «Рупор» (укрепление и выработка подвижности губных мышц). Зубы смыкаем. Движения выполняем только губами. Они имитируют воспроизведение гласных букв.
  • «Варенье» (отработка движений языка). Приоткройте рот. Губами улыбнитесь. Языком возите сначала по верхней, а потом по нижней губе. При этом орган принимает лопатообразную форму. После кругообразных движений язычок втяните в ротовую полость. Его боковые стороны должны касаться верхних коренных резцов. Упражнение выполняйте 3-4 раза.
  • «Лошадка» (растягивание уздечки). С помощью языка имитируйте стуканье копыт лошадки. При этом рот широко откройте, а губы растяните в улыбке. Длительность занятия 15 секунд.

Важно! Взрослые выполняют задания с ребенком перед зеркалом. Тогда малышу проще понять, как правильно их делать.

После успешного прохождения подготовительного этапа следует проведение постановки звука «Ч».

Способы

  1. Воспроизведение от мягкой буквы «Т». Ребенка просят быстро проговаривать звук. Язык должен касаться кончиков передних резцов. Во время произношения специальным шпателем или лопаткой кончик языка немного сгибают к верху. Образовывается звук «Ч».
  2. Произношение от «Т» и «Щ».

    Необходимо проговаривать фонемы по очереди в быстром темпе. Губы должны улыбаться.

  3. Появление звука «Ч» с помощью слогов (ать, оть, ить). Малышу предлагают повторить много раз один из представленных слогов. При этом ложкой или шпателем отодвигают кончик языка к альвеолам. Тогда получается «ач, оч или ич».

  4. Способ подражания. Взрослый произносит фонему перед зеркалом, показывая артикуляцию, а ребенок старается повторить. Это упражнение предполагает наличие усидчивости у малыша и терпения у родителя.

Важно! При носовом дефекте произношения используют логопедические упражнения для отработки правильности дыхания.

В логопедической базе находится целая картотека различных заданий. Поэтому родителям не стоит пренебрегать посещением специалиста.

Закрепление

После обучения ребенка звуку необходимо автоматизировать произношение «Ч». Процесс происходит постепенно от легких до более сложных заданий:

  1. Использование слогов. Они должны быть изначально прямыми (ча-ча-ча, чу-чу-чу и т.д). После проговаривают обратные (ач-ач-ач, уч-уч-уч). Если нужно дифференцировать звук «Ч» от «Т», «Ц» или «Щ», то применяются слоги с наличием этих букв (ча-та, що-чо, чу-цу).
  2. Слоги и слова. Для этого этапа подходят чистоговорки (Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача).
  3. Слова. Буква должна стоять в начале слова, в середине и в конце. Используют стихи, песенки, скороговорки.
  4. В предложениях. Чтение текстов, рассказов, историй вместе с ребенком.

Важно! Избегайте переутомления малыша. Не стоит начинать занятия, если он устал после прогулки или других действий. Упражнения для детей 5-6 лет длятся 10-15 минут. Время увеличивайте на 5 минут в соответствии с возрастом.

Обычно закрепление результата логопеды предоставляют родителям в качестве домашних заданий. Детям проще обучаться в привычных условиях не стесняясь взрослых.

Не пропустите:  Как мотивировать ребенка

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector