Фонематический слух и фонематическое восприятие: что это, различие, таблица развития

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка

. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».

Понятие 

«фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

С самого раннего возраста нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. При этом ребенок постоянно сталкивается с многообразием звучания фонем родного языка: одни и те же звуки (например, гласные 

а, о и т.д.) совершенно по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Каждый человек имеет индивидуальные особенности произношения звуков: один говорит тихо, другой — громко; ребенок произносит звуки звонким, высоким голосом, а взрослый мужчина — низким и хриплым и т.д.

Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц.

Индивидуальный вариант звучания фонем определяется не одним признаком, а целой их совокупностью, включающей не только слышимые компоненты (такие, как шумовые, частотные и высотные характеристики), но и зрительный образ, и двигательные ощущения, возникающие при звукопроизношении. По мнению Н.И.

Жинкина, к признакам звука относятся и сами процессы кодирования, которые происходят при переходе сигнала от периферии нервной системы к центру.Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем.

Трехлетний малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка, тем не менее способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия. 

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? 

Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

 ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА НА РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА

Речь детей с ФФН характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции (например, 

р заменяется л или в). При этом ребенок один и тот же звук может заменять разными звуками: лука — рука, ковова — корова и т.д. В ряде случаев ребенок может правильно произносить изолированный (т.е. отдельный) звук, а в самостоятельной речи заменять, искажать его.

Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФН может быть достаточно большим — до 16—20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.

 Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:—    недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;—    недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;—    глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости. Слоговая структура слова — это количество и порядок слогов внутри слова.Звуконаполняемость — количество и порядок звуков внутри каждого слога.

Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова (это относится в первую очередь к малознакомым и трудным словам). При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и наменяют, могут пропустить или, наоборот, добавить звук внутри слога и т.д. Например: 

каркадил — крокодил, батуретка — табуретка, голопед — логопед, киртити — кирпичи, тоита — строительство, вадавося — водопроводчик и т.п.

Итак, характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН.

Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие

Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

Многие считают, что фонематический слух и фонематическое восприятие – это одно и то же. На самом деле – это два разных понятия.

Фонематический слух (или речевой слух)– это способность различать в потоке отдельные звуки речи, обеспечивающие понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей, когда они слушают речь окружающих людей или же когда говорят сами.

Фонематический слух – это частичка языковой интуиции, которая передается по наследству, как генетический фактор. Сначала развивается способность различать гласные звуки, затем согласные. Процесс формирования фонематического слуха при нормальном речевом развитии завершается к 2,5 – 3 годам.

Далее на базе фонематического слуха начинает развиваться фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

  • Выделяется 4 стадии развития:
  • 1 – способность узнать звук в слове
  • 2 – способность выделить первый и последний звук в слове
  • 3 – способность определить последовательность и количество звуков в слове
  • 4 – способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам.
  • Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Первая и вторая стадии фонематического восприятия развиваются естественно, по мере роста малыша, тогда как третья и четвертая – являются результатом систематического обучения. На базе сформированного фонематического слуха и фонематического восприятия дети довольно легко и быстро учатся читать и писать.

Если фонематический слух или фонематическое восприятие не развилось достаточно качественно или остановилось на одной из ступеней, то у ребенка в дошкольном возрасте появляется ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие), которое в школе переходит в дислексию и дисграфию.

Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка». Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной частью. (Т.Б.Филичева)

Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова» (Т.Б.Филичева).

По материалам Г.В.Чиркиной

Просмотров всего: , сегодня:

Фонематические процессы и пути их коррекции у младших школьников

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.

Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их звукового состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы.

Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой.

Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи.

Несформированность фонематического слуха у детей влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукосочетаний: звуков, слогов, слов, что явится впоследствии причиной нарушений чтения и письма.

Разница между фонематическим восприятием и звуковым анализом заключается в следующем:

  • фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует;
  • фонематическое восприятие, в основе которого лежит фонематический слух — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая.
  • Ещё один важный фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до 4-5лет, звуковой анализ — после 4-5 лет.
  • И, наконец, фонематическое восприятие — способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ — способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
  • Таким образом, фонематический слух является основной составляющей грамотного письма и чтения.

Фонематический слух — это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, составляющие звуковую оболочку слова. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, развивается от рождения до 5 лет и является основой для понимания речи другого человека, контроля над собственной речью, грамотного письма в дальнейшем.

Л.С. Выготский ввел термин «фонематический слух», в который включил 3 речевые операции:

  • способность слышать есть ли данный звук в слове или нет;
  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Признаки нарушений фонематического слуха:

  • нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);
  • нарушения звуковой структуры слова, которые проявляются в ошибках звукового анализа (пропуски гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов);
  • нарушения дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие», под которым понимается способность различать отдельные звуки речи на слух и определять звуковой состав слова.

Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Занимаясь поиском наиболее эффективной методики обучения детей чтению и письму, он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха.

Детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

  • умение определять линейную последовательность звуков в слове;
  • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
  • осознание или подсчет количества звуков в слове.

Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – затрудняет овладение слоговым и звуко-буквенным анализом, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. 

Читайте также:  Развитие речи у детей 3-4 лет: нормы, особенности, отклонения. Как научить ребенка разговаривать

Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первоначально следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия.

Развитиефонематических процессов включает в себя:

  • развитие умения услышать звук и выделить его среди других звуков, слогов, слов;
  • развитие умения делить слова на звуки;
  • развитие умения объединить отдельные звуки в слоги и слова;
  • развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.
  1. В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
  2. I этап – узнавание и различение неречевых звуков.
  3. Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха. 

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать — что это звучало? Игра «Жмурки». Ребёнку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами. 

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит. Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант — ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса. 

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребёнок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, ворота, морота). Ребёнок хлопает в ладоши, услышав правильный вариант произношения. 

IV этап – дифференциация слогов.

Игра «Хлопки». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя на слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – ребенок самостоятельно отхлопывает количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа». Ребенок хлопает, услышав «лишний» слог. 

V этап – дифференциация фонем.

Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков.

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, и поиграть с ним в звуки: Детям раздают картинки с изображением поезда, девочки, птички… и объясняют: «Поезд гудит ууу; девочка плачет ааа; птичка поёт иии; комарик звенит – зззз, ветер дует – сссс». Далее взрослый произносит звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки, отгадывая кто (что) его издаёт.

Игра «Подними руку». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок поднимает руку, когда услышит заданную фонему.  «Какой звук чаще слышим? – У Сени и у Сани в сетях сом с усами».

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Игра«Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество. Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (сто…, …ампа, скака…ка ).

Важно отнестись к этим упражнениям серьёзно, уделив им достаточно времени и внимания, не забывая при этом, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.

Когда лучше всего формировать у детей фонематический слух? В психологии есть понятие сензитивного возраста — это период оптимальных сроков развития определённых сторон психики, во время которого развивающийся организм особенно чувствителен к определённого рода влияниям. В возрасте 4—5 лет дети наиболее восприимчивы к развитию фонематического слуха.

Уделяя должное внимание развитию фонематического слуха, как базе для развития фонематического восприятия, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в будущем чтения и письма.

За кажущейся простотой, процесс чтения и письма весьма сложен.

Сначала ребёнок должен вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После чего мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.

Представленные нами упражнения для развития звукового анализа и синтеза, как высшей ступени развития фонематического восприятия, поспособствуют развитию грамотного письма у детей.

Упражнениядля развитияфонематического анализа и синтеза

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)

  2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.

  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков (Какое слово получится из этих звуков: к-о-т?)

  4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Добавь к слову «рот» звук, чтобы получилось новое слово? Крот-грот;пар-парк)

  5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом-лом-ком-Том).

  6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР — рак, так, от, рок, ток, кот, кто; рота, кора, торт, корт.

  7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.

  8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нт.

  9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (шуба, уши, кошка).

  10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: (сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк).

  11. Выбрать из предложений слова с определённым количеством звуков, устно назвать их и записать.

  12. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паруса.

  13. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определённой последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.

    Р У Ч К А
    РОТ УЛЯ ЧАС КОТ АНЯ
    РОЗА УГОЛ ЧАША КАША АИСТ
    РУКАВ УЛИЦА ЧЕХОЛ КОРКА АСТРА
  14. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: доммаккоттопоррука.

  15. Игра в кубик. Бросая кубик, придумать слово, состоящее из такого количества звуков, сколько точек выпало на его верхней грани.

  16. Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т. д.

П ………. (простокваша).

  1. Вписать букву в клетку: РА□, КА□А.

Данные рекомендации могут быть использованы учителями-логопедами образовательных организаций на занятиях с младшими школьниками, имеющими нарушения фонематического восприятия, учителями-дефектологами с учащимися классов коррекции. Также, их могут применять учителя начальных классов в работе по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с целью предупреждения дисграфии и дислексии.

Литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. Просвещение, 1991г.

  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Дидактический материал по коррекции письменной речи. М. Книголюб, 2008г.

  3. Козырева Л.М. «Загадки звуков, букв, слогов».Тетрадь для логопедических занятий №1, Ярославль: Академия развития, 2006 г.

  4. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.: Просвещение, 1983г.

  5. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005г.

  6. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000г.

  7. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984г.

Фонематическое восприятие

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения.

Обычно дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения.

В это время ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками. Он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже должен быть сформирован высокий уровень развития фонематического восприятия.

У них  должны правильно  формироваться тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Дети с хорошим фонематическим восприятием  говорят чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи.

При этом,  у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут разделить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: сами-сани, почка-бочка, лиса (животное) — леса (мн. число слова лес)

В целом нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки.

Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй.

Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». 

  • Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой,  тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. 
  • Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
  • Онтогенетические особенности развития фонематического слуха
Читайте также:  Поделки на Пасху 2020 своими руками: 77 идей на конкурс в школу и садик

Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.

В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.

С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи.

Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска). Так формируется фонематический слух -способность воспринимать звуки человеческой речи.

От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.

К 3-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становится возможным вычленение отдельных фонем.

При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом.

Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. X. Швачкин, Г. М.

Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова.

Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребенка, т. е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звуко комплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Р. Е. Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие -важнейший механизм развития произношения.

  1. В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
  2. — трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
  3. — при сформированной артикуляции не различение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
  4. — невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
  5. Особенности речи детей с ФФНР
  6. Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:

1Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л'], []'], вместо звонких — глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т'], [д], [д'].

Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается.

Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа — до 16-20.

Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с'], [з]-[з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); звуки [т'] и [д']; звуки [л], [р], [р']; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует согласный []']; гласный [ы].

2Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] — нечто вроде смягченного [ч].

Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическим.

3Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими.

Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой — искажаются.

Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

4Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения, которые не влияют на смысл слова.

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях -развитию фонематического слуха.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть — они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед — «сипед».

Состояние фонематического восприятия у детей с ФФНР

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога.

Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.

Несформированность фонематического восприятия выражается в:

  • — нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
  • — неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
  • — затруднениях при анализе звукового состава речи.
  • Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Развитие фонематического слуха.  С чего начинать?

  1. Неречевой слух
  2. Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного.
  3.  При несформированности  речевого  звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень    приблизительно.
  4. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители уделяют много времени. Но не всегда эта работа протекает легко и успешно. Иногда родители добросовестно пытаются выполнять все рекомендации учителя, но не получают ощутимого результата.

 Скорее всего, это означает, что недостаточно подробно проработан предыдущий этап — развитие неречевого слуха.

 Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки – по своему происхождению гораздо древнее.

Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более  элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу» для их развития.

Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая.

К вопросу о понятиях «фонематический слух» и «фонематическое восприятие»

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №10 (27) Октябрь, 2018

УДК 376.37

Дата публикации 31.10.2018

Голикова Елена Михайловнамагистрант 2 курса КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, Golikovaem@gmail.com

Научный руководитель Проглядова Г.А.

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

Читайте также:  Постановка и автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложениях

Аннотация: В статье представлены материалы по изучению имеющихся в отечественной науке подходов к определению понятий «фонематический слух», «фонематическое восприятие».

Установлено, что имеет место смешение данных понятий, а также употребление их как близких по значению.

Автором обосновывается мысль о том, что понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» терминологически тождественны, в связи с чем, с одной стороны, не следовало бы обозначать термином «фонематическое восприятие» умение осуществлять специальные умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова, с другой стороны, в практике коррекционной работы по развитию фонематических процессов следовало бы отказаться от одновременного использования терминов «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».Ключевые слова: слух, фонема, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематические процессы

On the question of the concepts of «phonemic hearing» and «phonemic perception»

Golikova Elena Mikhailovnathe 2-year student of the University they. V. P. Astafieva, Krasnoyarsk

Scientific adviser Proglyadova G. A.

candidate of pedagogics, senior lecturer of the Department of correctional pedagogy, Krasnoyarsk state pedagogical University them. V. P. Astafieva, Krasnoyarsk

Abstract: The article presents materials on the study of approaches to the definition of the concepts of «phonemic hearing», «phonemic perception»available in the domestic science. It is established that there is a mixture of these concepts, as well as their use as close in value.

The author substantiates the idea that the concept of «phonemic hearing» and «phonemic perception» terminologically identical, in connection with which, on the one hand, should not be denoted by the term «phonemic perception» ability to carry out special mental actions for the analysis and synthesis of the sound structure of the word, on the other hand, in the practice of correctional work on the development of phonemic processes should abandon the simultaneous use of the terms «phonemic hearing» and «phonemic perception».Keywords: hearing, phoneme, phonemic hearing, phonemic perception, phonemic analysis, phonemic processes

Количество фонематических расстройств речи на различных этапах её формирования растет из года в год.

Вместе с тем систематизация научных представлений о фонематической составляющей восприятия речи в различных разделах научного знания отсутствует.

При этом имеют место расхождения в трактовке основных терминов, а также смешение понятий «фонематическое восприятие», «речевой слух», «фонетический слух», «фонематический слух».

В современной логопедии фонематический слухопределяется как тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова, фонематическое восприятиекак специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова [5, с. 661].

Вместе с тем, анализируя взгляды различных исследователей на понятие «фонематический слух» и «фонематическое восприятие», приходим к выводу об отсутствии в отечественной науке четкого понимания, а также критериев разграничения данных терминов.

Так, многие ученые (М.Е. Хватцев, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Н.И. Дьякова) рассматривают фонематический слух как определенную способность: способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы [11, с.

30], способность к обобщению в отдельные группы различных звучаний, используя существенные признаки звуков и игнорируя случайные [10, с. 175], способность к анализу и синтезу речевых звуков, различению фонем языка [8, с.

122], способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки [7, с. 3].

Т.Г. Визель, с оговоркой об условности применения термина «фонематический слух», рассматривает его наряду с физическим, неречевым и речевым слухом как наиболее высокий по иерархии уровень слухового восприятия, предназначенный для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных [4, с. 120].

В понимании термина «фонематическое восприятие» также нет единства. В одних случаях под ним понимается наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний, под которым подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка [7, с.

3], в других — способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы), особенно звуки, близкие по звучанию, о чем пишут в своем пособии «Обучение дошкольников правильной речи» М.Г. Генинг, Н.А. Герман [6, с.

5], в третьих – специальные действия по выделению звуков языка и установлению звуковой структуры слова как его единицы [9, с. 213].

Как компонент фонематического восприятия в целом и умение различать и узнавать звуки родной речи рассматривает фонематический слух О.Л. Беляева, отмечая, что эти умения должны совершенствоваться до уровня навыка (безошибочного фонематического восприятия, фонетического (звукового) анализа слов) [1, с.56].

Обратимся к содержащимся в Понятийно – терминологическом словаре логопеда под ред. В.И. Селиверстова  определениям понятий «слух» и «фонема»: «слух — восприятие звуковых колебаний слуховым анализатором», «фонема (греч. phonema — звук) – минимальная единица звукового строя языка, служащая для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений».

Следовательно, если слух-это восприятие звуковых колебаний слуховым анализатором, а фонема-это минимальная единица звукового строя языка, то очевидно, что фонематический слух должен определяться как восприятие слуховым анализатором минимальных единиц звукового строя языка (фонем). В связи с чем, приходим к заключению, что восприятие фонем или  фонематическое восприятие, тождественно фонематическому слуху.

Таким образом, налицо смешение понятий «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». В одних случаях в понятие «фонематический слух» вкладывается понятие «фонематическое восприятие», в других случаях в данные понятия включаются различные составляющие элементы.

В учебной литературе по логопедии, в частности, в учебнике под редакцией Л.С. Волковой, встречаем указание на необходимость употребления понятий «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» как близких по значению.

Т.Г. Визель в учебнике «Основы нейропсихологии» также отмечает, что термин «фонематический слух» в настоящее время критикуется рядом авторов, ссылающихся на то, что фонему как смыслоразличительную единицу звукового строя языка нельзя слышать, ее надо выделять из звучащего потока мыслью.

Владение фонематической системой (кодом) языка относится не к уровню гнозиса (восприя­тия), а знания. Предлагаемый взамен термина «фонематический слух» термин «фонематический анализ» в большей степени отража­ет существо дела, однако он с трудом входит в педагогическую и клиническую практику [4, с.

120].

На необходимость уточнить структуру понятий «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» указывает также Е.Н.

Белоус, которой в рамках работы над диссертацией «Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме» были разработаны две схемы: структура фонематического слуха и структура фонематического восприятия [3, с. 8].

Автором были выделены два основных элемента  фонематического слуха: акустическое чувствование и акустические фонематические умения.

Первый представляет собой биологически заложенную способность человека при наличии сохранного слуха ощущать различные по происхождению и характеристикам звуки в их совокупности. Второй связан с обучением и развитием первого элемента, то есть с формированием различных слуховых умений и навыков, так называемых простых акустических фонематических умений.

В структуре фонематического восприятия Е.Н.

Белоус выделены также два блока: анализ отдельных элементов (фонематическая и фонетическая дифференциация, анализ выделенных звуков) и анализ взаимовлияний элементов (выделение основных фонематических противопоставлений, выяснение порядка следования фонем в слове и установление различительной функции фонемы, членение слова на соответствующие составляющие, расположение выделенных звуков в определенном порядке, определение количества звуков в слове).

Анализируя структуру фонематического восприятия, разработанную Е.Н. Белоус, можно также констатировать, что автором под «фонематическим восприятием» понимается фонематический анализ (анализ отдельных элементов и анализ взаимовлияний элементов в структуре фонематического восприятия).

Сказанное выше, с нашей точки зрения, позволяет заключить, что фонематический слух рассматривается в отечественной науке с одной стороны, как особая функция, входящая в состав высших психических функций и составляющая основу для восприятия и речи. С другой стороны, как способность или готовность к звуковому анализу единиц языка (фонем, слогов, слов).

При этом фонематический слух (как понятие применяемое с точки зрения нейропсихологии с известной долей условности) является основой для развития фонематического восприятия, под которым понимается умение осуществлять специальные умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Вместе с тем необходимо отметить, что с учетом установленной терминологической тождественности  понятий «фонематический слух» и «фонематическое восприятие», на наш взгляд, не следовало бы обозначать термином «фонематическое восприятие» умение осуществлять специальные умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова. Для данного действия, по нашему мнению, возможно найти более точный термин, к примеру, «фонематический анализ», «фонематические процессы», «фонематические функции».

В этой связи мы разделяем позицию Л.А. Брюховских, О.А.

Дмитриевой рассматривающих фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематические представления в качестве базовых составляющих операций фонематического анализа и синтеза [2, с. 23].

С той лишь оговоркой, что в практике коррекционной работы по развитию фонематических процессов следовало бы, на наш взгляд, отказаться от одновременного использования терминов «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».

Список литературы

1. Беляева О.Л. Совершенствование фонематического восприятия у младших школьников с кохлеарным имплантом // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2012. №5. С.54-59.2. Брюховских Л.А., Дмитриева О.А.

Влияние пространственного фактора на формирование звукового анализа и синтеза детей с общим недоразвитием речи // Сибирский вестник специального образования. 2017. №1(19). С. 22-25. 3. Белоус Е.Н. Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме: автореферат дис…. канд. псих. наук. Москва, 2011.22с.4. Визель Т.

Г. Основы нейропсихологии. М.: АСТ, 2009.384 c.5. Вoлкoва Л.С. Лoгoпедия: Учебник для студ. дефектoл. фак. пед. высш. учеб. заведений. М.:ВЛАДOС, 2007.703 с.6. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов, 4-е издание. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980. 134с.7.

Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. М.:ТЦ Сфера, 2010. 64с.8. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.:Наука, 1958. 312с.9. Журова Е.Л., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста//Сенсорное воспитание дошкольников/под ред. А.В.Запорожца, А.П.

Усовой. М.:1963. 228с.10. Лурия А.Р. Язык и сознание / под редакцией Е.Д. Хомской. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс»,1998. 416 с.

11. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. 272с.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector