Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинках

Артикуляционный аппарат отвечает за словообразование и представляет собой целую систему органов и мышц. Артикуляционная гимнастика для звука [ш] помогает укрепить мышцы губ, языка и щек, улучшить кровообращение и помочь ребенку овладеть звуками родной речи.

Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинках

Причины неправильного произношения шипящих

В норме произношение [ш] появляется в 3-5 лет. Если шипящий звук есть, но он дефектный, говорят о сигматизме звука [ш].

Различают три разновидности сигматизма.

  1. Межзубный. [Ш] слышится шепеляво. Возникает из-за короткой подъязычной связки или высокого твердого неба.
  2. Боковой. Вместо [ш] в словах слышится что-то похожее на хлюпающий звук. Это происходит, если мышцы языка с одной стороны слабее, чем с другой. Также нарушение вызывается открытой формой бокового прикуса.
  3. Носовой. Звук [ш] напоминает храп через нос. Причина — перенапряжение стенки языка сзади.

Мышцы речевого аппарата нужно укреплять с помощью гимнастики, чтобы артикуляционные органы принимали нужное положение при воспроизведении звука. Если игнорировать дефект и пустить развитие речи на самотек, переучить ребенка будет очень сложно. Если у малыша нарушена речь, в дальнейшем это обязательно скажется на чтении и письме.

Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинках

Артикуляционные упражнения для звука [ш]

Для всей группы шипящих звуков именно [ш] является основой. Это базовый звук, и работа по постановке шипящих начинается со звука [ш].

Если артикуляционный аппарат ребенка слаб, не имеет смысла начинать постановку звука. Малыш физически не может правильно его произносить. Сначала нужно укрепить язык, щеки и губы. Существует целый комплекс артикуляционных упражнений – для звука [ш] и не только, – которые нужно выполнять дома, чтобы развивать подвижность и упругость губ и языка.

  1. «Улыбочка». Рот закрыт, губы сомкнуты. Растягиваем губы в улыбку и фиксируем в этом положении. Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинках
  2. «Хоботок». Рот держим закрытым, губы вытягиваем в упругий хоботок, удерживаем. Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинках
  3. «Змейка». Слегка приоткрываем рот, высовываем острый, напряженный язычок – и быстро прячем. Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинках
  4. «Часики». Приоткрываем рот так, чтобы можно было просунуть язык. Уголки рта растягиваем в улыбочку. Язычок держим на весу и касаемся по очереди уголков рта, двигаем кончиком языка из стороны в сторону. Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинках
  5. «Качели». Приоткрываем рот, как в предыдущем упражнении, улыбаемся. Язык держим на весу и двигаем поочередно вверх и вниз. Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинках
  6. «Месим тесто». Высовываем язык, расслабляем его. Плоский язык кладем на нижнюю губу, верхняя губа лежит на языке. В таком положении произносим: «Пя-пя-пя». Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинках
  7. «Чистим зубки». Рот приоткрыт так, чтобы можно было просунуть язык. Уголки рта растягиваем в улыбку. Кончиком языка «чистим» зубы от одного уголка рта к другому. Сначала верхние зубки, в одну сторону и обратно, затем точно так же — нижние. Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинках
  8. «Чашечка». Улыбаемся, приоткрываем рот так, чтобы можно было просунуть язык. Плоский язык кладем на нижнюю губу. Края языка стараемся приподнять вверх, чтобы в языке получилось углубление («чашечка»). Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинках
  9. «Лошадка», или «Цоканье». Улыбаемся, приоткрываем рот, язык не высовываем. Кончик плоского язычка кладем на верхнее небо и цокаем.
  10. «Грибок». Широко открываем рот, плоский язык прижимаем к верхнему небу и удерживаем в таком состоянии столько, сколько получится.
  11. «Варенье». Приоткрываем рот так, чтобы можно было просунуть язык. Кончиком языка облизываем верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Представляем, что посередине губы осталось варенье и мы его слизываем.

Выполнять упражнения нужно каждый день. Ребенок должен стараться задерживаться по несколько секунд в каждом положении и удерживать мышцы в напряжении.

Постановка и автоматизация звука [ш]

Когда речевой аппарат ребенка достаточно укреплен, можно попробовать показать ему, как произнести звук [ш]. Сделать это несложно.

Нужно взять ушную палочку, поставить ее между челюстями малыша одним концом на себя, а другим – в рот (как будто он ее прикусил) и попросить произнести звук [ш]. Артикуляционный аппарат принимает верное положение.

Повторять упражнение с ватной палочкой нужно до тех пор, пока малыш не начнет произносить звук правильно уже без палочки.

Зачастую поставить звук бывает проще, чем его автоматизировать. Не нужно наседать на ребенка и постоянно одергивать. Внедрять правильный [ш] надо постепенно.

  1. Сначала просим повторять слоги: аш–аш–аш; ош–ош–ош; уш–уш-уш; ыш–ыш–ыш.
  2. Затем родитель говорит часть слова, а ребенок добавляет звук [ш]: камы–ш; малы–ш; каранда–ш; ланды–ш; мы–шь.
  3. Подбираем слова с нужным звуком посередине: деду–ш–ка; бабу–ш–ка; лягу–ш–ка; поду–ш–ка; мо–ш–ка; кро–ш–ка; ми–ш–ка; ко–ш–ка; мы–ш–ка. Можно тренироваться на именах друзей: Маша, Миша, Даша, Саша, Ксюша и т. д.
  4. Постепенно переходим к целым предложениям:
    • Ши-ши-ши – подрастают малыши.
    • Уш-уш-уш – я приму горячий душ.
    • Аш-аш-аш – это мамин карандаш.
    • Ишни-ишни-ишни – созревают вишни.
  5. И усложняем:
    1. Нашей Маше
    2. Дали манную кашу.
    3. Маше каша надоела,
    4. Маша кашу не доела,
    5. Маша, кашу доедай,
    6. Маме не надоедай.
  6. Не забываем делать артикуляционную гимнастику для шипящих звуков каждый день. Это обязательная разминка для речевого аппарата.

    Как приучить ребенка заниматься?

    Далеко не каждый малыш воспринимает родителя как педагога. Ребенка нужно заинтересовать. Можно посадить любимую игрушку крохи напротив себя и делать вид, что занимаетесь с игрушкой. Но игрушка расстраивает маму: мишка (кукла, зайчик) не слушается и совсем не хочет делать артикуляционную гимнастику. Ай-ай-ай. Мама грустит. Может, любимый сыночек ее порадует?

    Очень помогает зеркало, не зря в кабинете логопеда всегда есть этот предмет. Ребенок может немножко покривляться, почувствовать себя более раскованно и не отвлекается на посторонние занятия.

    Для того чтобы завлечь маленького непоседу, можно попробовать и визуализацию упражнений.

    • Найти интересное видео с нужными упражнениями, где занимается другой ребенок. Возможно, подражать ему будет веселее.
    • Подготовить карточки с изображением подходящих предметов для упражнений – это могут быть бегемот, змея, блинчик, варенье и т. д. Так вы наметите своеобразный план занятия: достаете карточку, называете предмет, малыш выполняет упражнение.
    • Можно сделать презентацию на компьютере: оформить слайды на тему конкретного упражнения или использовать фотографии ребенка, где он широко открывает рот, как бегемотик, или вытянул губы трубочкой, как слоник.

    Это лишь некоторые способы. Вы можете придумать еще много интересного и найти подход к своему ребенку. Посмотрите внимательнее в корзину для игрушек – вдруг там есть что-то, что вам поможет?

    И помните: все будет хорошо. Если вы читаете эту статью, значит, уже помогаете своему ребенку говорить правильно. Не торопите его, будьте с ним на одной стороне, и у вас все получится.

Буклет "Артикуляционная гимнастика. Способы постановки шипящих звуков

  • Развитие мышц артикуляционного аппарата.
  • Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
  • При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:
  • Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в день.
  • Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
  • На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
  • Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  • Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз.
  • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.
Читайте также:  Снегурочка своими руками: поделки в детский сад и школу 45 фото

Комплекс артикуляционной гимнастики для группы шипящих звуков (Ш, Ж,Ч',Щ').

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Удержать под счет от 1 до 10.

«Трубочка»

Сделав «Заборчик», вытянуть губы вперед, округлив как при звуке «О». Удержать под счет от 1 до 10.

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Чашечка»

Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10..

« Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

  1. Правильная артикуляция звука «Ш»:
  2. — губы округлены и выдвинуты вперед
  3. — зубы сомкнуты, либо сближены
  4. — кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.
  5. — теплая воздушная струя выдыхается по середине языка
  6. — звук «Ш» произносится без голоса – глухой
  7. Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинках
  8. Способы постановки [ш]:

1.От артикуляционного уклада.

Посмотри, когда произносим звук ш губы улыбаются , между зубами щель , язык широкий, поднимается вверх. Предлагаем подуть на язычок.

2. От опорного звука.

Постучи по бугоркам, произнося т-т-т и подуй на язычок. Получается звук ш.

3.С механической помощью.

Кончик языка отводят шпателем за верхние зубы, ребёнок произносит «са-са-са» = «ша-ша-ша».

4. По подражанию: Как шумят листья на деревьях? Как шипит змея? — ш-ш-ш. Повтори за мной.

  • 5. Смешанный способ (от артикуляционного уклада с механической помощью)
  • Для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы. Если звук ш произносится правильно, то
  • — добавив голос, мы получим звук ж;
  • — добавив подъем средней части спинки языка, получим щ;
  • — добавив подъем средней части спинки языка и смычку перед щелью, получим ч.

Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинках

Способы постановки [ж]

  • От опорного звука: ребенку предлагается произнести звук ш и, добавив голос, получить звук ж.
  • По подражанию: ребенку предлагается образец произношения с игровыми образами (жужжание жука, пчелы) одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией.
  • С механической помощью:  кончик языка отводят шпателем за верхние зубы, ребёнок произносит «за-за-за» = «жа-жа-жа».

Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинках

Способы постановки [щ']:

Для вызывания [щ] ребенка просят длительно произнести [ш], растянуть губы в улыбку, продвигая язык вперед => [щ].  

2.По подражанию: ребенку предлагается образец произношения с игровыми образами ( щеткой, подметают пол ); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией.

3. Механически: поднятие шпателем кончика языка при произнесении «сь» или«ся» = [щ] или слог«ща».

Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинках

Способы постановки [ч'] :

  1. Звук «ч» — аффрикат, состоящий из звуков «ть» и «щ».

  1. Если доступна нормированная артикуляция указанных звуков, то ребенку предлагается усиленно произносить звук «ть», несколько оттянув язык назад, от верхних резцов к альвеолам, а затем протянуть язык.
  2. Ребенку предлагается образец произношения с игровыми образами (поезд едет ч-ч-ч); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией.
  3. От слога «ать»: подложить шпатель под язык, поднять его к альвеолам, одновременно нажимая на углы губ, добавляя этим выдвижение их вперёд как при [ч].
  4. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
  5. Абатская средняя общеобразовательная
  6. школа №1
  7. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
  8. ГИМНАСТИКА
  9. СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ШИПЯЩИХ
  10. ЗВУКОВ [Ш],[Ж],[Щ'],[Ч']
  11. Егорова Полина Юрьевна,
  12. учитель-логопед
  13. МАОУ Абатская СОШ №1
  14. c.Абатское, 2019

Формирование правильного звукопроизношения шипящих у дошкольников в домашних условиях

Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинках

Причины плохого звукопроизношения

По логопедическим нормативам правильное произношение должно сформироваться к среднему дошкольному возрасту. Однако даже у старших дошкольников наблюдаются нарушения дикции. Специалисты приводят данные о том, что труднее всего детям дается произнесение шипящих звуков: ш, ж, ч, щ.

Несовершенство дикции может проявляться в неверном произнесении звука, замене одного на другой (машина-масына), его пропуске. Специалисты выделяют основные причины плохого произношения.

К ним относятся строение речевого аппарата, недостаточное развитие фонематического слуха, восприятия, отношение родителей.

Особенности физиологии

  • малоподвижность артикуляционного аппарата;
  • неправильно сформированный прикус,
  • короткая уздечка языка,
  • высокое нёбо.

Несформированность фонематического восприятия

  • дошкольник не различает на слух отдельные звуки, замещает их.

Неправильное поведение взрослых

  • слишком долгое время дают соску малышу, особенно в тот период, когда происходит становление речи (ранний возраст);
  • продолжительное использование соски приводит к формированию неправильного прикуса, влияющего на произношение многих звуков, особенно шипящих;
  • намеренное искажение речи взрослыми, чтобы, по их мнению, стать понятным малышу;
  • недовольство дикцией дошкольника и требование говорить внятно, не обучая при этом правильной артикуляции;
  • возможное нарушение слуха, не замеченное родителями.

Как можно проверить речь дошкольника в домашних условиях?

Определив, что дошкольник не умеет говорить шипящие, родители должны обратиться к специалисту.

В домашних условиях они также могут обследовать речь ребенка, чтобы понять, какие именно шипящие искажаются.

По логопедическим правилам обследование начинается с отдельного произнесения определенного звука, затем идет произнесение его в слогах, словах, и только потом в предложениях. Например:

Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинках

  1. Родитель, предлагая малышу воспроизвести шипящие ш, ж, ч, щ, медленно и внятно произносит их. Интереснее предложить игровую форму в виде речевых упражнений: «Змея зашипела: ш-ш-ш», «Пчелка зажужжала: ж-ж-ж».
  2. Для проверки состояния звука в слогах малыша побуждают повторять слоги, например, ши-жи, ча-ща, жу-шу, чу-щу, аш-аж, ач-ащ, щи, чух, кыш, вжик. При этом проверяемые звуки должны стоять в начале слога, середине, конце.
  3. На следующем этапе идет проверка произнесения звука в словах. Для заинтересованности используются картинки, где нарисованы предметы на заданный звук (шишка, жираф, шалаш, чайник, щука и прочие). При этом можно использовать логопедический наглядный материал, а можно подобрать вместе с ребенком картинки в детских книжках. Главное, чтобы они соответствовали определенным правилам: шипящие должны четко звучать в словах, стоять в начале слова, середине, конце (шуба, машина, камыш). По такому же принципу подбираются слова с другими шипящими: жук, ружье, лыжи и т. д.Хорошо, если обследование будет проходить в виде игровых упражнений. Например, «Как назвать ласково (птица-птичка, коза-козочка, жук-жучок, зима-зимушка, солнце-солнышко)? »
  4. Последний этап предполагает проверку звука в предложении, в котором подобрано несколько слов с проверяемым шипящим. Этой цели хорошо служат чистоговорки, например, «Тише, мыши, не шумите! Кота с кошкой не будите!» Подойдут для обследования шипящих классические скороговорки: «Шла Саша…», «Кукушка кукушонку…»
Читайте также:  Фрукты картинки для детей детского сада: карточки, раскраски

Важно! При обследовании ребенка нужно попытаться определить причину неправильного произношения, чтобы понять, что повлияло на искажение дикции.

Порядок постановки шипящих

Если ребенок страдает плохим произношением только какого-то определенного шипящего (ш, ч, ж, щ), понятно, что работать нужно над постановкой одного звука. Но, как правило, у дошкольников происходит искажение произношения одновременно нескольких шипящих.

Тогда родителям важно знать, с какого звука, в первую очередь, начинать. Специалисты определяют соответствующий порядок и предупреждают, что каждый звук надо ставить индивидуально, причем начинать с самого доступного, постепенно переходя к более сложному.

По мнению логопедов, порядок постановки нескольких звуков зависит от физиологии дошколят: сначала ставится шипящий ш, потом ж, далее ч и щ.

Однако, могут быть изменения в последовательности постановки, так как все зависит от индивидуальных особенностей, определить которые может только специалист.

Как правильно работать над становлением звуков?

При постановке шипящих помощь логопеда несомненна. Только специалист профессионально обследует речь, выявит нарушения и предложит рекомендации по их исправлению в домашних занятиях.

Сделать это нужно как можно быстрее, так как нарушения в произношении мешают общению детей, тормозят подготовку к грамоте, способствуют появлению сопутствующих проблем, например, психологических комплексов, от которых придется избавляться в дальнейшем.

Логопеды отмечают, что зачастую проблема при произнесении шипящих заключается в том, что ребенок не может правильно владеть речевым аппаратом.

Именно поэтому работу над каждым звуком необходимо начинать с артикуляционной гимнастики. Выполняют ее с помощью зеркала, чтобы увидеть и понять работу челюсти, ротовой полости.

В дальнейшем это положительно повлияет на совершенствование фонематического слуха, следовательно, и на звукопроизношение.

Первый этап работы над шипящим является подготовительным, во время которого следует выполнять особые упражнения (для дыхания, губ, языка). Они помогут отработать точные движения артикуляционного аппарата, подготовиться к постановке тех или иных звуков. Выполняются в виде игровых упражнений, которые несложно провести в домашних условиях.

Этап 1. Тренировка дыхания

Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинкахАртикуляционная гимнастика предполагает тренировку дыхания, отработку движений губ и языка. Для нее родители могут использовать общепринятые логопедические игры, а могут сами придумать подобные. Чтобы заинтересовать дошкольника, его можно привлечь к подготовке таких игр: вырезать из легкой бумаги снежинки, пропеллеры к самолетикам, кораблики, разноцветные осенние листики. Главное, чтобы взрослый сам был увлечен процессом, тогда и ребенок будет с интересом выполнять упражнения.

Задания для развития дыхания

  • «Забей мяч в ворота», игра в необычный футбол. В центре стола строятся ворота, делаются ватные «мячики». Игроки с двух сторон дуют на ватные мячики так, чтобы они влетали в ворота. Взрослый следит за правильными артикуляционными действиями ребенка: широкая улыбка, язык на нижней губе.
  • «Снежинки на носу». Предложить дошкольнику сдуть ватный комочек с носа правильными движениями челюсти: широкая улыбка, язык на верхней губе, подуть, чтобы комочек взлетел вверх.
  • Аналогично проводятся игры «Метель», «Листья летят», «Кораблики», «Самолетики».

Этап 2. Гимнастика для артикуляционного аппарата

Упражнения для губ

Для разминки губ можно использовать логопедические упражнения:

  • «Удивимся-посмеемся». Дошколенок делает поочередно широкую и узкую трубочку губами. Широкая трубочка находятся в состоянии «о», «узкая» ‒ «у». Вслух ничего не произносятся, работают только губы.
  • «Трубочка-улыбка». Поочередно ребенок то широко улыбается, то делает движение губами по типу звука «о».

Упражнения для языка

Для тренировки языка также используются классические упражнения:

  • «Вкусное варенье», в котором язычком облизывается нижняя губа то влево, то вправо.
  • Для упражнения «Скачет лошадка» нужно «поцокать» языком, имитируя шаг лошади.
  • «Слоник – лягушка»: губы попеременно имитируют то хобот слона, то улыбку лягушки.
  • «Веселые качели»: кончиком языка дотянуться до верхних зубов, затем опуститься к нижним.
  • «Тик-так»: кончиком языка, имитируя движения часов, двигаться влево и вправо с разной скоростью.
  • «Краски»: «раскрашиваем нёбо» язычком.

Артикуляционная гимнастика для звука Ш и шипящих звуков Ж, Щ, Ч в картинках

Дошкольник быстрее овладеет правильным произношением шипящих при четком проведении подготовительного этапа, поэтому им пренебрегать не стоит. Длительность таких занятий будет зависеть от индивидуального развития ребенка, состояния его артикуляционного аппарата. Специалисты советуют продлить их, если улучшение не произошло после трех занятий.

Этап 3. Работа над постановкой шипящих

Важно! Для постановки шипящего звука у дошкольника взрослому следует самому внимательно исследовать с помощью зеркала положение губ и языка при правильной артикуляции, только потом обучать ребенка.

​​​​​Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях. Для этого можно использовать разные способы:

  • Повторение чистоговорок, скороговорок, пословиц, разучивание небольших стихотворений, в которых присутствуют шипящие звуки. Для закрепления свободного использования звука в речи родители могут побуждать детей рассказывать сказки, придумывать небольшие тексты по картинкам, из личного опыта детей.
  • Если работа по звукопроизношению начинается с шипящего «ш», то постановка звука «ш» предполагает активное вовлечение дошколят в игры на формирование фонематического восприятия, например, «Бабочка». Дети хлопают в ладошки («ловят бабочку»), когда слышат нужный звук в словах (игрушка, малыш, шина, картошка).
  • В целях постановки звука «ж» можно предложить дошколенку хлопать при словах со звуком «ш», поднимать руки вверх при словах со звуком «ж» (камыш, жук, мышонок, жужжит).
  • Научить говорить звук «щ» можно легко, если уже хорошо поставлен звук «ш». Родители могут использовать постановку «щ» по подражанию, аналогично играм со звуком «ш» (щенок, щавель, ищем). Хорошо помогает игра «Преувеличение»: взрослый бросает мяч с определенным словом, дошкольник «возвращает» слово в преувеличенной форме (глаза-глазищи, кот-котище, усы-усищи, зубы-зубищи).
  • Со старшими дошкольниками родители могут поиграть в игру «Угадай, где звук?», для которой нужно подобрать слова с шипящим в разной позиции. Для поддержания интереса подбираются разного цвета карточки, обозначающие начало слова, середину, конец. Тогда дошколятам необходимо сосредоточиться и не перепутать цвета.
  • Словотворчество широко используется для постановки звукопроизношения. Игра «Доскажи фразу» очень нравится детям, при этом идет и постановка звуков, и общее развитие речи. Взрослый придумывает слог, ребенок добавляет предложение в рифму:

Жа-жа-жа, Мы поймали ужа. Ша-ша-ша, Мама кормит малыша. Ча-ча-ча, Вот наша дача. Ща-ща-ща,

  • Березовая роща.
  • Аналогично придумываются фразы с другими слогами.

Постановка звуков родного языка необходима не только для развития правильной речи, но и для формирования личности дошколят. Если у детей будет хорошее звукопроизношение, значит, они без особых трудностей смогут овладевать программой детского сада, школьным материалом.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч):

Правила выполнения артикуляционной гимнастики для шипящих звуков (Ш, Щ, Ж, Ч)

Многих моих родителей, с которыми я работаю в Минске и Заславле, а также, я думаю и других, волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка.

Читайте также:  Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках

Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата.

Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для группы шипящих звуков (Ш, Ж).

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
  3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  4. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  5. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  6. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  7. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.
  • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.
  • Правильная артикуляция звуков «Ш», «Ж»:
  • — губы округлены и выдвинуты вперед
  • — зубы сомкнуты, либо сближены
  • — кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.
  • — теплая воздушная струя выдыхается по середине языка
  • — звук «Ш» произносится без голоса — глухой
  • — звук «Ж» произносится с  голосом — звонкий
1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

  1. Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.
  2. Тянем губы мы к ушам,
  3. Улыбнемся малышам.
  4. А потом тяни вперед,
  5. Как у слоненка хоботок.

2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой  и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».
Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

  • Щеки я не надуваю,
  • Мяч в ворота загоняю.
  • 3. «Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)
  • Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

  1. Рот окрою я немножко,
  2. Губы сделаю «окошком».
  3. Зубы верхние — смотри:
  4. Чищу «чашкой» изнутри.

4. «Ириска» (для укрепления мышц языка и отработки верхнего подъема языка).
Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.
Внимание: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5-2 см. Для неподвижности челюсти можно использовать стёрку, вставленную между коренными зубами. Выполнять медленно.
Ах, как это вкусно,
Ах, как это сладко.
Что это? Ириска?
Или шоколадка?
5. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.
Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять —
Гриб мне надо удержать.

Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки

Изображение взято из открытого источника yandex.ruРекомендую для начала прочитать эту статьюАртикуляционная гимнастика на свистящие звуки

Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ])

Для того, чтобы Ваш ребенок стал правильно произносить эти звуки, необходимо ему объяснить и показать правильную их артикуляцию, т.е. правильное положение языка. У всех звуков данной группы есть две общих закономерности – язычок всегда находится вверху и он должен быть широким.

Это главные правила, которые позволят и Вам отслеживать правильность произношения звука, и ребенку помогут контролировать себя. Для того, чтобы язык привык к такому положению, рекомендуем начинать каждое занятие с тех артикуляционных упражнений, в которых он такое положение и занимает.

Однако не стоит забывать и о том, что гимнастика должна содержать и общеукрепляющие упражнения.

«Чашечка»

Изображение взято из открытого источника yandex.ru

Язык принимает форму чашки, т.е. его края приподняты, а в середине-прогиб (данное упражнение можно выполнять как вне ротовой полости, т.е. вынося язык за зубы, а можно – в ротовой полости, держа язык в таком положении за зубами).

«Вкусное варенье»

Изображение взято из открытого источника yandex.ru

Язык принимает форму чашечки и облизывает верхнюю губу так, будто она была испачкана вареньем.

«Блинчик» или» Лопаточка»

Изображение взято из открытого источника yandex.ru

Кладём широкий язык на нижнюю губу.

«Накажем непослушный язычок»

Изображение взято из открытого источника yandex.ru

Широкий язык лежит на нижней губе, а верхняя губа производит шлепки с произнесением слогов ПЯ-ПЯ-ПЯ.

«Качели»

Изображение взято из открытого источника yandex.ru

Язычок поднимается вверх и опускается вниз, будто качаясь на качелях (упражнение так же можно выполнять вне ротовой полости, поднимая и опуская язык к губам, а можно – в ротовой полости, ставя язык каждый раз то за верхние, то за нижние зубки).

«Часики»

Изображение взято из открытого источника yandex.ru

Язык двигается, словно маятник часов, влево-вправо. Здесь важно знать, что движения должны быть резкими и чёткими, а не плавными, переходящие в простое облизывание губ.

«Маляр»

Изображение взято из открытого источника yandex.ru

Поднимаем язычок к нёбу и выполняем плавные движения вперёд-назад, словно красим потолок нашего рта.

«Расческа»

Изображение взято из открытого источника yandex.ru

Широкий язык будто причесывают верхние зубки, прижимая его. Выполнять это упражнение рекомендуется от средней части языка до кончика, а не в обратную сторону.

Не забывайте посетить наш блог, там много интересных статей????

Подписывайтесь на канал????, это поможет его продвижению, ставьте лайки????, делитесь своим мнением в х???? и задавайте вопросы

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector