Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках

Дизартрия — это дисфункция речевого аппарата, при котором наблюдается снижение подвижности артикуляционных органов или их паралич. Расстройство является негативным  последствием неврологических патологий (врожденных и приобретенных), родовых травм головы, резус-конфликта матери и плода, перенесенных инфекционных заболеваний в раннем возрасте, операций на головном мозге.

С учетом симптомов и зоны поражения коры головного мозга различают несколько форм дизартрии:

Нарушения наблюдаются со стороны речевого и двигательного аппаратов в целом. Присутствует парез мускулатуры тела, лица. Ребенку трудно жевать, глотать, голос слабый, речь замедленная, нечеткая.

Изменен мышечный тонус, наблюдаются тики мимики, области артикуляции. В момент речи может возникнуть спазм. Нарушены интонация, темп речи, сила голоса, моторика развита слабо.

Речь скандированная, движения языка, губ нечеткие, замедленные, небо провисает, большинство звуков в речи отсутствуют.

С трудом произносятся многосложные слова, отсутствуют шипящие, аффрикаты. Чаще ребенок хорошо произносит трудные для него звуки изолированно, но в потоке артикуляции они теряются, смешиваются или пропускаются.

У ребенка с рождения наблюдаются такие признаки нарушений: обильное слюнотечение после года, захлебывание при еде, питье, сосании затруднено, мимические мышцы работают слабо. Слова произносятся искажено, но при этом сохраняется ударность и контур лексемы, звуковой анализ проводится крайне тяжело.

Что такое дизартрия

Занятия с дефектологом, примем медикаментов, логопедический массаж являются обязательными пунктами в коррекционной работе. Кроме этого, выразительную речь помогает сформировать специальная артикуляционная гимнастика. Ее цель — это тренировка мышц речевого аппарата, увеличение амплитуды движений губ, щек, обоих неб и языка.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках

Рекомендации к проведению занятий

Произношение звуков правильно только кажется простым занятием. Ребенок с нарушениями двигательных функций языка, губ, щек нет возможности сделать это легко. Мешает дисфункция органов, их неподвижность. Артикуляционная гимнастика направлена на тренировку речевых мышц, отработку конкретных положений всех элементов аппарата, закрепление навыка четкого говорения.

Чтобы логопедические занятия с применением гимнастики были более эффективными, не обойтись без рекомендаций профессионалов:

  1. Заниматься необходимо ежедневно 3-4 раза по 5 минут, чтобы навык закреплялся основательно. Дошкольнику на начальном этапе коррекции предлагайте не более 3 разных упражнений в день.
  2. Одно задание выполняется 5-7 раз.
  3. Удержание позы по 10-15 секунд.
  4. Составляя план занятий, соблюдайте правило: от простого к сложному.
  5. Начинайте урок с упражнений для губ, затем приступайте к тренировке губ, щек и языка.
  6. Пользуйтесь зеркалом, чтобы ребенок видел свое лицо в отражении и контролировал выполнения заданий самостоятельно.
  7. Во время урока ребенок должен сидеть с прямой спиной, расслабленными конечностями.
  8. Переходите к новым упражнениям после отработки уже предложенного материала. При затруднениях лучше остановиться и дополнительно повторить плохо усвоенные позы органов.
  9. Занятия проводите в игровой форме, эмоционально. Давить на малыша морально, заставлять заниматься нельзя.

Артикуляционная гимнастика классических типов подходит для коррекционной работы с дошкольниками с диагнозом стертая дизартрия. Но особое внимание на таких занятиях стоит уделить организации кинетической основы движения (ощущениям).

Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках

Комплекс упражнений по коррекции дизартрии включает в себя несколько блоков. Это тренировка губ, щек и губ одновременно, а также задания для работы с нижней челюстью. Набор игр для речевой мускулатуры для каждого блока урока естественно будет разным.

Комплекс упражнений для губ

Целью комплекса задания для работы с губами является расслабление мышц, нормализация тонуса кончика и тела язычка. Упражнение помогают развить дикцию, поэтому подходят для коррекции всех форм дизартрии, в том числе и стертой. С детьми до 7 лет рекомендуем заниматься в игровой форме.

Улыбка

Ребенок улыбается, растягивает мышцы губ максимально, но не размыкает их. Зубы не видны.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках

Трубочка

Губы складывают дудочкой и вытягиваются вперед. Дошкольник должен почувствовать натяжение мышц около рта.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках

Заборчик

Рот растягивается в широкой улыбке, зубы сжаты в правильном прикусе. Челюсть хорошо видна из-за губ.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках

Бублик

Упражнение похоже на задание Трубочка, но губы не нужно вытягивать длинно. Ребенок складывает их округло, так, чтобы были видны зубки и слегка выставляет губы вперед.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках

Заборчик-Бублик-Улыбка-Хоботок

Предложите ребенку медленно чередовать несколько поз, задерживаясь на выполнении одного упражнения на 15 секунд. Комплекс повторите 5-7 раз подряд.

 Улыбка-Трубочка

Упражнение выполняйте ритмично, четко, под счет педагога. Сначала ребенок растягивает губы в улыбке, не показывая зубы, затем складывает губки в трубочку и удерживает позу 15 секунд. После возвращается в улыбку. Комплекс повторите 5 раз.

Рыбки

Покажите дошкольнику видео, где рыбки “разговаривают” в воде. Он должен повторить их движения губами: хлопать друг об друга и ничего не произносить. Упражнение на начальном этапе выполняется медленно, затем темп ускоряется.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках

Поцелуй

Ребенок сильно втягивает щеки внутрь, затем быстро открывает рот и щелкает языком, губами. Раздастся звук похожий на поцелуй. Это упражнение подходит для разминки перед комплексом задания по тренировке щек.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках

Упражнения для губ и щек

Целью этого блока упражнений является тонизирование мышц губ, щек одновременно, нормализация оттока крови от артикуляционных органов. Перед началом выполнения заданий рекомендуется растереть щеки язычком изнутри, покусать, похлопать ладошками по внешней части лица.

Сытый хомячок

Ребенок надувает обе щечки, затем поочередно каждую и удерживает позу 10-15 секунд.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках

Голодный хомячок

Дошкольник сильно втягивает щеки внутрь. Сытого и голодного хомячка можно чередовать.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках

Лопаем пузыри

Малыш надувает обе щечки одновременно, задерживает позу на 5 секунд. Затем хлопает по ним пальчиками и резко выпускает воздух наружу.

Упражнения для языка

Артикуляционная гимнастика для языка при дизартрии включается в себя комплекс упражнений, который поможет справиться с неподвижностью тела и кончика органа. Для исправления дефекта речи ребенку обязательно научиться распластывать язычок, свободно расслаблять и напрягать его в зависимости от речевой ситуации.

Блинчики

Язычок хорошо расслаблен, распластан. Укладывается на нижнюю губу. Затем нужно шлепать языком, произнося”пя-пя-пя”. При этом нижнюю губу нельзя подворачивать. Обязательно следите за тем, чтобы дыхание воспитанника было ровным.

Лопаточка

Задача ребенка — хорошо расслабить тело язычка и положить его на нижнюю губку. Напрягать органы нельзя 10-15 секунд.

Чашечка

Ротик широко открывается. Края язычка сворачиваются внутрь, резцов касаться нельзя. Предложите ребенку представить, что внутрь получившейся емкости (“чашки”) налита вода и ее нежно удержать, не расплескать.

Иголка

Язычок напрягается, вытягивается изо рта вперед как жало.

Горка

Кончик языка дошкольник упирает в нижние зубки, спинку выгибает, ротик можно открыть широко.

Трубочка

Ребенок открывает ротик, язычок выдвигается слегка вперед, боковые края сворачиваются вверх.

Грибок

Нужно широко открыть ротик, присосать кончик язычка к верхнему небу. Если положение самостоятельно удержать сложно, сначала помогайте пальцами.

Упражнения для нижней челюсти

Задания для нижней челюсти помогают развить подвижность артикуляционного аппарата. Упражнения желательно выполнять в медленном темпе, напрягая мышцы лица. Если нужно произносить гласные, проговаривайте их подчеркнуто четко. На начальном этапе помогайте ребенку счетом вслух для удержания позы нужное время.

Птенчик

Перед началом выполнения задания договоритесь с ребенком о быстром ритме работы, упражнение делайте в хорошем темпе.

Ребенок должен широко открывать ротик, натягивая уголки губ. Язычок высовывать нельзя. После удержания позы, нижняя челюсть быстро захлопывается.

Акула

Основная цель: отработка движения челюстей в разные стороны. Сначала рот открывается, далее челюсть двигается по плану: вправо – возвращается на место – влево – вниз – вперед – вверх (рот закрыт, губы сомкнуты).  Резких движений делать нельзя во избежания вывихов и травм. Ритм выполнения задания отсчитывает учитель.

Обезьянка

Ротик нужно открыть максимально сильно, нижнюю челюсть тяните в них к груди. Язычок одновременно тянется к подбородку.

Силач

Широко открываем ротик. Представляем, что к подбородку привязали гирю, ее нужно поднять силой нижней челюсти. Рот закрываем медленно с усилием, напрягая мускулатуру лица.

Комплекс артикуляционной гимнастики на звук Р
Комплекс артикуляционной гимнастики на звук Л
Комплекс артикуляционной гимнастики на свистящие звуки

Рано начатая коррекционная работа по устранению дизартрии может дать хорошие результаты, если на успех будут настроены родители, сам больной.

На полное восстановление речи возможно только при стертой форме нарушения, в остальных случаях возможно добиться только улучшения состояния.

Однако даже такой результат положительно скажется на социализации ребенка, уровне овладения навыками грамотности в школе.

Читайте также:  Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет: задания, упражнения, прописи, раскраски

Упражнения артикуляционной гимнастики при дизартрии

Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинкахДизартрия — это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие нарушений работы нервной системы. При этом страдает иннервация органов речи, из-за чего ухудшается подвижность языка и губ. Речь становится невнятной, нарушается ритмичность вдоха и выдоха, что приводит к неправильной интонации и паузам между слогами. Нередко бывает повышенное слюноотделение, гнусавость, отсутствие мимики. В работе над устранением дизартрии нужен комплексный подход: лечение у невролога, логопедический массаж, артикуляционная гимнастика. Нужно постараться выявить и пролечить основное заболевание, которое и привело к нарушению речи.

Формы заболевания

Форма дизартрии зависит от места и степени поражения нервной системы. Основные виды:

  • подкорковая и корковая;
  • мозжечковая;
  • стертая форма;
  • псевдобульбарная;
  • смешанная.

Легче всего поддаётся лечению стёртая форма. Встречается она чаще других, но её сложно диагностировать. Иногда специалисты путают стёртую форму дизартрии с дислалией — нарушением дикции при нормальной иннервации речевого аппарата. Между тем, стёртая форма требует таких же слаженных действий всех специалистов, как и другие виды дизартрии.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках

Подготовка к занятиям

Прежде, чем приступить к работе над артикуляцией, нужно пройти первичный приём логопеда. После работы с ребёнком логопед пишет сопроводительную записку неврологу, в которой описывает тонус всей лицевой мускулатуры, звукопроизношение, мимику, положение языка при полуоткрытом рте и т.д.

Невролог на основании этой записки и собственного осмотра ребёнка может назначить медицинские препараты из следующих групп:

  • препараты, улучшающие метаболизм;
  • средства для улучшения мозгового кровообращения;
  • витаминно-минеральные комплексы;
  • препараты против судорог;
  • мочегонные средства, к ним в дополнение — калий;
  • нейролептики;
  • рассасывающие препараты.

Также применяется физиолечение — электрофорез, термоаппликации.

Кроме медикаментозного лечения, необходимо обеспечить ребёнку хороший режим, переключение между разными видами деятельности, физкультминутки, занятия лфк.

Также ребёнку будут очень полезны различные упражнения на развитие моторики, занятия на улучшение внимания и памяти, расширение словарного запаса. Очень важно работать над дыханием, учить малыша правильному порядку вдоха и выдоха при разговоре.

Пассивные упражнения

Пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии у детей проводится после массажа. Со стороны ребёнка никаких действий не требуется: все манипуляции проводит логопед. В процессе пассивной гимнастики развиваются функции мышц, ранее не участвовавших в работе.

Движения мышечных групп, ранее задействованных в процессе говорения, совершенствуются и доводятся до автоматизма. Под воздействием пассивных упражнений формируются новые схемы движений речевых органов.

Всё это способствует развитию произвольных движений речевой мускулатуры, и, в конечном итоге, большей чёткости речи.

Упражнения для языка:

  1. Язык выводится из ротовой полости, затем возвращается в неё.
  2. Язык поднимается и отводится назад.
  3. Язык тянется вниз, к подбородку.
  4. Язык тянется вверх, к носу.
  5. Язык вытягивается и отводится то вправо, то влево.
  6. Язык опускается на дно ротовой полости.
  7. Кончик языка касается нёба.
  8. Небольшие покачивания языка вправо-влево.

 Упражнения для губ:

  1. Кончиками пальцев слегка сдавливается верхняя губа.
  2. Точно так же сдавливается нижняя.
  3. Губы собираются в трубочку.
  4. Губы растягиваются пальцами, поставленными в уголки рта.
  5. Верхняя губа поднимается к носу.
  6. Нижняя губа опускается к подбородку.
  7. Губы полностью смыкаются.
  8. Уголки рта ставятся пальцами в положение для произнесения каждого гласного звука.

При проведении пассивной гимнастики инструктор называет ребёнку каждое действие, например: «Сейчас твои губы вытягиваются в трубочку». Ребёнок наблюдает за процессом, глядя в зеркало. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз.

После пассивной гимнастики рекомендуется немного позаниматься активно-пассивными упражнениями, чтобы переход к активной части произошёл постепенно.

Активные упражнения

Сначала выполняется разминка. Ребёнок смотрит, как упражнение выполняет взрослый, и повторяет перед зеркалом.

  1. Гримаса удивления. Нужно вытаращить глаза и сильно поднять брови. Если ребёнку не удаётся выполнить задание, можно помочь ему, немного потянув кожу лба вверх пальцами.
  2. Быстрое частое моргание.
  3. Надувание щёк. Сначала надуваем одну, потом вторую, затем сразу обе.
  4. Поочерёдное надувание губ. Дуем то под верхнюю, то под нижнюю губу.

После разминки приступаем непосредственно к тренировке мышц ротовой полости.

  1. Язык вытягиваем вперёд, стараемся сделать его мягким и распластанным.
  2. Сворачиваем язык трубочкой.
  3. Кончиком языка облизываем контур губ.
  4. Тянемся кончиком языка к носу, затем к подбородку.
  5. Цокаем языком.
  6. Улыбаемся так, чтобы было видно как можно больше зубов.
  7. Собираем губы в «дудочку».
  8. Чередуем «дудочку» и широкую улыбку из предыдущих двух упражнений.
  9. Двигаем нижнюю челюсть вперёд-назад, влево-вправо.

Кроме занятий непосредственно с логопедом, можно включать несложные упражнения в повседневную жизнь малыша.

  1. Вылизывание тарелки. Ребёнок не помогает себе руками.
  2. Кусочек леденца, положенный между щекой и зубами, стимулирует движения языка в стороны.
  3. Смазывание нижней губы вареньем тренирует движение языка к губам.
  4. Полезно жевание твёрдых овощей, порезанных соломкой, и хлебных корок.

Предосторожности

При стоматите, герпесе, инфекционных заболеваниях нужно сделать перерыв в занятиях до выздоровления.

Заниматься можно со второго года жизни, то есть с момента, когда малыш начнет говорить предложениями и можно видеть, нужно ли ему начинать заниматься лечебной гимнастикой или нет. Иногда гимнастические упражнения для развития речи нужно делать в любом случае, например, если у ребенка детский церебральный паралич (ДЦП).

У малышей до 3 лет длительность логопедического массажа не должна превышать 10 минут, от 3 до 7 лет — 15 минут. С детьми старше 7 лет можно заниматься 25 минут.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках

Цели и результаты занятий

Артикуляционная гимнастика не только развивает правильность речи и способствует постановке звуков, но имеет ряд других благоприятных эффектов:

  • расслабляет мышцы, участвующие в звукообразовании, снимает с них гипертонус;
  • развивает скорость и силу мышечных сокращений;
  • учит переключаться с одного упражнения на другое;
  • помогает ребёнку научиться выполнять сложные движения.

Насколько быстро появится эффект от артикуляционной гимнастики, зависит от тяжести заболевания, которое привело к дизартрии. При регулярном выполнении упражнений и соблюдении всех рекомендаций врачей вы достигнете результата в виде чёткой понятной речи.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Дизартрия бывает нескольких видов:

  • подкорковая и корковая;
  • мозжечковая;
  • стертая форма;
  • псевдобульбарная.

Самая простая форма – это стертая, она легко поддается лечению и коррекции и встречается чаще, чем все остальные. Этот вид дефекта сложно диагностировать, поэтому многие специалисты принимают его за дислалию (структура нарушения речи при нормальном слухе).

Стертая форма дизартрии требует комплексного лечения и логопедической работы, которая должна направляться на восстановление правильного дыхания, формирование речи с целью улучшения словарной лексики и грамматики.

Проведение занятий ↑

Прежде чем приступать к комплексным занятиям по дизартрии, требуется провести тщательную подготовку, которая состоит из четырех этапов работы.

  1. Работа над правильным дыханием с целью развития речи. Последовательность вдоха и выдоха при разговоре, задержка дыхания на отдельных слогах и звуках.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Тренировка слуховой памяти, работа с целью повышения внимания и восприятия.
  4. Упражнения для работы мелкой и крупной моторики.

Все формы дизартрии (в том числе и стертая форма) имеют разные нарушения артикуляционной моторики. В зависимости от разновидности мышечного дефекта подбирается наиболее перспективная гимнастика.

Проведение работы основывается на двух методах – это пассивная и активная артикуляционная гимнастика.

Пассивные гимнастические движения ↑

Пассивный метод для устранения дефекта речи способствует развитию функций определённой мышечной группы, которая ранее не была задействована в работе. Кроме того, дополнительно разрабатывается автоматизация той группы мышц, которая принимала активное участие в разговоре.

Все эти факторы формируют различные произвольные движения мускулатуры для постановки развития речи. Благодаря пассивным упражнениям создаётся такой образ артикуляции, при котором реализовываются новые тактики произношения звуков и определяются новые схемы движений речевых органов.

Инертная артикуляционная гимнастика и упражнения проводятся после массажного сеанса. Со стороны малыша она выполняется без его фактического участия: все движения языка и губ производятся без его помощи. Артикуляционные речевые упражнения повторяются серийно от трёх до пяти раз.

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится для языка и губ. Она имеет свои методы, которые позволяют ребёнку приобрести правильность речи.

  • язык выводится из ротовой полости, а затем возвращается в неё (ввод-вывод);
  • поднятие языка и отведение назад (постановка и коррекция звука «л»);
  • язык тянется к подбородку;
  • язык тянется к носу;
  • вытягивание языка и отведение из стороны в сторону;
  • опускание языка на дно ротовой полости;
  • кончик языка тянется и достаёт до нёба (постановка и коррекция звука «р»);
  • расслабление мышцы языка с помощью небольших покачиваний вправо и влево.
Читайте также:  Аппликации на тему Лето для детей 3-4, 5-6 лет, 1-2 класса

Артикуляционная гимнастика и упражнения для пассивных занятий (губы):

лёгкие сдавливания верхней губы – проводятся кончиками пальцев, которые фиксируются в уголке рта;

  • лёгкие сдавливания нижней губы – проводятся аналогичным путём;
  • движение «хоботок» — сбор верхней и нижней губы в трубочку (постановка звука «у»);
  • зафиксировав пальцы в уголках рта, производится растяжка линии (постановка звука «и»);
  • поднятие верхней губы в сторону носа;
  • опущение нижней губы в стороны подбородка;
  • полное сжатие и смыкание рта (постановка звуков «м», «п»);
  • расположение уголков рта для воспроизведения гласных звуков: «о», «у», «и», «ю»,»ы», «а».

При выполнении упражнения пассивной гимнастики очень важна взаимосвязь между инструктором и учеником. Таким образом, в обязательном порядке должны присутствовать следующие действия:

  • визуальный контроль – ребёнок видит отражение в зеркале, таким образом, ему становится понятно, какие мышцы могут активно развивать речь для активации произношения звуков;
  • слуховое восприятие – сообщайте ребёнку о своих действиях. Например: «Сейчас твой язык прикасается к нёбу», «твоя верхняя губа достаёт до носа».

После пассивной гимнастики проводят активные упражнения речевых мышц (автоматизация речи). Однако следует учитывать, что структура перехода работы должна быть плавной, то есть желательно уделять немного времени пассивно-активным упражнениям.

Активные гимнастические движения ↑

  • «удивление». При этой гримасе необходимо выкатить глаза и поднять надбровную дугу вверх. Если у ребёнка это плохо получается, то помогите ему, слегка пальцами приподняв лоб;
  • быстрое моргание глазами;
  • надувание сначала одной щеки, затем второй, а после этого сразу двух! Такую же последовательность проделать и с губами: сначала воздух дуть под верхнюю, а потом под нижнюю губу (постановка звука «ф»).

После этой разминки можно приступать непосредственно и к выполнению работы над мышцами ротовой полости. Опять же перед зеркалом помогаем ребёнку выполнить следующие логопедические задания:

  • язык вытянуть вперёд и сделать его мягким и распластанным;
  • вытянутый язык сделать «трубочкой», то есть постараться свести его края;
  • кончиком языка облизать верхнюю границу губы, а затем нижнюю;
  • дотянуться языком к носу, а затем к подбородку;
  • воспроизвести бег лошадки, то есть пощёлкать языком (установка звука к). Отличное упражнение для работы нижней уздечки и нёба;
  • улыбнуться так, чтобы открылось как можно больше зубов (установка звука и);
  • соберите губы в «дудочку»;
  • чередование двух предыдущих упражнений;
  • работа челюсти: отведение её вперёд и назад, влево и вправо.

Цель и результат тренировки ↑

Артикуляционная гимнастика развивает правильность речи, что играет немаловажную роль для постановки звуков. Кроме этого, она имеет ещё ряд положительных значений:

  • расслабление спастических мышц, которые берут прямое участие в речи и произношении звуков;
  • автоматизация сократительной амплитуды мышц;
  • снятие гипертонуса с подвижного речевого органа;
  • развитие точности и силы мышечных сокращений;
  • гипотонус синкинезии;
  • выработка скорости двигательных функций;
  • положительный результат работы со сложными движениями;
  • умение с лёгкостью переключаться с одного упражнения на другое.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках mozgid.ru

Артикуляционная, дыхательная, пассивная и пассивно-активная гимнастика при дизартрии — лечение дизартрии в Москве

Для развития подвижности языка при дизартрии и тяжёлых нарушениях артикуляции можно следующие приёмы:

  • Положить кусочек сахара или леденец между щекой и зубами (для стимуляции движений языка в сторону);
  • Протягивать к губам ребёнка конфету или намазать нижнюю губу вареньем (для выработки движения языка вперёд к губам);
  • Дотронуться до кончика языка холодным металлическим шпателем (для сокращения кончика языка).

Для активизации движений мягкого нёба пациента обучают произвольному глотанию, для чего логопед капает на корень языка капли воды.

Вначале применяется пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии (при помощи механического воздействия — под нажимом зонда, руки логопеда, шпателя).

Она постепенно переходит в пассивно-активную артикуляционную гимнастику при дизартрии, а затем – в активную, которая выполняется по инструкции логопеда, под его счёт.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках

Пассивные упражнения создают условия, которые способствуют улучшению или проявлению функционирования определённых мышц.

Их целью является включение в процесс артикуляции новых мышечных групп, которые до этого бездействовали, или увеличение интенсивности мышц, которые ранее были включены в речевой процесс.

Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Пассивные упражнения создают кинестетический образ артикуляционной позиции, которая нужна для реализации звука, новые схемы движения.

Пассивную артикуляционную гимнастику проводят после массажа. Направление, объём и траектория пассивных движений аналогична активным. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения фиксация не зависят от пациента. Он производит артикуляционные движения при помощи механического воздействия. Пассивные движения осуществляются сериями по 3-5 штук.

Для пассивной гимнастики языка применяют следующие упражнения:

  • Выведение языка из ротовой полости вперёд;
  • Втягивание языка назад;
  • Поднимание языка вверх (к верхней губе);
  • Опускание языка вниз (к нижней губе);
  • Придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
  • Боковые отведения языка (вправо и влево);
  • Лёгкие плавные покачивающие движения языка в стороны;
  • Приподнимание кончика языка к твёрдому нёбу.

Пассивная гимнастика губ проводится с помощью следующих упражнений:

  • Поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии и собирают верхнюю губу;
  • Нижнюю губу собирают тем же приёмом;
  • Собирают губы в трубочку («хоботок»), производя движение языком к средней линии;
  • Растягивают губы в «улыбку», фиксируя пальцами в углах рта;
  • Поднимают верхнюю губу;
  • Опускают нижнюю губу;
  • Смыкают губы для выработки кинестетического ощущения закрытого рта.

При помощи пассивной артикуляционной гимнастики создают различные уклады губ, необходимые для произнесения гласных звуков (о, а, у, ы, и, э).

Пассивная гимнастика под руководством старшего инструктора ЛФК Юсуповской больницы сопровождается зрительным контролем и речевой инструкцией («Твой язык сейчас внизу: посмотри в зеркало и почувствуй это положение»).

Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках позволяет пациенту быстрее освоить методику упражнений.

Миогимнастика при дизартрии

Метод миокоррекции, направленный на укрепление мышц при исправлении зубочелюстных аномалий, в течение длительного времени активно применяется ортодонтами.

Сегодня миокоррекционные упражнения взяли на вооружение и логопеды, поскольку всё чаще фиксируется сложная структура речевых дефектов, которая требует междисциплинарных подходов для устранения нарушений. Традиционный комплекс артикуляционной гимнастики может оказаться неэффективным.

Реабилитологи Юсуповской больницы применяют дополнительные упражнения, которые целенаправленно воздействуют на восстановления функции определённых мышц.

Логопеды, работая над произносительной стороной речи, формируют следующие навыки:

  • Артикуляционный уклад звуков;
  • Просодические компоненты, правильный ритм, темп, внятность речи;
  • Достаточный речевой выдох.

Всё это требует хорошей мышечной динамики. В коррекционных занятиях по исправлению звукопроизношения выделяют следующие виды миогимнастических упражнений:

  • Для мимических мышц;
  • Для круговой мышцы рта;
  • Для мышц головы и шеи;
  • Для мышц языка;
  • На развитие физиологического и речевого дыхания;
  • На развитие кинестетической и кинетической организации артикуляционной моторики;
  • На правильную артикуляцию определённых звуков.

Равновесие мышц достигается миогимнастикой без использования вспомогательных средств и мышечной гимнастикой с помощью дополнительных приспособлений:

  • Активаторов для развития круговой мышцы рта;
  • Резиновых колец;
  • Вестибулярных пластин;
  • Миофункциональных трейнеров.

Миофункциональные трейнеры, разработанные ортодонтами, корректируют и предупреждают орофациальные нарушения. В логопедической практике их используют со следующей целью:

  • Для активизации кинестетических афферентаций, создания артикуляционной базы для шипящих, сонорных звуков;
  • Для улучшения подвижности языка, его тонуса, чувствительности и нормализации тонуса артикуляционных мышц, которые принимают участие в продуцировании всех фонем;
  • Для улучшения мышечного тонуса нижней губы, растягивания подъязычной связки и верхнегубной связки;
  • Для иннервации мягких тканей нёба, массажа альвеолярных отростков, тренировки жевательных и мимических мышц.

Для миогимнастики при дизартрии применяют вестибулярные пластинки с бусинкой. Бусинка является динамическим элементом, стимулирующим определённые зоны языка и нёба.

Щиток пластины располагается между губами и зубами, анатомически повторяя форму челюстей.

Логопед, в зависимости от поставленной задачи при коррекции звукопроизношения, опускает бусинку вверх или вниз, то есть, работает с мышцами кончика или корня языка, нёбом.

Артикуляционная гимнастика при стёртой дизартрии

Дети со стёртой дизартрией отстают в физическом развитии значительно больше, чем дети, страдающие функциональной дислалией (нарушением звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата). У детей со стёртой формой дизартрии врачи выявляют следующую неврологическую симптоматику:

  • Стёртые парезы (неполные параличи);
  • Гиперкинезы (избыточные насильственные двигательные акты, возникающие помимо воли пациента);
  • Нарушения мышечного тонуса в артикуляционных и мимических мышцах.
Читайте также:  Времена года картинки для детей дошкольного возраста, стихи, загадки, рассказы по карточкам

Нарушения нервно-психических значительно больше выявляется при лёгких формах дизартрии, чем при функциональной дислалии. Работа логопеда с пациентами, страдающими стёртой формой дизартрии, не ограничивается постановкой и исправлением дефектных звуков. Она имеет более широкий диапазон коррекции речи ребёнка в целом.

При стёртой форме дизартрии логопеды вводят в план коррекционной работы дополнительный подготовительный этап, который необходим для нормализации моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики (интонационно-выразительной окраски речи).

Учитывая речевую и неречевую симптоматику дизартрии, детям со стёртой формой речевого расстройства проводится дифференцированный логопедический массаж для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Детям с повышенным тонусом и гиперкинезами проводят расслабляющий массаж.

Применяют следующие приёмы:

  • Похлопывание;
  • Поколачивание;
  • Лёгкую вибрацию;
  • Поглаживание не более 1,5 минут.

Все движения выполняют от периферии к центру: от висков к середине губ, носу, центру лба. Детям с пониженным тонусом делают укрепляющий массаж, который включает глубокое растирание, разминание, поглаживание с усилием до трёх минут. Все движения выполняются от центра лица в стороны: от середины губ к углам, ото лба к вискам, от середины языка к кончику, от носа к ушам.

Для нормализации моторики артикуляционного аппарата выполняют упражнения для жевательных мышц:

  • Открыть и закрыть рот;
  • Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд;
  • Надуть щёки и расслабить.

Пациенты выполняют движения нижней челюсти вбок, втягивают и расслабляют щёки, открывают рот с запрокидыванием головы назад, закрывают рот и держат голову прямо.

Гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щёк включает следующие упражнения:

  • Одновременное и попеременное надувание обеих щёк;
  • Втягивание щёк в ротовую полость;
  • Вытягивание вперёд «хоботком» сомкнутых губ, а затем возврат их в нормальное положение.

Пациентам предлагают сделать «оскал» – растянуть губы в стороны, плотно прижать к дёснам, обнажить оба ряда зубов, втянуть губы в ротовую полость при раскрытых челюстях, поднять только верхнюю губу, обнажив верхние зубы, оттянуть нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». Логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи. Он на первых порах во время занятий больше говорит сам.

В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведён к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Постепенно речевой материал усложняется.

Когда речь начинает улучшаться, появляются ритмичные фразы различной длины.

Для развития правильного речевого дыхания логопеды применяют следующие методики:

  • Специальные игры-упражнения (игру на дудочках, сдувание мелких предметов, надувание мыльных пузырей);
  • Фонетическую ритмику;
  • Голосовые упражнения.

Для формирования просодической стороны речи применяются упражнения по развитию ритма, освоению ритмики слова. Пациентов знакомят с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией, формируют интонационную выразительность в экспрессивной речи.

Сенсорные нарушения преодолевают, развивая пространственно-временные представления, выполняя упражнения по развитию осязания.

Для того чтобы пройти курс артикуляционной, дыхательной, пассивной и пассивно-активной гимнастики при дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
  • Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
  • Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Скачать прайс на услуги

Картотека по логопедии на тему: Комплекс игр и упражнений для детей с дизартрией | Образовательная социальная сеть

КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Формирование артикуляционной и мимической моторики

  1. Упражнение «Говорливый ручеек»

Цель — развитие артикуляционной моторики.

Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам — динь-динь-динь, по корягам — буль-буль-буль, по осоке — ш-ш-ш-ш».

  1. Упражнение «Ветер, ветер…»
  • Цель — развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.
  • Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.
  • У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф.
  • У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х.
  • У Осени — прохладный — с-с-с.
  • У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в.

Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.

  1. Цель — развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха, эмпатии.
  2. Игровой материал: бумажный осенний листок, снежинка, тучка, птичка, воздушный шарик.
  3. Методика проведения. Педагог читает стихотворение:
  4. Там, на холмах, сидит чудак,
  5. Сидит и дует так и сяк.
  6. Он дует вверх,
  7. Он дует вбок,
  8. Он дует вдоль и поперек.

Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.

Цель — развитие артикуляционной моторики и мимики, слуховой памяти.

Игровой материал: «муравейник и муравьи», пиктограммы.

Методика проведения. Педагог рассказывает детям историю: «В муравейнике живет много муравьев. Однажды утром, когда проснулось солнышко, деревья зашумели своей листвой, желая всем жителям леса доброго утра, обогрело солнышко и муравейник…»

Дети теплым воздухом дуют на муравейник (открытым ртом «х-х-х»).

«Проснулись муравьи, зашевелились (приставить палец к щеке и обвести вокруг него языком изнутри, слева и справа) и стали вылезать из муравейника. Первым появился маленький муравьишка и очень удивился: «О!», затем вылезли хмурые взрослые муравьи и посмотрели по сторонам: «У!»…»

Педагог играет различное количество звуков, вызванный ребенок ставит рядом с муравейником картинки с соответствующим количеством муравьев, а остальные дети мимически воспроизводят пиктограмму и произносят звук, указанный на карточке.

  1. Упражнение «Щи из топора»

Цель — развитие артикуляционной и пальчиковой моторики, продолжительного выдоха, сенсорных представлений.

Игровой материал: кастрюля, игрушечный топорик, овощи или карточки — их заместители.

Методика проведения. Предварительно на занятиях дети знакомятся со сказкой «Каша из топора» и на ее основе составляют сюжет новой сказки «Щи из топора». Педагог раздает детям вырезанные геометрические фигуры.

Они подбирают похожий по цвету или форме овощ, называя его. Если детям трудно выполнить это задание, то используются муляжи или настоящие овощи. Рассказывая сказку, дети кладут в кастрюлю необходимые продукты.

Параллельно с рассказом предлагается двигательное и звукоподражательное изложение сказки.

  • Для иллюстрирования предлагаются следующие движения:
  • «разжигание огня» — ритмичные щелчки пальцами обеих рук;
  • «раздувание огня» — набрать воздух через нос и медленно выдыхать через рот, сложив губы трубочкой в виде буквы «о»;

«кипение воды» — дети держат щечки пальцами и, раздувая их, воспроизводят шум кипящей воды или, раздувая щеки и резко выталкивая воздух изо рта, произносят: «Пых-пых-пых…»;

  1. «мытье овощей» — одна рука у ребенка сжата в кулак, ладошкой второй руки он трет его. Затем руки меняются;
  2. «резка картошки» — по ладошке одной руки ребенок ритмично ударяет ребром другой руки (движения идут от кисти к кончикам пальцев);
  3. «шинкование капусты» — руки у детей сжаты в кулачки, продолжительными движениями с усилием ритмично трут ноги выше колен;
  4. «шинкование морковки» — четкие, резкие, скользящие движения ладошки одной руки по ладошке другой.

Все движения сопровождаются определенными ритмически организованными звуками, которые заранее подбираются детьми. В процессе иллюстрирования сказки дети должны как можно полнее использовать весь накопленный багаж двигательных и звукоподражательных средств.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector