Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему Зима по ФГОС

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему Зима по ФГОС

  • Разработала: учитель – логопед Черкасова Анастасия Сергеевна.
  • МДОУ «Д/с «Островок», с. Малокурильское, Южно – Курильский район Сахалинская область
  • Коррекционно-образовательные цели:
  • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме.
  • Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
  • Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия).
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
  • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
  • Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование: Доска магнитная, магниты, конверты, картинки по теме занятия, рассказ «Полезная прогулка», оригами.

Ход занятия:

1. Приветствие.

Логопед – доброе утро, дети, давайте с вами поиграем в игру «Загадка», каждый из вас покажет на один из конвертов, я оттуда достану листочек с загадкой, а вы должны ее отгадать.

Дети – давайте! Дети выбирают каждый свой конверт и отгадывают попавшиеся загадки.

  1. Без рук, без ног,
  2. А рисовать умеет.
  3.                                    (Мороз)
  4. Что за звёздочки такие
  5. На пальто и на платке —
  6. Все сквозные, вырезные,
  7. А возьмёшь — вода в руке?
  8.                                         (Снег)
  9. Запорошила дорожки,
  10. Разукрасила окошки.
  11. Радость детям подарила
  12. И на санках прокатила.
  13.                                        (Зима)
  14. После брата Января
  15. Служить очередь моя.
  16. Помогают мне два друга:
  17. Снежная метель и вьюга.
  18.                                       (Февраль)
  19. Снег на полях,
  20. Лед на водах,
  21. Вьюга гуляет.
  22. Когда это бывает?
  23.                              (Зима)
  24. Белый пух лег на дороги,
  25. На ступеньки и пороги.
  26. Знает каждый человек –
  27. Этот пух зовется…
  28.                                  (Снег)
  29. Без досок, без топоров
  30. Через речку мост готов.
  31. Мост как синее стекло:
  32. Скользко, весело, светло.
  33.                                         (Лед)
  34. Зацепилась за карниз
  35. И растет, как шишка, вниз.
  36.                                       (Сосулька)
  37. По тропинкам, по дорожкам
  38. Кто идет на снежных ножках?
  39. Кто способен на уловки,
  40. Носик у него морковка?
  41. По весне растает вмиг

Это белый…

                                     (Снеговик)

Логопед – какие вы молодцы, отгадали все загадки! Теперь давайте определим тему нашей беседы на сегодня. Как думаете, о чем будет идти речь?

Дети – о зиме!

Логопед – правильно! А почему я решила сегодня затронуть тему зимы, как вы думаете?

Дети говорят свои варианты ответов (выпал первый снег, скоро новый год, сейчас декабрь, значит, на улице наступила зима).

Логопед – совершенно верно. Вы умнички, справились со всеми моими вопросами и все мне очень четко объяснили. Теперь давайте поиграем в следующую игру.

  • 2. Игра «Назови ласково»
  • На доске висят картинки по теме занятия, дети называют изображения и тут же преобразовывают в уменьшительно-ласкательное.
  • Снег – снежок
  • Снеговик – снеговичок
  • Санки – саночки
  • Сугроб – сугробик
  • Каток – каточек
  • Снегирь – снегирек
  • 3. Игра «Составь предложение по картинке»
  • На доске висят несколько сюжетных картинок по теме занятия, дети составляют предложения.
  • 4. Игра «Назови зимнее слово»

Детям дается задание, придумать несколько зимних слов. Дети называют по очереди любое слово, имеющее отношение к зиме.

5. Игра «Что ты знаешь о зиме?»

Детям задается несколько вопросов о зимней поре, на которые они должны знать ответ.

  • Какие зимние месяцы вы знаете?
  • Каким месяцем заканчивается год?
  • Каким месяцем начинается год?
  1. 6. Упражнение «Продолжи предложение»
  2. Если зимой холоднее, чем весной, то весной …
  3. Если снежная крепость выше скамейки, то скамейка …
  4. Если мальчиков в парке больше, чем девочек, то девочек …
  5. 7. Упражнение «Исправь ошибки»
  • Наступило лето, и речка покрылась льдом.
  • Наступила зима, и прилетели ласточки.
  • Закончилась осень, и наступила весна.
  • Логопед – дети, расскажите мне, пожалуйста, какая ваша любимая игра на улице зимой?
  • Дети – снежки.
  • Логопед – давайте разомнем пальчики и заодно вспомним, как мы играем в снежки.
  • 8. Пальчиковая гимнастика «Снежки»
  • Раз, два, три, четыре,        (Загибают пальчики).

Мы с тобой снежок лепили.        («Лепят снежок»).

Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).

И совсем-совсем не сладкий.                (Грозят пальчиком).

Раз — подбросим.                («Подбрасывают»).

Два — поймаем.                (Приседают, «ловят»).

Три — уроним.                (Встают, «роняют»).

И… сломаем.                (Топают).

9. Игра «Найди отличия»

На доске висят две картинки, дерево и столб. Дети должны рассказать, чем отличается дерево от столба.

  1. 10. Упражнение «Образуй новые слова»
  2. Крепость из снега – снежная крепость,
  3. Кормушка из картона – …
  4. Дом из кирпичей — …
  5. Горка изо льда — …
  6. Окно из стекла — …
  7. Рама из дерева — …
  8. 11. Упражнение «Задача»

Детям предлагается решить задачу. На кормушки сидело три снегиря и столько же синиц, сколько на кормушке было синиц?

  • 12. Физминутка «Снег»
  • Как на горке снег, снег,           (встаем на носочки, руки вверх)
  • И под горкой снег, снег.          (приседаем)
  • И на елке снег, снег,               (встаем, руки в стороны)
  • И под елкой снег, снег.           (обхватываем себя руками)
  • А под снегом спит медведь,     (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
  • Тише, тише, не шуметь            (пальчик к губам, шепотом)
  • 13. Рассказ «Полезная прогулка»

Логопед читает детям рассказ, на доске висят картинки по сюжету. Дети внимательно слушают рассказ, прослеживая сюжет по картинкам. Потом отвечают на вопросы по рассказу и придумывают новое название.

14. Творческое задание на развитие мелкой моторики. 

Логопед предлагает детям слепить снежки своими руками из бумаги оригами.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему Зима по ФГОС

Конспект логопедического занятия по теме [Зима]

02 Дек 2010 Автор Ekaterina

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зима»

  • (Первый год обучения)
  • Первое занятие по развитию речи на тему “Зима”
  • Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
  • Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
  • Совершенствовать грамматический строй  речи,  учить образовывать качественные прилагательные, существительные с  уменьшительно-ласктельными  суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
  • Коррекционно-развивающие цели:
  • Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.
  • Коррекционно-воспитательные цели:
  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
  • Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.
  • 1. Организационный момент
  • – Сядет тот, кто отгадает мои загадки
  • Странная звездочка                       Что за нелепый человек
  • С неба упала                                   Пробрался в 21 век?
  • Мне на ладошку                              Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала.                             Боится солнца и тепла.

  1. (снежинка)                                               (снеговик)
  2. Художник-невидимка                     Прозрачен, как стекло,
  3. По городу идет:                              Да не вставишь его в окно.
  4. Всем щеки нарумянит,                                                         (лед)
  5. Всех ущипнет за нос.
  6. (мороз)
  7. Наступили холода,                         Он летает белой стаей,
  8. Обернулась в лед вода,                    И сверкает на лету.
  9. Длинноухий зайка серый                 Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым.                На ладони и во рту.

  • Перестал медведь реветь –                                       (снег)
  • В спячку впал в бору медведь.
  • Кто скажет, кто знает,
  • Когда это бывает?
  • (зимой)
  • 2. Беседа о времени годаКонспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему Зима по ФГОС
  • – Как вы думаете, какое сейчас время года?
  • – Как вы догадались?
  • – Какой день зимой?
  • – Какая ночь?
  • – Что можно сказать о снеге?
  • – Какой бывает лед?
  • – Перечислите  зимние  месяцы.
  • 3. Упражнение «Снежинки»

– Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите,  какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

– Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

4. «Что бывает зимой?»

  1. – Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.
  2. – Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?
  3. – Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.
  4. Логопед просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления и назвать их.
  5. 5. Дидактическая игра «Подбери слова»
Читайте также:  Фонематический слух и фонематическое восприятие: что это, различие, таблица развития

– зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

6. Игра «Назови ласково»  с мячом

– Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

  • Снег-снежок                 Сосулька – сосулечка
  • Мороз- морозец            Дерево- деревце
  • Ветер- ветерок            Горка – горочка
  • Лёд- ледок                    Холод- холодок
  • Зима- зимушка             Санки- саночки
  • 7. Составление предложений о зиме по картине
  • Логопед помещает на наборное полотно картину.

– Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

– Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и рассказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.

– Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети.

Логопед помогает детям,  если они затрудняются говорить полными предложениями.

– Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.

8. Упражнение «Что изменилось?»

Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.

– Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.

9. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,            Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.             Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили,                    «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,           «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,          Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.                  Ладошки кладут на стол одной и другой стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.                «Едят ложкой» суп

10. Упражнение «Где это бывает?»

– Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.

Логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на.

– Где лежит снежинка?
– Где висит сосулька?
– Где замерз лед?
– Где катаются дети?
– Где слепили снеговика?

– Где стоят санки?

11. Упражнение «Какой? Какая? Какое?» Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему Зима по ФГОС

– Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпча­тый, мягкий,     искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед  какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

б) О чем можно сказать:

Морозный что? — день, вечер, ветер…

Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…).

Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…).

Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…).

  1. 12. Итог занятия
  2. – Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
  3. – Что мы делали на занятии?
  4. – Что понравилось?
  5. Оценка работы детей.

Автору приятно, тебе не сложно — нажми «МНЕ НРАВИТСЯ»

СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:

Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Игры с Зимой»

  • Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему Зима по ФГОСКонспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Игры с Зимой»
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА — ДЕТСКИЙ САД № 20»
  • Вид занятия: лексико-грамматическое.
  • Разработчик: Охотникова Марина Вячеславовна, учитель-логопед
  • Коррекционно-образовательные задачи:
  1. Систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;
  2. Закреплять умение подбирать прилагательные, существительные, согласуя их в роде, числе, падеже;
  3. 3. Продолжать формировать умения составлять предложения по СК; активизировать словарь по теме «Зима».
  1. Коррекционно-развивающие задачи:
  2. 4. Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, логическое
  3. мышление, внимание, мелкую моторику.
  4. Оздоровительные задачи:
  5. 5. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата через

биоэнергопластику А.В. Ястребовой и О.И. Лазаренко.

6. Развивать дыхание через парадоксальную дыхательную гимнастику Я.Стрельниковой.

7. Предупреждать зрительное переутомление с помощью схем тельных траекторий по В.Ф. Базарному.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение слушать, не перебивая друг друга высказывать своё мнение, оценивать свои ответы и ответы других детей

Словарная работа

Существительные: игра, сосульки, снег, снеговик, снежинка, снегопад, снег; мороз, вьюга, метель, узоры. Прилагательные: зимний, зимняя, зимние, зимнее; морозный, морозная, морозные, морозное, снежная, снежные, снежное; ледяные, ледяное, ледяная.

  • Глаголы: ударили, метут, хрустит, падает, висят, замёрзли.
  • Предварительная работа:
  • Беседа с детьми о зиме, зимних явлениях в природе; чтение и рассматривание иллюстраций о зиме.
  • Материал к занятию
  • Мультимедийное оборудование;
  • Демонстрационный материал: слайды на тему «Зима»;
  • предметные картинки (21×14, 8) руки, снегопад, сосульки, скворечник,
  • карандаш, нос.
  • Раздаточный материал:
  • 1. Разрезная картинка: сюжетная картинка по теме «Зима», 1 часть
  • этой картинки соответствует другому времени года «Весна», Лето»,
  • «Осень».

2. Полоски для составления схемы предложения.

3. Снеговики двух видов (3×4) (для оценивания ответов детей).

  1. 4. Коробочки на всех детей для символов схем предложения,
  2. снеговиков.
  3. Ход занятия
  4. 1. Организационный момент

— Сегодня я шла в детский сад и очень замерзла, потому что на улице зима и сильный мороз. Посмотрите, и к нам в гости пришла Зима.

  • Слайд 1.
  • На экране появляется Зима.
  • -Она предлагает нам сегодня поиграть. Во время игры вы будете

получать интересные задания. Если вы успешно справитесь с заданиями, то в конце игры вас ждет сюрприз.

Артикуляционная гимнастика.

-А сейчас давайте покажем, как на морозе у нас язычки будут работать. Ведь рядом с Зимой холодно. Покажем зиме, как мы умеем улыбаться.

«Улыбочка»- пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет пальчики удерживаются одновременно с улыбкой 5 секунд, затем ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

  1. -А следующее упражнение лопаточка
  2. «Лопатка»
  3. Ручка есть, а не грабли
  4. Землю роет, а не плуг.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний аи языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от до 5-10. «Лопаточка» — большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

  • Зачитать загадку:
  • Села детка на карниз,И растет все время вниз.
  • Дети: «Сосулька» Выполняем.

— Размяли язычки? Теперь они у вас точно не замерзнут.

— Начинается игра! Садитесь, пожалуйста, на свои места. Не забудьте о том, что спина должна быть прямой. Готовы?

— Как мы можем узнать, что наступила зима?

Дети: — земля покрылась снегом, стало холодно, дует холодный ветер, метут

метели т.д.

  1. -Как вы думаете, кто же может быть помощником у Зимы?
  2. Дети перечисляют. Выслушиваю ответы детей, если не справляются,
  3. предлагаю образец ответа. Если предложения построены не правильно,
  4. подсказать:

-Можно сказать, Я думаю.., Я считаю…, Мне кажется….

  • Давайте, посмотрим, кто же на самом деле сегодня будет помогать
  • Зиме.
  • Слайд 2. На слайде появляется изображение снеговика

— Он будет не только давать вам задания, но и оценивать ваши ответы. Снеговика в красной шапке смогут получить те, кто справился с заданием самостоятельно, а снеговика в синей шляпе те, кому надобилась помощь. Игра начинается. Эта игра поможет нам составить красивые предложения о зиме, интересно рассказывать о зимних явлениях в природе.

Внимание на экран

Слайд 3. (составь разрезную картинку).

На экране изображение разрезной картинки

— Снеговик рассыпал картинки и предлагает вам их собрать. Будьте внимательны, он хочет вас запутать.

Подождать, пока дети соберут, выделят неправильную часть. Ответы 2-3 детей.

-Одна часть картинки не соответствует зимнему сюжету. Объясните, почему?

  1. -Что у вас получилось на картинках?
  2. -Зимой идет снег, и у нас появилась снежинка давайте встанем и посмотрим за снежинкой.
  3. Слайд 4.
  4. — Снеговик хочет узнать, что бывает зимой?
  5. Слайд 5.

Сюжетная картинка «Время года. Зима» 3. Агранович

-Расскажите снеговику, какая зима и что бывает зимой. Начните своё предложение со слова: «Зимой…»

  • Зимой белый пушистый снег укрыл землю;
  • Зимой появились ледяные реки;
  • Зимой мороз украсил узорами стёкла;
  • Зимой завывает вьюга;
  • Зимой кружится метель.

-А у Снеговика для вас ещё есть игра «Закончи предложение».

-Если днём светит солнце, то день (какой?)… солнечный.

-Если утром мороз, то утро (какое?)… (морозное).

-Если горка изо льда, то горка… (ледяная)

-Если ночью холод, то ночь… (холодная)

-Если зимой часто идёт снег, то зима… (снежная)

  • Оцениваю ответы детей.
  • Обращаюсь к детям: игра «Подбери слово»
  • Про какое зимнее явление говорят: Метёт?
  • Дети: метель
  • -Ударили?
  • Дети: морозы
  • Хрустит?
  • Дети: снег
  • Слайд 6.
  • — Внимание на экран (висят картинки: руки, снегопад, сосульки, скворечник, карандаш, нос).

— Вася, подойди к экрану, посмотри внимательно на картинки. Выбери картинку, которая подходит к слову висят.

-Кто считает что, Вася правильно подобрал картинку к слову висят?

— Петя, подойди к экрану, посмотри внимательно на картинки. Выбери картинку, которая подходит к слову падает.

Читайте также:  Когда ребенок начинает говорить первые слова и фразы. Во сколько ребенок говорит агу, мама

— Петя правильно подобрал картинку к слову падает? Ребята, оцените ответ Пети.

— Вова, подойди к доске, посмотри внимательно на картинки. Выбери картинку, которая подходит к слову замёрзли. Ребята, оцените ответ Вовы. Помощь по ходу ответов детей, вопросы.

— Опять стало холодно. Давайте покажем Зиме, как можно греться на морозе. Дыхательная гимнастика.

1. «Ладошки». Исходное положение ног. Встаньте прямо. Ноги поставьте на ширине бёдер, устойчиво. Ступни стоят почти параллельно, чуть на разворот. Опора на середину топы.

Исходное положение корпуса. Спина подтянута. Излучающий центр в груди (свободная, крытая грудь излучает солнечный свет).

Исходное положение рук. Приведите руки в позицию «сдаюсь!». Раскрытые ладони подняты на высоту лица.

Ход выполнения. Делаем шумные — «ч!» — вдохи носом в темпе пульса, резко сжимая кисти рук в кулаки. Каждый вдох — хватательное движение. Воздух выпускаем между вдохами через открывающийся рот. Но считаем только вдохи.

2. «Повороты головы». Исходное положение ног. Встаньте прямо. Ноги поставьте на ширине бёдер, устойчиво. Ступни стоят почти параллельно, чуть на разворот. Опора на середину стопы.

Исходное положение корпуса. Спина подтянута. Излучающий центр в груди (свободная, раскрытая грудь излучает солнечный свет).

Исходное положение рук. Руки свободно свешиваются по швам.

Ход выполнения. Мы перешли к очень важной для нас группе из трёх упражнений, активно задействующих шейные мышцы. В «Поворотах головы», которые носят также второе образное название «Где пожар?», нам предстоит вращать головой вправо-влево или влево — вправо (кому как удобно), выполняя вдохи в крайних точках, как бы принюхиваясь, откуда тянет гарью.

3. «Погончики». И.п. — встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижаты к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

Плечи в момент вдоха напрягаются, руки тянутся к полу, пальцы рук широко растопыриваются. На выдохе вернутся в И.п. кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки — выдох ушел абсолютно пассивно.

Вдох короткий и шумный, как хлопок в ладоши, выдох неслышный, делать подряд 8 вдохов-движений, после чего остановиться, отдохните 3-5 секунд и — снова 8 наклонов — вдохов. Норма — 12 раз по 8 вдохов.

— А теперь поднимите руки вдохните, опустите руки выдохните.

-Согрелись? Садитесь. Внимание на экран.

  1. Слайд 7.
  2. На экране картинка с изображением ветра и снеговика
  3. Игра «Путаница».

— Зимой часто дует сильный, холодный ветер. Сегодня ветер залетел к нам и перепутал все слова в предложениях о зиме. Я буду называть слова, а вы постарайтесь составить из них правильное предложение:

  • Дорожки, ребята, от, чистят, снега. Я вам подскажу, начинайте предложение со слова «ребята»
  • Из, дети, горку, снега, сделали.
  • Холодная, зима, наступила, снежная.

Составление схемы предложения: — Возьмите полоску (показываю какую), положите перед собой. Составьте схему предложения «Наступила холодная снежная зима». Напоминаю, что прямоугольники на полоске выкладываем слева направо.

  • Анализ схемы предложения:
  • Какое слово первое?
  • Какое второе?
  • Сколько всего слов в предложении?

Слайд 8.

-Внимание на экран. Сравните схему предложения на экране, со своей схемой.

  • Слайд 9.
  • Итог занятия
  • Звучит музыка, на экране появляются все снеговики
  • — Посмотрите, со всеми заданиями Зимы вы справились, ответили на все
  • её вопросы.
  • Слайд 10.
  • -Давайте вспомним, какие задания Зимы мы выполняли? (перечисляю)

-Какое задание было самое трудное для тебя Рома? А для тебя Руслан, какое самое легкое?

Каждый из вас придумал красивые зимние слова, составил предложения о зиме. Каждый из вас старался придумать, вспомнить слово, своё предложение.

— А теперь давайте вспомним, Рома ты со всеми заданиями справился? Какого снеговика ты возьмешь?

Слайд 11.

-Ребята, Зима прислала вам раскраски о зиме, они помогут вам составить интересный рассказ о зиме.

Слайд 12. — Давайте попрощаемся и пойдем в группу.

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Зима.

Цель: развитие  лексико-грамматических средств языка на тему: Зима.

Коррекционно – образовательная задача: Уточнение представлений о зиме и ее приметах.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный, замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать).

 Совершенствовать умение подбирать однородные определения, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе, образовывать антонимы, грамматически правильно строить предложения.

  • Коррекционно – развивающая задача: развитие слухового и зрительного внимания, мышления, мелкой и речевой моторики.
  • Коррекционно – воспитательная задача: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
  • Оборудование: сундучок, письмо с заданиями, снежинки, снеговики по размерам, проектор, презентация.
  • Ход занятия
  • Организационный момент:

Логопед: Ребята, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся, здравствуйте. А сейчас я предлагаю поиграть.

  1. Пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пошли гулять»
  2. Мы во двор пошли гулять,
  3. 1,2,3,4,5,
  4. Мы во двор пошли гулять,
  5. Бабу снежную лепили,
  6. Птичек крошками кормили.
  7. С горки мы потом катались,
  8. А ещё в снегу валялись.
  9. Все в снегу домой пришли,
  10. Съели суп, и спать легли.
  11. Логопед: Ребята, послушайте мою загадку и отгадайте её:
  12. Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
  13. Радость детям подарила и на санках прокатила.
  14. ДЕТИ: Зима!
  15. Логопед: Ребята, давайте вместе с вами вспомним зимние сказки.
  16. Дети: Морозко, Снегурочка, Снежная королева, Серебряное копытце, Три орешка для Золушки, Двенадцать месяцев.
  17. Логопед: А в какой сказке встречаются все месяца года?
  18. Дети: Двенадцать месяцев.

Логопед: Кажется метель начинается, все дороги заметает. Так и замерзнуть не долго. Ой, ребята, смотрите, горит костер. Давайте и мы с Вами погреемся у костра. Смотрите сундучок и письмо. Сундучок не открывается. Давайте прочитаем письмо.

«Здравствуйте ребята! Пишут вам братья 12 месяцев. Мы приготовили вам сундучок с сюрпризом, но сундучок не простой, а волшебный. Сундучок откроется только тогда, и вы узнаете какой сюрприз в нём, когда вы соберёте 5 снежинок. Чтобы заработать снежинки вам нужно выполнить задания, и за каждое выполненное задание вы будете получать снежинку. Желаем вам удачи, братья 12 месяцев»

Логопед: Вы хотите узнать какой сюрприз в сундучке? Что для этого тогда нужно сделать?

Дети: Нужно выполнить задания. И получить снежинки.

Логопед: Давайте постараемся, чтобы за каждое задание мы получили снежинку. Ой, ребята, а здесь ещё что –то лежит, посмотрим? А это наверное и задания братьев месяцев. Давайте посмотрим 1 задание. ( открываю конверт 1)

  • Логопед: 
  • С куклой нашей поиграйте,
  • Шире ротик открывайте.
  • Ну, скорее не зевай,
  • С нами весело играй!

Давайте сядем за столы и выполним первое задание. Посмотрите какая коробочка, давайте её откроем. Ой, ребята это кукла «Язычок», с которой мы поиграем

Артикуляционная гимнастика с использованием куклы «Язычок».

  1. «Сосулька» — высунуть острый язык вперёд, держать на счёт до пяти.
  2. «Ураганный ветер» — ветер сильный, качает язычок вверх – вниз.
  3. «Чистим снег» — поработаем язычком, уберём весь снег, облизываем верхнюю губу.
  4. «Сугробы» — острым язычком упираемся в щёки поочерёдно, показываем сугробы.
  5. «Санки-ледянки» —  а теперь покажем на каких санках – ледянках мы катаемся, округлили язычок.

Логопед: Молодцы! Ребята посмотрите, а вот и снежинка за задание. Теперь давайте откроем конверт со вторым заданием.

Дидактическая игра: «Назови красивые слова»

Дети отвечают на вопросы: какой?, какая? какое?

Логопед: Ребята я вам буду задавать вопросы, а вы должны на них ответить.

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

Логопед: Молодцы! Вот мы и вторую снежинку заработали. Сколько у нас уже снежинок? Давайте откроем следующий конверт. Ребята, а здесь картинки, что же надо с ними сделать? Послушайте задание: назовите большой и маленький предмет изображённый на картинке.

  1. Дидактическая игра: «Назови большой и маленький предмет».
  2. Снежинка — снежиночка
  3. Сосулька – сосулечка
  4. Горка – горочка
  5. Река — речка
  6. Санки – саночки
  7. Дерево – деревце
  8. Птица – птичка
  9. Снеговик — снеговичок

Логопед: Молодцы! И это задание выполнили. И мы получает 3 снежинку.

Ну а сейчас немного отдохнём. Выходите на палас.

  • Физическая минутка:
  • Как на горке снег, снег,           (встаем на носочки, руки вверх)
  • И под горкой снег, снег.          (приседаем)
  • И на елке снег, снег,               (встаем, руки в стороны)
  • И под елкой снег, снег.           (обхватываем себя руками)
  • А под снегом спит медведь,     (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
  • Тише, тише, не шуметь            (пальчик к губам, шепотом)

Логопед: Немного отдохнули, а теперь нам ещё нужно заработать 2 снежинки. Давайте встанем возле доски , так чтобы всем было видно. Итак, вот наше задание: Исправь ошибки. Ребята, я буду говорить неправильные предложения, а вы их исправляйте.

  1. Дидактическая игра: «Подбери антонимы».
  2.  — Нужно исправить предложение.
  3. Зимой снег чёрный – Зимой снег белый.
  4. Зимою лёд мягкий – Зимой лёд твёрдый.
  5. Зимою снег капает – Зимою снег идёт.
  6. Зимою бывает листопад – Зимою бывает снегопад.
  7. Лёд шершавый – Лёд скользкий.
  8. Зимой на улице жара – Зимой на улице мороз.
  9. Зимой одеваемся легко – Зимой одеваемся тепло.
  10. Снеговика строят – Снеговика лепят.
  11. На коньках качаются – На коньках катаются.
Читайте также:  Ребенок в 3 года не разговаривает: норма или отклонение, причины, что делать

Логопед: Молодцы! Выполнили задание и заработали ещё одну снежинку. Давайте подойдём к столу, у нас осталось последнее задание.  Ребята для выполнения этого задания, нам надо разбиться на пары. Перед вами конверты, посмотрите что там внутри? А вот и задание: Разложите снеговиков в порядке возрастания.

А теперь поменяйтесь местами, и проверти, правильно ли выполнили другие пары детей.

Логопед: Вот мы с вами выполнили последнее задание и получаем снежинку. Давайте сосчитаем, сколько снежинок у нас получилось?

Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок. Хватит нам снежинок, чтобы открыть сундучок? Давайте откроем его! А угостимся мы в группе.

Итог.

Логопед: 1,2,3 в круг ко мне скорей иди.

Ребята, а что же мы сегодня делали? Да, мы с вами открыли сундучок, потому что выполнили задания и получили снежинки.

А скажите, какое задание вам больше всего запомнилось?

А какое задание было самое трудное для вас?

Мне тоже очень понравилось с вами выполнять задания. А теперь поедем в группу угощаться.

Конспект занятия с детьми ОНР подготовительной к школе группы по теме "Зима"

  • Конспект занятия с детьми подготовительной
  • к школе группы ( логопедическая, ОНР )
  • Тема: “ Зима “
  • Тип:Интеллектуально-развивающее
  • Вид: Развитие речи.
  • Составитель: Светличная Валентина Евгеньевна,
  • воспитатель высшей квалификационной категории

(детский сад комбинированного вида № 372 , г. Волгоград).

Цель:

1. Обобщить представления о признаках зимы. Активизировать

  1. словарный запас детей по данной теме.
  2. 2. Упражнять детей в согласовании прилагательных с
  3. существительными в роде; употреблять в речи антонимы.
  4. 3. Обогащать лексику действительными причастиями
  5. настоящего времени.
  6. 4. Закреплять умение детей согласовывать местоимение с
  7. глаголами, правильно изменять форму глаголов в
  8. зависимости от числа.
  9. 5. Формировать навык печатания слов и выработку
  10. смыслового чтения.
  11. 6. Упражнять детей в составлении рассказа по картинно-
  12. графическому плану.
  13. 7. Развивать индивидуальные способности детей в творческой
  14. речевой деятельности (отвечать на вопросы, рассуждать);
  15. познавательные процессы (восприятие, память, внимание).
  16. 8. Воспитывать инициативность и активность на занятии;
  17. доброжелательность при оценке действий других детей.
  18. Наглядный материал.
  19. Демонстрационный:
  20. д/игра “Говорящие кадры”, “льдинки” (6-7 штук), набор
  21. картинок к упражнению “Скажи наоборот”, картина к
  22. упражнению “Нелепица”, наборное полотно, магнитная
  23. доска.
  24. Раздаточный:
  25. д/игра “Говорящие сосульки”, фломастеры, предметы –
  26. подарки по количеству детей.
  27. Предварительная работа:
  28. Чтение стихов, рассказов, сказок о зиме; рассматривание
  29. иллюстраций к данным произведениям, картин о зиме;
  30. экскурсии, наблюдения в природе; беседы о зиме;
  31. проведение д/игр “Четвертый лишний”, “Скажи наоборот”,
  32. “Назови ласково”, “Нелепица” и др.
  33. Ход занятия:
  1. Организационный момент. Психогимнастика

  • Воспитатель:
  • — Дети, отгадайте загадку “В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всех разбудит – Что это?
  • — Как ласково можно назвать солнце?

— Представьте, что наступило утро, вы просыпаетесь, за окном мороз, а в комнате тепло, на вас смотрит ласковое солнышко. Солнышко ласкает своими лучами ваше лицо, руки. Вам приятно, вы потягиваетесь, улыбаетесь и просыпаетесь. – Встали дети все, ура! Поиграть пришла пора.

2. – А игру начнем с загадки.

  1. “Он летает белой стаей и сверкает на лету.
  2. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
  3. Он и белый и мохнатый, и пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой, назови его, ответь?… (снег)

  • — В какое время года бывает снег?
  • — Назовите зимние месяцы.
  • — А как называется месяц, который у нас сейчас?

— Ребята, а сейчас я предлагаю вам пройти по этим льдинкам на стульчики. И идя по льдинкам сказать о том, что бывает в природе только зимой. Будьте внимательны и старайтесь не повторяться. (Например: “Зимой идет снег, ветер гонит по земле снежную поземку”; “Зимой зимующие птицы прилетают к человеческому жилью”…)

3. Воспитатель:

— Дети, сейчас я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши и проговаривать слова только тогда, когда услышите слово, относящееся к зимним приметам: мороз, вьюга, листопад, снег, снегирь, журчит, ледоход, метель, заснеженный, снеговик, метелица, тепло, жара, скрипит, щиплет (нос), цветы, проталина, пурга, снежинка, поземка.

4. а) Дидактическая игра “Подбери признаки”.

  1. — А сейчас давайте вспомним и скажем:
  2. Зима (какая?) – холодная, снежная, морозная…
  3. Снег (какой?) – белый, пушистый, мягкий…
  4. Мороз (какой?) – злой, сильный, крепкий, трескучий…
  5. Утро (какое?) – зимнее, пасмурное, солнечное…
  6. б) Дидактическая игра “Образуй признак”.
  7. Снег блестит на солнце – снег какой? – блестящий
  8. Снег сверкает на солнце – снег какой? – сверкающий
  9. Снег искрится под лучами солнца – снег какой? – искрящийся
  10. Снег хрустит под ногами – снег какой? – хрустящий
  11. Снег скрипит под ногами – снег какой? – скрипящий
  12. Снег падает на землю – снег какой? – падающий

Снег кружится в воздухе – снег какой? – кружащийся.

5. Физпауза.

— Ребята, давайте вспомним стихотворение про снег.

Снег, снег, белый снег. (Дети машут руками перед собой.)

  • Осыпает он нас всех.
  • Дети все на лыжи встали (встают на “лыжи”, бегут)
  • И по снегу побежали.
  • Сегодня из снежного мокрого кома (катят воображаемый ком)
  • Мы снежную бабу слепили у дома.
  • Стоит наша баба у самых ворот, (рисуют руками в воздухе три
  • Никто не проедет, никто не пройдет. круга, грозят пальцем)
  • Знакома она уже всей детворе. (Садятся на стульчики)
  • А Жучка все лает: “Чужой во дворе”. (имитируют пальцами “лай”)

6. Дидактическая игра “Говорящие кадры”.

— Представьте, что мы с вами попали в кинотеатр немого кино. Давайте озвучим кадры кинофильма. А потом придумаем название нашему кинофильму.

(Примерное содержание (озвучивание):

Наступила снежная морозная зима. Солнце зимой светит, но не греет. Деревья, дома, земля покрыты белым пушистым снегом. Ночь зимой длиннее, чем день. Зимой у зайца шубка белого цвета, а у белки – серого. Зимой часто идет снег. Бывают сильные метели и вьюги.

Чем сильнее морозы, тем крепче спит в берлоге медведь. Ветер наметает высокие сугробы. Птицам холодно и голодно в суровую морозную зиму. Люди делают кормушки и прикармливают птиц. Дети любят зимушку – зиму.

Зимой дети катаются на санках, коньках, лепят снеговиков, играют в снежки.)

— Как назовем наш кинофильм?

7. Упражнение “Скажи наоборот”.

  1. — Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
  2. — Летом дни жаркие, а зимой … холодные
  3. — Летом небо светлое, а зимой … темное
  4. — Летом день длинный, а зимой … короткий
  5. — Летом солнце яркое, а зимой … тусклое
  6. — Весной лед на реке тонкий, а зимой … толстый
  7. — Одни сосульки длинные, а другие … короткие
  8. — Летом медведь бодрствует, а зимой … спит
  9. — Летом идет дождь, а зимой … снег

8. Физпауза. — Засиделась детвора, отдохнуть пришла пора.

Воспитатель:

— Выпал беленький снежок, соберусь я на каток. (Дети: Выпал беленький снежок, соберемся мы на каток.)

— Снег, снег, белый снег. Засыпает он меня. (Снег, снег, белый снег. Засыпает он нас всех.)

— Не боюсь я пороши, ловлю снег – хлопок в ладоши. (Не боимся мы пороши, ловим снег – хлопок в ладоши.)

— Руки в стороны, по швам – снега хватит мне и вам. (Руки в стороны, по швам – снега хватит нам и вам.)

— Я б еще могла гулять, но мне хочется читать. (Мы б еще могли гулять, но нам хочется читать.)

9. Дидактическая игра “Говорящие сосульки”.

— Ветры с юга прилетели, принесли с собой тепло, и сугробы

враз осели, в полдень с крыши потекло. Что это? (сосульки).

  • — В феврале такое случается. Сосульки подтаяли, но они нам
  • хотят что-то сказать. Надо вставить пропущенную букву и
  • прочитать слово. (Слова на сосульках: зима, снег, лыжи, санки,
  • поземка, сугробы, сосулька, оттепель, февраль, снегопад, снеговик, снежная,

крепость, снегирь, синица.) — О каком времени года все эти слова?

10. Упражнение “Нелепица”.

  1. — Посмотрите на картину и скажите: чего не бывает зимой и
  2. почему? (Например: Зимой не бывает бабочек, потому что зимой холодно,
  3. морозно и насекомые с осени спрятались в листву, под кору деревьев.)

11. Итог занятия.

— О каком времени года говорили на занятии?

— Сейчас я предлагаю вам подарить друг другу снежинку (конфетку, игрушку…) и сказать почему. (Например: Я подарю Саше (……….), потому что он был внимательным, хорошо отвечал на вопросы.) …

Список использованной литературы

        1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3-7 лет.М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  1. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Слободняк Н.П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду. Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. М.: Сфера, 2008.

  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.

  3. 1.Васильева М.А. Комплексная программа воспитания и обучения. – М.: Мозаика-Синтез, 2005г.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector